Вопросы временной нетрудоспособности, проблемы организации экспертизы временной нетрудоспособности, начисления и выплаты страхового обеспечения

(Мелехин А. И.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)

Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

ВОПРОСЫ ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ, ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

ЭКСПЕРТИЗЫ ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ, НАЧИСЛЕНИЯ

И ВЫПЛАТЫ СТРАХОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 1 февраля 2012 года

А. И. МЕЛЕХИН

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" (далее - Основы от 21.11.2011 N 323-ФЗ) и необходимостью принятия подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих область организации экспертизы временной нетрудоспособности, обоснованности выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности, предлагается обзор норм и положений законодательства Российской Федерации в области медицинской деятельности и области обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Декрет от 22.12.1917 "О страховании на случай болезни", действие которого распространялось на всю территорию Российской Республики, на всех лиц, занятых по найму во всех отраслях трудовых отношений, являлся одним из первых нормативных правовых актов, которым определялся порядок оказания медицинской помощи и правила выдачи денежных пособий в связи с временной и стойкой утратой трудоспособности.

В этих целях были учреждены больничные (страховые) кассы.

Участие в кассе начинается со дня допущения к работе и прекращается при вступлении участника в другую больничную кассу, а также спустя месяц после прекращения работы по договору найма.

Работодатели были обязаны:

а) заявлять больничной кассе в течение трех дней о каждом лице, поступившем к нему или выбывшем, равно в такой же срок сообщать обо всех изменениях, происшедших в занятиях и положении каждого из участников кассы;

б) доставлять подробные сведения о производимых предприятием работах, о выплаченной сумме заработка для каждого лица в отдельности в каждую из получек не позднее чем через неделю после выплаты.

Больничная касса действовала на основании устава, причем устав должен быть заявлен не позже дня открытия ее действия.

Больничной кассе предоставляется право самостоятельно производить расследование причин повышенной заболеваемости, причем виновные обязаны были возместить больничной кассе причиненные убытки по содержанию заболевших от причин, связанных с заболеваемостью.

Предметами страхования, установленными настоящим Декретом, являются врачебная помощь и денежные пособия.

Больничные кассы выдавали денежные пособия участникам кассы:

а) по случаю болезни, сопровождающейся утратой трудоспособности;

б) по случаю родов - беременным и роженицам;

в) по случаю смерти - на их погребение.

Денежные пособия по случаю болезни выдавались с первого дня потери трудоспособности по день выздоровления за действительно пропущенные заболевшим рабочим дни.

Денежное пособие по случаю родов устанавливается в размере полного заработка участницы кассы.

Пособие по случаю родов выдавалось в течение восьми недель до родов и восьми недель после родов (56 дней). В течение этого времени работодателю запрещается допускать женщин к работе.

Рабочий день для кормящей матери (в течение 9 месяцев после родов) должен быть не более шести часов в день.

Денежное пособие по случаю смерти предназначалось на покрытие расходов по погребению и выдавалось тому, как правило, члену семьи, который хоронит умершего.

Больничные кассы выдавали за счет страховых товариществ по нормам, установленным для больных участников кассы, пособия:

а) по случаю увечья, вследствие несчастных случаев, с первого дня потери трудоспособности по день восстановления ее или по день установления постоянной утраты трудоспособности;

б) по случаю смерти, вследствие несчастного случая.

Больничные кассы оказывали врачебную помощь в виде:

а) первоначальной помощи при внезапных заболеваниях и несчастных случаях;

б) амбулаторного лечения;

в) лечения на дому;

г) родовспоможения;

д) больничного (коечного) лечения с полным содержанием больных;

е) санитарного и курортного лечения.

Врачебная помощь сопровождается бесплатной выдачей лекарств, перевязочных средств, улучшенной пищи и всех необходимых медицинских принадлежностей. Врачебная помощь предоставлялась в течение всего периода болезни.

Больничные кассы могли самостоятельно или совместно с другими кассами:

а) устраивать и содержать собственные амбулатории, приемные покои, больницы, родильные приюты, ясли, санатории и прочее;

б) входить в соглашение с врачами, городскими, земскими и другими управлениями или учреждениями, а также с частными лечебными заведениями для привлечения их к оказанию медицинской помощи.

Кодекс законов о труде от 1918 года утвердил Правила о порядке установления нетрудоспособности (далее - Правила 1) и Правила выдачи пособий трудящимся во время их болезни (далее - Правила 2).

