Отпуск для бабушки
(Терешко Ю.)
("ЭЖ-Юрист", 2008, N 7)
Текст документа
ОТПУСК ДЛЯ БАБУШКИ
Ю. ТЕРЕШКО
Юлия Терешко, газета "ЭЖ-Юрист".
Я молодая мама, безработная, сижу дома с ребенком, которому 1 год 3 месяца. Хочу выйти на работу. Может ли бабушка взять отпуск по уходу за ребенком до 3 лет? Бабушка работает и еще не достигла пенсионного возраста. Будут ли ей оплачивать этот отпуск? Имеет ли право работодатель ее уволить во время этого отпуска?
О. Петрова, г. Москва
На основании ст. 256 Трудового кодекса РФ по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Данный отпуск может быть использован как полностью, так и по частям. Кроме того, отпуск по уходу за ребенком может оформить не только мать, но также отец ребенка, бабушка, дедушка, другие родственники или опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком.
Соответственно, бабушка имеет полное право оформить по месту своей работы отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.
Отпуск по уходу за ребенком следует относить к отпускам без сохранения заработной платы. Во время такого отпуска за сотрудником сохраняется его место работы (должность), а также по его заявлению выплачивается пособие по уходу за ребенком и компенсационные выплаты.
Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска до 1,5 лет определяются Федеральными законами от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и Положением о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющих детей, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 865. Порядок выплаты компенсационных выплат установлен Указом Президента РФ от 30.05.94 N 1110 "О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан" и Постановлением Правительства РФ от 03.11.94 N 1206 "Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан".
В случае если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется одному из них. При оформлении бабушкой отпуска по уходу за ребенком пособие ей будет выплачиваться со дня предоставления отпуска и до дня достижения ребенком возраста 1,5 лет (ст. 14 Закона). Размер пособия в данном случае составит 40% от ее среднего заработка за последние 12 календарных месяцев (ст. 15 Закона).
В рассматриваемой ситуации для назначения и выплаты пособия по уходу за ребенком бабушке необходимо будет предоставить по месту своей работы следующие документы:
- заявление о назначении пособия;
- копия свидетельства о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход;
- справка с места работы (учебы, службы) матери (отца, обоих родителей) ребенка о том, что она (он, они) не использует (-ют) указанный отпуск и не получает (-ют) пособия, а в случае, если мать (отец, оба родителя) ребенка не работает (-ют) (не учится (-атся), не служит (-ат)), - справка из органов социальной защиты населения по месту жительства матери, отца ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком - для одного из родителей в соответствующих случаях, а также для лиц, фактически осуществляющих уход за ребенком вместо матери (отца, обоих родителей) ребенка.
После исполнения ребенку 1,5 лет начисляться будут только компенсационные выплаты, размер которых на сегодняшний день составляет 50 рублей.
Для назначения ежемесячных компенсационных выплат бабушке необходимо подать по месту работы заявление с приложением к нему копии приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком.
Согласно ст. 81 ТК РФ не допускается увольнение работника по инициативе работодателя в период его пребывания в отпуске (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем).
Таким образом, работодатель по своей инициативе не может уволить бабушку в случае нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком.
Кроме того, хотелось бы обратить внимание автора письма на следующее.
В силу ст. 256 ТК РФ лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, имеет право работать на условиях неполного рабочего дня или на дому. В данном случае за ним сохраняется право на получение пособия по уходу за ребенком (ст. 256 ТК РФ).
Хотя ст. 256 ТК РФ указывает лишь на сохранение права на пособие по государственному социальному страхованию и ничего не говорит про компенсационные выплаты, на наш взгляд, право на обозначенные выплаты также должно сохраняться. Ведь согласно п. 11 Постановления Правительства РФ от 03.11.94 N 1206 компенсационные выплаты назначаются и выплачиваются лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. При работе на условиях неполного рабочего дня или на дому лицо по-прежнему пребывает в отпуске, а значит, и сохраняет за собой право на получение компенсационных выплат. Более того, в перечне обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты компенсационных выплат (п. 17 Постановления), работа на условиях неполного рабочего дня или на дому не значится. Следовательно, оснований для их отмены в данном случае нет.
------------------------------------------------------------------
Название документа
Вопрос: Проходил службу в ВВС Украины. В соответствии с Приказом министра обороны Российской Федерации поступил на военную службу в ВВС России. Прошу разъяснить, какова моя продолжительность военной службы в календарном и льготном исчислении. Учитывается ли она для выплаты надбавки за выслугу лет? Учитывается ли звание (старший лейтенант), полученное в Вооруженных Силах Украины?
("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 3)
Текст документа
Вопрос: Обучался с 1 августа 1994 г. по 15 октября 1999 г. в Харьковском институте летчиков ВВС Украины. По окончании проходил службу в качестве штурмана самолета в ВВС Украины с 15 декабря 1999 г. по 14 октября 2003 г. Уволен по ОШМ 14 октября 2003 г. В соответствии с Приказом министра обороны Российской Федерации от 19 апреля 2007 г. поступил на военную службу в ВВС России. Прошу Вас разъяснить, какова моя продолжительность военной службы в календарном и льготном исчислении. Учитывается ли она для выплаты надбавки за выслугу лет? Учитывается ли звание (старший лейтенант), полученное в Вооруженных Силах Украины?
