Шведский опыт строительства социального государства

(Антюшина Н. М.) ("Государственная власть и местное самоуправление", 2007, N 2) Текст документа

ШВЕДСКИЙ ОПЫТ СТРОИТЕЛЬСТВА СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

Н. М. АНТЮШИНА

Антюшина Н. М., старший научный сотрудник Центра Северной Европы Института Европы РАН, кандидат экономических наук.

Шведская экономическая система, часто обозначаемая понятием "шведская модель", отличается рядом замечательных особенностей, одна из которых, по моему мнению, состоит в том, что она способна динамически обеспечивать достижение социального, экономического и политического равновесия; благодаря социальной ориентации она позволяет находить золотую середину в решении важнейших вопросов социально-общественного развития на основе компромиссов. Позиционируя шведскую модель в мировой экономике, следует признать, что она не является каким-то уникальным явлением, она представляет собой разновидность североевропейской модели. Разброс макроэкономических характеристик моделей, по которым развиваются страны Северной Европы (см. табл. 1), между странами региона заметно меньше, чем по отношению к показателям ЕС, причем социальная и инновационная ориентация наиболее четко выражается и наиболее последовательно проводится именно в шведском варианте модели, находя свое отражение в ежедневной социально-экономической политике. Сравнение с другими странами показывает, что шведский предпринимательский сектор более сильно ориентирован в социальном и инновационном отношении. Например, доля бизнеса в финансировании социальных расходов в Швеции достигает 36% (против 9% в Дании), а в финансировании НИОКР - 68,7% (против 49% в Норвегии) <3>. Вторая особенность шведской модели заключается в том, что она способна обеспечивать качественное развитие экономики даже в условиях глобализации и интеграции, несмотря на то что они создают более жесткие условия для конкуренции. Этот вывод иллюстрируют данные табл. 2, в которой представлены высокие рейтинги Швеции и всего Североевропейского региона, которые показывают, что эти страны занимают лидирующие позиции в мировой экономике по целому ряду важнейших макроэкономических показателей. -------------------------------- <3> Nordic Statistical Yearbook. 2001. P. 113, 234.

Таблица 1

Некоторые характеристики моделей социально-экономического развития в странах Северной Европы

Дания Исландия Норвегия Финляндия Швеция ЕС

Удельный вес 1995 59,5 43,0 51,5 59,0 67,7 50,5 государственного бюджета в ВВП, 2000 57,4 42,7 42,7 56,1 62,4 46,4 в % 2004 58,9 48,1 57,9 52,5 58,3 46,3

Доля налогов 1995 49,4 31,8 41,1 45,1 48,5 40,1 в ВВП, в % 2000 49,5 38,3 39,0 47,3 54,0 41,4

2004 48,9 38,1 43,5 45,9 50,2 40,6

Доля социальных 1995 32,4 19,8 25,9 31,1 32,9 25,6 расходов в ВВП, в % 2000 29,2 19,7 23,0 24,5 28,6 23,7

2001 21,2 13,7 23,9 24,8 29,8 23,9

Доля социальных 2000 67,3 53,4 50,6 53,4 69,5 - расходов в государственном 2004 - - 42,9 - 47,6 бюджете, в % (2002)

Доля бедных (в (1) 11 - 11 9 15 1999 г.): после получения (2) 24 - 21 28 24 социальной помощи от (3) 24,7 - 25,8 26,9 25,0 -1 государства (1); до ее получения (2); коэффициент Джини в 2000 г. (3)

ВВП на душу 1995 20 800 20 193 21 100 17 100 18 100 - населения, в евро 2000 27 100 25 785 30 700 23 200 22 900 -

2004 27 700 26 000 32 800 25 600 25 800 23 800

Таблица 2

Место стран Северной Европы в мировой экономике по некоторым социально-экономическим показателям в 2004 - 2006 гг. <4>

Годы Дания Исландия Норвегия Финляндия Швеция ФРГ

Рейтинг по ВВП 2004 5 6 2 13 8 16 на душу населения

Индекс человеческого 2005 14 2 1 13 6 20 развития

Индекс глобальной 2005 4 7 9 1 3 15 конкурентоспособности

Рейтинг по степени 2005 4 1 8 2 6 16 коррупции

Индекс экономической 2006 8 5 30 12 19 19 свободы

Третья замечательная особенность шведской модели состоит в том, что она обладает относительной устойчивостью, по крайней мере, она оказалась более прочной, чем социалистическая модель в странах Центральной и Восточной Европы. Эта способность противостоять внешним воздействиям, сохраняя свой характер, связана с тем, что она функционально нацелена на достижение социально-экономического равновесия, выгодного положения в системе международного разделения труда и сглаживание социально-экономических дисбалансов, что обусловливает ее способность к качественному развитию народного хозяйства. Теоретически она исходит из признания того факта, что у рынка и рыночных механизмов есть недостатки (market failure), которые можно компенсировать при помощи социальной инженерии, государственного регулирования и общественного сектора экономики. Эта модель способна приводить к непротиворечивому сочетанию противоречивых целей, позволяя находить золотую середину между крайностями. Например, между социальной защищенностью и экономической эффективностью, высоким уровнем производства и потребления и заботой об окружающей среде, высокой занятостью и низкой инфляцией и т. д. Эта задача является весьма сложной, так как поиск баланса осуществляется сразу в нескольких направлениях: в политическом, социальном и экономическом, и он должен привести к достижению социального, экономического и функционального равновесия. Подчеркнем, что баланс носит динамический характер, т. е. он устанавливается не на каком-то однозначно фиксированном уровне, а выдерживается в определенном диапазоне значений, внутри которого обеспечивается соответствие показателей политически выбранным целевым установкам экономического развития. Социальный баланс в шведском обществе обеспечивается щедрой и универсальной системой социальной поддержки, основанной на компромиссе между ведущими политическими силами, на культуре политического консенсуса и социального контракта между трудом и капиталом. Степень и масштабы социальной ориентации экономического развития иллюстрируют данные табл. 3.

