Неравные условия в социальном страховании
(Макарова Л.)
("Бизнес-адвокат", N 11, 2003)
Текст документа
НЕРАВНЫЕ УСЛОВИЯ В СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ
Л. МАКАРОВА
Лариса Макарова, старший эксперт Департамента по законодательству ТПП РФ.
С вступлением 1 января 2003 г. в силу Федерального закона "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" от 31 декабря 2002 г. N 190-ФЗ (далее - Закон N 190-ФЗ) изменен существовавший ранее порядок выплаты пособий по временной нетрудоспособности указанным в Законе гражданам.
В части обеспечения пособиями по обязательному социальному страхованию лиц, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, произошли значительные изменения. Они обусловлены принятием в прошедшем году дополнений в Налоговый кодекс РФ, предусматривающих с 2003 г. возможность перехода на специальные налоговые режимы отдельных организаций, индивидуальных предпринимателей и иных лиц.
Специальные налоговые режимы
К особенностям специальных налоговых режимов относится замена большинства налогов, в т. ч. и единого социального налога (ЕСН), одним платежом, в дальнейшем распределяемым между бюджетами различных уровней и государственными внебюджетными фондами, включая Фонд социального страхования РФ. Налогооблагаемая база по указанным налогам определяется доходом налогоплательщика либо иными показателями (например, для сельскохозяйственных товаропроизводителей - площадью сельскохозяйственных угодий), не связанными с фондом оплаты труда и численностью работников, как при исчислении единого социального налога. Тем самым не обеспечивается соотношение между гарантируемым законодательством уровнем социального обеспечения и поступающими на его обеспечение средствами.
По предварительным оценкам Фонда социального страхования РФ, критериям, позволяющим перейти на специальные налоговые режимы с 2003 г. и соответственно отказаться от уплаты единого социального налога, удовлетворяло до половины организаций, зарегистрированных в Фонде. Отчисления в Фонд социального страхования от специальных налогов ожидаются существенно меньшие, чем от единого социального налога. Без внесения изменений в действовавшее до 2003 г. законодательство работодателям, уплачивающим единый социальный налог, пришлось бы "субсидировать" оплату пособий по временной нетрудоспособности работникам работодателей, перешедших на специальные налоговые режимы. И работодатели, и работники оказались бы в неравном положении. Кроме того, нарушился бы баланс между поступающими в Фонд социального страхования РФ средствами на выплату пособий по обязательному социальному страхованию и выплачиваемыми гражданам суммами.
В соответствии с расчетами, приведенными в финансово-экономическом обосновании к Закону, ожидаемых поступлений от специальных налогов достаточно для выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств Фонда в размере не более минимального размера оплаты труда (МРОТ) за календарный месяц. Остальную часть пособий, как предусмотрено в Законе, работодатели доплачивают за счет своих средств.
Действие Закона распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей (работодателей), перешедших с начала 2003 г. на упрощенную систему налогообложения, либо плательщиков единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности либо единого сельскохозяйственного налога (главы 26.1, 26.2, 26.3 НК РФ). Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается работникам перечисленных выше работодателей за счет средств Фонда социального страхования РФ лишь в сумме, не превышающей за полный календарный месяц МРОТ, составляющий в настоящее время 450 рублей. В части, превышающей МРОТ, пособие должно выплачиваться за счет средств работодателя. При этом порядок исчисления и назначения пособий по временной нетрудоспособности не изменился и производится в соответствии с действующими нормативными правовыми актами о пособиях по государственному социальному страхованию.
Работодатели, применяющие специальные налоговые режимы, вправе в добровольном порядке уплачивать в Фонд социального страхования взносы на социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности в размере 3% от облагаемой базы, определяемой для исчисления единого социального налога (выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников). В этом случае пособие по временной нетрудоспособности будет полностью выплачиваться за счет средств Фонда.
Обеспечение пособиями по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве осталось без изменения. Действие Закона распространяется только на пособия по временной нетрудоспособности по болезни, а также в связи с беременностью и родами.
Порядок добровольной уплаты страховых взносов
Закон предоставляет возможность добровольного присоединения к системе обязательного социального страхования лицам, самостоятельно обеспечивающим себя работой: индивидуальным предпринимателям, адвокатам и иным лицам (ст. 3 Закона N 190-ФЗ). До введения единого социального налога в 2001 г. эти лица уплачивали страховые взносы в Фонд социального страхования РФ (адвокаты - в обязательном порядке, а индивидуальные предприниматели - в добровольном порядке) и соответственно им выплачивались все виды пособий по болезни и материнству. Налоговый кодекс РФ не предусматривает обязательных отчислений в Фонд социального страхования РФ от единого социального налога, уплачиваемого указанными гражданами. Однако в соответствии с ч. 4 ст. 1 ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ его действие распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, при условии уплаты ими или за них страховых взносов на обязательное социальное страхование в соответствии с законодательством РФ. Предусмотрев возможность добровольной уплаты страховых взносов лицами, самостоятельно обеспечивающими себя работой, законодатель ликвидировал существовавший пробел. В соответствии с Законом N 190-ФЗ указанные лица вправе вносить в Фонд социального страхования РФ страховые взносы в размере 3,5% налоговой базы, определяемой для исчисления единого социального налога. По истечении 6 месяцев с начала уплаты страховых взносов они приобретают право на получение пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, предоставляемых Фондом. Отложение на 6 месяцев после начала уплаты страховых взносов права на получение пособия ухудшает положение этой категории граждан, поскольку до принятия Закона они приобретали его с момента уплаты ими или за них страховых взносов.
