Нестраховые периоды в системе обязательного пенсионного страхования
(Чирков С. А.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007) Текст документаПодготовлен для системы КонсультантПлюс
НЕСТРАХОВЫЕ ПЕРИОДЫ В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ
Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 15 января 2007 года
С. А. ЧИРКОВ
Чирков С. А., заместитель начальника Департамента организации назначения и выплаты пенсий ПФР.
Социальное обеспечение как одна из основных функций государства, имеющая своей целью удовлетворение материальных потребностей лиц, пострадавших от социальных рисков, осуществляется в двух основных формах, а именно: посредством обязательного социального страхования и обеспечения за счет бюджетных ассигнований, - что не исключает и смешанной формы. Это в полной мере относится и к российской пенсионной системе, которую с точки зрения сферы охвата и объема финансирования следует признать фундаментом всей системы социального обеспечения Российской Федерации. Согласно действующему законодательству пенсии классифицируются законодателем на два типа в зависимости от источника их финансирования: трудовые пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Последние из названных пенсий устанавливаются отдельным категориям граждан и финансируются государством из федерального бюджета, то есть за счет собственных средств. Предоставление права на государственное пенсионное обеспечение может осуществляться по различным основаниям. Например, в связи с выполнением гражданами особо значимой для государства службы (федеральные государственные служащие, военнослужащие и приравненные к ним лица); в связи с участием в Великой Отечественной войне; в целях компенсации гражданам вреда, нанесенного их здоровью радиационными или техногенными катастрофами и др. Необходимо обратить особое внимание на социальные пенсии, которые назначаются в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" нетрудоспособным гражданам при наступлении социально значимых обстоятельств (достижение преклонного возраста, инвалидность, потеря кормильца) и независимо от каких-либо иных причин. Данный вид государственных пенсий является необходимым условием реализации конституционного принципа всеобщности пенсионного обеспечения. Трудовая пенсия, как видно из ее наименования, связана с трудовой или иной деятельностью, работой <*>. Вместе с тем речь идет только о такой работе, выполняя которую лицо являлось застрахованным в системе обязательного пенсионного страхования. -------------------------------- <*> Отметим, что трудовые пенсии также носят характер государственных, поскольку право на них гарантировано Конституцией Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" <*> спецификой обязательного социального страхования является осуществляемое в соответствии с Федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам. -------------------------------- <*> Далее - Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ.
На основании Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" <*> обязательное пенсионное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. -------------------------------- <*> Далее - Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ.
Трудовая пенсия определяется в Федеральном законе от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" <*> как ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц. -------------------------------- <*> Далее - Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ.
Тем самым трудовая пенсия может назначаться лицам, которые в ходе своей трудовой или иной деятельности участвовали в формировании финансовых ресурсов пенсионной системы путем включения в систему обязательного страхования. Иначе говоря, данный вид пенсии нельзя считать "милостью государства" или "вознаграждением за общественно-полезную деятельность". Прежде всего, трудовая пенсия - это страховое обеспечение, которое устанавливается при наступлении соответствующего страхового случая (достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца). При этом, как отмечает Ю. В. Воронин, трудовая пенсия назначается не в связи со старостью или инвалидностью, а исходя из презумпции утраты в этих случаях дохода, необходимого для жизнеобеспечения человека <*>. -------------------------------- <*> Воронин Ю. В. Трудовые пенсии // Пенсионная реформа (Сборник статей). М., 2002. С. 85.
Финансируются трудовые пенсии из бюджета Пенсионного фонда России, который формируется в основном за счет поступлений от страхователей (работодателей), уплачиваемых в виде части единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Средства этого бюджета, имеющие целевое назначение, являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Базовое условие, необходимое для приобретения права на трудовую пенсию, вытекает из ее страховой природы. Уже в Конвенции Международной организации труда (МОТ) от 29 июня 1933 г. N 35 "Об обязательном страховании по старости трудящихся промышленных и торговых предприятий, лиц свободных профессий, а также трудящихся, работающих на дому, и домашней прислуги" было закреплено, что право на пенсию может быть обусловлено завершением стажа, который может включать уплату минимального числа взносов с момента страхования, а также в течение установленного периода, непосредственно предшествующего наступлению страхового случая. Конвенция МОТ от 28 июня 1952 г. N 102 "О минимальных нормах социального обеспечения", которая с полным основанием может быть названа первым основополагающим международным документом в сфере социальной защиты, своеобразной "социальной библией", устанавливает (статья 29), что пособие по старости обеспечивается в охватываемых случаях, по меньшей мере: а) подлежащим обеспечению лицам, которые до охватываемого случая приобрели в соответствии с установленными правилами стаж, который может быть 30-летним стажем уплаты взносов или работы по найму или 20-летним стажем проживания в стране <*>; -------------------------------- <*> Стаж проживания как таковой без взаимосвязи со стажем уплаты взносов или работы по найму для установления трудовых (страховых) пенсий значения иметь не может.