Правила 1 устанавливали, что нетрудоспособность лиц определяется освидетельствованием, производимым Бюро врачебной экспертизы (далее - Бюро), которые образовывались при страховых кассах. Врачи-специалисты, входящие в состав Бюро, преимущественно состояли из числа врачей больничных касс.

Подвергшемуся освидетельствованию в Бюро и признанному утратившим трудоспособность составлялся акт и выдавалось свидетельство.

В акте и свидетельстве указывалось, являлась ли утрата трудоспособности постоянной или временной. В случае временной утраты трудоспособности устанавливался срок, в который должно пройти вторичное переосвидетельствование.

Правила 2 определяли, что каждый трудящийся во время болезни получает пособие и врачебную помощь от местной больничной кассы.

Денежные пособия по случаю болезни выдавались больничными кассами с первого дня болезни по день выздоровления, исключая те дни, в которые он работал и, следовательно, получал вознаграждение от того предприятия, учреждения или хозяйства, сотрудником которого он состоял.

Размер пособий для беременных и рожениц устанавливался особыми постановлениями Народного комиссариата труда.

С введением Кодекса законов о труде от 09.11.1922 утратил силу Кодекс законов о труде от 1918 года.

Кодекс законов о труде от 1922 года содержал главу XVII "О социальном страховании", устанавливал правовые основы, в соответствии с которыми принимались подзаконные нормативные акты, регулирующие вопросы оказания медицинской помощи, назначения и осуществления выплат пособий по государственному социальному страхованию.

Социальное страхование как институт трудового права распространялось на всех лиц наемного труда.

Социальное страхование охватывало собою: а) оказание лечебной помощи; б) выдачу пособий при временной утрате трудоспособности (болезнь, увечье, карантин, беременность, роды, уход за больным членом семьи); в) выдачу дополнительных пособий (при кормлении ребенка, предметы ухода, погребение); г) выдачу пособий при инвалидности; е) выдачу пособий членам семейств трудящихся по найму в случае смерти или безвестного отсутствия их кормильца.

Все застрахованные в случае временной утраты трудоспособности независимо от причин, ее вызвавших, обеспечивались пособиями.

Пособия по временной нетрудоспособности выдавались со дня утраты трудоспособности по день восстановления ее или установления наличия инвалидности.

Пособия по беременности и родам выдавались застрахованным на все время их отпуска, который составлял для женщин, занятых физическим трудом, 8 недель (56 дней) до и 8 недель (56 дней) после родов, а занятых конторским и умственным трудом - 6 недель до и 6 недель после родов.

В случае рождения ребенка устанавливалось единовременное дополнительное пособие на предметы ухода за новорожденным, а также пособие на кормление ребенка. Последнее пособие выдавалось ежемесячно в течение 9 месяцев со дня рождения ребенка.

Выплачивалось пособие на погребение застрахованных и нетрудоспособных членов семьи, находящихся на их иждивении.

Производилась выплата пособия по безработице, которая устанавливалась соответствующим органом.

Кодекс законов о труде РСФСР от 1922 года утратил силу в связи с введением Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде от 15.07.1970 и Кодекса законов о труде РСФСР от 09.12.1971 (введен в действие с 01.04.1972) (далее - КЗоТ).

КЗоТ сохранил основные, ранее действующие принципы, нормы и положения государственного социального страхования, расширил перечень пособий по временной нетрудоспособности, а также определил, что средства государственного социального страхования используются на санаторно-курортное лечение рабочих и служащих, обслуживание их профилакториями и домами отдыха, на лечебное (диетическое) питание, на содержание пионерских лагерей и на другие мероприятия по государственному социальному страхованию.

Пособиями в связи с временной нетрудоспособностью в этот период обеспечивались рабочие и служащие и члены их семей в виде:

1) пособия по временной нетрудоспособности, а женщины, кроме того, пособия по беременности и родам;

2) пособия по случаю рождения ребенка;

3) пособия на погребение.

Пособия по временной нетрудоспособности выплачивались при болезни, увечье, временном переводе на другую работу в связи с заболеванием, при уходе за больным членом семьи, карантине, санаторно-курортном лечении и протезировании.

При болезни или увечье пособия выплачивались до восстановления трудоспособности.

