Проблемы получения пенсии по случаю потери кормильца совершеннолетними лицами, обучающимися в образовательных учреждениях и не достигшими возраста 23 лет
(Ефремов А. В., Щеглова Е. Н.)
("Право в Вооруженных Силах", 2010, N 4)
Текст документа
ПРОБЛЕМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ПЕНСИИ ПО СЛУЧАЮ ПОТЕРИ КОРМИЛЬЦА
СОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ЛИЦАМИ, ОБУЧАЮЩИМИСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ И НЕ ДОСТИГШИМИ ВОЗРАСТА 23 ЛЕТ
А. В. ЕФРЕМОВ, Е. Н. ЩЕГЛОВА
Ефремов А. В., подполковник юстиции.
Щеглова Е. Н., помощник начальника юридического отделения военного комиссариата Чувашской Республики.
Среди существующих социально-правовых проблем отдельного внимания заслуживают вопросы пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Как известно, Конституция Российской Федерации (ч. 1 ст. 39) гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту. В соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации равенство прав граждан гарантируется без какой-либо дискриминации.
Среди норм Конституции Российской Федерации, на которой основывается законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, следует назвать, прежде всего, норму ч. 2 ст. 7, в которой в качестве одной из основ конституционного строя закреплено, что в России обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, и норму ч. 1 ст. 38, согласно которой материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
В связи с поступающими многочисленными обращениями членов семей погибших (умерших) военнослужащих (пенсионеров) Министерства обороны Российской Федерации в адрес отделов социального обеспечения военных комиссариатов субъектов Российской Федерации по вопросам выплаты пенсий по случаю потери кормильца на детей, достигших 18-летнего возраста и продолжающих обучение в образовательных учреждениях, возникает существенная, на взгляд авторов статьи, необходимость рассмотреть данные вопросы.
В соответствии со ст. 29 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон) независимо от нахождения на иждивении кормильца пенсия назначается: нетрудоспособным детям, к которым относятся дети, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а проходящие обучение в образовательных учреждениях с отрывом от производства (кроме учебных заведений, обучающиеся в которых считаются состоящими на военной службе или на службе в органах внутренних дел), - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими 23-летнего возраста.
Рассмотрим конкретный случай.
Дочь умершего пенсионера Министерства обороны Российской Федерации получала пенсию по случаю потери кормильца. При поступлении в техникум на очное отделение право на продолжение выплаты пенсии по случаю потери кормильца за ней сохранялось на основании справки, выданной из учебного заведения. Следует отметить, что указанная гражданка обучалась по специальности "Программное обеспечение" на очном отделении и одновременно по специальности "Юриспруденция", но уже на заочном отделении. Под образовательными учреждениями в соответствии со ст. 12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" понимаются, в частности, общеобразовательные учреждения (школы, школы-интернаты, гимназии, лицеи), а также учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования (профессиональные училища, лицеи, техникумы, колледжи, институты, университеты, академии).
Документом, подтверждающим обучение лица в образовательном учреждении, является справка, выданная данным учреждением. В качестве документа, удостоверяющего, что лицо в возрасте старше 18 лет, которому назначена пенсия по случаю потери кормильца, обучается по очной форме в образовательном учреждении, предъявляется справка этого учреждения (п. 39 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. N 16/19па). После окончания учебы (в рассматриваемом случае) на очном отделении по специальности "Программное обеспечение", не достигнув возраста 23 лет, гражданка продолжила обучение по специальности "Юриспруденция", переведясь с заочного отделения на очное. Следует отметить, что право на получение пенсии по случаю потери кормильца дает только очная форма обучения. В том случае, если гражданин сменил форму обучения с очной на заочную или вечернюю, он теряет право на получение пенсии по случаю потери кормильца. Из-за отсутствия статуса обучающегося не выплачивается пенсия по случаю потери кормильца в период между окончанием одного образовательного учреждения и поступлением в другое. В рассматриваемом случае все казалось ясным и понятным. Возобновление учебы на очном отделении по специальности "Юриспруденция" на основании справки, выданной образовательным учреждением, и приобретение вновь статуса обучающегося дает право на получение указанной пенсии.
Применяя норму ст. 29 Закона, предусматривающую право обучающихся на пенсию по случаю потери кормильца, необходимо иметь в виду, что данная норма сформулирована с учетом положений законодательства Российской Федерации об образовании.
В соответствии со ст. 10 Закона Российской Федерации "Об образовании", с учетом потребностей и возможностей личности, образовательные программы могут осваиваться в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.
Допускается сочетание различных форм получения образования.
Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт. Однако, как было отмечено выше, право на пенсию по случаю потери кормильца имеют лица, обучающиеся только по очной форме. Правовых оснований для назначения и выплаты пенсии по случаю потери кормильца обучающимся в учебных заведениях по очно-заочной (вечерней), заочной форме, а также в качестве экстерна не имеется.
Согласно ст. 12 Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)).
Установление пенсии по случаю потери кормильца производится независимо от организационно-правовой формы образовательного учреждения.
По смыслу рассматриваемой нормы подп. "а" ч. 3 ст. 29 Закона в период получения образования по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, пенсия по случаю потери кормильца назначается и выплачивается детям погибшего (умершего) кормильца при наличии у них статуса обучающихся.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" студентом высшего учебного заведения является лицо, в установленном порядке зачисленное в высшее учебное заведение для обучения.
Совершеннолетние дети будут обладателями права на получение пенсии по случаю потери кормильца только лишь до окончания образовательного учреждения, но все равно не дольше чем до достижения ими 23-летнего возраста. Это означает, что если право на получение пенсии по случаю потери кормильца перешло к совершеннолетнему ребенку, обучающемуся по очной форме обучения какого-либо вуза, ему необходимо воспользоваться своим правом на получение пенсии по случаю потери кормильца до достижения 23 лет, в противном случае это право он потеряет вовсе, даже несмотря на то, что будет продолжать обучаться в данном учебном заведении.
