О социально-трудовой реабилитации как мере профилактики преступности
(Никитин Н. В.) ("Российский следователь", 2006, N 5) Текст документаО СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ КАК МЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПНОСТИ
Н. В. НИКИТИН
В настоящее время одной из наиболее существенных тенденций социальной политики является становление системы социальной реабилитации, широкое применение в работе с населением современных технологий и методик <*>. -------------------------------- <*> Теория социальной работы: Учебник / Под. ред. Е. И. Холостовой. М.: Юристъ, 2005. С. 74 - 77.
Слово "реабилитация" означает восстановление, возвращение утерянного. Социально-трудовая реабилитация означает восстановление нарушенной социальной справедливости в отношении конкретного человека и его интеграцию в общество посредством труда <*>. -------------------------------- <*> См., например: Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Советская энциклопедия, 1964. С. 568, 572, 618; Большой словарь русского языка / Под ред. С. Д. Леденева и др. М.: Русский язык. С. 239, 241, 247, 412; Энциклопедический словарь. В 2 т. / Под ред. Б. А. Введенского и др. Т. 2. М.: Советская энциклопедия, 1964. С. 244, 265; Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1975. С. 472, 474; Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина и В. Е. Кругских. М.: ИНФРА-М, 1998. С. 528, 533.
Примерно четверть субъектов РФ имеют всего по 3 - 5 учреждений социальной помощи семьям и детям, лицам, освободившимся из мест лишения свободы, и т. д., причем они в основном созданы в краевых (областных) центрах. Если говорить о видах учреждений, то преимущественное, ускоренное развитие получили социальные приюты, хотя и предпринимались попытки создания центров социально-трудовой реабилитации. Не может не тревожить тот факт, что, несмотря на очевидное для подавляющей части территорий обострение социальных проблем, осложнение социально-психологической обстановки, слабо развиваются центры психолого-педагогической, экстренной психологической помощи, а специализированных комплексных центров социально-трудовой реабилитации в России в настоящее время создано крайне мало <*>. -------------------------------- <*> Николаев М. Е. Центр пропаганды и социальной реабилитации "Сабах". Якутск, 2004. С. 7 - 8.
В условиях дефицита финансовых средств во многих субъектах России пытаются решить сложнейшие проблемы лиц, освободившихся из мест лишения свободы, несовершеннолетних и иных категорий граждан, ведущих маргинальный образ жизни, открывая многопрофильные центры социальной помощи. Типичным в настоящее время является процесс объединения различных видов учреждений социальной помощи. Весьма распространены и такие учреждения, которые в силу крайне ограниченного числа специалистов по социальной работе и дефицита современных технологий не могут практически повлиять на изменение криминогенной ситуации в регионе. К сожалению, не всегда продумано создание упорядоченной сети социально-трудовых учреждений для несовершеннолетних. Создаваемые социальные учреждения должны предоставлять необходимую помощь всем детям вне зависимости от их пола, возраста, места прописки. Поэтому организация специализированных учреждений, например, для несовершеннолетних женского пола создает трудности в оказании помощи другим детям <*>. -------------------------------- <*> Забрянский Г. И. Основы государственной политики в сфере контроля за преступностью // Материалы Всероссийской научно-практической конференции по проблеме профилактики правонарушений. М.: МГУ, 1997. С. 88.
По-прежнему острой остается проблема лиц без определенного места жительства и занятий, не имеющих средств к существованию, в том числе отбывших наказание в местах лишения свободы, достигших пенсионного возраста, ставших инвалидами. Региональные органы управления и органы местного самоуправления практически не осуществляют мероприятия по оказанию социальной помощи таким людям. Для этих людей необходимо создать сеть социально-трудовых учреждений - специальных домов-интернатов, домов ночного пребывания, однако это не в полной мере снимает проблему их криминальной активности, поскольку речь идет о взрослых людях с устоявшимся менталитетом, традициями и зачастую с негативной мотивацией своего поведения. Указанные категории граждан нуждаются именно в социально-трудовой реабилитации <*>. -------------------------------- <*> Антонов-Романовский Г. В. Принципы создания системы мер предупреждения преступности, соответствующей демократическому преобразованию российского общества // Материалы Всероссийской научно-практической конференции по проблемам профилактики правонарушений. М., 1997. С. 93.
