Льготы инвалидам и пенсионерам по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации
(Курячий А.) ("Хозяйство и право", N 3, 1998) Текст документаЛЬГОТЫ ИНВАЛИДАМ И ПЕНСИОНЕРАМ ПО УПЛАТЕ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А. КУРЯЧИЙ
А. Курячий, директор адвокатской конторы "Дигеста".
После вступления в силу Федерального закона от 5 февраля 1997 года N 26-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год" (далее - Федеральный закон) возникло много вопросов, связанных с практическим использованием льгот, предоставленных ст. 3 данного Федерального закона. (Порядок и условия освобождения от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, установленные в данной статье Федерального закона, сохранены и в 1998 году в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 8 января 1998 года N 9-ФЗ.) Пенсионный фонд Российской Федерации дал свои разъяснения указанной статьи в письме от 7 марта 1997 года N ЕВ-09-11/1735-ИН "Об уплате страховых взносов общественными организациями инвалидов и пенсионеров" (далее - письмо), которое, на мой взгляд, по принципиальным вопросам содержит ряд "неточностей". Свои комментарии по поводу уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд изложили в аналитических изданиях юристы - практики. Мне также хотелось бы сказать несколько слов по данной проблеме. 1. В письме дается следующее определение общественной организации пенсионеров и инвалидов: "общественная организация", основанная на членстве ее участников, то есть физических лиц - пенсионеров и инвалидов...". Следует внести существенное дополнение в данное определение: в соответствии со ст. 33 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" членами общественных объединений инвалидов могут быть, кроме инвалидов, также и "лица, представляющие их интересы". 2. В письме утверждается, что согласно ст. 48 Гражданского кодекса РФ общественные организации не могут иметь в собственности предприятия <*>. Это положение представляется мне неверным. Во-первых, ст. 48 ГК данной нормы не содержит (в ней говорится, что общественные организации (объединения) относятся к юридическим лицам, в отношении которых их учредители не имеют имущественных прав). Во-вторых, в ст. 33 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" прямо указано, что общественные объединения (в частности, и общественные организации) инвалидов могут иметь в собственности предприятия. -------------------------------- <*> Такой же точки зрения придерживается и М. Тагай в комментарии к указанному письму в еженедельнике "АКДИ "Экономика и жизнь": официальные документы и разъяснения", 1997, N 16, с. 10.
3. Федеральным законом не изменены условия освобождения общественных организаций инвалидов и пенсионеров от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, существующие с момента принятия Постановления Верховного Совета РФ от 9 июля 1993 года N 5357-1. В этом я согласен с мнением Пенсионного фонда, изложенным в письме, и не согласен с позицией некоторых авторов аналитических статей. Так, А. Соловьев <*> и Ю. Донин <**> считают, что порядок освобождения общественных организаций инвалидов и пенсионеров значительно изменился. По моему мнению, освобождение общественных организаций инвалидов и пенсионеров от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд по-прежнему не связано с численностью работающих инвалидов, так как норма Федерального закона "...и численность работающих инвалидов на которых составляет не менее 50 процентов от общей численности работающих..." (ст. 3) относится только к словам "...предприятия, учреждения и организации..." и не относится к словосочетанию "...общественные организации инвалидов и пенсионеров...". Иначе к ним следовало бы отнести и фразу "...уставный капитал которых состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и пенсионеров...". -------------------------------- <*> - Соловьев А. Особенности уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд // Бухгалтерский учет, 1997, N 4, с. 23. <**> - Донин Ю. Исчисление и уплата страховых взносов во внебюджетные фонды в 1997 году // Налоговый вестник, 1997, N 4, с. 33.
