Образование для инвалидов: социальные и экономические проблемы
(Киселева А. В.) ("Адвокат", 2006, N 5) Текст документаОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ: СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
А. В. КИСЕЛЕВА
Киселева А. В., аспирантка Российского государственного социального университета (РГСУ).
В настоящее время защита прав человека является одним из самых важных направлений деятельности государства. Эта закономерность современного государственного развития закреплена в Конституции России: "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека" (ст. 7). В социальном государстве право на достойную жизнь и свободное развитие гарантируется каждому независимо от его способности трудиться, участвовать в общественно полезном труде. Закрепление в Конституции гарантий социального обеспечения является устойчивой традицией российского государства и соответствует положениям международно-правовых актов, в первую очередь Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (ст. 9, 10). В целях дальнейшей конкретизации этого положения Конституции РФ принят ряд законов, в частности Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. "О социальной защите инвалидов", и многие другие нормативные акты. Но и они, вместе взятые, к сожалению, не решили всех проблем, которые стоят перед инвалидами. Это напрямую касается такого болезненного вопроса, как право инвалидов на получение высшего образования. Конституционное право граждан Российской Федерации на образование относится к категории социально-культурных прав и свобод. Оно тесно связано с другими социальными и социально-экономическими правами, в частности с правом на труд и правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности. При этом россияне имеют право на бесплатное получение высшего образования на конкурсной основе, которое декларировано ч. 3 ст. 43 Конституции РФ. Однако для многих граждан потенциальная способность к получению высшего образования и дальнейшей профессиональной деятельности сочетается с ограниченными возможностями. В настоящее время право таких граждан на получение образования декларируется Конституцией и иными законами и формально никем не оспаривается. После принятия Федерального закона от 22 августа 1996 г. "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов в высшие учебные заведения принимаются инвалиды I и II групп, которым согласно заключению медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в высших учебных заведениях. Однако практическая реализация права на образование сопряжена со многими проблемами. В частности, нерешенным остается вопрос, в каких учебных заведениях инвалиды должны получать высшее образование - в обыкновенных или специализированных? Несмотря на номинальное право инвалидов поступать в любой государственный вуз при условии успешной сдачи вступительных экзаменов, очевидно, что для практической реализации этого права учебные заведения должны быть специально оборудованы для передвижения и обучения инвалидов, и, кроме того, нужно решить ряд социальных и медицинских проблем. Выходом из этой ситуации некоторые считают создание специализированных вузов, предназначенных исключительно для учебы инвалидов. Аргументы "за" и "против" обучения инвалидов в специализированных вузах можно сгруппировать по шести основным категориям: экономические соображения; организация учебного процесса; решение социально-бытовых проблем; вопросы психологической адаптации; перспективы трудоустройства; вопросы защиты прав и достоинства студентов-инвалидов. Некоторые из этих категорий стоит рассмотреть более подробно. Экономический аспект высшего образования для инвалидов. В условиях нынешнего состояния экономики страны финансировать одно специализированное высшее учебное заведение, оборудовать его для доступа и обучения инвалидов определенной категории на первый взгляд представляется более рациональным, чем переоснащать обычные вузы, в каждом из которых будет учиться незначительное количество студентов-инвалидов. Тем более что приспособления и оборудование, необходимое для студентов с нарушениями опорно-двигательной системы, с разными формами сенсорных нарушений и с иными заболеваниями должны быть совершенно разными. Большинство студентов-инвалидов испытывают трудности с посещением занятий в силу неприспособленности городского транспорта и городской инфраструктуры, поэтому для решения этой проблемы нужен либо транспорт для каждого из учащихся, либо прикрепление к ним специальных сопровождающих, либо организация проживания в общежитиях рядом с местом, где проходят учебные занятия. Все эти мероприятия достаточно дорогостоящие. Одним из соображений, которое публично не высказывается, но оказывает большое влияние на организацию именно специализированных учебных заведений, является возможность получения благотворительной спонсорской помощи, т. е. весьма значительных и практически бесконтрольных финансовых поступлений <*>. -------------------------------- <*> См.: Цыганкова О. Глоток воздуха для элиты. Сайт "Азбука благотворительности" (http://www. a-z. ru/nkoinfo/period/vestnic_blag/5-6/33.php).