Россия нуждается в четкой системе социально-трудовой реабилитации лиц, освобождаемых из мест заключения, основная роль в этом принадлежит субъектам Федерации, заявила губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. По ее словам, бывшие заключенные, не имея жилья, будучи дискриминируемыми при приеме на работу, существуя в атмосфере недоверия, часто повторно становятся на криминальный путь. Поскольку масштаб такого рода проблем с каждым годом возрастает, они требуют пристального внимания и оперативного вмешательства власти. Ежегодно из мест заключения освобождается около 30 тысяч больных туберкулезом. Из них 40% из-за дискриминации не получают надлежащего лечения <*>. -------------------------------- <*> Матвиенко В. К лучшей жизни // Вечерний Питер. 2005. N 72.
Многие ученые, занимавшиеся исследованием проблем освобожденных от наказания, использовали разную терминологию, обозначая одни и те же проблемы. Такие понятия, как "реабилитация", "социальная реабилитация", "трудовая реабилитация", "ресоциализация", "социальная адаптация", "реадаптация", имеют разное значение, но разные ученые вкладывают в них один смысл - оказание помощи лицам, освобожденным от наказания в установлении социально полезных связей <*>. -------------------------------- <*> Характеристика осужденных к лишению свободы. По материалам специальной переписи 1999 года / Под ред. А. С. Михлина М.: Юриспруденция, 2001. С. 464.
Чтобы определить, какое же понятие более подходит для определения процесса решения проблем освобожденных от наказания, нужно определить сами эти проблемы. Это юридическая проблема, связанная с восстановлением своих прав, в которых человек был ограничен в связи с осуждением, и социально-психологическая проблема, связанная с установлением нормальных связей с социальным окружением со стороны освобожденного и со стороны социального окружения <*>. -------------------------------- <*> Шарков А. В., Кадушкин С. А., Шабанов В. Б., Трифонов В. В. Правовое регулирование медико-социальной реабилитации хронических алкоголиков и наркоманов в Республике Беларусь: Курс лекций. Минск: Академия МВД Республики Беларусь, 2005. С. 71.
Нас интересуют прежде всего лица, отбывшие наказание в виде лишения свободы. Социальная реабилитация - комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие изменения социального статуса, девиантного поведения личности (освободившихся из мест заключения и т. п.). Эти меры осуществляются различными социальными службами. У большинства преступников до осуждения не существовало нормальных социально полезных связей. Они ограничивались только связями внутри девиантных групп и общностей, начиная с семьи преступников или алкоголиков и заканчивая криминогенным районом. Для детей, выросших в таких условиях, процесс социализации проходил в рамках девиантной субкультуры, а значит, они не имеют понятия об общечеловеческих ценностях и нормах, поэтому о процессе восстановления прежних социальных связей не может быть и речи. Здесь следует говорить о ресоциализации, т. е. о процессе повторного приспособления бывшего преступника к системе представлений о ценностях, существующих в обществе. Так или иначе приобретение социально полезных связей, восстановление в правах проходят через процесс социальной адаптации. То есть человек должен приспособиться к условиям общества <*>. -------------------------------- <*> Антонов Я. И. Институт реабилитации и его уголовно-правовое значение. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ижевск, 2001. С. 24.
Социально-трудовая адаптация - процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды посредством труда, взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, а реадаптация - это восстановление адаптационных способностей <*>. Но при чем тут способности? Чтобы восстанавливать способности, их нужно сначала иметь и утратить, а утратить их можно вследствие значительного нарушения функций центральной нервной системы, которое встречается редко. То есть человек адаптируется к условиям существования, но в силу физиологических особенностей у разных людей этот процесс идет по-разному. Поэтому следует рассматривать реадаптацию как повторную адаптацию к новым условиям. -------------------------------- <*> Ивдютченки Н. В. О понятии реабилитации в уголовном процессе России // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1994. N 6. С. 26.
Психологическое понимание адаптации сводится к установлению состояния равновесия субъекта и среды, их взаимного воздействия. Адаптация обеспечивает равновесие между воздействием организма на среду и ее обратным воздействием или, что одно и то же, равновесие во взаимодействиях субъекта и объекта <*>. -------------------------------- <*> Постановление Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 г. N 11-П по делу о проверке конституционности положений ч. 1 ст. 47 и ч. 2 ст. 51 УПК РСФСР в связи с жалобой гражданина В. И. Маслова.