4. Наименее четко в Федеральном законе определены условия освобождения от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд предприятий, учреждений и организаций, находящихся в собственности общественных организаций инвалидов и пенсионеров. В письме утверждается, что данные юридические лица "сохраняют право на освобождение от уплаты страховых взносов на прежних условиях, определенных Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 9 июля 1993 года N 5357-1, без применения к ним условий о необходимости численности работающих инвалидов". Такой вывод Пенсионного фонда, по всей видимости, основан на том, что в тексте ст. 3 Федерального закона в отношении данных предприятий употреблено выражение "имеющие указанные льготы". (Полагаю, этот причастный оборот в данной статье использован некорректно. Во-первых, получается, что Федеральным законом от уплаты страховых взносов освобождаются предприятия, уже имеющие льготы, а во-вторых, "указанных льгот" в том виде, как они даны в Федеральном законе, у предприятий, находящихся в собственности общественных организаций инвалидов и пенсионеров, ранее не было - для освобождения от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд им до сих пор не требовалось соблюдения условий о численности работающих инвалидов). Полагаю, законодатель установил здесь правило, аналогичное закрепленному в подп. "х" п. 1 ст. 5 Закона "О налоге на добавленную стоимость": согласно ст. 3 Федерального закона от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ освобождаются организации, уставный капитал которых состоит полностью из вкладов общественных организаций инвалидов и пенсионеров либо находящихся в собственности общественных организаций инвалидов и пенсионеров, численность работающих инвалидов на которых составляет не менее 50 процентов от общей численности работающих. 5. Неверно, на мой взгляд, содержащееся в письме утверждение о том, что на открытые акционерные общества не распространяется действие ст. 3 Федерального закона, так как "они могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров и проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции и их свободную продажу". Федеральный закон не содержит ограничения на использование льготы по освобождению от уплаты страховых взносов для организаций, участники которых могут без согласия остальных участников распоряжаться своими акциями (долями). Пока акции какого-либо открытого акционерного общества находятся в собственности общественной организации инвалидов и пенсионеров (или нескольких подобных организаций), данное общество пользуется льготой при соблюдении условия о численности работающих инвалидов. Видимо, Пенсионный фонд, исключая открытые акционерные общества из категории организаций, входящих в сферу регулирования ст. 3 Федерального закона, предполагал таким способом решить проблему контроля правомерности использования льгот подобными обществами. 6. Следует отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 93 и п. 3 ст. 95 ГК действует презумпция допустимости отчуждения участником общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью своей доли, если иное не предусмотрено уставом общества. Поэтому отделениям Пенсионного фонда при осуществлении контроля за правильным использованием льгот необходимо исходить из положения, обратного изложенному в письме: не предусмотрен ли в уставе общества запрет на отчуждение своей доли третьим лицам. 7. Считаю неверным положение Письма о том, что на все остальные организационно - правовые формы юридических лиц, кроме указанных в Письме, не распространяется действие ст. 3 Федерального закона. Так, в соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 30 ноября 1994 года "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" к товариществам с ограниченной ответственностью, созданным до официального опубликования части первой ГК РФ, применяются нормы главы 4 Кодекса об обществе с ограниченной ответственностью (ст. 87 - 94). Поэтому уставные капиталы таких товариществ могут полностью состоять из вкладов одной или нескольких общественных организаций инвалидов и пенсионеров (ст. 87 ГК). Таким образом, на указанные организации также распространяется действие ст. 3 Федерального закона. 8. Несколько слов об установленном в письме порядке использования организациями льгот по уплате страховых взносов. Условием принятия у организации "льготной" расчетной ведомости по страховым взносам в Пенсионный фонд за отчетный период является наличие у нее решения уполномоченного "о предоставлении права на льготу". Такое решение можно получить только после рассмотрения (которое может продолжаться в течение месяца) документов, указанных в письме, в том числе о численности работающих инвалидов. Численность работающих инвалидов может быть определена лишь после окончания отчетного периода. Итак, получается, что, следуя порядку, установленному в письме, организация не может своевременно воспользоваться льготой, предоставленной ей Федеральным законом. Необходимо отметить, что законодательством не предусмотрен разрешительный порядок использования льгот по освобождению от уплаты страховых взносов. В частности, после вступления в силу Федерального закона организации имеют право на полное освобождение от уплаты страховых взносов в соответствующих случаях с момента: а) регистрации в органах юстиции общественной организации инвалидов и пенсионеров; б) наличия в данном отчетном периоде совокупности двух факторов: соответствующей регистрации 100-процентного владения общественной организацией инвалидов и пенсионеров или несколькими подобными организациями акциями (долями), составляющими уставный капитал коммерческой организации, и не менее чем 50-процентной численности работающих инвалидов от общей численности работающих. Поэтому считаю, что организации обязаны предоставлять перечисленные в письме документы только в период осуществления документальных проверок, проводимых отделениями Пенсионного фонда в установленном порядке. Организациям не надо ни "претендовать" на использование льготы, ни получать "решение о предоставлении права на льготу", поскольку в соответствии с Федеральным законом они либо освобождены от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд, либо уплачивают их на общих основаниях.
------------------------------------------------------------------
Название документа