На взгляд авторов настоящей статьи, указание в Законе именно 23-летнего возраста в качестве предельного срока для обладания ребенком правом на дополнительные меры государственной поддержки не случайно. В соответствии со ст. 9 Закона Российской Федерации "Об образовании" в настоящее время сложилась система образовательных программ, состоящая из общеобразовательных и профессиональных программ.
При этом на освоение каждой из ступеней общего или профессионального образования отводится определенный срок, который считается достаточным для любого нормального ребенка, чтобы освоить соответствующую образовательную программу и успешно пройти государственную (итоговую) аттестацию. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются Законом Российской Федерации "Об образовании" и типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или соответствующим государственным образовательным стандартом.
Дети, братья, сестры и внуки погибшего (умершего) кормильца в возрасте 18 лет и старше, обучающиеся в образовательных учреждениях дополнительного образования, нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца не признаются. К образовательным учреждениям дополнительного образования в соответствии со ст. 26 Закона Российской Федерации "Об образовании" относятся:
- учреждения повышения квалификации;
- курсы;
- центры профессиональной ориентации;
- музыкальные и художественные школы;
- школы искусств;
- спортивные школы;
- дома детского творчества;
- станции юных техников;
- станции юных натуралистов;
- иные учреждения, имеющие соответствующие лицензии.
В настоящее время нередки случаи, когда лица, претендующие на получение пенсии по случаю потери кормильца, проходят обучение за пределами территории Российской Федерации в иностранном образовательном учреждении.
Конституционный Суд Российской Федерации рассмотрел дело о проверке конституционности п. "а" ч. 3 ст. 29 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", п. 3 ст. 57 Закона Российской Федерации "Об образовании" и подп. 1 п. 2 ст. 9 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Постановление от 27 ноября 2009 г. N 18-П). Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданки Н. С. Лапы, студентки очного отделения Университета прикладных наук Кеми-Торнио (Финляндия), которой военным комиссариатом было отказано в удовлетворении заявления о продлении ей до окончания обучения выплаты пенсии по случаю потери кормильца, которую она до достижения возраста 18 лет получала в связи с гибелью отца, проходившего военную службу по контракту. Полагая, что данный отказ является незаконным, заявительница обратилась в суд, которым в удовлетворении ее исковых требований к военному комиссариату Мурманской области о возобновлении выплаты указанной пенсии было отказано.
Разрешая дело, суды общей юрисдикции исходили из того, что совершеннолетние дети умершего (погибшего) кормильца, обучающиеся в иностранных учебных заведениях, имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца только в том случае, если они были направлены на учебу российским образовательным учреждением на основании прямого договора, заключенного в соответствии с международным договором Российской Федерации, и это подтверждается справкой, выданной российским образовательным учреждением; если же такие лица обучаются в иностранных учебных заведениях самостоятельно, т. е. без направления на учебу в соответствии с международным договором Российской Федерации, то по достижении 18 лет они утрачивают право на получение данной пенсии.
Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая дело, указал, что согласно ст. 29 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) военнослужащих и приравненных к ним лиц, состоявшие на их иждивении. Исходя из того что нетрудоспособность по общему правилу определяется на основании возрастных критериев либо обусловливается наличием инвалидности, нетрудоспособными членами семьи умершего (погибшего) лица п. "а" ч. 3 данной статьи признает, в частности, его детей, не достигших 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет; нетрудоспособными членами семьи умершего (погибшего) лица считаются также его дети, проходящие обучение в образовательных учреждениях с отрывом от производства (кроме учебных заведений, обучающиеся в которых считаются состоящими на военной службе или на службе в органах внутренних дел), до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими 23-летнего возраста.
Это в полной мере согласуется с положениями международно-правовых актов в области социального обеспечения. Так, в соответствии с подп. "h" п. 1 ст. 1 Конвенции МОТ "О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца" 1967 г. N 128 (Российской Федерацией не ратифицирована) термин "ребенок" может охватывать не только лиц, не достигших возраста окончания обязательного школьного образования, но и перешагнувших данный возрастной рубеж - при условии, что они проходят курс ученичества или продолжают учебу.
Предоставляя таким детям возможность получать пенсию по случаю потери кормильца, п. "а" ч. 3 ст. 29 названного Закона указывает только на форму получения образования (с отрывом от производства, т. е. очную), но не уточняет тип образовательного учреждения, место его расположения (на территории Российской Федерации или за ее пределами), уровень получаемого образования, способ поступления в образовательное учреждение (самостоятельно либо по направлению на учебу) и т. д. Исключение сделано лишь в отношении образовательных учреждений, обучающиеся в которых считаются состоящими на военной службе или на службе в органах внутренних дел, т. е. заключили контракт о прохождении военной (правоохранительной) службы и получают денежное довольствие, а также продовольственное и иное обеспечение в соответствии с действующим законодательством.
Отнесение к числу нетрудоспособных членов семьи умершего (погибшего) военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, имеющих право на получение пенсии по случаю потери кормильца его совершеннолетних детей, обучающихся в образовательных учреждениях с отрывом от производства, обусловлено тем, что эти дети, лишившись необходимого материального содержания, для завершения процесса обучения нуждаются в поддержке со стороны государства: специфика организации учебного процесса в рамках названной формы получения образования существенно ограничивает возможности приобретения данной категорией лиц постоянного источника средств к существованию за счет самостоятельной трудовой деятельности; при освоении лицом образовательной программы по очной форме - в отличие от обучения по очно-заочной (вечерней) и заочной формам - устанавливается максимальный объем аудиторной учебной нагрузки, что предполагает обучение в качестве основного вида деятельности данного лица (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 2008 г. N 1071-О-О).
Таким образом, пенсия по случаю потери кормильца, выплачиваемая обучающимся в образовательных учреждениях с отрывом от производства совершеннолетним детям умершего (погибшего) военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, представляет собой особую меру социальной поддержки, целью которой является создание благоприятных условий для реализации указанной категорией лиц конституционного права на образование.
