Международно-правовое регулирование социального обслуживания инвалидов

(Жаворонков Р. Н.) ("Социальное и пенсионное право", 2012, N 3) Текст документа

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ИНВАЛИДОВ <*>

Р. Н. ЖАВОРОНКОВ

-------------------------------- <*> Zhavoronkov R. N. International-legal regulation of social care provided for disabled.

Жаворонков Роман Николаевич, ведущий научный сотрудник Московского городского психолого-педагогического университета, кандидат юридический наук.

В статье рассматриваются международные стандарты социального обслуживания инвалидов, закрепленные в международных документах. Анализируются положения документов ООН, касающиеся социального обслуживания. Делается вывод о том, что генеральной стратегией социального обслуживания инвалидов должно стать создание условий для независимого образа жизни.

Ключевые слова: инвалиды, дети-инвалиды, социальное обслуживание, социальное обеспечение, международное право социального обеспечения.

The article considers the international standards of the social services for the people with disabilities, contained in the international documents. It analyze the provisions of the UN documents concerning the social services. It also considers the features of the organization of the social services for children with disabilities. There is a conclusion in the article that the basic strategy of the social services for people with disabilities is to be the creation of the conditions for they independent living.

Key words: people with disabilities, children with disabilities, social services, social welfare, international social welfare law.

В течение последних 20 лет в России наблюдается устойчивая тенденция роста численности инвалидов. Если в 1990 г. общая численность инвалидов в РФ составляла 4338 тыс. чел., то в 2005 г. - 11484 тыс. чел., в 2010 г. - 13150 тыс. чел. <1>. В связи с этим является актуальным совершенствование российского законодательства о социальном обслуживании инвалидов в соответствии с международными стандартами. -------------------------------- <1> Кудаева Е. Г. Социальные барьеры трудоустройства инвалидов в современном российском обществе: Дис. ... канд. социолог. наук. Саранск, 2009. С. 100; Инвалидность - это не безвыходная ситуация: Интервью // Минздравсоцразвития России: URL: http://www. minzdravsoc. ru/social/invalid-defence/79.

Право каждого человека на социальное обслуживание закреплено в ст. 25 Всеобщей декларации прав человека <2>. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах <3> напрямую о праве на социальное обслуживание не говорится. Согласно ст. 9 Пакта каждый человек имеет право на социальное обеспечение. Поскольку социальное обслуживание является составной частью социального обеспечения, можно утверждать, что данным Пактом установлено право на социальное обслуживание <4>. -------------------------------- <2> Рос. газ. 1998. 10 дек. <3> Бюл. Верхов. суда Рос. Федерации. 1994. N 12. <4> Буянова М. О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики: теоретико-правовой аспект: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2003. С. 48.

В ряде документов МОТ (Конвенция N 102 "О минимальных нормах социального обеспечения", Конвенция N 157 и Рекомендация N 167 "О сохранении прав в области социального обеспечения") перечислены отдельные виды социального обслуживания (медицинское обслуживание, санаторно-курортное лечение, натуральная помощь и т. д.), но ни в одном из них не используется термин "социальное обслуживание". Однако, поскольку все эти виды помощи охватываются одним термином "социальное обслуживание", можно утверждать, что в указанных документах закреплено право на социальное обслуживание <5>. -------------------------------- <5> Благодир А. Л. Правовое регулирование социального обслуживания граждан: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 15.

Помимо документов общего характера, ООН приняла ряд актов, специально посвященных инвалидам, в которых конкретизируется их право на социальное обслуживание. В этих документах не употребляется термин "социальное обслуживание". Вместе с тем реализация ряда положений данных документов представляет собой деятельность, которая подпадает под определение социального обслуживания, содержащееся в российском законодательстве. Согласно ст. 19 Конвенции о правах инвалидов <6> все инвалиды имеют право жить в обычных местах проживания, при равных с другими людьми вариантах выбора. Государство должно содействовать полной реализации инвалидами этого права. С этой целью инвалидам должна быть обеспечена возможность выбирать наравне с другими людьми свое место жительства и то, где и с кем проживать. Инвалиды не должны быть обязаны проживать в каких-то определенных жилищных условиях. Недопустима изоляция или сегрегация инвалидов от местного сообщества. Инвалидам следует обеспечить доступ к разного рода вспомогательным услугам, оказываемым на дому и по месту жительства, включая персональную помощь, необходимую для поддержки жизни в местном сообществе и включения в него. Согласно ст. 20 указанной Конвенции государство должно принимать эффективные меры для обеспечения индивидуальной мобильности инвалидов с максимально возможной степенью их самостоятельности. Для этого необходимо содействовать индивидуальной мобильности инвалидов избираемым ими способом, в выбираемое ими время и по доступной цене. Следует облегчить доступ инвалидов к качественным средствам, облегчающим мобильность, устройствам, ассистивным технологиям и услугам помощников и посредников, в том числе за счет их предоставления по доступной цене. Также инвалидов и работающих с ними специалистов необходимо обучать навыкам мобильности. -------------------------------- <6> Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН А/61/611 от 6 дек. 2006 г. URL: http://daccess-ods. un. org/TMP/1389753.22246552.php.

