Новый порядок уплаты страховых взносов в 2010 г. и ответственность за неуплату страховых взносов
(Неляпина Ю. В.)
("Социальное и пенсионное право", 2010, N 1)
Текст документа
НОВЫЙ ПОРЯДОК УПЛАТЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В 2010 Г.
И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕУПЛАТУ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ
Ю. В. НЕЛЯПИНА
С 2010 г. бухгалтеров ждут перемены - перестала действовать глава 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса РФ. С нового года страхователи (работодатели) перечисляют страховые взносы отдельно в ПФР, ФСС РФ и фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС).
Таким образом, происходит переход от налоговых к страховым принципам уплаты взносов. С 2010 г. порядок уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды будет регламентировать Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) и частично федеральные законы о конкретных видах обязательного социального страхования.
В результате с введением нового порядка число чиновников увеличится, так как теперь каждый фонд будет иметь свой отдел по контролю, ревизии, получению отчетности и т. д. Да и у бухгалтеров, начисляющих, перечисляющих взносы, составляющих и представляющих отчетность, прибавится работы. А отдельным категориям компаний и предпринимателей ("спецрежимникам") предстоит осваивать предлагаемый порядок уплаты страховых взносов практически с нуля.
Ведь многие из них уже несколько лет уплачивали только пенсионные взносы и забыли о существовании ЕСН и тонкостей, связанных с расчетом отдельных его составляющих.
Вместо налоговой службы контролировать правильность уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд и Фонд медицинского страхования будет ПФР, а в Фонд социального страхования - как и сейчас, ФСС. В то же время по-прежнему в отдельном Федеральном законе отражен порядок начисления и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (от 24.07.1998 N 125-ФЗ) и ФСС, как и прежде, следит за уплатой взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и выплатой страхового обеспечения.
Плательщиками страховых взносов, как и при ЕСН, являются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
- организации;
- индивидуальные предприниматели;
- физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.
В Законе N 212-ФЗ практически не изменен по сравнению с ЕСН перечень выплат, суммы которых не подлежат обложению страховыми взносами. Изменена только сумма материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, с 3000 на 4000 руб. на одного работника за расчетный период.
Объектом обложения страховыми взносами в соответствии со ст. 7 Закона N 212-ФЗ признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства и т. д.
Особенностью нового порядка является то, что страховыми взносами облагаются все выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, независимо от того, учитываются ли они в составе расходов при исчислении налога на прибыль у организаций или НДФЛ у работодателей - индивидуальных предпринимателей, как это предусмотрено сегодня п. 3 ст. 236 НК РФ.
Каких-либо льгот Закон о страховых взносах не предусматривает (за исключением переходного периода). В нем нет статьи, аналогичной ст. 239 НК РФ.
В отличие от ЕСН, где применялась регрессивная шкала налогообложения, база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается Законом N 212-ФЗ в сумме, не превышающей 415000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих указанную выше сумму, страховые взносы не взимаются. Но предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной индексации в соответствии с ростом средней заработной платы в Российской Федерации. Размер указанной индексации определяется Правительством РФ.
По сравнению со ставкой ЕСН общая сумма отчислений от ФОТ, в данном случае в форме страховых взносов, Законом N 212-ФЗ увеличивается с 26 до 34% и теперь будет распределяться следующим образом:
- Пенсионный фонд РФ - 26%;
- Фонд социального страхования РФ - 2,9%;
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 2,1%;
- территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 3%.
Однако на основании ст. 62 Закона N 212-ФЗ эти тарифы будут применяться с 1 января 2011 г. А в 2010 г. для плательщиков страховых взносов применяются следующие общие тарифы страховых взносов:
- Пенсионный фонд РФ - 20%;
- Фонд социального страхования РФ - 2,9%;
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 1,1%;
- территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 2%.
Таким образом, общая процентная ставка страховых взносов в 2010 г. остается на уровне общей ставки ЕСН. Но для отдельных категорий налогоплательщиков (сельскохозяйственные товаропроизводители; организации и индивидуальные предприниматели, применяющие единый сельскохозяйственный налог; организации и индивидуальные предприниматели, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны) ставка будет изменена в сторону уменьшения по сравнению с общей.
Впервые законодатель вводит понятие "стоимость страхового года". Это сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо по обязательному социальному страхованию в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда в течение одного финансового года для предоставления этому лицу обязательного страхового обеспечения в размере, определенном законодательством Российской Федерации.
Стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, увеличенное в 12 раз.
Для индивидуальных предпринимателей, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (пп. 2 п. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ), тоже предусмотрено уплачивать страховые взносы, но только в ПФР и фонды обязательного медицинского страхования.
Подобные расчеты взносов в виде фиксированного платежа, правда только в ПФР, предусматривались ст. 28 Закона об обязательном пенсионном страховании. Для этого Правительством РФ ежегодно утверждалась стоимость страхового года. Новый расчет также производится исходя из стоимости страхового года. Но определяется она не Правительством РФ, а как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного п. 2 ст. 12 Закона N 212-ФЗ, увеличенного в 12 раз (ст. 13 и ст. 14 Закона N 212-ФЗ).
