Анализ механизма расчета страховых взносов в 2010 г

(Беспалов М. В.) ("Юрист", 2009, N 12) Текст документа

АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА РАСЧЕТА СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В 2010 Г.

М. В. БЕСПАЛОВ

Беспалов М. В., доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина, кандидат экономических наук.

С 1 января 2010 г. вступает в силу Закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ, предусматривающий замену единого социального налога на уплату страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, в том числе в Пенсионный фонд (на обязательное пенсионное страхование), Фонд социального страхования (на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) и Фонд обязательного медицинского страхования. В статье проводится анализ механизма расчета страховых взносов в государственные внебюджетные фонды при различных системах налогообложения в 2010 г. Ключевые слова: страховые взносы, УСН, ЕНВД, ЕСХН.

Federal law N 212-FZ of 24.07.2009 will come into force from January 1, 2010 providing for the replacement of social tax by payment of insurance premium into extra-budget funds including the Pension Fund (for obligatory pension insurance), Fund of Social Insurance (for obligatory social insurance in case of temporary disability or in connection with maternity) and Fund of Obligatory Medical Insurance. The article contains analysis of the mechanism of calculation of insurance premium into state extra-budget funds in different systems of taxation in 2010. Key words: insurance premium, Simplified Tax System, Unified Tax on Imputed Income, Single Agricultural Tax <*>. -------------------------------- <*> Bespalov M. V. Analysis of the mechanism of calculation of insurance premium in 2010.

Расчетный период по взносам на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование в 2010 г. составляет календарный год, он состоит из отчетных периодов: первый квартал, полугодие, девять месяцев, год. Суммы страховых взносов определяются нарастающим итогом с начала года (ч. 1 и 2 ст. 10, ч. 3 ст. 15 Закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ). Ежемесячно в течение года рассчитываются суммы страховых взносов, подлежащих уплате: - в Пенсионный фонд (ПФР) (отдельно по страховой и накопительной части трудовой пенсии); - в Фонд социального страхования России (ФСС России) (на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством); - в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС); - в территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС). Прежде чем рассчитать общую сумму ежемесячных платежей в каждый внебюджетный фонд в целом по организации, необходимо определить суммы страховых взносов по каждому сотруднику (ч. 3, 4 ст. 8, ч. 6 ст. 15 Закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ). Тарифы взносов для каждого сотрудника определяются в соответствии со ст. 57 Закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ и ст. 33 Закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ (в части уплаты пенсионных взносов). Платеж по страховым взносам за текущий месяц рассчитывается по формуле:

Платеж по Платеж по страховым Платеж по страховым страховым взносам, начисленный с взносам, начисленный с взносам за = начала года по текущий - начала года по предыдущий текущий месяц месяц включительно месяц включительно

