Лицензии для фондов

(Мошкович М., Терешко Ю., Завойкина Н.) ("ЭЖ-Юрист", 2008, N 13) Текст документа

ЛИЦЕНЗИИ ДЛЯ ФОНДОВ

М. МОШКОВИЧ, Ю. ТЕРЕШКО, Н. ЗАВОЙКИНА

Мария Мошкович, газета "ЭЖ-Юрист".

Юлия Терешко, газета "ЭЖ-Юрист".

Наталья Завойкина, газета "ЭЖ-Юрист".

Федеральная служба по финансовым рынкам Приказом от 07.02.2008 N 08-4/ПЗ-Н регламентировала процедуру лицензирования деятельности инвестиционных фондов, деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными и негосударственными пенсионными фондами, а также деятельности специализированных депозитариев и пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию. В декабре 2007 года вышеперечисленные виды деятельности были исключены из перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Правила лицензирования стали определяться Федеральными законами от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" и от 07.05.98 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах". Указанные Законы достаточно подробно регламентируют процесс получения соответствующих лицензий, в том числе определяют и пакет документов, необходимых для подачи соискателем лицензии. Однако некоторые положения необходимо было рассмотреть более детально, что и было сделано в Приказе. В частности, Приказ устанавливает порядок представления лицензий, представления документов для получения лицензии, ведения реестров лицензий и т. д. В Приказе приведены формы документов по заполнению сведений о лицах, являющихся собственниками или доверительными управляющими 5% и более акций (долей) соискателя лицензии (они разработаны отдельно для юридических и физических лиц, а также для иностранных юридических лиц), форма заявления соискателя лицензии о предоставлении лицензии. Срок принятия решения ФСФР о выдаче или об отказе в выдаче лицензии составляет 1 месяц, т. е. данный срок меньше определенного Законами (в них срок рассмотрения составляет 2 месяца). Все лицензии подлежат включению в соответствующий реестр, который ведется ФСФР в электронном виде и размещается в Интернете и на официальном сайте ФСФР. Однако в соответствии с Приказом дополнительно в реестр будут включаться такие данные, как: сведения о главном бухгалтере лицензиата, о лице, имеющем право действовать от имени лицензиата без доверенности, номера контактных телефонов, факсов лицензиата и др. Кроме того, в Приказе уточнена процедура отказа лицензиата от лицензии в тех случаях, когда он сам решает уйти с рынка. При отказе от лицензии на осуществление любой из вышеперечисленных деятельностей лицензиат должен будет представить сведения обо всех заключенных им договорах. Удовлетворят заявление только тех лицензиатов, которые не имеют обязательств по таким договорам. Сведения об отсутствии обязательств также оформляются отдельным документом. Если "лицензиат-отказник" осуществляет деятельность негосударственных пенсионных фондов, то ему придется подкрепить соответствующие документы дополнительно подписями вкладчиков и участников договоров. Последние своими подписями удостоверяют отсутствие обязательств перед ними. Кроме того, необходима также подпись уполномоченного лица Пенсионного фонда РФ или негосударственного пенсионного фонда, в который были переданы средства пенсионных накоплений. Приказ вступит в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.

Название документа Вопрос: Имеет ли право медицинский работник на включение в расчет среднего заработка для исчисления пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам помимо зарплаты по основному месту работы заработной платы за работу, осуществляемую на условиях внутреннего совместительства? ("Медицинское право", 2008, N 2) Текст документа

Вопрос: Имеет ли право медицинский работник на включение в расчет среднего заработка для исчисления пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам помимо зарплаты по основному месту работы заработной платы за работу, осуществляемую на условиях внутреннего совместительства?

Ответ: Условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан определены Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию". В соответствии со ст. 14 указанного Закона в заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации. Пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам исчисляются из среднего заработка работника по основному месту работы за последние 12 календарных месяцев с сохранением иных условий назначения и исчисления пособий, установленных действующими нормативными правовыми актами. Вместе с тем в письме ФСС РФ от 17 февраля 2004 г. N 02-18/07-1034 "Об исчислении пособий педагогическим и медицинским работникам, а также работникам, не получающим полного оклада (ставки)" разъяснено, что при исчислении пособий работникам, не получающим по основной работе полного должностного оклада (тарифной ставки), а также педагогическим и медицинским работникам, в отличие от других работников, учитывается и заработок по работе, выполняемой на условиях совместительства. Учитывая изложенное, при исчислении пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам следует учитывать весь заработок по месту основной работы, включая заработную плату за работу, осуществляемую на условиях внутреннего совместительства. Оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором (абз. 1 ст. 285 ТК РФ).

