Из истории правового регулирования государственной поддержки населения Европейского Севера (поморов) в XIX - начале XX в
(Красавцев Л. Б.) ("История государства и права", 2006, N 2) Текст документаИЗ ИСТОРИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА (ПОМОРОВ) В XIX - НАЧАЛЕ XX В.
Л. Б. КРАСАВЦЕВ
Красавцев Л. Б., кандидат исторических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права Поморского государственного университета им. М. В. Ломоносова, г. Архангельск.
Европейский Север России простирается до Северного Ледовитого океана, на берега морей которого началось проникновение славян еще с IX в. Издревле русские стремились на север, к его необозримым пространствам и неизведанным богатствам <*>. Они обжили побережья Белого и Баренцева морей, которые впоследствии получили название Поморье. Условия жизни в этом районе имеют свои характерные особенности и порой носят экстремальный характер. Зимы длинные, холодные, сопровождающиеся полярной ночью. Свирепствуют зимой сильные бури. Лето короткое и прохладное. Весной и осенью дуют сильные ветры, идут дожди, чередующиеся обильными снегопадами. Очень часты холодные и продолжительные туманы. Трудности дополняются близостью магнитного полюса и частыми магнитными бурями. Большое неудобство для плавания в Белом море представляют льды. Еще более суровые условия плавания в Карском море и далее на восток. Эти моря даже в летнее время покрыты плавучими льдами. Вход в Карское море большую часть года закрыт неподвижными или дрейфующими льдами, пройти которые часто можно только с помощью ледоколов <**>. -------------------------------- <*> Булатов В. Н. Русский Север. Кн. первая: Заволочье IX - XVI вв. Архангельск, 1997. С. 8; Лукин Ю. Ф. История, экология, экономика в меняющейся России: взгляд из Архангельска. Архангельск, 2001. С. 274. <**> Эдлинский С. Ф. Северный транспортный флот в Великой Отечественной войне Советского Союза 1941 - 1945 гг. М., 1963. С. 11, 12.
Поморье находилось на перекрестке речных и морских путей, и его население жило морским промыслом и торговлей. Поморами назывались жители прибрежного края Архангельской губернии, которая в XIX в. занимала весь Европейский Север России от Мурмана до устьев Печоры. Заселив берега Белого и Баренцева морей, поморы выработали своеобразный культурно-хозяйственный тип, основанный на преобладании промыслового приморского хозяйства, - рыболовство и морская охота. Вместе с тем поморы не оставили и традиционных крестьянских занятий - земледелия и животноводства, но игравших в поморской экономике в силу климатических и почвенных условий севера второстепенную роль <*>. -------------------------------- <*> Поморская экспедиция. Т. 1. История Архангельского Севера. Архангельск, 2001. С. 315, 317, 318.
Основанный в конце XVI в. город Архангельск в силу своего географического положения в устье реки Северная Двина в Белом море с первых лет своего существования был связан с развитием внешней торговли, что и определило развитие его экономики и занятости населения. Важность города-порта заключалась в его торговой деятельности. Известный исследователь севера П. Богословский писал по этому поводу: "Географическое положение и климат местности в Архангельской губернии, не свойственной для хлебопашества, заставили искать другие, более надежные и выгодные, средства для проживания" <*>. Вот как описывает источник века: "Поморы - жители прибрежного края Архангельской губернии в уездах Кемский, Кольский, Мезенский и Посад Сумский, у них особые права: они могут вывозить из Архангельского порта на собственных мореходных судах хлеб во всяком количестве и беспошлинно менять его в Норвегии на рыбу и привозить ее беспошлинно в Архангельск, могут беспошлинно привозить соленую рыбу, норвежскую и собственного улова, кроме сельди и трески сушеной, за которые платят пошлину... Ежегодно с марта отправляются в становища и на шняках занимаются рыбным промыслом. С вскрытием Двины на раньшинах... с закупленной рыбой в Архангельск. Некоторые в течение лета совершают несколько таких рейсов. Много их в сентябре на Маргаритинской ярмарке... -------------------------------- <*> Богославский П. О судостроении в Архангельской губернии // Памятная книжка Архангельской губернии. 1861. С. 75.
