Правовое регулирование труда работников Крайнего Севера и приравненных к Крайнему Северу местностей (динамика и развитие на современном этапе)

(Козлова Т. А.) ("Трудовое право", 2006, N 12) Текст документа

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К КРАЙНЕМУ СЕВЕРУ МЕСТНОСТЕЙ (ДИНАМИКА И РАЗВИТИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ)

Т. А. КОЗЛОВА

Козлова Т. А., кандидат юридических наук.

Общеизвестным является факт, что Россия - одна из крупнейших стран мира, ее протяженность по часовым и климатическим поясам является уникальной. Численность и плотность населения в различных регионах страны является весьма неоднородной, это, безусловно, отражает и распределение трудовых ресурсов по регионам страны, что и подтвердила проведенная в 2002 году перепись населения. Как видно из картографического изображения, наибольшая численность и плотность населения наблюдается в Европейской части нашей страны, тогда как в Восточной и Западной Сибири численность населения и его плотность существенно ниже. Во многом такая демографическая ситуация влияет и на темпы развития отдельных регионов, становление социальной и демографической политики в них.

Группировка субъектов Российской Федерации по численности населения

Рисунок не приводится.

Анализ советского и российского законодательства свидетельствует о том, что освоение северных регионов было приоритетной задачей государства, а следовательно, приоритетным было нормативное регулирование гарантий и льгот, предоставляемых работникам Крайнего Севера и местностей, приравненных к нему. Особая государственная забота в полной мере соответствовала и принципу справедливости, поскольку предусматривала нормативное закрепление дополнительных гарантий работникам указанных регионов по сравнению с гарантиями работникам, работающим в благоприятных климатических условиях. Однако в последние годы наметилась противоположная тенденция развития законодательства. Развитие законодательства о льготах работникам Крайнего Севера и приравненных к нему местностей прошло несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности. Можно говорить о следующих этапах: 1) период с 1917 по 1940 г.; 2) период предвоенного времени и Великой Отечественной войны; 3) третий период охватывает значительно больший отрезок времени и в календарном исчислении совпадает с окончанием Великой Отечественной войны (1945 г.) и завершается 2004 г.; 4) последний, четвертый этап - это современный период развития законодательства (с 2004 г. и по настоящее время). Выделение перечисленных этапов обусловлено, прежде всего, особенностями экономической ситуации в стране, а также теми приоритетами, которые ставили перед собою государство, его законодательные и исполнительные органы власти.

1. Период с 1917 по 1940 гг.

Одними из первых документов, закреплявшими гарантии работникам, переезжавшим на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, были Постановление ЦИК и СНК Союза ССР от 09.11.1927 "О компенсациях при переводах и при найме на работу в другие местности", Постановление ЦИК СССР и СНК СССР от 23.11.1931 N 23/937 "О компенсациях и гарантиях при переводе, приеме вновь и направлении на работу в другие местности". Конечно, первые Постановления по вопросу гарантий переезжающим в другую местность гражданам не были безусловными. Так, граждане, переводимые на работу в другую местность по их просьбе, правом на установленные Постановлением ЦИК СССР и СНК СССР гарантии не пользовались. Граждане, переводимые на работу в другую местность, могли претендовать на оплату проезда к месту новой работы, при этом, если время в пути составляло более одних суток, по соглашению сторон работодатель оплачивал проезд работника в мягком вагоне, провоз багажа из расчета 240 кг на самого работника и по 80 кг на переезжающих с ним членов его семьи; на выплату суточных за время нахождения в пути из расчета 1/30 от должностного оклада (тарифной ставки) работника за каждый день нахождения в пути, но не ниже установленного минимального размера; выплату заработной платы за все время нахождения в пути, а также за период сборов в дорогу и обустройства на новом месте, который не должен превышать шести дней, из расчета должностного оклада (тарифной ставки) по новому месту работы; единовременное пособие в размере месячного должностного оклада работника по новому месту работы на него самого и по четверти от указанной суммы на каждого переезжающего с ним члена семьи. 10 мая 1932 года ЦИК РСФСР и СНК РСФСР своим совместным Постановлением утвердили Положение "О льготах для лиц, работающих в районах Крайнего Севера". Указанное Постановление предусматривало порядок и условия установления надбавок к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера в размере 10% за год работы в районах Крайнего Севера, но не более чем 100% от тарифной ставки работника. Закреплялось право работников Крайнего Севера на дополнительные отпуска сверх установленного двухнедельного отпуска продолжительностью 18 рабочих дней, а работающим в районах Крайнего Севера с ненормированным рабочим днем - дополнительный отпуск продолжительностью 30 рабочих дней. Допускалось во исполнение данного Положения соединение отпусков за период работы на Крайнем Севере, но не более чем за три года. При этом стоимость проезда к месту отдыха и обратно один раз в три года оплачивалась работодателем, а время нахождения в пути к месту отдыха и обратно не включалось в продолжительность отпуска и предоставлялось сверх времени отпуска. Год работы в районах Крайнего Севера в этот период времени засчитывался за два года работы. Размер единовременной компенсации работникам, переезжающим в районы Крайнего Севера, был увеличен по сравнению с Постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 23.11.1931 N 23/937 "О компенсациях и гарантиях при переводе, приеме вновь и направлении на работу в другие местности" в два раза. На весь период работы по трудовому договору за работниками, переехавшими на Крайний Север, сохранялось право на жилую площадь по месту прежнего жительства, независимо от того, оставались или нет на указанной жилой площади другие члены семьи работника. Из содержания Постановления ЦИК РСФСР и СНК РСФСР от 10 мая 1932 г. видна и направленность государственной политики по привлечению трудоспособного населения в районы с неблагоприятными климатическими условиями, и социальная ориентированность постановлений того времени. В последующие годы объем гарантий работникам, переезжающим на работу в районы Крайнего Севера, уменьшался и полностью отменялся нормативными актами СССР. Причины, послужившие основанием для изменения нормативного регулирования, были разные, одной из них стала Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг.

2. Период с 1940 по 1945 гг.

Общая направленность законодательного регулирования в предвоенные и военные годы может быть охарактеризована как политика свертывания социальных гарантий и ограничений гарантий и льгот в области трудовых отношений. Так, 26 июня 1940 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР "О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений" запрещается самовольный уход рабочих и служащих с одного предприятия на другое под страхом установленной тем же Указом уголовной ответственности. Фактически, это запрет на увольнение по собственному желанию. Для увольнения работник должен был получить разрешение директора, который был связан только двумя условиями, при наступлении которых он был обязан дать свое согласие работнику на увольнение или переход на другую работу: это болезнь работника, препятствующая продолжению работы, подтвержденная медицинскими документами, и зачисление на обучение в высшее или средне-специальное учебное заведении. При отсутствии данных условий далеко не каждый работник мог рассчитывать на удовлетворение его просьбы об увольнении. А ответственность за самовольный уход была установлена названным Указом в виде тюремного заключения на срок от двух до четырех месяцев, а прогул, к которому приравнивалось и опоздание на 20 минут и более, мог повлечь направление на исправительные работы на срок до шести месяцев с удержанием из заработной платы до 25%. В развитие данного Указа уже 19 октября 1940 г. Президиум Верховного Совета СССР издает следующий Указ "О порядке обязательного перевода инженеров, техников, мастеров, служащих и квалифицированных рабочих с одних предприятий и учреждений в другие". Согласно Указу от 19 октября 1940 г. Народным комиссариатам (это прообраз современных министерств и ведомств) предоставлялось право принимать решения без учета мнения и согласия работников и даже руководителей предприятий/учреждений, где они работали, о переводе работника на другое предприятие или учреждение, независимо от его местонахождения. Да, конечно, и этим Указом предусматривались гарантии переводимым работникам, но за отказ от такого перевода также работника можно было привлечь к уголовной ответственности в виде тюремного заключения на срок от двух до четырех месяцев. В последующем ответственность за самовольный уход и нарушения трудовой дисциплины только усиливается. Так, 26 декабря 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР издает Указ "Об ответственности рабочих и служащих предприятий военной промышленности за самовольный уход с предприятия" о закреплении рабочих и служащих, в том числе с эвакуированных предприятий, за предприятиями, на которых они работают на все время войны, они считались мобилизованы на период войны. Самовольный уход рабочих и служащих с предприятий ВПК рассматривался как дезертирство, и лица, виновные в самовольном уходе (дезертирстве), карались тюремным заключением на срок от 5 до 8 лет. Более того, дела по факту подобных нарушений были выведены из компетенции судов общей юрисдикции и переданы военным трибуналам <1>. -------------------------------- <1> Указ Президиума Верховного Совета СССР от 29 сентября 1942 года "О переводе на положение мобилизованных рабочих, служащих и инженерно-технических работников в близких к фронту районах".

