Благотворительность и благотворительные организации в социальной политике государства

(Непсо С. В.)

("Общество и право", 2009, N 3)

Текст документа

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ

ОРГАНИЗАЦИИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ ГОСУДАРСТВА

С. В. НЕПСО

Непсо С. В., соискатель кафедры государственно-правовых дисциплин Владимирского юридического института ФСИН России.

В данной статье рассматриваются вопросы разработки и осуществления социальной политики государства, ориентированной на служение обществу, обеспечение социальной безопасности, удовлетворение потребностей населения. Анализируется процесс возрождения российской благотворительности. Рассматривается роль общественных организаций в решении социальных и других вопросов. Изучаются реформирование пенитенциарной системы России; создание предпосылок для приближения к международным стандартам условий содержания в исправительных учреждениях, обеспечение прав осужденных и прав содержащихся под стражей.

Ключевые слова: политика; государство; общество; благотворительность; организации; партнерство; власть; органы; население; процесс.

This given article is devoted to the questions of working out and realization the social politics of the state, orientated to the service of the society, providing the social safety, satisfaction of needs of population. The process of rebirth of Russian charity is analyzed. The article pays attention to the role of social organizations in the solving of social and other questions. Also the article describes questions of the reformation of Russian penitentiary system; making preconditions for approaching the international standards for conditions of keeping in corrective institutions, providing rights of the convicted persons and rights of the prisoners.

Key words: politics; state; society; charity; organizations; partnership; power; organs; population; process; legal proceedings.

Конституция Российской Федерации 1993 г. провозгласила Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В ситуации резкого падения уровня жизни значительной части населения, резкой социальной поляризации общества, высокой смертности, широкой криминализации всех сторон общественной жизни, сохранения безработицы, снижения доступности качественных образовательных, медицинских, бытовых услуг Правительство РФ вынуждено было радикально реформировать существующие социальные обязательства государства, приведя их в соответствие с реальными экономическими возможностями страны. В связи с этим в конце 1990-х гг. обсуждаются новые принципы российской социальной политики, концепция адресной социальной помощи, повышение качества социальных услуг населению, стратегия активизации человеческих ресурсов, развитие гражданской инициативы [1. С. 13 - 14].

Изначальной интеграционной функцией государства являются разработка и осуществление социальной политики, ориентированной на служение обществу, обеспечение социальной безопасности, удовлетворение потребностей населения. В этом состоит ее социальная функция. По масштабам выполнения социальных функций государства подразделяются на патерналистские (государство берет на себя максимум социальных обязательств) и субсидиарные (ответственность за благосостояние государство делит с гражданами) [2. С. 21 - 22].

В результате коренной трансформации российского общества изменились характер социальной политики и роль государства как основного субъекта социальной политики, социальная политика все более приобретает государственно-общественный характер, но, тем не менее, государство остается наиболее важным и влиятельным субъектом наряду с гражданским обществом. При этом для всех людей и социальных групп как объектов социальной политики государства существуют свои цели и задачи. Любые некоммерческие организации (в том числе и благотворительные) обычно рассматриваются социологами и политологами как важнейшие структурные части так называемого гражданского общества [3. С. 98]. Множественность и дифференцированность социальных целей - это нормальное и единственно плодотворное состояние для многосубъектного гражданского общества [2].

В соответствии со ст. 26 Постановления ВС РСФСР от 22 ноября 1991 г. N 1920-1 "О Декларации прав и свобод человека и гражданина" [4] государством поощряются создание общественных фондов социального обеспечения и благотворительность.

В процессе возрождения российской благотворительности, начало которой было положено в середине 80-х гг., возникло большое число общественных организаций, создаваемых в порядке добровольного объединения граждан, действующих независимо от государства, по собственным программам для решения жизненно важных проблем особо нуждающихся категорий населения. Это обусловлено, по мнению некоторых исследователей, недостаточностью бюджетного финансирования социальной сферы, так как стратегия государственного развития ориентирована, в первую очередь, на решение экономических задач, без учета социальных последствий перевода хозяйственного механизма всей страны на новые экономические условия.

Сегодня в мировой практике общественные организации играют огромную роль в решении социальных и других вопросов. Они являются связующим звеном между государствами, государством и отдельными гражданами. Они активно участвуют в формировании и самоорганизации гражданского общества. В мире деятельность общественных объединений принято относить к так называемому третьему сектору. Полагается, что демократические общества делятся на три сектора: государственный, рыночный и некоммерческий.

Под некоммерческим (третьим) сектором понимается "совокупность (система) групп населения и организаций, не ставящих перед собой целей увеличения личного дохода непосредственно через участие в работе таких групп и организаций или через владение ими". Для всех организаций третьего сектора характерна деятельность ради общественного благополучия. Одними из основных задач этих организаций являются расширение пределов свободы и наделение населения властью, вовлечение населения в процесс социальных изменений, в развитие социальной защиты [5].

