Синдром "эмоционального выгорания" в профессиональной деятельности социальных работников
(Садыкова А. К.) ("Социальное и пенсионное право", 2012, N 3) Текст документаСИНДРОМ "ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ" В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ <*>
А. К. САДЫКОВА
Садыкова Айгуль Казикановна, ученый секретарь Ученого совета Академии Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан, кандидат педагогических наук, доцент педагогики.
В настоящей статье автор рассматривает проблему синдрома "эмоционального выгорания" как риск в профессиональной деятельности сотрудника социальных служб, ставится вопрос социальных гарантий для социальных работников.
Ключевые слова: социальная работа, социальный работник, синдром "эмоционального выгорания", стресс.
In this article the author examines the problem of the syndrome of "emotional burn out" as a risk of professional activity of a social worker, the author raises the question of social guarantees for social service staff.
Key words: social work, social worker, "emotional burn out" syndrome, stress.
Научным фактом является проблема влияния различных социально-психологических факторов на формирование синдрома эмоционального выгорания у специалистов служб социальной защиты населения (Т. Н. Мартынова, О. П. Бусовикова и др., 2003) <1>. Данная проблема, по мнению авторов, заслуживает особого внимания в связи с профессиональной подготовкой и переподготовкой специалистов по социальной работе, формированием у них навыков психогигиены и психопрофилактики в профессиональной деятельности. -------------------------------- <1> Сибирская психология сегодня: Сб. науч. тр. Вып. 2. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. 410 с.
Традиционно в общественном сознании и научной литературе при изучении профессиональной деятельности специалистов социономических профессий (врачей, педагогов, юристов, социальных работников и т. д.) акцент делается прежде всего на позитивных аспектах работы с людьми. Вместе с тем совершенно очевидно, что именно работа с людьми в силу предъявляемых ею высоких требований, особой ответственности и эмоциональных нагрузок потенциально содержит в себе опасность тяжелых переживаний, связанных с рабочими ситуациями, и вероятность возникновения профессионального стресса. По мнению исследователей, негативные психические переживания и состояния могут затрагивать разные грани трудового процесса - профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение и в целом отрицательно сказываться на профессиональном развитии личности. Социальная работа как вид профессиональной деятельности требует от специалиста особых знаний, умений и навыков, а также личностных качеств, без которых осуществление социальной помощи практически невозможно. Среди значимых качеств можно выделить гуманистическую направленность личности, личную и социальную ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность, готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональную устойчивость, личностную адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности. Профессиональная деятельность социального работника, независимо от разновидности исполняемой работы, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника. Как психологическое консультирование и психотерапия социальная работа отнесена к профессиям, требующим большой эмоциональной нагрузки, ответственности и имеющим весьма неопределенные критерии успеха. Социальным работникам, по роду своей деятельности вовлеченным в длительное напряженное общение с другими людьми, свойствен, как и другим специалистам, работающим в системе "человек - человек", так называемый синдром эмоционального выгорания. Социальная работа предъявляет жесткие требования к психофизиологическим особенностям специалиста-профессионала и требует научно обоснованные методы отбора, адаптации специалистов по социальной работе и профилактике синдрома эмоционального выгорания. Под "психическим выгоранием" понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Синдром выгорания, по описанию Согеу (1986) и Naisberg-Fennig (1991), выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще. В настоящее время не существует единой точки зрения на сущность психического выгорания и его структуру. Синдром эмоционального выгорания Е. Махер (1987) и К. Кондо (1990) рассматривают как разновидность стресса, где клиенты социальных служб выступают в качестве стрессогенных факторов <2>. Однако другие исследователи не отождествляют эффекты выгорания и профессиональные стрессы, рассматривая эмоциональное выгорание не как разновидность стресса, а как результат влияния комплекса стрессогенных факторов (С. Маслач, А. Г. Абрумова, В. В. Бойко) <3>. -------------------------------- <2> Орел В. Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психол. журн. 2001. Т. 22. N 1. С. 90 - 101. <3> Maslach C. Burnout: A multidimensional perspective // Professional burnout: Recent developmentsin the theori and research. Washington: Taylor & Trancis, 1993; Абрумова А. Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика // Психол. журн. 1985. Т. 6. N 6. С. 107 - 115; Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Наука, 1996. 154 с.
