Источники права и правоотношения в сфере регулирования социальной деятельности государства

(Игольникова В. А.) ("Государственная власть и местное самоуправление", 2011, N 6) Текст документа

ИСТОЧНИКИ ПРАВА И ПРАВООТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА <*>

В. А. ИГОЛЬНИКОВА

-------------------------------- <*> Igol'nikova V. A. Sources of law and legal relations in the sphere of regulation of social activity of state.

Игольникова Валентина Александровна, аспирант ГОУ ВПО "Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова" (г. Абакан, Республика Хакасия), ведущий консультант сектора информационного и правового сопровождения Министерства экономики Республики Хакасия.

В статье представлен подробный анализ правоотношений, складывающихся в сфере регулирования деятельности социального государства, с определением содержания указанных отношений, регулирующих отраслей права, сторон правоотношений и методов правового воздействия. Так как правоотношения реализуются посредством применения правовых норм, в статье также рассмотрены источники правового регулирования социальной деятельности государства.

Ключевые слова: право социального обеспечения, материальные отношения, процедурные отношения, отношения по правоприменительной деятельности, способ правового воздействия, субъекты социальных отношений, источники права.

The article considers the issues of development of the Russian state taking into consideration the active participation of citizens in the deeds of the state. The author makes a conclusion that the task of the state is not exhausted by maintaining security; it is connected with confirmation of public wealth including young generation.

Key words: state, law, policy, power, federalism, society, traditions.

К числу отраслей права, как непосредственно регулирующих социальные отношения в государстве, так и имеющих отношение к их регулированию, относятся все отрасли права. К числу приоритетных в этой области права отношений относятся конституционное (государственное), гражданское, трудовое, семейное право и другие. Ведущей отраслью права, регулирующей социальные отношения в государстве, является право социального обеспечения. В предмет рассматриваемой отрасли права входят материальные отношения, процедурные отношения и отношения по правоприменительной деятельности. Содержанием указанных отношений является установление юридических фактов, вынесение решений по вопросам социального обеспечения. В отличие от материальных отношений, в процедурных отношениях одной стороной является физическое лицо, а другой могут быть не только государственные органы, но и государственные учреждения. Процедурные отношения могут: - предшествовать материальным отношениям (например, по установлению юридических фактов); - существовать одновременно с ними (например, по изменению группы инвалидности); - приходить на смену одним и порождать другие (например, при переходе с одной пенсии на другую). Отношения, складывающиеся в связи с разрешением споров или разногласий в этой области, могут возникать на различных стадиях реализации физическим лицом своего права на конкретный вид социального блага. Споры по таким вопросам разрешаются вышестоящими органами социального обеспечения, а при несогласии с их решением - в судебном порядке. При рассмотрении спора вышестоящими органами возникают административные отношения, а при разрешении его судом - гражданско-процессуальные. В частности, В. С. Андреев писал, что если разрешение спора отнесено к компетенции суда, то возникают обычные гражданско-процессуальные отношения <1>. -------------------------------- <1> Андреев В. С. Право социального обеспечения в СССР: Учебник. М.: Юрид. лит., 1980. 311 с.

Многие ученые высказывают точку зрения о целесообразности создания специализированных судов для рассмотрения споров в области социальных отношений. Такие суды существуют во многих экономически развитых странах и подтвердили свою практическую эффективность. По сравнению с общегражданскими судами они рассматривают дела в сокращенные сроки и по упрощенной процедуре, позволяют быстрее и дешевле восстанавливать нарушенные права человека. Метод представляет собой совокупность приемов и способов, при помощи которых государство обеспечивает нужное ему поведение участников правоотношений. В зависимости от сущностной природы отношений может преобладать императивный или диспозитивный способ правового воздействия. Так, для регулирования управленческих отношений применяется главным образом императивный метод, а имущественных - диспозитивный. Материальные отношения в социальной сфере являются имущественными. Однако они обладают большой спецификой, отличающей их от гражданско-правовых отношений. Такой отличительный признак метода правового регулирования, как недоговорный характер установления прав и обязанностей субъектов, в какой-то мере утратил свою универсальность, т. е. распространение на все без исключения виды общественных отношений в области социальной деятельности государства. В настоящее время некоторые виды услуг оказываются на договорной основе. Примером может служить оказание медицинской помощи и лечения на основании договора обязательного медицинского страхования, в подтверждение заключения которого каждому застрахованному лицу выдается страховой медицинский полис. Типовая форма договора обязательного медицинского страхования утверждена Правительством РФ. Однако необходимо отметить, что большинство отношений в области реализации социальной политики государства по-прежнему имеют недоговорную основу. Субъектами социальных отношений выступают, с одной стороны, компетентный государственный орган, с другой стороны, физическое лицо или семья. При этом физическое лицо (или семья) при соблюдении установленных законом условий является управомоченной (правопритязающей) стороной, обладающей гарантированным правом, а государственный орган - обязанной стороной, который не может отказать в назначении выплат или предоставлении услуг определенного объема и качества в пределах утвержденных федеральными, территориальными и муниципальными органами перечней. При наличии у физического лица права на несколько видов материального обеспечения ему предоставляется возможность выбора одного из них, у государственного органа такое право отсутствует. Свобода выбора физического лица содержится и в нормах о сроках реализации права на конкретный вид социального обеспечения или обслуживания. Например, закон не устанавливает срок обращения за пенсией для лиц, у которых возникло право на ее получение. Социальные отношения отличает четкая правовая формализованность поведения сторон. Все права и обязанности субъектов данных отношений определены законом и не могут изменяться по их соглашению. Даже в случаях, когда допускается применение договора, отступление от утвержденных государственным органом типовых условий практически исключается. В некоторых отношениях (например, при оказании социальной помощи семьям со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума) государственный орган наделяется "усмотренческими полномочиями", т. е. может производить оценку ситуации и принимать решение по собственному усмотрению, но в строго регламентированных пределах. Пределы дозволенной меры усмотрения ограничены законом или прямо вытекают из его смысла. По общему правилу возникновение, изменение или прекращение социальных правоотношений обусловливается сложным юридическим составом: - наступлением социально-правового основания обеспечения; - обращением заинтересованного лица к компетентному государственному органу; - принятием государственным органом решения. При предоставлении единовременных выплат или разовых услуг соответствующие отношения прекращаются исполнением государственным органом своих обязанностей. Перечисленные особенности отражаются в методе правового регулирования следующим образом: участники отношений являются экономически неравными, но административно независимыми друг от друга. Кроме того, имущественные права и свобода выбора поведения принадлежат только физическому лицу, а имущественные обязанности возложены на государственные органы (или учреждения). Поэтому отношения, складывающиеся между государственными органами (или учреждениями) и физическими лицами при реализации ими конституционного права на социальное обеспечение, можно назвать отношениями координации <2>. -------------------------------- <2> Иванова Р. И., Тарасова В. А. Предмет и метод советского права социального обеспечения. М., 1983. С. 149 - 150.

