К вопросу о праве иностранных граждан и лиц без гражданства на российскую пенсию
(Чирков С. А.) ("Трудовое право", 2009, N 8) Текст документаК ВОПРОСУ О ПРАВЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА НА РОССИЙСКУЮ ПЕНСИЮ
С. А. ЧИРКОВ
Чирков С. А., начальник Департамента по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей ПФР.
Как известно, ежегодно в Российскую Федерацию из других государств прибывает в целях осуществления трудовой деятельности достаточно большое количество иностранных граждан и лиц без гражданства (они же апатриды или аполиды), также имеет место переселение в нашу страну на постоянное место жительство, в первую очередь из стран ближнего зарубежья, многих соотечественников пенсионного и предпенсионного возраста <*>. -------------------------------- <*> По данным Глобальной комиссии по международной миграции Россия настолько активно включена в динамику миграции народонаселения, что за последнее десятилетие вышла на второе место в мире после США среди принимающих стран. Подробнее см.: Хабриева Т. Я. Миграционное право России: теория и практика. М.: Юридическая фирма "Контракт", 2008. С. XII.
В связи с этим особую актуальность и практическую значимость приобретает вопрос права иностранцев и апатридов на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации. Понятие "гражданин Российской Федерации" выявляется в нормах Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" <1>. В соответствии со ст. 3 данного Закона под гражданством Российской Федерации понимается устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Гражданами России являются лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу Закона о гражданстве (1 июля 2002 г.), и лица, которые приобрели гражданство в установленном порядке. Гражданство Российской Федерации приобретается: по рождению; в результате приема в гражданство; в результате восстановления в гражданстве; по иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве или международным договором РФ. При этом гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения. Особо отметим, что гражданин РФ, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как российский гражданин, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом. Приобретение гражданином России иного гражданства не влечет за собой прекращение российского гражданства. -------------------------------- <1> Далее - Закон о гражданстве.
Документом, удостоверяющим гражданство России, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица (ст. 10 Закона о гражданстве). Согласно ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <2> иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, а лицом без гражданства - такое же лицо, но не имеющее указанного доказательства. -------------------------------- <2> Далее - Закон об иностранцах.
Как видим, понятия "иностранный гражданин" и "лицо без гражданства" не идентичны, однако в свете рассматриваемой темы данное обстоятельство не имеет принципиального значения, поскольку с точки зрения пенсионного законодательства России важен только общий для этих категорий лиц признак - отсутствие гражданства Российской Федерации <3>. -------------------------------- <3> В связи с этим в целях настоящей статьи понятие "иностранный гражданин" включает в себя понятие "лицо без гражданства", таким образом, все лица, не имеющие российского гражданства, могут именоваться в ней как иностранные граждане или иностранцы.
Основополагающими законодательными актами, которые в настоящее время устанавливают нормы и условия пенсионного обеспечения, являются Федеральные законы от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" <4>. -------------------------------- <4> Далее - соответственно Закон о госпенсиях и Закон о трудовых пенсиях.
Закон о трудовых пенсиях устанавливает основания возникновения и порядок реализации права на трудовые пенсии лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования. Финансируются названные пенсии за счет средств страхователей (работодателей), уплачиваемых в виде части единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Под действие данного Закона подпадает преобладающее количество пенсионеров нашей страны, как нынешних, так и будущих. Закон о госпенсиях регулирует отношения, связанные с установлением пенсий отдельным категориям граждан, к которым относятся: федеральные государственные служащие; лица, пострадавшие от радиационных и техногенных катастроф, включая аварию на Чернобыльской АЭС; военнослужащие; участники Великой Отечественной войны; нетрудоспособные граждане. Финансирование государственного пенсионного обеспечения производится за счет средств федерального бюджета. В указанных Законах закрепляется общее для российского пенсионного законодательства правило, согласно которому иностранцы и апатриды, постоянно проживающие в России, имеют право на пенсионное обеспечение на тех же условиях и основаниях, что и граждане нашей страны, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ. В работах по пенсионной тематике высказывается мнение о том, что предоставление иностранцам и апатридам права на пенсионное обеспечение только при условии постоянного проживания не соответствует Конституции России. В Комментарии к новому пенсионному законодательству <5> отмечается, что согласно п. 3 ст. 62 Конституции иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. На основании этого делается вывод, что право иностранных граждан и лиц без гражданства на пенсию должно связываться с нахождением в России, а не с постоянным или временным проживанием в ней. Кроме того, говорится, что в России работают на законных основаниях сотни тысяч иностранных граждан, все они подлежат обязательному пенсионному страхованию, и за них уплачиваются обязательные пенсионные платежи. Они, как и граждане России, подвержены социальным рискам, и наступление страховых случаев для них - реальность. В связи с этим предлагается исправить допущенную ошибку путем внесения в законодательство соответствующих изменений. И. В. Григорьев, используя ровно те же аргументы, что и авторы упомянутого комментария, заявляет, что установление в российском национальном законодательстве дополнительного требования (постоянного проживания) для трудящихся-мигрантов является недопустимым <6>. -------------------------------- <5> Захаров М. Л., Савостьянова В. Б., Тучкова Э. Г. Комментарий к новому пенсионному законодательству. М.: "ТК Велби", 2003. <6> Григорьев И. В. Социальное обеспечение трудящихся-мигрантов (правовые вопросы): Дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2006. С. 123.