Такой порядок определения размера ежемесячного платежа по страховым взносам следует из ч. 3 ст. 15 Закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ. Сумму ежемесячного платежа в ФСС России необходимо уменьшить на сумму расходов по обязательному социальному страхованию, осуществленных организацией (ч. 2 ст. 15 Закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ), к таким расходам, например, относятся: - больничное пособие (кроме пособия, связанного с несчастным случаем на производстве или профзаболеванием); - пособие по беременности и родам; - единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медучреждениях в ранние сроки беременности; - единовременное пособие при рождении ребенка; - ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 года; - социальное пособие на погребение. Перечисленные виды страхового обеспечения финансируются за счет средств ФСС России с учетом положений ст. 3 Закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ. Если сумма расходов по социальному страхованию превысила сумму страховых взносов, начисленных в ФСС России, организация может: - зачесть превышение в счет предстоящих платежей по страховым взносам, зачисляемым в ФСС России; - потребовать выделения средств, необходимых для покрытия перерасхода (ч. 1 ст. 26 Закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ и ч. 2 ст. 4.6 Закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ). Датой включения выплат в расчетную базу по страховым взносам считается день начисления вознаграждений в пользу сотрудника (п. 1 ст. 11 Закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ). В таком же порядке определяется дата выплаты социальных пособий, поэтому в каждом месяце взносы, зачисляемые в ФСС России, необходимо уменьшать на сумму пособий, начисленных в этом же месяце. Дата фактической выплаты пособий в данном случае значения не имеет. Рассмотрим пример. В январе 2010 г. организация начислила в пользу своих сотрудников: зарплату - 400 000 руб.; больничное пособие - 8000 руб.; пособие по беременности и родам - 23 500 руб. Страховые взносы за январь составят: 400 000 руб. x 26% = 104 000 руб., в том числе взносы в ФСС России: 400 000 руб. x 2,9% = 11 600 руб. Расходы организации, произведенные в январе 2010 г. на государственное социальное страхование, составили: 8000 руб. + 23 500 руб. = 31 500 руб., что больше взносов в ФСС России, начисленных за этот же месяц (11 600 руб.), поэтому организация решила компенсировать свои расходы за счет уменьшения предстоящих платежей в ФСС РФ. За январь организация перечисление в ФСС не производит, а часть расходов, не покрытых страховыми взносами в январе 2010 г., в сумме: 31 500 руб. - 11 600 руб. = 19 900 руб., уменьшает сумму к перечислению в ФСС РФ в феврале 2010 г. Следует отметить, что в 2010 г. при расчете взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование нужно учитывать, что для различных категорий организаций установлены разные тарифы страховых взносов. В частности, разные тарифы должны использовать: - организации, применяющие общую систему налогообложения; - организации, применяющие УСН и ЕНВД; - организации, применяющие ЕСХН; - организации, которые производят выплаты инвалидам I, II и III групп (независимо от применяемой системы налогообложения). Возникает вопрос, как подтвердить право на применение пониженных тарифов при начислении взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование на выплаты работающим инвалидам. Перечень документов, которыми организация должна подтверждать право на применение пониженных тарифов страховых взносов, Законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ не установлен, официальные разъяснения Минздравсоцразвития России по этому вопросу также отсутствуют. Раньше, когда организации, применявшие общую систему налогообложения, начисляли ЕСН, выплаты в пользу инвалидов подпадали под льготу. Чтобы подтвердить право на применение этой льготы, организации должны были иметь справки, выданные работающим в ней инвалидам по результатам проведения медико-социальной экспертизы. Такие разъяснения содержались, в частности, в письмах Минфина России от 30 октября 2008 г. N 03-04-06-02/118, от 27 декабря 2006 г. N 03-05-02-04/189. Причем в письме от 30 октября 2008 г. N 03-04-06-02/118 Минфин России допускал возможность подтверждения инвалидности и другими документами, оформленными в соответствии с требованиями Минздравсоцразвития России, например выписками из актов медико-социальной экспертизы, на основании которых инвалидам назначается пенсия. Возможность применять пониженные тарифы также можно рассматривать как льготу по уплате страховых взносов. При этом право использования такой льготы организациям придется обосновывать, для этого необходимо от работающих в организации инвалидов взять документы, подтверждающие присвоение им инвалидности. Организации, применяющие общую систему налогообложения в 2010 г., рассчитывают взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование по суммарному тарифу 26% (ч. 1 ст. 57 Закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ, п. 1 ст. 33 Закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ). Если организация применяет общую систему налогообложения и производит выплаты инвалидам I, II или III групп, при расчете страховых взносов с таких выплат применяются пониженные тарифы (14% на страховую часть пенсии). Приведем пример. В организации работают три человека: руководитель (1948 г. р.) получает зарплату в размере 55 000 руб. в месяц, бухгалтер (1981 г. р.) с зарплатой 35 000 руб. и рабочий (1954 г. р.) с зарплатой 20 000 руб. При этом рабочему присвоена инвалидность III группы, подтвержденная справкой учреждения медико-социальной экспертизы.

Таблица 1

Расчет страховых взносов организации, применяющей ОСН, за январь 2010 г. (руб.)