Так, В. В. Бойко рассматривает выгорание как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия, приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения. Выгорание - отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда выгорание отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности. В. В. Бойко описывает различные симптомы выгорания: эмоциональный дефицит, деперсонализации или личностная отстраненность, психосоматические и психовегетативные нарушения <4>. -------------------------------- <4> Бойко В. В. Указ. соч.
С. Маслач считает, что этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений. Под "эмоциональным истощением" понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В частности, в социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации, получения образования и других социальных услуг. Клиенты воспринимаются не как живые люди, а все их проблемы и беды, с которыми они приходят к профессионалу, с его точки зрения, есть благо для них. Наконец, редукция профессиональных достижений - возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней. Предложенные С. Маслач другие три компонента выгорания в какой-то степени отражают специфику той профессиональной сферы, в которой впервые был обнаружен этот феномен. Особенно это касается второго компонента выгорания, а именно деперсонализации, отражающей нередко состояние сферы социального обслуживания людей и оказания им помощи <5>. -------------------------------- <5> Maslach C. Op. cit.
Исследования последних лет не только подтвердили правомерность этой структуры, но и позволили существенно расширить сферу ее распространения, включив профессии, не связанные с социальной сферой. Это привело к некоторой модификации понятия выгорание и его структуры. Выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями. Такое понимание несколько видоизменило и его основные компоненты: эмоциональное истощение, деперсонализацию, профессиональную эффективность. С этих позиций понятие "деперсонализация" имеет более широкое значение и означает отрицательное отношение не только к клиентам, но и к труду, и его предмету в целом <6>. -------------------------------- <6> Трунов Д. Г. "Синдром сгорания": позитивный подход к проблеме // Экзистенциональная и гуманистическая психология: URL: http://hpsy. ru/public/x037.php.
Одним из показателей синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности являются состояния психической напряженности, вызванные конфликтами, трудностями в решении сложных социальных проблем, приводящими к ощущениям дискомфорта, тревоги, фрустрации, пессимистическим настроениям. Как показывают результаты исследований, развитие выгорания более вероятно у людей с меньшей степенью зрелости и самодостаточности, более импульсивных и нетерпеливых, не имеющих семьи, но нуждающихся в тех, кто мог бы их поддерживать или одобрять, имеющих цели и притязания, которые не вполне согласуются с реальностью. К этому также добавляется указание на то, что с возрастом вероятность развития выгорания уменьшается, то есть ему более подвержены начинающие работники, люди более молодого возраста <7>. -------------------------------- <7> Бусовикова О. П., Мартынова Т. Н. Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социальных работников // Экзистенциональная и гуманистическая психология: URL: http://hpsy. ru/public/x2627.php.
Однако большинство исследователей считает, что возраст, пол, стаж работы и другие социально-демографические характеристики не связаны прямо с профессиональным выгоранием. Большее значение имеет индивидуальный тип реагирования на стрессогенные ситуации. Анализ конкретных исследований синдрома психического выгорания показывает, что основные усилия психологов были направлены на выявление факторов, вызывающих выгорание. Традиционно они группировались в два больших блока: - особенности профессиональной деятельности (объективные факторы); - индивидуальные характеристики самих профессионалов (субъективные факторы). Некоторые авторы выделяют и третью группу факторов, рассматривая содержательные аспекты деятельности как самостоятельные. К объективным факторам (организационные и ролевые) можно отнести те, которые порождаются условиями самой работы или неправильной ее организации. К субъективным факторам, помимо индивидуально-психологических особенностей специалиста, следует отнести направленность личности, мотивацию профессиональной деятельности, удовлетворенность ею, а также удовлетворенность социально-психологическим климатом в коллективе, отношениями с коллегами и т. д. Обе группы факторов связаны между собой. С одной стороны, длительное психотравмирующее воздействие объективных факторов может приводить к изменениям, деформациям профессионала. С другой стороны, субъективные факторы особенно негативно проявляют себя именно при дополнительном воздействии объективных факторов <8>. -------------------------------- <8> Там же.