Такая специфика отношений требует вполне определенного сочетания юридических приемов воздействия на поведение их участников (дозволений, запретов, обязываний). Основные права человека в социальной сфере устанавливаются с помощью управомочивающих норм и выражены в форме дозволений. Однако при их осуществлении физические лица должны выполнять и определенные обязанности. В частности, пенсионер должен известить орган, выплачивающий пенсию, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение ее размера или прекращение выплаты. Следовательно, надлежащее поведение управомоченного субъекта (физического лица) достигается не только при помощи дозволения, но и обязывания. Большинство норм права в рассматриваемой сфере имеют управомочивающий характер и являются дозволениями, что обусловливается природой опосредуемых ими общественных отношений. Они создают реальные предпосылки для удовлетворения жизненно необходимых потребностей человека в старости, при нетрудоспособности, потере кормильца и в других случаях. При этом используется разрешительное регулирование: субъектам правоотношений дозволяется только то, что прямо предусмотрено нормами. Что касается запретов, то для советского периода истории права социального государства они были не свойственны. Прямые запреты практически отсутствовали, хотя они логически следовали из содержания норм. Отличительной особенностью современного этапа развития социального законодательства является возникновение запрещающих норм (например, в Федеральном законе от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" <3> и др.). -------------------------------- <3> Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" // Собрание законодательства РФ. 1995. N 32. Ст. 3198.

В правовом регулировании социального государства объектом материальных правоотношений является конкретное благо в виде выплат (пенсий, пособий, компенсаций и пр.), услуг или льгот. Причем льготы могут распространяться как на условия предоставления выплат, так и на услуги. В теории права под источниками права понимают внешние формы организации его содержания, которое существует в определенных нормативных документах. Такие нормативные документы могут содержать только нормы права в области социального обеспечения (например, Федеральный закон от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" <4>) либо состоять из норм различных отраслей права (Федеральный закон от 27.07.2004 "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <5>). -------------------------------- <4> Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2001. N 52 (ч. 1). Ст. 4920. <5> Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.

Источники права нельзя путать с актами компетентных государственных органов, принятыми при осуществлении правоприменительной деятельности. По юридической силе источники права, регулирующие отношения в социальном государстве, делятся на законы и подзаконные акты. Законы могут быть конституционными, кодифицированными и текущими. К конституционным законам относятся Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.11.1991. Основные положения Декларации получили закрепление в Конституции РФ 1993 г. Конституция РФ является юридической базой для всего социального законодательства страны. Кодифицированным законом являются Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993, содержащие нормы различных отраслей права. В частности, в Основах закреплено право на охрану здоровья различных категорий населения и условия оказания медико-социальной помощи инвалидам, беременным женщинам, несовершеннолетним, семьям и другим лицам <6>. -------------------------------- <6> Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1318.

Текущие законы касаются отдельных институтов социального права (пенсий за выслугу лет, пособий гражданам, имеющим детей, пособий по безработице и пр.). По сфере действия законы, регулирующие социальные отношения в государстве, могут быть федеральными, субъектов РФ и местными. Согласно Конституции РФ регулирование отношений в социальной сфере относится к совместному ведению России и ее субъектов. Поэтому значение законодательства субъектов РФ и местных органов власти в области социальной деятельности государства и особенно государственной социальной помощи в настоящее время возрастает. Разновидностью классификации по сфере действия является объединение источников по кругу лиц, на которых распространяются отдельные нормы законодательства, носящих социальный характер. Речь идет о дифференциации права в зависимости от объективных производственных факторов (вредные, тяжелые и особо вредные условия труда) и природно-климатических районов либо с учетом субъективных особенностей (женщины, дети, инвалиды, престарелые). Специальными нормами устанавливается льготное исчисление периодов, засчитываемых в трудовой стаж, льготные основания пенсионного обеспечения. Иные нормативные правовые акты обязательно должны соответствовать законам. Применяется общий правовой принцип о том, что в случае противоречия между ними действует закон. Иные нормативные правовые акты в сфере социального регулирования имеют форму: указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, правил, инструкций, приказов и других нормативных актов министерств, ведомств и органов исполнительной власти субъектов РФ. Отсутствие единого консолидированного нормативного акта типа основ законодательства или кодекса в области социального регулирования существенно усложняет систему социального законодательства, порождает расхождения в регулировании одних и тех же отношений, приводит к дублированию норм. Предпринимаемые попытки разработать кодифицированный нормативный акт пока не привели к положительному результату, что объясняется рядом объективных причин: - противоречиями переходного периода; - сложной экономической ситуацией в стране; - отсутствием единой концепции социального государства в новых социально-экономических условиях; - постоянным реформированием органов управления в социальной сфере. Вместе с тем разработка и принятие основ законодательства или кодекса позволили бы существенно обновить и развить все без исключения институты и нормы права, регулирующие отношения в социальной сфере государства.

------------------------------------------------------------------

Название документа Интервью: Правовые аспекты создания профессиональной полиции: ожидаемые результаты реформы (интервью с Т. Н. Москальковой, депутатом Государственной Думы РФ, членом Экспертного совета МВД России по вопросам нормотворческой деятельности, доктором юридических наук, доктором философских наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011) Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЛИЦИИ: ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕФОРМЫ

ИНТЕРВЬЮ С Т. Н. МОСКАЛЬКОВОЙ, ДЕПУТАТОМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ РФ, ЧЛЕНОМ ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА МВД РОССИИ ПО ВОПРОСАМ НОРМОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ДОКТОРОМ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК, ДОКТОРОМ ФИЛОСОФСКИХ НАУК, ПРОФЕССОРОМ, ЗАСЛУЖЕННЫМ ЮРИСТОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 10 июня 2011 года

- Татьяна Николаевна, с 1 марта 2011 года в нашей стране начался процесс формирования принципиально новой правоохранительной структуры, и не только по названию, но и по функциям. Как Вы оцениваете перспективы проводимой реформы? По каким критериям можно будет судить, удалась ли реформа или нет? - Вы справедливо заметили, что происходит формирование принципиально новой правоохранительной структуры. По крайней мере хотелось бы надеяться на это. Важнейшей ее деталью является переход к партнерской модели отношений уровня "государство - гражданин", "общество - личность", усиление общественного контроля за деятельностью полиции, повышение правовой грамотности и правовой культуры, улучшение социальной защищенности сотрудников полиции и т. д. В новой модели заложено два основных элемента - общество и полиция. Однако не общество для полиции (милиции), а наоборот. Основная функция новой полиции - обеспечение прав, свобод и законных интересов населения в целом и каждого гражданина в частности, вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Надо оговориться, что создание полиции является всего лишь одним из этапов реформы, основная задача которой - качественное улучшение работы правоохранительных органов. Судить о том, удалась или нет реформа, можно будет по результатам опроса граждан, количеству жалоб на действия полицейских, по количеству уволенных из системы МВД, привлеченных к уголовной ответственности сотрудников ОВД. Реформа тогда достигнет своих целей, когда у дверей отдела кадров МВД выстроится очередь желающих служить в ОВД, когда жалобы на действия наших полицейских будут исчисляться единицами, а опрос общественного мнения покажет, что подавляющее большинство российских граждан доверяют полицейским. Еще одним критерием оценки результатов данной реформы является высокая раскрываемость преступлений, реальная защита прав и свобод человека от преступных и иных противоправных посягательств, покой и порядок на улицах.

