Кризис в социально-экономической системе в Российской Федерации как необходимость изменения накопительной части пенсии

(Шевнина Л. Е.) ("Социальное и пенсионное право", 2013, N 3) Текст документа

КРИЗИС В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК НЕОБХОДИМОСТЬ ИЗМЕНЕНИЯ НАКОПИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ПЕНСИИ

Л. Е. ШЕВНИНА

Шевнина Любовь Евгеньевна, Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики, кандидат философских наук, доцент.

Статья посвящена анализу основных социально-экономических проблем системы социальной защиты и пенсионного обеспечения граждан, связанных в т. ч. с крайне низким размером выплат, неудовлетворительным качеством социальных услуг, отсутствием надежных юридических гарантий реализации конституционных прав граждан в данной области. Исследуются произошедшие в 2013 г. в пенсионной системе изменения, а именно индексация пенсий, материнского капитала, ЕДВ, изменения при уплате страховых социальных платежей, а также вопросы, связанные с формированием накопительной части пенсии.

Ключевые слова: источник финансирования, традиционная система, пенсионная реформа, социальная пенсия, форма распределения материальных благ, дезадаптативные и девиационные процессы, социоэкология личности.

Crisis in social-economy system in the Russian Federation as a necessity of change of the funded component of retirement pension L. E. Shevnina

Socio-economic system characterized by an extremely low level of payments, the poor quality of social services, the lack of reliable legal guarantees of the constitutional rights of the citizens in this area. In 2013, the pension system, a number of changes have taken place, namely, the indexation of pensions, maternity capital, EDV, changes in payment social insurance payments, as well as issues related to the formation of the funded part of the pension.

Key words: financial source, traditional system, pension reform, social pension, form of distribution of material benefits, maladaptive and deviation processes, social ecology of personality.

Социально-экономическая ситуация в Российской Федерации в целом имеет кризисный характер. Анализ используемых государством методов социальной политики приводит к выводам о недопущении в отдельных регионах особенно острых кризисных ситуаций, способных привести к социальным взрывам, поводом для которых может служить аномально высокая территориальная дифференциация. Проведение социальных реформ сопровождается развитием законодательства, в т. ч. и по социальным проблемам. Социальные права граждан, провозглашенные Конституцией Российской Федерации, закрепляются путем принятия социального законодательства по конкретным вопросам: безработица, семья, детство, инвалидность и т. д. Для реализации принятых социальных законов Правительство Российской Федерации, министерства и ведомства разрабатывают условия и нормы, порядок их практического применения. Особенно важна законотворческая деятельность по социальной защите на региональном уровне, она позволяет решать конкретные социальные задачи, с учетом реального положения дел осуществлять социальную защиту населения в регионе. Изменение традиционной системы государственного социального обеспечения объективно связано с необходимостью адаптации общества к происходящим рыночным реформам. К сожалению, до настоящего времени в России отсутствует целостная концепция социального реформирования, хотя есть основные элементы новой системы социальной защиты населения. Важное теоретическое значение имеет разработка понятия социального обеспечения как категории, имеющей общечеловеческую ценность, произведенная Р. И. Ивановой. По ее мнению, социальное обеспечение - это форма распределения материальных благ не в обмен на затраченный труд с целью удовлетворения личных жизненных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе, в случаях и на условиях, установленных в социальных, в т. ч. правовых, нормах <1>. -------------------------------- <1> Иванова Р. И. Социальное обеспечение в государственно организованном обществе: генезис, развитие и функционирование (правовой аспект): Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1987. С. 36.