Обычно причина выгорания - это комбинация целого ряда факторов, но индивидуальная ситуация профессионального развития может усугублять или сглаживать их влияние. Формирование синдрома выгорания в профессиональной деятельности социального работника может быть связано с такими факторами, как ситуации изменения или утраты социального статуса; ситуация потери работы; ситуация риска; ситуации с экстремальными условиями; неопределенные ситуации и т. п. Характерными для "выгорающих" ситуаций являются перегрузки: слишком много клиентов, много требований, избыток информации. При увеличении перегрузок "помогающие" специалисты начинают неосознанно стремиться к уменьшению контакта - меньше личностно вовлекаются во взаимодействие, чаще прибегают к формальным правилам и ритуалам, используют более безличные методы работы. Еще один важный в данном контексте аспект рабочей ситуации - это возможность влияния на процесс работы и принятия касающихся работника решений. Если у специалиста присутствует чувство, что он ничего не может изменить в своей работе, что от него ничего не зависит, что его мнение не имеет значения и т. д., вероятность развития профессионального выгорания увеличивается. Ролевая неопределенность - в смысле неясной формулировки прав и обязанностей, возможностей человека, ролевая конфликтность - как противоречие разных ролей также способствует профессиональному стрессу и профессиональному выгоранию. В сущности, происхождение выгорания, видимо, невозможно однозначно связать с теми или иными организационными, личностными или ситуационными факторами, скорее оно является результатом сложного взаимодействия личностных особенностей человека, ситуации его межличностных отношений с его профессиональной и рабочей ситуацией, в которой он находится. Риск возникновения эмоционального выгорания личности специалиста в социальной работе может увеличиваться в следующих случаях: - монотонности работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным; - вкладывания в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки; - строгой регламентации времени работы, особенно при нереальных сроках ее исполнения; - работы с "немотивированными" клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям помочь им, и незначительными, трудно ощутимыми результатами такой работы; - напряженности и конфликтности в профессиональной среде, недостаточной поддержки со стороны коллег и их излишнего критицизма; - нехватки условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации; - работы без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования; - неразрешенность личностных конфликтов специалиста; - неудовлетворенности профессией, которая основана на осознании неправильности ее выбора, несоответствия своих способностей требованиям профессии, результативности своего труда и т. д. <9>. -------------------------------- <9> Ожогова Е. Г. Взаимосвязь синдрома психического выгорания и особенностей ценностно-смысловой сферы у педагогов общеобразовательных школ: Автореф. дис. ... канд. псих. наук. Саратов, 2008.
Сегодня насчитывается незначительное число работ, посвященных изучению феномена выгорания в профессиональной деятельности социальных работников, что свидетельствует о недостаточном внимании, уделяемом исследователями разработке данной проблемы. До настоящего времени данный феномен рассматривался в основном применительно к представителям других социономических профессий (в частности, "помогающих"): врачей, психологов, психотерапевтов, юристов, учителей и др. <10>. -------------------------------- <10> Василенко А. Ю. Личностные факторы профилактики эмоционального выгорания в процессе профессиональной самоактуализации: Автореф. дис. ... канд. псих. наук. Хабаровск, 2008.
Мы предлагаем рассматривать проблемы профилактики синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социальных работников через самореализацию личности как одну из целей педагогического процесса, заключающуюся в помощи личности осуществить свои позитивные возможности, раскрыть задатки и способности. Самореализация является результатом воспитания личности. Человек ощущает себя реализованным в жизни, когда его личностные амбиции удовлетворены, включая полученное образование, служебное положение, творческую состоятельность и пр. Таким образом, в период профессиональной подготовки в вузе слушатели должны получить представление о профессиональных возможностях и последствиях деятельности в сфере социальной защиты населения, приобрести навыки самоконтроля, самооценки, умения управлять своими эмоциями и т. д. Важнейшим принципом предотвращения синдрома эмоционального выгорания является соблюдение требований психогигиены самим социальным работником и наличие личного фундамента педагогической культуры труда.
Название документа