Ю. В.Павлова Кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры медицинского права ММА им. И. М. Сеченова

Название документа Вопрос: Положена ли вторая пенсия по потере кормильца? Сын, военнослужащий по призыву, уволен по заболеванию, связанному с прохождением военной службы (нестроевой) в 1979 г. ВТЭК признала его инвалидом 2-й группы (заболевание связано с периодом прохождения военной службы). Умер в 1983 г. Главное бюро МСЭ вынесло решение: смерть наступила от заболевания, полученного в период прохождения военной службы. ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 4) Текст документа

Вопрос: Положена ли вторая пенсия по потере кормильца? Сын, военнослужащий по призыву, уволен по заболеванию, связанному с прохождением военной службы (нестроевой) в 1979 г. ВТЭК признала его инвалидом 2-й группы (заболевание связано с периодом прохождения военной службы). Умер в 1983 г. Главное бюро МСЭ вынесло решение: смерть наступила от заболевания, полученного в период прохождения военной службы.

Ответ: Пенсионное обеспечение семей лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ. В соответствии с подп. 3 п. 3 ст. 3 указанного Федерального закона право на одновременное получение двух пенсий предоставляется родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий). Им могут устанавливаться: - пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная п. 4 ст. 15 названного Федерального закона, и трудовая пенсия по старости (инвалидности); - или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная п. 4 ст. 15 названного Федерального закона, и социальная пенсия, предусмотренная ст. 18 названного Федерального закона (за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца). К сожалению, так как Главное бюро МСЭ установило, что смерть Вашего сына наступила от заболевания, полученного в период прохождения военной службы, а не вследствие военной травмы, права на вторую пенсию (по случаю потери кормильца) Вы не имеете.

О. В.Шикалова Юрист, соискатель Московского пограничного института ФСБ России

Название документа Вопрос: В Вашем журнале (N 12, 2005 г., стр. 10) показан расчет пенсии, где денежная компенсация взамен продовольственного пайка прибавляется к пенсии, не умножается на пенсионный коэффициент. По мнению сотрудников отделения СиПО, в которое я обратился, продпаек входит в денежное довольствие и должен умножаться на пенсионный коэффициент. Кто прав? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 4) Текст документа

Вопрос: В Вашем журнале (N 12, 2005 г., стр. 10) показан расчет пенсии, где денежная компенсация взамен продовольственного пайка прибавляется к пенсии, не умножается на пенсионный коэффициент. По мнению сотрудников отделения СиПО, в которое я обратился, продпаек входит в денежное довольствие и должен умножаться на пенсионный коэффициент. Кто прав?

Ответ: Действительно, в приведенном в журнале "Право в Вооруженных Силах", 2005 г., N 12, расчете пенсии пенсионный коэффициент (в указанном примере составляющий 65% за выслугу в 25 лет) применен к денежному довольствию военнослужащих, учитываемому для исчисления пенсий (т. е. к окладу по должности, окладу по воинскому званию, а также к процентной надбавке за выслугу лет, исчисленной из этих окладов). Стоимость же продовольственного пайка учтена при расчете пенсии без применения пенсионного коэффициента. Вместе с тем, в соответствии с нормами п. "а" ст. 13 и ст. 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..." (в редакции, действовавшей до 1 декабря 2007 г.), военные пенсии за выслугу лет должны исчисляться в процентном отношении от соответствующих сумм денежного довольствия, включающего оклад по последней штатной воинской должности, оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, процентную надбавку за выслугу лет, исчисленную из этих окладов, а также месячную стоимость продовольственного пайка. Таким образом, поскольку стоимость продовольственного пайка до 1 декабря 2007 г. входила в состав денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий, пенсионный коэффициент при расчете размера пенсии должен был применяться к сумме денежного довольствия, включавшей, в частности, и стоимость продовольственного пайка. В настоящее время данный вопрос утратил свою актуальность, поскольку стоимость продовольственного пайка при исчислении размеров военных пенсий не учитывается.

О. В.Шикалова Юрист, соискатель Московского пограничного института ФСБ России

Название документа Вопрос: Пенсионер Министерства обороны Российской Федерации. При переезде на постоянное место жительства в Республику Беларусь какие документы нужно оформить, каков алгоритм действий? Каким образом и где мне будет выплачиваться пенсия? Какие федеральные законы и нормативные акты имеются по этому вопросу? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 4) Текст документа

Вопрос: Пенсионер Министерства обороны Российской Федерации. При переезде на постоянное место жительства в Республику Беларусь какие документы нужно оформить, каков алгоритм действий? Каким образом и где мне будет выплачиваться пенсия? Какие федеральные законы и нормативные акты имеются по этому вопросу?

Ответ: Ответ на Ваш вопрос аналогичен ответу, данному нами на вопрос N 112233. Дополнительно хотелось бы отметить, что на основании Федерального закона "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации" от 6 марта 2001 г. N 21-ФЗ, а также Положения о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2002 г. N 510, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, которым государственные пенсии в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью (службой) назначены в соответствии с законодательством Российской Федерации (в том числе на основании Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...".), пенсия может выплачиваться на территории Российской Федерации независимо от даты их выезда из Российской Федерации, переезда из одного государства в другое и места жительства. Заявление о выплате пенсии на территории Российской Федерации по установленной форме и соответствующие документы подаются в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение гражданина на территории Российской Федерации. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение гражданина на территории России, после получения всех необходимых документов проверяет правильность исчисления пенсии и возобновляет (восстанавливает) ее выплату на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае если пенсия гражданину переводилась за пределы Российской Федерации, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, извещает Пенсионный фонд Российской Федерации о поступлении от гражданина заявления о выплате ему пенсии на территории Российской Федерации и запрашивает документ о прекращении перевода пенсии за пределы России.