Необходимо учесть, что в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. Для исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей согласно ст. 5 того же Закона установлена базовая сумма МРОТ в размере 100 руб. Но теперь ст. 3 изменена, с 2010 г. МРОТ будет применяться не только для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, но также и для иных целей обязательного социального страхования (ст. 23 Закона N 213-ФЗ).
В результате фиксированный платеж существенно возрастет. Для примера попробуем рассчитать его величину в 2010 г., предполагая, что на 01.01.2010 величина МРОТ составит 4330 руб., как и на 01.12.2009.
Следует заметить, что и для этой категории плательщиков предусмотрен переходный период. Согласно п. 4 ст. 57 Закона N 212-ФЗ на 2010 г. при исчислении стоимости страхового года применяются соответствующие тарифы страховых взносов, установленные п. 1 этой же статьи, т. е. 20% - в ПФР, 1,1% - в ФФОМС и 2,0% - в ТФОМС.
Стоимость страхового года для уплаты фиксированного платежа в ПФР в 2010 г. составит 10392 руб. (4330 руб. x 20% x 12), в ФФОМС - 571,56 руб. (4330 x 1,1% x 12), в ТФОМС - 1039,20 руб. (4330 x 2% x 12).
Сравним теперь со стоимостью страхового года в 2009 г.: согласно Постановлению Правительства РФ от 27.10.2008 N 799 она составила 7274,40 руб.
При расчете учитывается количество календарных месяцев в году, когда осуществлялась предпринимательская деятельность, и даже количество календарных дней в месяце, начиная с месяца, когда произведена регистрация.
При этом не позднее 31 декабря надо уплатить тремя отдельными платежами сумму взносов в ПФР, ФФОМС и ТФОМС (п. 4 ст. 16 Закона N 212-ФЗ). До 1 марта следующего расчетного периода надо представить в ПФР расчет по специальной форме.
Отчетность в ПФР и ФОМС бухгалтер будет обязан подать не позднее 1-го числа второго календарного месяца, следующего за каждым из четырех отчетных периодов, т. е. до 1 мая, 1 августа, 1 ноября, 1 февраля). Срок сдачи отчетности в ФСС - до 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом (до 15 апреля, 15 июля, 15 октября, 15 января). Если отчетная дата приходится на выходной или праздничный день, она переносится на первый рабочий. Изменен срок представления отчетности в случае прекращения деятельности организации или индивидуального предпринимателя. Если в настоящее время ее необходимо направить в течение пяти дней после подачи в регистрирующий орган заявления о прекращении деятельности, то с 2010 г. расчеты представляются до дня его подачи.
Новые обязанности у плательщиков взносов появятся с 1 января 2011 г. в отношении отчетности:
- работодатели обязаны будут подавать в ПФР сведения персонифицированного учета ежеквартально (до первого числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом), а не один раз в год;
- с 1 января 2011 г. обязанность отчитаться в электронной форме с ЭЦП возложена на плательщиков страховых взносов с численностью работников свыше 50 человек (ч. 10 ст. 15 Закона N 212-ФЗ), а до 1 января 2011 г. Закон N 212-ФЗ обязывает отчитываться в электронной форме, скрепленной электронной цифровой подписью, лишь бухгалтерии компаний со среднесписочной численностью физических лиц свыше 100 человек.
В абзаце 7 п. 8 ст. 217 НК РФ сказано, что не облагается НДФЛ единовременная материальная помощь, оказываемая работодателями работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка (не более 50 тыс. руб. на каждого ребенка). Теперь уточнено, что эта материальная помощь освобождается от налогообложения, только если она выплачена в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения) (п. 1б ст. 24 Закона N 213-ФЗ).
"Спецрежимники", применяющие ЕСХН и УСНО (с объектом налогообложения "доходы минус расходы"), поскольку они теперь станут плательщиками страховых взносов, получили право учитывать их в расходах (п. 9 и п. 11 ст. 24 Закона N 213-ФЗ). Внесены изменения в пп. 7 п. 2 ст. 346.5 и пп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
"Упрощенцы" с объектом налогообложения "доходы" вместо этого согласно п. 12 Закона N 213-ФЗ уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму страховых взносов (всех, включая на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а не только в ПФР, как ранее) (изменен абзац 2 п. 3 ст. 346.21 НК РФ).
Аналогично поступают и "упрощенцы" на патенте при оплате оставшейся стоимости патента согласно п. 10 ст. 346.25.1 НК РФ (п. 14 ст. 24 Закона N 213-ФЗ), а также налогоплательщики, переведенные на уплату ЕНВД (п. 2 ст. 346.32 НК РФ) (п. 14 и п. 16 ст. 24 Закона N 213-ФЗ).
Литература
1. Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в ПФР, ФСС РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 30. Ст. 3738.
2. Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в ПФР, ФСС РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 30. Ст. 3739.
3. Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. Ст. 3803.
4. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 51. Ст. 4832.
5. Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 51. Ст. 4832.
6. Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 26. Ст. 2729.
------------------------------------------------------------------
Название документа