Пособия по беременности и родам выплачивались в течение всего отпуска по беременности и родам.

Постановлением Совета Министров СССР и Всесоюзным центральным советом профессиональных союзов (далее - ВЦСПС) от 23.02.1984 N 191 были утверждены Основные условия обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию (далее - Основные условия от 23.02.1984), в соответствии с которыми Президиум ВЦСПС от 12.11.1984 утвердил Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию (далее - Положение от 12.11.1984), которое фактически прекратило свое действие только в связи с вступлением в силу с 01.01.2007 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).

Основные условия от 23.02.1984 и Положение от 12.11.1984 являлись нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы государственного социального страхования в соответствии с трудовым законодательством с учетом вносимых в него изменений и дополнений.

Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении были введены в действие с 01.07.1970, содержали статью 50 "Производство медицинской экспертизы трудоспособности" (далее - Основы от 01.07.1970).

Вместе с тем Основы от 01.07.1970 фактически не являлись правовым регулятором государственного социального страхования, а соответственно, и вопросы, связанные с организацией экспертизы временной нетрудоспособности, необходимой правовой оценки в этот период не получали.

По норме статьи 50 Основ от 01.07.1970 экспертиза временной нетрудоспособности граждан осуществлялась в учреждениях здравоохранения врачом или комиссией врачей, которые предоставляли отпуск:

по болезни и увечью;

по беременности и родам;

по уходу за больным членом семьи;

при карантине;

при протезировании;

при санаторно-курортном лечении;

при необходимости и на срок временного перевода работника по болезни на другую работу.

Пособия по временной нетрудоспособности в соответствии с Положением от 12.11.1984 выдавались:

а) при заболевании (травме), связанном с утратой трудоспособности;

б) при санаторно-курортном лечении;

в) при болезни члена семьи в случае необходимости ухода за ним;

г) при карантине;

д) при временном переводе на другую работу в связи с заболеванием туберкулезом или с профессиональным заболеванием;

е) при протезировании с помещением в стационар протезно-ортопедического предприятия.

Пособия: по беременности и родам; при рождении ребенка; на погребение - выдавались по нормам государственного социального страхования, однако к пособиям в связи с временной нетрудоспособностью не относились.

Проведение экспертизы временной нетрудоспособности, осуществляемой врачом или комиссией врачей в учреждении здравоохранения по случаям временной нетрудоспособности, указанным в статье 50 Основ от 01.07.1970, носило общеобязательный характер, в то время как основания выдачи пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с Положением от 12.11.1984 носили скорее ограничительный характер и не во всех случаях при выдаче пособий по временной нетрудоспособности требовалось проведение экспертизы временной нетрудоспособности.

Основами от 01.07.1970 при экспертизе временной нетрудоспособности врачами лечебных учреждений устанавливались необходимость и сроки временного перевода работника по болезни на другую работу, а по Положению от 12.11.1984 временный перевод на другую работу осуществлялся в связи с заболеванием туберкулезом или с профессиональным заболеванием и только в этом случае осуществлялась выплата пособия по временной нетрудоспособности.

В то же время экспертиза временной нетрудоспособности при профессиональных заболеваниях врачами лечебных учреждений не предусматривалась, а при беременности и родам проведение экспертизы временной нетрудоспособности в учреждениях здравоохранения лечащим врачом и (или) комиссией врачей было обязательным.

По норме пункта 9 Положения от 12.11.1984 основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности являлся выданный в установленном порядке больничный листок (листок нетрудоспособности) (в дальнейшем именуемый больничным листком). Другие документы не могли служить основанием для выплаты пособия.

Контроль за правильностью назначения, исчисления и выплаты пособий по государственному социальному страхованию возлагался на профсоюзные органы, а за расходованием средств государственного социального страхования на выплату пособий осуществлялся вышестоящими хозяйственными органами.

Основы от 01.07.1970 утратили силу в связи с принятием Основ законодательства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 22.07.1993 N 5487-1 (далее - Основы от 22.07.1993).

С введением в действие Основ от 22.07.1993 нормативных изменений, касающихся экспертизы временной нетрудоспособности, в Положение от 12.11.1984 не вносилось.