О. В.Шикалова Юрист, соискатель Московского пограничного института ФСБ России

Название документа Вопрос: Ветеран ВС РФ, инвалид 2-й группы. Пенсионер. Пенсионная надбавка, предусмотренная Постановлением Кабмина СССР N 105, действующего по настоящее время, отменена на основании Закона РФ N 340-1. Вместе с тем вызывают сомнение два обстоятельства: 1) данный Закон не распространяется на пенсионеров Минобороны РФ; 2) отмена надбавки не предусматривается. ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 4) Текст документа

Вопрос: Ветеран Вооруженных Сил Российской Федерации, инвалид 2-й группы, полковник в отставке. Я - пенсионер Министерства обороны Российской Федерации с 1989 г. Пенсионная надбавка 65 руб. по п. п. 26, 32 и 33 Постановления Кабинета Министров СССР от 19 марта 1991 г. N 105, действующего по настоящее время, отменена 31 декабря 1991 г. на основании Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 (по информации Пенсионного фонда Российской Федерации). Вместе с тем вызывают сомнение два обстоятельства: 1) данный Закон не распространяется на пенсионеров Министерства обороны Российской Федерации; 2) отмена надбавки не предусматривается.

Ответ: В соответствии с нормами Закона РСФСР "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20 ноября 1990 г. N 340-1 (действовавшего до 1 января 2002 г.) устанавливались трудовые (по старости (возрасту), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет) и социальные пенсии. Пенсионное обеспечение бывших военнослужащих регламентировалось Законом СССР "О пенсионном обеспечении военнослужащих" (действовавшим до 1 февраля 1993 г.), а затем - с 1 февраля 1993 г. и по настоящее время - Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..." от 12 февраля 1993 г. N 4468-1. Указанное Вами повышение пенсий неработающим пенсионерам на 65 руб. в месяц было установлено п. 26 Постановления Кабинета Министров СССР "О реформе розничных цен и социальной защите населения" от 19 марта 1991 г. N 105 для компенсации роста цен <1>. -------------------------------- <1> Разъяснения относительно правомерности применения п. 26 Постановления Кабинета Министров СССР от 19 марта 1991 г. N 105 были даны в N 10 журнала "Право в Вооруженных Силах" за 2006 год на с. 57 (ответ на вопрос N 193847).

Согласно п. 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4469-1 в связи с введением в действие Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..." не применяются с 1 февраля 1993 г. на территории Российской Федерации Закон СССР "О пенсионном обеспечении военнослужащих", а также нормативные акты Правительства бывшего Союза ССР по данному вопросу. Поскольку п. 26 Постановления Кабинета Министров СССР от 19 марта 1991 г. N 105 регламентировался один из вопросов пенсионного обеспечения, данное Постановление в указанной части применению не подлежит. На основании изложенного повышение размера пенсии для военнослужащих на 65 руб. в месяц имело место только до 1 февраля 1993 г. (до введения в действие Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..."). Неработающим пенсионерам, получающим трудовые и социальные пенсии, выплата указанной суммы (65 руб. в месяц) была прекращена с введением в действие с 1 января 1992 г. Закона РСФСР "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20 ноября 1990 г. N 340-1.

О. В.Шикалова Юрист, соискатель Московского пограничного института ФСБ России

Название документа Вопрос: Почему по вопросу недополученной пенсии за период с 1 января 1995 г. по 1 марта 1998 г. не принимается обязательное законное решение, касающееся всех таких пенсионеров (без исковых заявлений и обращений в военкоматы)? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 4) Текст документа

Вопрос: Почему по вопросу недополученной пенсии за период с 1 января 1995 г. по 1 марта 1998 г. не принимается обязательное законное решение, касающееся всех таких пенсионеров (без исковых заявлений и обращений в военкоматы)?

Ответ: Названная Вами проблема получила разрешение с принятием Указа Президента Российской Федерации "О некоторых мерах по обеспечению социальной защиты отдельных категорий пенсионеров" от 18 октября 2007 г. N 1373с. В соответствии с данным Указом в 2008 г. к пенсиям, назначенным в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..." бывшим военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов будет произведена единовременная доплата недополученных сумм пенсий за период с 1 января 1995 г. по 1 марта 1998 г.

