О страховых взносах за военных пенсионеров, работающих по трудовому договору
(Демин В. М.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2008, N 1)
Текст документа
О СТРАХОВЫХ ВЗНОСАХ ЗА ВОЕННЫХ ПЕНСИОНЕРОВ,
РАБОТАЮЩИХ ПО ТРУДОВОМУ ДОГОВОРУ
В. М. ДЕМИН
Демин В. М., И. о. начальника лаборатории изучения проблем управления и правового обеспечения деятельности УИС НИИ ФСИН России.
В последнее время увеличилось число обращений в средства массовой информации пенсионеров, проходивших службу в уголовно-исполнительной системе, которые продолжают свою деятельность по трудовому договору в УИС либо в гражданских организациях и учреждениях и застрахованы в связи с этим в системе обязательного пенсионного страхования. Главные вопросы, которые ставят авторы обращений: почему распространение действующим законодательством на пенсионеров УИС, приравненных к военным пенсионерам, обязательного пенсионного страхования не влечет предоставления им по достижении общеустановленного пенсионного возраста равноценного возмещения в виде трудовой пенсии? Ведь ежегодный перерасчет пенсии по сумме начисленных за год страховых взносов пенсионерам УИС не положен.
Такая проблема действительно существует. Ежегодно значительное число аттестованных сотрудников органов и учреждений УИС выходит на пенсию по выслуге лет. Как правило, это трудоспособные граждане, полные сил, и поэтому в большинстве случаев они продолжают работать либо на вольнонаемных должностях в учреждениях и органах УИС, либо в гражданских организациях и учреждениях. За них, как и за всех работников, страхователи (работодатели) на основании требований ст. 6, 7 и 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон об обязательном пенсионном страховании) перечисляют страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, которые по своей структуре являются соответствующими индивидуально-возмездными платежами. Указанные страховые взносы, перечисленные в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации после 1 января 2002 г. за конкретных работающих военных пенсионеров, аккумулируются на индивидуальных лицевых счетах, о чем ПФ РФ ежегодно их информирует.
Однако в отличие от пенсионеров, получающих трудовую пенсию, которым ежегодно осуществляется перерасчет страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, поступивших на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица за год, пенсионеры УИС лишены возможности получения страховой части пенсии. Поэтому у продолжающих трудовую деятельность пенсионеров УИС и возникает вопрос: почему они находятся в неравном положении с пенсионерами, получающими трудовую пенсию, и куда идут заработанные ими деньги, перечисленные в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации?
Отвечая на эти вопросы, необходимо констатировать, что такое положение стало возможным в результате несовершенства действующего пенсионного законодательства.
Определяя в Федеральном законе "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), законодатель включил в их число всех граждан (том числе и военных пенсионеров), работающих по трудовому договору.
Закрепляя безусловное участие в обязательном пенсионном страховании граждан, работающих по трудовому договору, которым пенсия выплачивается за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", законодатель должен был гарантировать им возможность реализации пенсионных прав, приобретенных в рамках системы обязательного пенсионного страхования на равных условиях с иными застрахованными лицами. Однако действующее законодательство не содержит норм, которые допускали бы выплату военным пенсионерам, работающим по трудовому договору, если они достигли общеустановленного пенсионного возраста и имеют необходимый страховой стаж, страховой части трудовой пенсии - право на ее получение может быть реализовано лишь лицами, имеющими право на одновременное получение двух пенсий. Во всех остальных случаях для получения перерасчета по страховой части гражданину необходимо перейти с военной пенсии на трудовую пенсию по старости. При этом размер военной пенсии, как правило, больше размера трудовой пенсии по старости. Естественно, военные пенсионеры не могут воспользоваться таким вариантом решения вопроса о перерасчете по страховой части пенсии.
Необходимо отметить, что частичное решение указанной проблемы найдено. Но оно касается только индивидуальных предпринимателей и адвокатов - военных пенсионеров. Конституционный Суд Российской Федерации своим Определением от 24.05.2005 N 223-О признал не соответствующим Конституции Российской Федерации действующее нормативно-правовое регулирование вопроса об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование индивидуальными предпринимателями и адвокатами - военными. Это значит, что данная категория граждан платежи в Пенсионный фонд Российской Федерации не должна осуществлять до тех пор, пока не будут внесены изменения в действующее законодательство.
Таким образом, военные пенсионеры в настоящее время оказались вне сферы действия положенного в основу пенсионной реформы страхового принципа формирования пенсии.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 11 мая 2006 г. N 187-О "По жалобе гражданина Наумчика В. В. на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" отметил, что в действующем законодательстве не содержится норм, которые давали бы военным пенсионерам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста и имеющим необходимый страховой стаж, право на выплату страховой части их трудовой пенсии. В то же время пенсионеры, получающие трудовую пенсию по старости и работающие по трудовому договору, имеют возможность ежегодного перерасчета страховой части трудовой пенсии с учетом поступивших на их личный счет страховых взносов. Размер их пенсии каждый год увеличивается.
Исключение для военных пенсионеров, работающих по трудовому договору, возможности получать без отказа от военной пенсии страховое обеспечение с учетом объема накопленных страховых взносов лишает смысла пенсионное страхование, которое в подобных условиях превращается лишь в институт изъятия денежных средств, что не согласуется с целями и предназначением такого страхования и приводит к ущемлению их социальных прав.
Исходя из вышеизложенного, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что положения Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" должны быть частично изменены, потому что они не предусматривают правового механизма, гарантирующего военным пенсионерам, работающим по трудовому договору, вместе с пенсией по государственному пенсионному обеспечению получение страховой части трудовой пенсии.
Конституционный Суд Российской Федерации определил: "Федеральному законодателю надлежит предусмотреть правовой механизм, гарантирующий выплату работающим по трудовому договору военным пенсионерам помимо пенсии по государственному пенсионному обеспечению страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации, и обеспечить введение установленного правового регулирования в срок не позднее 1 января 2007 года".
К сожалению, данное решение в установленном законом порядке до настоящего времени остается неурегулированным.
------------------------------------------------------------------
Название документа