Сотрудник ПФР ФСС ФФОМС ТФОМС

страховая накопительная часть часть

руководитель 11000 - 1595 605 1100 (55 000 x 20%) (55 000 x 2,9%) (55 000 x 1,1%) (55 000 x 2,0%)

бухгалтер 4900 2100 1015 385 700 (35 000 x 14%) (35 000 x 6%) (35 000 x 2,9%) (35 000 x 1,1%) (35 000 x 2,0%)

рабочий 2800 - 0 0 0 (20 000 x 14%) (20 000 x 0%) (20 000 x 0%) (20 000 x 0%)

ИТОГО 18700 2100 2610 990 1800 за январь

Ежемесячный платеж по страховым взносам в целом по организации составляет: 18 700 руб. + 2100 руб. + 2610 руб. + 990 руб. + 1800 руб. = 26 200 руб. Организации, применяющие УСН, а также организации - плательщики ЕНВД рассчитывают взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование по одинаковым тарифам (п. 2 ч. 2 ст. 57 Закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ, подп. 2 п. 2 ст. 33 Закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ). При этом для организаций - плательщиков ЕСХН установлены отдельные тарифы страховых взносов (п. 3 ч. 2 ст. 57 Закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ, подп. 3 п. 2 ст. 33 Закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ). Если в перечисленных организациях работают инвалиды I, II или III групп, на выплаты в их пользу страховые взносы начисляются с применением пониженных тарифов (п. 2 ч. 2 ст. 57 Закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ, подп. 2 п. 2 ст. 33 Закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ). Рассмотрим пример расчета страховых взносов в организации, применяющей УСН. При этом руководитель компании (1948 г. р.) получает зарплату в размере 55 000 руб. в месяц, бухгалтер (1981 г. р.) - 35 000 руб.

Таблица 2

Расчет страховых взносов организации, применяющей УСН, за январь 2010 г. (руб.)

Сотрудник ПФР ФСС ФФОМС ТФОМС

страховая часть накопительная часть

руководитель 7700 (55 000 x 14%) - - - -

бухгалтер 2800 (35 000 x 8%) 2100 (35 000 x 6%) - - -

ИТОГО за январь 10 500 2100 - - -

Ежемесячный платеж по страховым взносам в целом по организации составляет: 10 500 руб. + 2100 руб. = 12 600 руб. Рассмотрим тот же пример, но при условии, что организация использует ЕСХН.

Таблица 3

Расчет страховых взносов организации, применяющей ЕСХН, за январь 2010 г. (руб.)

Сотрудник ПФР ФСС ФФОМС ТФОМС

страховая часть накопительная часть

руководитель 5665 (55 000 x 10,3%) - - - -

бухгалтер 1505 (35 000 x 4,3%) 2100 (35 000 x 6%) - - -

ИТОГО за январь 7170 2100 - - -

Ежемесячный платеж по страховым взносам по всей организации составляет: 7170 руб. + 2100 руб. = 9270 руб. Таким образом, для организаций, применяющих общую систему налогообложения, и для плательщиков ЕНВД, УСН и ЕСХН в 2010 г. установлены разные тарифы страховых взносов. Поэтому в организациях, совмещающих общую систему налогообложения и ЕНВД, необходимо выделить три группы сотрудников: - занятых в деятельности, облагаемой ЕНВД; - занятых в деятельности организации на общей системе налогообложения; - занятых одновременно в деятельности, облагаемой ЕНВД, и деятельности организации на общей системе налогообложения (например, управленческий персонал). Страховые взносы следует начислять отдельно с выплат сотрудникам по каждой из перечисленных групп. Чтобы распределить выплаты сотрудникам, занятым одновременно в разных сферах деятельности, необходимо определить долю доходов, полученных от разных видов деятельности (абз. 4 п. 9 ст. 274 НК РФ). Долю доходов от деятельности, попадающей на ОСН, следует рассчитать по формуле:

Доля доходов от деятельности Доходы от деятельности Доходы от организации на общей = организации на общей / всех видов системе налогообложения системе налогообложения деятельности

Долю доходов от деятельности, облагаемой ЕНВД, необходимо рассчитать по формуле:

Доля доходов от Доходы от Доходы от всех деятельности, = деятельности / видов облагаемой ЕНВД организации на ЕНВД деятельности

Вознаграждения сотруднику (одновременно занятому в деятельности, облагаемой ОСН и ЕНВД), которые относятся к общей системе налогообложения, рассчитывают так:

Вознаграждения сотруднику, Вознаграждения, Доля доходов от которые относятся к начисленные деятельности деятельности организации = сотруднику x организации на на общей системе общей системе налогообложения налогообложения

В свою очередь, вознаграждения сотруднику, которые относятся к деятельности организации, облагаемой ЕНВД, рассчитывают по формуле:

Вознаграждения Вознаграждения, Вознаграждения, которые сотруднику, которые начисленные относятся к относятся к деятельности, = сотруднику - деятельности облагаемой ЕНВД организации на общей системе налогообложения

При определении доли доходов и расходов по конкретному виду деятельности необходимо использовать показатели за месяц, в котором распределяются соответствующие выплаты (в т. ч. зарплата). Базу для начисления страховых взносов следует определять нарастающим итогом с начала года путем суммирования этих выплат, такой порядок предусмотрен в письмах Минфина России от 24 марта 2008 г. N 03-11-04/3/147, от 17 марта 2008 г. N 03-11-04/3/121 и от 24 января 2007 г. N 03-04-06-02/7 и ФНС России от 23 января 2007 г. N САЭ-6-02/31@. Несмотря на то что эти письма были адресованы плательщикам ЕСН, приведенными в них разъяснениями можно руководствоваться и при определении доли доходов и расходов по конкретному виду деятельности для расчета страховых взносов в 2010 г. Рассмотрим пример. Компания занимается розничной и оптовой торговлей. В городе, где работает предприятие, розничная торговля переведена на ЕНВД. По оптовой торговле организация применяет общую систему налогообложения. В компании работают три человека: руководитель (1948 г. р.), менеджер по оптовым продажам (1981 г. р.) и продавец в розничном магазине (1984 г. р.). Таким образом, продавец занят в розничной торговле, менеджер занят в оптовой торговле, а руководитель управляет обеими сферами деятельности компании, поэтому для расчета страховых взносов его зарплату необходимо распределять отдельно, на ЕНВД и ОСН. Организация ведет обособленный учет доходов и расходов, относящихся к деятельности, облагаемой ЕНВД. В учетной политике организации сказано, что общехозяйственные расходы распределяются пропорционально выручке за каждый месяц отчетного (налогового) периода. В январе 2010 г. выплаты сотрудникам составили: руководителю - 50 000 руб., менеджеру по оптовым продажам - 35 000 руб. и продавцу в розничном магазине - 20 000 руб. Выручка компании за январь 2010 г. составила 2 000 000 руб., в том числе: 1 200 000 руб. по оптовой торговле и 800 000 руб. по розничной торговле. Соответственно, доля выручки от каждого вида деятельности составляет: 0,6 (1 200 000 руб. : 2 000 000 руб.) - по оптовой торговле и 0,4 (1,0 - 0,6) - по розничной торговле.

Таблица 4

Расчет страховых взносов организации при совмещении ЕНВД и ОСН за январь 2010 г. (руб.)

Сотрудник ПФР ФСС ФФОМС ТФОМС

страховая накопительная часть часть

По деятельности на общей системе налогообложения:

руководитель 6000 (50 000 x - 870 (50 000 x 330 (50 000 x 600 (55 000 x x 0,6 x 20%) x 0,6 x 2,9%) x 0,6 x 1,1%) x 0,6 x 2,0%)

менеджер 4900 2100 1015 385 700 (35 000 x 14%) (35 000 x 6%) (35 000 x 2,9%) (35 000 x 1,1%) (35 000 x 2,0%)

По деятельности на ЕНВД:

руководитель 2800 (55 000 x - - - - x 0,4 x 14%)

продавец 1600 1200 - - - (20 000 x 8%) (20 000 x 6%)

ИТОГО 15 300 3300 1885 715 1300 за январь

В целом следует отметить, что проводимая реформа пенсионной системы России предусматривает постепенное увеличение налоговой нагрузки на бизнес, что, по мнению руководства страны, должно обеспечить гарантированную и бесперебойную выплату пенсий в ближайшей перспективе.

