Ветеран военной службы

(Иванов В. Ю.)

("Право в Вооруженных Силах", N 4, 2002)

Текст документа

ВЕТЕРАН ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

В. Ю. ИВАНОВ

В. Ю. Иванов, подполковник юстиции, преподаватель кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета.

В военном энциклопедическом словаре 1983 г. понятие "ветеран" (от латинского vetus - старый, опытный) раскрывается следующим образом: 1) в Древнем Риме солдат, отслуживший срок в армии и получивший определенные льготы; 2) опытный воин, участник войны в прошлом; 3) человек, длительное время прослуживший в вооруженных силах, части (соединении) или проработавший на каком-либо поприще (ветеран труда).

В настоящее время Правительство Российской Федерации претворяет в жизнь курс на сокращение числа категорий граждан, пользующихся различными льготами. Одними из первых, кого коснутся нововведения, являются военнослужащие. Согласно проектам изменений в законодательстве, проходящим очередные чтения в Государственной Думе, военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, лишатся ряда льгот. Так, с 1 июля 2002 г. планируется отменить 50%-ную оплату жилья, коммунальных услуг, топлива и его доставки, абонентскую плату за телефон и другие льготы. В связи с этим повышается роль звания "Ветеран военной службы", которое дает право при достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", получать льготы, установленные для ветеранов труда, которые пока никто отменять не собирается.

------------------------------------------------------------------

КонсультантПлюс: примечание.

Закон РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

------------------------------------------------------------------

В Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ (с изменениями на 8 августа 2001 г.) звание "ветеран" может быть присвоено гражданам, имеющим заслуги по защите Отечества, с учетом их безупречной военной или государственной службы, а также продолжительного добросовестного труда. В нашем государстве установлены следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР и территориях других государств (ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда. Так, согласно ст. 5 Федерального закона "О ветеранах" ветеранами военной службы являются военнослужащие Вооруженных Сил СССР, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, Объединенных Вооруженных Сил государств - участников Содружества Независимых Государств, созданных в соответствии с Уставом Содружества Независимых Государств, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия, при условии, что общая продолжительность военной службы указанных военнослужащих составляет 20 лет и более, а также военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей военной службы. Указанные требования распространяются на военнослужащих, уволенных с военной службы в запас (отставку).

Как видно из текста вышеназванного Закона, звание "Ветеран военной службы" присваивается военнослужащим, а также гражданам, уволенным с военной службы, имеющим выслугу 20 лет и более, либо инвалидам вследствие военной травмы, имеющим меньшую выслугу лет и награжденным государственными наградами или почетными званиями. Выслуга лет учитывается в календарном исчислении в соответствии со ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ, в которой дается понятие общей продолжительности военной службы, хотя до выхода указанного Закона кадровые органы учитывали выслугу лет военнослужащим, претендующим на звание "Ветеран военной службы", в льготном исчислении.

Государственные награды Российской Федерации являются высшей формой поощрения граждан за выдающиеся заслуги в защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные выдающиеся заслуги перед государством. Государственными наградами Российской Федерации являются: звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации и почетные звания Российской Федерации.

Положение о государственных наградах Российской Федерации утверждено Указом Президента РФ "О государственных наградах Российской Федерации" от 2 марта 1994 г. N 442 (с изменениями и дополнениями от 1 июня 1995 г., 6 января 1999 г., 27 июня 2000 г.). Положения о почетных званиях утверждены Указом Президента РФ от 30 декабря 1995 г. N 1341 (с изменениями на 5 октября 2001 г.).

Права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов военной службы и членов их семей устанавливаются законодательством Российской Федерации о ветеранах, которое состоит из Федерального закона "О ветеранах", Указа Президента Российской Федерации "Об утверждении порядка и условий присвоения звания "Ветеран военной службы" от 19 мая 1995 г. N 501, других нормативных правовых актов. Органы законодательной власти Российской Федерации и органы законодательной власти субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации вправе в пределах своей компетенции и имеющихся у них средств принимать решения о дополнительных мерах социальной защиты ветеранов.