Законодательство Российской Федерации в области образования не ограничивает возможность реализации права выбора образовательного учреждения только российскими образовательными учреждениями, что в полной мере соответствует требованиям международно-правовых актов, в частности Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, из ст. 13 которого вытекает запрет умаления свободы выбора образовательного учреждения.
Кроме того, Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации (ч. 2 ст. 27), не содержит каких-либо ограничений в отношении выбора страны выезда и времени пребывания за границей, а также целей выезда, в числе которых может быть и получение образования (включая профессиональное).
Таким образом, реализация гражданином Российской Федерации права выбора образовательного учреждения предполагает возможность обучения как в российском, так и в иностранном учебном заведении.
В силу п. 3 ст. 57 Закона Российской Федерации "Об образовании" обучение граждан Российской Федерации в иностранных образовательных учреждениях осуществляется по прямым договорам, заключаемым образовательными учреждениями, ассоциациями, органами, осуществляющими управление в сфере образования, иными юридическими лицами, а также физическими лицами в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Приведенное законоположение, по своему буквальному смыслу, не препятствует самостоятельному (без направления на учебу) поступлению российских граждан в иностранные образовательные учреждения и обучению в них, в том числе при отсутствии соответствующего международного договора Российской Федерации о сотрудничестве в области образования, и как таковое не вступает в какое-либо противоречие с конституционными предписаниями. Иное его истолкование означало бы такое ограничение конституционного права на образование, включая право выбора образовательного учреждения, которое не имеет объективного и разумного оправдания и не отвечает конституционно значимым целям, перечисленным в ст. 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации.
Кроме того, данное законоположение, как регулирующее отношения в сфере образования, не может применяться к отношениям, урегулированным пенсионным законодательством, что исключает возможность его истолкования как устанавливающего в качестве условия приобретения права на получение пенсии по случаю потери кормильца обучающимися в иностранных образовательных учреждениях совершеннолетними детьми умерших (погибших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, наличие договора, на основании которого они были направлены на учебу в иностранные образовательные учреждения, и тем самым ограничивающего право тех из них, кто самостоятельно (без направления на учебу) поступил в иностранное образовательное учреждение и обучается в нем, на получение названной пенсии.
Пункт "а" ч. 3 ст. 29 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" также не связывает право достигших 18 лет и обучающихся в иностранных образовательных учреждениях детей умерших (погибших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, на получение пенсии по случаю потери кормильца со способом поступления в образовательное учреждение, расположенное на территории другого государства.
Лишение тех из них, кто самостоятельно (без направления на учебу) поступил в иностранное образовательное учреждение и получает в нем образование в очной форме, - в отличие от лиц, направленных на учебу в иностранные образовательные учреждения в соответствии с международным договором Российской Федерации, - права на получение пенсии по случаю потери кормильца до окончания обучения, но не долее чем до достижения возраста 23 лет, означало бы установление необоснованных различий в условиях приобретения права на получение пенсии по случаю потери кормильца лицами, относящимися к одной и той же категории (обучающиеся в иностранных образовательных учреждениях совершеннолетние дети умерших (погибших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту), исключительно в зависимости от способа поступления в иностранное образовательное учреждение. Такого рода различия не имеют объективного и разумного оправдания и несовместимы с требованиями ст. 19 (ч. ч. 1 и 2) и ст. 39 (ч. 1) Конституции Российской Федерации.
Создавая условия для реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на образование, государство вместе с тем устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты (ч. 5 ст. 43 Конституции Российской Федерации), которые определяют уровень и содержание профессиональной подготовки специалистов и являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников (п. 8 ст. 7 Закона Российской Федерации "Об образовании").
Применительно к российским высшим учебным заведениям соответствие уровня образования и квалификации их выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов подтверждается свидетельством о государственной аккредитации, которое выдается по результатам аттестации. Наличие у высшего учебного заведения государственной аккредитации влечет за собой ряд правовых последствий, к числу которых федеральный законодатель относит предоставление учебному заведению права выдачи своим выпускникам документов государственного образца (п. 2 ст. 7 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании").
На иностранные образовательные учреждения требования федеральных государственных образовательных стандартов не распространяются, однако выдаваемые ими документы об образовании могут признаваться в Российской Федерации на основании международно-правовых актов о признании иностранных квалификаций. В частности, согласно ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от 4 мая 2000 г. N 65-ФЗ) Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе (заключена в городе Лиссабоне 11 апреля 1997 г.), каждая Сторона признает квалификации высшего образования, выданные в другой Стороне, кроме тех случаев, когда могут быть обоснованно представлены существенные различия между квалификацией, в отношении которой испрашивается признание, и соответствующей квалификацией в Стороне, в которой испрашивается признание (ст. VI.1); при этом под признанием понимается официальное подтверждение полномочным органом значимости иностранной образовательной квалификации в целях доступа ее обладателя к образовательной и (или) профессиональной деятельности (ст. I). Что касается оценки иностранных образовательных учреждений с точки зрения соответствия реализуемых ими образовательных программ и уровня получаемого в них профессионального образования требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, то на сегодняшний день правовой механизм такого рода оценки отсутствует.
Между тем конституционный принцип равенства означает, в числе прочего, обеспечение равных условий для реализации лицами, относящимися к одной и той же категории (дети умершего (погибшего) военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, достигшие 18 лет и обучающиеся в образовательных учреждениях с отрывом от производства), своих пенсионных прав вне зависимости от места расположения образовательного учреждения (на территории Российской Федерации или за ее пределами), в котором они обучаются.
Наличие указанного пробела в правовом регулировании отношений в сфере профессионального образования предполагает необходимость его устранения федеральным законодателем, однако в настоящее время не может каким-либо образом влиять на правовой статус лиц, обучающихся в иностранных образовательных учреждениях, как субъектов пенсионных правоотношений.