- В Законе "О полиции" публичность и открытость заложены в качестве главных принципов деятельности правоохранительных органов. Но для нашего государства МВД - это традиционно одно из самых закрытых ведомств. Как, на Ваш взгляд, на практике может быть реализована данная норма Закона? - Специфика правоохранительной деятельности требует определенной конфиденциальности, без которой невозможно эффективное исполнение функций. Это необходимо, как ни парадоксально, для защиты прав граждан, организаций. Например, законом отнесены к сведениям, составляющим гостайну, данные о средствах и методах осуществления оперативно-розыскной деятельности и лицах, сотрудничающих с органами внутренних дел на конфиденциальной основе, информация о мерах государственной защиты, применяемых к участникам уголовного судопроизводства в случае угрозы их жизни и здоровью. Без соблюдения конфиденциальности таких сведений невозможна эффективная борьба с преступностью, раскрытие и расследование уголовных дел. Вместе с тем одна из задач указанной реформы - это поворот полиции лицом к обществу. Поэтому Министерство внутренних дел Российской Федерации обязано стать более доступным ведомством. Не случайно в качестве одного из основополагающих начал ее деятельности закреплены именно открытость и публичность. Это означает, что общество и каждый гражданин в отдельности вправе иметь достоверную информацию как в целом о деятельности полиции, так и о действиях, непосредственно затрагивающих их права. В этих целях нормативно закреплено регулярное информирование полицией населения о своей деятельности через средства массовой информации, Интернет, периодические отчеты (не реже одного раза в год) участкового перед гражданами, а руководителей территориальных органов внутренних дел - перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации (муниципальных образований). Полиция обязана предоставлять СМИ сведения о своей деятельности, проводить пресс-конференции, рассылать справочные и статистические материалы. Осуществляется аккредитация журналистов для освещения деятельности полиции. МВД России вправе учреждать и собственные средства массовой информации. Помимо действующих ведомственных СМИ уже учрежден и увидел свет журнал "Полиция России".

- Как Вы считаете, каким образом можно обеспечить реальный общественный контроль за деятельностью полиции? Причем именно контроль со стороны населения, на местах. - Я уверена, что только полноценный общественный контроль наряду с государственным способен обеспечить соответствие деятельности полиции ее подлинному назначению. Общественное доверие и поддержка граждан являются важнейшей целевой установкой создаваемой полиции. В этом смысле не только негосударственные объединения, но и граждане вправе осуществлять полноценный общественный контроль. В авангарде такого контроля, по моему мнению, должны стоять институты гражданского общества. Однако, как и большинство социальных институтов в нашей стране, они в настоящее время находятся в стадии становления. Поэтому МВД России будет проводить постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности полиции, а также мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества. Его результаты регулярно будут доведены до сведения государственных и муниципальных органов, граждан через средства массовой информации, Интернет. Важную роль в осуществлении гражданского контроля призваны сыграть общественные советы при органах внутренних дел. Этот институт уже действует, но с принятием Закона "О полиции" он получил новый импульс. Для реализации предписаний этого Закона Президент Российской Федерации издал Указ от 23 мая 2011 г. N 668 "Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах", которые наделены достаточно широкими полномочиями. В частности, согласно этому Указу общественный совет для выполнения возложенных на него задач имеет право: а) запрашивать и получать в установленном порядке от органов внутренних дел информацию об их деятельности, если это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-розыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций; б) заслушивать в порядке, установленном Министром внутренних дел Российской Федерации, информацию должностных лиц Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органов о деятельности органов внутренних дел по пресечению преступлений, охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности и профилактике правонарушений; в) вносить руководителям органов внутренних дел Российской Федерации предложения по совершенствованию деятельности органов внутренних дел; г) создавать по вопросам, отнесенным к компетенции общественного совета, комиссии и рабочие группы, в состав которых могут входить по согласованию с соответствующими руководителями органов внутренних дел сотрудники органов внутренних дел, а также государственные гражданские и муниципальные служащие, представители общественных объединений и организаций; д) принимать в порядке, определяемом Министром внутренних дел Российской Федерации, участие в работе аттестационных комиссий органов внутренних дел и конкурсных комиссий по замещению вакантных должностей сотрудников органов внутренних дел; е) оказывать содействие сотрудникам органов внутренних дел в защите их прав и законных интересов. Члены общественного совета имеют право: а) посещать без специального разрешения помещения, занимаемые органами внутренних дел, а также места принудительного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, задержанных лиц, лиц, подвергнутых административному аресту; б) знакомиться с обращениями граждан о нарушении их прав, свобод и законных интересов сотрудниками органов внутренних дел, а также с результатами рассмотрения таких обращений; в) ходатайствовать перед соответствующими руководителями органов внутренних дел и контролирующих органов о проведении проверок соблюдения сотрудниками органов внутренних дел прав, свобод и законных интересов граждан, требований к служебному поведению, норм профессиональной этики, принимать участие в таких проверках и знакомиться с их результатами; г) участвовать в порядке, установленном Министром внутренних дел Российской Федерации, в работе совещаний, проводимых органами внутренних дел; д) присутствовать в порядке, установленном Министром внутренних дел Российской Федерации, при проведении должностными лицами органов внутренних дел личного приема граждан. Также общественный совет принимает участие в работе аттестационных комиссий органов внутренних дел и конкурсных комиссий по замещению вакантных должностей сотрудников органов внутренних дел.

- МВД планирует кардинальным образом пересмотреть свою кадровую политику. Как Вы считаете, насколько необходимо обновить и переподготовить кадровый состав полиции, чтобы можно было говорить о создании новой профессиональной структуры? - Действительно, к кадрам предъявляются новые, повышенные требования. Определены требования не только к служебному поведению, но и поведению в быту, смысл которых сводится к тому, что сотрудник полиции - это человек высоких нравственных и профессиональных качеств, человек высокой культуры. В самом Законе "О полиции" установлены основные требования к поведению полицейского. Так, например, при обращении к гражданину сотрудник полиции обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения, а в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина. Сотрудник обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физические или нравственные страдания. Полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан. Исходя из этого, действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан. Помимо этого, согласно ст. 35, п. 5, Закона "О полиции" на каждого гражданина, поступающего на службу в полицию, оформляется личное поручительство, которое состоит в письменном обязательстве сотрудника органов внутренних дел, имеющего стаж службы не менее трех лет, о том, что он ручается за соблюдение указанным гражданином ограничений и запретов, установленных для сотрудников полиции. И наконец, сотрудник полиции как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнения в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.