Ответ: Ответ на Ваш вопрос будет исходить из смысла вопроса.
1. В соответствии с п. 1 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается, в частности, военная служба в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности, иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях и служба в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе (полиции), учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не входящих в состав Содружества, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, предусматривающие взаимный зачет в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы (полиции), учреждений и органов уголовно-исполнительной системы их службы в других государствах (в том числе служба военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы этих государств при обстоятельствах, указанных в абз. 12 п. 1).
Российская Федерация и Украина, наряду с другими государствами - участниками СНГ, подписали Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 г.
Соглашением, в частности, установлено, что пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи, а до принятия этими государствами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР. При этом уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, устанавливаемый законодательством государств - участников в соответствии с Соглашением о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 г., не может быть ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.
В выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ в порядке, установленном законодательством государств - участников, на территории которых военнослужащие проходили службу.
Экономический суд СНГ в решении от 20 января 2000 г. N 01-1/5-99 сформулировал следующую позицию:
"Таким образом, Соглашение установило обязанность государства-участника, осуществляющего назначение военнослужащему пенсии, не только зачислять в выслугу лет его службу в другом государстве, но и применять при этом законодательство этого государства.
Если же законодательство государства, в котором военнослужащий проходил службу, устанавливает льготный порядок исчисления выслуги лет за период службы в этом государстве, органы государства по месту жительства военнослужащего должны произвести соответствующее исчисление".
В связи с изложенным следует указать, что военная служба в Вооруженных Силах Украины будет зачтена Вам в выслугу лет для назначения пенсии. В льготном исчислении выслуга лет в Украине будет Вам зачтена, если это предусмотрено законодательством Украины.
Также в выслугу лет для назначения пенсии Вам будет засчитан период прохождения военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
2. Отвечая на Ваш вопрос о выплате надбавки за выслугу лет, можно сказать, что надбавка за выслугу лет в Вашем случае Вам должна выплачиваться согласно приложению N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 июля 2000 г. N 524 только за время военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации. Моментом начала исчисления выслуги лет для назначения надбавки за выслугу лет будет являться день вступления в силу контракта о прохождении военной службы, заключенного с Вами от имени Российской Федерации Министерством обороны Российской Федерации. Контракт вступает в силу со дня его подписания соответствующим должностным лицом, о чем издается соответствующий приказ. Основными документами, подтверждающими начало исчисления выслуги лет, в данном случае являются соответствующий контракт о прохождении военной службы, а также приказ соответствующего должностного лица о вступлении данного контракта в силу. Период прохождения службы в Украине мог бы быть Вам засчитан, если бы Вы не увольнялись, а переводились из Вооруженных Сил Украины в Вооруженные Силы Российской Федерации.
При этом в соответствии с п. 3 приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 июля 2000 г. N 524 в выслугу лет военнослужащих для назначения надбавки засчитывается на льготных условиях (один месяц службы за два месяца) время военной службы на воинских должностях летного состава военнослужащих, выполняющих полеты по планам боевой (учебно-летной) подготовки в составе экипажей самолетов, вертолетов и экранопланов, а также на воинских должностях испытателей парашютов и катапультных установок, совершающих прыжки с парашютом или катапультирование по плану научно-исследовательских работ. Так что, если Вы соответствуете условиям, перечисленным выше, время Вашей службы в Вооруженных Силах Российской Федерации может учитываться на льготных условиях. Периоды военной службы, подлежащие зачету в выслугу лет на льготных условиях, исчисляются со дня вступления в исполнение обязанностей по воинской должности и по день освобождения от исполнения обязанностей по воинской должности включительно, с учетом времени нахождения в отпуске, служебной командировке, на лечении или обучении по специальности с сохранением воинской должности по месту военной службы.
3. В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. Воинские звания военнослужащим Российской Федерации присваиваются только во время службы в Вооруженных Силах Российской Федерации. О сохранении воинских званий, присвоенных военнослужащим в других государствах, в случае приобретения гражданства Российской Федерации и поступления на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации ни в международных договорах, ни в законодательстве Российской Федерации ничего не сказано.
По мнению автора, к сожалению, не подкрепленному нормативными актами, аналогичное воинское звание (старший лейтенант) может быть Вам присвоено в порядке переаттестации. Указанное мнение основано на общих началах Соглашения между государствами - участниками СНГ о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 г., подписанного, в частности, Россией и Украиной.
Р. А.Закиров
Адъюнкт кафедры военной администрации,
административного и финансового права Военного
университета, старший лейтенант юстиции
------------------------------------------------------------------
Название документа
Вопрос: Прошел военно-морскую подготовку при обучении в Архангельском мореходном училище с 1986 по 1990 г. (4 года и 4 месяца). По окончании присвоено воинское звание "младший лейтенант запаса". По месту службы обучение в училище не засчитывают при начислении надбавки за выслугу лет. Правомерно ли это?
("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 3)
Текст документа
Вопрос: Прошел военно-морскую подготовку при обучении в Архангельском мореходном училище с 1986 по 1990 г. (4 года и 4 месяца). По окончании присвоено воинское звание "младший лейтенант запаса". По месту службы обучение в училище не засчитывают при начислении надбавки за выслугу лет. Правомерно ли это?
