Надзор за исполнением законодательства о государственной гражданской и муниципальной службе

П.А. ТАЛАЕВ

Талаев П.А., старший помощник прокурора Чукотского автономного округа.

В статье освещается опыт работы прокуратуры Чукотского автономного округа при осуществлении надзора за исполнением законодательства о государственной гражданской и муниципальной службе в части соблюдения запретов и ограничений, приводятся конкретные примеры деятельности прокуратуры и основные проблемы, разрешение которых необходимо для улучшения эффективности прокурорского надзора.

Ключевые слова: законодательство о государственной гражданской и муниципальной службе, обязанности и запреты, противодействие коррупции, сведения о доходах.

Supervising the enforcement of legislation on public governmental and municipal service

P.A. Talaev

The article reports on work experience of the public prosecutor's office of Chukotka Autonomous Okrug while supervising the enforcement of legislation on public governmental and municipal service as related to the observance of bans and restrictions, gives concrete examples of activities of the public prosecutor's office and determines chief problems that are to be solved to improve efficiency of the public officer's supervision.

Key words: legislation on public governmental and municipal service, obligations and bans, anti-corruption measures, income records.

Прокуратура Чукотского автономного округа постоянно осуществляет надзор за исполнением законодательства о государственной и муниципальной службе. Анализ и обобщение данных о состоянии законности и правопорядка на этом направлении надзора на территории Чукотского автономного округа в 2011 г. показали, что в настоящее время наблюдается рост числа всех актов прокурорского реагирования.

Одна из причин указанного роста - результаты проведенной прокуратурой округа по заданию Генеральной прокуратуры РФ в соответствии с поручением Президента РФ проверки исполнения законодательства о государственной гражданской и муниципальной службе в части соблюдения установленной федеральным законодательством обязанности представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - сведения о доходах).

Проверкой были охвачены федеральные государственные гражданские служащие, лица, замещающие государственные должности округа, государственные гражданские служащие округа, лица, замещающие должности глав муниципальных образований, муниципальные должности и должности муниципальной службы органов местного самоуправления.

Безусловно, эта проверка была одним из этапов противодействия коррупции, которая выступает серьезным препятствием при реализации прав граждан. В настоящее время все органы власти проводят определенные антикоррупционные мероприятия, которые, как показывает практика, дают свои положительные результаты.

Так, при осуществлении прокуратурой округа проверочных мероприятий установлено, что в целом федеральные государственные гражданские служащие и государственные служащие округа требования законодательства в части исполнения обязанности представлять сведения о доходах соблюдают.

В то же время выявлены нарушения, допущенные некоторыми служащими в части неуказания всех достоверных сведений о доходах, в связи с чем прокуратура округа вносила акты прокурорского реагирования и направляла соответствующую информацию в комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.

Чаще всего чиновники округа не указывали сведения об объектах недвижимости, находящихся в собственности или пользовании, либо скрывали полученные доходы.

Так, прокуратурой округа проведена проверка в управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЧАО, в ходе которой помимо прочего установлены факты неуказания служащими сведений о зарегистрированных на их имя автомобиле и маломерном судне. Также выявлен факт получения одним из служащих доходов от трудовой деятельности в коммерческой организации; при этом в сведениях о доходах полученные от этой работы доходы не отражались.

По выявленным нарушениям прокурор округа внес в адрес руководителя управления представление об устранении нарушений и их недопущении в дальнейшем, которое было рассмотрено, а виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

Также государственные гражданские служащие привлекались к ответственности по информации о несоблюдении ими указанных обязанностей, направляемой в комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов соответствующих органов государственной власти. Например, по результатам рассмотрения информации, направленной в управление по недропользованию ЧАО, два должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

В основном, как показал анализ, нарушения касались муниципальных служащих, которые не раскрывали все сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.

В ходе проверочных мероприятий горрайпрокуроры выявляли нарушения в этой сфере, допускаемые муниципальными служащими. Например, помимо указанных устанавливались факты вхождения муниципального служащего в число учредителей коммерческой организации, наличия доли в ее уставном капитале и регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Органы прокуратуры округа выявили нарушения, допущенные главами муниципальных образований: шесть глав муниципальных образований округа представили сведения о доходах в неполном объеме, не указали сведения о недвижимом имуществе, находящемся в пользовании.

Кроме того, зафиксированы факты, когда должностные лица вообще не утруждали себя заполнением сведений о доходах. Например, глава муниципального образования "Сельское поселение Лаврентия" сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2009 г. не представила, к материалам личного дела обозначенные сведения не приобщила.

И вот здесь в ходе проверки выявлен проблемный вопрос, который, как полагаем, требует вмешательства Генеральной прокуратуры РФ, касающийся отсутствия в законодательстве о муниципальной службе порядка представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицами, замещающими выборные должности в органах местного самоуправления (главы муниципальных образований, председатели представительных органов и председатели избирательных комиссий), а также порядка привлечения их к дисциплинарной ответственности в связи с невыполнением обязанностей по представлению указанных сведений.

Также органы прокуратуры округа при проведении обозначенной проверки столкнулись с еще некоторыми проблемами.

Как уже неоднократно озвучивалось Генеральным прокурором РФ, действительно практика прокурорского надзора показала, в том числе и при проведении проверки по поручению Президента РФ, прокурорам не хватает такого законодательного инструмента, как возможность получения информации о банковских счетах <1>. Безусловно, наделение прокурора такими полномочиями будет способствовать более эффективному и тщательному осуществлению надзора в этом направлении.

<1> Доклад на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: http://genproc.gov.ru/management/appearences/document-71822/.

Определенные сложности вызывает отсутствие единой базы об объектах недвижимости, находящихся в собственности граждан на территории разных субъектов РФ, что не позволяет в полном объеме проверить достоверность представляемых служащими сведений о недвижимом имуществе.

Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" для муниципального служащего и кандидата на должность муниципальной службы установлена обязанность представлять представителю работодателя сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, как своих, так и супруга и несовершеннолетних детей.

В то же время ФЗ от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" установлена обязанность по представлению указанных сведений только в отношении самого муниципального служащего. В связи с этим есть основания для приведения этого ФЗ в соответствие с положениями законодательства о противодействии коррупции.

Определенное количество нарушений, в том числе и в предыдущие годы, было выявлено в части непринятия некоторыми органами местного самоуправления нормативных правовых актов, устанавливающих перечень служащих, обязанных представлять сведения о доходах, и устанавливающих правовое регулирование порядка проверок достоверности и полноты сведений.

Так, горрайпрокуроры установили, что в нарушение требований федерального законодательства положения, регламентирующие порядок проведения проверок, не разработаны и не утверждены.

В этой части проблемным моментом остается то, что нормативные правовые акты, например федеральные законы, указы Президента, такие как N 557 и 559 от 18 мая 2009 г., N 1065 от 21 сентября 2009 г., определяющие перечень должностей государственной гражданской службы, по которым необходимо представлять сведения о доходах, порядок проверки их достоверности, носят для органов местного самоуправления рекомендательный характер. Это положение должностными лицами органов местного самоуправления воспринимается как необязательное к исполнению, вследствие чего принятие указанных актов затягивается и при внесении актов прокурорского реагирования они уклоняются от их принятия.

В настоящее время с учетом того, что органы местного самоуправления наделены довольно широкими полномочиями, затягивание принятия правовых актов и неурегулирование важных вопросов могут приводить к злоупотреблениям со стороны муниципальных служащих.

Таким образом, полагаем, что устранение выявляемых проблем путем совершенствования действующего законодательства о противодействии коррупции только будет способствовать еще более эффективному осуществлению прокурорского надзора.