- Татьяна Николаевна, сейчас на рассмотрении в Государственной Думе находится законопроект о социальных гарантиях и увеличении денежного довольствия сотрудникам органов внутренних дел. Как Вы оцениваете данный документ? Какие поправки, на Ваш взгляд, необходимо внести в окончательную редакцию закона? - Первым законодательным шагом реформирования органов внутренних дел стал Федеральный закон "О полиции", определивший роль, место и статус полицейского. Однако комплексное решение вопроса изменения облика полицейского, коренного перелома в статусности сотрудника органов внутренних дел немыслимо без повышения его социальных гарантий. На решение этих задач направлен проект Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Этот Закон является первым комплексным актом - гарантией социальной защищенности сотрудника органов внутренних дел. Надеюсь, что этот нормативный правовой акт позволит поднять на новый уровень социальное обеспечение полицейского, в значительной степени определить престиж службы и обеспечить отбор высококвалифицированных кадров. В целом все нормы данного законопроекта условно можно разделить на несколько частей. Первая касается денежного содержания сотрудников органов внутренних дел. На мой взгляд, это наиболее уязвимая часть проекта. Большая часть его норм является отсылочной к актам Правительства, что создает угрозу выхолащивания подзаконными актами сути законопроекта. В материалах, полученных Государственной Думой, есть финансово-экономическое обоснование, которое содержит две таблицы. Первая - с должностными окладами, а вторая - с окладами по званиям. Но финансово-экономическое обоснование - это даже не проект постановления Правительства, в котором были бы определены конкретно должностные оклады и условия их назначении. Кроме этого, в документах, которые мы получили, отражена только часть окладов. Проект Закона предусматривает также восемь видов доплат. Это надбавки, поощрительные доплаты и коэффициенты за службу в определенных регионах. Большая часть этих доплат непонятна с точки зрения и размеров, и условий назначения. Например, надбавка за риски для жизни и здоровья, когда, предположим, сотрудник работает в зоне ЧП. Законом эта надбавка предусмотрена до ста процентов должностного оклада. Но непонятно, как она исчисляется и при каких условиях. Как следствие, на мой взгляд, мы пока даже не можем дать ответ на вопрос, каким образом будет достигнута та планка, которую задал Президент по денежному содержанию, - 33 000 рублей для лейтенанта (с учетом надбавок - до 45 000 рублей). Такой ответ мы получим только после того, как увидим хотя бы проекты постановлений Правительства РФ, в которых будет и порядок их начисления. Еще один момент, который нас волнует. Какова судьба тех надбавок, которые не попали в законопроект, но определены в других нормативных актах? Например, заслуженным сотрудникам МВД России сейчас установлена надбавка. Она установлена другим нормативным актом, и неясно, останется ли этот нормативный акт в силе или нет. Большую тревогу вызывает и судьба губернаторских доплат, особенно в Москве и Московской области. Сейчас это очень существенная прибавка к основным окладам. Например, в Московской области она составляет приблизительно 9000 рублей для лейтенанта. Вторая часть норм законопроекта связана с жилищными правами. Его пять статей (статьи 5 - 9) посвящены праву сотрудника органов внутренних дел на жилье. Эта часть законопроекта, безусловно, позитивна. Во-первых, наконец-то восстанавливается право сотрудника на жилье по социальному найму, которое было утрачено с принятием нового Жилищного кодекса 2004 года. На протяжении всего пятого созыва я и коллеги - депутаты и сенаторы проводили целенаправленную работу в этом направлении. Еще 1,5 года назад совместно с членами Совета Федерации В. И. Федоровым, А. Г. Лысковым, Е. Н. Трофимовым, А. А. Чекалиным, В. М. Федоровым и депутатами О. Л. Михеевым, М. Е. Страшиновым, А. И. Гуровым мною был внесен в Государственную Думу законопроект, который сейчас в полном объеме включен в комплексный законопроект о социальных гарантиях органов внутренних дел. Все нуждающиеся в жилье полицейские, в том числе бесквартирные, не имели права встать на очередь и получить квартиру из государственного фонда. Теперь же эта норма восстанавливается. Во-вторых, законопроектом предусматриваются выплаты для приобретения жилья в собственность, поскольку подавляющая часть сотрудников органов внутренних дел никогда не смогли бы приобрести жилье по рыночным ценам с такой низкой зарплатой. В-третьих, определены повышенные размеры общей площади жилья. Для полицейского, получающего жилье на одного, - это 33 квадратных метра (при этом общая жилая норма на человека - 18 квадратных метров), на двоих - более сорока метров и на троих и более - из расчета 18 квадратных метров на человека. Впервые после долгого времени вводится новелла, согласно которой полковники и генералы полиции (внутренней службы, юстиции), а также лица, имеющие ученую степень, имеют право на дополнительную жилую площадь до 20 квадратных метров. Радует и то, что вдовы теперь на законном основании, а не только из сострадания не снимаются с очереди, за ними сохраняется право на жилье по социальному найму до момента вступления во второй брак. Им также выплачивается компенсация в том случае, если жилье снимается. Законом предусмотрено, что участковому инспектору в течение шести месяцев с момента поступления на службу предоставляется возможность получить жилье из специализированного фонда. Это общежития, и это служебное жилье. Но, в случае если он переходит на службу в другие подразделения, он должен будет освободить это жилье. Так указано в законопроекте, но мне кажется, что в данном случае это не совсем правильно и эту норму нужно доработать. Большое беспокойство вызывает отсутствие в законопроекте нормы о праве на бесплатный проезд к месту отдыха. Депутаты фракции "Справедливая Россия" вносят поправку на введение такой нормы. На мой взгляд, такое право не должно быть утрачено. Также нами вносится на рассмотрение поправка на льготное приобретение земельных участков сотрудниками органов внутренних дел при наличии выслуги 15 и более лет. До принятия Закона, который в обществе получил название "О монетизации льгот", земельные участки предоставлялись сотруднику бесплатно. Сегодня можно было бы хотя бы предусмотреть льготное приобретение земельных участков, например по кадастровой цене. Очень важно, чтобы сотрудник органов внутренних дел, вышедший на пенсию, получил это право. Пять тысяч сотрудников органов внутренних дел получают у нас ежегодно инвалидность в результате ножевых и пулевых ранений при исполнении служебных обязанностей. Более четырехсот сотрудников погибают ежегодно при исполнении служебных обязанностей. Под патронажем МВД сегодня находятся двадцать тысяч вдов. Служба в органах внутренних дел - это служба в зоне риска. Поэтому для сотрудников органов внутренних дел должен создаваться особый социальный пакет, а также для вдов, сирот, семей сотрудников.

- А как насчет пенсий? Вводится новая схема расчета? - На мой взгляд, предложенная схема расчета пенсий не вполне отвечает социальной справедливости. В расчет пенсии включается три показателя: оклад по должности, оклад по званию и процентная надбавка за выслугу лет. А дополнительные надбавки, в том числе за риски, за работу с секретными документами и т. д., которые и образовывали денежное содержание в целом, выпадают. Таким образом, пенсия сотрудников органов внутренних дел, в отличие от гражданских служащих, которым начисляется пенсия, как правило, от всего денежного содержания, что они получают, будет составлять 58 процентов от трех перечисленных показателей. Я считаю, что эта цифра должны быть хотя бы на уровне 60 процентов, и от всего денежного содержания, что получает человек. Для сравнения - в Германии полицейские после ухода в отставку пожизненно получают полное денежное содержание. Это является гарантией от коррупции. Тем не менее даже такое, как предлагается в законопроекте, увеличение пенсии, если исходить из предложенных в финансово-экономическом обосновании расчетов, имеет и положительный аспект. Пенсии будут приблизительно в два с половиной - три раза выше, чем сейчас.

- А не планируется ли увеличить предельный возраст пребывания на службе сотрудников органов внутренних дел до 50 лет? - Сейчас завершается разработка закона о службе в органах внутренних дел, который заменит действующее Положение о службе в органах внутренних дел, утвержденное Постановлением Верховного Совета РФ 1992 года. Надеюсь, что там эти нормы будут прописаны. Насколько мне известно, они не повлияют на увеличение возраста для получения права на пенсию. Вместе с тем целесообразно было бы, на мой взгляд, увеличить срок службы в органах внутренних дел для полковников и генералов на 5 лет в случае их желания. Во многих случаях сегодняшнее продление является формальным, поскольку и руководитель согласен с продлением, и сотрудник готов служить дальше. Думаю, очень важно сохранить профессиональное ядро, людей, имеющих большую выслугу лет. Именно из их числа и будет формироваться институт наставников.