б) когда, в принципе, обеспечением охвачено все самодеятельное население - подлежащим обеспечению лицам, которые приобрели установленный стаж уплаты взносов и за которых в период трудоспособного возраста было внесено установленное среднегодовое число взносов. По понятным причинам для пособий по инвалидности и по случаю потери кормильца рассматриваемая Конвенция устанавливает более льготные стажевые требования. В первом варианте речь идет о 15-летнем стаже уплаты взносов или работы по найму, а во втором, когда обеспечением охвачено все самодеятельное население, говорится о необходимости приобретения трехлетнего стажа уплаты взносов. Содержится норма о стаже как условии предоставления права на пенсионное обеспечение и в других актах международного права. Например, Конвенция МОТ от 29 июня 1967 г. N 128 "О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца" фактически повторяет изложенные выше положения о стаже, как, впрочем, и Европейский кодекс социального обеспечения, принятый Советом Европы 16 апреля 1964 года. Итак, этим базовым условием является наличие у лица страхового стажа или периодов страхования требуемой продолжительности. Данный подход закреплен и в российском законодательстве. Согласно статье 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины и женщины при достижении соответственно возраста 60 и 55 лет и наличии не менее 5 лет страхового стажа. Право на досрочные трудовые пенсии, предусмотренные статьями 27 и 28 названного Федерального закона, предоставляется при повышенных стажевых требованиях. К примеру, досрочная трудовая пенсия в связи с работой на Крайнем Севере назначается мужчинам при достижении 55 лет в случае, если они наряду с наличием определенного стажа на соответствующих видах работ, который исчисляется по собственным правилам, имеют 25 лет страхового стажа. Также заметим, что согласно положениям Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ трудовые пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца могут быть назначены при наличии у инвалида или умершего кормильца не менее одного дня страхового стажа. Интересно, что стажевые требования, используемые в российском законодательстве для определения права на трудовую пенсию, существенно ниже, а значит либеральнее, чем закрепленные в международных актах. Страховой стаж - достаточно новое понятие в российском законодательстве. Впервые содержание этой дефиниции было раскрыто в Федеральном законе от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" <1>, в статье 1 которого страховой стаж определялся как суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачивались страховые взносы <2>. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. 165-ФЗ установил, что страховой стаж - это суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов <3>. Понятие страхового стажа, закрепленное в этом законодательном акте, по существу соответствует определению, сформулированному в Модельном законе о государственном социальном страховании, который был принят на десятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (Постановление N 10-4 от 6 декабря 1997 г.) <4>. -------------------------------- <1> Далее - Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ. <2> Федеральным законом от 31 декабря 2002 г. N 198-ФЗ понятие страхового стажа было исключено из понятийного аппарата, используемого в Федеральном законе от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ. <3> Данное понятие в соответствии с Федеральным законом от 5 марта 2004 г. N 10-ФЗ, принятым в связи с введением единого социального налога, было дополнено словами "и (или) налогов". <4> В статье 2 этого Модельного закона под страховым стажем понимается суммарная продолжительность периодов уплаты страховых взносов за застрахованное лицо на цели государственного социального страхования.