Таблица 3

Социальные расходы в государственном бюджете стран Северной Европы в 2000 г. <5>

Доля в % к бюджету Дания Исландия Норвегия Финляндия <6> Швеция

На здравоохранение 9,7 17,9 4,6 6,0 22,6

На образование 14,8 14,8 6,1 6,5 21,2

На социальную защиту 42,5 20,7 39,9 20,6 25,7

Доля социальных 67,3 53,4 50,6 53,4 69,5 расходов в государственном бюджете

Доля социальных 29,2 19,8 23,9 24,8 29,8 расходов в ВВП

ВВП на душу 27 100 25 785 39 700 23 200 22 900 населения, в евро

Социальные расходы на 7754 5853 6492 5925 7367 душу населения, в евро

Заметим, что размер социальных расходов на душу населения в Швеции и других странах Североевропейского региона сопоставим с размером ВВП России в расчете на душу населения. Универсальная по своему характеру система социальной защиты населения в Швеции по общему признанию является одной из самых щедрых систем в мире. Однако она оценивается по-разному: наряду с положительными высказываются и негативные оценки. В соответствии с неолиберальным подходом ее принято рассматривать как милость, подарок или даже подачку со стороны государства, как социальные издержки, которые ложатся тяжким бременем на производственные расходы, снижая конкурентные позиции шведских товаров за рубежом. Такая точка зрения игнорирует тот факт, что социальный баланс приносит весомые преимущества, в том числе экономического плана, которые вполне оправдывают финансовые издержки на его достижение. А именно: шведская модель обеспечивает оптимальный способ воспроизводства рабочей силы при одновременном повышении ее качества в соответствии с требованиями информационного общества. Прирост населения <7> и темпы экономического роста в Швеции несколько выше, чем в ЕС, несмотря на высокую занятость женщин в производственной деятельности, доля же бедных и безработных - ниже, чем в ЕС (см. табл. 1 и 6). Благодаря щедрой системе социальных компенсаций и пособий доля бедного населения в Швеции снижается с 28 до 9%, т. е. в 3 раза (в Дании и Норвегии в 2 раза), тогда как в ЕС (15 стран) - только в 1,6 раза <8>. -------------------------------- <7> По последним данным, в пяти странах Северной Европы на одну женщину приходится 1,7 ребенка по сравнению с 1,5 - в ЕС и 12,4 - в Японии // Norden i Tal. 2005; Nordic Council. <8> Рассчитано по: Europe. 2003. N 1287. 10.05.

Учитывая социально-экономические последствия, щедрую систему социальной защиты населения в Швеции целесообразно оценивать двояко: а) с одной стороны, как справедливую компенсацию общества за развал в результате индустриализации семьи традиционного типа, свойственной аграрной стадии развития, и переход к атомарной (нуклеарной) семье индустриальной и постиндустриальной стадии, социальные функции и возможности которой значительно уже, чем у традиционной семьи; б) с другой стороны, ее можно трактовать как инвестиции в развитие человеческого потенциала, которые превращают его в человеческий капитал, что является необходимой предпосылкой развития наукоемких, ориентированных на экспорт видов производства, а это, в свою очередь, становится предпосылкой достижения высокой конкурентоспособности. Условием достижения социального баланса в Швеции, как и в других странах региона, выгодное положение в системе международного разделения труда, который поддерживается высокой инновационной способностью шведской промышленности. Это приводит к достижению активного баланса во внешней торговле и платежах, что подтверждают данные табл. 4. Внешнеэкономический баланс обеспечивается инновационной ориентацией, данные по которой представлены в табл. 5.

Таблица 4

Некоторые показатели, характеризующие качество участия стран Северной Европы в системе международной торговли <9>

Годы Дания Исландия Норвегия Финляндия Швеция ЕС

Сальдо торгового 2000 5,4 -7,0 16,2 10,1 5,3 - баланса, в % к ВВП 2004 5,1 -4,8 14,2 5,6 8,0 2,1

Сальдо 2000 1,5 -0,4 14,9 7,4 3,9 - платежного баланса, в % к 2003 3,0 -2,0 13,0 5,7 6,3 - ВВП

Доля наукоемкой 2000 20,7 2,7 10,3 27,3 28,8 23,3 продукции в общем экспорте готовой 2002 22,1 5,0 13,9 24,6 21,9 23,1 продукции

Таблица 5

Финансирование НИОКР в странах Северной Европы <10>

Годы Дания Исландия Норвегия Финляндия Швеция ЕС

Расходы на НИОКР, 1998 2,06 2,07 1,65 2,88 3,62 1,86 в % к ВВП 2000 2,27 2,75 1,60 3,40 3,65 1,93