- Татьяна Николаевна, хотя этот вопрос и не относится к заявленной теме, но не могли бы Вы прокомментировать пакет поправок в Уголовный кодекс, который внес в Госдуму Президент РФ Дмитрий Медведев? - Я считаю, это очень важный, целенаправленный и последовательный шаг на пути либерализации отечественной уголовной политики. Весь пакет президентских поправок будет рассмотрен Государственной Думой до конца весенней сессии. Во внесенном в Думу законопроекте предусмотрено введение новых альтернативных видов наказания, не связанных с лишением свободы, в частности принудительные работы. Я хочу напомнить, что сегодня у нас существуют исправительные и обязательные работы. Исправительные работы представляют собой меру наказания, когда человек продолжает работать на прежнем месте работы и отчисляет государству от пяти до двадцати процентов от своего дохода. Обязательная работа - мера наказания, когда человек выполняет работы социального характера после выполнения своей основной работы. Например, метет улицы. Теперь Президент предлагает восстановить еще один вид наказания - принудительные работы. При социализме в народе они назывались "химия", когда человек направлялся из постоянного места жительства в другое для работы на крупном заводе или предприятии, где не хватало рабочих рук. Большая их часть была связана с химическим производством. Сегодня этот институт предлагается несколько изменить, но тем не менее он не связан с лишением свободы. Осужденный проживает рядом с предприятием, но не в изоляции, у него нет на окнах решеток, у его дверей не стоит надзиратель. А главное, к нему могут приезжать и вместе с ним проживать близкие люди. Смысл президентских поправок в том, чтобы не вырывать человека из социальной среды, если он не представляет большой общественной опасности, не усугублять криминализацию общества. Президент ставит задачу - разделить насильственные преступления против личности и преступления экономического плана, незначительные, средней тяжести. Важно, чтобы человек после отбытия наказания вернулся к нормальной жизни, а для этого важно не потерять социальные связи. Первая группа новелл охватывает приблизительно 170 составов. Они вступят в силу в случае принятия закона с 2013 года. Потребуется выполнение больших объемов работ по созданию отдельной специальной структуры ФСИН, которая будет заключать договоры с предприятиями, куда будут направляться осужденные для отбывания наказания, решать вопрос с его проживанием, устанавливать контроль за ходом отбыванием наказания. Вторая группа новелл связана с возмещением вреда потерпевшему в материальном эквиваленте. Сегодня за большинство экономических преступлений мы имеем в виде наказания лишение свободы, штраф или арест. Потерпевший получает в качестве сатисфакции возмещение прямого вреда частями, порциями и, как правило, остается не удовлетворен. И когда проводишь опрос потерпевших в результате краж, мошеннических действий, большинство из них говорят: главное, чтобы мне вернули все, что я потерял. Поэтому Президент Российской Федерации внес предложение, что если лицо, совершившее преступление экономического характера, в пятикратном размере возмещает потерпевшему вред и потерпевшего это устраивает, если преступление совершено впервые и имеются смягчающие обстоятельства, то в таком случае осужденный не отправляется отбывать наказание в колонию. И, таким образом, достигается социальная справедливость, ибо потерпевший удовлетворен, а виновный, с одной стороны, наказан, а с другой стороны, не вырывается из социальной среды и продолжает воспитывать своих детей.

- Не считаете ли Вы, что при таком низком уровне жизни в стране, без гражданско-правовой грамотности населения, практически 90%, полиция хоть на 10% по своим новым качествам будет отличаться от милиции? А также не считаете ли Вы, что деньги, затраченные на эту реформу, - это деньги, выброшенные "в трубу"? - Не могу согласиться с таким выводом. Я не считаю, что реформа системы МВД России - это пустая трата денег. Реформа назрела давно, поскольку милиция не соответствовала своему подлинному назначению, была перегружена несвойственными ей функциями, получала незаслуженно низкое денежное содержание. От такого положения дел страдали и граждане, и порядочные профессиональные сотрудники. Однако понятно, что поставленные в указах Президента, положивших начало реформе, задачи не могут быть решены одномоментно, требуется долгая и поступательная работа.

- Как Вы думаете, прекратится ли спрос с сотрудников полиции по "палочной" системе? Ведь от данной "палочной" системы страдают не только все жители города, но и России, так как начальство спрашивает со своих подчиненных показатели, а сотрудники, делая их, вынуждены нарушать законные интересы граждан РФ. - Представляется, что должен прекратиться, поскольку идеология реформы органов внутренних дел предполагает также принципиально иной подход к критериям оценки их деятельности. Главным критерием официальной оценки деятельности полиции становится общественное мнение (ч. 6 ст. 9 Закона "О полиции"). Не случайно в Законе о полиции закреплено, что сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства. Проблема заключается в том, что до настоящего времени не выработаны технология, методика и методы изучения общественного мнения. Но зарубежный опыт в этом направлении имеется, например в Беларуси, и может быть использован.

- Интересно узнать про проходящую в настоящее время переаттестацию сотрудников МВД. Известно, что более 35% руководителей МВД ее не прошли. По каким критериям комиссия аттестовывает сотрудников и по каким причинам сотрудник может ее не пройти? - 1 марта 2011 года, одновременно со вступлением в силу Закона "О полиции", Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал Указ от 1 марта 2011 г. N 251 "О внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел РФ". Планировалось завершить переаттестацию всех сотрудников МВД до 1 июня текущего года, однако 12 мая с. г. глава государства перенес этот срок на 1 августа. Связано это в первую очередь с необходимостью проведения глубокой проработки кандидатов. Что касается высших руководителей МВД России, то в соответствии с принятым решением предполагается существенное сокращение их количества (из 427 генералов должно остаться 340). Критерии аттестации сотрудников нормативно не определены. Вместе с тем в основу должны быть положены те требования, которые предъявляет Закон "О полиции". Это совокупность профессиональных и моральных качеств. Должно учитываться опять же общественное мнение, особенно по тем должностям, где предполагается непосредственная работа с населением. Что касается руководителей высшего начальствующего состава МВД России, то, по информации Руководителя Администрации Президента РФ Сергея Нарышкина, который возглавляет Комиссию по переаттестации, их переаттестация движется к завершению. В территориальных органах МВД России регионального уровня, по имеющейся информации, отстранено 112 руководителей. Главные претензии, по словам С. Е. Нарышкина, - это профессиональное несоответствие и наличие коррупционной составляющей. Вместе с тем некоторые руководящие сотрудники не будут назначены по объективным причинам, связанным с возрастом и состоянием здоровья. В Положении о Комиссии при Президенте Российской Федерации по проведению внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, претендующих на замещение должностей высшего начальствующего состава в этих органах, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 251, к основным задачам указанной Комиссии отнесены: оценка профессиональной служебной деятельности аттестуемого сотрудника на основе определения его соответствия требованиям по должности, с учетом стажа и опыта работы, участия в решении поставленных перед ним задач, сложности выполняемой работы, ее эффективности и результативности; оценка профессиональных и личностных качеств аттестуемого сотрудника, необходимых для назначения его на должность.