В соответствии со статьей 49 Основ от 22.07.1993 экспертиза временной нетрудоспособности гражданам проводится в тех же случаях временной нетрудоспособности, которые были определены статьей 50 Основ от 01.07.1970. По норме указанной статьи Основ порядок экспертизы временной нетрудоспособности в связи с поименованными случаями временной нетрудоспособности устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Проведение экспертизы временной нетрудоспособности возлагалось на лечащих врачей государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, которые единолично выдавали гражданам листки нетрудоспособности сроком до 30 дней, а на большие сроки листки нетрудоспособности выдаются врачебной комиссией.

Экспертиза временной нетрудоспособности, проводимая лечащими врачами медицинских организаций, является единственным основанием для выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности.

Все случаи временной нетрудоспособности, связанные с беременностью и родами, подлежат экспертизе временной нетрудоспособности лечащими врачами медицинских организаций, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности в порядке, установленном статьей 49 Основ от 22.07.1993.

Основы от 22.07.1993 не содержат правовых норм, в соответствии с которыми медицинский работник единолично выдает листок нетрудоспособности единовременно на срок до 10 календарных дней и единолично продлевает его на срок до 30 календарных дней и (или) единовременно продолжительностью 140 календарных дней. Как не соответствующие законодательству Российской Федерации в сфере охраны здоровья населения при урегулировании вопросов, связанных с экспертизой временной нетрудоспособности лечащими врачами медицинских организаций, применяться не должны.

С 01.01.2007 вступил в силу Закон N 255-ФЗ, по нормам которого обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется при наступлении страхового случая посредством выплаты пособий, установленных этим Федеральным законом.

Обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется при:

утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности);

долечивании застрахованного лица в санаторно-курортном учреждении, расположенном на территории Российской Федерации, непосредственно после стационарного лечения за период пребывания в санаторно-курортном учреждении;

признании лица в установленном порядке инвалидом на срок не более четырех месяцев подряд или пяти месяцев в календарном году.

Пособие по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным членом семьи выплачивается застрахованному лицу в случае ухода за больным ребенком:

1) до 7 лет - за весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении, но не более чем за 60 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком, а в случаях заболевания ребенка, включенного в перечень заболеваний, не более чем за 90 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком;

2) в возрасте от 7 до 15 лет - за период по каждому случаю амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении, но не более чем за 45 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком;

3) за ребенком-инвалидом в возрасте до 15 лет - за весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении, но не более чем за 120 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком;

4) в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 15 лет, являющимся ВИЧ-инфицированным, за весь период совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении;

5) в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 15 лет при его болезни, связанной с поствакцинальным осложнением, при злокачественных новообразованиях, включая злокачественные новообразования лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, - за весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении;

6) в остальных случаях ухода за больным членом семьи при амбулаторном лечении - не более чем за 7 календарных дней по каждому случаю заболевания, но не более чем за 30 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим членом семьи.

Пособие по временной нетрудоспособности в случае карантина выплачивается застрахованному лицу, которое контактировало с инфекционным больным или у которого выявлено бактерионосительство, за все время его отстранения от работы в связи с карантином. Если карантину подлежат дети в возрасте до 7 лет, посещающие дошкольные образовательные учреждения, или другие члены семей, признанные в установленном порядке недееспособными, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу (одному из родителей, иному законному представителю или иному члену семьи) за весь период карантина.

Пособие по временной нетрудоспособности в случае осуществления протезирования по медицинским показаниям в стационарном специализированном учреждении выплачивается застрахованному лицу за весь период освобождения от работы по этой причине, включая проезд к месту протезирования и обратно.

В соответствии с частью 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме, установленной Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 347н, в Порядке, который утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н (с изменениями и дополнениями, внесенными Приказом Минздравсоцразвития от 24.01.2012 N 31н).

Соответственно, порядок проведения экспертизы временной нетрудоспособности, обоснованности выдачи и продления листков нетрудоспособности лечащими врачами в медицинских организациях обеспечивается и утверждается по нормам законодательства Российской Федерации об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, а порядок экспертизы представленных к оплате листков нетрудоспособности, начисления и выплаты пособия по временной нетрудоспособности в связи со страховыми случаями является предметом ведения законодательства об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Инструкция о порядке выдачи застрахованным больничных листков, была утверждена Постановлением СНК СССР от 14.08.1937 N 1382 (далее - Инструкция от 14.08.1937) (с изменениями и дополнениями от 22.01.1955, от 12.11.1984 и другими), действовала в течение 57 лет, отменена совместным Приказом Минздравмедпрома России от 19.10.1994 N 206 и Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 19.10.1994 N 21 (далее - Приказ/Постановление от 19.10.1994 N 206/21).