Следующий Указ о мобилизации Президиум Верховного Совета СССР принимает уже 13 февраля 1942 г. Указ от 13.02.1942 "О мобилизации на период военного времени трудоспособного городского населения для работы на производстве и строительстве". В соответствии с этим Указом мобилизации подлежали не только работники ВПК, а фактически все трудоспособное городское население в возрасте: мужчины от 16 до 55 лет и женщины от 16 до 45 лет из числа не работающих в государственных учреждениях и предприятиях. От мобилизации, по понятным причинам, освобождались только лица мужского и женского пола в возрасте от 16 до 18 лет, подлежащие призыву в школы фабрично-заводского обучения, ремесленные и железнодорожные училища, согласно контингентам, устанавливаемым Совнаркомом СССР; женщины, имеющие грудных детей, а также женщины, имеющие детей в возрасте до 8 лет, в случае отсутствия других членов семьи, обеспечивающих уход за ними; учащиеся в высших и средних учебных заведениях. Уклонение от мобилизации и в этом случае влекло уголовную ответственность в виде принудительных работ по месту жительства на срок до 1 года. Не только в промышленности требовались рабочие руки, но и в сельском хозяйстве. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 апреля 1942 г. N 507 "О порядке мобилизации на сельскохозяйственные работы в колхозы, совхозы и МТС трудоспособного населения городов и сельских местностей" снижается возрастной ценз для подлежащих мобилизации до 14 лет. А для уклоняющихся от мобилизации на сельхозработы устанавливается уголовная ответственность в виде исправительных работ сроком до 6 месяцев с удержанием из заработной платы 25%. Отпуска в этот период заменяются практически всем работникам, за исключением несовершеннолетних, денежной компенсацией, и вводятся обязательные сверхурочные работы. И в отношении работников Крайнего Севера в тот же период устанавливаются более жесткие правила. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 03.10.1942 "О прекращении начисления процентных надбавок к заработной плате рабочим и служащим и предоставления им других льгот, связанных с работой в отдаленных местностях, вне крупных городских поселений и на Крайнем Севере" Положение о льготах для лиц, работающих в районах Крайнего Севера РСФСР, утвержденное Постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 10 мая 1932 г., отменяется практически для всех категорий работников. Исключение было сохранено только для работников Главного управления Северного морского пути, работающих за Полярным кругом. Это изменение законодательства оправданно в период военного времени, тем более такого, каким был период Великой Отечественной войны.

3. Период с 1945 по 2004 г.

После окончания Великой Отечественной войны постепенно начинают восстанавливаться трудовые гарантии и льготы. Уже 1 августа 1945 г. были восстановлены довоенные льготы на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР "О льготах для лиц, работающих в районах Крайнего Севера" северянам. В ноябре 1945 г. льготы работников Крайнего Севера были распространены и на работников местностей, приравненных к районам Крайнего Севера. Им также устанавливались надбавки к заработной плате за работы в этих местностях и предоставлялись дополнительные отпуска, но несколько меньшей продолжительности - 12 рабочих дней для работающих с нормированным рабочим днем и, соответственно, 24 рабочих дня для работников с ненормированным рабочим днем. Перечень районов, приравненных к районам Крайнего Севера, был утвержден Постановлением СНК СССР от 18 ноября 1945 г. N 2927 "О перечне отдаленных местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указа Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1945 г. "О льготах для лиц, работающих в районах Крайнего Севера". В перечень таких районов вошли: Архангельская область - Ненецкий национальный округ, Мезенский и Лешуконский районы. Мурманская область - Кандалакшский район. Хабаровский край - Верхнебуреинский и Селемджинский районы Амурской области; Нижнеамурский, им. Полины Осипенко, Тахтинский и Ульчский районы Нижнеамурской области. Приморский край - Тернейский район, город Советская Гавань с присоединенной к нему сельской местностью и районы бухт Ольга и Владимир. Якутская АССР - полностью. Иркутская область - районы: Катангский, Бодайбинский, Киренский, Казачинский-Ленский, Усть-Кутский, Нижнеилимский и Братский. Красноярский край - Таймырский и Эвенкийский национальные округа; районы: Северо-Енисейский, Удерейский, Богучанский, Енисейский, Кежемский, Ярцевский и Туруханский; г. Игарка. Тюменская область - Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий национальные округа. Томская область - районы: Александровский, Бакчарский, Васюганский, Каргасокский, Колпашевский, Кривошеинский, Молчановский, Парабельский, Пудинский, Тымский, Чаинский, Парбигский и Верхнекетский. Коми АССР - районы: Ижемский, Кожвинский, Усть-Усинский, Усть-Цилемский, Троицко-Печорский. Читинская область - районы: Нюкжинский, Зейско-Учурский, Каларский, Джелтулакский и Зейский. Бурят-Монгольская АССР - Баунтовский, Северо-Байкальский районы. В последующие годы данный перечень неоднократно изменялся и дополнялся, практически до утверждения современного перечня местностей, отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненных к Крайнему Северу. В 1946 г. Постановлением Совета Министров СССР от 25 августа были установлены районные коэффициенты к заработной плате работников Урала, Сибири и Дальнего Востока от 1.15 до 1.7. Однако в последующие практически десять лет наблюдается тенденция отраслевого регулирования величин районных коэффициентов. Так, например, Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 27.07.1959 N 527/13 установлены районные коэффициенты для работников нефтяной и газовой промышленности, другое постановление устанавливало районные коэффициенты для работников строительства, третье - для работников здравоохранения и т. п. Наличие такого количества документов, фактически регулирующих сходные или даже однородные общественные отношения, негативно сказывалось на правоприменительной практике и усложняло работу кадровикам, создавало условия для дискриминации по роду занятий, хотя степень воздействия неблагоприятных производственных факторов чаще всего была одна и та же. В целях упорядочения законодательства о льготах работников Крайнего Севера и приравненных к нему местностей был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", однако совместные постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС 1960 г. по-прежнему предполагали отраслевой подход при установлении величины районного коэффициента. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" были установлены льготы и гарантии указанным работникам в области заработной платы, времени отдыха, порядка исчисления стажа работы, гарантий при переезде, а также в области права на жилище. В области регулирования заработной платы указанных работников был определен порядок назначения и размер надбавок за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностей. Размер надбавок за работу в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, зависел от степени вредного воздействия климатических условий в том или ином районе. Так, в Чукотском автономном округе Магаданской области, Корякском автономном округе и Алеутском районе Камчатской области, а также на островах Северного Ледовитого океана и его морей (за исключением островов Белого моря) - 10% по истечении первых шести месяцев работы, с увеличением на 10% за каждые следующие шесть месяцев работы. В остальных районах Крайнего Севера - 10% по истечении первого года работы, с увеличением на 10% за каждый следующий год работы. В местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 10% по истечении первых двух лет работы, с увеличением на 10% за каждые следующие два года работы. Конечно, государственная политика выравнивания заработной платы, а точнее политика "уравнительной" оплаты труда отразилась и в этом документе. Так, максимальный размер надбавки во всех случаях не мог быть выше: в районах Крайнего Севера 80% заработка и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 50% заработка, и не должен был превышать для районов Крайнего Севера 240 руб. и для местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, - 150 руб. При этом для "выравнивания" заработной платы применялось еще одно ограничение: надбавки выплачивались ежемесячно, но начислялись только на заработок в пределах до 300 руб. в месяц. Если заработок превышал эту сумму, то надбавки начислялись только на часть заработка, составляющую 300 руб. Гарантии в области времени отдыха заключались в установлении порядка предоставления и установления продолжительности дополнительных отпусков работникам Крайнего Севера и приравненных к нему местностей. Дополнительные отпуска были установлены для всех категорий работников следующей продолжительности: работающим в районах Крайнего Севера - продолжительностью 18 рабочих дней, а в местностях, приравненных к Крайнему Северу, - 12 рабочих дней. Как это было и ранее, отпуска работников Крайнего Севера и приравненных местностей допускалось суммировать, но не более чем за три года, но впервые нормативно была закреплена обязанность работодателя предоставить не менее 6 рабочих дней отпуска ежегодно, а суммироваться должны были дополнительные отпуска за этот период и оставшаяся часть отпуска за вычетом шести рабочих дней. Время, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно, один раз в три года не засчитывалось в срок отпуска. Общая продолжительность суммированного отпуска за три года и времени проезда к месту отдыха и обратно не могла превышать шести месяцев. Стоимость проезда к месту использования отпуска и обратно один раз в три года обязан был оплачивать работодатель. Для работников Крайнего Севера и работников, осуществляющих трудовую деятельность на островах Северного Ледовитого океана, были установлены дополнительные льготы. Обязательным условием для получения права на перечисленные льготы было заключение трудового договора о работе на Крайнем Севере на 5 лет, а в районах Северного Ледовитого океана - на 2 года. В последующем продолжительность трудового договора, дающего право на получение дополнительных льгот работникам Крайнего Севера, была сокращена с пяти до трех лет <2>. -------------------------------- <2> Указ Президиума ВС СССР от 26.09.1967 N 1908-VII.

