Невозмещенный коэффициент

(Терешко Ю.)

("ЭЖ-Юрист", 2010, N 39)

Текст документа

НЕВОЗМЕЩЕННЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ

Ю. ТЕРЕШКО

Юлия Терешко, газета "ЭЖ-Юрист".

Действующее законодательство гарантирует гражданам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, получение пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам в увеличенном размере, с применением установленных районных коэффициентов. Однако указанный районный коэффициент на федеральном уровне до сих пор не определен, что порождает определенные проблемы на практике.

Согласно ст. 10 Закона РФ от 19.02.93 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета пособий лицам, проживающим в указанных районах, определяются Правительством РФ.

Таким образом, как мы видим, на федеральном уровне должен быть установлен единый для всех производственных и непроизводственных отраслей районный коэффициент к заработной плате, который будет учитываться при расчете пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам. Между тем этот коэффициент до сегодняшнего дня не установлен федеральным законодателем. В связи с чем при расчете пособий работодатели и органы ФСС обращаются к законодательным актам СССР, которые до сих пор действуют и не отменены. Но, как показывает практика, обращаются к совершенно разным актам. Вот и получается, что зачастую работодатели применяют при расчете пособий коэффициенты выше, чем это, как считает ФСС, положено. В результате ФСС отказывается возмещать произведенные расходы.

Позиция ФСС

Как разъяснил ФСС в своих письмах от 14.05.2002 N 02-18/05-3320 и от 02.12.2002 N 02-18/05-8417, до установления Правительством РФ единого для всех районного коэффициента к заработной плате при определении размеров пособий следует руководствоваться Постановлением Совета Министров РФ от 20.03.91 N 162. Согласно п. 55 данного Постановления при расчете пособий надлежит учитывать коэффициенты, введенные решениями федеральных органов государственной власти РФ или органов государственной власти СССР для непроизводственных отраслей.

Вслед за этим Департамент по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда России, Департамент доходов населения и уровня жизни Минтруда России, ПФР подготовили совместное информационное письмо от 09.06.2003 N 1199-16, от 19.05.2003 N 670-9, от 09.06.2003 N 25-23/5995 и направили его для использования в практической работе. В документе обобщены сведения о размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей. Именно названным информационным письмом и руководствуются исполнительные органы ФСС РФ, проверяя правильность исчисления пособий.

Такую позицию ФСС поддерживают некоторые суды.

В одном из рассматриваемых ФАС ВВО дел страхователь обжаловал решение исполнительных органов ФСС о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем на цели обязательного социального страхования. ФСС отказался возмещать расходы, так как страхователь при исчислении пособий учитывал коэффициент, установленный органом исполнительной власти субъекта РФ, а не в п. 55 Постановления от 20.03.91 N 162.

ФАС ВВО признал, что выплата пособий с учетом повышенного коэффициента, установленного органом исполнительной власти субъекта РФ, за счет средств ФСС неправомерна (п. 4 Обзора практики рассмотрения споров, связанных с расходованием средств Фонда социального страхования РФ, подготовленного ФАС ВВО по состоянию на первое полугодие 2009 г., Постановление ФАС ВВО от 13.04.2005 N А29-8633/2004а).

Такие разные коэффициенты

В то же время в регионах работодатели часто используют коэффициенты, установленные на региональном уровне нормативными актами, принятыми в советский период, но также не отмененными (как правило, они выше, чем коэффициенты, указанные в вышеназванном информационном письме). При этом возможность применять данные акты обосновывается Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.02.91 N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера", которым право вводить районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов было делегировано исполнительным органам субъектов РФ. Правда, отдельно было оговорено, что затраты на эти цели производятся за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов (абз. 2 п. 13).

Таким образом, исполнительные органы субъектов РФ были вправе устанавливать более высокие коэффициенты к заработной плате, однако за счет своего же бюджета. Вместе с тем с принятием Закона от 19.02.93 N 4520-1 положение в части компенсации повышенных коэффициентов за счет местных бюджетов не может применяться как противоречащее Закону. Дело в том, что в ст. 4 Закона прямо закреплено, что финансирование гарантий и компенсаций в отношении граждан, получающих пособия по временной нетрудоспособности, пособия беременности и родам, происходит за счет средств ФСС России. То есть норма об источнике подобных расходов, зафиксированная в абз. 2 п. 13, входит в противоречие с Законом N 4520-1 и не подлежит применению.