О. В.Шикалова Юрист, соискатель Московского пограничного института ФСБ России

Название документа Вопрос: Вдова военнослужащего, 60 лет. С 55 лет получаю пенсию по случаю потери кормильца. Муж умер в 42 года, находясь на военной службе. Выслуга - 22 календарных года. Диагноз: острый инфаркт, гипертоническая болезнь. Имею ли я право на получение двух пенсий согласно Федеральному закону от 21 декабря 2006 г. N 239-ФЗ (право на трудовую пенсию)? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 4) Текст документа

Вопрос: Вдова военнослужащего, 60 лет. С 55 лет получаю пенсию по случаю потери кормильца. Муж умер в 42 года, находясь на военной службе. Выслуга - 22 календарных года. Диагноз: острый инфаркт, гипертоническая болезнь. Имею ли я право на получение двух пенсий согласно Федеральному закону от 21 декабря 2006 г. N 239-ФЗ (право на трудовую пенсию)?

Ответ: Федеральным законом от 21 декабря 2006 г. N 239-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2007 г., внесены принципиальные изменения в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...", в соответствии с которыми право на получение второй пенсии приобрели не вступившие в новый брак вдовы всех военнослужащих, погибших вследствие военной травмы (а не только не вступившие в новый брак вдовы военнослужащих, погибших в войну с Финляндией, Великую Отечественную войну и в войну с Японией, как было ранее). Основанием для получения вдовой двух пенсий является гибель военнослужащего вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы (вследствие военной травмы), а также вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных во время пребывания в плену (при условии, что пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступлений против Родины). Таким образом, в том случае, если заболевания Вашего супруга были получены вследствие перечисленных выше причин, Вы в соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении граждан, уволенных с военной службы..." имеете право на две пенсии (по случаю потери кормильца - по Закону Российской Федерации "О пенсионном обеспечении граждан, уволенных с военной службы..." и трудовую пенсию по старости - по Федеральному закону "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). Если же в диагнозе указано, что "заболевание получено в период военной службы", то права на получение двух пенсий Вы не имеете.

О. В.Шикалова Юрист, соискатель Московского пограничного института ФСБ России

Название документа Вопрос: Подполковник, прослужил на Севере 22 года, имею право на "северную" пенсию. Предложили перевод в Москву. При увольнении из Вооруженных Сил в Москве буду ли я получать "северную" пенсию? Проживать буду в Московской области. ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 4) Текст документа

Вопрос: Подполковник, прослужил на Севере 22 года, имею право на "северную" пенсию. Предложили перевод в Москву. При увольнении из Вооруженных Сил в Москве буду ли я получать "северную" пенсию? Проживать буду в Московской области.

Ответ: В соответствии с ч. 3 ст. 48 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..." от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 военным пенсионерам, прослужившим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих районный коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии, назначаемые в соответствии с данным Законом исчисляются с применением районного коэффициента, установленного к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей, по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях независимо от времени обращения за назначением пенсии. При этом предельный размер районного коэффициента, с учетом которого исчисляются указанные пенсии, составляет 1,5. Таким образом, с учетом того, что Вы прослужили в районах Крайнего Севера 22 года (т. е. имеете достаточную для применения норм ст. 48 Закона "северную" выслугу лет), в случае перевода на новое место службы в Москву и последующего увольнения с военной службы в Москве Вы будете иметь право на установление пенсии с применением районного коэффициента, который действовал по последнему месту службы в районах Крайнего Севера, но не более 1,5.

О. В.Шикалова Юрист, соискатель Московского пограничного института ФСБ России

Название документа Вопрос: Офицер ФСБ, после увольнения в запас намереваюсь переехать к родителям в Украину. Опишите, пожалуйста, алгоритм действий, чтобы иметь возможность получить пенсию там, по месту жительства. И еще: влияет ли на эту возможность наличие или отсутствие украинского или российского гражданства? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 4) Текст документа

Вопрос: Офицер ФСБ, после увольнения в запас намереваюсь переехать к родителям в Украину. Опишите, пожалуйста, алгоритм действий, чтобы иметь возможность получить пенсию там, по месту жительства. И еще: влияет ли на эту возможность наличие или отсутствие украинского или российского гражданства?