Сохранялись и льготы, связанные с переездом на работу в другую местность и в части оплаты проезда и провоза имущества, и в части выплат в период переезда и/или в связи с ним (суточные, единовременное пособие, сохранение заработной платы), а также жилищные льготы и льготы по бронированию жилого помещения по прежнему месту жительства на весь срок трудового договора о работе в указанных местностях. Однако стаж работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к указанным местностям, уже исчислялся несколько иначе: уже не год работы на Крайнем Севере за два года работы, а год работы на Крайнем Севере всего за один год и шесть месяцев работы в местностях с обычными климатическими условиями. В отличие от ранее действовавших правил претендовать на льготы, связанные с работой в районах Крайнего Севера, могли не только работники, переведенные на такую работу по решению работодателя, министерства и/или ведомства, но и заключившие трудовой договор о работе в местностях с неблагоприятными климатическими условиями добровольно. Однако претендовать на льготы, связанные с переездом в указанную местность, сами добровольно прибывшие работники не могли, но в случае приезда к месту работы членов его семьи стоимость их проезда, провоза их багажа и единовременное пособие на членов семьи выплачивались в установленном размере. В последующие годы происходит дальнейшее расширение льгот работникам Крайнего Севера и приравненных местностей. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. N 1908-VII "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" увеличены размеры надбавок за работу в неблагоприятных климатических условиях и изменен порядок исчисления стажа, дающего право на ее установление. Начиная с 1 января 1968 г. лицам, работающим в Чукотском автономном округе и Северо-Эвенском районе Магаданской области, Корякском автономном округе и Алеутском районе Камчатской области, а также на островах Северного Ледовитого океана и его морей (за исключением островов Белого моря), - надбавка устанавливалась в размере 10% по истечении уже первых шести месяцев работы, с увеличением на 10% за каждые последующие шесть месяцев работы. Максимальный размер надбавок в указанных районах и местностях был увеличен до 100% заработка или до 300 руб. в месяц. Лицам, работающим в остальных районах Крайнего Севера, - 10% по истечении первых шести месяцев работы, с увеличением на 10% за каждые последующие шесть месяцев работы, а по достижении 60%-ной надбавки - 10% за каждый последующий год работы. Работающим в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 10% по истечении первого года работы, с увеличением на 10% за каждый последующий год работы. Данным Указом предусматривалось не только закрепление дополнительных гарантий в период работы лицам, работающим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к Крайнему Северу, но и закреплялось снижение пенсионного возраста лицам, длительное время работавшим в местностях с неблагоприятными климатическими условиями. Так, рабочим и служащим, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - не менее 20 календарных лет, право на назначение пенсии по старости возникало у мужчин по достижении 55 лет, у женщин - по достижении 50 лет. В целях закрепления работников в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях при перезаключении первого трудового договора о работе в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, работникам выплачивалось единовременное пособие в размере 50% среднемесячного заработка без учета районного коэффициента, вознаграждения за выслугу лет и надбавок за работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 "О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" был утвержден новый перечень районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей. В перечень были включены дополнительные районы, работа в которых предоставляет право работникам на льготы. Оценить повышенную заботу государства к работникам Крайнего Севера можно было и на примере Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС от 12 декабря 1972 г. N 842 "О повышении минимальной заработной платы рабочих и служащих с одновременным увеличением тарифных ставок и должностных окладов среднеоплачиваемых категорий работников, занятых в производственных отраслях народного хозяйства". Так, этим Постановлением определены разные сроки установления повышенных тарифных ставок и должностных окладов: для работников Крайнего Севера - это 1972 - 1973 гг., а для прочих категорий работников - только 1974 год. Конечно, в настоящее время минимальный размер оплаты труда вводится одномоментно на всей территории страны, что, безусловно, правильно, но приведенный пример также важен для проводимой в настоящей статье оценки отношения государства к проблемам Севера и работникам районов с неблагоприятными климатическими условиями. Как и в настоящее время, так и в советский период истории лоббирование принятия отдельных нормативно-правовых актов имело место. Мы уже рассмотрели такой пример, оценивая отраслевой уклон при определении величины районных коэффициентов. Таким примером может стать и Постановление Совета Министров СССР от 11 января 1979 г. N 39 "О надбавках к заработной плате и дополнительных отпусках работников нефтяной промышленности, направляемых для выполнения работ в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к этим районам, из других районов страны". Новая попытка унификации подхода к порядку предоставления гарантий и льгот работникам Крайнего Севера и приравненных к нему регионов была предпринята в 1990 году. Совет Министров РСФСР принимает 22 октября 1990 г. Постановление N 458 "Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера". Данным Постановлением уточняется порядок исчисления и сохранения непрерывного трудового стажа для получения права на надбавку за работу в неблагоприятных климатических условиях. Особый упор делается на привлечение в районы Крайнего Севера и закрепления на предприятиях, расположенных в данных регионах, молодежи, а также семей, имеющих детей. Так, названное Постановление закрепило особый порядок исчисления непрерывного трудового стажа для женщин, имеющих детей: "Непрерывный трудовой стаж, дающий право на получение компенсаций женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет (в том числе находящихся на их попечении), сохраняется при условии поступления их на работу в период, не превышающий указанный возраст, независимо от причины увольнения (за исключением увольнения за виновные действия) и продолжительности перерыва в работе". Для молодежи предусматривалось установление надбавок к заработной плате в повышенном размере и при наличии непрерывного стажа меньшей продолжительности, чем у работников более старшего возраста. Молодежи, прожившей не менее одного года в районах Крайнего Севера и вступающей в трудовые отношения, надбавки к заработной плате устанавливались с 1 января 1991 г. в размере 20% по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 20% за каждые последующие шесть месяцев, и по достижении 60% надбавки выплачивались в размере 20% - за один год работы, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и в районах, где надбавки выплачиваются в порядке и на условиях, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 апреля 1972 г. N 255, - в размере 10% за каждые шесть месяцев работы. Во исполнение Постановления Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 г. N 458 "Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера" Министерство труда РСФСР Приказом от 22 ноября 1990 г. N 2 утвердило Инструкцию о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в соответствии с действующими нормативными актами. Инструкция, утвержденная Приказом Министерства труда РСФСР от 22 ноября 1990 г., с учетом произошедших изменений в действующем законодательстве действует и сегодня, что и было подтверждено письмом Федеральной службы по труду и занятости от 13 сентября 2006 г. N 1597-6-0. Конечно, за последующие годы произойдет столько изменений и дополнений, что фактически подлежать применению будет только раздел о порядке исчисления стажа работы, дающего право на получение процентных надбавок к заработной плате. 1993 год ознаменовался принятием специального Закона РФ от 19 февраля N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Принятие специального Закона имело большое правоприменительное значение, с момента его принятия все прочие нормативные документы (акты Совета Министров СССР) действуют в части, не противоречащей законодательству РФ, а это, в свою очередь, способствовало упорядочению предоставления льгот северянам. Закон определял свое действие по кругу лиц достаточно широко: "Действие настоящего Закона распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно на предприятиях, в учреждениях, организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях". <3> Никаких изъятий или исключений Закон не устанавливал, предоставляя равный объем гарантий работникам государственных предприятий, учреждений, муниципальных учреждений и лиц, работающих в частном секторе экономики. Многие положения Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" носили отсылочный характер, например нормы о районных коэффициентах и надбавках к заработной плате. Эти нормы требовали принятия соответствующих специальных постановлений Правительства РФ о порядке исчисления непрерывного трудового стажа, основаниях и величине надбавок, соответствующих нормативных актов об установлении величин районных коэффициентов. Очень важен закрепленный данным Законом принцип установления единых величин районных коэффициентов для всех работников Крайнего Севера и приравненных к нему местностей. Часть же норм имела характер норм прямого действия. К нормам прямого действия следует отнести ст. 6 указанного Закона, определившую государственные гарантии лицам, высвобождаемым из районов Крайнего Севера и приравненных местностей в связи с ликвидацией организации-работодателя, реорганизацией такой организации, для которых сохраняется на период их трудоустройства, но не свыше шести месяцев, средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия. Выплата месячного выходного пособия и сохраняемой средней заработной платы производится по прежнему месту работы за счет предприятий, учреждений, организаций. -------------------------------- <3> Статья 1 Закона РФ от 19 февраля N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".