ЛИТЕРАТУРА

1. URL: http://www.1gl. ru. 2. URL: http://www. buhgalteria. ru. 3. URL: http://www. buh. ru. 4. URL: http://www. consultant. ru. 5. URL: http://www. garant. ru.

------------------------------------------------------------------

Название документа Вопрос: Я работал в районе, приравненном к Крайнему Северу. Организация в 1990-е годы ликвидировалась, дела в архив переданы не были. Запись в трудовой книжке имеется. Однако Пенсионный фонд не включает этот период в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. Прав ли Пенсионный фонд и как мне подтвердить стаж работы? ("ЭЖ-Юрист", 2009, N 48) Текст документа

Вопрос: Я работал в районе, приравненном к Крайнему Северу. Организация в 1990-е годы ликвидировалась, дела в архив переданы не были. Запись в трудовой книжке имеется. Однако Пенсионный фонд не включает этот период в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. Прав ли Пенсионный фонд и как мне подтвердить стаж работы? В. Вахрамеев, с. Ангоя

Ответ: На настоящий момент порядок подсчета периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии (специального стажа), регулируется соответствующими Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516. Этим Постановлением, в частности, определено, что порядок подтверждения специального стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии, должен быть утвержден Минтрудом России (в настоящий момент - Минздравсоцразвития России). Однако до сих пор такого порядка нет. Отсюда на практике и возникают многочисленные споры с пенсионными органами по поводу включения в специальный трудовой стаж тех или иных периодов работы. С учетом данного правового пробела некоторые специалисты предлагают по аналогии использовать положения Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 N 555, которые сводятся к следующему. Трудовой стаж, приобретенный после регистрации в качестве застрахованного лица, определяется на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, до регистрации в качестве застрахованного лица - исходя из документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими государственными и муниципальными органами, организациями. Причем основным подтверждающим документом является трудовая книжка работника (п. 6 Правил). Между тем стоит помнить, что так называемый льготный стаж имеет свои особенности и подтверждать его надо с учетом положений Правил подсчета периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии. Поэтому в некоторых случаях действительно одной записью в трудовой книжке подтвердить стаж работы может быть затруднительно (например, в льготный стаж засчитываются только те периоды работы, когда гражданин трудился в необходимых условиях постоянно, на условиях полного рабочего времени). Из текста вопроса не совсем ясно, на каком именно основании пенсионный орган отказывается включить спорный период работы в "льготный" стаж. С учетом этого факта, а также того, что порядок подтверждения специального стажа до сих пор не принят, трудно заключить, являются ли действия Пенсионного фонда незаконными. Возможно, у специалистов пенсионного органа есть претензии к самой трудовой книжке (есть неточности в записях, печати и т. д.) либо они сомневаются в том, что гражданин трудился в условиях постоянной занятости, поэтому и требуют представления дополнительных подтверждающих документов. Кстати, право требовать дополнительные документы в случае возникновения сомнений в представленных документах или при их недостаточности кажется логичным с учетом того обстоятельства, что закрытого перечня по таким подтверждающим документам нет. Из текста вопроса очевидно, что организация ликвидировалась и собрать какие-либо еще документы для автора вопроса проблематично. Подтвердить специальный стаж свидетельскими показаниями также нельзя (только если использовать свидетельские показания как доказательства в суде). Оптимальным вариантом может стать обращение автора вопроса в суд с заявлением об обжаловании отказа Пенсионного фонда по включению в специальный стаж спорного периода работы. Заявитель вправе ходатайствовать перед судом о помощи в истребовании необходимых подтверждающих документов, которые заявитель не может раздобыть самостоятельно, также может привлечь к участию в деле свидетелей.

Марина Семенова, Алена Авраменко, Анна Тимреева Газета "ЭЖ-Юрист"

------------------------------------------------------------------

Название документа