В то же время приходит около сотни торговых поморских судов, на которых они торгуют с Норвегией. Около сотни возят ежегодно в Вардэгузе, Таммерфест, Тромсе и др.: хлеб, пеньку, пеньковые товары, крупу и выменивают их на соль, треску, палтус, треску и сайду сушеную, мягкую рухлядь, оленьи шкуры. Эти товары поморы привозят в Архангельск. В начале октября поморы возвращаются с запасами к себе" <*>. Эта торговля вошла в историю как поморская, или по-норвежски - "летняя". -------------------------------- <*> Государственный архив Архангельской губернии. ГААО, ф. 6, оп. 17, д. 66, л. 48, 49.
Поморская торговля требовала строительства соответствующих судов и тем самым стимулировала развитие поморского народного крестьянского судостроения. Причем с целью создания возможности поморам строить свои суда Российское правительство неоднократно на протяжении XVIII - XIX вв. предоставляло поморам определенные льготы и на приобретение леса, и на меновую торговлю с норвежцами. По норвежским источникам русские суда вели торговлю с Фьорде Финмаркуже в конце XVII в., два раза в год приходили в Варде с мукой. Известен рескрипт датского правительства 1688 г. (до 1814 г. Норвегия была объединена с Данией), разрешавший русским поморам посещать ярмарку Варангерского залива для меновой торговли. В 1741 г. датское правительство разрешило русским заниматься рыбным промыслом в норвежских водах. В 1787 - 1789 гг. Дания разрешила покупать или выменивать у русских на рыбу сахар, хлеб и другие товары, освободила русских промышленников от уплаты пошлин. Положением 1796 г. русским поморским судам разрешалась меновая торговля с 15 июня по 15 августа в Финмаркене. Это соглашение затем вошло в договор России и Швеции 1818 г. (в 1814 г. Норвегия была передана Швеции), но обмен разрешался только непосредственно с норвежскими рыбаками и только на сырую рыбу <*>. -------------------------------- <*> Бухаров Д. Н. Русские в Финмаркене. СПб., 1883. С. 5, 7; Эйнарниями. Поморская торговля глазами норвежцев // Отар. Норвегия и Россия на севере. 1992. N 192. С. 15.
С русской стороны также принимались меры по снятию ограничений и на торговлю, и на судостроение. Так, уже указы императора Петра I в 1723 и 1724 гг. разрешали вырубку леса для частного судостроения, но без права продажи построенных судов за границу. В 1729 г. указ императора Петра II разрешал не платить пошлину и за продажу корабля иностранцам. В 1799 г. жители Колы обратились к императору Павлу I с просьбой дать им лес на починку судов. Указом от 13 марта 1799 г. коляне (жители Колы) получили разрешение на вырубку леса и освобождение от сбора за "топорные" лодки и от платежа попенных денег, но чтобы вырубленный лес употреблять только на свои надобности и не отпускать за море. Эти права давались с учетом "сурового климата и бесплодной почвы" <*>. -------------------------------- <*> Богославский П. Указ. соч. С. 85, 94.
В 1800 г. беспошлинная постройка судов разрешалась обывателям Архангельской губернии в уездах Кольском, Кемском, Онежском и на севере Мезенского, а в уездах Архангельском, Шенкурском и на востоке Мезенского, Пинеги и в Холмогорах со строящихся судов брали "в половину". Но чтобы пресечь злоупотребление указом, когда отдельные крестьяне этих уездов строили на льготных условиях из казенного леса суда на свое имя, а затем продавали их купцам и другим лицам, на которых эти льготы не распространялись, правительство приняло строгие меры. Конторе Архангельского порта было приказано знать крестьян, кто и каким промыслом занимается. А если узнавали, что кто-то продал свое судно, то его лишали права на постройку, а с покупателя брали двойную пошлину <*>. -------------------------------- <*> Справочная книжка Архангельской губернии. 1870. С. 14; ГААО, ф. 6, оп. 17, д. 66, л. 10.
Если в XVIII в. Русское правительство еще ограничивало и на местном уровне, и в центре продажу хлеба, то с 1803 г. разрешалась свободная и неограниченная торговля хлебом в поморских селениях, а жителям Колы и Кеми разрешалось до 6000 четвертей хлеба вывозить в Норвегию беспошлинно для обмена на рыбу, тоже беспошлинно <*>. -------------------------------- <*> ГААО, ф. 6, оп. 17, д. 58, л. 3. Четверть - старая единица измерения зерна - соответствует 209,91 л. или 8 пудов зерна.