Контраргументы таковы. Намного более эффективным и более соответствующим духу современного социального законодательства было бы проведение следующих мероприятий. Во-первых, нужно произвести приблизительную оценку стоимости оборудования учебного заведения для обучения инвалидов наиболее распространенных категорий. Не исключено, что трудности и предполагаемая стоимость такого оборудования сильно завышаются. Во-вторых, приблизительно оценить, при каком количестве обучающихся студентов-инвалидов мероприятия по обеспечению их обучения будут иметь оптимальное соотношение между выделяемыми средствами и реализацией прав и свобод конкретного гражданина. В-третьих, определить круг высших учебных заведений, которые были бы обязаны произвести мероприятия по техническому обеспечению образования инвалидов, и проконтролировать выполнение этих мероприятий. В-четвертых, налоговое стимулирование фирм, которые выделяют спонсорскую помощь для инвалидов, осуществлять только в том случае, если есть доказательства реального получения этой помощи инвалидами (физическими лицами, а не организациями, среди которых немало фиктивных) либо целевого расходования средств. Из-за бесконтрольности при распоряжении такими средствами происходит не только нарушение социальной справедливости, но и криминализация данной социальной сферы. В-пятых, средства, выделенные на образование (в том числе на образование инвалидов), представляют собой не невосполнимые расходы, а, напротив, долгосрочные вложения в науку, культуру, промышленность и иные области. При этом отдача во многом зависит от качества полученного образования и возможностей его профессиональной реализации. По нашему твердому убеждению, "специализированное" образование инвалидов обходится дороже и при этом приносит намного меньшую экономическую выгоду, нежели правильно организованное образование инвалидов в общедоступных высших учебных заведениях. Возможно, при обсуждении экономического аспекта высшего образования для инвалидов нужно было бы принять во внимание следующее соображение. Затраты на высшее образование инвалидов, как уже упоминалось, одновременно служат двум целям - реализации прав и свобод граждан, т. е. одного из важнейших конституционных принципов, и подготовке специалистов для дальнейшей деятельности в сфере промышленности, науки, культуры, образования. Такие специалисты в конце концов окупают затраты на их образование, но это во многом зависит и от области, в которой они работают, и от того, смогут ли они вообще найти работу. При этом зарубежный опыт подтверждает, что при условии ярко выраженных способностей и работы по специальности могут с лихвой окупаться затраты даже на образование и жизнеобеспечение инвалидов с тяжелейшими проявлениями инвалидности. Не исключено, что имеет смысл выявление и дальнейшее обучение особо одаренных инвалидов в наиболее благоприятных условиях. Организация учебного процесса. Некоторое время назад существовало мнение, согласно которому высшее образование для инвалидов должно осуществляться по специальным стандартам. Сейчас эта точка зрения практически не встречается. Как подчеркнул на встрече с журналистами в Национальном институте прессы представитель оргкомитета международной конференции "Высшее образование инвалидов" (Санкт-Петербург, май 2000 г.) Алексей Ельяшевич, ни о каком перенятии опыта "положительной дискриминации", при которой инвалиды получают "высшее образование второго сорта", не может быть и речи. Ведь опыт подсказывает: инвалиды являются людьми с ограниченными физическими, но не умственными способностями, и поэтому уровень образования для них должен быть таким же, как и для всех людей <*>. -------------------------------- <*> См.: Ерофеев А. Инвалидность образованию не помеха // Биржа труда. 2000. N 14 (215).
Тем не менее некоторые особенности организации учебного процесса для инвалидов все же существуют. В 1991 г. был создан специальный институт-интернат для инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы (МИИ для инвалидов с нарушением ОДС, в 2001 г. переименован в Московский государственный гуманитарный институт-интернат). Прошедшие 15 лет функционирования данного вуза дают возможность оценить практическое воплощение концепции специализированного обучения. Лица, в тот период осуществлявшие руководство МИИ и организацию учебного процесса, неоднократно заявляли в прессе, что "впервые в мировой практике проблема высшего специального образования поставлена на научную основу" и что в институте "развернута научно-исследовательская работа кафедр института в области лечебной педагогики с использованием уникального личного опыта преподавания педагогов МИИ" (выдержка из постановления Ученого совета МИИ 6 марта 1998 г.). Между тем уникальность учебных программ и методик МИИ достаточно спорная, а вот финансовые и организационные проблемы сказались на обучении самым удручающим образом. Из-за низкого уровня заработной платы в учебном заведении была исключительно