Была закреплена и норма об обязательной индексации денежных доходов северян. Однако данная норма не нашла широкого применения в нашей стране, изменение заработной платы чаще связывалось с изменением минимального размера оплаты труда, но не с индексом потребительских цен. Закон N 1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР", в соответствии с которым должна была осуществляться индексация, был принят еще 24 октября 1991 г. и предусматривал малоэффективную систему повышения покупательной способности денежных доходов граждан. Индекс потребительских цен, с которого начинается индексация денежных доходов и сбережений граждан, устанавливается в размере 6%, т. е. при росте инфляции за истекший квартал на 6% по сравнению с предыдущим отчетным периодом возникало формальное право на индексацию - соразмерное повышение доходов граждан. Однако законодатель изначально определил принципы этой соразмерности по меньшей мере странно. Так, первая часть доходов, равная полуторной величине минимальной месячной оплаты труда в РСФСР, подлежала увеличению на индекс потребительских цен; вторая последующая часть дохода, равная полуторной величине минимальной оплаты труда, могла уже увеличиваться только на 50% индекса потребительских цен. Доходы, превышающие трехкратную величину минимальной месячной оплаты труда, индексации не подлежали и не подлежат до настоящего времени, хотя подход к индексации принципиально изменился. В настоящее время в соответствии со ст. 134 Трудового кодекса РФ индексация в таком порядке производится только в отношении доходов работников государственных и муниципальных организаций и учреждений, а в отношении негосударственного сектора экономики де-юре с 1 февраля 2002 г. законодательное закрепление обязанности индексации заработной платы не существует, осталась возможность локального регулирования, но на практике такая возможность весьма редко востребована. При установлении общей продолжительности основного оплачиваемого отпуска, равной 24 рабочим дням, Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" увеличил и продолжительность дополнительных отпусков для работников Крайнего Севера на 3 дня до 21 рабочего дня; местностей, приравненных к Крайнему Северу, - с 12 до 14 рабочих дней, а кроме того, установил дополнительный отпуск даже для прочих северных регионов, работающим в которых заработная плата выплачивается с повышением на районный коэффициент продолжительностью 7 рабочих дней. Ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью 7 рабочих дней предоставляется работникам регионов, в которых установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, т. е. проживающим в южных районах Республики Карелия, Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, а также в Республике Бурятия, Республике Тыва, Республике Хакасия. В соответствии с Законом РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" допускалось совмещать отпуска уже не за три года, а только за два. При этом отпуска за каждый год работы продолжительностью не менее 6 рабочих дней должны быть использованы не позже, чем в течение одного года после наступления права на отпуск. И с точки зрения прав работников, это был прогресс, а не регресс. Для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от того, в каком предприятии или организации/учреждении они работают, предусматривалось право на оплачиваемый один раз в два года за счет предприятий, учреждений, организаций проезд к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (кроме такси), а также на оплату стоимости провоза багажа до 30 килограммов. Предприятия, учреждения, организации также должны были оплачивать стоимость проезда и провоза багажа членам семей своих работников независимо от времени использования ими отпуска. По-прежнему в льготном порядке должны были предоставляться гарантии работникам, заключившим договоры о работе в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях и переезжающим для работы из других регионов страны. Лицам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других регионов Российской Федерации и других государств и заключившим трудовой договор (контракт), а также молодым специалистам, прибывшим на предприятия, в учреждения, организации, независимо от постоянного места жительства, предоставлялись следующие гарантии и компенсации: - единовременное пособие в размере двух должностных окладов (ставок) и единовременное пособие на каждого члена семьи в размере половины должностного оклада (ставки); - оплата стоимости проезда работника и членов его семьи и провоза багажа, но не свыше 5 тонн на семью по фактическим расходам; - суточные работника; - оплачиваемый отпуск на сборы и обустройство на новом месте продолжительностью 7 календарных дней. В случае переезда работника к новому месту жительства в связи с прекращением или расторжением трудового договора (контракта) по любым основаниям, за исключением увольнения за виновные действия, оплачивалась стоимость проезда работника и членов его семьи и провоза багажа, но не свыше 5 тонн на семью по фактическим расходам. Эти меры были направлены на привлечение на работу в районы с неблагоприятными климатическими условиями из центральных районов для решения одновременно двух задач: снижения социальной напряженности в центральных районах страны, в том числе в сфере занятости, обеспечения жильем и т. п., а также, собственно, и задачи освоения отдаленных северных районов нашей страны. Средства, заложенные в Законе РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", должны были способствовать решению этих задач. Забота о матерях, лицах с семейными обязанностями и молодежи, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, продолжает проявляться и в этом Законе. Так, женщинам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеющим детей до 16 лет, предоставляется право на ежемесячный дополнительный выходной день без сохранения заработной платы. Указанная норма распространяется на одиноких отцов, опекунов и других лиц, которые непосредственно занимаются воспитанием ребенка. Для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, нормативно устанавливалась 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для отдельных категорий женщин иными законодательными актами Российской Федерации. При этом заработная плата выплачивалась в том же размере, что и при полной рабочей неделе. Размеры компенсаций, предусмотренных действующим законодательством, семьям, имеющим детей, определялись с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В области социального страхования предусматривалась выплата пособия по временной нетрудоспособности работникам Крайнего Севера и приравненных к нему местностей в размере 100% среднего заработка работника независимо от продолжительности непрерывного стажа работы. В части жилищных льгот северянам также произошли определенные изменения. По-прежнему на период работы в районах Крайнего Севера можно было бронировать жилое помещение по месту жительства, из которого работник выехал на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к нему местности. А кроме того, в этот период обозначаются не менее важные гарантии, связанные с возвращением бывших работников Крайнего Севера и приравненных к нему местностей в обжитые районы Центральной России. Конечно, в этом случае говорится о гарантиях гражданам, не имеющим жилой площади в указанных районах. Закон РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" предусмотрел, что гражданам, в том числе коренным жителям, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 календарных лет, а работникам, получившим инвалидность (в том числе и по общему заболеванию) или профессиональное заболевание, - до истечения указанного срока предоставляется право по вновь избранному месту жительства на приобретение квартиры или приоритетное вступление в жилищно-строительный кооператив либо выделяется земельный участок для индивидуального жилищного строительства. Лицам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, выплачивается стоимость освобождаемого жилья по месту сдачи жилища. Порядок и размеры выплаты указанных компенсаций устанавливаются Правительством РФ, а также коллективными договорами (соглашениями). Либеральность законодательства того времени подтверждается и внесением практически сразу после принятия Закона РФ от 19.02.1993 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" в него изменений. Обращает на себя внимание тезис о том, что если какие-либо нормативно-правовые акты, в том числе принятые до вступления в силу названного Закона, предусматривают более льготные условия для работников Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, чем Закон, применяться будут нормативные акты с более льготными условиями. Не отрицалась возможность локального и договорного регулирования вопросов гарантий таким категориям работников, но локальное и/или договорное регулирование не исключало действия централизованно принятых правил и положений, в том числе в отношении работников негосударственных предприятий и организаций. Однако в последующие годы постепенно происходит изменение законодательства в рассматриваемой области, при этом имело место и сокращение льгот. В этой связи хотелось бы остановиться на изменениях, внесенных в законодательные акты в 2004 и последующие годы.

