Кто такие иждивенцы и как установить факт нахождения на иждивении для назначения пенсии по случаю потери кормильца
(Шикалова О. В.) ("Право в Вооруженных Силах", 2010, N 2) Текст документаКТО ТАКИЕ ИЖДИВЕНЦЫ И КАК УСТАНОВИТЬ ФАКТ НАХОЖДЕНИЯ НА ИЖДИВЕНИИ ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИИ ПО СЛУЧАЮ ПОТЕРИ КОРМИЛЬЦА
О. В. ШИКАЛОВА
Шикалова О. В., кандидат юридических наук.
В настоящей статье мы рассмотрим некоторые аспекты назначения пенсии по случаю потери кормильца по Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...", в том числе касающиеся установления факта нахождения лица на иждивении военнослужащего. Семьи умерших (погибших) граждан, проходивших военную службу по контракту, а также пенсионеров из числа граждан, уволенных с военной службы, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца при наличии условий, закрепленных законодательством Российской Федерации. Такими условиями, определяющими право на пенсию по случаю потери кормильца, в соответствии со ст. 28 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...", являются: - смерть (гибель) военнослужащего (кормильца) во время прохождения службы (независимо от причины смерти (гибели)); - смерть (гибель) кормильца, уволенного с военной службы, не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы (независимо от причины смерти (гибели)); - смерть (гибель) кормильца, уволенного с военной службы, позднее трех месяцев со дня увольнения со службы вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы. Перечисленные условия являются основанием для назначения пенсий по случаю потери кормильца семьям лиц, проходивших военную службу. Семьи пенсионеров из числа указанных лиц имеют право на пенсию по случаю потери кормильца в следующих случаях: - смерть (гибель) гражданина (кормильца), уволенного с военной службы, в период получения им пенсии за выслугу лет или по инвалидности, назначенной на основании Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..."; - смерть (гибель) кормильца, уволенного с военной службы, в период до пяти лет с момента прекращения выплаты ему пенсии. При этом семьи бывших военнослужащих, умерших во время пребывания в плену (при условии, что пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступление против Родины), и семьи военнослужащих, пропавших без вести в период военных действий, приравниваются к семьям погибших на фронте. Члены семьи умершего (погибшего) гражданина, проходившего военную службу, или пенсионера из числа лиц, уволенных с военной службы, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца, если они соответствуют одновременно всем критериям, установленным ст. 29 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...". Так, претендующие на назначение пенсии по случаю потери кормильца лица должны соответствовать двум условиям: 1) быть нетрудоспособными. Данное условие означает отсутствие у лица в силу объективных причин (т. е. в силу определенного возраста либо состояния здоровья (наличие инвалидности)) способности трудиться и иметь тем самым заработок, являющийся источником средств к существованию. Таким образом, объективными причинами нетрудоспособности являются: а) определенный возраст: - до 18 лет; - до 23 лет - для лиц, обучающихся по очной форме обучения; - старше 55 лет - для женщин; - старше 60 лет - для мужчин; б) состояние здоровья (наличие инвалидности); 2) состоять на иждивении умершего (погибшего) военнослужащего. Заметим, что в русском языке под "иждивением" понимается "обеспечение какого-либо лица средствами к существованию; содержание"; под "иждивенством" - "пребывание на чьем-либо иждивении" <1>, а в понятие "иждивенчество" вкладывается негативный смысл: это стремление во всем рассчитывать на помощь других, а не на свои силы <2>. -------------------------------- <1> Словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. А. П. Евгеньевой. М., 1985. Т. 4. С. 633 - 634. <2> Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1986. С. 206.
В Законе Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..." речь идет об иждивенстве, т. е. нахождении лица на содержании у другого лица в силу объективных причин. Содержание понятия иждивенства закреплено в ст. 31 данного Закона, в соответствии с которой члены семьи умершего считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Таким образом, в данном определении указаны два различных условия, при наличии которых члены семьи умершего гражданина, проходившего военную службу, а также пенсионера из числа граждан, уволенных с военной службы, считаются состоявшими на иждивении умершего (погибшего) кормильца: а) полное содержание умершим кормильцем членов семьи, под которым понимаются действия умершего кормильца, направленные на обеспечение членов семьи всеми необходимыми жизненными благами (питание, жилье, одежда, обувь и другие предметы жизненной необходимости). При этом члены семьи должны были получать содержание только от умершего кормильца, т. е. они не получали материальной поддержки от других лиц, а доходы, имущество умершего кормильца являлись единственным источником средств их существования; б) помощь умершего кормильца членам семьи, являющаяся для них постоянным и основным источником средств к существованию. Под постоянным и основным источником средств к существованию понимается помощь умершего кормильца членам семьи, осуществляемая систематически в течение определенного периода времени перед смертью кормильца, т. е. эта помощь была не разовой (единовременной, от случая к случаю). Из действий умершего кормильца должна прослеживаться его воля, свидетельствующая о намерении оказывать постоянную помощь членам семьи. Понятие "основной источник средств к существованию" предполагает, что у членов семьи кроме средств, предоставляемых умершим кормильцем, имелись и другие источники дохода (стипендия, зарплата и т. д.). Закон не исключает права гражданина быть признанным иждивенцем и в том случае, когда он уже получает какую-либо пенсию (например, пенсию по старости). Основным критерием признания лица иждивенцем служит факт получения помощи в качестве основного источника средств к существованию, т. е. помощь кормильца должна составлять основную часть средств, на которые жили члены семьи. Она должна по своим размерам быть такой, чтобы без нее члены семьи, получавшие ее, не смогли бы обеспечить себя необходимыми средствами жизни. Только в этом случае помощь кормильца может быть признана основным источником средств к существованию. При этом условие совместного проживания членов семьи с кормильцем не всегда обязательно для признания факта нахождения на иждивении <3>. -------------------------------- <3> Корякин В. М. Комментарий к Закону Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". М., 2007.