Не согласимся с таким мнением по следующим причинам. Во-первых, пенсионные законы предъявляют к иностранцам и апатридам точно такие же требования по соблюдению основных условий для назначения, к примеру, трудовой пенсии по старости, к которым согласно ст. 7 Закона о трудовых пенсиях относятся достижение пенсионного возраста и наличие пяти лет страхового стажа, как и к собственным гражданам, тем самым полноценно воспроизводя общий принцип российского законодательства об установлении национального режима для иностранцев и апатридов (о приравнивании их в отношении прав и обязанностей к российским гражданам <7>). Никаких повышенных требований к стажу или возрасту для иностранцев не установлено. -------------------------------- <7> Комментарий к Конституции Российской Федерации. М.: Издательство БЕК, 1996. С. 265.
Во-вторых, п. 3 ст. 62 Конституции РФ, устанавливая принцип национального режима для иностранных граждан и лиц без гражданства, определяет лишь самые общие положения их статуса, в связи с этим предоставив законодателю право устанавливать некоторые особенности при реализации данного принципа. В пенсионном законодательстве эта особенность выражается в том, что для назначения иностранцу в России пенсии требуется подтверждение его правовой связи с нашей страной (для гражданина РФ такая связь выражается в гражданстве). В качестве такого подтверждения законодателем определен факт постоянного проживания в России. Как справедливо замечает Ю. В. Воронин, в пенсионном обеспечении реализация принципа национального режима возможна только во взаимосвязи с другим принципом - устойчивости правовой связи иностранца и апатрида с Россией, предоставление права на пенсию всем иностранцам и апатридам было бы полным абсурдом <8>. -------------------------------- <8> Воронин Ю. В. Право иностранных граждан и лиц без гражданства на трудовую пенсию в Российской Федерации // Пенсия. 2002. N 11. С. 44.
Кстати, подобный подход применяется не только в праве социального обеспечения. В соответствии со ст. 37 Конституции каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, однако, например, многие иностранные граждане на основании Закона об иностранцах могут осуществлять трудовую деятельность на территории России только на основании разрешения на работу, некоторые виды деятельности являются закрытыми для них (муниципальная и государственная служба, работа в качестве командира воздушного судна гражданской авиации и др.). Или ст. 27 Конституции закрепляет, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, вместе с тем в силу ст. 11 названного Закона временно проживающий в РФ иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта России, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта РФ. В-третьих, следует учитывать один немаловажный фактор. Наличие требуемого страхового стажа является основополагающим юридическом фактом в сложном юридическом составе, необходимом для возникновения пенсионных правоотношений по поводу предоставления трудовых пенсий. Страховой стаж в ст. 2 Закона о трудовых пенсиях определяется как учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Вместе с тем на основании ст. 29 Закона о трудовых пенсиях при применении его норм уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г. приравнивается к уплате страховых взносов в ПФР. Из этого следует, что периоды работы до указанной даты на территории СССР (в любой республике), по законодательству которого все работники подлежали обязательному государственному социальному страхованию, учитываются при исчислении страхового стажа. Принимая во внимание изложенное, а также низкие стажевые требования, используемые в Законе о трудовых пенсиях при назначении трудовой пенсии, предоставление права на пенсионное обеспечение иностранцам без учета их устойчивой правовой связи с нашей страной приведет к тому, что российская пенсия будет установлена огромному количеству лиц, работавших в период СССР хотя бы пять лет, которые при этом могли никогда не проживать на территории РСФСР. Речь может идти о населении целых государств, в отношениях с которыми у России не действуют международные договоры (например, Азербайджан). Понятно, что такая ситуация недопустима с точки зрения не только финансовых затрат, но и здравого смысла. В-четвертых, неясно, как можно осуществить привязку права на пенсию к нахождению на территории России. Закон об иностранцах выделяет три правовых режима законного нахождения иностранных граждан в нашей стране: временное пребывание, временное проживание, постоянное проживание. Временно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, получившее разрешение на временное проживание. Названное