4. Период с 1 февраля 2002 г. по настоящее время

Начиная с 1 февраля 2002 г. постепенно изменяется подход к льготам работникам Севера. Трудовой кодекс РФ в целом сохранил подходы к регулированию, однако в части сокращенного рабочего времени для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, императивная норма, закреплявшая данное право, сменилась диспозитивной, предполагающей только договорное установление такого режима рабочего времени (сокращенная рабочая неделя для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, может устанавливаться коллективным договором или трудовым договором с работницей), при отсутствии коллективного договора, отсутствии деятельной профсоюзной организации добиться предоставления сокращенного времени женщины вряд ли смогут. Статья 321 Трудового кодекса РФ закрепила право на дополнительный отпуск только работников Крайнего Севера (24 календарных дня) и для работников местностей, приравненных к районам Крайнего Севера (16 календарных дней), но уже в этой статье ничего не говорится о прочих районах Севера, в которых заработная плата работникам выплачивается с районным коэффициентом. Трудовой кодекс РФ до внесения в него изменений предусматривал обязанность работодателя оплачивать проезд к месту отпуска и обратно работника и членов его семьи, независимо от того, работает данный работник в государственном предприятии/учреждении или трудится в негосударственном секторе экономики. Все работники могли претендовать на оплату за счет средств работодателя один раз в два года проезда самого работника к месту отдыха, провоза 30 кг багажа, а также оплату стоимости проезда неработающих членов семьи работника, в том числе и тогда, когда члены семьи работника проводят отпуск отдельно от самого работника. Оплата проезда должна производиться и в том случае, когда работник к месту отдыха и обратно следует на личном транспортном средстве. Но, конечно, законодатель уточнил, что оплата стоимости проезда работника личным транспортом к месту использования отпуска и обратно производится по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем. При этом совершенно непонятно, как определяется наименьшая стоимость. Например, у работника автомобиль импортного производства, работающий исключительно на бензине с октановым числом 95, а по меньшей стоимости расчет должен быть произведен по стоимости бензина с самым маленьким октановым числом. Оплата стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно работника и членов его семьи производится перед отъездом работника в отпуск, исходя из примерной стоимости проезда. Министерство здравоохранения и социального развития РФ своим письмом от 24 августа 2006 г. N 1010-13 разъяснило, что в соответствии с ч. 4 ст. 325 Кодекса оплата стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно работника и членов его семьи происходит перед отъездом работника в отпуск, исходя из примерной стоимости проезда. При этом выплата на проезд членов семьи к месту отпуска и обратно должна производиться работнику именно перед его уходом в отпуск, поскольку оплата стоимости проезда работника личным транспортом к месту проведения отпуска и обратно производится по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем. Вопрос о кратчайшем пути должен решаться организацией в каждом конкретном случае, исходя из транспортных маршрутов в регионе. Как правило, при использовании личного транспорта работнику и членам его семьи, имеющим право на гарантию, производится компенсация стоимости билета в плацкартном вагоне до места проведения отпуска и обратно на основании справки железнодорожной кассы или по фактическим расходам, если расходы по предъявленным кассовым чекам на приобретенный бензин (датированными не ранее даты выезда и не позднее даты прибытия к месту назначения) не превышают стоимости проезда до того же места проведения отпуска и обратно плацкартным вагоном железнодорожного транспорта. По возвращении из отпуска работнику на основании вышеназванной справки, а также документа, подтверждающего его пребывание в месте использования отпуска (выданного органами внутренних дел или органами местной администрации), производится окончательный расчет. Выплаты, предусмотренные ст. 325 Трудового кодекса РФ, являются целевыми и не суммируются в случае, если работник своевременно не воспользовался своим правом на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно и провоза багажа. И, конечно, такого права были лишены работники, работающие по совместительству, - гарантии, установленные для работников Крайнего Севера, предоставляются исключительно по основному месту работы. Право на получение компенсаций в связи с переездом работника в районы Крайнего Севера или возврата работника по окончании срока трудового договора в районах Крайнего Севера в другие населенные пункты закреплялось за всеми работниками независимо от формы собственности организации-работодателя. Однако уже 22 августа 2004 г. законодатель предпринимает новый шаг к "упорядочению" предоставления льгот северянам. Так, внеся Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ всего несколько уточнений, законодатель закрепил право на многие социальные льготы только за работниками, работающими в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета: "в статье 323 Трудового кодекса РФ слова "работающих" дополнить словами "в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных", после слова "оплата" дополнить словами "за счет средств организации"; дополнить частями второй и третьей следующего содержания: "Гарантии медицинского обслуживания для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Гарантии медицинского обслуживания для работников других организаций устанавливаются коллективными договорами". В отношении закрепленного ст. 325 Трудового кодекса РФ порядка компенсации затрат работника на проезд к месту отпуска и обратно, компенсации затрат работника на переезд в районы Крайнего Севера и приравненных местностей также внесено уточнение о действии данной нормы по кругу лиц - опять только работники организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета. Теперь только лицам, заключившим трудовые договоры о работе в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и прибывшим в соответствии с этими договорами из других регионов Российской Федерации, за счет средств работодателя, предоставляются следующие гарантии и компенсации: - единовременное пособие в размере двух месячных тарифных ставок, окладов (должностных окладов) и единовременное пособие на каждого прибывающего с ним члена его семьи в размере половины месячной тарифной ставки, оклада (должностного оклада) работника; - оплата стоимости проезда работника и членов его семьи в пределах территории Российской Федерации по фактическим расходам, а также стоимости провоза багажа не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозки железнодорожным транспортом; - оплачиваемый отпуск продолжительностью семь календарных дней для обустройства на новом месте. Право на оплату стоимости проезда и стоимости провоза багажа членов семьи сохраняется в течение одного года со дня заключения работником трудового договора в данной организации в указанных районах и местностях. Работнику организации, финансируемой из федерального бюджета, и членам его семьи в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора по любым основаниям (в том числе в случае смерти работника), за исключением увольнения за виновные действия, оплачивается стоимость проезда по фактическим расходам и стоимость провоза багажа из расчета не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозок железнодорожным транспортом. Остальные работники могут теперь рассчитывать только на гарантии, закрепленные в коллективном договоре или локальных актах работодателя, при этом законодатель не говорит, что закрепленные сегодня в ст. 325, 326 Трудового кодекса РФ гарантии являются минимальными. Соответственно, исходя из финансового положения работодателя, гарантии работникам негосударственного сектора экономики могут быть и меньше указанных выше, а могут и полностью отсутствовать. Что вряд ли соответствует конституционным принципам и нормам. Однако "реформирование" законодательства на этом не завершилось, и 30 июня 2006 г. в Трудовой кодекс РФ вновь были внесены изменения, в том числе в части гарантий и льгот работникам Крайнего Севере и приравненных к нему местностей. Как мы указывали ранее, работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации-работодателя в районах Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, выплачивалось выходное пособие в размере среднего заработка и сохранялась средняя заработная плата на период трудоустройства, но не более чем за шесть месяцев с учетом выплаченного выходного пособия. Теперь же с вступлением 6 октября 2006 г. внесенных в Трудовой кодекс РФ изменений работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Нововведения на практике могут быть реализованы только, если работник не будет выезжать из района Крайнего Севера, и работодатель рядом, и служба занятости относительно недалеко. А если работник, получив пособие в размере трехмесячного заработка, выехал в центральные регионы страны, не смог там трудоустроиться и, предположим, служба занятости приняла положительное решение, как может быть реализовано право работника на льготы? Стоимость проезда в районы Крайнего Севера и обратно за пособием может оказаться больше, нежели заработная плата за три месяца...