Как видим, до вступления в силу с 1 января 2002 г. Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ существовало два определения страхового стажа, которые отличались друг от друга. Одно из них понимало под данным видом стажа исключительно периоды уплаты страховых взносов, а другое содержало дополнительное требование и говорило о периодах трудовой деятельности, за которые эти взносы уплачивались, то есть представляло собой сочетание двух условий. Это противоречие можно объяснить тем обстоятельством, что более узкое понятие страхового стажа было закреплено в рамочном законе, направленном на регулирование системы обязательного социального страхования в целом, а более широкое - в одном из нормативных правовых актов по вопросам обязательного пенсионного страхования как части данной системы. Действительно, возможность назначения без факта работы трудовой пенсии выхолащивает саму ее суть, в то время как возможны ситуации, при которых право на страховое обеспечение по иным видам обязательного социального страхования может быть связано только с уплатой страховых взносов. Здесь отметим, что до указанной выше даты рассмотренные определения страхового стажа представляли с точки зрения осуществления пенсионного обеспечения в большей степени теоретическое, чем практическое значение, поскольку в соответствии с нормами ранее действовавшего Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" при установлении пенсий во внимание принимался трудовой стаж, в который в первую очередь включались периоды работы без взаимосвязи с уплатой страховых взносов. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ отводит страховому стажу определяющую роль при установлении трудовых пенсий. Как уже отмечалось, наличие у лица требуемого страхового стажа является основополагающим юридическом фактом в сложном юридическом составе, необходимом для возникновения пенсионных правоотношений по поводу предоставления трудовых пенсий. Понятие страхового стажа, закрепленное в Федеральном законе от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, несколько отличается от дефиниций, использованных в Федеральных законах от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ и от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ. Можно сказать, что данное понятие адаптировано под пенсионное право и поэтому шире, чем рассмотренные выше термины. Страховой стаж в статье 2 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ определяется как учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Содержание этого понятия конкретизируется в статьях 10 и 11 указанного Федерального закона, в которых называются периоды, образующие страховой стаж. Согласно статье 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации застрахованными в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ лицами при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в ПФР. Периоды работы и (или) иной деятельности за пределами нашей страны включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в ПФР в соответствии со статьей 29 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ. Так, на основании статьи 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 г. для установления права на пенсию учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный по законодательству обоих государств. Пункт 1 статьи 29 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ предоставляет российским гражданам, работающим за пределами территории России, право добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты страховых взносов в ПФР за себя. Застрахованными в системе обязательного пенсионного страхования согласно статье 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ признаются граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства: - работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору; - самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты); - являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств; - работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов в соответствии со статьей 29 названного Федерального закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; - являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования; - иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ. Если лица относятся к одной из перечисленных категорий застрахованных лиц, например работают по трудовому договору или являются индивидуальными предпринимателями, то они подпадают под правовой режим обязательного пенсионного страхования и, следовательно, за них (или ими) должны уплачиваться соответствующие страховые взносы по установленным тарифам. Учитывая изложенное, под работой, включаемой в страховой стаж, понимается в первую очередь работа по трудовому договору. Иной деятельностью в целях исчисления этого стажа признается предпринимательская, частная детективная, охранная и другие виды деятельности. Рассмотренные периоды являются классическими страховыми периодами, для образования которых требуется наличие двух условий: работы и уплаты за ее периоды страховых платежей на обязательное пенсионное страхование. Даже в случае включения в страховой стаж лица на основании положений международных договоров периодов работы за границей априори предполагается, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в компетентный орган соответствующего государства <*>. -------------------------------- <*> К примеру, в упоминавшемся Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 г. трудовой (страховой) стаж определяется как продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, в течение которой уплачиваются страховые взносы на пенсионное обеспечение.