Нормы и положения указанной Инструкции воспроизводились при подготовке последующих инструкций и порядков, определяющих порядок выдачи больничных листков.

Инструкция от 14.08.1937 устанавливала, что временная нетрудоспособность застрахованного удостоверяется только больничным листком (листком нетрудоспособности).

Больничные листки застрахованным выдавались врачами лечебных и санитарных учреждений, круг которых был ограничен системой Министерства здравоохранения СССР и Министерства путей сообщения СССР.

Врачам лечебных учреждений других ведомств и научных институтов (независимо от подведомственности) право выдавать больничные листки предоставлялось лишь по особым распоряжениям, согласованным с ВЦСПС.

Выдача больничных листков в платных поликлиниках и лечебницах запрещалась.

Право выдавать больничные листки могло быть предоставлено фельдшеру, заведующему медицинским пунктом, по спискам и в сроки, которые устанавливались отделами здравоохранения и (или) министерствами здравоохранения.

При утрате трудоспособности вследствие болезни или увечья больничные листки выдавались лечащими врачами поликлиник, амбулаторий, диспансеров, больниц и здравпунктов.

Отпуск по болезни или увечью застрахованному лицу предоставлялся застрахованному лицу в течение всего периода времени до восстановления трудоспособности или до установления инвалидности врачебно-трудовой экспертной комиссией, то есть по нормам, которые фактически действуют и в настоящее время.

При заболеваниях вследствие опьянения или действий, связанных с опьянением, а также вследствие злоупотребления алкоголем (травмы, алкогольный психоз, белая горячка, обострение хронического алкоголизма) больничные листки при амбулаторном и стационарном лечении не выдавались. Лечебным учреждением в этих случаях выдавалась справка.

Длительно болеющие направлялись на освидетельствование во врачебно-трудовую экспертную комиссию (ВТЭК) не позднее 4 месяцев со дня наступления нетрудоспособности или не позднее 5 месяцев временной нетрудоспособности в общей сложности в течение последних 12 месяцев при повторных заболеваниях (при одном и том же заболевании).

Врачи имели право единолично выдавать больничные листки каждый раз не более чем на 3 дня, а в общей сложности по данному случаю заболевания или увечья - не более чем на 6 дней. Обращаем внимание, что листки нетрудоспособности выдавались врачами единолично, но никак не единовременно.

Продление больничного листка сверх 6 дней после наступления нетрудоспособности и всякое последующее продление производились лечащим врачом только с утверждения главного врача или врачебно-консультационной комиссии, организованной в данном лечебном учреждении.

Все лица, которым предоставлялось право продления больничного листка сверх 6 дней, могли санкционировать продление только после личного осмотра больного. При длительных заболеваниях эти осмотры должны были производиться не реже чем раз в 10 дней.

При лечении в стационаре (больнице, клинике) больничные листки в течение всего времени пребывания больного в стационаре выдавались лечащим врачом совместно с заведующим отделением.

При выписке из стационара продление больничного листка нетрудоспособным застрахованным производилось лечащим врачом стационара совместно с заведующим отделением до срока, назначенного для явки в лечебное учреждение (по месту жительства или работы) или для вызова врача на дом, но единовременно не более чем на 10 дней.

При беременности и родам больничный листок выдавался врачами женских консультаций, а где их нет - акушерами-гинекологами общих лечебных учреждений.

Больничный листок выдавался на 56 календарных дней до родов и 56 календарных дней после родов. В случае ненормальных родов или рождения двух и более детей больничный листок после родов выдавался на 70 календарных дней (до 1994 года). С 24.11.1996 пособие по беременности и родам выплачивается за период отпуска по беременности и родам продолжительностью семьдесят (в случае многоплодной беременности - восемьдесят четыре) календарных дней до родов и семьдесят (в случае осложненных родов - восемьдесят шесть, при рождении двух и более детей - сто десять) календарных дней.

Больничный листок по уходу за больным членом семьи выдавался на срок не более чем 3 календарных дня.

Больничный листок по уходу за больным ребенком, не достигшим 14 лет, выдавался на период, в течение которого ребенок нуждался в уходе, но не более чем на 14 календарных дней.