Для улучшения дела снабжения населения Архангельской губернии в 1812 г. в апреле учреждается Комитет о продовольствии жителей Архангельской губернии. В неурожайные годы, которые на севере случались довольно часто, Комитет распределял денежные и хлебные ссуды и пособия. Для этого в его распоряжении находились хлебные магазины. Интересно, что Комитет активно способствовал распространению в губернии "второго хлеба" - картофеля. После Отечественной войны 1812 г. правительство продолжило политику льгот в отношении поморов. В 1820 г. жители Колы, Кеми и Сумского посада освобождались от платежа футовой пошлины, но стали брать попенные деньги. Также разрешалось в 1826 г. освободить жителей Архангельской губернии от платежа ласмовых денег <*>. Что касается льгот в области торговли, то здесь политика правительства не была столь последовательной. В 1826 г. правительство разрешает ввозить только рыбу. Разрешение беспошлинно продавать хлеб в обмен на рыбу давалось только на 5 лет. Затем разрешили беспошлинно продавать и другие товары, но только норвежским промышленникам непосредственно <**>. -------------------------------- <*> ГААО, ф. 6, оп. 17, д. 3, л. 11. Ласт - старая единица измерения вместимости судна, соответствует 2 рег. т. или 5,6 кв. м. <**> Огородников С. Ф. Очерки истории города Архангельска в торгово-промышленном отношении. СПб., 1890. С. 303.
Но здесь случилось интересное явление. Такие льготы привели к тому, что поморы убедились, что меновая торговля выгоднее и безопаснее рискованных и самостоятельных промыслов, и вскоре почти полностью перешли на скупку рыбы в Норвегии. Уже во второй половине XIX в. привоз рыбы из Норвегии превысил объем русского мурманского промысла, а в начале XX в. превысил его в несколько раз <*>. Договор России со Швецией 1828 г. подтверждал сроки меновой торговли, принятые в 1796 г. В 1823 г. местные жители Финмаркена обратились с просьбой расширить сроки обмена, и по закону 1830 г. срок был продлен до 15 сентября. Поморы привозили муку, доски, медовые пряники, леденцы, орешки, плошки, ложки. Норвежцы предлагали рыбу, соль, чай. В такой торговле принимал участие непосредственно сам простой народ в рамках личных доверительных отношений. В дальнейшем с русской стороны поморская торговля регулировалась Указом 29 марта 1835 г., Положением Кабинета министров 30 марта 1837 г. и Положением Кабинета министров 30 марта 1837 г. Указ 1835 г. гласил: "Желая облегчить способы жителям поморского края Архангельской губернии, в уездах - Кольском, Кемском и Сумском посаде к улучшению их состояния по производству ими звериных и рыбных промыслов - повелеваем дозволить означенным жителям... без различия гильдий, мещанам и крестьянам: -------------------------------- <*> Нурпейсова А. В. Страницы истории взаимоотношений России и Норвегии // Исторические связи Русского Севера и Норвегии. Архангельск, 1989. С. 11.
1. Вывозить из Архангельского порта на собственных их морских судах хлеб без ограничения количества и пошлин, установленных тарифом; 2. Привозить к беломорским портам соленую рыбу, кроме сельдей и сушеной трески, без пошлин, которые не взимались и с привозной таковой же рыбы норвежскими жителями..." <*>. -------------------------------- <*> ГААО, ф. 49, оп. 1, т. 2, д. 2776.
Эти правила вводились первоначально на три года, но в 1838 г. были продлены "впредь до особого повеления" и действовали длительное время. Навстречу шли и норвежские власти, разрешив в 1839 г. русскую торговлю для жителей северных уездов - приобретать у местных жителей сырую рыбу за деньги или выменивать ее на хлеб, муку, крупу и т. д., а также разрешив сбывать и соленую рыбу <*>. Эти меры позволили увеличить количество приходящих поморских судов. Так, по данным Архангельского таможенного округа, за навигацию 1842 г. было вывезено в Норвегию поморами Архангельского, Онежского, Кемского, Кольского уездов и Сумского посада хлеба на 91107 рублей и других товаров на 1687 рублей, а из Норвегии и с Мурманского берега привезено рыбы и звериных шкур на 90779 рублей <**>. -------------------------------- <*> Теттерман А. Сборник норвежских законов о торговле и промысле русских в Норвегии. СПб., 1883. С. 102, 130. <**> ГААО, ф. 6, оп. 1, д. 2, л. 3.