Ответ: Правилами исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2000 г. N 524, не предусмотрено включение указанного Вами периода обучения в выслугу лет для назначения и выплаты процентной надбавки за выслугу лет. В связи с этим действия командования являются правомерными.
Однако Вам необходимо учесть, что п. 2 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" от 22 сентября 1993 г. N 941 предписано засчитывать в выслугу лет для назначения пенсий в соответствии с п. "а" ст. 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, и их семей" офицерам, определенным на военную службу из запаса с учетом полученной в гражданском образовательном учреждении специальности, а также определенным на военную службу при указанном условии офицерам-женщинам, не состоявшим в запасе, время обучения их до определения на военную службу в гражданских высших образовательных учреждениях либо в средних специальных образовательных учреждениях, в которых имелись циклы или отделения военной подготовки, в пределах до пяти лет из расчета один год учебы за шесть месяцев. На таких же условиях включается в выслугу лет время обучения в гражданских высших образовательных учреждениях офицерам, которые, будучи студентами, непосредственно из указанных образовательных учреждений до их окончания зачислены для продолжения учебы в высшие военные образовательные учреждения.
В выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается время обучения их до поступления на службу в гражданских высших образовательных учреждениях либо в средних специальных образовательных учреждениях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы.
С. В.Шанхаев
Адъюнкт кафедры военной администрации,
административного и финансового права
Военного университета, капитан юстиции
------------------------------------------------------------------
Название документа
Вопрос: Указ Президента Российской Федерации от 3 марта 2007 г. N 270. Моя мать - участник Великой Отечественной войны по вольному найму в действующей армии. Умерла 28 декабря 1992 г. Работники военкомата говорят, что ей не положена установка надгробного памятника за счет государства. Правомерно ли это?
("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 3)
Текст документа
Вопрос: Указ Президента Российской Федерации от 3 марта 2007 г. N 270. Моя мать - участник Великой Отечественной войны по вольному найму в действующей армии. Умерла 28 декабря 1992 г. Работники военкомата говорят, что ей не положена установка надгробного памятника за счет государства. Правомерно ли это?
Ответ: Названным Указом Президента Российской Федерации от 3 марта 2007 г. N 270 установлено, что за счет средств федерального бюджета в порядке, определенном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, изготавливаются и устанавливаются надгробные памятники:
- лицам, умершим (погибшим) в период с 12 июня 1990 г. по 31 декабря 1992 г., которые в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ признаются участниками Великой Отечественной войны либо ветеранами боевых действий;
- лицам, уволенным с военной службы, умершим (погибшим) в период с 12 июня 1990 г. по 31 декабря 1992 г., которые были награждены орденами или медалями, либо удостоены почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждены ведомственными знаками отличия, при условии что общая продолжительность военной службы указанных лиц составляла 20 лет и более, а также лицам, которые являлись инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей военной службы.
При этом гарантии государства по изготовлению и установке надгробных памятников, предусмотренные названным Указом, не предоставляются в случае, если лицу из числа названных выше был изготовлен и установлен надгробный памятник за счет государства либо была осуществлена оплата за счет государства изготовления и установки надгробного памятника такому лицу.
Исходя из информации, изложенной в вопросе, Ваша мать относилась к ветеранам Великой Отечественной войны в соответствии с подп. "в" п. 1 ст. 2 Федерального закона "О ветеранах" (лица вольнонаемного состава армии и флота, занимавшие в период Великой Отечественной войны штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии). При этом статус участника Великой Отечественной войны должен был быть подтвержден соответствующим удостоверением. Предлагаю Вам выяснить конкретную причину отказа и, если она не соответствует информации, изложенной в ответе, оспорить действия сотрудников военкомата в суде.
С. В.Шанхаев
Адъюнкт кафедры военной администрации,
административного и финансового права
Военного университета, капитан юстиции
------------------------------------------------------------------
Название документа
Вопрос: Должна ли включаться субсидия на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупный доход семьи при решении вопроса о предоставлении детского пособия? Мать-одиночка, пенсионер Министерства обороны Российской Федерации.
("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 3)
Текст документа
Вопрос: Должна ли включаться субсидия на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупный доход семьи при решении вопроса о предоставлении детского пособия? Мать-одиночка, пенсионер Министерства обороны Российской Федерации.
Ответ: В соответствии со ст. 16 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ размер, порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ).
В связи с вышесказанным Вам следует обратиться за разъяснениями в органы социальной защиты того субъекта Российской Федерации, на территории которого Вы проживаете.
С. В.Шанхаев
Адъюнкт кафедры военной администрации,
административного и финансового права
Военного университета, капитан юстиции
------------------------------------------------------------------
Название документа
Вопрос: Подполковник запаса, 55 лет, календарная выслуга - 25 лет. В 2002 г. в качестве гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации был командирован в одну из воинских частей, участвовавших в контртеррористической операции в Чеченской Республике. Имею удостоверение ветерана боевых действий. Местный ОВК в повышении пенсии за выслугу лет как ветерану боевых действий отказал. Правомерно ли это?
("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 3)
Текст документа
Вопрос: Подполковник запаса, 55 лет, календарная выслуга - 25 лет. В 2002 г. в качестве гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации был командирован в одну из воинских частей, участвовавших в контртеррористической операции в Чеченской Республике. Имею удостоверение ветерана боевых действий. Местный ОВК в повышении пенсии за выслугу лет как ветерану боевых действий отказал. Правомерно ли это?