Кроме того, следует отметить, что для признания юридического факта нахождения на иждивении субъекта (и статуса иждивенца) изначально необходимо иметь статус члена семьи погибшего (умершего). При определении понятия "член семьи" возникает ряд вопросов: если в соответствии со ст. 2 Семейного кодекса Российской Федерации членами семьи признаются супруги, родители и дети, то действующее жилищное законодательство (ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации) допускает возможность признания членами семьи и других родственников, нетрудоспособных иждивенцев в случае, если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство. Более того, в исключительных случаях в судебном порядке членами семьи могут быть признаны и другие родственники. Представляется, что для установления факта нахождения на иждивении в целях назначения пенсии более приемлемо широкое понимание термина "член семьи", вытекающее из норм Жилищного кодекса Российской Федерации <4>. -------------------------------- <4> Узкое толкование понятия "член семьи", основанное на семейном законодательстве, повлечет неминуемое ущемление прав граждан, находившихся на иждивении умершего, но не являвшихся его супругом, ребенком или родителем (Чудиновская Н. М. Установление юридических фактов в гражданском и арбитражном процессе / Под ред. В. В. Яркова. М., 2008. С. 51 - 52).
Что касается определения членов семей военнослужащих, здесь имеются некоторые особенности. Ранее в Министерстве обороны СССР, а впоследствии в Министерстве обороны Российской Федерации действовала норма подп. "р" п. 5 приложения N 5 к Наставлению по учету личного состава Советской Армии и Военно-Морского Флота, устанавливавшая перечень лиц, относящихся к членам семьи, находящимся на иждивении военнослужащего, и при этом дававшая командиру полномочия принимать решение (во внесудебном порядке) об установлении факта нахождения лица на иждивении подчиненного военнослужащего только в том случае, если не было сомнений в близком родстве военнослужащего и данного лица и обязанности военнослужащего заботиться о нем. В отношении остальных лиц в соответствии с указанной нормой командиру не предоставлялось право принимать решение о нахождении их на иждивении военнослужащего <5>. -------------------------------- <5> Тюрин А. И. Руководство Министерства обороны Российской Федерации предоставило командирам право определять, кто относится к членам семей их подчиненных, или снова об иждивенцах // Право в Вооруженных Силах. 2006. N 4.
Необходимо отметить, что УВС ВС РФ в гл. 3 не предусматривает такого полномочия командира, как установление факта нахождения лица на иждивении подчиненного военнослужащего. По мнению Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, изложенному в Определении от 28 ноября 2002 г. N КАС02-593, норма подп. "р" п. 5 приложения N 5 к Наставлению 1982 г. ограничивает круг иждивенцев, которые могут быть внесены в личное дело военнослужащего, и, следовательно, противоречит п. 5 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно которому к членам семьи военнослужащего, на которых распространяются льготы, гарантии и компенсации, отнесены лица, находящиеся на иждивении военнослужащего, без каких-либо иных условий и ограничений, кроме нахождения на иждивении. Тем самым Верховным Судом Российской Федерации четко разграничено соотношение понятий "иждивенец" и "член семьи". В развитие указанного судебного Постановления Министром обороны Российской Федерации был издан Приказ от 17 марта 2003 г. N 92, в соответствии с которым подп. "р" п. 5 приложения N 5 к Наставлению по учету личного состава признан недействующим в части перечня иждивенцев. Поскольку факт нахождения на иждивении сам по себе не подлежит какой-либо регистрации, сказанное влечет необходимость его специального установления. Факт нахождения лица на иждивении умершего может быть удостоверен справкой, выданной жилищно-эксплуатационной организацией, органами социального обеспечения, районной администрацией по месту жительства заявителя. Документом, подтверждающим нахождение каких-либо лиц на иждивении военнослужащего, является соответствующая запись в графе 21 послужного списка его личного дела <6>. -------------------------------- <6> Корякин В. М. Указ. соч. С. 172.