разрешение подтверждает право иностранца или апатрида временно проживать в России до получения вида на жительство. Документом, выданным иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в России, является вид на жительство. Соответственно, постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, получившее вид на жительство. До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в России не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Временно пребывающим иностранцем является лицо, прибывшее в нашу страну на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. Срок временного пребывания определяется сроком действия выданной иностранцу визы, а в случае пребывания в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяноста суток, за исключением случаев, предусмотренных Законом об иностранцах. Эти виды правового статуса заметно отличаются друг от друга по содержанию и не обеспечивают их владельцам одинаковых прав во многих областях. Априори не могут быть идентичными социальные права постоянно проживающего в России иностранца и лица, въехавшего по визе. Речь может идти о назначении пенсии иностранцам, приобретшим пенсионные права в России, не в связи с их нахождением в стране, а безотносительно их места жительства, однако, по нашему убеждению, такие вопросы должны решаться посредством заключения международных договоров, а не национальным законодательством. В случае принятия Россией соответствующих международных обязательств по взаимной договоренности с другими государствами при пенсионировании иностранцев место жительства может не иметь значения. При этом в таком случае, учитывая, что международное право - это право равных (jus inter pares) <9>, необходимо, чтобы аналогичные обязательства по осуществлению пенсионного обеспечения граждан России приняло на себя и государство-контрагент. -------------------------------- <9> Лукашук И. И. Международное право. Общая часть. М.: Волтерс Клуверс, 2005. С. 310.
Примечательно, что с жалобами на ст. 3 Закона о трудовых пенсиях как на не предусматривающую право на трудовую пенсию для иностранных граждан, постоянно проживающих за пределами России, обращались в Конституционный Суд РФ <10> ряд лиц, проживающих в Израиле. КС РФ в Определениях от 18 декабря 2007 г. N 961-О-О и от 24 июня 2008 г. N 429-О-О не нашел оснований для принятия таких жалоб к рассмотрению и высказал следующую позицию. Нормы ст. 3 Закона о трудовых пенсиях направлены на реализацию права граждан Российской Федерации на пенсионное обеспечение и не могут рассматриваться как ограничивающие право иностранных граждан на пенсионное обеспечение по нормам российского законодательства. Эта статья носит гарантийный характер и сама по себе не затрагивает права иностранных граждан, проживающих за пределами России. Установление различных условий назначения трудовых пенсий для граждан РФ и иностранных граждан, а также лиц без гражданства не означает, что иностранцы и апатриды лишаются права на пенсионное обеспечение по нормам российского законодательства. Также КС РФ, заметив, что разрешение вопроса о предоставлении иностранным гражданам, постоянно проживающим за пределами России, права на трудовую пенсию связано с внесением изменений в действующее правовое регулирование, отметил, что порядок их пенсионного обеспечения может быть закреплен в международном договоре между РФ и государством, на территории которого постоянно проживают указанные граждане. -------------------------------- <10> Далее - КС РФ.
Таким образом, полагаем, что нормативные положения о назначении пенсии иностранцам при условии постоянного проживания не противоречат Конституции и граждане России имеют оправданное преимущество перед иностранцами в вопросе определения права на пенсионное обеспечение по нормам российского законодательства. Ввиду ограниченного круга лиц, на которых распространяются нормы Закона о госпенсиях, а также того обстоятельства, что военную службу по призыву и федеральную государственную службу могут проходить исключительно граждане Российской Федерации (соответственно ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и ст. 13 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"), данный Закон не может играть существенной роли при осуществлении пенсионного обеспечения иностранцев. Принимая во внимание изложенное, уделим внимание праву иностранных гражданина на трудовую пенсию. Статья 3 Закона о трудовых пенсиях определяет, что право на трудовую пенсию имеют лица, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" <11>, при соблюдении ими соответствующих условий. -------------------------------- <11> Далее - Закон о пенсионном страховании.
