О включении стажа (общей продолжительности) правоохранительной службы в выслугу лет на военной службе
(Закиров Р. А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 7)
Текст документа
О ВКЛЮЧЕНИИ СТАЖА (ОБЩЕЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ)
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В ВЫСЛУГУ ЛЕТ
НА ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ
Р. А. ЗАКИРОВ
Закиров Р. А., адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, старший лейтенант юстиции.
В настоящей статье будут рассмотрены вопросы зачета стажа службы (выслуги) в органах внутренних дел и других правоохранительных органах в выслугу лет на военной службе, являющуюся основанием для дифференциации объема предоставляемых военнослужащим социальных гарантий.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ государственная служба Российской Федерации - это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:
- Российской Федерации;
- федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
- субъектов Российской Федерации;
- органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;
- лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;
- лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.
Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:
- государственная гражданская служба;
- военная служба;
- правоохранительная служба.
Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" определяет военную службу как вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, которые предусмотрены федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, а правоохранительную службу как вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.
Согласно ст. 14 вышеуказанного Федерального закона стаж (общая продолжительность) государственной службы определяется в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей и законами субъектов Российской Федерации.
В стаж (общую продолжительность) государственной службы одного вида в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей и законами субъектов Российской Федерации включаются продолжительность государственной службы других видов, а также периоды замещения государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации, выборных муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе, и муниципальных должностей муниципальной службы.
В соответствии с п. 1 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" от 22 сентября 1993 г. N 941 в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения с военной службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам засчитывается служба в органах внутренних дел Российской Федерации.
В таком же порядке сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы засчитываются периоды прохождения ими военной службы.
В соответствии с п. 2 Правил исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2000 г. N 524, в выслугу лет военнослужащих для назначения процентной надбавки за выслугу лет, помимо периодов военной службы, засчитывается также служба в органах внутренних дел Российской Федерации.
В свою очередь, в выслугу лет для назначения указанной надбавки сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации согласно п. 2 Положения об исчислении выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2002 г. N 43, включается время военной службы.
Согласно п. 7 ст. 21 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, при поступлении на военную службу гражданина, проходящего или проходившего службу в органах внутренних дел Российской Федерации, иных правоохранительных органах или в Государственной противопожарной службе МЧС России и имеющего специальное звание, ему может быть присвоено воинское звание, равное его специальному званию, в порядке переаттестации, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. В свою очередь, если гражданин, проходящий (проходивший) военную службу, поступает на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, то в таком же порядке ему может быть присвоено специальное звание, равное его воинскому званию.
Однако анализ действующего законодательства показывает, что стаж службы в органах внутренних дел засчитывается в выслугу лет на военной службе не всегда, а только в специально оговоренных нормативными правовыми актами случаях. Если при исчислении размера пенсий и размера процентной надбавки за выслугу лет учитываются в суммарном исчислении и периоды военной службы, и периоды правоохранительной службы, то при определении объема других социальных гарантий учитывается только военная служба.
Так, например, в п. 5 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" прямо указывается на зависимость продолжительности предоставляемого военнослужащим основного отпуска от продолжительности только военной службы в льготном исчислении.
При этом продолжительность основного отпуска устанавливается:
- военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет менее 10 лет, - 30 суток;
- военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 10 лет и более, - 35 суток;
- военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 15 лет и более, - 40 суток;
- военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, - 45 суток.
Таким образом, получается, что если гражданин, прослуживший в органах внутренних дел Российской Федерации, к примеру, более 10 лет, поступит на военную службу по контракту, то продолжительность его основного отпуска будет равна лишь 30 суткам, так как выслуга лет в органах внутренних дел Российской Федерации в выслугу лет, учитываемую при определении продолжительности основного отпуска, не засчитывается.
В свою очередь, в соответствии со ст. 45 и ст. 51 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1, для сотрудников органов внутренних дел, помимо иных отпусков, в обязательном порядке предоставляются основной отпуск в количестве 30 суток и дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск в зависимости от стажа службы в органах внутренних дел:
- после 10 лет службы - продолжительностью 5 календарных дней;
- после 15 лет службы - продолжительностью 10 календарных дней;
- после 20 лет службы - продолжительностью 15 календарных дней.
Из указанных норм следует, что если бывший военнослужащий после увольнения с военной службы поступит на службу в милицию, то при определении его права на дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск выслуга на военной службе учитываться не будет.
Аналогичным образом регулируется вопрос медицинского обеспечения после увольнения с военной службы (службы).
За сотрудниками, уволенными из органов внутренних дел с правом на пенсию и имеющими выслугу 20 лет и более (в том числе и в льготном исчислении), за женой (мужем) и за проживающими совместно с ними несовершеннолетними детьми сохраняется право на обеспечение медицинской помощью в медицинских учреждениях системы МВД России, а также за плату на санаторно-курортное лечение в санаториях, организованный отдых в домах отдыха, пансионатах и на туристических базах системы МВД России. Указанным лицам и членам их семей один раз в год выплачивается денежная компенсация к отдыху в порядке и размерах, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В свою очередь, права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей на охрану здоровья и медицинскую помощь распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.
В таком случае получается, что после увольнения с военной службы гражданин, у которого имеется, к примеру, 10 лет стажа службы в органах внутренних дел Российской Федерации и 15 лет военной выслуги, и члены его семьи не будут иметь права и социальные гарантии на охрану здоровья и медицинскую помощь.
По мнению автора настоящей статьи, такая позиция законодателя не совсем правомерна и обоснованна.
В связи с вышесказанным социально оправданным в данном случае, как и в остальных, будет засчитывать в выслугу лет на военной службе стаж (общую продолжительность) правоохранительной службы для реализации гражданами прав и социальных гарантий на отдых, денежное довольствие, жилище, на охрану здоровья и медицинскую помощь и иных видов социальных гарантий.
Необходимо внести соответствующие изменения в нормативные правовые акты, которые определяют статус военнослужащих и статус сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и иных правоохранительных органов (в частности, в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и в Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1).
Представляется целесообразным п. 1 ст. 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" изложить в следующей редакции:
"1. Для военнослужащих настоящим Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной и правоохранительной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы".
Кроме того, многие проблемы в рассматриваемой сфере вызваны отсутствием нормативно закрепленных правил исчисления выслуги лет, учитываемой при определении права военнослужащих на отдельные виды социальных гарантий. Как указывалось выше, сегодня имеются четкие правила исчисления выслуги лет только в целях пенсионного обеспечения (Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941) и в целях определения размера процентной надбавки за выслугу лет (Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2000 г. N 524). Порядок исчисления выслуги лет, учитываемой при определении права военнослужащих на другие социальные гарантии (например, при определении продолжительности основного отпуска, права на медицинское и санаторно-курортное лечение в военно-медицинских учреждениях после увольнения с военной службы, на получение жилых помещений и др.), в нормативном порядке не закреплен, что нередко приводит к конфликтам, нарушениям прав и законных интересов военнослужащих и членов их семей.
Данная проблема также требует своего нормативного решения.
------------------------------------------------------------------
Название документа