Не допускалась выдача больничных листков: а) для ухода за хроническим больным; б) для ухода за больным, если по жизненным показаниям он должен быть госпитализирован, но сам (или его семья) отказывается от этого; в) для ухода за здоровыми детьми, например в случае болезни матери, в случае наложения карантина на ясли, детский сад, на данного ребенка и т. д. (в этих случаях застрахованному члену семьи, ухаживающему за ребенком, выдается справка о болезни матери или карантине).

Больничные листки выдавались либо лечебными учреждениями при предприятиях или учреждениями, к которым были прикреплены предприятия, либо лечебным учреждением по месту жительства рабочего или служащего.

Уволенным с работы больничные листки не выдавались.

При утере больничного листка выдавался дубликат тем лечебно-профилактическим учреждением, которое выдало листок, по предъявлении справки с места работы о том, что данное время нетрудоспособности пособием не оплачено.

Во всех случаях, когда продление или выдача больничного листка должны были производиться лечащим врачом с утверждения главного врача или совместно с ним, больничный листок должен был быть подписан обоими этими врачами.

При нетрудоспособности, длившейся более 6 дней, "продолжение" выдавалось врачебно-консультационной комиссией или лечащим врачом с утверждением главного врача.

Фактически с введением в действие Основ от 22.07.1993 утратила силу Инструкция от 31.07.1937.

С 22.11.2011 вступил в силу Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ).

По норме статьи 59 Закона N 323-ФЗ экспертиза временной нетрудоспособности граждан проводится:

в связи с заболеваниями, травмами, отравлениями и иными состояниями, связанными с временной потерей трудоспособности, долечиванием в санаторно-курортных организациях, при необходимости ухода за больным членом семьи, в связи с карантином, на время протезирования в стационарных условиях, в связи с беременностью и родами, при усыновлении ребенка в целях определения способности работника осуществлять трудовую деятельность, то есть со всеми основаниями и причинами, обосновывающими выдачу и продление листков нетрудоспособности, с последующим их представлением для начисления и выплаты страхового обеспечения;

лечащим врачом медицинской организации, который единолично выдает гражданам листки нетрудоспособности сроком до 15 календарных дней включительно, вместо единолично выдаваемых врачами на срок до 30 календарных дней по норме статьи 49 Основ от 22.07.1993. Единовременная выдача листков нетрудоспособности законодательством не предусмотрена;

продление листка нетрудоспособности на больший срок (но не более чем на пятнадцать календарных дней единовременно) осуществляется по решению врачебной комиссии, в то время как по правилам Основ от 22.07.1993 продление листка нетрудоспособности на больший срок (свыше 30 дней) листки нетрудоспособности выдавались врачебно-консультационной комиссией;

при очевидно неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее 4 месяцев с даты начала временной нетрудоспособности пациент направляется на прохождение медико-социальной экспертизы в целях оценки ограничения жизнедеятельности, а в случае отказа от прохождения медико-социальной экспертизы листок нетрудоспособности зарывается. При благоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее 10 месяцев с даты начала временной нетрудоспособности при состоянии после травм и реконструктивных операций и не позднее 12 месяцев при лечении туберкулеза пациент либо выписывается к занятию трудовой деятельности, либо направляется на медико-социальную экспертизу.

Порядок проведения экспертизы временной нетрудоспособности, а соответственно, обоснованности выдачи и продления листков нетрудоспособности лечащими врачами медицинских организаций устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

При оформлении листка нетрудоспособности в целях соблюдения врачебной тайны указывается только причина временной нетрудоспособности (заболевание, травма или иная причина), сведения о диагнозе заболевания с целью соблюдения врачебной тайны вносились с согласия пациента, а в случае его несогласия указывалась только причина нетрудоспособности (заболевание, травма или иная причина). По письменному заявлению гражданина в листок нетрудоспособности могут вноситься сведения о диагнозе заболевания. В то же время форма листка нетрудоспособности строку в листке нетрудоспособности относительно диагноза заболевания не содержит.

В то же время по пунктам 7 и 8 части 4 статьи 13 Закона N 323-ФЗ предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается в случаях расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания и (или) в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования.

В соответствии с Основами от 21.11.2011 в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, листки нетрудоспособности могут выдаваться фельдшером либо зубным врачом, которые единолично выдают листки нетрудоспособности на срок до 10 календарных дней включительно.

