Комментарий главного редактора (Начало)
(Семенихин В. В.)
("Налоги" (газета), 2009, N 43)
Текст документа
КОММЕНТАРИЙ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
В. В. СЕМЕНИХИН
Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет правового регулирования
"1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее также - фонды обязательного медицинского страхования) на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах."
2010: В соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ) признана утратившей силу гл. 24 НК РФ "Единый социальный налог", а в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ с 1 января 2010 г., через девять лет (после 2000 г.), возвращается система страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховых взносов на обязательное медицинское страхование (далее - страховые взносы). Фактически мы возвращаемся в прошлое тысячелетие, с увеличением денежной и бюрократической нагрузки на предпринимательство.
"2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также на правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, которые регулируются федеральными законами о соответствующих конкретных видах обязательного социального страхования."
2010: В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ с 1 января 2010 г. исчисление и уплата страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не меняется, хотя то, что проверять оба вида страхования будут одни специалисты, должно повлиять на определение налоговой базы по обоим видам обязательного страхования.
2010: В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в части изменения ответственности (ст. 19), за непредставление в установленный срок отчетности.
"3. Особенности уплаты страховых взносов по каждому виду обязательного социального страхования устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования."
2010: В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ с 1 января 2010 г. особенности уплаты страховых взносов устанавливаются в Законах: от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (ст. 20), от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (ст. ст. 10 и 28), где идет обратная ссылка на Закон N 212-ФЗ, от 28 июня 1991 г. N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации". В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ во все вышеуказанные Законы внесены изменения.
"4. В случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
5. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации."
Статья 2. Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
"Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия:
1) организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации."
2010: В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ с 1 января 2010 г. к юридическим лицам относятся не только российские организации, но и любые иностранные юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, действующие на территории Российской Федерации, вне зависимости от их налогового статуса. Причем организация - единый плательщик вне зависимости от количества обособленных подразделений. Будет возникать проблема - страховые взносы платят только филиалы и представительства иностранных лиц и международных организаций либо любые действующие на территории Российской Федерации иностранные лица, данная проблема должна решаться в соответствии с межгосударственными договорами. Абсолютно непонятно, что значит место нахождения иностранной организации.
Положение об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденное Приказом МНС России от 7 апреля 2000 г. N АП-3-06/124, на статус плательщиков страховых взносов не распространяется.
Некоммерческие организации, в том числе гаражно-строительные и жилищно-строительные кооперативы, должны начислять страховые взносы на выплаты за счет членских взносов лицам, выполняющим для кооператива работы (услуги);
"2) физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;
3) индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Федеральным законом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями."
Уплату страховых взносов следует производить по месту жительства индивидуального предпринимателя, а не по месту фактического осуществления деятельности, например, облагаемой ЕНВД.
Каждый участник простого товарищества, который является индивидуальным предпринимателем, должен самостоятельно уплачивать страховые взносы с доходов, полученных в рамках простого товарищества;
"4) обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места на срок более одного месяца;
5) банки (банк) - коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации;
6) счета (счет) - расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями;
7) лицевые счета - счета, открытые в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
8) счета Федерального казначейства - счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
9) недоимка - сумма страховых взносов, неуплаченная в установленный настоящим Федеральным законом срок;
10) место нахождения обособленного подразделения российской организации - место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение:"
2010: В соответствии с п. 10 ст. 2 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ совершенно непонятно, что такое место нахождения иностранной организации либо ее обособленного подразделения;
"11) место жительства физического лица - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
12) товар - любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации;
13) работа - деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц;
14) услуга - деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности;
15) финансовый год - календарный год с 1 января по 31 декабря;
16) законодательство Российской Федерации о страховых взносах - настоящий Федеральный закон и принимаемые в соответствии с ним нормативные правовые акты Российской Федерации."
Статья 3. Органы, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов
"1. Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов)."
2010: В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ в отношении страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации.
2010: Сочувствую! В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ вместо одной налоговой инспекции появляются три, каждая из которых будет самостоятельно вести проверки. Напомню, что в 2000 г. контролеров было четыре. Существенная доля страховых взносов будет уходить на разросшийся аппарат соответствующих фондов, приобретение новых зданий и так далее.
"2. Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют также контроль за правильностью выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством").
3. Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют обмен необходимой информацией соответственно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и территориальными фондами обязательного медицинского страхования в электронной форме в порядке, определяемом соглашениями об информационном обмене."
Статья 4. Порядок исчисления сроков, установленных настоящим Федеральным законом
2010: Статья 4 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ полностью соответствует ст. 6.1 НК РФ.
"1. Сроки, установленные настоящим Федеральным законом, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.
2. Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.
3. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. При этом годом (за исключением календарного года) признается любой период, состоящий из 12 месяцев, следующих подряд.
4. Срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока. При этом квартал считается равным трем календарным месяцам, и отсчет кварталов ведется с начала календарного года.
5. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, срок истекает в последний день этого месяца.
6. Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.
7. В случае, если последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
8. Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Если документы либо денежные средства были сданы в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, срок не считается пропущенным."
(Продолжение см. "Налоги (газета)", 2009, N 44)
------------------------------------------------------------------
Название документа