высокая текучесть педагогических кадров. Достаточно упомянуть, что на факультете иностранных языков с 1996 по 2001 г. сменилось девять преподавателей английского языка, а временами в качестве преподавателей были вынуждены выступать студенты старших курсов. В программу не включались учебные предметы, по которым не удавалось найти преподавателя. Из-за нехватки средств не было учебной литературы нужного количества и качества, отсутствовал соответствующий современным стандартам выход в Интернет, ни разу не выделялся специальный транспорт для поездки в центральные библиотеки даже для студентов-дипломников. Очевидно, что большая часть этих проблем частично или полностью решается в крупных вузах с совместной формой обучения. Между тем специализированное образование для инвалидов могло быть полезным для решения ряда серьезных проблем при обучении инвалидов. Во-первых, лица с врожденной или приобретенной в детстве инвалидностью, как правило, получают очень плохое довузовское образование. Домашнее обучение, как и обучение в специализированных дошкольных и школьных учебных заведениях, совершенно не отвечает даже самым мягким современным требованиям, а нанимать преподавателей по всем предметам родители детей-инвалидов не имеют возможности. Таким образом, при полной интеллектуальной сохранности и даже ярко выраженных способностях таким студентам необходима учебная программа, позволяющая компенсировать недостатки школьного обучения. Во-вторых, и при получении высшего образования, и при дальнейшей профессиональной или научной деятельности инвалидам необходимы некоторые дополнительные навыки, в частности умение работать с информацией. Нужны специальные программы по психологической адаптации и навыкам выживания в обществе. Насколько нам известно, ни в МИИ, ни в иных специализированных учебных заведениях ничего подобного не проводилось. В-третьих, для инвалидов различных категорий существуют чисто физиологические ограничения, касающиеся учебного процесса (продолжительность лекций, скорость и возможность записи лекций, величина зрительных и иных нагрузок и т. д.), учесть которые при организации учебного процесса по общим требованиям довольно сложно. В-четвертых, некоторые проявления инвалидности (например, нарушение речи) требуют от преподавателей некоторого специального опыта. Этот аргумент весьма часто приводится представителями специализированных вузов, хотя на самом деле обучиться понимать даже сильно нарушенную речь можно в течение нескольких дней. У нас нет данных ни о какой специальной подготовке преподавателей для работы с такими студентами, а личный опыт преподаватели получают непосредственно в процессе работы общения с ними. Возможно, частичным разрешением этого противоречия было бы создание при вузах отделений, где для абитуриентов с ограниченными возможностями производилась бы дополнительная подготовка. Такие подготовительные отделения, являющиеся структурными подразделениями обычных вузов, одновременно восполняли бы поступающим знания, недополученные вследствие домашнего обучения, и способствовали бы интеграции инвалидов в общество, так как переход к нормальной среде общения был бы смягченным. Кроме того, на подготовительных отделениях можно было бы преподавать и упомянутые выше спецкурсы по психологической адаптации. Этот же путь предлагается как один из возможных вариантов специалистами проекта международного сотрудничества Темпус и Челябинского государственного университета <*>. -------------------------------- <*> См. материалы сайта "Путь к независимой жизни", раздел "Смешанное обучение" (http://www. wil. ru/Open/virtual/startparams/method/GetPage/p/82/p/v04__v04_03/p/243/p/259/endparams/main. html).
Социально-бытовые и морально-психологические проблемы. Защита прав, свобод и достоинства студентов с ограниченными возможностями. Проанализировав опыт ряда инвалидов, получивших или получающих высшее образование как в специализированном, так и в обычных высших учебных заведениях, можно с уверенностью сказать, что основные их трудности связаны не столько с учебой, сколько с проблемами данной категории. Причем решение этих вопросов нельзя назвать удовлетворительным ни в одном из известных нам учебных заведений. Разумеется, многие социально-бытовые проблемы инвалидов, связанные с доступностью места учебы, проживанием, питанием, транспортом, а также медицинским обслуживанием и нуждами физической реабилитации легче решать, когда они учатся и проживают компактно. В этом случае снижаются финансовые затраты, легче организовывать необходимые мероприятия, да и накопление специальных знаний и опыта решения соответствующих проблем существенно сказывается на успешности решения. Например, для студентов-инвалидов очень важна возможность получения квалифицированной медицинской помощи, а ни для кого не секрет, что в обычных медицинских учреждениях сотрудники слабо разбираются во многих специфических вопросах. Но при этом даже в специализированном вузе социально-бытовые