В целях упорядочения деятельности должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации по вопросам определения круга лиц, относящихся к членам семьи военнослужащих, начальник Главного управления кадров - заместитель Министра обороны Российской Федерации по кадрам издал указание от 9 декабря 2003 г. N 173/2/2830, в соответствии с которым установлено следующее. Для решения вопроса о записи иждивенцев военнослужащий должен подать рапорт по команде с приложением к нему соответствующих документов, подтверждающих нетрудоспособность иждивенцев (справку о возрасте или инвалидности), и документов, подтверждающих то, что основным источником средств к существованию иждивенцев является материальная помощь военнослужащего (справки о размере получаемой пенсии, наличии детей, характере и размере оказываемой материальной помощи и др.). Командир (начальник) для принятия решения может дополнительно запросить по данному вопросу сведения из органа социальной защиты населения, военного комиссариата. При отсутствии подтверждающих документов факт нахождения на иждивении может устанавливаться в судебном порядке (по заявлению как непосредственно члена семьи умершего кормильца, так и иных граждан и организаций (например, органы опеки и попечительства), когда по закону они вправе обратиться в суд за защитой интересов других лиц), если установление этого факта в ином порядке не представляется возможным (подп. 2 п. 2 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Кроме того, как следует из сложившейся судебной практики, выдача соответствующим органом справки о том, что, по имеющимся данным, лицо не состояло на иждивении умершего, не исключает возможности установления факта нахождения на иждивении в судебном порядке (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 21 июня 1985 г. N 9 "О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение"). В тех случаях, когда заявитель имел заработок, получал пенсию, стипендию и т. п., необходимо выяснять, была ли помощь со стороны лица, предоставлявшего содержание, постоянным и основным источником средств к существованию заявителя. Заявление об установлении факта нахождения на иждивении члены семьи умершего кормильца должны подавать в суд по месту своего жительства. Если в качестве заявителя выступает организация, то заявление подается по месту регистрации этой организации (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 21 июня 1985 г. N 9). В своем заявлении заявитель должен указать, для какой цели ему необходимо установить факт нахождения на иждивении, а также привести доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов <7>. -------------------------------- <7> Форма заявления об установлении факта нахождения на иждивении приведена в Приложении к настоящей статье.
Приложение
В районный (городской) суд ___________________________ (наименование суда) Заявитель:____________________________________ (Ф. И.О. и домашний адрес заявителя)
Заинтересованные лица: _________________ _______________________________ (наименование, адрес)
ЗАЯВЛЕНИЕ об установлении факта нахождения на иждивении
Я, _________________, "___"______ ____г. рождения с___ _______ ___г. был(-а)
нетрудоспособным(-ой)______________________________________________________ ___________________________________________________________________________. (указать причины нетрудоспособности) Все указанное время до смерти______________________________________________ (Ф. И.О. умершего, дата смерти, ___________________________________________________________________________ родственные отношения с заявителем) я находился(-лась) на его иждивении, что подтверждается____________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________. (привести доказательства в обоснование заявления) Установление факта нахождения на иждивении необходимо мне для______________ ___________________________________________________________________________ (указать, в связи с чем возникла необходимость ___________________________________________________________________________. установления юридического факта, например для назначения пенсии) Иных документов, подтверждающих факт моего иждивения, не имеется, получить надлежащие документы в ином порядке невозможно. Спор о праве отсутствует. В соответствии со ст. ст. 262 - 268 ГПК Российской Федерации
прошу:
1. Установить факт нахождения меня,________________________________________ (Ф. И.О. заявителя) на иждивении____________________с __ ________ ____г. по_____ _______ _________г. (Ф. И.О. умершего)
Приложения: 1. Имеющиеся документы, подтверждающие факт нахождения на иждивении. 2. Квитанция об уплате госпошлины. 3. Копии заявления (по числу заинтересованных лиц).