В юриспруденции употребляется понятие социально-трудовой адаптации, содержание которого не сводится к биологическому смыслу приспособления. Социально-трудовая адаптация предполагает взаимодействие личности и социальной среды в процессе их общественного функционирования. Процесс социально-трудовой адаптации не тождествен биологическому приспособлению живого организма к среде обитания. Человеческое приспособление к условиям существования значительно сложнее биологического. Человек - носитель сознания - обладает способностью не только воспринимать новые для него требования своего социального окружения, но и прогнозировать их эволюцию. Простое приспособление заменяется активным регулированием процесса взаимодействия со средой <*>. Адаптация человека на социальном уровне приобретает двусторонний характер: с одной стороны, она включает изменение социальных функций, необходимых для удовлетворения требований окружающей среды, с другой - под его воздействием происходит изменение самой среды. -------------------------------- <*> Безлепкин Б. Т. Субъекты правоотношений по возмещению имущественного ущерба. М.: Приор, 2003. С. 58.
Социально-трудовая адаптация личности как способ включения ее в систему действующих социальных норм неразрывно связана с правовой культурой, с пониманием существующих в обществе политических, экономических явлений, с усвоением предписаний нравственных и правовых норм в качестве собственных жизненных установок <*>. -------------------------------- <*> Ткачев Е. В. Меры пресечения, не связанные с заключением под стражу, в уголовном процессе России: Монография / Научный ред. А. В. Кудрявцева. Челябинск: ЮУрГУ, 2004. С. 66.
Правовая культура достигается путем организации и осуществления правового воспитания, в котором социально-психологическим процессам формирования правовых взглядов, идей, убеждений, чувств, настроений принадлежит важная роль. Правовое воспитание охватывает одновременно правовое образование и обучение, формирование убеждений, привычек правового поведения и социально-правовой активности <*>. -------------------------------- <*> Голубев К. И., Нярижный С. В. Компенсация морального вреда как способ выплаты неимущественных благ личности. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. С. 176.
Достижение соответствия потребностей и устремлений личности целям и задачам общества обусловливает прогрессивный характер социальной адаптации. Главная ее особенность заключается в том, что взаимоотношения индивида и общества должны носить характер осознанного и свободного подчинения личности социальным (правовым и нравственным) нормам и ценностям. Итак, существует два вида адаптации: социально-трудовая и психологическая. Социально-трудовая адаптация по сути означает установление нормальных, социально полезных отношений, социальную реабилитацию гражданина, в том числе в трудовом коллективе. Психологическая - это усвоение субъектом стандартов поведения и ценностных ориентации. Психологическая адаптация неразрывно связана с социально-трудовой адаптацией, которая одновременно является и условием, и показателем ее успешности. Поэтому социально-трудовую и психологическую адаптацию следует рассматривать в их неразрывном единстве. Однако возможны и такие ситуации, когда указанные два вида адаптации не совмещаются: человека хорошо приняли в бытовом окружении (семья, родственники, знакомые), но не принимают на работу <*>. -------------------------------- <*> Дудко Т. Н., Пузиненко В. А., Котельникова Л. А. Дифференцированная система реабилитации в наркологии. Методические рекомендации. М.: НИИ наркологии Минздрава РФ, 2001. С. 38.
Социально-трудовая и психологическая адаптация в юридической литературе рассматривается на различных уровнях: 1) общества в целом (в масштабе макросреды); 2) социальной группы (в масштабе микросреды); 3) индивида (внутриличностная адаптация). Адаптируясь в масштабе общества (макросреды), человек может усвоить и использовать образцы поведения и деятельности, характерные для конкретной общности (группы, ближайшего социального окружения), и в то же время не достичь органического единства с макросредой (обществом), не интегрироваться с ней. Выделение социально-трудовой и психологической адаптации личности на уровне социальной группы (коллектива - микросреды) является общепризнанным. Адаптация личности в социальной группе и трудовом коллективе представляет собой ее самоопределение, обеспечение прочности "врастания" человека в данную группу (коллектив). В процессе коллективной деятельности и общения человек утверждает свою индивидуальность и вместе с тем в известной мере интегрируется с группой <*>. Однако при этом конфликт с обществом не опускается, лицо воздерживается от нарушения правовых норм хотя бы под страхом наказания. -------------------------------- <*> Антонян Ю. М. О понятии профилактики преступлений // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 26. М., 1977. С. 25 - 34; Аванесов Г. А. Профилактика: термины и понятия // Профилактика правонарушений. 1978. N 7. С. 64 - 66.
Неадаптированность личности может привести к возникновению разного рода конфликтных ситуаций, таких, как: 1) противоречия между представлениями индивида о жизни и реальной действительностью; 2) переоценка своих возможностей и недооценка их другими людьми; 3) острая необходимость выбора между двумя или несколькими жизненно важными действиями; 4) конфликт, возникший на почве несоответствия социальных стремлений личности и социальных убеждений людей, мнением которых человек дорожит. Социальная неадекватность может быть результатом определенного несоответствия уровня притязаний, в том числе и материальных, как уровню объективных возможностей группы (ближайшего окружения), так и субъективным данным, индивидуальным способностям личности <*>. -------------------------------- <*> Кудрявцев В. Н. Правовое поведение: (норма и патология). М.: Юрид. лит., 1992. С. 223.
