Из практики прокурорского надзора по гражданским делам
(Редакционный материал)
("Законность", 2008, N 9)
Текст документа
ИЗ ПРАКТИКИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
Граждане, непосредственно участвовавшие в подразделениях особого риска и подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеют право на получение ежемесячной компенсации в счет возмещения вреда, причиненного здоровью.
М. обратился в суд к УСЗН района "Соколиная гора" с иском о взыскании компенсации в счет возмещения вреда здоровью. В обоснование иска указал, что является ветераном подразделений особого риска, инвалидом II группы - инвалидность связана с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска. Имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации по возмещению вреда здоровью в размере 2500 руб., однако УСЗН района "Соколиная гора" в удовлетворении его заявления о назначении указанных выплат отказало.
Решением Измайловского районного суда Москвы от 16 ноября 2004 г., оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 января 2005 г., исковые требования отклонены.
В надзорную инстанцию Московского городского суда прокурор Москвы внес представление об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений.
Определением судьи Московского городского суда от 30 июня 2005 г. в истребовании гражданского дела отказано.
Председатель Московского городского суда также не нашел оснований для истребования дела.
Считая состоявшиеся судебные постановления незаконными, заместитель Генерального прокурора РФ обратился в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ с представлением об их пересмотре.
В представлении указано на следующие обстоятельства.
Разрешая спор, суд исходил из того, что перечень льгот, которые предоставляются гражданам из подразделений особого риска на основании АЭС" неоднократно изменялся и дополнялся, в том числе в части предоставляемых льгот и компенсаций. Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. впервые предусмотрена такая льгота, как возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, путем выплаты денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности. Редакцией названного Закона от 12 февраля 2001 г. выплата ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью установлена в твердых денежных суммах в зависимости от группы инвалидности. Для инвалидов II группы указанная денежная выплата составляет 2500 руб.
Вывод судебных инстанций о том, что на граждан из подразделений особого риска распространяется только действие указанного Закона в его первоначальной редакции, которая не предусматривала выплат ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, на Законе не основан.
Как следует из Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г., этот нормативный акт не был ограничен определенным сроком действия либо редакцией Закона РФ от 15 мая 1991 г. Принятие специального законодательного акта о распространении действия этого Закона на граждан из подразделений особого риска при изменении его редакции не требовалось, так как это уже было предусмотрено Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г.
Инвалидность II группы М. установлена в июне 2004 г., инвалидность непосредственно связана с участием в действиях подразделений особого риска. Следовательно, с этого времени заявитель имел право на получение указанных выплат с учетом индексации.
Ссылка суда на то, что Законом РФ от 15 мая 1991 г. (с учетом изменений и дополнений) предусмотрено право на получение компенсаций и льгот только для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и непременным условием выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью является удостоверение инвалида-чернобыльца, не может быть признана состоятельной. Указанный вывод сделан судом без учета Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. о распространении льгот и компенсаций, предоставленных чернобыльцам, на граждан из подразделений особого риска. Распространяя положениями п. 2 упомянутого Постановления действие ст. 14 базового Закона в полном объеме на граждан, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска и ставших инвалидами, законодатель, по существу, приравнял указанных лиц в части возмещения вреда здоровью к инвалидам-чернобыльцам.
Таким образом, при рассмотрении дела суд допустил существенные нарушения норм материального права, что в соответствии со ст. 387 ГПК - основание для отмены судебных постановлений в порядке надзора.
Определением судьи Верховного Суда РФ от 12 ноября 2007 г. указанное гражданское дело было направлено для рассмотрения по существу в президиум Московского городского суда.
Постановлением президиума Московского городского суда от 13 декабря 2007 г. состоявшиеся по делу судебные постановления отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
Решением суда от 24 апреля 2008 г. требования М. удовлетворены.
------------------------------------------------------------------
Название документа