Ответ: Согласно ст. 65 Закона "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..." вопросы пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, и членов их семей, выехавших на постоянное жительство за границу, решаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией или бывшим Союзом ССР с другими государствами. Порядок выплаты пенсий гражданам, выезжающим за границу, регулируется Федеральным законом "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации" от 6 марта 2001 г. N 21-ФЗ, а также Положением о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2002 г. N 510. При этом действие указанных нормативных актов распространяется как на граждан Российской Федерации, так и на иностранных граждан и лиц без гражданства, которым государственные пенсии в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью (службой) назначены в соответствии с законодательством Российской Федерации (в том числе на основании Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...".), независимо от даты их выезда за пределы России, переезда из одного государства в другое и места жительства. Согласно ст. 1 Федерального закона "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации" гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации и имеющим ко дню выезда право на получение государственных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, перед отъездом по их желанию выплачиваются суммы назначенных государственных пенсий в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью (службой) в российских рублях за шесть месяцев вперед. При этом сумма пенсии, выплачиваемая за шесть месяцев вперед, определяется путем умножения на шесть размера пенсии, установленного на день представления гражданином, выезжающим на постоянное жительство за пределы России, в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение (соответствующие пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации), заявления о выплате пенсии за шесть месяцев вперед и установленных документов. Шестимесячный период, за который выплачивается пенсия, рассчитывается начиная с месяца, следующего за месяцем представления указанных заявления и документов. Выплата пенсии за шесть месяцев вперед производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение граждан, в порядке, установленном для выплаты пенсии на территории Российской Федерации. Согласно ст. 2 названного Федерального закона гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы России и имеющим (имевшим) ко дню выезда право на получение государственных пенсий, на основании их письменных заявлений суммы назначенных государственных пенсий могут переводиться за границу в иностранной валюте по курсу рубля, устанавливаемому Центральным Банком Российской Федерации на день совершения операции. При этом перевод производится начиная с месяца, следующего за месяцем отъезда гражданина за пределы Российской Федерации, но не ранее чем со дня, до которого выплачена государственная пенсия в российских рублях. Заявление о переводе назначенной пенсии за пределы Российской Федерации по установленной форме подается в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, в Пенсионный фонд представляются документ, подтверждающий место постоянного жительства гражданина за пределами Российской Федерации, и справка о дате выезда на постоянное жительство из Российской Федерации (переезда из одного государства в другое). Документ, подтверждающий место постоянного жительства гражданина за пределами России, выдается дипломатическим представительством или консульским учреждением России либо компетентным органом (должностным лицом) иностранного государства, справка о дате выезда - дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации. Пенсионный фонд России на основании заявления гражданина и вышеперечисленных документов для организации выплаты пенсии запрашивает у органа, осуществлявшего пенсионное обеспечение гражданина на территории Российской Федерации (в Вашем случае - у пенсионных органов Министерства обороны Российской Федерации), справку по его пенсионному делу по установленной форме. После получения справки Пенсионный фонд осуществляет перевод пенсии за пределы России. Перевод пенсии за пределы России производится начиная с месяца, следующего за месяцем выезда гражданина за пределы России, но не ранее чем со дня, до которого выплачена пенсия в российских рублях (с учетом выплаты пенсии за шесть месяцев вперед перед выездом), с соблюдением норм законодательства о порядке выплаты пенсий, не полученных пенсионером своевременно. Пенсионный фонд осуществляет перевод пенсии гражданину на его счет в банке или другом финансово-кредитном учреждении иностранного государства, в котором он постоянно проживает, если иное не установлено международным договором Российской Федерации. Таким образом, как следует из содержания приведенных нормативных правовых актов, наличие российского или украинского (иностранного) гражданства на порядок перевода пенсий не влияет.

О. В.Шикалова Юрист, соискатель Московского пограничного института ФСБ России

Название документа Вопрос: Вдовам пенсионеров Министерства обороны Российской Федерации было отказано Томским судом в иске к областному военкомату о взыскании начисленных и неполученных сумм пенсий за погибших мужей (за 1995 - 1996 гг. и 2000 г.) со ссылкой на ст. ст. 1112 и 1183 ГК РФ. Правомочен ли суд? Есть прецедент - вдовы получили компенсацию. ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 4) Текст документа

Вопрос: Вдовам пенсионеров Министерства обороны Российской Федерации было отказано Томским судом в иске к областному военкомату о взыскании начисленных и неполученных сумм пенсий за погибших мужей (за 1995 - 1996 гг. и 2000 г.) со ссылкой на ст. ст. 1112 и 1183 ГК РФ. Правомочен ли суд? Есть прецедент - вдовы получили компенсацию.

Ответ: По Вашему делу имеется вступившее в законную силу судебное решение. Мы не вправе подвергать сомнению законность судебных решений, а тем более оценивать правомерность его действий. Это может делать только вышестоящий суд. Отметим только, что по вопросам наследования невыплаченных сумм пенсий сложилась достаточно обширная судебная практика, в том числе и Верховного Суда Российской Федерации. Так, Определением Верховного Суда от 3 ноября 2006 г. N 83-В06-17 в удовлетворении иска о перерасчете и выплате недополученной пенсии умершего мужа истицы отказано, поскольку при жизни мужу истицы не были начислены данные денежные суммы пенсии, а значит, они не входят в состав наследственного имущества. Изложенную позицию суд мотивировал следующим. Недополученные при жизни пенсионера суммы пенсии в соответствии с п. 3 ст. 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) включаются в состав наследства и наследуются на общих основаниях. В том случае, если истица вступила в права наследования после смерти мужа, о чем ею было получено свидетельство о праве на наследство, ей подлежат выплате недополученные мужем суммы пенсии. Однако такое право предоставляется в отношении тех денежных сумм, которые входят в состав наследственной массы, т. е. реально начислены, но не были по различным причинам получены ко дню открытия наследства. Вместе с тем, согласно ч. 2 ст. 112 ГК РФ, не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя (в частности, право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, и др.). Правом на перерасчет пенсии с учетом надбавок и повышений (например, как участнику Великой Отечественной войны), а также на выплату недополученных сумм обладает исключительно тот гражданин, который являлся получателем пенсии, поскольку такое право связано с его личным субъективным правом. Таким образом, в том случае если погибший (умерший) супруг истицы при жизни с заявлением о перерасчете пенсии ни в судебные, ни в пенсионные органы не обращался, вследствие чего ему не были начислены указанные денежные суммы пенсии, на получение которых претендует истица, то согласно ст. ст. 1112, 1183 ГК РФ они не входят в состав наследственного имущества. При таких обстоятельствах, с учетом положений приведенных статей ГК РФ, правовых оснований для удовлетворения требований истицы о взыскании недополученной пенсии ее супруга не имеется.