Порядок и условия присвоения звания "Ветеран военной службы" определены Указом Президента Российской Федерации "Об утверждении порядка и условий присвоения звания "Ветеран военной службы" от 19 мая 1995 г. N 501.

Социальная защита ветеранов со стороны государства предусматривает осуществление системы мер, направленных на создание условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие ветеранов, предоставляющих им дополнительные права и гарантирующих ветеранам льготы по:

1) пенсионному обеспечению, налогообложению, выплате пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) получению, приобретению, строительству и содержанию жилых помещений;

3) оплате коммунально - бытовых услуг и торговому обслуживанию;

4) медицинскому, протезно - ортопедическому обслуживанию, санаторно - курортному лечению, обеспечению лекарствами и изделиями медицинского назначения;

5) обеспечению транспортными средствами и оплате проезда;

6) трудоустройству, обучению, переподготовке и условиям труда;

7) пользованию услугами учреждений связи, культурно - зрелищных и спортивно - оздоровительных учреждений;

8) получению услуг учреждений социального обслуживания, социальной и юридической помощи.

Меры социальной защиты ветеранов военной службы устанавливаются законодательством Российской Федерации. В настоящее время нет такого прямого нормативного правового акта, касающегося ветеранов военной службы. Ветераны военной службы, уволенные из Вооруженных Сил, имеют права и льготы в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих". Никаких дополнительных прав и льгот ветеран военной службы относительно военнослужащих и военных пенсионеров в настоящее время не имеет. Лишь по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), ветераны военной службы приобретают также право на льготы, установленные для ветеранов труда.

Ст. 22 Федерального закона "О ветеранах" устанавливает следующие меры социальной защиты ветеранов труда:

1) сохранение при выходе на пенсию права членов трудовых коллективов предприятий, учреждений, организаций, в которых они работали до выхода на пенсию. За ними сохраняется право на улучшение жилищных условий, пользование объектами социально - бытовой сферы и услугами культурно - просветительных учреждений, на участие в приватизации, акционировании соответствующего предприятия, учреждения, организации;

2) пользование при выходе на пенсию поликлиниками, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджетов соответствующих уровней и средств обязательного медицинского страхования, к которым указанные лица были прикреплены в период работы, бесплатное оказание медицинской помощи в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения;

3) при достижении возраста, дающего право на пенсию по старости, бесплатные изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения по месту жительства;

4) при продолжении трудовой деятельности предоставление ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 30 рабочих дней в году;

5) бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) в любом городе независимо от места жительства, на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов (внутрирайонных, внутриобластных, внутрикраевых, внутриреспубликанских или при их отсутствии межобластных, межкраевых, межреспубликанских) независимо от места жительства указанных лиц в порядке и на условиях, которые определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) оплата в размере 50% стоимости проезда на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения в сроки действия сезонных тарифов;

7) оплата в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы, установленной законодательством субъекта Российской Федерации, в том числе членами семей ветеранов труда, совместно с ними проживающими. Льготы по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда;

8) оплата в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления); абонентной платы за телефон, услуги за пользование радио и коллективной телевизионной антенной; ветеранам труда, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом ветеранов труда производится в первоочередном порядке. Льготы по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда.

Необходимо отметить, что при наличии у ветерана права на получение одной и той же льготы по нескольким основаниям льгота предоставляется по одному основанию по выбору ветерана.

Органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации (г. Москвы и Московской области) в пределах своей компетенции и имеющихся у них средств принимают решения о дополнительных мерах социальной защиты ветеранов.

Так, Законом Московской области "О льготном налогообложении в Московской области" от 28 июля 1997 г. N 39/97-ОЗ (с изменениями на 20 июля 2001 г.) ветеранам военной службы по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости, предоставляются следующие налоговые льготы:

а) уменьшение налога с владельцев автотранспортных средств на 50%;

б) уменьшение платы за городские земли на 50% в части средств, зачисляемых в областной бюджет.

В соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" ветераны военной службы имеют льготы при оказании ритуальных услуг. Погребение погибших (умерших) ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.

В случае если расходы на организацию похорон погибших (умерших) ветеранов осуществляются за счет средств членов их семей или других лиц, пособие на погребение выплачивается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Реализация прав и льгот ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов.

Порядок присвоения звания "Ветеран военной службы" утвержден Указом Президента РФ от 19 мая 1995 г. N 501. В соответствии с данным Указом звание "Ветеран военной службы" присваивается федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Лицо, претендующее на звание "Ветеран военной службы", подает рапорт (заявление) и документы, подтверждающие основания для присвоения звания "Ветеран военной службы", предусмотренные Федеральным законом "О ветеранах", в соответствующее кадровое или пенсионное подразделение. Рапорт (заявление) и необходимые документы в 3-недельный срок направляются для принятия по ним решения в соответствующий федеральный орган исполнительной власти. Решение о присвоении звания "Ветеран военной службы" принимается федеральным органом исполнительной власти в месячный срок. В случае отказа в присвоении звания "Ветеран военной службы" соответствующие федеральные органы исполнительной власти сообщают ходатайствующим причины и основания отказа. Лицам, которым присвоено звание "Ветеран военной службы", вручается удостоверение ветерана военной службы.

Выдача удостоверений "Ветеран военной службы" производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ "Об удостоверениях, на основании которых реализуются права и льготы ветеранов, предусмотренные Федеральным законом "О ветеранах" от 27 апреля 1995 г. N 423. Выдача удостоверений производится соответствующими кадровыми органами или органами пенсионного обеспечения федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании решений государственных органов о присвоении звания ветерана определенной категории. Удостоверение выдается ветерану под расписку.

При заполнении удостоверения записи в строках: "наименование государственного органа, принявшего решение о присвоении звания ветерана", "фамилия", "имя", "отчество", и "полное наименование соответствующей категории ветеранов" - производятся без сокращений. Записи, произведенные в удостоверении, заверяются подписью руководителя государственного органа, выдавшего удостоверение, и печатью.

Выдача удостоверений регистрируется в Книге учета удостоверений ветерана, которая должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена подписью руководителя государственного органа, выдавшего удостоверение, и печатью.

Если удостоверение пришло в негодность или утрачено, то по заявлению ветерана ему выдается дубликат удостоверения.

В целях защиты прав и законных интересов ветеранов в соответствии с законодательством могут создаваться общественные объединения ветеранов.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления оказывают содействие деятельности общественных объединений ветеранов.

Решения по вопросам социальной защиты ветеранов, деятельности общественных объединений ветеранов принимаются федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при участии представителей соответствующих объединений ветеранов.

Военная служба является особым видом государственной службы, поэтому обязательная выслуга лет для назначения пенсии составляет 20 лет (причем в льготном исчислении), что меньше обязательного трудового стажа. Минимальный возраст для назначения пенсии не ограничен, а верхний предел ограничен предельным возрастом пребывания на военной службе (45 лет - для военнослужащих в воинском звании "подполковник" и ниже, 50 лет - для военнослужащих в воинском звании "полковник" и т. д.), который гораздо меньше возраста выхода на пенсию по старости (60 лет). Как правило, ветеранами военной службы граждане становятся в возрасте до 40 лет, возраст большинства граждан, уволенных с военной службы, составляет 45 лет и ниже, а льготами ветерана труда в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" они начинают пользоваться лишь в 60 лет. Поэтому, учитывая приведенные рассуждения, на мой взгляд, целесообразно снизить для ветеранов военной службы возрастной предел, с которого они имеют право на льготы, до 45 лет либо вообще предоставлять данные льготы по выходе ветеранов военной службы на пенсию.

------------------------------------------------------------------

Название документа