- У нас при переаттестации сотрудников учитываются только связи с руководством и уступчивость сотрудников, а как же беспристрастный, справедливый и объективный подход? Не учитывается ни образование, ни стаж работы, ни профессиональные качества сотрудников, важно только, как к тебе относится тот или иной руководитель, вот что такое переаттестация в Новосибирской области! И о каком доверии к власти можно говорить, не соблюдается ни один принцип переаттестации! И каких полицейских получит наше общество? - Понимаю эмоциональность вопроса. Долгое время личный состав в напряженном ожидании. Будущая аттестация, вопросы назначения и увольнения обрастают слухами и домыслами. Нет ничего хуже неопределенности. Сама не раз была за штатом и знаю, что это такое. Поэтому Президент РФ и Министр внутренних дел предприняли меры для того, чтобы минимизировать возможные недостатки аттестационного процесса, установить жесткий контроль за соблюдением его процедуры и морально-нравственных норм и принципов. С юридической точки зрения следует иметь в виду, что подпунктом 2.4 Приказа МВД России от 22 марта 2011 г. N 135 "Об организации проведения внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" установлено, что работа аттестационных комиссий по проведению внеочередной аттестации в части, не урегулированной названным Приказом, осуществляется в порядке, предусмотренном Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 (далее - Положение), и Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 14 декабря 1999 г. N 1038 (далее - Инструкция). Согласно статье 17 Положения аттестация проводится в целях определения служебного соответствия сотрудника органов внутренних дел предъявляемым требованиям. В соответствии с пунктом 9.1 Инструкции основными задачами аттестации являются: максимально объективная и полная оценка нравственных, деловых и профессиональных качеств, знаний, умений и навыков аттестуемых на основе глубокого и всестороннего их изучения; определение степени соответствия аттестуемых сотрудников занимаемым должностям и перспективы их служебного использования; создание условий для формирования высококвалифицированного кадрового потенциала органов внутренних дел; создание стимулов для развития профессиональной активности аттестуемых. В ходе аттестации должны оцениваться профессиональные и личностные качества аттестуемого сотрудника, учитываться стаж и опыт работы. Любое отступление от целевых установок Президента РФ и руководства МВД России противоречит идеологии и духу реформы органов внутренних дел и наносит непоправимый урон авторитету органов внутренних дел. Поэтому если имеются конкретные факты злоупотреблений, то я готова в пределах полномочий депутата Государственной Думы принять меры реагирования, в частности довести соответствующую информацию до руководства МВД России.

- Пришло штатное расписание, обнаружилось различие в обозначенных в нем коэффициентах должностных окладов сотрудников подразделений КМ и МОБ, особенно это очень заметно по окладам руководителей подразделений. Почему определена такая разница и что руководство МВД ожидает в таком случае от такого неравенства? Или задачи оперативных служб увеличатся в разы по сравнению с сотрудниками других подразделений? - Законопроект о социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел не предполагает разницы между должностными окладами сотрудников полиции криминального блока и общественной безопасности. В финансово-экономическом обосновании, которое представлено в Государственную Думу вместе с законопроектом, такой разницы нет. Более того, размеры окладов по типовым должностям сотрудников и окладов по специальным званиям будут установлены постановлением Правительства Российской Федерации, а не типовым приказом МВД России уже после принятия данного Закона. Представляется, что разница должна быть не в должностных окладах, а в дополнительных выплатах, предусмотренных для сотрудников тех или иных полицейских служб.

- Будут ли сотрудники ОВД, имеющие специальное звание внутренней службы, приравнены по зарплате и социальным гарантиям к сотрудникам полиции? - Да, будут приравнены. Проект Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в случае его принятия будет распространяться на всех сотрудников органов внутренних дел, в том числе имеющих специальные звания внутренней службы и юстиции.

- Когда вернут бесплатный проезд на городском транспорте? - С сожалением приходится констатировать, что этот вид социальной льготы, который ранее имели сотрудники органов внутренних дел, вряд ли будет восстановлен. Вместе с тем Закон "О полиции" (ст. 46) предусматривает, что сотрудник полиции в служебных целях обеспечивается проездными документами на все виды транспорта общего пользования (кроме такси) городского, пригородного и местного сообщения. Полицейский при выполнении служебных обязанностей по обеспечению безопасности граждан и охране общественного порядка на железнодорожном, водном или воздушном транспорте имеет право проезда в поездах, на речных, морских и воздушных судах в пределах обслуживаемого им объекта (участка) без приобретения проездных документов только при выполнении указанных обязанностей. Кроме того, сотрудник полиции при выполнении служебных обязанностей по пресечению преступления, административного правонарушения, задержанию и доставлению лица (лиц), подозреваемого (подозреваемых) в совершении преступления, административного правонарушения, пользуется правом проезда и провоза задержанного либо доставляемого им лица (лиц) на всех видах транспорта общего пользования (кроме такси) городского, пригородного и местного сообщения без приобретения проездных документов, а в сельской местности - на попутном транспорте по предъявлении служебного удостоверения. Данные положения распространяются не только на сотрудников полиции, но и на всех сотрудников органов внутренних дел (ч. 2 ст. 56 Закона "О полиции").

- Когда же сотрудникам МВД будут оплачивать аренду жилья? И как вообще такое возможно: чтобы его оплачивали, мне необходимо представить документ, который свидетельствует о том, что я бомж, грубо говоря, это же идет в противоречие с Жилищным кодексом и Конституцией РФ! - Вопросы выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения регламентированы Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 852 "О порядке и размерах выплаты компенсаций за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лицам начальствующего состава Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации". Этим Постановлением предусмотрено, что сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания, ежемесячно выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилого помещения, но не более: - 15 000 рублей - в г. Москве и г. Санкт-Петербурге; - 3600 рублей - в других городах и районных центрах; - 2700 рублей - в прочих населенных пунктах. При условии совместного проживания с сотрудником трех и более членов семьи размер денежной компенсации повышается на 50 процентов. Сегодня указанные суммы не соответствуют рыночным ценам, и руководство Министерства и депутаты ставят вопрос об их увеличении. К рапорту сотрудника прилагаются: договор найма (поднайма) жилого помещения; справка кадрового подразделения о составе семьи сотрудника и о совместном проживании сотрудника и членов его семьи, а также о выписке их с прежнего места жительства. Таким образом, для получения сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения необходимо снятие его и совместно проживающих с ним членов семьи с регистрационного учета по прежнему месту жительства при условии отсутствия у него жилого помещения для постоянного проживания. Денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений является дополнительной социальной гарантией для категории сотрудников органов внутренних дел, не имеющих жилого помещения для постоянного проживания.