условия оставляют желать лучшего - из-за постоянной нехватки средств и многочисленных пробелов и недосмотров с организационной стороны. В обычных вузах, которые не настолько ограничены в средствах, главным препятствием являются недостатки организации в деле помощи инвалидам. Какими могут быть пути выхода из подобных ситуаций в том или ином учебном заведении - отдельная тема, но следует сказать, что большинство этих препятствий вполне преодолимо и без значительных финансовых затрат. Морально-психологические проблемы высшего образования инвалидов, вопреки сложившемуся в средствах массовой информации мнению, не являются решающими затруднениями. Безусловно, все инвалиды в большей или меньшей степени испытывают психотравмирующее воздействие со стороны "здорового" общества. Особенно сильно оно сказывается на инвалидах с детства, потому что у них мало положительного опыта общения в нормальной среде, а вопиющие примеры бесправия, унижения и ущемления человеческого достоинства детей-инвалидов и их родителей и в медицинских, и в образовательных, и в иных детских учреждениях, к горькому сожалению, представляют собой не исключение, а общую закономерность. Следует подчеркнуть, что психологическая картина инвалидности в большей степени связана не с физиологическими, а с социальными последствиями травмы или заболевания. Поэтому целесообразно делать упор не на "лечебную педагогику", а на исправление взаимодействия с окружающим обществом. Практические наблюдения автора статьи позволяют сделать вывод, что не только инвалидам нужно адаптироваться к "здоровому" обществу, но и здоровым людям следует учиться преодолевать свои комплексы и предрассудки по отношению к инвалидам, потому что иначе исправить существующее положение вещей невозможно. В свое время при обсуждении вопроса о возможном вхождении МИИ в состав Социального университета аргумент о психологической неготовности инвалидов ко вхождению в нормальное общество применялся противниками такого присоединения весьма часто и в весьма резкой форме. Такая точка зрения, во-первых, не вполне адекватно отражает существующее положение вещей, во-вторых, не может приниматься как исходная для любых концепций реабилитации инвалидов и, в-третьих, заставляет усомниться в психологической готовности самих авторов к сотрудничеству с инвалидами. Как уже говорилось, большинство инвалидов испытывают психологические трудности при общении со здоровыми. Но из этой ситуации есть только два возможных выхода - либо сознательно готовить инвалидов к существованию в замкнутой среде, к работе на специализированных предприятиях, к проживанию в специально выделенных для этого населенных пунктах или районах городов со специально созданными условиями (в Москве, в частности, районом, более или менее адаптированным для пребывания людей с ограниченными возможностями, постепенно становится Марьино) и вообще к строгим рамкам определенной социальной роли, либо осуществлять их психологическую реабилитацию в обычном обществе. Получение высшего образования - достаточно благоприятная возможность для такой реабилитации. Теоретически психологическую подготовку для интеграции в общество можно было бы проводить и в специализированном вузе, но на практике зачастую получается иначе. В изолированном инвалидном учреждении, в условиях отсутствия контроля со стороны общества и полной зависимости студентов велика вероятность того, что отношение сотрудников к таким студентам сложится не лучшим образом. Речь идет именно о сотрудниках и администрации, поскольку отношение преподавателей к студентам-инвалидам обычно никак не отличается (в отрицательном смысле) от их отношения к обычным студентам. За много лет инвалиды привыкают к своему фактически бесправному положению, а поскольку возможностей получить высшее образование действительно очень немного, они вынуждены смиряться с постоянным нарушением своих прав ради возможности учиться. Часто сотрудники относятся к инвалидам как к объектам благотворительности, не имеющим права на собственное мнение и самостоятельные решения. Весьма показателен и тот факт, что в числе сотрудников некоторых образовательных учреждений для инвалидов много бывших работников детских исправительных учреждений и психиатрических клиник. Неблагоприятный психологический климат в закрытых инвалидных учреждениях усугубляется в обстановке постоянной нехватки средств, "второсортности" обучения и условий проживания. Вряд ли даже усилия профессиональных психологов способны реально улучшить эту ситуацию. Во всяком случае, проблемная психологическая лаборатория МИИ, достаточно успешно работающая в области исправления некоторых специфических дефектов (речевых навыков, навыков письма и др.), в этой области никаких действий не предпринимала. Возможно, в результате недавней смены высшего руководства обстановка изменится, но преодоление инерции мышления обычно занимает не один год <*>. -------------------------------- <*> См.: Ерофеев А. Указ. соч.