О. В.Шикалова Юрист, соискатель Московского пограничного института ФСБ России

Название документа Вопрос: Должны ли мне пересчитать пенсию от Министерства обороны Российской Федерации за выслугу лет на основании Приказа министра обороны Российской Федерации от 1 октября 1999 г. N 440, п. 82? Уволился в 1999 г. с выслугой 27 лет 11 месяцев. Пенсия начислена за 27 лет. Проходил военные сборы, о чем есть запись в личном деле. Выслуга с учетом сборов - 28 лет 5 дней. ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 4) Текст документа

Вопрос: Должны ли мне пересчитать пенсию от Министерства обороны Российской Федерации за выслугу лет на основании Приказа министра обороны Российской Федерации от 1 октября 1999 г. N 440, п. 82? Уволился в 1999 г. с выслугой 27 лет 11 месяцев. Пенсия начислена за 27 лет. Проходил военные сборы, о чем есть запись в личном деле. Выслуга с учетом сборов - 28 лет 5 дней.

Ответ: В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 время пребывания граждан на военных сборах (не ранее чем с 1 марта 1993 г.) подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсий бывшим военнослужащим. Пенсия Вам подлежит перерасчету в связи с увеличением выслуги лет.

О. В.Шикалова Юрист, соискатель Московского пограничного института ФСБ России

Название документа Вопрос: Верховный Суд Российской Федерации отказал в рассмотрении иска о перерасчете пенсии с учетом стоимости продпайка. Прошу разъяснить порядок подачи искового заявления в Конституционный Суд Российской Федерации, по возможности напечатать в журнале образец заявления по этому вопросу. ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 4) Текст документа

Вопрос: Верховный Суд Российской Федерации отказал в рассмотрении иска о перерасчете пенсии с учетом стоимости продпайка. Прошу разъяснить порядок подачи искового заявления в Конституционный Суд Российской Федерации, по возможности напечатать в журнале образец заявления по этому вопросу. Отказ Верховный Суд Российской Федерации мотивировал положением ст. 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, подп. "б" п. 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, Федеральными законами о бюджете на 2000 г... 2005 г. (аналогично ответу, данному в журнале "Право в Вооруженных Силах", 2007 г., N 3, за подписью Г. Сапронова).

Ответ: Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с индивидуальной (коллективной) жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе. Порядок подачи жалобы в Конституционный Суд Российской Федерации предусмотрен Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ. Согласно ст. 37 указанного Федерального конституционного закона обращение направляется в Конституционный Суд Российской Федерации в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (управомоченными лицами). В обращении должны быть указаны: 1) Конституционный Суд Российской Федерации (далее - Конституционный Суд) в качестве органа, в который направляется обращение; 2) наименование заявителя (в жалобе гражданина - фамилия, имя, отчество), адрес и иные данные о заявителе; 3) необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности; 4) наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции; 5) нормы Конституции Российской Федерации и названного Федерального конституционного закона, дающие право на обращение в Конституционный Суд; 6) точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте, о положении Конституции Российской Федерации, подлежащем толкованию; 7) конкретные, указанные в Федеральном конституционном законе "О Конституционном Суде Российской Федерации", основания к рассмотрению обращения Конституционным Судом; 8) позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции Российской Федерации; 9) требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к Конституционному Суду; 10) перечень прилагаемых к обращению документов. В соответствии со ст. 38 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" к направляемому в Конституционный Суд обращению прилагаются: 1) текст акта, подлежащего проверке, или положения Конституции Российской Федерации, подлежащего толкованию; 2) доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности, а также копии документов, подтверждающих право лица выступать в Конституционном Суде в качестве представителя; 3) документ об уплате государственной пошлины; 4) перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке. К обращению могут быть приложены списки свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать на заседание Конституционного Суда, а также другие документы и материалы. Обращение и прилагаемые к нему документы и иные материалы представляются гражданами в Конституционный Суд с копиями в количестве трех экземпляров. Обращения в Конституционный Суд оплачиваются государственной пошлиной: - запрос и ходатайство - в размере 15 минимальных размеров оплаты труда (1500 руб.); - жалоба гражданина - в размере одного минимального размера оплаты труда (100 руб.). Конституционный Суд своим решением может освободить гражданина, с учетом его материального положения, от уплаты государственной пошлины либо уменьшить ее размер. Государственная пошлина возвращается в случаях, если обращение не было принято к рассмотрению. Реквизиты для уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Конституционным Судом, следующие:

Индекс документа: ________________ Форма N ПД (налог) Наименование получателя платежа: УФК МФ Российской Федерации по Москве (для ИФНС 10 ЦАО г. Москвы) Налоговый орган: ИНН 7710047253 ИФНС 10, КПП 771001001 Номер счета получателя платежа: 40101810800000010041 Наименование банка: ОТДЕЛЕНИЕ N 1 МОСКОВСКОГО ГТУ БАНКА РОССИИ БИК: 044583001 ОКАТО: 45286585000 Наименование платежа: Государственная пошлина по делам, рассматриваемым в Конституционном Суде Российской Федерации Код бюджетной классификации: 18210802010011000110 Плательщик (Ф. И.О.): _________________________________ Адрес плательщика: ___________________________________ ____________________________________________________________ КВИТАНЦИЯ ИНН плательщика:________ N лицевого счета плательщика: _______________________________________________

Платеж Сумма налога Пеня Штраф Итого к уплате по сроку (сбора)

КАССИР

Плательщик (подпись): Дата:

Примерная форма обращения в Конституционный Суд Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации 103132, г. Москва, ул. Ильинка, дом 21 <*>

Жалоба о проверке конституционности закона, примененного в конкретном деле заявителя

I. Заявитель (указываются следующие данные о заявителе и его представителе в случае наличия такового) 1. Фамилия, имя, отчество заявителя-гражданина ________________________ ___________________________________________________________________________ 2. Гражданство ________________________________________________________ 3. Адрес места жительства гражданина __________________________________ 4. Фамилия, имя, отчество представителя заявителя _____________________ ___________________________________________________________________________ 5. Сведения об ученой степени по юридической специальности для представителя, не являющегося адвокатом ___________________________________ 6. Полномочия представителя (доверенность, ордер - заполняется в случае необходимости) ____________________________________________________________ 7. Адрес представителя _________________________________________________ II. Наименование и адрес государственного органа, издавшего закон, конституционность которого обжалуется _____________________________________ ___________________________________________________________________________ III. Точное название, номер, дата принятия, источник опубликования обжалуемого закона, конкретный перечень обжалуемых норм ___________________ ___________________________________________________________________________ IV. Нормы Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", дающие право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации ______ ___________________________________________________________________________ V. Конкретные основания к рассмотрению обращения Конституционным Судом Российской Федерации ______________________________________________________ VI. Описание обстоятельств, свидетельствующих о применении обжалуемых норм в конкретном деле заявителя (не более 3 страниц) _____________________ ___________________________________________________________________________ VII. Позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции Российской Федерации (описание и аргументация предполагаемого нарушения положений Конституции Российской Федерации) (не более 5 страниц) ____________________ ___________________________________________________________________________ VIII. Требование, обращенное в связи с жалобой к Конституционному Суду Российской Федерации ______________________________________________________ Заявитель подтверждает точность всей приведенной в заявлении информации и обязуется уважать конфиденциальность механизма рассмотрения заявлений в суде. Дата _________________

Личная подпись заявителя-гражданина ______________________________ Подпись представителя заявителя (при его наличии) ________________

Приложения: 1. Жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации - 3 экз. (для заявителя-организации - 30 экз.). 2. Текст обжалуемых норм закона, применением которого были нарушены права заявителя, - 3 экз. 3. Копии официальных документов, подтверждающих применение обжалуемых норм в конкретном деле заявителя, - 3 экз. 4. Документ, подтверждающий полномочия представителя. 5. Копия учредительных документов организации-заявителя. 6. Документ об уплате государственной пошлины; ходатайство об освобождении от уплаты госпошлины (для заявителя-гражданина, с учетом его материального положения).