- В соответствии со ст. 30 Закона "О милиции" участковым уполномоченным милиции не позднее шести месяцев с момента вступления в должность предоставлялась жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам. Однако в новом Законе "О полиции" на этот счет разъяснено очень размыто. Вопрос: имею ли я право на предоставление мне жилья, если я состою в должности участкового с 01.12.2010, а собственной квартиры у меня нет? - И прежнее, и действующее законодательство предусматривают положение, согласно которому сотрудники полиции, замещающие должность участкового уполномоченного полиции, не имеющие жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в должность обеспечиваются жилыми помещениями. Данная норма обусловлена тем, что участковые уполномоченные полиции по роду своей служебной деятельности, заключающейся в охране общественного порядка на территории соответствующего муниципального образования, должны проживать в непосредственной близости от обслуживаемого населения. В соответствии со статьей 9 проекта Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел" планируется следующий механизм реализации данной нормы. Территориальный орган внутренних дел предоставляет участковому уполномоченному полиции, не имеющему жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, и проживающим совместно с ним членам его семьи жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилье, общежитие) в течение шести месяцев со дня вступления в указанную должность. В случае отсутствия на территории муниципального образования жилого помещения специализированного жилищного фонда территориального органа МВД России участковому уполномоченному полиции и проживающим совместно с ним членам его семьи орган местного самоуправления предоставляет жилое помещение муниципального жилищного фонда. В случае отсутствия на территории муниципального образования жилых помещений специализированного жилищного фонда территориального органа МВД России и муниципального жилищного фонда территориальный орган МВД России арендует в соответствии с законодательством Российской Федерации для участкового уполномоченного полиции и проживающих совместно с ним членов его семьи иное жилое помещение. В законопроекте сказано также, что в случае перевода участкового уполномоченного полиции на должность, не связанную с выполнением обязанностей участкового на территории соответствующего муниципального образования, указанный сотрудник и проживающие совместно с ним члены его семьи обязаны освободить жилое помещение, предоставленное в указанном порядке. В дальнейшем обеспечение указанного сотрудника жилыми помещениями осуществляется в общем порядке, предусмотренном для сотрудников органов внутренних дел.

- Когда государственных служащих будут обеспечивать жильем, оплачивать проезд в отпуск? Это же не во всех структурах, есть агентства, и они хотя и находятся в ведении Минэкономразвития РФ, но в них зарплаты очень низкие, допмедицинское страхование отменили, оплаты проезда в отпуск нет, жилье не выдают - народ просто трудится из любви к Родине да и к самой работе. Когда же подумают о народе? - Полностью разделяю, Елена, Вашу боль и тревогу. Как хорошо, что в наших рядах сохранились неравнодушные и высоконравственные люди, для которых слова "Честь имею" - принцип всей жизни. Я всегда выступаю против общих штампов и ярлыков, огульного опорочивания государственной службы и государственных служащих, пренебрежительного клейма "чиновник". Большинство государственных служащих - глубоко порядочные, самоотверженные люди. Относительно правовой стороны социального обеспечения госслужащих сообщаю следующее. Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон). Названным Федеральным законом не предусмотрена компенсация государственному служащему расходов на проезд к месту проведения отпуска и обратно. Однако в соответствии с частью 11 статьи 46 Федерального закона при предоставлении федеральному гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания. Для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданским служащим гарантируется медицинское страхование гражданского служащего и членов его семьи, в том числе после выхода гражданского служащего на пенсию за выслугу лет, в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 52 Федерального закона). В качестве дополнительных государственных гарантий согласно пункту 4 части 1 статьи 53 Федерального закона гражданским служащим может предоставляться право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, которые устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации. В настоящее время порядок и условия предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения федеральным государственным гражданским служащим один раз за весь период государственной гражданской службы Российской Федерации, замещающим должности государственной гражданской службы Российской Федерации не менее 1 года, принятым на учет в федеральном государственном органе для получения единовременной выплаты, установлены Правилами предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 63. К сожалению, на практике нередко приходится буквально выбивать то, что тебе положено по закону. Здесь многое зависит от руководителя госоргана и подразделения, который обязан заботиться о своих подчиненных и жестко контролировать выполнение закона.

- Согласно новому Закону "О полиции" (ст. 43, п. 6) сотрудники практически лишаются социальных гарантий, а именно на получение ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью. На местах этот Закон руководители УВД стали применять к бывшим сотрудникам МВД без объяснения причин и практически лишив их законных выплат. Планируется ли депутатами внести поправки в эту статью, которая противоречит Конституции и др. законам? - Частью четвертой статьи 29 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" было установлено, что в случае причинения увечья или иного повреждения здоровья сотруднику милиции в связи с осуществлением им служебной деятельности денежная компенсация в размере, превышающем сумму назначенной пенсии по указанным в статье 29 основаниям, выплачивается за счет средств соответствующего бюджета либо средств организаций, заключивших с милицией договоры. Часть 6 статьи 43 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" прямо предусматривает, что ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в полиции за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности выплачивается сотруднику полиции в случае причинения ему увечья или иного повреждения здоровья, связанных с выполнением служебных обязанностей, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции и повлекших стойкую утрату трудоспособности. Норма части 6 статьи 43 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" изложена в редакции, способствующей однозначному пониманию ее предписаний, а также созданию более прозрачного и объективного механизма осуществления выплаты ежемесячной денежной компенсации. О необходимости таких изменений свидетельствует также судебная практика по данному вопросу. Таким образом, какое-либо иное толкование и применение порядка осуществления названных выплат являются неправомерными. Кроме того, в связи с предстоящим изменением параметров денежного довольствия сотрудников полиции, направленным на увеличение уровня их доходов, произойдет увеличение размеров указанной ежемесячной денежной компенсации.

- Увеличится ли срок выслуги лет в полиции для получения пенсии с 20 лет до 25? И что по этому поводу думают депутаты Госдумы? Для многих сотрудников это очень важно. - Сегодня этот вопрос не решен окончательно. В одном из последних вариантов проекта Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации" предусматривается увеличение только предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел. Увеличения выслуги для приобретения права на пенсию за выслугу лет законопроектом не предусмотрено. Но следует иметь в виду, что этот проект еще в работе и в Государственную Думу, по состоянию на 23 июня, не внесен.

- Дает ли право на дополнительный отпуск за выслугу лет период прохождения службы в рядах внутренних войск МВД РФ (при определении количества лет службы в органах внутренних дел)? - Дополнительный отпуск за стаж службы сотрудникам органов внутренних дел установлен статьей 45 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1. Нормами статьи 51 названного Положения определено, что сотрудникам органов внутренних дел дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск за стаж службы в органах внутренних дел предоставляется после определенного количества лет службы. При этом порядок исчисления продолжительности дополнительного отпуска за стаж службы в органах внутренних дел нормативными правовыми актами не определен. Вместе с тем, учитывая правовое содержание нормы, определяющей предоставление дополнительного отпуска за стаж службы в органах внутренних дел, в настоящее время в МВД России сложилась практика, согласно которой при исчислении стажа службы для предоставления указанного дополнительного отпуска учитываются в календарном исчислении периоды службы в органах внутренних дел, службы в других правоохранительных органах, в качестве сотрудников, имеющих специальные звания, а также военной службы, в том числе во внутренних войсках МВД России. Полагаю, что указанный подход является верным.

- Каким Вы видите положение инвалидов боевых действий в сфере получения жилья? Говорят, пишут, издают законы, указы и т. д. 23 года стою в очереди - никакие законы не работают! - Крайне неудовлетворительным. В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" одной из мер социальной поддержки инвалидов боевых действия является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного Федерального закона. Мы боремся за то, чтобы выправить ситуацию. Из положений статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" следует, что Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, в том числе установленных статьей 14 данного Федерального закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, объем которых определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки. Федеральный фонд компенсаций образуется в федеральном бюджете в виде субвенций исходя из возможностей федерального бюджета. Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Кроме того, статья 5 проекта Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел..." в случае его принятия будет предусматривать положение о предоставлении жилого помещения в собственность инвалидам I и II группы, инвалидность которых наступила вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел.