Ответ: Действия военного комиссариата можно признать неправомерными по следующим основаниям.
В соответствии с правилами ст. 45 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с названным Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах", на 32% расчетного размера пенсии, указанного в ч. 1 ст. 46 вышеназванного Закона.
В соответствии с подп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся:
1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации;
2) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лица, участвовавшие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 г. по 31 декабря 1951 г., в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 г. по 31 декабря 1957 г.;
3) военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов;
4) военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий.
В связи с тем что Вы относитесь к указанной в подп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах" категории "ветеран боевых действий", Вы имеете право на увеличение назначенной пенсии.
С. В.Шанхаев
Адъюнкт кафедры военной администрации,
административного и финансового права
Военного университета, капитан юстиции
------------------------------------------------------------------
Название документа
Вопрос: Распространяется ли действие Определения Верховного Суда РФ по делу N 5-В06-35 и на военнослужащих (сотрудников органов внутренних дел МВД России)? Какими нормативными правовыми актами повышался должностной оклад у сотрудников ФСБ России с 01.01.95 г. (аналог повышения у военнослужащих Минобороны РФ и сотрудников МВД РФ - Постановление Правительства РФ N 1349)? Возможно ли применение этого Постановления к сотрудникам ФСБ РФ?
("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 3)
Текст документа
Вопрос: Распространяется ли действие Определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 14 июля 2006 г. по делу N 5-В06-35 в полной мере и на военнослужащих (сотрудников органов внутренних дел МВД России)?
Какими нормативными правовыми актами повышался должностной оклад на 25% у сотрудников ФСБ России с 1 января 1995 г. (аналог повышения у военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации и сотрудников МВД России - Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 г. N 1349)? Возможно ли применение этого Постановления к сотрудникам ФСБ России?
Ответ: 1. На момент составления ответа на Ваш вопрос указанное Вами Определение Верховного Суда Российской Федерации фактически не имеет актуальности, так как Указом Президента Российской Федерации "О некоторых мерах по обеспечению социальной защиты отдельных категорий пенсионеров" (далее - Указ) от 18 октября 2007 г. N 1373с данный правовой пробел фактически устранен.
Указ предписывает произвести лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел Российской Федерации, единовременную доплату к пенсиям, назначенным в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, в связи с увеличением военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации окладов по воинской должности (должностных окладов) на 25% за службу в ФАПСИ, ФСБ, Пограничных войсках, органах внутренних дел Российской Федерации на основании: Постановления Правительства Российской Федерации "О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск и органов внутренних дел" от 7 декабря 1994 г. N 1349 - за период с 1 января 1995 г. по 28 февраля 1998 г.; Постановления Правительства Российской Федерации от 15 августа 1994 г. N 961 - для военнослужащих Пограничных войск - с 1 октября 1994 г. по 31 декабря 1997 г.
При этом министр внутренних дел Российской Федерации в соответствии с п. "б" ч. 1 ст. 49 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" должен обеспечить выплату единовременной доплаты к пенсиям лиц, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел Российской Федерации, за соответствующий период, названный выше, но не ранее даты увольнения их с военной службы (службы), исходя из 25% оклада по воинской должности (должностного оклада), из процентной надбавки за выслугу лет и из размера пенсии, из которых она исчислена по состоянию на 1 января 2008 г.
Лицам, получающим пенсию с учетом районного коэффициента, указанная единовременная доплата к пенсии осуществляется с учетом соответствующего районного коэффициента.
Установлено, что лица, проходившие военную службу, службу в органах внутренних дел Российской Федерации, получившие на основании судебных решений и (или) по другим основаниям доплату к пенсии с учетом увеличенного на 25% оклада по воинской должности (должностного оклада) за названные в Указе соответствующие периоды, права на получение единовременной доплаты к пенсии не имеют.
Выплата единовременной доплаты к пенсиям производится в 2008 г.
Указ опубликован в журнале "Право в Вооруженных Силах" N 12 за 2007 г.
2. Поручение, аналогичное данному министру внутренних дел Российской Федерации (приведено в п. 1 ответа), дано Указом Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. N 1373с директору ФСБ России.
С. В.Шанхаев
Адъюнкт кафедры военной администрации,
административного и финансового права
Военного университета, капитан юстиции
------------------------------------------------------------------
Название документа
Вопрос: Где я могу получить бланк удостоверения "Ветеран Вооруженных Сил Российской Федерации"? Имею награды за выслугу лет I, II, III степени. Приказом мне присвоено звание "Ветеран Вооруженных Сил Российской Федерации". Я - военный пенсионер с 5 августа 2005 г., воинское звание "сержант". Какие льготы мне положены?
("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 3)
Текст документа
Вопрос: Где я могу получить бланк удостоверения "Ветеран Вооруженных Сил Российской Федерации"? Имею награды за выслугу лет I, II, III степени. Приказом мне присвоено звание "Ветеран Вооруженных Сил Российской Федерации". Я - военный пенсионер с 5 августа 2005 г., воинское звание "сержант". Какие льготы мне положены?