Появление российских общественных объединений как формы формирующегося гражданского общества сопровождалось процессом смены политического устройства страны. Начало 90-х гг. ознаменовалось бурным ростом общественных организаций России. Граждане стали создавать спортивные, культурные, социальные, образовательные, профсоюзные и другие общественные организации. К началу 2000-х гг. Россия преодолела самый трудный период постсоветской перестройки общественной и экономической жизни. Деятельность благотворительных организаций приобрела устойчивый характер, появился ресурс для организационного, профессионального и технологического развития. Благотворительность выходит за рамки социальной сферы и активно развивается в культуре, образовании, науке.

В результате к началу 2002 г. в России было зарегистрировано около 200 тыс. общественных организаций. В сравнении с другими странами по числу общественных объединений на один миллион человек Россия занимает не последнее место [6].

Отдельным направлением деятельности общественных организаций является социальное партнерство с учреждениями Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России). Как показывает практика, эффективность обеспечения прав и свобод осужденных, действенность мер по их ресоциализации во многом зависят именно от активной позиции правозащитных, благотворительных и иных общественных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, представителей бизнес-сообщества.

В ходе реформирования пенитенциарной системы России были созданы определенные предпосылки для приближения к международным стандартам условий содержания в исправительных учреждениях, обеспечения прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Работа исправительных учреждений постепенно ориентируется на решение социально-экономических проблем осужденных. Однако этот процесс сдерживается в связи с проблемами бюджетного финансирования и недостаточной поддержкой со стороны региональных властей. Решить проблему социальной интеграции лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, невозможно силами только сотрудников исправительных учреждений. Реализация прав и свобод осужденных будет проходить наиболее успешно, если в ней примут активное участие социальные партнеры (организации и частные лица), понимающие, что совместное участие в социальной адаптации осужденных и лиц, освободившихся из мест лишения свободы, - это задача не только государства, но и всего общества.

Признавая социальную значимость благотворительной деятельности, органы государственной власти и местного самоуправления могут оказывать участникам благотворительной деятельности поддержку в разнообразных формах. Статьей 18 Закона о благотворительной деятельности гарантируется и обеспечивается защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц - участников благотворительной деятельности [7].

Для поднятия статуса благотворительной деятельности государство осуществляет комплекс мероприятий по моральному поощрению субъекта благотворительности. Субъекты благотворительной деятельности, внесшие наибольший вклад в ее осуществление, могут награждаться государственными знаками отличия и почетными званиями.

Так, например, распоряжением мэрии города Краснодара от 24.01.2000 N 30-Р "О поощрении благотворительной деятельности жителей г. Краснодара" утвержден Перечень стимулирующих факторов для лиц, производящих сдачу товаров для малоимущих жителей города [8].

Целый комплекс льгот установлен налоговым законодательством (ст. ст. 149, 217, 219, 250, 333, 395 и др. Налогового кодекса РФ). Благотворители имеют право на льготы при пожертвованиях, направленных в благотворительную организацию или на финансирование благотворительных программ.

Практика последнего десятилетия подтверждает большой потенциал общероссийских и региональных общественных объединений в сфере реализации государством социальной политики [9]. Многие некоммерческие организации заинтересованы в сотрудничестве с исправительными учреждениями, так как их деятельность ориентирована на решение проблем осужденных, защиту их прав и свобод. Общественные организации могут предоставлять материальные средства, принимать участие в проведении социально-культурных мероприятий [10].

Литература:

1. Авраменко П. Из истории русской церковной благотворительности в Синодальный период (XVIII) // Трудовая помощь. 1916. N 2 - 4.

2. Благотворительность в России. Составлено по Высочайшему повелению Собственной Его Императорского Величества Канцеляриею по учреждениям Императрицы Марии. Том II. Часть 1 - 2. СПб., 1904.

3. Благотворительные учреждения Российской империи. Т. I. СПб., 1900.

4. Детков М. Г. Содержание пенитенциарной политики Российского государства и ее реализация в системе исполнения наказания в виде лишения свободы в период 1917 - 1930 гг. М., 1992.

5. Зубков А. И. Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX - начала XXI в. М., 2003.

6. Карпец Н. И. Наказание. Социальные, правовые и криминологические проблемы. М., 1973.

7. Кашпур Л. И. Тюремная благотворительность в России в начале XX в.: основные направления. М., 1986.

8. Михлин А. С., Потемкина А. Т. Освобожденные от наказания: права, обязанности, трудовое и бытовое устройство. Хабаровск, 1989.

9. Комментарий к Закону Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (постатейный) / Под ред. С. Х. Шамсунова. М.: ЗАО "Юстицинформ", 2008.

10. Тихомиров Е. Правовое регулирование участия общественности в работе воспитательных колоний // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2007. N 6.

Название документа