Таким образом, положения п. "а" ч. 3 ст. 29 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и п. 3 ст. 57 Закона Российской Федерации "Об образовании" не могут рассматриваться как препятствующие предоставлению самостоятельно (без направления на учебу в соответствии с международным договором Российской Федерации) поступившим в иностранные образовательные учреждения и обучающимся по очной форме обучения совершеннолетним детям умерших (погибших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, права на получение пенсии по случаю потери кормильца до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими возраста 23 лет, на равных условиях с гражданами, относящимися к той же категории, но обучающимися в иностранных образовательных учреждениях по направлению на учебу в соответствии с международным договором Российской Федерации.
Относительно указанного в начале статьи случая, по мнению авторов статьи, следует отметить, что при переводе с заочного обучения на очное совершеннолетней студентке, не достигнувшей возраста 23 лет, соответствующий пенсионный орган должен был возобновить выплату пенсии по случаю потери кормильца на основании справки из образовательного учреждения (техникума), подтверждающей статус обучающегося по очной форме обучения.
Однако в некоторых аналогичных случаях пенсионные органы отказывают в возобновлении выплаты пенсии по случаю потери кормильца, мотивируя это тем, что в соответствии с п. 4 ст. 9 Закона Российской Федерации "Об образовании" обучение учащихся направлено на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней. Поэтому, по мнению сотрудников пенсионных органов, пенсия по случаю потери кормильца совершеннолетним, не достигшим возраста 23 лет, которые после окончания техникума поступили повторно в техникум или после института поступили в другой институт, не выплачивается. С такой позицией, по мнению авторов настоящей статьи, нельзя согласиться, так как в рассматриваемом случае при переводе обучающейся с заочной формы обучения на очную она приобрела статус обучающейся по очной форме обучения. Подтверждением позиции авторов статьи могут служить и приведенные выше правовые позиции.
По мнению авторов статьи, в связи с наличием указанных затруднений в правоприменительной практике целесообразно было бы дополнить подп. "а" ч. 3 ст. 29 Закона оговоркой следующего содержания: "...При этом право на получение пенсии сохраняется указанным лицам, которые после окончания обучения по одной специальности продолжили обучение по другой специальности в этом же или в другом образовательном учреждении, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет". Особенно это актуально в настоящее время, в эпоху мирового финансового кризиса, когда выпускникам вузов трудно найти работу по специальности и приходится переучиваться на другую, наиболее востребованную, специальность, чтобы самостоятельно распорядиться указанным выше правом.
------------------------------------------------------------------
Название документа
Вопрос: Рядовой контрактной службы в апреле 2008 г. получил ранение при осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом. Подал рапорт на выплату единовременного пособия согласно ч. 4 ст. 21 Федерального закона "О противодействии терроризму" с приложением выпускного эпикриза. Командование отказывает мне в выплате пособия, ссылаясь на получение мной страховых выплат. Правомерен ли отказ командования?
("Право в Вооруженных Силах", 2010, N 4)
Текст документа
Вопрос: Рядовой контрактной службы в апреле 2008 г. получил ранение при осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом. Подал рапорт на выплату единовременного пособия согласно ч. 4 ст. 21 Федерального закона "О противодействии терроризму" с приложением выпускного эпикриза. Командование отказывает мне в выплате пособия, ссылаясь на получение мной страховых выплат. Правомерен ли отказ командования?
Ответ: В соответствии с ч. 4 ст. 21 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" в случае, если лицо, принимавшее участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, получило ранение, не повлекшее за собой наступления инвалидности, этому лицу выплачивается единовременное пособие в размере 100 тыс. руб.
При этом в соответствии с ч. 6 ст. 21 Федерального закона "О противодействии терроризму" при одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких оснований для указанных единовременных выплат выплата осуществляется по одному основанию по выбору получателя.
Военнослужащие, принимающие участие в мероприятиях по противодействию терроризму, считаются исполняющими обязанности военной службы. Статьей 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрены единовременные пособия военнослужащим и членам их семей в случае причинения вреда жизни и здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, в том числе в случае гибели (смерти) военнослужащего, досрочного увольнения с военной службы в связи с признанием военнослужащего негодным к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы.
Как следует из вопроса, Ваш случай не подпадает под случаи, указанные в ст. 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Страховые же выплаты не относятся к единовременным пособиям, поэтому ограничение, предусмотренное ч. 6 ст. 21 Федерального закона "О противодействии терроризму", на Вас распространено быть не может. В связи с изложенным отказ командования представляется неправомерным.
С. В.Шанхаев
Кандидат юридических наук
------------------------------------------------------------------
Название документа
Вопрос: Когда и в каком порядке включается в трудовой стаж время нахождения супруги военнослужащего в местностях, где она не имела возможности трудоустроиться?
("Право в Вооруженных Силах", 2010, N 4)
Текст документа
Вопрос: Когда и в каком порядке включается в трудовой стаж время нахождения супруги военнослужащего в местностях, где она не имела возможности трудоустроиться?
Ответ: Согласно п. 27.1 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555 (с изменениями от 8 августа 2003 г., 17 октября 2009 г.), период проживания супругов военнослужащих, проходящих (проходивших) военную службу по контракту (действительную (сверхсрочную) военную службу), вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, имевший место до 1 января 2009 г., подтверждается справками воинских частей (учреждений, предприятий и иных организаций), военных комиссариатов по форме, содержащейся в приложении N 4 к вышеназванным Правилам.
Указанный период, имевший место после 1 января 2009 г., подтверждается, помимо справки воинских частей (учреждений, предприятий и иных организаций), военных комиссариатов, справкой государственного учреждения службы занятости населения по форме, предусмотренной приложением N 2 к Правилам, а в случае, если военнослужащий проходил военную службу по контракту (действительную (сверхсрочную) военную службу) в воинском формировании Российской Федерации (СССР), дислоцированном на территории иностранного государства, независимо от времени ее прохождения, - только справками воинских частей (учреждений, предприятий и иных организаций), военных комиссариатов по установленной форме.