Дополнительно сообщаем следующее. Обращения заявителей в Конституционный Суд следует направлять по почте или лично приносить в приемную Конституционного Суда. Подготовленную в соответствии с Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" жалобу можно сдать в Отдел по организации делопроизводства. В связи с созданием электронного архива Конституционного Суда заявителю следует, по возможности, дополнительно приложить текст обращения и документа о применении закона в Вашем деле на любом электронном носителе. Жалобы, поступившие только по электронной почте, судом не рассматриваются. Приемная Конституционного Суда осуществляет прием граждан в понедельник, вторник, среду и четверг с 10-00 до 17-00, в пятницу - с 10-00 до 16-00. В приемной Конституционного Суда можно подать жалобы в Конституционный Суд Российской Федерации, а также получить дополнительную информацию по вопросам подготовки обращения в Конституционный Суд. Справочные телефоны приемной: (495) 606-17-62 и (495) 606-18-94. Электронная почта Конституционного суда Российской Федерации: ksrf@ksrf. ru. Следует отметить, что названная Вами проблема неисполнения установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 Порядка исчисления месячной стоимости продовольственного пайка и определения пенсий гражданам, проходившим военную службу, исходя не из реальной стоимости продовольственного пайка, а из размера устанавливаемой Правительством Российской Федерации денежной компенсации взамен данного пайка (20 руб. в сутки), в декабре 2007 г. получила разрешение на федеральном уровне. Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 311-ФЗ внесены изменения в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..." в части исключения с 1 декабря 2007 г. из состава денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий, месячной стоимости продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим. Кроме того, указанным Федеральным законом внесены изменения в п. 1 ст. 14 Федерального закона "О статусе военнослужащих" относительно признания с 1 декабря 2007 г. утратившей силу нормы указанной статьи, предусматривавшей выплату военнослужащим денежной компенсации взамен продовольственного пайка. Одновременно с 1 декабря 2007 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. N 837 размеры окладов по воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, повышены в 1,15 раза и установлены размеры окладов по воинским и специальным званиям в новых размерах (с учетом указанного повышения и включения в оклад по воинскому званию стоимости продовольственного пайка). Таким образом, с 1 декабря 2007 г. стоимость продовольственного пайка в состав денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсий, не включается, но в денежном выражении сохраняется путем включения ее в оклад по воинскому званию. Вместе с тем вопрос о том, что делать с задолженностью перед военными пенсионерами по денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка за период с 1 января 2000 г. по 1 декабря 2007 г. законодателем не решен (порядок и сроки пересмотра и перерасчета военных пенсий, а также период, за который должен быть произведен такой перерасчет, действующим пенсионным законодательством не предусмотрены). С учетом изложенного необходимо указать, что, по смыслу Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации проверяет конституционность действующих нормативных актов. Исключение составляют случаи, предусмотренные в ч. 2 ст. 43 названного Федерального конституционного закона, когда в целях защиты конституционных прав и свобод граждан и их объединений Конституционный Суд Российской Федерации может проверить конституционность закона, отмененного или утратившего силу к началу или в период рассмотрения дела. Однако такая проверка невозможна, если оспариваемый закон отменен или утратил силу до начала производства в Конституционном Суде Российской Федерации. В этом случае Конституционный Суд Российской Федерации отказывает в принятии жалобы к рассмотрению (см. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 2007 г. N 651-О-О). Вы должны учесть указанную правовую позицию при принятии окончательного решения о Вашем обращении в Конституционный Суд.

О. В.Шикалова Юрист, соискатель Московского пограничного института ФСБ России

Название документа Вопрос: Служил в Вооруженных Силах Украины. Некоторое время проходил службу в Житомирской области в г. Овруче - зоне гарантированного добровольного отселения, пострадавшей от аварии на ЧАЭС. Далее служил в Вооруженных Силах России. При подсчете выслуги лет на пенсию льготу по службе в г. Овруче подсчитали частично. Почему и по какому законодательству? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 4) Текст документа

Вопрос: Я - майор запаса, прослужил в Вооруженных Силах с 3 августа 1984 г. по 5 декабря 1994 г. на Украине, из них с 5 августа 1989 г. по 15 июня 1993 г. проходил службу в Житомирской области в г. Овруче, который относится к зоне III - зона гарантированного добровольного отселения, пострадавшая от аварии на ЧАЭС. В Вооруженных Силах Российской Федерации - с 11 сентября 1995 г. по 25 августа 2007 г. При подсчете выслуги лет на пенсию мне подсчитали льготу с 1 октября 1992 г. по 15 июня 1993 г., а с 5 августа 1989 г. по 1 октября 1992 г. - службу в г. Овруче - не засчитали. Почему и по какому законодательству?

Ответ: В настоящее время по вопросу пенсионного обеспечения граждан, проходивших военную службу, в том числе при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, действует Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" от 22 сентября 1993 г. N 941. В соответствии с подп. "б" п. 3 указанного Постановления в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим засчитывается на льготных условиях один месяц службы за три месяца на работах, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС и предотвращением загрязнения окружающей среды в зоне отчуждения (на территории, с которой было эвакуировано население в 1986 г.), в период с 26 апреля 1986 г. по 31 декабря 1987 г. В соответствии с подп. "г" п. 3 указанного Постановления - один месяц службы за полтора месяца на работах, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС и предотвращением загрязнения окружающей среды в зоне отчуждения (на территории, с которой было эвакуировано население в 1986 г.), - в период с 1 января 1988 г. по 31 декабря 1990 г. Вам следует предварительно обратиться с письменным заявлением в соответствующие кадровые органы о разъяснении порядка произведенного подсчета выслуги лет. В том случае, если Вы считаете, что Вам неправомерно осуществили расчет выслуги лет для назначения пенсии, Вы имеете право обратиться с заявлением в суд в порядке гл. 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, т. е. об оспаривании действий (бездействия, решения) органа, осуществившего расчет выслуги лет.

С. В.Шанхаев Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, капитан юстиции

Название документа