Таблица 1

Сравнительная характеристика законодательства о льготах работникам Крайнего Севера и приравненных к нему местностей

Закон России от 19 Изменения, внесенные в февраля 1993 г. некоторые законодательные N 4520-1 "О государст - акты Федеральным законом венных гарантиях и от 22.08.2004 N 122-ФЗ, а компенсациях для лиц, также Федеральным законом работающих и от 30.06.2006 N 90-ФЗ проживающих в районах о внесении изменений Крайнего Севера и в Трудовой кодекс РФ приравненных к ним местностях"

Повышение Имели право работники Положение сохранено заработной всех предприятий, уч - платы на реждений и организаций районный независимо от их коэффициент отраслевой принадлеж - ности и формы собст - венности

Надбавка к Имели право работники Положение сохранено заработной всех предприятий, плате за ра - учреждений и организа - боту в небла - ций независимо от их гоприятных отраслевой принадлеж - климатических ности и формы собст - условиях венности

Компенсации Имели право работники В соответствии со ст. 325 при переезде всех предприятий, Трудового кодекса РФ только работника и учреждений и организа - для работников организаций, членов его ций независимо от их финансируемых за счет семьи в рай - отраслевой принадлеж - федерального бюджета. оны Крайнего ности и формы собст - Работники негосударственно - Севера и венности го сектора экономики могут приравненной претендовать на гарантии к ним только при закреплении их в местности коллективном договоре

Компенсации Имели право работники В соответствии со ст. 325 проезда всех предприятий, Трудового кодекса РФ только к месту учреждений и организа - для работников организаций, отпуска и ций независимо от их финансируемых за счет обратно для отраслевой принадлеж - федерального бюджета. работника и ности и формы собст - Работники негосударственно - членов его венности го сектора экономики могут семьи претендовать на гарантии только при закреплении их в коллективном договоре

Медицинское Для лиц, работающих в обслуживание Статья 5. Налоговые организациях, финансируемых льготы для предприя - из федерального бюджета, тий, организаций, расположенных в районах расположенных в райо - Крайнего Севера и прирав - нах Крайнего Севера и ненных к ним местностях, приравненных к ним коллективным договором местностях может предусматриваться оплата за счет средств Предприятия, располо - организации стоимости женные в районах Край - проезда в пределах террито - него Севера и прирав - рии Российской Федерации ненных к ним местнос - для медицинских консульта - тях, освобождаются от ций или лечения при наличии уплаты налогов на соответствующего медицин - часть прибыли (дохо - ского заключения, выданного да), направляемую на в порядке, установленном капитальные вложения федеральными законами и производственного и иными нормативными право - непроизводственного выми актами Российской назначения. Предприя - Федерации, если соответст - тия и организации вующие консультации независимо от форм или лечение не могут быть собственности, предоставлены по месту расположенные в райо - проживания нах Крайнего Севера и (в ред. Федеральных законов приравненных к ним от 22.08.2004 N 122-ФЗ, местностях, производя - от 30.06.2006 N 90-ФЗ) щие и реализующие в (см. текст в предыдущей указанных районах и редакции). местностях сельскохо - Гарантии медицинского зяйственную продукцию обслуживания для лиц, и продукты животно - работающих в организациях, водства, а также дру - финансируемых из бюджетов гие продукты питания, субъектов Российской освобождаются от упла - Федерации и бюджетов ты налогов в соот - муниципальных образований, ветствии с налоговым устанавливаются органами законодательством государственной власти субъектов Российской Лицам, работающим и Федерации и органами проживающим в районах местного самоуправления Крайнего Севера и (часть вторая введена приравненных к ним Федеральным законом от местностях, гаранти - 22.08.2004 N 122-ФЗ). руются: медицинское Гарантии медицинского наблюдение в процессе обслуживания для работников занятости, частичная других организаций устанав - оплата проезда для ливаются коллективными медицинской консульта - договорами ции, на лечение в дру - гие регионы Российской Федерации и обратно, если таких услуг нет в месте проживания. Для малочисленных народов Севера органи - зуется обязательная ежегодная диспансери - зация

Гарантии при Выходное пособие в Работнику, увольняемому увольнении размере среднего зара - из организации, расположен - в связи с ботка + сохранялась ной в районах Крайнего ликвидацией заработная плата на Севера и приравненных к ним организации время трудоустройства, местностях, в связи с но не более чем за ликвидацией организации шесть месяцев (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодек - са), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обра - тился в этот орган и не был им трудоустроен

Итак, в настоящее время работники, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, независимо от формы собственности работодателя и источника финансирования его деятельности, имеют право на повышение заработной платы на установленный районный коэффициент, надбавку к заработной плате. Порядок предоставления данных гарантий и в настоящее время осуществляется в соответствии с Инструкцией "О порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами", утвержденной Приказом Министерства труда РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 2. В настоящей статье мы уже обращали внимание читателей на то, что данная Инструкция с учетом изменений, внесенных за последние годы в законодательство о гарантиях работникам Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, фактически регулирует только порядок исчисления стажа работы, дающего право на получение процентных надбавок к заработной плате. Названная Инструкция закрепила следующие принципы, действующие до настоящего времени: 1) данные льготы распространяются только на работников, работающих в районах Крайнего Севера на постоянной основе, заключивших трудовой договор о работе в указанных районах; 2) установленные законом льготы предоставляются только по основному месту работы; 3) льготы предоставляются только работникам, работающим в районах, нормативно отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненных к нему местностей. Постановлением Правительства РФ от 17.04.2006 N 216 определено, что впредь до установления размера районного коэффициента и порядка его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при назначении указанным лицам трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации применялись при увеличении размеров этих пенсий для граждан, проживавших в указанных районах и местностях, по состоянию на 31 декабря 2004 г., а также действовавший на указанную дату порядок их применения. В настоящее время при определении районного коэффициента, подлежащего применению при расчете заработной платы, мы по-прежнему руководствуемся перечнем, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.67 N 1029, с учетом дополнений и изменений к нему. Вот этот перечень.