Основанием выдачи справок по установленной форме являются сведения личного дела военнослужащего либо документ, подтверждающий регистрационный учет по месту жительства или месту пребывания, а также трудовые книжки супругов военнослужащих.
Подсчет стажа и назначение пенсии производятся территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании представленных работником документов по достижении возраста, дающего право на пенсию.
В. И.Ковалев
Профессор Военного университета,
заслуженный юрист Российской Федерации,
кандидат юридических наук, доцент
------------------------------------------------------------------
Название документа
Вопрос: Майор, выслуга - 28 календарных лет, 32 - в льготном исчислении. Уволен по подп. "а" п. 1 ст. 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", из списков части не исключен, нахожусь на лечении в госпитале. Выявлено онкологическое заболевание, предстоит пересадка костного мозга. Служебное жилье по договору социального найма в закрытом военном городке, три комнаты, четыре человека. Как получить жилье и дополнительную площадь по Постановлению Правительства РФ N 817 и денежные выплаты?
("Право в Вооруженных Силах", 2010, N 4)
Текст документа
Вопрос: Майор, выслуга - 28 календарных лет, 32 - в льготном исчислении. Уволен по подп. "а" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", из списков части не исключен, нахожусь на лечении в госпитале. Выявлено онкологическое заболевание, предстоит пересадка костного мозга. Служебное жилье по договору социального найма в закрытом военном городке, три комнаты, четыре человека. Как получить жилье и дополнительную площадь по Постановлению Правительства Российской Федерации N 817 и денежные выплаты?
Ответ: Прежде всего, необходимо отметить, что служебное жилье не может быть по договору социального найма (подробнее об этом см.: Шанхаев С. В., Карбашов В. Е. Правовой режим служебного жилого помещения: проблемы правового регулирования и правоприменения // Право в Вооруженных Силах. 2010. N 2, 3).
Что касается получения Вами жилого помещения, то здесь необходимо отметить следующее.
В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Из содержания Вашего вопроса следует, что Вы были уволены с военной службы по возрасту. При этом необходимо исходить из того, что в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане Российской Федерации, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.
В то же время решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 июня 2007 г. N ВКПИ07-30 сформирована правовая позиция, в соответствии с которой норма закона, запрещающая увольнять военнослужащего до предоставления ему жилья, должна применяться к военнослужащим, изъявившим желание получить жилье по избранному ими после увольнения месту жительства (а это касается всех военнослужащих, завершающих военную службу в закрытых военных городках), в зависимости от их обеспечения жильем по установленным нормам по последнему месту военной службы. Законодательство Российской Федерации не исключает возможность обеспечения военнослужащего жильем сначала на общих основаниях, а затем в целях последующего увольнения и с учетом выраженного им желания - по избранному им месту постоянного жительства.
Однако такие военнослужащие, даже после признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства (в порядке подп. "и" п. 7 разд. II Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054), не могут претендовать на социальную гарантию, установленную в абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", поскольку они обеспечены жильем по прежнему месту жительства - по месту военной службы.
Следовательно, препятствий для их увольнения не имеется. В этом случае за ними сохраняется право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному после увольнения месту жительства за счет средств федерального органа исполнительной власти, в котором они проходили военную службу.
О правильности приведенной выше позиции свидетельствуют и положения п. 31 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80, устанавливающие основания снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Такими основаниями, свидетельствующими о предоставлении жилья, являются, в частности, улучшение жилищных условий по общим основаниям и получение служебного жилья.
Квартирно-эксплуатационные, кадровые органы Министерства обороны Российской Федерации, органы финансовой инспекции обязывают командиров увольнять военнослужащих, обеспеченных служебными жилыми помещениями по месту службы и изъявивших желание получить жилье по избранному ими после увольнения месту жительства, и исключать их из списков личного состава воинских частей с оставлением в списках очередников на получение жилья в избранном месте жительства.
Что касается вопроса, связанного с предоставлением дополнительной площади жилого помещения, то здесь необходимо отметить следующее. На федеральном уровне Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрено право на предоставление дополнительной площади. Однако в настоящее время действуют не отмененное Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 817 "Об утверждении Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь", а также некоторые другие правовые акты. Правоприменительная практика по вопросу предоставления жилых помещений гражданам, в семьях которых имеются инвалиды, складывается неоднозначно. Для более подробного рассмотрения правоприменительной практики автор советует Вам ознакомиться со следующими публикациями: Воробьев Е. Г. О праве отдельных категорий военнослужащих на дополнительную площадь жилого помещения как основании нуждаемости в ее получении // Право в Вооруженных Силах. 2009. N 10. С. 46 - 58; Боголюбов А. В. О нормах предоставления площади жилого помещения по договору социального найма семье военнослужащего, в составе которой имеется инвалид // Там же. С. 92 - 97.
С. В.Шанхаев
Кандидат юридических наук
------------------------------------------------------------------
Название документа
Вопрос: Майор, г. Серпухов, увольняюсь в связи с организационно-штатными мероприятиями. У ребенка эндокардит. Инвалидность в этом году не продлена. Положена ли нам дополнительная жилая площадь при получении жилья (Список болезней от 19 января 1928 г.)?
("Право в Вооруженных Силах", 2010, N 4)
Текст документа
Вопрос: Майор, г. Серпухов, увольняюсь в связи с организационно-штатными мероприятиями. У ребенка эндокардит. Инвалидность в этом году не продлена. Положена ли нам дополнительная жилая площадь при получении жилья (Список болезней от 19 января 1928 г.)?
Ответ: Прежде всего, необходимо отметить, что служебное жилье не может быть по договору социального найма (подробнее об этом см.: Шанхаев С. В., Карбашов В. Е. Правовой режим служебного жилого помещения // Право в Вооруженных Силах. 2010. N 2, 3).