Ответ: В соответствии со ст. 5 Федерального закона "О ветеранах" от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ ветеранами военной службы являются военнослужащие Вооруженных Сил СССР, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, Объединенных Вооруженных Сил государств - участников Содружества Независимых Государств, созданных в соответствии с Уставом Содружества Независимых Государств, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия, при условии что общая продолжительность военной службы указанных военнослужащих составляет 20 лет и более, а также военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей военной службы. Указанные требования распространяются на военнослужащих, уволенных с военной службы в запас (отставку). Для лиц, указанных в вышеназванной статье, устанавливается звание "Ветеран военной службы".
При этом порядок и условия присвоения звания "Ветеран военной службы" определяются Президентом Российской Федерации.
В развитие названной правовой нормы Президент Российской Федерации издал Указ от 19 мая 1995 г. N 501, которым были утверждены Порядок и условия присвоения звания "Ветеран военной службы". В соответствии с названным нормативным правовым актом звание "Ветеран военной службы" присваивается федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Лицо, претендующее на звание "Ветеран военной службы", подает заявление и документы, подтверждающие основания для присвоения звания "Ветеран военной службы", предусмотренные Федеральным законом "О ветеранах", в соответствующее кадровое или пенсионное подразделение.
Заявление и необходимые документы в трехнедельный срок направляются для принятия по ним решения в соответствующий федеральный орган исполнительной власти. Решение о присвоении звания "Ветеран военной службы" принимается федеральным органом исполнительной власти в месячный срок. В случае отказа в присвоении звания "Ветеран военной службы" соответствующие федеральные органы исполнительной власти сообщают ходатайствующим причины и основания отказа.
Лицам, которым присвоено звание "Ветеран военной службы", вручается удостоверение ветерана военной службы. За получением удостоверения обратитесь в кадровый орган воинской части, в которой Вы проходили военную службу.
Льготы ветеранам военной службы предоставляются в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации. Как правило, ветераны военной службы приравниваются к ветеранам труда и пользуются определенными правами с момента достижения 60 лет - для мужчин и 55 лет - для женщин.
С. В.Шанхаев
Адъюнкт кафедры военной администрации,
административного и финансового права
Военного университета, капитан юстиции
------------------------------------------------------------------
Название документа
Вопрос: Может ли быть исчислена пенсия с предыдущей должности, если по личной просьбе в интересах службы был перемещен с одной должности на другую с меньшим должностным окладом? Считаю, что право, на пенсию дает не только календарная выслуга, а общая, и перемещение на другую должность с меньшим должностным окладом дает право на исчисление пенсии за выслугу лет. Что можно предпринять в данном случае?
("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 3)
Текст документа
Вопрос: Уважаемая редакция! Благодарю Вас от имени пенсионеров гарнизона за Вашу работу. Мы выписываем журнал "Право в Вооруженных Силах" уже пять лет, и он нам очень здорово помогает в решении наших проблем. Наш лозунг: "Не жалеть времени, сил и средств для правового самообразования, чтобы противопоставить беззаконию и произволу всю мощь правомерного непокорства". Мой вопрос: может ли быть исчислена пенсия с предыдущей должности? Поясняю свой вопрос. В сентябре 1993 г. летчик был перемещен по личной просьбе в интересах службы с летной должности на летную с меньшим должностным окладом.
Выслуга лет на день перемещения: календарная - 19 лет 1 месяц; льготная - 14 лет 7 месяцев. Общая выслуга - 33 года 8 месяцев.
В занимаемой должности был с 1989 г. - 4 года. Звание - подполковник (с 1989 г.).
При перемещении не был оформлен "боковик".
Уволен в 1999 г. по оргштатным мероприятиям, должность не менялась.
Должностные лица не оформляют "боковик", ссылаясь на то, что на момент перемещения не было 20 лет календарной выслуги.
Считаю, что согласно вышеизложенному право на пенсию дает не только календарная выслуга 20 лет (так как это противоречит положениям Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 и Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941), а общая (календарная и льготная) и перемещение с летной должности не только на нелетную, но и на летную должность с меньшим должностным окладом дает право на исчисление пенсии за выслугу лет в соответствии с абз. 2 подп. "а" п. 9 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941.
Помогите разобраться. Что можно предпринять в данном случае?
Стоит ли обращаться в суд и какими законами и нормативными актами необходимо руководствоваться для решения данного вопроса?
Ответ: Действительно, в соответствии с абз. 2 подп. "а" п. 9 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" от 22 сентября 1993 г. N 941 (в редакции, действовавшей при Вашем перемещении) офицерам, переведенным по состоянию здоровья или возрасту с летной работы, подводных лодок (подводных крейсеров), атомных надводных кораблей (в том числе офицерам органов безопасности, обслуживающим атомные надводные корабли и атомные подводные крейсеры, включая вторые экипажи и экипажи строящихся крейсеров) и минных тральщиков на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, пенсия при последующем увольнении их с военной службы может исчисляться исходя из оклада по штатной должности, которую они занимали до указанного перевода. В таком же порядке могут исчисляться пенсии при увольнении с военной службы также офицерам в званиях полковника, ему равном и выше, переведенным в интересах службы по состоянию здоровья или возрасту с должностей, которые они занимали не менее трех лет, на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет.
