Роль и место социального работника в системе ювенальной юстиции

(Малышев В. А.) ("Законодательство и экономика", 2008, N 6) Текст документа

РОЛЬ И МЕСТО СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В СИСТЕМЕ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ

В. А. МАЛЫШЕВ

Малышев В. А., аспирант юридического факультета Московского гуманитарного университета.

Статус социального работника в системе ювенальной юстиции не определен и, соответственно, в российском правовом поле до настоящего времени не раскрыт вопрос о структуре и системе организации социальной работы в рассматриваемой сфере. В то же время практика судов, участвующих в проектах развития ювенальной юстиции, позволяет констатировать, что для успешной деятельности социальных работников какая-либо усложненная многоуровневая система и не нужна. Ныне, как и прежде, социальные работники, участвующие в программах по внедрению в судопроизводство элементов ювенальной юстиции, вполне справляются с возложенными на них задачами и, прежде всего, с защитой прав несовершеннолетних, имея статус всего лишь сотрудников общественных организаций. Объяснение этому очевидно - социальный работник в современном ювенальном судопроизводстве, прежде всего, педагог и специалист по детской психологии, т. е. он обладает такими знаниями и навыками, которые, как правило, отсутствуют и у судей, и у сотрудников МВД и прокуратуры. В то же время от социального работника, в отличие от адвоката, не требуется вступать в правовое единоборство с судом и стороной обвинения. Фактически (как следует из отчетов самих судей) социальный работник занимает нишу консультанта, специалиста и, выступая именно в этом качестве, помогает суду разобраться в личности несовершеннолетнего, мотивации его преступного поведения и в конечном счете определить наиболее эффективные пути исправления того или иного несовершеннолетнего. Это, в свою очередь, позволяет защитить права и интересы несовершеннолетнего, добиться того, чтобы судебный приговор носил не карающий, а воспитательный и реабилитирующий характер. Как отмечает О. Зыков, "сам по себе ювенальный судья не решает никаких проблем. Он только закрепляет те рекомендации, которые готовятся для него социальными работниками, и эти же социальные работники отслеживают судьбу судебных решений" <1>. -------------------------------- <1> Цит. по: Зыков О. Сначала ребенку плохо с нами... // Альманах "Неволя". 2005. N 2.

Необходимость участия социального работника в судопроизводстве обусловлена также и тем, что судья не имеет возможности активно применять меры воспитательного характера в отношении несовершеннолетних: более 90% выносимых решений связаны с лишением свободы - условным или реальным. Другие возможности практически не могут использоваться - отчасти из-за отсутствия в существующем законодательстве механизмов их реализации <2>, отчасти из-за ущербности социальной инфраструктуры, которая могла бы заниматься судьбой несовершеннолетнего правонарушителя как до, так и после суда <3>. В сложившейся ситуации российский судья самим законом ограничен в выборе альтернативных способов воспитательного воздействия на подростка и проведения профилактической работы, широко применяемых, например, во Франции. Предпринятые шаги на пути реформирования системы, в частности принятый 24 июня 1999 г. Федеральный закон N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" <4>, не слишком изменили ситуацию. Прописав необходимые организационные моменты, законодатель обошел вниманием конкретные механизмы взаимодействия субъектов профилактики, а именно эти механизмы и являются залогом успешной профилактики и реабилитации. -------------------------------- <2> См.: Социальная работа в суде в рамках восстановительного правосудия // Правосудие по делам несовершеннолетних. Перспективы развития. М.: МОО "Центр "Судебно-правовая реформа", 1999. С. 214 - 231. <3> См.: Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России / Под ред. Е. Р. Ярской-Смирновой, П. В. Романова. М.: ИНИОН РАН, 2002. С. 126. <4> См.: СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3177.

Следует отметить, что современное, по сути "внезаконное" положение социального работника в ювенальном производстве имеет и некоторые преимущества, связанные как раз с тем, что указанная категория социальных работников находится вне рамок государственной правовой системы и соответственно лишена ряда ее недостатков. Так, В. В. Москвичев отмечает: "Сегодня в России различными организациями запускается серия работ и экспериментов, направленных на становление и расширение элементов ювенальной юстиции. Однако вопрос о субъекте, который должен создавать эту систему, у многих даже не возникает. Кажется естественным, что это должно делать государство. Но не следует забывать об опасности бюрократизации такого процесса. 1. В системе ювенальной юстиции появятся государственные социальные работники. Возникнут нормативы их работы, статистическая отчетность, контроль. 2. Пообщавшись со специалистами, действующими в рамках нормативов и отчетности, многие подростки не изъявят желания проходить добровольную реабилитацию - возникнет необходимость в принудительном прохождении реабилитационных программ. 3. Многие подростки будут уклоняться от участия в этих программах - появится необходимость закрытых принудительных воспитательных заведений. Большинство из них будут напоминать до боли знакомые... воспитательные колонии для несовершеннолетних" <5>. -------------------------------- <5> Цит. по: Москвичев В. В. Социальная работа с несовершеннолетними. Опыт организации социальной службы / Под ред. О. В. Зыкова. М.: НАН, 2000. С. 37.