В связи с этим, если руководствоваться положениями Постановления Совета Министров РСФСР N 76, а также Законом N 4520-1 (ст. 4), получается, что страхователи при расчете пособий вправе опираться на нормативные акты, принятые на региональном уровне во исполнение Постановления Совета Министров РСФСР N 76 и до сих пор не отмененные, и могут рассчитывать на возмещение произведенных расходов за счет средств ФСС.

Аналогичный подход к разрешению интересующего нас вопроса находим и в судебной практике (см. Постановления ФАС УО от 20.11.2006 N Ф09-10239/06-С1, ФАС ВСО от 19.01.2010 N А33-14092/2009, ФАС ЗСО от 29.04.2010 N А75-9960/2009, от 29.04.2010 N А67-6936/2009 и др.). При этом суды аргументируют свою позицию следующими фактами.

1. Органы исполнительной власти субъектов РФ вправе устанавливать повышенные коэффициенты, и страхователи вправе их применять, поскольку данное право было делегировано органам исполнительной власти субъектов РФ Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.02.91 N 76. А статья 4 Закона от 19.02.93 N 4520-1 прямо предусматривает, что финансирование гарантий и компенсаций в отношении граждан, получающих пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, происходит за счет средств ФСС России.

2. Постановление от 20.03.91 N 162 (на которое ориентируется ФСС) вообще не может быть задействовано по отношению к рассматриваемым ситуациям, так как оно регулировало правоотношения в иной экономической ситуации, когда государством осуществлялось регулирование цен. С принятием Закона РФ N 4520-1 это Постановление действует в той части, в которой оно не противоречит данному Закону, а, в свою очередь, в Законе отсутствуют ограничения по размерам районных коэффициентов. Применение информационного письма Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда России, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда России, ПФР от 09.06.2003 N 1199-16, от 19.05.2003 N 670-9, от 09.06.2003 N 25-23/5995 не обязательно, поскольку это письмо носит информационный характер и не является нормативным правовым актом.

3. Средства ФСС в соответствии с действующим законодательством формируются в том числе и за счет средств, уплачиваемых организациями в составе единого социального налога, при определении налоговой базы по которому учитываются любые выплаты и вознаграждения работникам, включая и суммы районного коэффициента, входящего в состав заработной платы. В связи с этим работники общества, оплата труда которых осуществляется с применением повышенного районного коэффициента и страховые взносы в фонд социального страхования исчисляются и уплачиваются с применением такого же коэффициента, имеют право на получение пособий с применением районного коэффициента в таком же повышенном размере.

С подобной аргументацией судов трудно не согласиться. Согласился с ней и Высший Арбитражный Суд РФ (см. Определения ВАС РФ от 06.06.2007 N 5919/07, от 03.03.2010 N ВАС-2254/10). ВАС РФ отказал в передаче дел для их пересмотра в порядке надзора, не обнаружив в судебных актах оснований для пересмотра. Данными обжалуемыми судебными актами как раз признавалась правота страхователей, исчисляющих пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам с учетом повышенного коэффициента, установленного органом исполнительной власти субъекта РФ, возмещение этих расходов, как признали суды, должно происходить за счет средств ФСС.

Таким образом, анализ судебной практики показывает, что страхователи, исчисляющие пособия не в соответствии с Постановлением Совета Министров РФ от 20.03.91 N 162, а также без учета положений информационного письма Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда России, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда России, ПФР от 09.06.2003 N 1199-16, от 19.05.2003 N 670-9, от 09.06.2003 N 25-23/5995, могут столкнуться с проблемой возмещения произведенных расходов за счет средств ФСС. Особенно страхователи из тех регионов, где судебная практика складывается в пользу признания правоты исполнительных органов ФСС (практика ФАС ВВО). Вместе с тем не исключено и положительное оспаривание таких отказов по возмещению (практика ФАС УО, ФАС ЗСО, ФАС ВСО). Другой вопрос состоит в том, пойдет ли страхователь на риск, связанный с невозмещением расходов на цели обязательного социального страхования, и готов ли он будет доказывать свою правоту в суде?

Спорную ситуацию с исчислением пособий мог бы решить законодатель, разработав наконец соответствующий акт, принятие которого предусмотрено ст. 10 Закона РФ от 19.02.93 N 4520-1.

Вместе с тем хотелось бы отметить, что, говоря о применении коэффициентов при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам, не следует забывать о социальном назначении данных пособий. Ведь их цель заключается в компенсировании работникам их заработка, которого они лишаются в связи с наступлением определенного страхового случая. И если работник получал заработную плату с учетом повышенного коэффициента (который также учитывался, кстати сказать, и при уплате страховых платежей), то пособие по социальному обеспечению должно исчисляться с учетом такого же коэффициента.

Название документа