С 1846 г. жители приморских уездов Архангельской губернии были освобождены от пошлин за привозную из Норвегии треску, а в 1847 г. был разрешен беспошлинный привоз иностранной соли в становища Мурманского берега. Постановления Российского правительства 1852, 1861, 1862 гг. разрешали поморам ввозить в Норвегию все товары, а обратно привозить также беспошлинно соленую и сушеную рыбу, ворвешь, меха и др. Со своей стороны норвежская сторона также шла на большие льготы поморам: они избавлялись от подробного списка товаров, от повторного измерения вместимости их судов, разрешалось употреблять свои собственные весовые знаки, уменьшались лоцманский, ластовый и маячные сборы, таможенники Финмаркена должны были знать русский язык <*>. Таким образом, с 1852 г. были фактически отменены все ограничения на поморскую торговлю с Норвегией. -------------------------------- <*> Бухаров Д. Н. Русские в Финмаркене. СПб., 1883. С. 12; Теттерман А. Указ. соч. С. 99, 100, 104, 110.
В 1853 г. русским подданным, строившим за свой счет суда на русских верфях, разрешалось в течение пяти лет беспошлинно ввозить из-за границы нужные для снаряжения кораблей якоря, цепи и другие металлические принадлежности. В 1867 г. был также продолжен срок бестарифного отпуска леса поморам для торговли с Норвегией. В 1882 г. поморам разрешаются провоз и продажа вяленой рыбы. Все эти меры позволили резко увеличить количество поморских судов, принимающих участие в меновой торговле, и объем самой торговли. Так, если вначале ХIХ в. в Архангельск приходило примерно полсотни поморских судов из Норвегии, то в 1880-е гг. их число увеличивается до 500 судов, т. е. почти в 10 раз <*>. Общий объем русско-норвежского товарооборота в целом был не велик, но по отдельным статьям имел внушительные размеры: в Норвегию поступало из России почти 40% всего импорта пшеницы и 52% ржи, а доля Норвегии в русском импорте сельди составляла 38% <**>. В полном объеме торговлю Севера России с Норвегией трудно учесть, так как отсутствовала регистрация и не учитывалась та рыба, которую поморы привозили не для торговли в Архангельске, а для собственного потребления и для соседних поселений. Однако несомненно, что в XIX в. поморская менная торговля была взаимовыгодной. С одной стороны, она обеспечивала население северной Норвегии дешевым русским хлебом, а жителей Архангельска норвежской рыбой. С другой стороны, льготы, предоставляемые правительством России на постройку поморских парусных судов из казенного леса и беспошлинную меновую торговлю, давали жителям поморских селений источники существования, отвечающие условиям сурового северного климата. -------------------------------- <*> Красавцев Л. Б. Правовые аспекты поморской торговли с Норвегией в XIX в. // Архангельск и северные страны конца XVI - начала XX века: Избранные доклады Международной научной конференции. Архангельск, 1999. С. 56. <**> Нурпейсова А. В. Указ. соч. С. 49.
Положение резко меняется в начале XX в., когда с появлением пароходного флота поморские парусные суда становятся все более неконкурентоспособными, и возможности расширения хлебного экспорта и вообще меновой торговли были исчерпаны. Поморы все больше стали менять свои товары на деньги, и к началу Первой мировой войны прямой обмен был прекращен. Тем более что после получения независимости норвежская администрация стала ограничивать в это же время привилегии поморов на торговлю в Финмаркене. Но это уже было в новых изменившихся условиях. Другой аспект финансовой помощи Российского правительства населению Европейского Севера заключается в поддержке организации регулярного морского сообщения на Белом и Баренцевом морях. Устройство срочных морских сообщений в XIX в. получило широкое развитие: появление парового двигателя на торговых судах ускорило морскую перевозку, сделало доставку товаров более безопасной и устойчивой, что не могло не отразиться на развитии постоянных сообщений между важнейшими центрами морской торговли. На Севере в 1870-х гг. делались многократные, безрезультатные попытки учреждения морского пароходства. И только тогда, когда группа московских предпринимателей во главе с Ф. В. Чижовым заручилась поддержкой в Министерстве финансов, было организовано Товарищество Архангельско-Мурманского срочного пароходства. Весной 1875 г. император Александр II утвердил Устав нового Товарищества. 15-й параграф Устава гласил: "Ввиду пользы от установления правительственного пароходного сообщения между Архангельском до норвежской границы и ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ СЕВЕРНОГО КРАЯ (выделено мной. - Л. К.) правительство оказывает Товариществу в течение 10 лет со дня существования предприятия денежную субсидию... в сложении не свыше 50000 рублей" <*>. Указанная сумма в первые годы Товарищества составляла почти половину его дохода, а в 1890-е гг. - четверть. Кроме того, Министерство финансов приобрело 100 паев из 616 общего капитала, собранного учредителями. -------------------------------- <*> Архангельские губернские ведомости. 1875. 4 июня.