Автором ставится под сомнение Ваше право на исчисление пенсии из расчета по ранее занимаемой воинской должности, так как из Вашего вопроса следует, что Вы были переведены "...по личной просьбе в интересах службы с летной должности на летную с меньшим должностным окладом". Из основания Вашего перевода следует, что Ваш случай не подпадает под действие подп. "а" п. 9 указанного Постановления Правительства Российской Федерации. Поэтому Ваши предположения по поводу порядка исчисления выслуги лет не относятся к данной ситуации.
С. В.Шанхаев
Адъюнкт кафедры военной администрации,
административного и финансового права
Военного университета, капитан юстиции
------------------------------------------------------------------
Название документа
Вопрос: Разъясните порядок выезда из Российской Федерации военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации, имеющего допуск к совершенно секретным документам (по ф. 2), на постоянное место жительства (ПМЖ) в Грузию (где проживают близкие родственники), после увольнения из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе порядок назначения пенсии.
("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 3)
Текст документа
Вопрос: Разъясните порядок выезда из Российской Федерации военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации, имеющего допуск к совершенно секретным документам (по ф. 2), на постоянное место жительства (ПМЖ) в Грузию (где проживают близкие родственники), после увольнения из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе порядок назначения пенсии.
Ответ: В соответствии со ст. 24 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" от 21 июля 1993 г. N 5485-1 должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут, в частности, касаться права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если он при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с Законом Российской Федерации о государственной тайне, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии что срок ограничения не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, - до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с вышеназванным Федеральным законом.
В случае если имеется заключение Межведомственной комиссии по защите государственной тайны о том, что сведения особой важности или совершенно секретные сведения, в которых гражданин был осведомлен на день подачи заявления о выезде из Российской Федерации, сохраняют соответствующую степень секретности, то указанный в трудовом договоре (контракте) срок ограничения права на выезд из Российской Федерации может быть продлен Межведомственной комиссией, образуемой в порядке, установленном для создания межведомственных координационных и совещательных органов, образуемых федеральными органами исполнительной власти. При этом срок ограничения права на выезд не должен превышать в общей сложности десять лет, включая срок ограничения, установленный трудовым договором (контрактом), со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями.
Во всех случаях временного ограничения права на выезд из Российской Федерации орган внутренних дел выдает гражданину Российской Федерации уведомление, в котором указываются основание и срок ограничения, дата и регистрационный номер решения об ограничении, полное наименование и юридический адрес организации, принявшей на себя ответственность за ограничение права данного гражданина на выезд из Российской Федерации.
Решения об ограничении права на выезд из Российской Федерации граждан, осведомленных о сведениях особой важности или совершенно секретных сведениях, отнесенных к государственной тайне, обжалуются гражданами в Межведомственную комиссию, образуемую в порядке, установленном для создания межведомственных координационных и совещательных органов, образуемых федеральными органами исполнительной власти, которая обязана рассмотреть жалобу и дать ответ не позднее чем в трехмесячный срок. Отказ гражданину Российской Федерации в праве на выезд из Российской Федерации может быть обжалован в суд.
Порядок выплаты пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, установлен Федеральным законом "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации" и Постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации" от 8 июля 2002 г. N 510.
Гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации и имеющим (имевшим) ко дню выезда право на получение государственных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, на основании их письменных заявлений суммы назначенных государственных пенсий в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью (службой) могут переводиться за границу в иностранной валюте по курсу рубля, устанавливаемому Центральным банком Российской Федерации на день совершения операции. При этом перевод производится начиная с месяца, следующего за месяцем отъезда гражданина за пределы Российской Федерации, но не ранее чем со дня, до которого выплачена государственная пенсия в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью (службой) в российских рублях.
Суммы государственных пенсий, подлежащие переводу за пределы Российской Федерации, пересматриваются при принятии федеральных законов об изменении норм пенсионного обеспечения, дающих право на более высокую пенсию, если связанный с этим пересмотр размеров государственных пенсий может быть произведен без дополнительного документального подтверждения гражданами юридических фактов, определяющих право на перерасчет государственных пенсий, и если указанными федеральными законами не будет предусмотрено иное.
Действие указанного Федерального закона распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, которым государственные пенсии в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью (службой) назначены в соответствии с законодательством Российской Федерации, независимо от даты их выезда за пределы Российской Федерации, переезда из одного государства в другое и места жительства.
С. В.Шанхаев
Адъюнкт кафедры военной администрации,
административного и финансового права
Военного университета, капитан юстиции
------------------------------------------------------------------
Название документа
Вопрос: Офицер Черноморского флота. Увольняюсь из Вооруженных Сил Российской Федерации по состоянию здоровья (рак, будет II группа инвалидности) в г. Севастополь. Пенсию буду оформлять в местном (украинском) военкомате. Какие выплаты мне полагаются? Какие льготы мне полагаются и как их получить, проживая в Украине? Какие выплаты полагаются моей семье в случае моей смерти?
("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 3)
Текст документа
Вопрос: Офицер Черноморского флота. Увольняюсь из Вооруженных Сил Российской Федерации по состоянию здоровья (рак, будет II группа инвалидности) в г. Севастополь. Пенсию буду оформлять в местном (украинском) военкомате. Какие выплаты мне полагаются? Какие льготы мне полагаются и как их получить, проживая в Украине? Какие выплаты полагаются моей семье в случае моей смерти?