Таким образом, первым и основным видом периодов, из которых образуется стаж для определения права на трудовую пенсию, является страховой период или период, включаемый в страховой стаж. Содержание пенсионного страхового стажа только этим видом не исчерпывается. Существуют периоды, которые напрямую не связаны с осуществлением работы и уплатой страховых взносов, но при этом могут участвовать в образовании страхового стажа. В Федеральном законе от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ они именуются "иными периодами, засчитываемыми в страховой стаж". Также эти периоды на профессиональном языке именуются нестраховыми, хотя такого понятия указанный Федеральный закон не содержит. Надо заметить, что уже в законодательно закрепленном названии иных периодов заложено принципиальное отличие их сущности от природы страховых периодов: нестраховые периоды в отличие от страховых засчитываются, а не включаются в страховой стаж. Рассмотрим нестраховые периоды подробнее. Исчерпывающий перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж, закреплен в статье 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ. К ним относятся: 1) период прохождения военной и другой приравненной к ней службы. Под приравненной понимается служба, предусмотренная Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"; 2) период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности. Тем самым если лицо было освобождено от работы, например по болезни, и получало в связи с этим соответствующее страховое обеспечение, то время болезни может быть засчитано в страховой стаж. На практике действие данного пункта распространяется на следующие виды пособий, которые выплачиваются в рамках системы обязательного социального страхования: по временной нетрудоспособности; по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием; по беременности и родам; 3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности. Этот период может быть засчитан в страховой стаж как матери, так и отца ребенка в зависимости от того, кто из них не работал и осуществлял уход за малышом. Установленное ограничение по зачету таких периодов в стаж, принимая во внимание низкие стажевые требования, используемые при определении права на трудовую пенсию по старости, представляется обоснованным; 4) период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства; 5) период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке; 6) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет. Важно, что перечисленные периоды не имеют самостоятельного значения при формировании страхового стажа, а носят по отношению к периодам, связанным с уплатой страховых взносов, сопутствующий, подчиненный характер. На основании пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ эти периоды засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды страхования (независимо от их продолжительности). Тем самым страховой стаж не может формироваться исключительно из нестраховых периодов. Нестраховые периоды неоднородны по своей правовой природе и могут классифицироваться по различным признакам. Некоторые из них следует отнести к так называемой общественно-полезной деятельности (военная служба, уход за ребенком, инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или престарелым), другие таковыми не являются и связаны с обстоятельствами, вытекающими из иных правоотношений, в частности, отношений в сфере обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Для периодов временной нетрудоспособности и безработицы общим является объективная невозможность осуществления в это время работы, в первом случае в связи с ее отсутствием как таковой, во втором - по причине недуга или беременности и родов. Отличаются от других периоды, связанные с необоснованным привлечением к уголовной ответственности и проведением репрессий. Наиболее значимым с практической точки зрения критерием дифференциации нестраховых периодов является такой институт, как возмещение уплаты страховых взносов. Согласно статье 17 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ средства федерального бюджета, выделяемые на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период прохождения военной службы по призыву в объеме, предусмотренном федеральным законом, включаются в состав доходной и расходной частей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Порядок возмещения указанных средств определяется федеральным законом. Из этого следует, что в связи с зачетом в страховой стаж периодов ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и прохождения военной службы по призыву Пенсионному фонду Российской Федерации производится возмещение финансовых средств из федерального бюджета. Таким образом, нестраховые периоды можно разделить на периоды, за которые производится такое возмещение, и периоды, засчитываемые в страховой стаж без оного. Интересно, что исходя из предложенного критерия период прохождения военной службы, который в статье 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ обозначается как единый, можно подразделить на две составляющие: военная служба по призыву и военная служба по контракту, в том числе кадровым офицером. При зачете в страховой стаж первой составляющей периода военной службы осуществляется возмещение, а второй - нет. В целях реализации данного положения был разработан и принят в установленном порядке Федеральный закон от 21 марта 2005 г. N 18-ФЗ "О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период прохождения военной службы по призыву" <*>. -------------------------------- <*> Далее - Федеральный закон от 21 марта 2005 г. N 18-ФЗ.