Содержанием социально-трудовой адаптации являются сближение целей и ценностных ориентации среды и входящего в нее индивида, усвоение им норм, традиций, осознание социального статуса и связанного с ним ролевого поведения посредством труда. В зависимости от того, как взаимодействует личность со средой, различают три типа адаптационного процесса: 1) преобладает активное воздействие индивида на социальную среду; 2) пассивное, конформное вхождение в группу, в трудовой коллектив; 3) активное воздействие среды, трудового коллектива на индивида. В связи с тем что социально-трудовая адаптация представляет собой протекающий во времени процесс, возникает вопрос о его этапах или стадиях. По-видимому, правильнее говорить об этапах социально-трудовой адаптации. Польский социолог Я. Щепаньский <*> выделяет четыре этапа: -------------------------------- <*> Щепаньский Я. Социология и природа социально-трудовой реабилитации поляков. М.: Прогресс, 2001. С. 92 - 97.
первый (начальный) этап, когда адаптирующийся индивид усваивает лишь правила поведения, но система ценностей новой среды внутренне им не признается; второй этап (терпимости), когда как среда, так и индивид признают равноценность эталонов поведения друг друга; третий этап (приспособления, "аккомодации") связан со взаимными уступками: не только индивид признает и принимает систему ценностей среды, но и представители последней признают некоторые его ценности; четвертый этап (самой полной адаптации, этап "ассимиляции"), когда индивид полностью отказывается от прежних образцов и ценностей и полностью принимает новые. Приведенная периодизация в полном объеме может быть использована лишь в случаях кардинального расхождения ориентации личности и новой для нее среды. Однако, поскольку такая ситуация возникает далеко не всегда, а точнее - сравнительно редко, целесообразно внести в нее некоторые коррективы <*>. -------------------------------- <*> Герцензон А. А. Уголовное право и социология: (Проблемы социологии уголовного права и уголовной политики). М.: Юрид. лит., 1970. С. 179; Ковалев М. И., Воронин Ю. А. Криминология и уголовная политика. Свердловск, 1980. С. 8.
Прежде всего следует указать на необходимость выработки у осужденных в процессе исполнения и отбывания наказания адаптационных знаний и личностных качеств, облегчающих впоследствии их социально-трудовую адаптацию. Социально-трудовая реабилитация освобожденных от отбывания наказания в виде лишения или ограничения свободы в значительной мере зависит от пластичности личности, ее желания приобщиться к честной трудовой жизни. При подготовке осужденного к освобождению важно также создать для этого объективные предпосылки: поиск подходящего места жительства и работы, завязывание полезных знакомств <*>. -------------------------------- <*> Гальперин И. М., Курляндский В. И. Предмет уголовной политики и основные направления ее изучения // Основные направления борьбы с преступностью. М.: Юрид. лит., 1975. С. 7.
Социально-трудовая реабилитация освобожденных от отбывания наказания проходит следующие три этапа. 1. Приспособительный этап, когда освобожденный от отбывания наказания разрешает насущные жизненные проблемы, связанные с бытовым и трудовым устройством. Этот начальный этап освоения после освобождения от наказания - самый сложный и порой решающий. Важность его для социальной адаптации сложно переоценить. Нередко, сталкиваясь с трудностями в быту и при устройстве на работу, освобожденные от отбывания наказания обращаются за помощью к прежним друзьям, вовлекающим их в новые преступления. Отрицательному влиянию групп с антиобщественной направленностью в таких случаях не просто, а зачастую невозможно противостоять. 2. Этап усвоения социально полезных ролей сложен и противоречив, связан с психологическими и нравственными трудностями освобожденного от отбывания наказания. В этот период происходит изменение его социальных ролей, функций и, как правило, возникает необходимость в изменении установившихся навыков и привычек. Часто лица, особенно отбывшие длительный срок лишения свободы, приспосабливаются к новой социальной среде с большим внутренним напряжением, психологическими срывами, с постоянными стрессовыми состояниями. 3. На этапе правовой адаптации происходит утверждение в психике нужных и полезных взглядов, привычек, наклонностей, ценностей, желания честно трудиться, точно и неуклонно выполнять требования законов и нравственно-этических норм. Речь идет о закреплении достигнутых в процессе исполнения наказания положительных результатов исправительно-трудового воздействия и достижении целей исправления судимого лица. При оценке успешности протекания такого сложного социального процесса, как социально-трудовая адаптация, в ходе которой изменяется не только духовный облик, но и поведение судимого лица, связанного с общением и нахождением в трудовом коллективе, необходимо учитывать объективные и субъективные показатели <*>. -------------------------------- <*> Модель региональной программы борьбы с преступностью / Под общей ред. А. И. Алексеева. М.: Академия управления МВД РФ, 1994. С. 49.