В законодательстве не конкретизируются виды трудовых пенсий, которые могут быть установлены иностранцам. Следовательно, в случае соответствия необходимым требованиям они будут иметь право на установление трудовой пенсии любого вида. Статьей 5 Закона о трудовых пенсиях закрепляются следующие виды трудовых пенсий: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Также следует выделить досрочные трудовые пенсии по старости, предусмотренные ст. ст. 27 - 28 указанного Закона. Учитывая изложенное, по общему правилу для приобретения и реализации права на трудовую пенсию иностранный гражданин должен: - иметь статус постоянно проживающего в Российской Федерации; - быть застрахованным в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации; - выполнить условия, необходимые для назначения трудовой пенсии конкретного вида и предусмотренные соответствующими статьями Закона о трудовых пенсиях <12>. -------------------------------- <12> Условия приобретения права на трудовую пенсию (в зависимости от ее вида) предусматриваются ст. ст. 7, 8, 9, 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ. Так, наиболее распространенная трудовая пенсия по старости назначается мужчинам, достигшим возраста 60 лет, и женщинам, достигшим возраста 55 лет, при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Пунктом 16 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. N 16/19па, устанавливается, что в качестве документа, удостоверяющего личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству иностранных граждан, постоянно проживающих на территории России, предъявляется вид на жительство, выданный органами внутренних дел РФ. Заметим, что решением от 1 июля 2003 г. N ГКПИ03-398 Верховный Суд Российской Федерации отказал в удовлетворении заявления Худабашева Л. В. о признании в том числе недействующим и не подлежащим применению абз. 2 п. 16 указанного выше Перечня в части возложения обязанности предоставления вида на жительство на лиц без гражданства из числа граждан бывшего СССР при установлении пенсии. Кассационная коллегия Верховного Суда РФ Определением от 18 сентября 2003 г. N КАС03-407 оставила данное решение без изменения и при этом отметила, что "получение вида на жительство (то есть приобретение статуса постоянно проживающего на территории России) как условия для приобретения права на пенсию для этих лиц является обязательным в силу Закона". У временно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина (то есть имеющего разрешение на временное проживание) не может возникнуть право на пенсию вплоть до получения им вида на жительство. Застрахованными в российской системе обязательного пенсионного страхования согласно ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории России иностранцы и апатриды: - работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору; - самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты); - являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств; - работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов в соответствии со ст. 29 названного Федерального закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; - являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования; - иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с Законом о пенсионном страховании. Таким образом, если иностранные граждане постоянно или временно проживают в Российской Федерации и одновременно относятся к одной из перечисленных категорий застрахованных лиц, например, работают по трудовому договору или являются индивидуальными предпринимателями, то они подпадают под российский правовой режим обязательного пенсионного страхования и, следовательно, за них (или ими) должны уплачиваться страховые взносы на общих основаниях. Обратим внимание, что положение Закона о трудовых пенсиях, согласно которому иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на трудовую пенсию только при условии постоянного проживания в России, в данном случае значения не имеет. Оно касается вопросов реализации пенсионных прав, но не их приобретения. Любой временно проживающий иностранец может приобрести статус постоянно проживающего в России как до достижения пенсионного возраста, так и после. При неуплате страховых взносов за периоды временного проживания такой иностранец будет ущемлен в праве на пенсионное обеспечение. При этом увязку решения вопроса об уплате иностранцами страховых взносов с вопросом о возникновении права данных лиц на трудовую пенсию затруднительно осуществить в практическом плане. Ведь даже постоянно проживающие на территории нашей страны на момент уплаты страховых взносов иностранные граждане впоследствии могут утратить этот статус и, следовательно, не приобрести права на трудовую пенсию. Кроме того, правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, связанные с регистрацией в территориальных органах страховщика и уплатой страховых взносов, и непосредственно пенсионные правоотношения, связанные с установлением, выплатой и доставкой пенсий, возникают в связи с наступлением различных юридических фактов и, соответственно, отличаются друг от друга. Так, правоотношения по предоставлению трудовых пенсий следуют за правоотношениями по обязательному пенсионному страхованию. Вместе с тем вступление гражданина в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию вовсе не означает автоматического возникновения у него правоотношений по предоставлению трудовых пенсий. Коллизия, при которой проживающие иностранные граждане уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а в итоге права на трудовую пенсию могут не приобрести, решается путем заключения международных договоров в сфере пенсионного обеспечения, основанных на принципе пропорциональности. Данный принцип заключается в распределении расходов на выплату пенсий в зависимости от продолжительности стажа (величины пенсионных прав), приобретенного гражданами на территории государства каждой из договаривающихся сторон. При действии таких соглашений с соответствующими странами граждане этих государств смогут реализовать свои пенсионные права, приобретенные в Российской Федерации, независимо