В этом Федеральном законе определяются порядок выделения ПФР средств федерального бюджета на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период прохождения военной службы по призыву, а также порядок расчета объема этих средств. В Федеральном законе от 21 марта 2005 г. N 18-ФЗ названные периоды именуются нестраховыми, то есть термин, который до этого использовался специалистами только в повседневной профессиональной деятельности, нашел свое отражение и в законодательном акте. Однако словосочетание "нестраховые периоды", используемое в Федеральном законе от 21 марта 2005 г. N 18-ФЗ, не содержит в себе качественных характеристик и поэтому, по существу, не может являться полноценной легальной дефиницией. Кроме того, в данном случае оно касается не всех иных периодов, засчитываемых в страховой стаж, а только их части. Во многом этот термин был введен в тело рассматриваемого Федерального закона для удобства изложения его положений, что целесообразно и с точки зрения юридической техники. Перечисление периодов, за которое производится выделение средств на возмещение уплаты страховых взносов, привело бы к неоправданному усложнению текста Федерального закона от 21 марта 2005 г. N 18-ФЗ. Согласно статье 1 Федерального закона от 21 марта 2005 г. N 18-ФЗ сумма средств федерального бюджета, выделяемых на возмещение Пенсионному фонду Российской Федерации за каждое застрахованное лицо в связи с зачетом в страховой стаж этого лица соответствующих нестраховых периодов, определяется путем умножения действующей на день установления страховой части трудовой пенсии стоимости страхового года на продолжительность нестраховых периодов. При этом период продолжительностью один месяц считается как одна двенадцатая года, а период продолжительностью один день считается как одна тридцатая месяца. Принимая во внимание, что стоимость страхового года является основным показателем для исчисления суммы возмещения, остановимся на этом понятии подробнее. Согласно статье 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ стоимостью страхового года признается сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в течение одного финансового года для выплаты этому лицу обязательного страхового обеспечения в размере, определенном законодательством Российской Федерации. Тем самым можно сказать, что фактически стоимость страхового года представляет собой определенную сумму, которая должна поступить в указанный бюджет для включения конкретного периода деятельности в страховой стаж застрахованного лица и для выплаты данному лицу той части страхового обеспечения (трудовой пенсии), которая соответствует оплаченной стоимости страхового года. Стоимость страхового года ежегодно определяется Правительством Российской Федерации. Впервые указанная стоимость была установлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 г. N 52 "О стоимости страхового года на 2002 - 2004 годы" и составила на 2002 год - 504 рубля; на 2003 год - 756 рублей; на 2004 год - 1008 рублей. В 2005 г. эта стоимость на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 31 мая 2005 г. N 345 равнялась 1209 руб. 60 коп., на 2006 г. она утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации в сумме 1344 рублей. Стоимость страхового года определяется исходя из тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ на 1 января соответствующего календарного года, и минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" на указанную дату, и в равной степени зависит от каждого из этих показателей. Фактически данная стоимость определяется путем начисления тарифа страховых взносов на минимальный размер оплаты труда в год. Соответственно, при изменении либо тарифа страховых взносов, либо минимального размера оплаты труда корректируется и стоимость страхового года.
Расчет стоимости страхового года на 2002 - 2006 годы
2002 год 2003 год 2004 год 2005 год 2006 год
Определение суммы 300 руб. х 450 руб. х 600 руб. х 720 руб. х 800 руб. х минимального раз - 12 месяцев 12 месяцев 12 месяцев 12 месяцев 12 месяцев мера оплаты труда = 3600 руб. = 5400 руб. = 7200 руб. = 8640 руб. = 9600 руб. за год, за кото - рый осуществляет - ся расчет
Определение 14 14 14 14 14 тарифа страховых процентов процентов процентов процентов процентов взносов на обяза - тельное пенсион - ное страхование за год, за кото - рый осуществляет - ся расчет
Определение стои - 3600 х 0,14 5400 х 0,14 7200 х 0,14 8640 х 0,14 9600 х 0,14 мости страхового = 504 руб. = 756 руб. = 1008 руб. = 1209 руб. = 1344 руб. года 60 коп.