Ответ: В связи с тем что в редакции отсутствуют нормативные правовые акты Украины, ответить на Ваши вопросы не представляется возможным. Посоветовал бы Вам оформить пенсию в российском военкомате и через него получить страховые выплаты при установлении инвалидности, а затем переводить пенсию в порядке, указанном в ответе на вопрос 153892 ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 3).
С. В.Шанхаев
Адъюнкт кафедры военной администрации,
административного и финансового права
Военного университета, капитан юстиции
------------------------------------------------------------------
Название документа
Вопрос: Обратился в суд с заявлением в связи с отказом в выплате материальной помощи. Судом рассмотрение заявления было затянуто. На судебном заседании я уточнил требования, изменив предмет заявления (добавил новое требование). Суд вынес решение о пропуске мной срока на обращение в суд с данным требованием, рассмотрел только изначальное требование. Правомерны ли мои процессуальные действия? Правомерно ли и обоснованно решение суда?
("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 3)
Текст документа
Вопрос: 15 мая обратился в военный суд с заявлением на действия командира части в связи с отказом в выплате материальной помощи. При обращении в суд рассчитывал на рассмотрение моего заявления в срок, установленный ст. 257 ГПК РФ. 7 июня был исключен из списков части, без выплаты материальной помощи (судебное решение отсутствовало). Вместе с тем судом рассмотрение моего заявления было затянуто на пять месяцев и решение по нему состоялось лишь в октябре. На первом состоявшемся судебном заседании в октябре в порядке ст. 39 ГПК РФ я уточнил требования к командиру части (в рамках моего заявления от 15 мая), изменив предмет заявления (добавил новое правовое притязание по восстановлению в списках части) по тому же основанию - невыплата материальной помощи. Несмотря на это, суд, руководствуясь ст. 256 ГПК РФ, вынес решение о пропуске мной срока на обращение в суд с данным требованием, рассмотрев по существу при этом мое требование по невыплате материальной помощи. Правомерны ли мои процессуальные действия в порядке ст. 39 ГПК РФ. Правомерно ли и обоснованно решение суда? В период с мая по октябрь обратиться в суд не имел возможности, не имея судебного решения.
Ответ: Ваш вопрос необходимо рассматривать с двух позиций: материально-правовой и процессуально-правовой.
Материально-правовой аспект. В соответствии с п. 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.
В п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" от 14 февраля 2000 г. N 9 указано, что в том случае, если увольнение военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, произведено на законных основаниях, однако нарушен установленный Положением о порядке прохождения военной службы порядок увольнения военнослужащего в части обеспечения установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением, должно приниматься решение не об отмене приказа об увольнении с военной службы, а только об отмене приказа об исключении этого лица из списка личного состава воинской части, восстановлении конкретных нарушенных прав и возмещении ущерба. При этом срок, в течение которого восстанавливались нарушенные права, подлежит включению в срок военной службы путем возложения на соответствующее должностное лицо обязанности изменить дату исключения военнослужащего из списка личного состава воинской части.
Процессуально-правовой аспект. В соответствии с правилами ч. 1 ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Исходя из Вашего вопроса, можно сделать вывод, что Вами первоначально было подано заявление об оспаривании решения (бездействия), связанного с невыплатой материальной помощи.
Действительно, в соответствии с правилами ч. 1 ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска.
При этом основание иска - это обстоятельства, на которых истец основывает свое требование (см. ст. 131 ГПК РФ). В Вашем случае это невыплата материальной помощи.
Под предметом иска понимается конкретное требование истца (заинтересованного лица) к ответчику (должностному лицу, чьи действия оспариваются) (например, о восстановлении на службе, отмене приказа об увольнении).
Заинтересованное лицо (Вы) имеет право изменить основание или предмет иска. Однако одновременно изменить и основание, и предмет нельзя: закон неслучайно употребил союз "или".
Фактически в октябре Вы изменили предмет своих требований. При этом гражданское процессуальное законодательство не устанавливает каких-либо пресекательных сроков для изменения иска (заявления). Поэтому Вы могли выполнить это процессуальное действие в любой момент до удаления суда в совещательную комнату.
В связи с тем что заявление об оспаривании решения, связанного с невыплатой материальной помощи, процессуально и материально связано с Вашим уточнением требований (восстановление в списках части), представляется, что течение срока, установленного ст. 256 ГПК РФ, должно прерываться. Данное положение установлено ст. 203 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке.
Проверить решение суда на предмет законности и обоснованности сможет только суд кассационной (надзорной) инстанции.
С. В.Шанхаев
Адъюнкт кафедры военной администрации,
административного и финансового права
Военного университета, капитан юстиции
------------------------------------------------------------------
Название документа
Вопрос: Входил ли срок военной службы по призыву (срочная служба - 1968 - 1970 гг.) в выслугу лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет с 1994 г. по 2000 г. На основании каких документов? В Постановлении Правительства Российской Федерации от 13 октября 1992 г. N 781 и от 14 июля 2000 г. N 524 об этом ничего не говорится.
("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 3)
Текст документа
Вопрос: Входил ли срок военной службы по призыву (срочная служба - 1968 - 1970 гг.) в выслугу лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет с 1994 г. по 2000 г. На основании каких документов? В Постановлении Правительства Российской Федерации от 13 октября 1992 г. N 781 и от 14 июля 2000 г. N 524 об этом ничего не говорится.