1. Районы, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 2,0: Острова Северного Ледовитого океана и его морей (за исключением островов Белого моря и острова Диксон); Республика Саха (Якутия) - местности, где расположены предприятия и стройки алмазодобывающей промышленности, на месторождениях "Айхал" и "Удачная", прииски "Депутатский" и "Кулар", Нижнеколымский район, поселок Усть-Куйга Усть-Янского района; Сахалинская область - Северо-Курильский, Курильский, Южно-Курильский районы.

2. Районы, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1,80: Красноярский край - г. Норильск и подчиненные его администрации населенные пункты; Мурманская область - г. Мурманск-140.

3. Районы, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1,70: Республика Саха (Якутия) - Ленский район (севернее 61 град. северной широты), г. Мирный и подчиненные его администрации населенные пункты; Магаданская область - вся территория области; Мурманская область - пгт. Туманный.

4. Районы, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1,60: Республика Коми - г. Воркута и подчиненные его администрации населенные пункты; Республика Саха (Якутия) - Абыйский, Аллаиховский, Анабарский, Булунский, Верхневилюйский, Верхнеколымский, Верхоянский, Вилюйский, Жиганский, Кобяйский, Нюрбинский, Мирнинский, Момский, Оймяконский, Оленекский, Среднеколымский, Сунтарский, Томпонский, Усть-Янский (за исключением поселка Усть-Куйга) и Эвено-Бытантайский районы; Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ - вся территория автономного округа; Эвенкийский автономный округ - северные части Эвенкийского автономного округа (севернее реки Нижняя Тунгуска); Красноярский край - Туруханский (севернее рек Нижняя Тунгуска и Турухан) район, местности, расположенные севернее Полярного круга (за исключением г. Норильска и подчиненных его администрации населенных пунктов), г. Игарка и подчиненные его администрации населенные пункты; Хабаровский край - Охотский район; Камчатская область - вся территория области (за исключением Алеутского района); Корякский автономный округ - вся территория автономного округа; Сахалинская область - Ногликский, Охинский районы, г. Оха.

5. Районы, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1,50: Республика Коми - г. Инта и подчиненные его администрации населенные пункты; Республика Саха (Якутия) - пгт. Кангалассы; Республика Тыва - Монгун-Тайгинский, Тоджинский, Кызылский (территория Шынаанской сельской администрации) районы; Ненецкий автономный округ - вся территория автономного округа; Тюменская область - Уватский район; Ханты-Мансийский автономный округ - северная часть автономного округа (севернее 60 град. северной широты); Ямало-Ненецкий автономный округ - вся территория автономного округа; Томская область - Александровский, Верхнекетский, Каргасокский, Колпашевский, Парабельский и Чаинский районы, города Кедровый, Колпашево, Стрежевой.

6. Районы, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1,40: Республика Алтай - Кош-Агачский, Улаганский районы; Республика Карелия - Беломорский, Калевальский, Кемский, Лоухский районы, города Кемь и подчиненные его администрации населенные пункты, Костомукша; Республика Саха (Якутия) - вся территория республики, за исключением городов и районов, указанных в п. п. 1, 3, 4, 5; Республика Тыва - вся территория республики, за исключением районов, указанных в п. 5; Приморский край - Кавалеровский район (пос. рудников Таежный и Тернистый); Хабаровский край - Аяно-Майский, Ванинский, Верхнебуреинский (севернее 51 град. северной широты), им. П. Осипенко, Николаевский, Советско-Гаванский, Солнечный (Амгуньская и Дукинская сельские администрации), Тугуро-Чумиканский, Ульчский районы, города Николаевск-на-Амуре, Советская Гавань и подчиненные его администрации населенные пункты; Архангельская область - Лешуконский, Мезенский, Пинежский и Соловецкий <*> районы, г. Северодвинск и подчиненные его администрации населенные пункты; Мурманская область - вся территория области, за исключением районов, указанных в п. п. 2, 3; Сахалинская область - вся территория области, за исключением районов, указанных в п. п. 1, 4.

7. Районы, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1,30: Республика Бурятия - Баунтовский, Муйский, Северо-Байкальский районы, г. Северобайкальск и подчиненные его администрации населенные пункты; Республика Карелия - Медвежьегорский, Муезерский, Пудожский и Сегежский районы, г. Сегежа и подчиненные его администрации населенные пункты; Республика Коми - Ижемский, Печорский, Троицко-Печорский, Усть-Цилемский, Удорский районы, города Вуктыл и подчиненные его администрации населенные пункты, Сосногорск и подчиненные его администрации населенные пункты, Ухта и подчиненные его администрации населенные пункты, Усинск и подчиненные его администрации населенные пункты, Печора и подчиненные его администрации населенные пункты; Эвенкийский автономный округ - южные части Эвенкийского автономного округа (южнее реки Нижняя Тунгуска); Красноярский край - Богучанский, Енисейский, Кежемский, Мотыгинский, Северо-Енисейский, Туруханский (южнее рек Нижняя Тунгуска и Турухан) районы, города Енисейск и Лесосибирск и подчиненные его администрации населенные пункты; Амурская область - Зейский, Селемджинский, Тындинский (за исключением Муртыгитского сельсовета) районы, города Зея и Тында и подчиненные их администрациям населенные пункты; Иркутская область - Бодайбинский, Братский, Казачинско-Ленский, Катангский, Киренский, Мамско-Чуйский, Нижнеилимский, Усть-Илимский, Усть-Кутский районы, г. Братск и населенные пункты, подчиненные его администрации, города Бодайбо, Усть-Илимск, Усть-Кут; Читинская область - Каларский, Тунгиро-Олекминский и Тунгокоченский районы; Ханты-Мансийский автономный округ - южная часть автономного округа (южнее 60 град. северной широты); Томская область - Бакчарский, Кривошеинский, Молчановский, Тегульдетский районы.

8. Районы, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1,20: Республика Бурятия - Баргузинский, Курумканский, Окинский районы; Республика Коми - вся территория Республики Коми, за исключением районов, указанных в п. п. 4, 5, 7; Приморский край - Кавалеровский (за исключением пос. рудников Таежный и Тернистый), Красноармейский (пгт. Восток и Богуславецкая, Вострецовская, Дальнекутская, Измайлихинская, Мельничная, Рощинская, Таежненская сельские администрации), Ольгинский, Тернейский районы, г. Дальнегорск и населенные пункты, находившиеся в подчинении его администрации ранее; Хабаровский край - Амурский (пгт. Эльбан и подчиненные его администрации населенные пункты, Ачанская, Вознесенская, Джуенская, Омминская, Падалинская сельские администрации), Верхнебуреинский (южнее 51 град. северной широты), Комсомольский, Солнечный (за исключением Амгуньской и Дукинской сельских администраций) районы, города Амурск, Комсомольск-на-Амуре; Архангельская область - вся территория области, за исключением районов, указанных в п. 6; Коми-Пермяцкий автономный округ - Гайнский, Косинский, Кочевский районы.