Приказом Минздравсоцразвития России от 24.01.2012 N 31н "О внесении изменений в Порядок выдачи листков нетрудоспособности, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н" слова "иные работники со средним медицинским образованием в отдельных случаях - по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области здравоохранения" заменены словами "в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти".

В порядке, установленном Основами от 22.07.1993, и в целях совершенствования экспертизы временной нетрудоспособности в учреждениях здравоохранения Российской Федерации был принят Приказ Минздравмедпрома от 13.01.1995 N 5 "О мерах по совершенствованию экспертизы временной нетрудоспособности" (далее - Приказ от 13.01.1995 N 5).

Приказ от 13.01.1995 N 5 определял, что экспертиза временной нетрудоспособности в учреждениях здравоохранения организовывается в подведомственных учреждениях здравоохранения в соответствии с положениями, утвержденными этим Приказом и Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной Приказом/Постановлением Минздравмедпрома России и Фонда социального страхования Российской Федерации от 19.10.1994 N 206/21 (далее - Инструкция от 19.10.1994).

Приказом Минздрава России N 291 и Фонда социального страхования Российской Федерации N 167 от 06.10.1998 утверждена Инструкция "О порядке осуществления контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности" (далее - Инструкция от 06.10.1998), разработанная в соответствии с пунктом 1.4 Инструкции от 19.10.1994.

Пункт 1.4 Инструкции от 19.10.1994 предусматривал, что контроль за соблюдением настоящей Инструкции в государственных, муниципальных, частных лечебно-профилактических учреждениях, а также частнопрактикующими врачами, а соответственно, и контроль за экспертизой временной нетрудоспособности осуществляются в переделах своей компетенции органом управления здравоохранения соответствующего уровня, профессиональной медицинской ассоциацией, исполнительным органом Фонда социального страхования Российской Федерации.

Приказ Минздрава России N 291 и Фонда социального страхования Российской Федерации N 167 от 06.10.1998 определял, что руководители органов управления здравоохранения субъектов Российской Федерации и отраслевых отделений Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечивают проведение ведомственного и вневедомственного (межведомственного) контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности в лечебно-профилактических учреждениях независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности и лицами, занимающимися частной медицинской практикой, имеющими лицензию на право проведения экспертизы временной нетрудоспособности.

Контроль за соблюдением установленного порядка выдачи листков нетрудоспособности осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития совместно с Фондом (пункт 11 Порядка, утвержден Приказом Минздравсоцразвития от 01.08.2007 N 514, и пункт 10 Порядка, утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н).

В то же время по норме пункта 5 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ, в соответствии с которым приняты указанные выше Порядки, Фонд имеет право обращаться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) в сфере здравоохранения с запросами о проведении в медицинских организациях проверок организации экспертизы временной нетрудоспособности, обоснованности выдачи и продления листков нетрудоспособности.

По норме части 7 статьи 59 Основ от 21.11.2011 Фонд вправе самостоятельно осуществлять проверку соблюдения порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности, что по правовой своей сути, с учетом норм и положений законодательства Российской Федерации в области здравоохранения и социального страхования, следует понимать как право Фонда осуществлять проверку организации экспертизы временной нетрудоспособности, обоснованности выдачи и продления листков нетрудоспособности лечащими врачами медицинских организаций.

Вопросы оформления листков нетрудоспособности, которые не относятся к разряду медицинских экспертиз, проверяются у страхователя в увязке с контролем за начислением и выплатой страхового обеспечения на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

При этом функции контроля за состоянием экспертизы временной нетрудоспособности в медицинских организациях реализуются при ведомственном контроле (должностными лицами территориальных органов здравоохранения), а при вневедомственном (междуведомственном) контроле - специалистами исполнительных органов Фонда совместно с территориальными органами управления здравоохранением и учреждениями здравоохранения.

Ведомственный контроль за организацией экспертизы временной нетрудоспособности проводится в виде планового контроля и внепланового контроля (клинико-экспертными комиссиями и заместителями главного врача по экспертизе).

Вневедомственный (межведомственный) контроль за организацией экспертизы временной нетрудоспособности в медицинских организациях осуществляется в плановом порядке в соответствии с планом-графиком, утвержденным совместным приказом (распоряжением) исполнительного органа Фонда и территориального органа управления здравоохранения.