Ответ: В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1992 г. N 781 засчитывались с 1 февраля 1992 г. лицам офицерского состава в стаж службы для выплаты процентной надбавки за выслугу лет периоды их воинской службы в качестве прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы до присвоения первого офицерского звания.
Стаж службы для выплаты процентной надбавки за выслугу лет прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы Министерства безопасности Российской Федерации исчислялся в порядке, предусмотренном для лиц офицерского состава.
Таким образом, в стаж не включались периоды прохождения срочной военной службы (военной службы по призыву).
В соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2000 г. N 524, в стаж для исчисления надбавки стали входить все периоды военной службы, в том числе срочной военной службы (военной службы по призыву).
С. В.Шанхаев
Адъюнкт кафедры военной администрации,
административного и финансового права
Военного университета, капитан юстиции
------------------------------------------------------------------
Название документа
Вопрос: Выплата за выслугу лет в денежное довольствие и отпуск должны исчисляться в льготном исчислении выслуги лет? В льготное исчисление входят "северные" - 1 год за 1,5 года и "чеченские" - 1 месяц за 3 месяца и это действует на всех военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации или на отдельные рода войск?
("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 3)
Текст документа
Вопрос: Выплата за выслугу лет в денежное довольствие и отпуск должны исчисляться в льготном исчислении выслуги лет? В льготное исчисление входят "северные" - 1 год за 1,5 года и "чеченские" - 1 месяц за 3 месяца и это действует на всех военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации или на отдельные рода войск?
Ответ: 1. Исчисление льготной выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет.
В соответствии с п. 4 Правил исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2000 г. N 524, в выслугу лет военнослужащих для назначения надбавки засчитывается на льготных условиях (один месяц службы за полтора месяца) время военной службы:
а) на воинских должностях, выполнение обязанностей по которым связано с систематическим совершением прыжков с парашютом: в Воздушно-десантных войсках и военных образовательных учреждениях профессионального образования, готовящих офицеров для Воздушно-десантных войск, воинских частях и подразделениях специального (особого) назначения (специальной разведки), десантно-штурмовых соединениях и воинских частях, разведывательных десантных подразделениях Сухопутных войск, разведывательных десантных подразделениях морской пехоты, поисково-спасательной и парашютно-десантной службах авиации Вооруженных Сил Российской Федерации, Союза ССР, Объединенных Вооруженных Сил государств - участников Содружества Независимых Государств;
б) на воинских должностях, выполнение обязанностей по которым связано с систематическим совершением прыжков с парашютом в других войсках, воинских формированиях и органах, по перечню подразделений и воинских должностей, утверждаемому руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
При этом выслуга лет на льготных условиях исчисляется:
- в десантно-штурмовых соединениях и воинских частях, разведывательных десантных подразделениях Сухопутных войск и разведывательных десантных подразделениях морской пехоты - не ранее чем с 14 марта 1980 г.;
- в поисково-спасательной и парашютно-десантной службах авиации Вооруженных Сил Российской Федерации, Союза ССР, Объединенных Вооруженных Сил государств - участников Содружества Независимых Государств, а также авиации пограничных войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации - не ранее чем с 1 января 1990 г.;
- в военных образовательных учреждениях профессионального образования, готовящих офицеров для Воздушно-десантных войск (кроме военно-образовательных учреждений профессионального образования Воздушно-десантных войск), - не ранее чем с 1 июня 1992 г.;
- в войсках гражданской обороны - не ранее чем с 15 февраля 1994 г.;
в) на воинских должностях, предусмотренных в штатах управлений океанографических экспедиций, экспедиций особого назначения, экспедиционных аварийно-спасательных отрядов, гидрографических и океанографических экспедиций, соединений кораблей и судов, военно-морских баз, флотилий, флотов;
г) на воинских должностях, предусмотренных в штатах боевых кораблей и катеров, кораблей специального назначения, морских судов обеспечения, самоходных катеров и самоходных рейдовых судов обеспечения, в том числе строящихся, ремонтирующихся и находящихся на консервации, экипажей консервации указанных кораблей, катеров и судов, перегонных команд, а также в управлениях соединений кораблей и судов, экспедиций и отрядов, постоянно размещенных на кораблях и самоходных судах.
Исчисление выслуги лет на льготных условиях производится в порядке, устанавливаемом министром обороны Российской Федерации, руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
2. Льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии.
Постановлением Правительства Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" от 9 февраля 2004 г. N 65 установлено, что для назначения пенсии засчитывается:
а) 1 месяц службы (военной службы) за 1,5 месяца;
б) время непрерывного нахождения на излечении в госпиталях и других лечебных учреждениях в случае получения ранения, контузии, увечья или заболевания в связи с непосредственным выполнением задач в составе специальных сил и сил Объединенной группировки из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 1,5 месяца;
в) время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца. При этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 г. - руководителем контртеррористической операции;
г) время непрерывного нахождения на лечении в госпиталях и других лечебных учреждениях в случае получения ранения, контузии, увечья или заболевания в связи с непосредственным участием в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца.
Продолжительность основного отпуска в соответствии со ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определяется в зависимости от общей продолжительности военной службы в льготном исчислении.
С. В.Шанхаев
Адъюнкт кафедры военной администрации,
административного и финансового права
Военного университета, капитан юстиции
------------------------------------------------------------------
Название документа