2003 2,60 3,09 1,89 3,51 4,27 1,99

Расходы на НИОКР, 2003 760 903 646 995 1150 532 в евро на душу населения

Доля бизнеса в 2003 61,4 46,2 49,2 70,0 64,9 55,1 финансировании НИОКР

Шведская промышленность вышла на мировой рынок на ранней стадии индустриализации, в результате чего ее производственный аппарат и экспорт оказались сконцентрированными у крупных компаний: 80% промышленного производства находятся под контролем 25 крупнейших компаний, а 80% банковских услуг оказывают четыре крупнейших банка страны <11>. Ранняя интернационализация, высокая степень специализации, ориентация на высокий уровень минимальной заработной платы, принцип солидарности в политике оплаты труда, который влечет устранение с рынка экономически слабых компаний, не выдерживающих конкуренции, все это содействовало концентрации производства и капитала, а вместе с тем это содействовало формированию инновационной ориентации у шведских промышленных компаний, так как крупные компании обладают большими возможностями для поддержания своей высокой конкурентоспособности. Это превратилось в важное конкурентное преимущество Швеции на стадии информационного общества. -------------------------------- <11> 2006 Index of Economic Freedom // Wall Street Journal.

Еще одна важная черта шведской экономической системы - это поддержание функционального равновесия, т. е. баланса между применением рыночных рычагов и механизмов государственного регулирования, которое отчасти основано на разграничении сфер их действия. Государственное регулирование и общественный сектор берут на себя выполнение тех задач, с которыми плохо справляется или совсем не справляется рынок (в тех сферах, где рыночные механизмы не срабатывают, - market failure), а именно: социальное обеспечение, образование, наука и культура, охрана окружающей среды, развитие инфраструктуры, оказание социальной поддержки уязвимым группам населения. В то время как рыночная сфера охватывает производство товаров и услуг производственного или бытового назначения. Поддержание социально-экономического равновесия в разных областях связано между собой, и эти процессы взаимно обусловлены. Инновационная ориентация позволяет занимать выгодное место в системе международного разделения труда, создает экономические предпосылки для щедрой системы социального обеспечения. В свою очередь, социальный баланс обеспечивает мирные отношения между трудом и капиталом, что создает благоприятную обстановку для развития наукоемкого, ориентированного на экспорт производства. Поддержание всех видов баланса (социального равновесия, внешнеэкономического и функционального баланса) основано на политическом компромиссе между важнейшими социальными силами и политическими партиями Швеции. Активная политика на рынке труда, включающая повышение уровня образования и интенсивную переподготовку кадров, служит предпосылкой структурной перестройки в пользу новых отраслей (особенно отраслей информационного комплекса, фармацевтики и биотехнологии) и способствует улучшению положения Швеции в системе международной торговли и обмена ресурсами. В целом это позволяет поддерживать внешнеэкономический баланс, когда обмен ресурсами с заграницей не истощает внутренние ресурсы страны, а, напротив, содействует ее экономическому развитию. Инновационная ориентация позволяет Швеции развиваться в направлении перехода на устойчивое развитие и поддержание таким образом баланса отношений между человеческим обществом и природной средой. Шведская электроэнергетика все больше переходит на использование экологически нейтральных (так называемых возобновляемых ресурсов, а именно: гидроэнергии, биотоплива, атомной энергии) ресурсов, что делает ее все более свободной от необходимости сжигать углеводороды. Так, например, доля углеводородов в получении электрической энергии в Швеции сократилась с 90% в 1970 г. до 67% в 2002 г. <12> В настоящее время в Швеции работают над тем, чтобы постепенно перевести автомобильный транспорт на использование альтернативных источников энергии. Экологический баланс связан с инновационной ориентацией: переход на природный газ и биотехнологии, широкое использование энергоэкономных и материалосберегающих технологий, вторичное использование сырья, усиленное применение информационных технологий влекут интенсификацию и реструктурирование производства, формирование сервисной экономики, уменьшение интенсивности вредной нагрузки на окружающую среду. -------------------------------- <12> Nordic Statistical Yearbook. 2001. Vol. 39. P. 60; Nordic Statistical Yearbook. 2005. Vol. 43. P. 45.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что так называемая шведская модель представляет собой не однозначное понятие, а многогранное явление. Одна ее грань - это социальное государство с его системой социальной защиты и государственным сектором, который отчасти основан на государственной и муниципальной собственности. Другая грань - это широкая система государственного вмешательства в социальные и экономические процессы. Третья грань - специфическая система налогообложения. Четвертая грань - сочетание экономической свободы для предпринимательской деятельности (либерализм) с социальным государством. (Вот почему применение термина "шведская модель" более оправданно, чем иногда употребляемое понятие "шведский социализм".) Шведская модель представляет собой совокупность всех этих разнообразных качеств. Представление о шведской модели как о многогранном, многослойном понятии позволяет расширить хронологические рамки, которые относятся к ее существованию. Поэтому не следует связывать ее существование с какой-то конкретной формой ее проявления, отождествлять с определенной системой государственного вмешательства, социального обеспечения или налогообложения. Каждое из них является только одной из сторон этого сложного и многогранного процесса, в результате которого устанавливается тот социально-экономический баланс, который был описан выше. Шведская модель существует, пока сохраняется ее сбалансированность в важнейших областях, прежде всего в социальной, экономической и политической сфере. Это не исключает возможности трансформации модели в зависимости от конкретной социально-экономической и политической ситуации. Например, с конца 1980-х годов и в ходе кризиса 1991 - 1993 гг., а также после него происходило усиление рыночных начал в шведской модели, произошло ее сближение с моделью ЕС. Одновременно был ослаблен валютный контроль, было либерализовано движение финансовых ресурсов через границы. Вследствие кризиса имело место незначительное сокращение социальных программ, были произведены налоговая и пенсионная реформы, однако это не уничтожило государство всеобщего благосостояния. У среднего шведа достаточно средств для того, чтобы страховаться на случай потери дохода из-за утраты работы или выхода на пенсию, платить высокие налоги. Предпринятые попытки пересмотра шведской модели вновь закончились выработкой консенсуса, хотя рамки компромисса подверглись испытанию на прочность. Шведская буржуазия не согласилась на передачу производства рабочим фондам (демонтаж фондов в начале 1990-х годов), а в начале 1980-х годов отказалась от централизованной системы проведения переговоров о заключении коллективных договоров, и новая система переговоров между партнерами на рынке труда о заключении коллективных договоров стала системой в 1990-е годы. В свою очередь, профсоюзы не согласились выпустить из своих рук контроль над кассами страхования от безработицы, как того добивались предприниматели. Произошедшие изменения следует оценивать как некую трансформацию шведской модели, но не ее ликвидацию: ведь ее главные особенности и проявления пока сохраняются, а именно: широкая система социальной поддержки, активная роль государства в оказании социальных и инфраструктурных услуг <13>, система мирного разрешения трудовых конфликтов, специфическая система налогообложения с прогрессивной шкалой и т. д. Однако социальное государство сейчас существует в условиях, когда возникают новые угрозы, причем они усиливаются, так как это связано с интенсификацией интеграции, ее распространением на новые сферы, созданием в рамках ЕС и экономического и валютного союза на основе евро и попытками формирования некоего нового супергосударства. -------------------------------- <13> В Швеции большая часть социальных услуг финансируется и оказывается на уровне местных органов власти.