Первоначально Товарищество имело 3 парохода, обслуживавших беломорскую и мурманскую линии, затем 4 парохода, а накануне Первой мировой войны имело 19 судов. Товарищество организо остались должниками. Всего осиротело сразу 66 семей в составе 238 человек. Небогатое население Севера не могло оказать существенной материальной помощи. И тогда Петербургское отделение Императорского общества для содействия русскому торговому мореходству и образовало из своей среды указанный Комитет и ходатайствовало перед императором о разрешении повсеместного сбора. 30 декабря 1894 г. император Николай II разрешил сбор и отпустил 500 рублей, царская семья - 3000 рублей. К концу 1895 г. собрали 50000 рублей, собрали сведения о семьях погибших и назначили пенсии на одно лицо в год 36 рублей для престарелых пожизненно, для убогих и малолетних - по достижении 18 лет. Единовременные пособия были также выданы архангельским губернатором А. П. Энгельгардтом на общую сумму 6662 руб. 75 коп. и потерявшим во время шторма рыболовные снасти 85 поморам по 10 - 15 руб. на сумму 1000 руб. Впоследствии пособия выдавались и другим семьям погибших поморов в последующие годы. В 1907 г. пожертвования составили 19190 руб. 22 коп., и материальная помощь была выдана уже 517 лицам и 280 семьям, так как суровые погодные условия ежегодно уносили поморские суда. Но не только материальную помощь оказывал Комитет. Был выработан проект взаимно обязательного страхования морских промышленников, оказывалось содействие поморам в строительстве мореходных судов, издавались мореходные карты и публиковались гидрометеорологические сведения и т. д. На проведение научно-промысловых морских исследований правительство единовременно отпустило 150 тыс. рублей, на которые был приобретен в Германии пароход <*>. -------------------------------- <*> Поморская Энциклопедия. Т. 1. С. 193; Краткий обзор деятельности Комитета для помощи поморам Русского Севера 1894 - 1898. СПб., 1899. С. 2, 11, 33, 35; Краткий обзор деятельности Комитета... 1894 - 1907. СПб., 1907. С. 1.
Следует заметить, что правительственная помощь поморам считалась русской общественностью все же недостаточной, особенно в сравнении с мероприятиями соседней Норвегии по освоению Севера. Так, Известия Архангельского общества по изучению Русского Севера (ИАОИРС) в 1910 г. писали: "Большинство правительственных мероприятий по развитию промыслов на Мурмане носят, к сожалению, случайный характер. В то время как правительство Норвегии принимает деятельное участие в заселении Севера, оказывая тысячи культурных услуг рыбакам и торговцам (медицинская помощь, образование, банковское дело и пр. и пр.), у нас в этом отношении сделано правительством очень мало" <*>. В этом же году о необходимости усиления привилегий русского населения на Севере писал в Министерство внутренних дел и архангельский губернатор И. В. Сосновский <**>. -------------------------------- <*> ИАОИРС. 1909. N 3. С. 63. <**> Коротаев В. И. Русский Север в конце XIX - первой трети XX века. Проблемы модернизации и социальной экономики. Архангельск, 1998. С. 48.
Несмотря на критику со стороны общественности, заинтересованной в развитии северных окраин, развитии промыслов и торговли, стоит все-таки отметить, что с конца XVIII и по начало XX в. правительство России учитывало особенности жизни на Севере и предоставляло его населению определенные льготы. Думается, что опыт прошлого не может быть отстранен и сегодня при решении экономических проблем Севера, когда экономика снова перешла на рыночные условия.
------------------------------------------------------------------
Название документа