По состоянию на 15 января 2007 г. стоимость страхового года на 2007 год не установлена. Хотя, зная механизм ее исчисления, применяемый в предыдущих актах Правительства Российской Федерации по данному вопросу, можно смело предположить, что стоимость страхового года на 2007 год будет составлять 1848 руб., исходя из минимального размера оплаты труда 1100 руб. в месяц и неизменившегося тарифа страховых взносов в размере 14 процентов. Сумма средств федерального бюджета, определенная в изложенном выше порядке, включается в расчетный пенсионный капитал застрахованного лица, из которого исчисляется страховая часть трудовой пенсии. На основании статьи 2 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ расчетный пенсионный капитал фактически может складываться из трех составляющих, а именно: 1) пенсионных прав в денежном выражении, приобретенных до 1 января 2002 года; 2) страховых взносов, поступивших в ПФР за застрахованное лицо за весь период его трудовой деятельности после указанной даты; 3) иных поступлений. Суммы возмещения относятся к последней из названных составляющих частей расчетного пенсионного капитала. У гражданина, имеющего в страховом стаже указанные нестраховые периоды, будет происходить увеличение размера названной части трудовой пенсии. Это особенно важно в свете того обстоятельства, что в современных условиях ввиду низких стажевых требований, используемых при определении права на трудовую пенсию по старости, зачет в страховой стаж периодов военной службы по призыву и ухода за ребенком без возмещения уплаты за данные периоды страховых взносов не оказал бы практически никакого влияния на уровень пенсионного обеспечения граждан. При этом не имеет значения, на какую дату приходятся соответствующие нестраховые периоды, за которые должно быть произведено возмещение, - до 1 января 2002 г. или после этой даты, поскольку страховой стаж может быть исчислен и из тех, и из других периодов. В практическом плане это означает, что пенсии, назначенные до вступления в силу Федерального закона от 21 марта 2005 г. N 18-ФЗ, подлежали перерасчету. Такой перерасчет проводился без истребования заявления, если все необходимые документы имелись в выплатном (пенсионном) деле гражданина, с даты назначения пенсии, но во всех случаях не ранее чем с 3 апреля 2005 г. - даты вступления в силу Федерального закона от 21 марта 2005 г. N 18-ФЗ. Например, если гражданин являлся пенсионером с 2001 г., то перерасчет его страховой части пенсии осуществлялся с 3 апреля 2005 г., если же лицу пенсия была назначена 17 июня 2005 г., то и установление пенсии с учетом сумм возмещения производилось именно с этой даты. Однако в тех случаях, когда перерасчет страховой части трудовой пенсии с учетом сумм возмещения осуществляется на основании дополнительно представленных документов о нестраховых периодах, во внимание принимаются правила, предусмотренные статьей 20 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, согласно которым данный перерасчет следует производить с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято соответствующее заявление пенсионера. Принципиально, что определение суммы средств федерального бюджета, выделяемых на возмещение Пенсионному фонду Российской Федерации, в части периодов военной службы по призыву и ухода за ребенком, имевших место до 1 января 2002 г., не производится, если данные периоды были учтены при оценке пенсионных прав застрахованных лиц в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ. С точки зрения чистого или коммерческого страхования нестраховые периоды не должны иметь значения при предоставлении страхового обеспечения. Но обязательное пенсионное страхование помимо общепринятых для страхования функций, например, таких как возмещение убытка (в нашем случае возмещения утраченного дохода), выполняет и важнейшие социальные задачи. По существу, зачет в страховой стаж нестраховых периодов является государственной гарантией и льготой, предоставляемой гражданам в связи с выполнением общественно-полезной деятельности или по каким-либо иным причинам, которые признаются законодателем значимыми. Поэтому трудовую пенсию, что отмечается в литературе по пенсионной проблематике <*>, отличает двойственная природа: с одной стороны, данная пенсия является элементом государственной системы социальной защиты населения, а с другой - страховым обеспечением по конкретному виду обязательного социального страхования. Из этого также следует, что перечень нестраховых периодов в системе обязательного пенсионного страхования может изменяться как в сторону расширения, так и ограничения по различным причинам (идеология пенсионной системы, воля законодателя, значение стажа для исчисления размера пенсии, стажевые требования для определения права на пенсионное обеспечение, наличие финансовых ресурсов, признание какого-либо вида деятельности общественно-полезным, необходимость социальной поддержки отдельной категории граждан и др.). -------------------------------- <*> Воронин Ю. В. Трудовые пенсии // Пенсионная реформа (Сборник статей). М., 2002. С. 84.