Данное определение может считаться универсальным, т. к. отражает сущность социального обеспечения независимо от конкретных исторических условий (экономического и политического строя), в которых оно организуется. В его основе лежат следующие устойчивые признаки: - объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты, направленной на поддержание или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения; - особые фонды и источники социального обеспечения; - особые способы предоставления средств к существованию; - закрепление правил предоставления социального обеспечения в социальных, в т. ч. правовых, нормах. Источником финансирования для ее осуществления служат государственные (централизованные) внебюджетные фонды социального назначения, которые образуются по территориальному принципу. К внебюджетным фондам социального назначения относятся: пенсионный фонд, фонд занятости, фонд обязательного медицинского страхования, социального страхования, социальной поддержки. Политическая функция социального обеспечения способствует поддержанию стабильности в обществе, в котором имеются значительные различия в уровне жизни различных слоев населения. Демографическая функция призвана регулировать и стимулировать воспроизводство народонаселения, необходимое для нормального развития страны. Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества. Таким образом, социальное обеспечение представляет собой совокупность общественных отношений по распределению централизованных внебюджетных фондов социального назначения и перераспределение части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей граждан (и членов их семей) в случае утраты источника средств к существованию, несения дополнительных расходов или отсутствия необходимого прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам, а также оказания медицинской помощи, содействия семье в содержании и воспитании детей, предоставления других социальных льгот и услуг. С 1992 г. в России начались системные исследования по направлениям теории и истории социальной работы, социального администрирования, подготовки специалистов, методов помощи различным клиентам, осуществляется перевод книг по теории и практике зарубежной социальной работы. Исследования в области социальной работы начинаются с определения ее научной области познания исходя из понимания ее целей и задач. В этом отношении первоначально наблюдается большой разброс мнений по данному вопросу. Разность мнений наблюдается не только в определении сущности социальной работы, но и в определении ее концептуальной схемы, объектно-предметных связей. В учебной программе "Теория и методика (технология) социальной работы" Н. Данакин определяет социальную работу как "содействие людям в решении их личных проблем". Характерно, что теоретический конструкт программы предполагает основы познания социальной работы, которыми является личность в контексте проблем с группой, обществом социальных дезадаптативных и девиационных процессов <2>. -------------------------------- <2> Данакин Н. Теория и методика (технология) социальной работы. М.: Вестник, 2002.

И. Зимняя вводит новое понятие "социоэкология личности", которое должно, по ее мнению, отразить "междисциплинарные тенденции", присутствующие в теории и практике социальной работы. Тем самым она предлагает идентифицировать не область познания, а междисциплинарную науку "в самом строгом и полном смысле". Социальные подходы к теории социальной работы представлены работами Е. Холостовой, И. Зайнышевым. Е. Холостова, относя научное знание социальной работы к междисциплинарным дисциплинам, в качестве объекта социальной работы выделяет социальные отношения. В предмете выделяется ряд направлений, которые отражают "специфические отношения" и, по сути дела, кластеры познания социальной работы, они представлены индивидуальными, семейными проблемами, социально-экологическими проблемами, социально-экономическими проблемами, проблемами социальной стратификации, поведенческого функционирования, символизации и моделирования, коммуникации, структуры власти <3>. -------------------------------- <3> Холостова Е., Зайнышева И. Социальные подходы в теории социальной работы. М.: Гуманитарный издательский центр "ВЛАДОС", 2002.

В 2013 г. в пенсионной системе произошел ряд изменений, а именно индексация пенсий, материнского капитала, ЕДВ, изменения при уплате страховых социальных платежей, а также вопросы, связанные с формированием накопительной части пенсии. Итак, обо всем по порядку. В 2013 г. пенсии будут повышаться дважды. С 1 февраля повышение произошло на 6,5 - 7%, и еще с 1 апреля на 3 - 3,3%. Работающим пенсионерам будет произведен перерасчет пенсий в августе. Социальная пенсия будет проиндексирована, как и раньше, 1 апреля, и индексация составит 5,1%, что приведет к увеличению среднего размера трудовой пенсии по старости до 10313 руб., а размера социальной пенсии - 6169 руб. ЕДВ будет проиндексирована на 5,5%, как и материнский капитал. Что нового в пенсионной системе в 2013 г.? Для работодателей важным является то, что в 2013 г., как и в 2012 г., базовый тариф страхового взноса на обязательное пенсионное страхование будет по-прежнему 22%, а на обязательное медицинское страхование - 5,1%. Предельный заработок за год для уплаты данных взносов будет 568 тыс. руб., сверх вышеуказанной суммы будет выплачиваться 10%. Самозанятое население теперь будет выплачивать обязательные платежи исходя из 2 МРОТ, а не одного, как было до 2013 г. В этом году МРОТ установлен в размере 5205 руб. Это означает, что предприниматели, нотариусы, адвокаты будут в этом году выделять на социальные платежи 35664,7 руб., а это уже совсем не мало, особенно для тех, кто занимается своей деятельностью не в крупном городе, а где-то в небольшом населенном пункте <4>. -------------------------------- <4> Постановление Правительства Российской Федерации от 29 января 2013 г. N 56 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. N 5. Ст. 397.