от того, проживают ли они в России на момент обращения за пенсией или нет. В настоящее время в полной мере принцип пропорциональности в части вопросов пенсионного обеспечения заложен в основу Договора между Российской Федерацией и Королевством Испания о социальном обеспечении от 11 апреля 1994 г., согласно которому каждая договаривающаяся сторона исчисляет и выплачивает часть пособия, соответствующую страховому или трудовому стажу, приобретенному на ее территории. На основании Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 г. за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные до 13 марта 1992 г. на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает договаривающаяся сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией. За периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после указанной даты на территориях договаривающихся сторон, каждая договаривающаяся сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории. Тем самым этот Договор основан на пропорциональном принципе и содержит элементы территориального принципа в отношении периодов до 13 марта 1992 г., что обоснованно, учитывая общность исторических судеб России и Белоруссии. Таким образом, испанский подданный или гражданин Беларуси, работавший в Российской Федерации и, соответственно, являвшийся застрахованным в российской системе обязательного пенсионного страхования, будет иметь право на трудовую пенсию при выполнении всех необходимых условий даже в случае проживания в собственной стране. В данном случае факт постоянного проживания на территории Российской Федерации никакого значения не имеет. Изложенный подход и является тем самым предусмотренным в ст. 3 Закона о трудовых пенсиях случаем - изъятием из общего правила, устанавливающего, что право на трудовую пенсию имеют только постоянно проживающие в России иностранцы. Здесь напомним, что, согласно Конституции Российской Федерации, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Таким образом, международные договоры являются источником внутригосударственного (национального) права России, притом наиболее юридически значимым. Для лица, выехавшего за рубеж, в практическом плане это означает, что если в отношениях между Россией и государством, на территорию которого он переселился, действует международное пенсионное соглашение, то его пенсионное обеспечение будет осуществляться исходя из норм такого договора. Другие действующие международные соглашения Российской Федерации, регулирующие вопросы установления трудовых пенсий, базируются на концептуально ином принципе - принципе территориальности, в соответствии с которым пенсионное обеспечение граждан осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Можно сказать, что сохранение пенсионных прав граждан, переселившихся из стран, в отношениях с которыми у России действуют территориальные соглашения <13>, или выехавших в них на постоянное место жительства, происходит посредством передачи обязательств по их пенсионному обеспечению от одного государства другому. На основании территориальных соглашений осуществляется приравнивание иностранного стажа к собственному. -------------------------------- <13> Казахстан, Украина, Армения, Таджикистан, Туркменистан, Киргизия, Узбекистан, Словакия, Румыния, Венгрия, Монголия, Молдова, Литва, Грузия, Эстония.
По общему правилу, исходя из норм данных соглашений, гражданин, например, Молдовы, проживавший и работавший в России и выехавший затем на родину, права на российскую пенсию иметь не будет, ему будет назначена молдавская пенсия с учетом периодов работы в России. Интересно, что многие специалисты считают пропорциональные договоры более объективными и равноправными, поскольку такие договоры исходят из того, что каждая сторона отвечает только за тот стаж, который был приобретен на ее территории <14>. Этот тип международных пенсионных соглашений получил наибольшее распространение в мире. Например, пенсионные нормы всех действующих международных соглашений Германии о социальном (пенсионном обеспечении), которые заключены с государствами, не входящими в состав Европейского Союза (Австралия, Босния и Герцеговина, Чили, Израиль, Япония, Канада, Корея, США, Марокко, Хорватия, Македония, Черногория, Сербия, Турция, Тунис), основаны на пропорциональном принципе <15>. Отношения в области пенсионного обеспечения между государствами - членами Европейского Союза также построены на указанном принципе. -------------------------------- <14> См.: Комментарий к пенсионному законодательству Российской Федерации / Под общ. редакцией М. Ю. Зурабова. М., 2007. С. 312. <15> Sozialversicherungsabkommen / Deutsche rentenversicherung. Berlin, 2007.
Гражданин страны, с которой у Российской Федерации нет соглашения по вопросам пенсионного обеспечения, работавший в России и выехавший из нее до наступления права на пенсию, не имеет права на назначение российской трудовой пенсии даже в случае наличия необходимого страхового стажа. Вместе с тем на основании Федерального закона от 6 марта 2001 г. N 21-ФЗ "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации" и ст. 24 Закона о трудовых пенсиях в случае, если иностранцу в период проживания в России была назначена пенсия, он может продолжать ее получать и при выезде из нашей страны (кроме социальной пенсии). Лицам, которым в России была установлена пенсия, перед выездом за границу на постоянное место жительства по их желанию и на основании необходимых документов выплачивается пенсия в российских рублях за шесть месяцев вперед, то есть авансом. В дальнейшем этим лицам на основании их письменного заявления пенсия может выплачиваться по доверенности или путем зачисления на их счет в банке или иной кредитной организации либо может переводиться за пределы Российской Федерации по месту их постоянного жительства. Данное положение национального законодательства, гарантирующее сохранение приобретенных пенсионных прав без каких-либо территориальных ограничений, является вторым исключением из общего правила о пенсионном обеспечении иностранцев.
------------------------------------------------------------------
Название документа