Сохранению социального баланса в Швеции угрожает социальный демпинг со стороны новичков в ЕС, а также налоговая унификация, а внешнеэкономическому балансу - перспектива возможной утраты сравнительных преимуществ Швеции по качеству человеческого капитала в том случае, если будет ликвидирована система поддержания социального баланса и развития человеческих ресурсов. Специфические угрозы возникают в валютно-финансовой сфере. Поскольку налоговая нагрузка в Швеции выше, чем в ЕС, то унификация налоговых систем, неизбежная в случае вступления Швеции в зону евро, грозит сокращением доходов государственного бюджета, что влечет, как следует из данных табл. 6, образование дефицита государственного бюджета и необходимость сокращения государственных расходов на социальные цели. Причем для Швеции эта угроза даже более серьезна, чем для ее соседей по региону, поскольку у нее социальная ориентация выражена наиболее выпукло.

Таблица 6

Сравнение некоторых показателей между ЕС и странами Северной Европы <14>

Годы Дания Исландия Норвегия Финляндия Швеция ЕС (12)

Темпы за 1994 - 2,1 3,5 2,9 3,6 2,8 2,2 экономического 2004 роста, в %

Безработица за 1994 - 5,7 3,3 4,1 11,5 6,8 9,2 2004

Доля налогов в 1994 49,9 31,1 41,0 46,5 47,2 40,4 ВВП, в % 2000 49,5 38,3 39,0 47,3 54,0 41,4

2003 48,9 38,1 43,5 45,9 50,2 40,6

Потеря доходов 1994 9,5 -9,1 1,0 6,1 6,8 - госбюджета, в % к ВВП, в условиях 2000 8,1 -3,1 2,4 5,9 12,6 - выравнивания 2003 8,3 -2,5 2,9 5,3 9,6 -

Баланс 1994 -2,4 -4,8 0,27 -5,7 -9,3 -5,1 государственного бюджета 2000 2,5 2,5 15,6 7,09 5,1 0,07

2004 1,2 -1,65 8,3 2,1 0,1 -2,7

В частности, снижение налогов в Швеции с 50,4% от ВВП до уровня ЕС в 40,5% (по данным за 2003 г.) ведет к соответствующему снижению государственных доходов и образованию дефицита государственного бюджета в размере 10% от ВВП, что превышает расходы Швеции на здравоохранение (6,8%) или образование (7,3%) <15>. Темпы экономического роста в Швеции выше, чем в ЕС, а безработица - ниже (см. табл. 6), а присоединение к ЭВС и переход на евро грозят утратой этих преимуществ в условиях выравнивания общеэкономической конъюнктуры и унификации хозяйственной политики на всем пространстве ЕС. Глобализация и экономическая интеграция ведут к усилению перелива капиталов через границы, а также к усилению географической мобильности рабочей силы. Оба фактора влияют как силы, которые стирают национальную (в том числе шведскую) специфику. Они ведут к унификации национальных моделей по образцу ЕС. Это может привести к утрате имеющихся у Швеции на сегодняшний день компаративных преимуществ в отношении качества рабочей силы, технологического лидерства в избранных отраслях производства, соответствующих нынешней наукоемкой специализации шведской промышленности. -------------------------------- <15> OECD in Figeres. 2005; Europe. N 1363, 13339, 1345, 1346.