Объективные критерии фиксируют внешние признаки: примерное поведение, честное отношение к труду, точное и неуклонное выполнение требований законов и правил, участие в общественной жизни трудового коллектива и др. <*>. -------------------------------- <*> Концептуальные основы развития государственной системы социальной профилактики правонарушений и предупреждения преступлений / Под общей ред. А. Ф. Майдыкова. М.: Академия управления МВД РФ, 1998. С. 84 - 87.
Субъективные критерии социально-трудовой адаптации освобожденных от отбывания наказания характеризуют степень (уровень) осознанности личностью необходимости поведения, адекватного ожиданиям-требованиям общества, удовлетворенности новыми социальными ролями, желание добиться осуществления намеченных планов и выражаются в позитивном отношении к трудовому коллективу, отдельным его членам, семье и др. Указанные критерии можно использовать для определения уровня протекания социально-трудовой адаптации, выявления обстоятельств, тормозящих или, наоборот, благоприятно влияющих на нее <*>. -------------------------------- <*> Криминология и профилактика правонарушений / Под ред. В. П. Сальникова. СПб.: Университет МВД РФ, 2001. С. 67.
Таким образом, проблема социально-трудовой реабилитации граждан может быть решена в процессе многостороннего встречного движения: стремления реабилитируемого стать полноправным членом общества должно подкрепляться еще большим действием самого общества, властей и государства по стимулированию данной категории граждан к интегрированию. Осуществление социально-трудовой реабилитации напрямую способствует предупреждению преступности, является одной из мер профилактики преступлений как среди несовершеннолетних, молодежи, так и среди взрослого населения путем создания соответствующих реабилитационных центров, персонал которых будет выполнять функции: - создания благоприятных условий жизни, приближенных к домашним; - организации ухода за проживающими, оказание им медицинской помощи и организация содержательного досуга; - организации трудовой занятости реабилитируемых граждан; - активного содействия в привыкании к новым жизненным условиям; - бытовом устройстве, обеспечивая поступивших благоустроенным жильем, инвентарем и мебелью, постельными принадлежностями, одеждой и обувью и иными предметами домашнего обихода; - организации питания с учетом возраста и состояния здоровья; - диспансеризации и лечения, организации консультативной медицинской помощи, а также госпитализации нуждающихся в лечебные учреждения; - в соответствии с медицинскими рекомендациями организации трудовой занятости, способствующей поддержанию активного образа жизни; - содействия просвещению в области морали, права, обучения трудовой специальности; - содействия в социально-трудовой реабилитации лиц с криминальным прошлым, в том числе находившихся в местах лишения свободы; - содействия в социально-трудовой реабилитации трудным подросткам; - социально-трудовой реабилитации лиц, имеющих криминальное прошлое, путем изготовления, распространения продукции и материалов просветительского, рекламного и иного полезного обществу характера; - организации курсов, лекций, семинаров, конференций, просмотра фильмов, посещения выставок и других мероприятий по восстановлению способности человека быть полноценным членом общества; - содействия созданию условий для социально-трудовой реабилитации; - осуществления предпринимательской деятельности, не запрещенной законом; - организации деятельности по своевременному выявлению граждан, находящихся в социально опасном положении, по предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий; - выработки системы социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям, осуществления индивидуальной профилактической работы с рассматриваемыми категориями граждан, оказания помощи семьям, находящимся в социально опасном положении <*>. -------------------------------- <*> Алексеев А. И. Криминология. Курс лекций. М.: Щит-М, 1998. С. 128; Криминология. Учебник для ВУЗов / Под ред. А. И. Долговой. М.: Юнити, 1999. С. 142; Иншаков С. М. Криминология: Учебник. М.: Юриспруденция, 2000. С. 103; Криминология: Учебник / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, Г. М. Миньковского. М.: Бек, 1998. С. 164; Криминология: Учебник / Под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. М.: Юристъ, 1999. С. 197.
------------------------------------------------------------------
Название документа