Что касается получения Вами жилого помещения, то здесь необходимо отметить следующее.
В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Из содержания Вашего вопроса следует, что Вы были уволены с военной службы по возрасту. При этом необходимо исходить из того, что в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане Российской Федерации, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.
В то же время решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 июня 2007 г. N ВКПИ07-30 сформирована правовая позиция, в соответствии с которой норма Закона, запрещающая увольнять военнослужащего до предоставления ему жилья, должна применяться к военнослужащим, изъявившим желание получить жилье по избранному ими после увольнения месту жительства (а это касается всех военнослужащих, завершающих военную службу в закрытых военных городках), в зависимости от их обеспечения жильем по установленным нормам по последнему месту военной службы. Законодательство Российской Федерации не исключает возможность обеспечения военнослужащего жильем сначала на общих основаниях, а затем в целях последующего увольнения и с учетом выраженного им желания - по избранному им месту постоянного жительства.
Однако такие военнослужащие, даже после признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства (в порядке подп. "и" п. 7 разд. II Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054), не могут претендовать на социальную гарантию, установленную в абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", поскольку они обеспечены жильем по прежнему месту жительства - по месту военной службы.
Следовательно, препятствий для их увольнения не имеется. В этом случае за ними сохраняется право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному после увольнения месту жительства за счет средств федерального органа исполнительной власти, в котором они проходили военную службу.
О правильности приведенной выше позиции свидетельствуют и положения п. 31 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80, устанавливающие основания снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Такими основаниями, свидетельствующими о предоставлении жилья, являются, в частности, улучшение жилищных условий по общим основаниям и получение служебного жилья.
Квартирно-эксплуатационные, кадровые органы Министерства обороны Российской Федерации, органы финансовой инспекции обязывают командиров увольнять военнослужащих, обеспеченных служебными жилыми помещениями по месту службы и изъявивших желание получить жилье по избранному ими после увольнения месту жительства, и исключать их из списков личного состава воинских частей с оставлением в списках очередников на получение жилья в избранном месте жительства.
Что касается вопроса, связанного с предоставлением дополнительной площади жилого помещения, то здесь необходимо отметить следующее. На федеральном уровне Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрено право на предоставление дополнительной площади. Однако в настоящее время действуют не отмененное Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 817 "Об утверждении Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь", а также некоторые другие правовые акты. Правоприменительная практика по вопросу предоставления жилых помещений гражданам, в семьях которых имеются инвалиды, складывается неоднозначно. Для более подробного рассмотрения правоприменительной практики автор советует Вам ознакомиться со следующими публикациями: Воробьев Е. Г. О праве отдельных категорий военнослужащих на дополнительную площадь жилого помещения как основании нуждаемости в ее получении // Право в Вооруженных Силах. 2009. N 10. С. 46 - 58; Боголюбов А. В. О нормах предоставления площади жилого помещения по договору социального найма семье военнослужащего, в составе которой имеется инвалид // Там же. С. 92 - 97.
С. В.Шанхаев
Кандидат юридических наук
------------------------------------------------------------------
Название документа
Вопрос: 1. 23 календарных года выслуги, уволена по предельному возрасту, звания ветерана Вооруженных Сил не получала, в РВК отказали, ссылаясь на то, что надо было получать в части. Мои действия, куда обращаться? 2. Календарная выслуга в Вооруженных Силах - 23 года, возраст - 55 лет, имею три медали за выслугу. При увольнении по предельному возрасту в этом году в части выдали справку, что звание ветерана военной службы мне дали, предложили обратиться в РВК.
("Право в Вооруженных Силах", 2010, N 4)
Текст документа
Вопрос: 1. Прошу Вас выслать в мой адрес книгу "Справочник пенсионера". 23 календарных года выслуги, уволена по предельному возрасту, звания ветерана Вооруженных Сил не получала, в РВК отказали, ссылаясь на то, что надо было получать в части. Мои действия, куда обращаться?
2. Календарная выслуга в Вооруженных Силах - 23 года, возраст - 55 лет, имею три медали за выслугу. При увольнении по предельному возрасту в этом году в части выдали справку, что звание ветерана военной службы мне дали, предложили обратиться в РВК.
Ответ: В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами военной службы являются военнослужащие Вооруженных Сил СССР, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, Объединенных Вооруженных Сил государств - участников Содружества Независимых Государств, созданных в соответствии с Уставом Содружества Независимых Государств, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия, при условии, что общая продолжительность военной службы указанных военнослужащих составляет 20 лет и более, а также военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей военной службы. Указанные требования распространяются на военнослужащих, уволенных с военной службы в запас (отставку).
В соответствии с Порядком и условиями присвоения звания "Ветеран военной службы", утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 19 мая 1995 г. N 501, звание "Ветеран военной службы" присваивается федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба (выделено нами. - С. Ш.).
Лицо, претендующее на звание "Ветеран военной службы", подает заявление и документы, подтверждающие основания для присвоения звания "Ветеран военной службы", предусмотренные Федеральным законом "О ветеранах", в соответствующее кадровое или пенсионное подразделение.
Заявление и необходимые документы в трехнедельный срок направляются для принятия по ним решения в соответствующий федеральный орган исполнительной власти.
Решение о присвоении звания "Ветеран военной службы" принимается федеральным органом исполнительной власти в месячный срок.
В случае отказа в присвоении звания "Ветеран военной службы" соответствующие федеральные органы исполнительной власти сообщают ходатайствующим причины и основания отказа.
В случае если Вы считаете, что нарушаются Ваши права, Вы имеете право обратиться в суд в порядке, предусмотренном гл. 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Для получения книги "Право в Вооруженных Силах - консультант" необходимо выслать заявку в адрес редакции с указанием адреса, инициалов и фамилии получателя.