Подведя краткие итоги, сделаем выводы относительно проблем и перспектив сохранения социально ориентированного государства в Швеции. Суть шведской экономической системы состоит в создании экономики смешанного типа, которая развивается по так называемому третьему пути <16>, когда производство организуется на основе рыночных механизмов, а распределение осуществляется с учетом социальных требований. В ее фундаменте лежит идея, что в целях достижения максимальной эффективности производство следует сосредоточить в руках частных предпринимателей, а государство при помощи налогов и других инструментов макроэкономического регулирования будет сводить к минимуму отрицательные социальные последствия рыночной системы хозяйствования. Шведская модель развития представляет собой реальную альтернативу как системе централизованно управляемого социализма, так и либеральной капиталистической модели. -------------------------------- <16> Сейчас имеют место попытки разработать новый подход к третьему пути, приближая его к либеральной модели.

Такая модель предполагает разнообразное и крупномасштабное вмешательство государства. Через налоги, систему социального обеспечения и оказания социальных услуг, государственные заказы, воздействие на занятость и инвестиции регулируется личное и общественное потребление. Поддерживая относительно эгалитарное распределение доходов путем перераспределения значительной части произведенного в стране общественного продукта для того, чтобы исключить крайние формы проявления социального неравенства или социальной несправедливости, смягчить социальную неоднородность, а также для того, чтобы изменить структуру спроса в пользу инновационных товаров массового спроса (а не изделий класса люкс), государство содействует прогрессивным структурным сдвигам в экономике в пользу инновационных отраслей (например, персональные компьютеры, средства мобильной связи, бытовая электроника). Оказание государством широкого спектра бесплатных услуг социального характера (дотационное здравоохранение, бесплатное образование вплоть до высшего) создает масштабный и стабильный спрос со стороны государства на медицинскую технику, информационные технологии и другое оборудование (включая мебель, строй материалы и т. д.). Это обеспечивает стабильный спрос на соответствующие изделия, производимые в частном секторе экономики, смягчая таким образом ключевую проблему рыночной экономики - обеспечение рынка сбыта готовой продукции. Это позволяет экономике развиваться в количественном и качественном отношении, а обществу - избегать состояния социальной напряженности, жить в условиях политической стабильности и социального благополучия, которое покоится на политическом консенсусе и соблюдении законных политических, экономических и социальных прав всех основных слоев и социальных групп общества. Политической основой развития по шведскому пути является широкий социальный и политический консенсус между главными общественными силами страны (предприниматели, профсоюзы, политические партии, государственный аппарат), достижение которого является одной из главных целей социал-демократической партии. Партии этого политического направления длительное время формировали политический климат во всех странах Североевропейского региона, а в Швеции социал-демократы имеют даже более прочные позиции, чем в других странах Севера Европы, в отдельные годы им удавалось получать до 51% голосов избирателей. На последних выборах в сентябре этого года социал-демократы, получив наибольшее количество голосов избирателей, были вынуждены уступить право формирования правительства коалиции буржуазных партий, так как СДПШ не удалось получить прочного большинства в парламенте. Таковы парадоксы демократии, когда партия с наибольшей электоральной поддержкой оказывается тем не менее в оппозиции. Шведская модель покоится на следующих основных принципах. Особый тип организации политической жизни, основанный на культуре политического компромисса, который предоставляет возможности для выражения взглядов и реальной защиты интересов разных партий, выражающих интересы различных слоев и групп населения, благодаря чему они получают равноценные возможности участия в политической жизни, действенной защиты своих коренных, жизненно важных интересов, имея шанс оказывать влияние на формирование политического курса страны. Особая форма социального устройства, которая не только поддерживает социальную справедливость, но и делает возможными и даже необходимыми социальные новации. При переходе к информационному обществу эта модель обеспечивает развитие "человеческого капитала" при помощи общего и специального образования, медицинского обслуживания, сохранения универсальной системы социального обеспечения, которое распространяется на все трудные жизненные ситуации (в случае болезни, потери трудоспособности из-за возраста или заболевания, утраты рабочего места из-за увольнения и т. д.). Специфическая организация экономической жизни, которая включает в себя симбиоз крупного бизнеса с мелким и средним инновационным предпринимательством, сосуществование разных форм собственности (частная, государственная, муниципальная и кооперативная), сочетание частной инициативы с государственным предпринимательством и государственным регулированием и т. д. В экономической системе сосуществуют и сочетаются элементы различных культур (индустриальной, информационной, инновационной культуры), а в политике сочетаются различные механизмы регулирования. Такое сочетание основано на убеждении, что вмешательство государства в экономическую жизнь (в том числе путем перераспределения значительной части произведенного национального дохода через налоговые механизмы) носит обоснованный характер, так как оно позволяет достигать состояния экономической и социальной безопасности в обществе. Шведская экономическая система допускает вмешательство в рыночные механизмы, отход от принципов чисто рыночного устройства экономики, считает необходимым их корректировку в социальных целях. Например, государственная поддержка оказывается сельскому хозяйству, НИОКР <17>, развитию экспорта, а также социально уязвимым группам населения. Специфический шведский принцип "Allmdnsrdtten" (всеобщее право) тоже представляет собой отход от традиционной трактовки частной собственности на землю, допуская при определенных условиях (непричинение вреда природе и ненарушение прав собственника) использование частной собственности всеми гражданами страны. Государство содействует сохранению выгодного места в системе международного разделения труда средствами инновационной, структурной, региональной, социальной и других направлений политики, что позволяет извлекать из международной торговли более высокие прибыли по сравнению со странами, которые не достигли инновационной ступени развития. -------------------------------- <17> В форме создания национальной инновационной системы, что позволяет создать замкнутый инновационный цикл, позволяющий окупить все затраты на НИОКР.