Внеплановый контроль осуществляется в связи с письменными или устными запросами граждан, страхователей (работодателей) по обоснованности выдачи, продления, оформления, учета и хранения листков нетрудоспособности, предъявленных к оплате, и в других случаях, требующих экспертного заключения.

По пункту 9 Инструкции от 06.10.1998 расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности, к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке (п. 5 Изменений и дополнений, которые вносятся в Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.1997 N 1471 "О некоторых мерах по упорядочению выплат за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации").

Анализ вышеуказанных Федеральных законов и нормативных правовых актов, принятых в их развитие, показывает, что в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья граждан принятые в его исполнение инструкции и порядки по экспертизе временной нетрудоспособности устанавливают для участников этой работы обязательные для исполнения нормы и положения по экспертизе временной нетрудоспособности, проводимой лечащими врачами медицинских организаций, с одной стороны, и проверке (межведомственном контроле) организации экспертизы временной нетрудоспособности, обоснованности выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности, осуществляемой территориальными органами Фонда.

По нормам статьи 3 Основ от 21.11.2011 нормы об охране здоровья граждан, содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, не должны противоречить нормам указанных Основ, а в случае противоречия принимаются нормы этого федерального закона.

Приказ Минздравмедпрома России от 13.01.1995 N 5 утратил силу в связи с изданием Приказа Минздравсоцразвития России от 01.08.2007 N 514, утвердившего Порядок выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, и Приказа Минздравсоцразвития России от 14.03.2007 N 170, утвердившего Порядок организации деятельности врачебной комиссии, вместо Положения о клинико-экспертной комиссии государственного (муниципального) лечебно-профилактического учреждения.

Приказом Минздравсоцразвития России N 625 и Фонда социального страхования Российской Федерации N 220 от 24.09.2007 признаны утратившими силу Приказ Минздравмедпрома России от 19.10.1994 N 206 и Постановление Фонда социального страхования Российской Федерации от 19.10.1994 N 21, а соответственно, и Инструкция от 06.10.1998, разработанная в соответствии с пунктом 1.4 Инструкции от 19.10.1994.

Порядок выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, который был утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 01.08.2007 N 514 (далее - Порядок N 514), действовал в период с 01.08.2007 по 29.06.2011 и был отменен Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н, утвердившим Порядок выдачи листков нетрудоспособности (далее - Порядок N 624).

Порядки N 514 и N 624 утверждены в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ.

Анализ норм и положений, указанных Порядков, изданных в соответствии со статьей 13 Закона N 255-ФЗ, выявил несоответствие их требованиям Основ от 22.07.1993, Закона N 255-ФЗ.

Приказ Минздравсоцразвития России от 24.01.2012 N 31н внес изменения в Порядок N 624, однако до конца их не устранил.

Форма бланка листка нетрудоспособности первоначально содержала строки о диагнозе и заключительном диагнозе болезни, что позволяло проводить экспертизу обоснованности выдачи и продления листков нетрудоспособности в зависимости от длительности временной нетрудоспособности при той либо иной форме заболевания в соответствии с Ориентировочными сроками временной нетрудоспособности при наиболее распространенных заболеваниях и травмах (в соответствии с МКБ-10). В настоящее время такой возможности не имеется, проводить проверку организации экспертизы временной нетрудоспособности возможно только по медицинским документам, рассмотренным в медицинской организации.

Приказом Минздравсоцразвития России от 16.03.2007 N 172 утверждена новая форма бланка листка нетрудоспособности.

Приказом Минздравсоцразвития России от 06.06.2005 N 384 бланки листков нетрудоспособности старого образца (голубого цвета) изымались из обращения с 31.07.2005. С этой даты к оплате принимались бланки нового образца (зеленого цвета), а также бланки старого образца (голубого цвета) с датой выдачи не позднее 31.07.2005.

Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 347н утверждена форма бланка листка нетрудоспособности, которая заполняется с применением печатающих устройств для последующей компьютерной обработки, что связано с переходом на автоматизированную систему назначения и производства выплат страхового обеспечения, непосредственно территориальными органами Фонда. Как экспертный документ бланк листка нетрудоспособности, который является защищенной полиграфической продукцией со степенью защиты уровня "В", изменений не претерпел.

------------------------------------------------------------------

Название документа