"___"_________ ____ г. ___________________ (подпись)
------------------------------------------------------------------
Название документа Вопрос: 1. Военнослужащий. Контракт не заключал. В начале 90-х гг. уволился. В 2002 г. поступил на военную службу, заключив контракт. Правомерно ли, что меня относят к военнослужащим, на весь срок военной службы обеспечиваемым служебным жилым помещением? 2. Правомерно ли финансовые органы части удерживают алименты с ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий? 3. Каков порядок обеспечения жилым помещением военнослужащих, заключивших контракт после 1 января 1998 г.? ("Право в Вооруженных Силах", 2010, N 2) Текст документа
Вопрос: 1. Военнослужащий состоял на действительной военной службе в Советской Армии. Контракт не заключал. В начале 90-х гг. уволился. В 2002 г. вновь поступил на военную службу, заключив при этом контракт. Правомерно ли, что меня относят к военнослужащим, на весь срок военной службы обеспечиваемым служебным жилым помещением (заключил контракт после 1 января 1998 г.)? 2. Несмотря на вступление в силу Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", финансовые органы воинской части продолжают удерживать алименты с ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий. Правомерно ли это? Пенсионный фонд Российской Федерации прекратил удерживать из указанной ЕДВ. 3. Уволился с военной службы. Имею право на получение жилья (первый контракт заключил после 1 января 1998 г.). Жилищная комиссия включила меня в список очередников, принятых на учет для предоставления жилья по договору социального найма (заключивших контракт до 1 января 1998 г.). Я последний в очереди. Правомерно ли это? Каков порядок обеспечения жилым помещением военнослужащих, заключивших контракт после 1 января 1998 г.?
Ответ: При ответе на Ваш первый вопрос, необходимо отметить следующее. В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются, в частности, офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей, а также прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившими на военную службу по контракту после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей. Военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане Российской Федерации, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации. Таким образом, Вы как военнослужащий, поступивший на военную службу по контракту после 1 января 1998 г., обеспечиваетесь на весь период военной службы служебным жилым помещением. При ответе на Ваш третий вопрос необходимо отметить, что действия командования нельзя считать неправомерными, поскольку в настоящее время Правительством Российской Федерации не определен порядок признания военнослужащих, обеспечиваемых на весь период военной службы служебными жилыми помещениями, нуждающимися в жилых помещениях. Также не определен порядок бесплатного предоставления жилых помещений в собственность. При ответе на Ваш второй вопрос необходимо отметить, что Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий. Таким образом, Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не регулирует вопросы, связанные с удержанием каких-либо выплат, в том числе с ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий. В соответствии со ст. 80 Семейного кодекса Российской Федерации родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Виды заработка и (или) иного дохода, которые получают родители в рублях и (или) в иностранной валюте и из которых производится удержание алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей, определяются Правительством Российской Федерации. В соответствии с Перечнем видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. N 841, удержание алиментов производится с денежного довольствия (содержания), получаемого военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел и другими приравненными к ним категориями лиц, в том числе с военнослужащих - с оклада по воинской должности, оклада по воинскому званию, ежемесячных и иных надбавок (доплат) и других дополнительных выплат денежного довольствия, имеющих постоянный характер. Поскольку ежемесячная денежная выплата как ветерану боевых действий, в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (ст. 23.1), Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2004 г. N 294 "Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации" и ст. ст. 12, 13 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", не является денежным довольствием (его составным элементом), то в связи с этим не могут удерживаться алименты с ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий.
С. В.Шанхаев Преподаватель Военного университета, кандидат юридических наук
------------------------------------------------------------------
Название документа Вопрос: Начальник гарнизонной гауптвахты, старший прапорщик, согласно организационно-штатным мероприятиям тарифный разряд менялся от 12-го до 10-го, на данный момент - 6-й тарифный разряд. По какому тарифному разряду будет начисляться пенсия, если сейчас я получаю денежное довольствие по 10-му тарифному разряду? ("Право в Вооруженных Силах", 2010, N 2) Текст документа
Вопрос: Начальник гарнизонной гауптвахты, старший прапорщик, согласно организационно-штатным мероприятиям тарифный разряд менялся от 12-го до 10-го, на данный момент - 6-й тарифный разряд. По какому тарифному разряду будет начисляться пенсия, если сейчас я получаю денежное довольствие по 10-му тарифному разряду?
Ответ: В соответствии со ст. 14 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" военнослужащим, имеющим выслугу 20 лет и более, устанавливается пенсия за выслугу лет в следующем размере: за выслугу 20 лет - 50% соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного ст. 43 указанного Закона; за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3% указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85% этих сумм. Так, в соответствии со ст. 43 указанного Закона пенсии, назначаемые военнослужащим и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих, а также из месячных и иных дополнительных выплат. В соответствии с п. 8 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" пенсии уволенным со службы военнослужащим исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанного в п. п. 9 и 10 данного Постановления, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии. В соответствии с п. 9 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий уволенным с военной службы военнослужащим, следует включать оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентную надбавку за выслугу лет, исчисленную из этих окладов. Таким образом, будет учтен тарифный разряд, предусмотренный штатом по последней занимаемой Вами воинской должности (в Вашем случае - 6-й тарифный разряд).
С. В.Шанхаев Преподаватель Военного университета, кандидат юридических наук
------------------------------------------------------------------
Название документа