9. Районы, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1,15: Республика Карелия - вся территория республики, за исключением районов, указанных в п. п. 6, 7. Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается единый для всех производственных и непроизводственных отраслей районный коэффициент к заработной плате. Районный коэффициент начисляется к заработной плате без ограничения ее максимального размера. Районный коэффициент устанавливается для каждого конкретного района, учитывается во всех случаях исчисления средней заработной платы и начисляется без ограничения ее максимального размера. Районный коэффициент применяется по месту фактической постоянной работы независимо от места нахождения предприятия, учреждения, организации, в штате которого состоит работник, а также от продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к нему. Установление процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях играет стимулирующую роль и направлено на закрепление кадров в местностях с неблагоприятными климатическими условиями, а также выполняет и компенсационную роль, частично компенсируя работнику вредное воздействие неблагоприятных климатических условий на его организм. Работникам предприятий, учреждений, организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к месячной заработной плате без учета районного коэффициента и вознаграждения за выслугу лет. Надбавки к заработной плате за работу в условиях с неблагоприятными климатическими условиями выплачиваются в размере, зависящем от непрерывного стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностей. В стаж работы, дающий право на получение льгот, включаются календарные дни работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, а также фактические дни нахождения в пути от места нахождения предприятия (пункта сбора) к месту работы и обратно. Федеральная служба по труду своим письмом от 13 сентября 2006 г. N 1597-6-0 разъяснила, что в соответствии со ст. ст. 146, 148 Трудового кодекса РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах, не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами, с учетом процентной надбавки за работу в неблагоприятных климатических условиях. Однако поскольку законодательный акт, устанавливающий размер процентной надбавки, а также порядок ее применения, до настоящего времени не принят, в соответствии со ст. 423 Трудового кодекса РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с Кодексом, законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные акты бывшего Союза ССР применяются постольку, поскольку они не противоречат Трудовому кодексу. Порядок определения стажа работы в районах Крайнего Севера регулируется Инструкцией о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденной Приказом Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 2, а также Постановлением Правительства РФ от 7 октября 1993 г. N 1012 "О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и в остальных районах Крайнего Севера". Согласно Постановлению Правительства РФ от 7 октября 1993 г. N 1012 трудовой стаж, дающий право на получение процентных надбавок к месячной заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, суммируется независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых отношений. В части возможности суммирования периодов работы работника, если в каком-то периоде работы в регионах с неблагоприятными климатическими условиями имело место увольнение данного работника за виновные действия, свою позицию высказал Верховный Суд РФ, который своим Определением от 23 декабря 2004 г. N КАС04-596 признал не подлежащими применению нормы Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденной Приказом Министерства труда РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 2, о прерывании стажа работы в районах Крайнего Севера при увольнении работника за виновные действия. Верховный Суд указал: "Оспоренные положения Инструкции подменяют установленное законодательными актами понятие "стаж работы" на "непрерывный стаж работы", предусматривая увольнение за виновные действия в качестве основания, прерывающего такой стаж, что влечет за собой прекращение права на процентную надбавку, имеющегося у работника с учетом его стажа работы в особых климатических условиях. Тем самым право на процентную надбавку поставлено в зависимость не от стажа работы в особых условиях, а от причины расторжения трудового договора". При переходе работника на работу в другой район или местность (из числа указанных), имеющего необходимый для получения этой надбавки стаж работы, перерасчет процентной надбавки к заработной плате производится пропорционально времени, проработанному в соответствующих районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера, в порядке, установленном по новому месту работы. Исходя из предложенной законодательной конструкции, с учетом позиции Верховного Суда РФ трудовой стаж за работу в районах с неблагоприятными климатическими условиями скорее можно было бы отнести к специальному стажу, а не к непрерывному.

Таблица 2

Действующий порядок установления процентных надбавок к заработной плате

Районы Крайнего Севера Порядок исчисления процентной и приравненные к нему местности надбавки к заработной плате за работу в неблагоприятных климатических условиях

В районах Крайнего Севера

Чукотский автономный округ; 10% заработка по истечении Северо-Эвенский район первых шести месяцев работы, с Магаданской области; Корякский увеличением на 10% за каждые автономный округ; Алеутский последующие шесть месяцев район Камчатской области; работы до достижения 100% острова Северного Ледовитого заработка океана и его морей (за исключе - нием островов Белого моря)

В остальных районах Крайнего 10% заработка по истечении Севера первых шести месяцев работы, а по достижении 60% надбавки - 10% заработка за каждый после - дующий год работы до достижения 80% заработка

В местностях, приравненных 10% заработка по истечении к районам Крайнего Севера первого года работы, с увеличе - нием 10% заработка за каждый последующий год работы до достижения 50% заработка

Работникам предприятий, учрежде - 10% заработка по истечении ний и организаций, расположенных первого года работы, с увеличе - в Республике Карелия, южных нием 10% заработка за каждые районах Дальнего Востока, последующие два года работы, Красноярского края, Иркутской но не свыше 30% заработка области, Республике Бурятия, Республике Тыва, Читинской области

Процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях), установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно. Под южными районами Восточной Сибири подразумеваются южные районы Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия и Республики Хакасия, на территории которых применяется максимальная 30-процентная надбавка к заработной плате. Молодежи (лицам в возрасте до 30 лет), прожившей не менее года в районах Крайнего Севера - в размере 20% по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 20% за каждые последующие шесть месяцев и по достижении 60% надбавки - последние по 20% за год работы, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в размере 10% за каждые шесть месяцев работы. Общий размер выплачиваемых указанным работникам надбавок не может превышать пределов, предусмотренных действующим законодательством. На заработную плату, получаемую работником по совместительству, процентные надбавки не начисляются. В состав заработка, на который начисляются надбавки, не включаются выплаты по коэффициентам к заработной плате, единовременному вознаграждению за выслугу лет, вознаграждение по итогам работы за год, выплаты по среднему заработку, материальная помощь, а также выплаты, носящие разовый поощрительный характер и не обусловленные системой оплаты труда. В том случае, когда премии (доплаты) работникам выплачиваются по результатам работы за квартал (сезон, год), сумма этой премии (доплаты) для начисления надбавок распределяется по месяцам отчетного периода пропорционально отработанному времени. Подводя итог сказанному, можно сказать следующее: - во-первых, расширение возможностей локального регулирования при отсутствии минимальных государственных стандартов льгот, исключение общего регулирования вопросов гарантий и компенсаций работникам, безусловно, снижает уровень государственной защиты прав работников, что вряд ли можно признать соответствующим Конституции РФ; - во-вторых, общая тенденция на свертывание государственных гарантий в сфере труда, в частности, в отношении труда работников негосударственного сектора экономики, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, свидетельствует об ослаблении государственного интереса к развитию данных территорий, а с другой стороны, это обстоятельство свидетельствует о сильном промышленном лобби в Государственной Думе и пассивной позиции российских профсоюзов. В заключение данной статьи мне хотелось бы еще раз обратить ваше внимание на картографический план России. Если руководство нашей страны не изменит своего отношения к привлечению россиян на работу в районы Сибири, Дальнего Востока, приток рабочей силы в эти регионы сократится, а может, и иссякнет полностью. Восполнение данного пробела уже происходит за счет иностранной миграции. А хорошо ли это для нашей страны? Сможем ли мы передать нашим детям по наследству страну в существующих границах? Или ее просторы, как собственно и социальные гарантии, сократятся, словно "шагреневая шкура"?..

------------------------------------------------------------------

Название документа