Дополнительные положения по вопросам социального обслуживания инвалидов содержатся в Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов (Правило 9) <7>. Согласно этому документу инвалидам следует обеспечивать возможность проживать совместно со своими семьями. Для этого семьям необходимо предоставлять консультационные услуги, связанные с инвалидностью и ее влиянием на семейную жизнь, и патронажные услуги, а также устранять все неоправданные препятствия для лиц, желающих обеспечить уход или усыновить ребенка-инвалида или взрослого-инвалида. Учитывая, что инвалиды могут испытывать трудности при вступлении в брак и создании семьи, государствам следует содействовать возможности получать соответствующие консультации, в частности, по вопросам планирования семьи. -------------------------------- <7> Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/48/96 от 20 дек. 1993 г. // ООН: URL: http://www. un. org/russian/documen/convents/disabled. htm.

Особенности организации социального обслуживания детей-инвалидов конкретизированы в Замечаниях общего порядка N 9 "Права детей-инвалидов", подготовленных Комитетом по правам ребенка в 2006 г. (п. п. 41 - 50) <8>. -------------------------------- <8> The rights of children with disabilities: Committee on the Rights of the Child, General Comment N 9 (2006). URL: http:// www. unhchr. ch/ tbs/ doc. nsf/ (Symbol)/ CRC. C.GC.9.En? OpenDocument.

Государству следует обеспечить разностороннюю поддержку семей детей-инвалидов - оказание психологической помощи, обучение членов семьи языку жестов, оказание материальной поддержки в виде необходимых для ребенка-инвалида предметов потребления и оборудования, предоставление различных форм временного ухода за больными, оказание помощи находящимся на попечении инвалидов детям и др. Государство должно принять все меры для предупреждения злоупотребления и насилия в отношении детей-инвалидов в семье, школе и специализированных учреждениях, осуществляющих уход за детьми-инвалидами. Использовать практику помещения детей в специализированные учреждения следует только в качестве крайней меры, когда это абсолютно необходимо и отвечает наилучшему обеспечению интересов ребенка. Необходимо препятствовать практике помещения детей в специализированные учреждения лишь с целью ограничения свободы ребенка или права на его свободное передвижение. Государство должно уделять внимание реорганизации существующих детских учреждений, отдавая приоритет небольшим по размеру учреждениям по уходу с одновременным проживанием, в которых в полной мере соблюдались бы права и учитывались потребности ребенка, разработке национальных стандартов уровня ухода в детских учреждениях и внедрению жестких процедур проверки и контроля для обеспечения эффективного осуществления этих стандартов. Должны разрабатываться программы по деинституционализации детей и возвращению их в свои семьи, передаче на воспитание в расширенные семьи или помещению в систему патроната. Организации, отвечающие за помещение детей в приемные семьи, должны осуществлять необходимую подготовку и стимулировать подходящие семьи, а также оказывать им поддержку, которая позволит приемной семье обеспечивать надлежащий уход за ребенком-инвалидом. Государство должно проводить периодическую оценку ухода, получаемого ребенком, и всех других условий, связанных с попечением о нем, с целью обеспечения контроля за его благополучием. Из содержания приведенных документов ООН следует, что генеральной стратегией социального обслуживания инвалидов должно быть создание условий, для того чтобы они жили в местах обычного проживания людей (то есть не были изолированы или сегрегированны путем помещения в стационарные учреждения социального обслуживания) и могли вести независимый образ жизни. При этом в отношении инвалидов, не являющихся детьми или пожилыми, этот подход не допускает никаких альтернатив. Вместе с тем документами ООН допускается помещение пожилых лиц в специализированные учреждения, когда невозможно обеспечить их проживание дома <9>. -------------------------------- <9> Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 46/91 от 16 дек. 1991 г. // ООН: сайт. URL: http:// www. un. org/ ru/ documents/ decl_conv/ conventions/ oldprinc. shtml.

------------------------------------------------------------------

Название документа