- В 2010 году в Уголовный кодекс РФ с подачи Президента РФ была принята поправка, согласно которой совершение преступления действующим сотрудником милиции считается отягчающим обстоятельством (ст. 63 УК РФ п. "о"). Данное обстоятельство напрямую противоречит ч. 2 статьи 19 Конституции РФ, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Не кажется ли Вам, что в п. "о" статьи 63 УК РФ слова "совершения преступления сотрудником милиции" необходимо заменить на "сотрудников правоохранительных органов"? Так как получается ситуация, когда если ты являешься сотрудником органов внутренних дел, то одно это уже является отягчающим обстоятельством к самому факту существования сотрудника милиции. Получается, что совершение преступления сотрудниками прокуратуры, ФСБ, ФСКН и других правоохранительных органов не является отягчающим обстоятельством, отчего такие привилегии? - Резонный вопрос. Трудно не согласиться с такими аргументированными доводами. Полагаю, что было несправедливым вводить такое отягчающее обстоятельство исключительно для сотрудников органов внутренних дел. Более того, мы предлагали поправку о том, чтобы распространить данное отягчающее обстоятельство на сотрудников всех правоохранительных органов. Однако поправка депутатов от фракции "Справедливая Россия" не нашла поддержки среди большинства депутатов Государственной Думы. Следует только уточнить, что первоначальная редакция этой нормы все же была изменена, то есть отягчающим является не просто совершение преступления сотрудником органов внутренних дел, а совершение умышленного преступления.

- Исходя из статьи N 7 Федерального закона "О полиции" ("Сотруднику полиции запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник полиции не должен быть связан решениями политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций"), возник вопрос чисто человеческого характера: не выносит ли эта статья сотрудников милиции из общества, которому служит? - Данный законодательный запрет направлен на обеспечение беспристрастности сотрудников полиции всех уровней. Кстати, аналогичный запрет существует, например, для судей. Принцип "политического нейтралитета", с одной стороны, означает недопустимость использования полиции в качестве инструмента осуществления воли, идей каких-либо партий, групп, элит, а с другой - является своеобразной формой ограничения сотрудника полиции в пользовании некоторыми общегражданскими правами и свободами. Несмотря на это, основное гражданское право - право избирать и быть избранным - остается незыблемым. Поэтому полицейский как гражданин Российской Федерации вправе участвовать в политической жизни страны.

- Возможна ли систематизация законодательства в современных условиях бесконечных изменений, уточнений, коррекции? - Такого рода систематизация не только возможна, но и необходима. Действительно, современное российское законодательство очень динамично. Зачастую это связано с тем, что сама жизнь, общественные отношения активно развиваются, поэтому устаревшее законодательство нуждается в модернизации. Как пример, в прошедшем году Государственной Думой приняты и Президентом Российской Федерации подписаны 450 законодательных актов, а в период весенней сессии этого года - 102. Многочисленность правовых актов весьма затрудняет деятельность правоприменителей. Чрезмерный нормативный контроль отношений наряду с имеющимися пробелами и недоработками правового регулирования - одно из главных препятствий для верховенства права в обществе. Раздутое законодательство, как это ни парадоксально, приводит к произволу, как со стороны нормотворческого органа, так и со стороны правоприменителей и граждан. К этому также можно добавить, что современному нормативному массиву присущи дублирование предписаний, их конкурентность, пробельность, неясность толкования и другие подобные сложности. Для того чтобы ориентироваться во всей структуре нормативных источников, оперативно извлекать из них нужную правовую информацию, государственные органы, должностные лица да и все иные субъекты права вынуждены постоянно проводить работу по учету и поддержанию в актуальном состоянии действующего нормативного материала. Систематизация нормативных актов является необходимым условием для эффективного управления социумом, формирования единого правового пространства, обеспечивающего надлежащую юридическую информированность граждан, всех государственных, частных и общественных структур. Ее значение для правовой системы представляется в том, что она позволяет: выявить и в последующем устранить несогласованность между правовыми актами и их нормами; очистить правовую систему от устаревших юридических конструкций; выявить и затем восполнить пробелы в правовом регулировании; упростить (облегчить) пользование нормативным материалом. Наконец, своевременная систематизация законодательства - это своего рода и средство формирования правовой культуры, борьбы с правовым нигилизмом, повышения не только правовой, но и общей культуры граждан. Хорошими тому примерами являются принятый Закон "О полиции", а также находящийся в стадии принятия законопроект о социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел. Данные законодательные акты призваны систематизировать и урегулировать всю правоохранительную деятельность, поскольку в последние годы полномочия полиции, особенно обязанности, оказались рассредоточены во многих нормативных правовых актах, зачастую конкурирующих между собой. Это создавало трудности в правоприменительной практике. Что касается социальных гарантий сотрудников правопорядка, то они тоже регулировались огромным количеством законодательных и подзаконных актов. Это, в свою очередь, порождало ситуацию, когда сотрудники не обладали полноценной информацией обо всех своих правах. Необходимо отметить, что эффективная систематизация законодательства невозможна без надлежащего мониторинга правоприменения. Основной целью осуществления мониторинга является совершенствование правовой системы Российской Федерации. Это требует серьезной организационной и технологической работы по систематизации нормативных правовых актов. Осознавая всю важность этой процедуры, Президент Российской Федерации в 2011 году издал Указ от 20.05.2011 N 657 "О мониторинге правоприменения в Российской Федерации".

- Планируется ли передача части полномочий (функций) от отделов вневедомственной охраны МВД РФ к частным охранным организациям? - Пока не планируется. На сегодняшний день этот вопрос уже решен в Законе "О полиции". И именно эти нормы были наиболее дискуссионными. Ко второму чтению в Закон поступило порядка 600 поправок. Из них, наверное, процентов десять были посвящены именно этому вопросу. И он решен совершенно определенно: функция вневедомственной охраны МВД не будет передаваться частным охранным структурам. Я сторонник сохранения этой функции за правоохранительными органами. Мои оппоненты утверждают, что, выполняя функции вневедомственной охраны, полиция, по сути, оказывает коммерческую услугу, поскольку получает за это деньги. Действительно, эта услуга платная, но деньги идут не на счет вневедомственной охраны и не на счет МВД, а в федеральный бюджет. Вневедомственная охрана, которая выполняет функции, связанные с ношением оружия и возможностью задержания преступника, должна обладать особыми навыками. Люди, вручающие свою собственность под охрану, должны быть уверены, что эта функция выполняется профессионально. Кроме того, вневедомственная охрана выполняет параллельно еще очень серьезные функции и задачи по охране общественного порядка. Если мы посмотрим, какие машины в ночное время патрулируют улицы, то увидим наряды ППС, ДПС и вневедомственной охраны. Получив сигнал, они должны выехать на объект, для того чтобы установить причину вскрытия квартиры и в случае необходимости задержать преступника. Поэтому мы считаем, что сегодня рано передавать частным охранным структурам эти функции.

------------------------------------------------------------------

Название документа