При обучении инвалидов в обычных вузах круг проблем данной категории выглядит по-другому. Как показывает практика, ни прямой дискриминации, ни тем более насмешкам и издевательствам инвалиды в среде здоровых студентов, как правило, не подвергаются. Опасность состоит в том, что, приняв инвалидов как "обычных людей", и администрация, и студенты забывают о необходимости решения многих технических и социально-бытовых вопросов, актуальных для этих людей. Вследствие этого инвалиды либо оказываются в роли "вечных просителей", либо вынуждены молча терпеть многочисленные неудобства и организационные издержки. Очевидно, что говорить об успешном решении вопроса о высшем образовании инвалидов в обычном вузе можно только тогда, когда все основные вопросы решены (причем в централизованном порядке, а не как ответ на личное обращение того или иного студента) и создан постоянно действующий механизм для решения возникающих проблем. Перспективы трудоустройства. Разумеется, трудоустройство студентов в современных рыночных условиях, конечно, не может напрямую служить показателем качества образования. Тем не менее найти работу выпускникам-инвалидам специализированных вузов по сравнению с такими же выпускниками обычных вузов труднее по ряду объективных причин. Во-первых, к предубеждению работодателей против работников-инвалидов добавляется предубеждение против специализированного характера образования, на которое указывает в дипломе слово "интернат" или "специальный" в названии учебного заведения. Во-вторых, в специализированных вузах почти не ведется собственная научная работа с участием студентов и, следовательно, нет взаимодействия с организациями, которые могли бы заинтересоваться студентами и выпускниками как возможными сотрудниками. А по-настоящему оценить возможности инвалидов можно только при совместной работе. Хотя руководство МИИ неоднократно заявляло о высоком проценте трудоустройства среди своих выпускников, к этим данным стоит относиться критически, потому что среди выпускников нескольких известных нам выпусков никто не проводил опросов с целью выяснения трудоустройства, не говоря уже о специальных мероприятиях, помогающих трудоустроиться. Не проводилось и тестирований для выявления наиболее одаренных студентов, чтобы направить их для дальнейшего образования в аспирантуру (собственной аспирантуры в МИИ нет и в ближайшее время не предвидится).
* * *
После создания Московского института-интерната в 1991 г. (первый набор студентов состоялся в 1993 г.) в разных городах был создан ряд высших учебных заведений, осуществляющих образование инвалидов как в условиях специализированного, так и в условиях интегрированного обучения, открыты специальные отделения в обычных вузах. Это Региональный центр образования инвалидов Челябинского государственного университета; Государственный специализированный институт искусств (ГСИИ) Российского международного центра творческой реабилитации инвалидов; Головной учебно-исследовательский и методический центр (ГУИМЦ) профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов по слуху) при МГТУ им. Н. Э. Баумана; Институт социальной реабилитации Новосибирского государственного технического университета (инвалидов по слуху) и др. Тем не менее это не является полноценным решением проблемы высшего образования для инвалидов. Как признал первый ректор МИИ Л. А. Саркисян, "создание специализированных учебных заведений лишь частично решает проблему обучения инвалидов. Конечно же, необходимо создавать условия для того, чтобы они могли без особых проблем обучаться и в обычных вузах. На сегодняшний день таких условий нет. Оттого-то и поступает ежегодно в среднестатистический, неспециализированный вуз по 0,5 инвалида" <*>. Реализация конституционного права граждан на равноправие при получении высшего образования возможна только при мероприятиях по обеспечению фактического равноправия. Специализированные вузы сегодня необходимы, потому что при всех недостатках специализированного образования в настоящее время проблема высшего образования для инвалидов в обычных учебных заведениях пока не решена. Однако хотелось бы обратить внимание на тот факт, что финансирование высшего образования инвалидов и в специализированных, и в обычных вузах осуществляется из одного источника. Получается, что средства, которые могли бы пойти на долгосрочное, но полноценное решение проблемы, расходуются на обеспечение сиюминутных потребностей и создают иллюзию решения проблемы в глазах общественности, в то время как вопрос о распределении средств и усилий по двум направлениям высшего образования для инвалидов должен решаться с максимальной объективностью. -------------------------------- <*> См.: Шелест Е. Инвалидность - не помеха // Учительская газета. Публикация на сайте "Родитель" (Ru_Вузы, обучающие инвалидов. http://www. a-z. ru/nkoinfo/period/vestnic_blag/5-6/33.php).
Несомненно, возможность пользования правом на высшее образование принадлежит конкретному человеку (инвалиду). Однако особенность этого права состоит в том, что оно не может быть осуществлено инвалидом без выполнения государством и обществом ряда обязанностей. Те модели рыночного общества, которые предлагаются нам сегодня, основаны на жестких стандартах, связанных с борьбой за существование, конкуренцией, минимизацией роли государства в экономическом и социальном развитии. При этом не учитываются те неблагоприятные стартовые условия, в которых вынуждены находиться инвалиды. И дело отнюдь не только в социальном иждивенчестве и "потребительских" настроениях инвалидов. Просто наше общество, отказавшись от социалистической модели развития, пока не выработало механизмов социальной защиты, эффективно действующих в условиях рыночной экономики. Хотелось бы надеяться, что в будущем эти проблемы будут постепенно решаться - как в области законотворчества, так и в области правоприменительной практики.
------------------------------------------------------------------
Название документа