Вместе с тем социальный работник выступает в ювенальном процессе не только в ипостаси консультанта по вопросам детской психологии. Активная составляющая функций социального работника заключается в организации процесса перевоспитания несовершеннолетнего правонарушителя уже на стадии следствия и суда, поскольку лучшим способом защиты прав несовершеннолетнего является помощь ему в социальной адаптации, разрешение конфликтов в быту и семье и, как результат, исправление преступного поведения. Как отмечает В. В. Москвичев, "любая реабилитационная технология должна начинаться с доверительного контакта с ребенком, а он возможен только там и тогда, где и когда ребенок сам готов вступить в этот контакт; в приложении к детям группы риска это, прежде всего, улица" <6>. Естественно, что ни судья, ни прокурор не смогут выполнить данного условия. Поэтому установление доверительного контакта с несовершеннолетним становится основным направлением действия социального работника. -------------------------------- <6> Цит. по: Там же. С. 5.

Таким образом, можно с полным основанием разделить мнение Л. Карнозовой о том, что "фигура социального работника символизировала поворот к ювенальной юстиции, гуманитарный поворот от главенства репрессии к главенству социально-реабилитационного подхода" <7>. -------------------------------- <7> См.: Карнозова Л. К модели восстановительной ювенальной юстиции // Альманах "Неволя". 2005. N 4.

В то же время социальным работникам следует остерегаться порой имеющей место подмены цели средствами. Недопустимы попытки свести задачу социальных работников к простой минимизации количества приговоров, связанных с лишением несовершеннолетнего свободы, вынесенных судьями, вместо реальной помощи несовершеннолетнему в социальной адаптации и защите его прав. Пожалуй, одним из основных негативных моментов неопределенности процессуального статуса социального работника в современной России является отсутствие нормативной определенности его прав и обязанностей. Надо отметить, что выход из этого правового тупика уже найден и с немалыми успехами опробован на практике. Так, в рамках реализации программ привлечения социальных работников к участию в ювенальном правосудии с председателями судов в некоторых регионах России были заключены договоры о сотрудничестве, в которых, помимо прочего, был зафиксирован и статус социального работника. В частности, в г. Кемерово были разработаны и согласованы с судами следующие задачи социального работника: - оказание помощи судье в исследовании личности несовершеннолетнего путем привлечения специалистов из учреждений системы профилактики; - проведение примирительных процедур в соответствии с принципами восстановительного правосудия; - подготовка предложений о применении судом к подростку вместо карательных и репрессивных мер воспитательных и реабилитационных; - подготовка предложений о поручении судом органам и учреждениям государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних разработки и реализации программы реабилитации и социальной адаптации несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом; - тесное взаимодействие с общественными организациями и объединениями в деле защиты прав и свобод детей и подростков <8>. -------------------------------- <8> Цит. по: пояснительная записка к эксперименту по привлечению педагогов-психологов к участию в уголовном судопроизводстве в отношении несовершеннолетних // Всероссийский информационный портал "Ювенальная юстиция в России": http://www. juvenilejustice. ru/files/attachements/pprojects/87_390.doc.