У работников организаций, не подпадающих под действие Закона N 190-ФЗ, на основании пп. 4 п. 1 ст. 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию и соответственно возможность получать пособие возникают с момента заключения трудового договора с работодателем. Таким образом, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, оказались в неравном положении по сравнению с работающими по трудовому договору.
Порядок добровольной уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования в соответствии с ч. 4 ст. 3 Закона N 190-ФЗ устанавливается Правительством РФ, Постановлением которого от 5 марта 2003 г. N 144 утверждены соответствующие Правила. В то же время это не согласуется с п. 1 ст. 21 Закона N 165-ФЗ, определяющим, что условия, порядок и сроки уплаты страховых взносов устанавливаются федеральными законами в конкретных видах обязательного социального страхования.
Увеличение финансовой нагрузки
на субъекты малого бизнеса
Дополнения НК РФ главами 26.1, 26.2, 26.3, позволившими отдельным налогоплательщикам переходить с 2003 г. на специальные налоговые режимы, облегчающими налоговую нагрузку на малый бизнес, были приняты Государственной Думой в июле 2002 г. К сожалению, при изменении налогового законодательства не было учтено выпадение части средств единого социального налога, перечисляемых в Фонд, что обусловило поспешность принятия Закона N 190-ФЗ и наличие в нем противоречий.
Фонд социального страхования РФ был заинтересован в принятии Закона, поскольку сэкономленные на выплате пособий в результате его принятия средства предполагалось направить на дополнительное финансирование санаторно-курортного лечения работников. В Федеральном законе "О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2003 год" предусмотрена существенно меньшая, чем в предыдущие годы, сумма по этой статье расходов. В то же время Фонду и профсоюзам принадлежат здравницы, которым придется нести убытки в связи с сокращением отдыхающих по "соцстраховским" путевкам.
Эту же цель - получение дополнительных средств на санаторно-курортное лечение работников - имели поправки, внесенные ко второму чтению законопроекта "О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2003 год", предусматривающие оплату первых трех (либо двух) дней временной нетрудоспособности работника за счет средств работодателя. Данные положения в случае их принятия относились бы уже ко всем работодателям независимо от формы собственности и применяемых налоговых режимов. Из-за активной позиции ряда членов профильного комитета Госдумы поправки были отклонены Госдумой.
В итоге, помимо разрешения возникающих у страховщика - Фонда социального страхования РФ - трудностей и защиты его интересов в связи с уменьшением налоговых поступлений, Закон N 190-ФЗ еще больше увеличил существующие противоречия в законодательстве об обязательном социальном страховании.
Обязывая работодателей оплачивать часть пособия работника по временной нетрудоспособности (либо в добровольном порядке страховые взносы в Фонд с налоговой базы ЕСН), фактически Закон снова вводит единый социальный налог для работодателей, использующих специальные налоговые режимы, уже отмененный внесенными в НК РФ дополнениями (ст. ст. 346.1, 346.11, 346.26 НК РФ).
Закон предусматривает увеличение финансовой нагрузки в основном на субъекты малого предпринимательства, применяющие специальные налоговые режимы, что не согласуется с проводимой государством политикой на развитие малого бизнеса и "выведение из тени" заработной платы работников.
Ошибочным представляется и наделение работодателя функциями страховщика, когда на него возлагается обязанность частичной оплаты работникам пособий по временной нетрудоспособности. В существующей ситуации будет найдено множество способов, как избежать дополнительных расходов. В итоге пострадавшей стороной окажется работник, для которого изменение существовавшего ранее порядка оплаты пособий неизбежно повлечет усиление давления со стороны работодателей с целью сократить случаи официального оформления временной нетрудоспособности. Следствием явится ухудшение здоровья работников сферы малого предпринимательства, их детей, увеличение числа неработающих матерей, поскольку с оформлением больничного по уходу за ребенком будут возникать проблемы - работодатель оплачивает часть пособия за свой счет.
Уклонение от оплаты пособия (такие примеры уже имеются) приведет к росту числа индивидуальных трудовых споров по взысканию с работодателей сумм за период временной нетрудоспособности. Подобные отрицательные моменты можно перечислять долго. Если бы Закон предварительно обсуждался в рамках социального партнерства на Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, могли быть найдены иные решения, менее болезненные для работодателей, работников и государства.
Сочетание интересов
Сохранение оплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств Фонда социального страхования РФ наряду с переходом на страховые принципы формирования системы обязательного социального страхования, снижением налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, а также управление средствами внебюджетных фондов на паритетной основе сторонами социального партнерства представляются наиболее приемлемым способом избежания отдельных перечисленных выше негативных последствий.
Под организацией системы обязательного социального страхования на страховых принципах подразумевается соответствие размера выплачиваемых пособий внесенным страхователем страховым взносам, определение по каждому виду страхования для каждой категории застрахованных граждан источника финансирования. Граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, платят за себя страховые взносы сами, за работающих граждан - работодатели, за неработающих граждан - государство.
В будущем возможен переход к долгосрочным индивидуальным накопительным программам личного страхования, при этом предполагается солидарная ответственность работников и работодателей за их финансирование. Тарифы страховых взносов по каждому виду обязательного социального страхования должны устанавливаться для государства, работодателей и работников дифференцированно, на основании актуарных расчетов, учитывая вероятность наступления страховых рисков и возможностей исполнения обязательств при наступлении страховых случаев.
В текущем году будет продолжена работа по реформированию системы социального страхования, направленная на повышение ее финансовой устойчивости, уменьшение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, в ходе которой, возможно, будут реализованы и приведенные выше принципы.
Название документа