Таким образом, зачет в страховой стаж для определения права на пенсионное обеспечение нестраховых периодов есть одно из проявлений реализации пенсионной системой социальной функции. Данная особенность обязательного пенсионного страхования отражена и в документах МОТ. В Рекомендации этой организации от 29 июня 1933 г. N 43 "Об общих принципах страхования по инвалидности, старости и на случай потери кормильца" предусматривается, что в счет стажа, требуемого системами страхования, засчитываются периоды времени, в течение которых застрахованное лицо не было в состоянии работать по болезни, не могло работать по случаю родов или по независящим от него обстоятельствам находилось без работы, даже в том случае, если учреждения по страхованию на случай болезни или материнства или фонд на случай безработицы не выплачивали взносов за эти периоды времени. Примечательно, что каждое государство по-разному решает конкретные вопросы учета нестраховых периодов при определении права на трудовую пенсию. Единого перечня этих периодов, который бы использовался в мировой практике, не существует. Примером широкого применения нестраховых периодов в целях пенсионного обеспечения может служить белорусское законодательство. Согласно статье 51 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. N 1596-XII "О пенсионном обеспечении" в стаж работы для назначения трудовых пенсий помимо работы, в период которой лицо подлежало государственному социальному страхованию и за него или им самим уплачивались страховые взносы, засчитывается также значительное количество нестраховых периодов. Назовем, в частности, такие периоды, как обучение на дневном отделении в высших и средних специальных учебных заведениях, в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и переквалификации, в аспирантуре, клинической ординатуре, докторантуре; проживание за границей жен (мужей) работников государственных учреждений Беларуси, находящихся за границей, и международных организаций (не более 10 лет в общей сложности); проживание жен лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы с мужьями в местностях, где отсутствовала возможность их трудоустройства (не более 10 лет в общей сложности). На основании указанного Закона во внимание принимаются и периоды, фактически аналогичные тем, которые учитываются при исчислении стажа в российском законодательстве: военная служба; временная нетрудоспособность; отпуск по уходу за ребенком; уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, достигшим возраста 80 лет; содержание под стражей, отбывание наказания в местах лишения свободы и ссылки граждан, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированных; получение пособия по безработице, профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных. В украинском законодательстве используется обратный, принципиально отличный от белорусского регулирования, подход. В соответствии со статьей 24 Закона Украины от 9 июля 2003 г. N 1058-IV "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", которая определяет в том числе принципы, основы и механизмы назначения, перерасчета и выплаты пенсий, страховой стаж - это период (срок), в течение которого лицо подлежит общеобязательному пенсионному страхованию и за который ежемесячно уплачены страховые взносы в сумме не менее минимального страхового взноса. В заключение отметим, что нестраховые периоды, конечно, не должны играть определяющей роли при установлении пенсий в системе обязательного пенсионного страхования, но и преуменьшать их значение не следует. Представляется, что в российском законодательстве при решении данного вопроса был заложен разумный социально ориентированный подход, учитывающий традиции отечественного пенсионного права и при этом в целом не нарушающий страховых принципов пенсионной системы. Об этом свидетельствуют как нормы, которые не позволяют исчислять страховой стаж только из нестраховых периодов, так и положения о выделении ПФР средств федерального бюджета на возмещение уплаты страховых взносов в связи с зачетом в стаж периодов ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и прохождения военной службы по призыву. Поэтому из следующих двух предложений аудитора Счетной палаты Российской Федерации С. Агапцова о том, что в целях обеспечения реализации в пенсионной системе страховых принципов следует, в частности, "исключить из страхового стажа периоды, не обеспеченные уплатой страховых взносов (нестраховые периоды) или обеспечить в полном объеме возмещение средств на финансирование нестраховых периодов за счет федерального бюджета", вторая позиция представляется более оптимальной и перспективной <*>. -------------------------------- <*> Агапцов С. Требуется существенная модернизация (о стратегии развития социального страхования в Российской Федерации) // Финансовый контроль. 2006. N 1. С. 134.
Вообще институт возмещения уплаты страховых взносов за нестраховые периоды имеет большой потенциал, который до конца еще не реализован. Дальнейшее развитие этого института возможно и в рамках действующего правового регулирования, и при изменении пенсионного законодательства, например, при расширении перечня нестраховых периодов, засчитываемых в страховой стаж. Установленный Федеральным законом от 21 марта 2005 г. N 18-ФЗ механизм возмещения денежных средств может являться инструментарием для учета других нестраховых периодов. В случае принятия решения о расширении указанного перечня необходимо будет включить соответствующие периоды в статью 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, дополнить Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ нормой, устанавливающей источник возмещения уплаты страховых взносов за эти периоды, и внести поправки в Федеральный закон от 21 марта 2005 г. N 18-ФЗ.
Название документа