Особое мировоззрение, особый способ принятия и реализации политических решений, когда высокий приоритет отдается достижению социального благополучия, социальному прогнозированию (т. е. предвидению тенденций общественного развития) и широко разделяемым и высоко ценимым идеалам и нравственным ценностям эгалитаризма и экономической безопасности (включая социальную справедливость). Основные черты шведской социально-экономической модели сложились уже в 60-е годы XX в. Исходным пунктом перехода к особой модели развития можно считать увеличение доли государственных расходов в совокупном общественном продукте соответствующей страны. В Швеции она выросла с 30% в 1950-х годах до 45% в 1960-е годы, достигнув максимума на уровне около 60% к началу 1990-х годов. Шведская модель сформировалась в результате длительного исторического поиска путей обеспечения социального и политического баланса, достигаемого на основе высокого уровня благосостояния и социальной обеспеченности. В результате политическая элита этих стран выработала особый стиль гибкого политического маневрирования, направленного на превентивное предупреждение политических, социальных и экономических конфликтов, которые, как известно, связаны с высокими социально-экономическими издержками. В понятие шведской модели входят следующие элементы. 1. Развитый государственный сектор, особенно в области инфраструктуры и социальных услуг, частично охватывающий само производство товаров и услуг (например, добыча руды, производство электроэнергии, оказание телекоммуникационных или транспортных услуг). Несмотря на то что в результате приватизации государственный сектор экономики в Швеции заметно сократился с более чем 1/5 до менее чем 1/10 от размера ВВП, позиции государства в экономике продолжают оставаться сильными, так как государственная собственность сконцентрирована на ключевых позициях. По социальным показаниям государство сохраняет контроль над торговлей лекарствами и алкогольными напитками, почтовыми услугами, железнодорожным транспортом, коммунальным снабжением, медицинским обслуживанием, образованием и другими социально значимыми товарами и услугами. Шведское государство является крупнейшим собственником акций, торгуемых на фондовой бирже. Шведские государственные компании и компании с государственным участием являются крупными. 28 государственных компаний имеют оборот свыше 500 миллионов шведских крон; в том числе восемь компаний - свыше 10 миллиардов крон, 12 из них входят в число самых крупных предприятий страны. А именно: такие компании, как: "Telia", "SAS", "Merita-Nordbanken AB", "Vattenfall", "AssiDoman", "Posten", "Apoteket", "Systembolag", "SJ", "Celsius", "Svenska spil", "Samhall". 83% совокупного оборота всех государственных компаний Швеции приходится на пять крупнейших компаний: "Vattenfall", "SAS", "TeliaSonera", "Apoteket", "Posten" <18>. -------------------------------- <18> См.: Annual Report State-owned Companies 2002. Regeringkansliet, Stockholm, 2003; Annual Report Stateowned Companies 2003. Regeringkansliet, Stockholm, 2004.