Не очень обрадовали и работодателей, у которых есть рабочие места, относящиеся к вредным и опасным. А именно: теперь действует тариф для Списка N 1 - 4%, а для работников, которые входят в Список N 2, тариф равен 2%. Особая дискуссия была при обсуждении пенсионной реформы в части, касающейся формирования накопительной части пенсии. Раньше тариф страхового взноса на накопительную часть пенсии составлял 6%, теперь же можно выбирать, сколько отчислять - 6% или 2%. Единственное, необходимо написать заявление, сколько вы хотите отчислять, т. к. те, кто не подаст заявление, будут автоматически переведены на тариф 2%. Данное заявление (куда будете переводить и сколько) необходимо подать в течение 2013 г., т. к. автоматический перевод будет осуществлен в 2014 г. Для тех же, кто уже раньше передал пенсионные накопления в НПФ, отчисления остаются 6% также автоматически. С 2013 г. также перестанут приходить "письма счастья", и всю информацию можно найти на едином портале государственных и муниципальных услуг. Если же все-таки есть желание, чтобы эти письма приходили, необходимо будет написать заявление в ПФР. Для тех, кто еще не вступил в программу софинансирования пенсии, напоминаем, что времени остается немного, т. к. программа действует только до 1 октября 2013 г. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики в соответствии с Приказом от 11 марта 2013 г. N 93н утвержден перечень продуктов питания - представителей для определения уровня потребительских цен на продукты питания при исчислении величины прожиточного минимума. В соответствии с Правилами исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 января 2013 г. N 56 (Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. N 5. Ст. 397) <5>, утвержден прилагаемый перечень продуктов питания - представителей для определения уровня потребительских цен на продукты питания при исчислении величины прожиточного минимума. -------------------------------- <5> Постановление Правительства Российской Федерации от 29 января 2013 г. N 56 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. N 5. Ст. 397.

В Постановлении от 16 марта 2013 г. N 212 "О внесении изменений в Правила передачи пенсионных накоплений для финансирования накопительной части трудовой пенсии из одного негосударственного пенсионного фонда в Пенсионный фонд Российской Федерации и определения их стоимости" Правительство Российской Федерации постановляет: "В Правилах передачи пенсионных накоплений для финансирования накопительной части трудовой пенсии из одного негосударственного пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд или из негосударственного пенсионного фонда в Пенсионный фонд Российской Федерации и определения их стоимости, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 г. N 55 (Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 7. Ст. 525; 2006. N 28. Ст. 3078; 2010. N 31. Ст. 4245; N 42. Ст. 5385) <6>: -------------------------------- <6> Постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 г. N 55 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 7. Ст. 525; 2006. N 28. Ст. 3078; 2010. N 31. Ст. 4245; N 42. Ст. 5385.

а) подпункт "а" п. 2 изложить в следующей редакции: "а) в другой негосударственный пенсионный фонд в случае: прекращения договора об обязательном пенсионном страховании между фондом и застрахованным лицом (далее - договор) в связи с заключением застрахованным лицом нового договора об обязательном пенсионном страховании. Пенсионные накопления, учтенные на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии застрахованного лица (далее - пенсионный счет), передаются не позднее 31 марта года, следующего за годом подачи застрахованным лицом заявления о переходе из фонда в фонд. Основанием для передачи пенсионных накоплений является уведомление о внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц, направляемое в фонд Пенсионным фондом Российской Федерации не позднее 31 марта года, следующего за годом подачи застрахованным лицом заявления о переходе из фонда в фонд; о реорганизации фонда (фондов). Пенсионные накопления передаются в порядке, указанном в п. 5.4 ст. 36.6 Федерального закона. Основанием для передачи пенсионных накоплений является реорганизация фонда (фондов), завершение которой определяется в соответствии с п. 2.15 ст. 33 Федерального закона;" <7>. -------------------------------- <7> Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (с измен. и доп. от 12 ноября 2012 г. N 180-ФЗ). В п. 1 ст. 36.1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2013 г.

В настоящее время Россия переживает сложный период, связанный с реформированием политической, экономической, социальной, культурной, правовой, духовной сфер жизни общества. Определенную роль при этом должен играть человек. Формирование России как демократического правового социального государства непосредственно связано с утверждением человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности. Достойный уровень жизни и социальная защищенность человека обеспечивают социальные права. Одним из главных является право на социальное обеспечение. Конституция Российской Федерации, признавая право каждого человека на социальное обеспечение, одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для осуществления этого права <8>. Система социального обеспечения в современной России находится в состоянии глубокого кризиса. Она характеризуется крайне низкими размерами выплат, неудовлетворительным качеством социальных услуг, отсутствием надежных юридических гарантий реализации конституционных прав граждан в данной области. Такое положение требует проведения серьезных научных исследований и выработки рекомендаций о путях проведения реформы всей социальной сферы. Все эти процессы определяют актуальность данной проблемы и являются обоснованием для выбора темы настоящего дипломного исследования. -------------------------------- <8> Статья 39 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изм. и доп. на 2013 г.).

------------------------------------------------------------------

Название документа