С. В.Шанхаев
Кандидат юридических наук
------------------------------------------------------------------
Название документа
Вопрос: Выслуга в Вооруженных Силах - 23 календарных года. Уволилась 22 мая 2009 г., звание "Ветеран военной службы" не получила. Уволена по предельному возрасту, выдали справку из части, что не получила звание "Ветеран военной службы", сдала ее в РВК вместе с личным делом, оформили пенсию. Когда мне должны выдать удостоверение ветерана и в какие сроки?
("Право в Вооруженных Силах", 2010, N 4)
Текст документа
Вопрос: Выслуга в Вооруженных Силах - 23 календарных года. Уволилась 22 мая 2009 г., звание "Ветеран военной службы" не получила. Уволена по предельному возрасту, выдали справку из части, что не получила звание "Ветеран военной службы", сдала ее в РВК вместе с личным делом, оформили пенсию. Когда мне должны выдать удостоверение ветерана и в какие сроки?
Ответ: В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами военной службы являются военнослужащие Вооруженных Сил СССР, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, Объединенных Вооруженных Сил государств - участников Содружества Независимых Государств, созданных в соответствии с Уставом Содружества Независимых Государств, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия, при условии, что общая продолжительность военной службы указанных военнослужащих составляет 20 лет и более, а также военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей военной службы. Указанные требования распространяются на военнослужащих, уволенных с военной службы в запас (отставку).
В соответствии с Порядком и условиями присвоения звания "Ветеран военной службы", утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 19 мая 1995 г. N 501, звание "Ветеран военной службы" присваивается федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Лицо, претендующее на звание "Ветеран военной службы", подает заявление и документы, подтверждающие основания для присвоения звания "Ветеран военной службы", предусмотренные Федеральным законом "О ветеранах", в соответствующее кадровое или пенсионное подразделение.
Заявление и необходимые документы в трехнедельный срок направляются для принятия по ним решения в соответствующий федеральный орган исполнительной власти.
Решение о присвоении звания "Ветеран военной службы" принимается федеральным органом исполнительной власти в месячный срок.
В случае отказа в присвоении звания "Ветеран военной службы" соответствующие федеральные органы исполнительной власти сообщают ходатайствующим причины и основания отказа.
Лицам, которым присвоено звание "Ветеран военной службы", вручается удостоверение ветерана военной службы.
С. В.Шанхаев
Кандидат юридических наук
------------------------------------------------------------------
Название документа
Вопрос: Военнослужащий по контракту. Имею ли я право на внеочередное жилье, если у меня ребенок - инвалид с детства? У меня 15 лет календарной выслуги, ребенку 4 года. Какие льготы я имею вообще?
("Право в Вооруженных Силах", 2010, N 4)
Текст документа
Вопрос: Военнослужащий по контракту. Имею ли я право на внеочередное жилье, если у меня ребенок - инвалид с детства? У меня 15 лет календарной выслуги, ребенку 4 года. Какие льготы я имею вообще?
Ответ: Прежде всего, необходимо отметить, что служебное жилье не может быть по договору социального найма (подробнее об этом см.: Шанхаев С. В. Правовой режим служебного жилого помещения // Право в Вооруженных Силах. 2010. N 2, 3).
Что касается получения Вами жилого помещения, то здесь необходимо отметить следующее.
В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Из содержания Вашего вопроса следует, что Вы были уволены с военной службы по возрасту. При этом необходимо исходить из того, что в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане Российской Федерации, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.
В то же время решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 июня 2007 г. N ВКПИ07-30 сформирована правовая позиция, в соответствии с которой норма закона, запрещающая увольнять военнослужащего до предоставления ему жилья, должна применяться к военнослужащим, изъявившим желание получить жилье по избранному ими после увольнения месту жительства (а это касается всех военнослужащих, завершающих военную службу в закрытых военных городках), в зависимости от их обеспечения жильем по установленным нормам по последнему месту военной службы. Законодательство Российской Федерации не исключает возможность обеспечения военнослужащего жильем сначала на общих основаниях, а затем в целях последующего увольнения и с учетом выраженного им желания - по избранному им месту постоянного жительства.
Однако такие военнослужащие, даже после признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства (в порядке подп. "и" п. 7 разд. II Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054), не могут претендовать на социальную гарантию, установленную в абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", поскольку они обеспечены жильем по прежнему месту жительства - по месту военной службы.
Следовательно, препятствий для их увольнения не имеется. В этом случае за ними сохраняется право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному после увольнения месту жительства за счет средств федерального органа исполнительной власти, в котором они проходили военную службу.
О правильности приведенной выше позиции свидетельствуют и положения п. 31 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80, устанавливающие основания снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Такими основаниями, свидетельствующими о предоставлении жилья, являются, в частности, улучшение жилищных условий по общим основаниям и получение служебного жилья.
Квартирно-эксплуатационные, кадровые органы Министерства обороны Российской Федерации, органы финансовой инспекции обязывают командиров увольнять военнослужащих, обеспеченных служебными жилыми помещениями по месту службы и изъявивших желание получить жилье по избранному ими после увольнения месту жительства, и исключать их из списков личного состава воинских частей с оставлением в списках очередников на получение жилья в избранном месте жительства.
Что касается вопроса, связанного с предоставлением дополнительной площади жилого помещения, то здесь необходимо отметить следующее. На федеральном уровне Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрено право на предоставление дополнительной площади. Однако в настоящее время действуют не отмененное Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 817 "Об утверждении Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь", а также некоторые другие правовые акты. Правоприменительная практика по вопросу предоставления жилых помещений гражданам, в семьях которых имеются инвалиды, складывается неоднозначно. Для более подробного рассмотрения правоприменительной практики автор советует Вам ознакомиться со следующими публикациями: Воробьев Е. Г. О праве отдельных категорий военнослужащих на дополнительную площадь жилого помещения как основании нуждаемости в ее получении // Право в Вооруженных Силах. 2009. N 10. С. 46 - 58; Боголюбов А. В. О нормах предоставления площади жилого помещения по договору социального найма семье военнослужащего, в составе которой имеется инвалид // Там же. С. 92 - 97.