2. Гражданское согласие, социальный консенсус, достигаемый на основе взаимного признания законных, экономически обоснованных интересов всех основных групп населения и их вовлечения в процесс выработки государственной политики (помимо политических партий влияние на политику оказывают профсоюзы, объединения предпринимателей, ассоциации арендаторов, кооперативное движение, научные, религиозные, общественные, спортивные, культурные, образовательные организации, средства массовой информации, общества защиты интересов потребителей и т. д.). 3. Относительно равномерное распределение доходов в целях достижения "общества всеобщего благоденствия" шведского образца при помощи создания универсальной системы социальной защиты, которая распространяется на все слои населения, в том числе вчерашних иммигрантов. 4. Сотрудничество между трудом и капиталом в форме социального диалога при активном государственном регулировании рынка труда и применении института государственных посредников в необходимых случаях. 5. Поддержание занятости на высоком уровне при помощи традиционных и нетрадиционных методов, таких как временный уход с рынка труда по семейным обстоятельствам или для повышения образования или квалификации, ранний выход на пенсию в некоторых случаях, поддержка желающим стать индивидуальными предпринимателями и т. д. Реализация такой модели развития на практике, естественно, невозможна без активной роли государства, использующего самые разнообразные инструменты регулирования экономической, социальной и политической жизни в целях достижения и поддержания состояния экономической и социальной безопасности. В соответствии с представлением о государстве всеобщего благоденствия шведского типа, развиваемом на основе концепции "Дом для народа", в него включают не только социальную однородность, обеспечиваемую при помощи относительно равномерного распределения доходов, но и относительное равенство жизненных шансов для молодых граждан страны. Шведская молодежь может строить свою профессиональную карьеру практически независимо от финансовых возможностей своих родителей, что содействует повышению качества человеческих ресурсов и формированию элиты высокого уровня, так как ее представители вынуждены постоянно конкурировать с выходцами из других социальных слоев. Высокий приоритет имеет также достижение высокой занятости и создание условий для раскрытия индивидуальных способностей при помощи постоянного развития систем образования и профессионального обучения и его широкой доступности (например, дистанционное обучение, профессиональное обучение и переобучение дефицитным профессиям, различные системы обучения для взрослых, реализация концепции образования на протяжении всей трудовой карьеры). Экономическая роль социально ориентированного государства выражается не только в перераспределении значительной части национального продукта. Она проявляется также во вмешательстве на рынке труда (особенно активном начиная с конца 1970-х годов) в инвестиционные процессы (путем предоставления предпринимательскому сектору инвестиционных льгот и даже развития системы по предоставлению государственных кредитов благодаря созданию в 1960-х годах государственных пенсионных фондов), поддержке инновационных процессов и внешнеэкономической экспансии. В кризисных ситуациях допускается предоставление государственных гарантий и/или субсидий. Например, во время кризиса 1991 - 1993 годов государство поддержало банковскую систему страны, в том числе отдельные банки. Для оздоровления банковской системы шведское правительство приняло решение о создании государственных компаний по управлению банковскими активами, которые выкупили часть неработающих активов тех частных шведских банков, чью деятельность им было получено санировать, т. е. государственные компании по управлению активами приняли на себя текущие убытки этих банков. В отдельных случаях допускается скупка государством некоторых частных предприятий, попавших в сложное финансово-экономическое положение, чтобы избежать их банкротства. Например, во время кризиса в Швеции в начале 1990-х годов некоторые крупные предприятия (в том числе принадлежащие компании "Эрикссон" и швейцарско-шведскому концерну ABB), которые попали в сложное финансовое положение, были выкуплены государством с последующим покрытием их долгов. Короче говоря, превалирует не идеологический, а прагматический подход. Формирование особого шведского пути общественного развития стало возможным благодаря сочетанию комплекса внутренних и внешних условий и благоприятных предпосылок. Во-первых, это особенности экономического развития. Швеция, как известно, довольно быстро развивалась на протяжении целого столетия - в период 1870 - 1970-х годов (не менее 4% в год), в результате чего был достигнут высокий уровень экономического развития и благосостояния. В тот период Швеция превратилась в мирового чемпиона по темпам роста производительности труда. В начале 1970-х годов Швеция находилась на первом месте в Европе по стоимости промышленной продукции, произведенной на душу населения. Становлению шведской модели весьма содействовала политика нейтралитета, которая обеспечила Швеции длительный период мирного развития. Во-вторых, политические предпосылки заключаются в том, что Швеция накопила длительный и богатый опыт мирного разрешения общественных конфликтов разного рода. Ей удалось, например, перейти мирным путем от феодализма к капитализму, избежать таких крайних форм феодальной зависимости, ограничивающей свободу передвижения, как суровый крепостной строй. На капиталистической ступени развития в этой стране, как правило, удается избегать крайних форм трудовых конфликтов, а когда они все-таки возникают, предпочтение отдается их разрешению мирными способами. В ходе исторического развития складывалась и доводилась до совершенства практика достижения социально-политического консенсуса. В-третьих, это особенности политического мышления так называемой элиты, а также политического поведения широких слоев населения, которое готово решительно и последовательно отстаивать свои законные интересы. У скандинавов сложилась репутация невозмутимых, терпимых и сдержанных людей, однако это верно, скорее, только в психологическом и бытовом плане, но не в политическом. Если грубо нарушаются законные социальные или политические права, если попирается чувство справедливости, то реакция бывает вполне адекватной ситуации и может быть выражена, если есть необходимость, в достаточно острой форме. Положение, когда одни имеют слишком много, а другие - слишком мало, не соответствует скандинавскому менталитету. В-четвертых, Швеции, как и другим североевропейским странам, помогает избегать крайних форм социального неравенства выгодное положение в системе международного разделения труда, длительный период экономического развития, на протяжении которого по мере увеличения количественных показателей развития экономики удается улучшать качественные параметры экономического роста. Это увеличивает размер "национального пирога", смягчая противоречия при его распределении. Реализация такой стратегии развития требует следования определенной политической стратегии (основанной на сочетании инновационной ориентации с социальной, а в последние годы и с экологической). Все североевропейские страны, включая Швецию, начинали свою индустриализацию с использования природных ресурсов, которые им достались в силу их географического положения, но они постепенно переходили к специализации на производстве продукции все более высокой степени переработки, которая содержит высокую долю сложного труда, а следовательно, обладает более высокой внешнеторговой эффективностью. Благоприятное положение в системе международного разделения труда связано с высоким уровнем развития человеческого потенциала, который является производным от созданной в стране системы обеспечения социального благополучия, а также с инновационным характером национальной экономики. С одной стороны, он обеспечивается созданием национальной инновационной системы, позволяющей создать замкнутый инновационный цикл <19>, а с другой - он создается благодаря переходу общества в особое качественное состояние, основанное на инновационной культуре и интеграции особого рода, которая складывается между тремя секторами народного хозяйства, которые создают и/или потребляют научные и технические новинки, а именно: научным сообществом, образовательной системой и сферой производства товаров и услуг. Это позволяет предлагать на мировом рынке такие изделия, которые выигрывают в конкурентной борьбе скорее благодаря своим высоким потребительским свойствам (качество, надежность, новизна продукта, то есть несопоставимость потребительских свойств по сравнению с продукцией конкурентов), чем благодаря ценовым преимуществам. В результате все страны Североевропейского региона на рубеже двух веков стали мировыми лидерами в отношении конкурентоспособности. -------------------------------- <19> Концепция национальной инновационной системы, на основе которой разрабатывается и реализуется инновационная политика во всех североевропейских странах, была разработана профессором Орхусского университета Б. О. Лундваллем.

Формирование социального государства шведского типа было бы невозможным, если бы параллельно развитию политических и экономических предпосылок и условий эта модель не получила бы теоретического обоснования, если бы не сложился ее идеологический фундамент. Основу заложила кейнсианская теория активного воздействия государства на все элементы совокупного общественного спроса, включая как потребительский, так и инвестиционный сегмент спроса, основные положения которой предвосхитил идеолог шведской социал-демократии Эрнст Вигфорсс. Она имеет глубокие корни в социально-политической мысли Швеции, развиваемой идеологами социал-демократической партии. Ключевую концепцию выдвинул лидер шведской социал-демократии Пер Альбин Ханссон (1885 - 1946) еще в 1928 г., в соответствии с которой Швеция должна стать "Домом для народа" ("folkhem"). Этот тезис, воплощающий идеалы аграрной стадии развития Швеции, стал основой шведского варианта государства всеобщего благоденствия, достигнутого на индустриальной стадии. В шведском "Доме для народа" заботу о своих гражданах взяло на себя государство. Группа идеологов, во главе которой были Альва Мюрдаль (1902 - 1986) и Гуннар Мюрдаль (1898 - 1987) <20>, а также бывший Министр финансов Швеции и идеолог Эрнст Вигфорсс (1881 - 1977), разрабатывала политическую платформу социал-демократической партии Швеции на основе идей рационально организованной централизованной экономики, социальной инженерии и социального планирования. Предполагалось, что крупное промышленное производство вкупе с социальной инженерией позволит построить общество, развитие которого контролируется и направляется, позволяя на рациональной основе организовывать деятельность отдельных индивидуумов и общества в целом. Придя к власти в 1932 г., шведская социал-демократия начала закладывать основы для такого общества, приняв в 1934 - 1935 гг. Законы о страховании от безработицы и пенсиях по старости. Исходя из этих постулатов, в послевоенные годы сформировалась доктрина "функциональной социализации", которая лежит в основе текущей политики социал-демократов не только шведского образца, но и других стран Севера Европы. В соответствии с этой идеологией государство получает право и возможность осуществлять контроль над распределением доходов и прибыли, использованием рабочей силы и капитала в масштабе всего общества. Была создана смешанная экономика, которая покоится на использовании разных форм собственности (частной, государственной, муниципальной и кооперативной), разных форм организации предпринимательства (малый, средний и крупный бизнес), разных форм регулирования при помощи рыночных механизмов и административных методов регулирования, которое осуществляется государством на уровне центральных, региональных и муниципальных органов власти. -------------------------------- <20> Гуннар Мюрдаль - лауреат Нобелевской премии по экономике за 1974 г.

Практическая политика разрабатывается на основе признания необходимости и полезности государственного вмешательства в экономическую жизнь, осуществляемого в целях минимизации отрицательных последствий действия рыночных механизмов при приоритете экономической и социальной безопасности. Направление политики, связанное с ролью государства на рынке труда и его влиянием на отношения между трудом и капиталом, теоретически основывается на модели Йесты Рена (1913 - 1996) и Рудольфа Мейднера (1914 - 2005), которые в свое время были ведущими экономистами Центрального объединения профсоюзов Швеции и которые тоже стали основателями теории шведской модели. Модель Рена - Мейднера обосновывает необходимость сочетания регулирования государством совокупного спроса через налоги, кредиты, субсидии и систему социальной защиты с активной селективной политикой в области капиталовложений, допускающей государственные льготы и даже субсидии. Целью политики капиталовложений является развитие экономики в целом при помощи содействия отдельным отраслям, регионам, группам населения, которые нуждаются во временной поддержке. Эта модель включает в себя принцип солидарной заработной платы, который является одним из отличительных признаков шведской экономической системы. В Швеции правительством У. Пальме была предпринята попытка социализации части производственного аппарата Швеции путем организации фондов трудящихся за счет отчисления части прибыли частных предприятий, идею которых выдвинули шведские профсоюзы, и которая закончилась неудачей. Швеция внесла заметный вклад в развитие европейской и мировой цивилизации своими научными открытиями, техническими и инженерными изобретениями и разработками (телефонная связь, молочный сепаратор, спички, динамит и т. д.), но, пожалуй, наибольший ее вклад лежит не в технической, а в социальной сфере. А именно: важнейшим достижением Швеции, на мой взгляд, является теоретическая разработка и практическая реализация шведской модели, которая является неопровержимым доказательством возможности развития по так называемому третьему пути (т. е. не капиталистическому и не социалистическому). Универсальность этой модели доказывает ее применение в других странах Североевропейского региона, а также сам факт возникновения так называемого социального государства в европейских странах.

Название документа