С. В.Шанхаев
Кандидат юридических наук
------------------------------------------------------------------
Название документа
Вопрос: Работаю в среднем специальном учебном заведении ВМФ в должности заместителя начальника учебного отдела. Имею ли я право на дополнительный оплачиваемый отпуск в 28 календарных дней? Засчитывается ли время работы в этой должности в педагогический стаж?
("Право в Вооруженных Силах", 2010, N 4)
Текст документа
Вопрос: Работаю в среднем специальном учебном заведении ВМФ в должности заместителя начальника учебного отдела. Имею ли я право на дополнительный оплачиваемый отпуск в 28 календарных дней? Засчитывается ли время работы в этой должности в педагогический стаж?
Ответ: В соответствии со ст. 334 Трудового кодекса Российской Федерации педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2002 г. N 724 "О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам" (с последующими изменениями) установлена удлиненная продолжительность отпуска в 56 календарных дней работникам среднего профессионального образования, а именно: директору, его заместителям; старшим мастерам; преподавателям; преподавателям - организаторам основ безопасности жизнедеятельности; руководителям физического воспитания; воспитателям; педагогам дополнительного образования; руководителям структурных подразделений образовательных учреждений; заведующим производственной практикой; заместителям директоров по режиму; дежурным по режиму, педагогам-психологам; мастерам производственного обучения; социальным педагогам; педагогам-организаторам; методистам; концертмейстерам.
В Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781) (с изменениями от 26 мая 2009 г.) занимаемой Вами должности нет.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено предоставление удлиненного ежегодного оплачиваемого отпуска и досрочное назначение пенсии по занимаемой Вами должности.
В. И.Ковалев
Профессор Военного университета,
заслуженный юрист Российской Федерации,
кандидат юридических наук, доцент
------------------------------------------------------------------
Название документа
Вопрос: Майор, увольняюсь по организационно-штатным мероприятиям, жена - аспирант вуза. Положена ли нам дополнительная жилая площадь при получении жилья (Постановление ВЦИК от 28 февраля 1930 г. "О праве пользования дополнительной жилой площадью")?
("Право в Вооруженных Силах", 2010, N 4)
Текст документа
Вопрос: Майор, увольняюсь по организационно-штатным мероприятиям, жена - аспирант вуза. Положена ли нам дополнительная жилая площадь при получении жилья (Постановление ВЦИК от 28 февраля 1930 г. "О праве пользования дополнительной жилой площадью")?
Ответ: Прежде всего, необходимо отметить, что служебное жилье не может быть по договору социального найма (подробнее об этом см.: Шанхаев С. В. Правовой режим служебного жилого помещения // Право в Вооруженных Силах. 2010. N 2, 3).
Что касается получения Вами жилого помещения, то здесь необходимо отметить следующее.
В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Из содержания Вашего вопроса следует, что Вы были уволены с военной службы по возрасту. При этом необходимо исходить из того, что в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане Российской Федерации, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.
В то же время решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 июня 2007 г. N ВКПИ07-30 сформирована правовая позиция, в соответствии с которой норма закона, запрещающая увольнять военнослужащего до предоставления ему жилья, должна применяться к военнослужащим, изъявившим желание получить жилье по избранному ими после увольнения месту жительства (а это касается всех военнослужащих, завершающих военную службу в закрытых военных городках), в зависимости от их обеспечения жильем по установленным нормам по последнему месту военной службы. Законодательство Российской Федерации не исключает возможность обеспечения военнослужащего жильем сначала на общих основаниях, а затем в целях последующего увольнения и с учетом выраженного им желания - по избранному им месту постоянного жительства.
Однако такие военнослужащие, даже после признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства (в порядке подп. "и" п. 7 разд. II Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054), не могут претендовать на социальную гарантию, установленную в абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", поскольку они обеспечены жильем по прежнему месту жительства - по месту военной службы.
Следовательно, препятствий для их увольнения не имеется. В этом случае за ними сохраняется право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному после увольнения месту жительства за счет средств федерального органа исполнительной власти, в котором они проходили военную службу.
О правильности приведенной выше позиции свидетельствуют и положения п. 31 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80, устанавливающие основания снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Такими основаниями, свидетельствующими о предоставлении жилья, являются, в частности, улучшение жилищных условий по общим основаниям и получение служебного жилья.
Квартирно-эксплуатационные, кадровые органы Министерства обороны Российской Федерации, органы финансовой инспекции обязывают командиров увольнять военнослужащих, обеспеченных служебными жилыми помещениями по месту службы и изъявивших желание получить жилье по избранному ими после увольнения месту жительства, и исключать их из списков личного состава воинских частей с оставлением в списках очередников на получение жилья в избранном месте жительства.
Что касается вопроса, связанного с предоставлением дополнительной площади жилого помещения, то здесь необходимо отметить следующее. На федеральном уровне Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрено право на предоставление дополнительной площади. Однако в настоящее время действуют не отмененное Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 817 "Об утверждении Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь", а также некоторые другие правовые акты. Правоприменительная практика по вопросу предоставления жилых помещений гражданам, в семьях которых имеются инвалиды, складывается неоднозначно. Для более подробного рассмотрения правоприменительной практики автор советует Вам ознакомиться со следующими публикациями: Воробьев Е. Г. О праве отдельных категорий военнослужащих на дополнительную площадь жилого помещения как основании нуждаемости в ее получении // Право в Вооруженных Силах. 2009. N 10. С. 46 - 58; Боголюбов А. В. О нормах предоставления площади жилого помещения по договору социального найма семье военнослужащего, в составе которой имеется инвалид // Там же. С. 92 - 97.
С. В.Шанхаев
Кандидат юридических наук
------------------------------------------------------------------
Название документа