Богатейший материал для изучения практической деятельности социального работника в ювенальном судопроизводстве (в том числе и круга задач, решаемых социальным работником) накоплен в Ростовской области. Так, согласно отчету директора Центра региональных гендерных и миротворческих исследований НИИ Кавказа В. А. Рамих, с целью реализации своих задач социальные работники были наделены следующими полномочиями: "1. Обследование условий жизни и воспитания подростка: место учебы, работы, обстановка в семье, ближайшее окружение. 2. Составление социально-психологического портрета несовершеннолетнего правонарушителя, оказание ему психологической, юридической помощи, в том числе с привлечением специалистов (психологов, наркологов, юристов). 3. Предоставление суду справки, в которой содержатся сведения об условиях жизни и воспитании ребенка, его психологических особенностях, причинах, способствовавших совершению преступления, и рекомендации об адекватности той или иной меры наказания с учетом возможностей исправления несовершеннолетнего. 4. Участие в судебном заседании, коррекция отношения подсудимого к содеянному и планам на будущее. 5. Работа в семье по оздоровлению обстановки: беседы с родителями, помощь в улаживании семейных конфликтов, содействие в получении психологической, наркологической, медицинской, материальной помощи, трудоустройстве родителей и других членов семьи. 6. Разработка мер адаптационного характера с учетом индивидуальных особенностей несовершеннолетнего правонарушителя: налаживание нормальных взаимоотношений с родителями, ближайшим окружением, восстановление по месту учебы, работы, помощь при поступлении в учебные заведения, трудоустройство" <9>. -------------------------------- <9> Цит. по: пояснительная записка к эксперименту по привлечению педагогов-психологов к участию в уголовном судопроизводстве в отношении несовершеннолетних // сайт "Ювенальное правосудие в России": http://www. juvenilejustice. ru/files/attachements/pprojects/87_390.doc.

Можно констатировать, что аналогичный взгляд на задачи социальных работников в системе ювенальной юстиции был продемонстрирован и в других ранее упомянутых регионах. Не следует недооценивать значение информационно-аналитической деятельности социального работника в сфере ювенальной юстиции. Так, в ходе упомянутых экспериментов социальными работниками, принимавшими участие в работе ювенальных судов, было составлено значительное количество отчетов и служебных записок (которые в том числе легли в основу некоторых выводов настоящей статьи), отражающих ход проведения эксперимента. Именно благодаря данному направлению работы социальных работников был получен богатый эмпирический материал для оценки идеи внедрения ювенальных судов в России, выявления их сильных и слабых сторон. Можно с уверенностью заявить, что на практике уже сложился определенный устойчивый взгляд на место социального работника в системе ювенальной юстиции, на объем его прав и обязанностей, необходимых для защиты прав несовершеннолетних. Указанные наработки имеют в настоящий момент первостепенную важность с учетом того, что сейчас институт социальных работников ювенальной юстиции проходит тот этап, когда практические результаты могут и должны лечь в основу нормативной базы деятельности социальных работников. Однако нельзя не отметить тот факт, что программами ювенальной юстиции была фактически обойдена вниманием такая стадия уголовного процесса, как предварительное расследование. Во всех описанных выше экспериментах по включению социальных работников в систему ювенальной юстиции они начинали свою деятельность только на последнем этапе судопроизводства, т. е. непосредственно в суде, а зафиксированные случаи, когда социальный работник начинал свою деятельность до суда, носят единичный характер. Данное обстоятельство можно считать весьма существенным пробелом упомянутых программ, на что указывают и исследователи. Так, Ф. Багаутдинов отмечает: "В большинстве публикаций о ювенальной юстиции речь идет о создании специальных судов по делам семьи и несовершеннолетних. Между тем проблема гораздо шире. Важное значение для создания основ ювенальной юстиции имеет стадия предварительного следствия по делам о преступлениях несовершеннолетних" <10>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Статья Ф. Н. Багаутдинова "Ювенальная юстиция начинается с предварительного следствия" включена в информационный банк согласно публикации - "Российская юстиция", 2002, N 9. ------------------------------------------------------------------ <10> Цит. по: Багаутдинов Ф. Ювенальная юстиция начинается с предварительного следствия // Сайт "Актуальная правовая информация": http://www. lawmix. ru/comm. php? id=4744.

Таким образом, фактически получается, что на этапе предварительного следствия несовершеннолетний лишен поддержки со стороны социального работника. С целью устранения этого недостатка необходимо предусмотреть для социального работника возможность начать работать с несовершеннолетним правонарушителем уже на стадии предварительного следствия. Конечно, в этом случае социальному работнику необходимо законодательно предоставить дополнительные права, а именно: он должен получить возможность ознакомления с материалами дела (по крайней мере после окончания следственного производства), участия в следственных действиях, проводимых с участием несовершеннолетнего, а также возможность свиданий с несовершеннолетним без ограничения во времени. Не будет лишним и право социального работника заявлять ходатайства, относящиеся к сфере его деятельности. Говоря о задачах социального работника в ювенальном процессе, нельзя обойти вниманием такое обширное направление деятельности, как участие в реализации норм восстановительного правосудия. "В соответствии с восстановительной парадигмой основная цель правосудия - восстановление, понимаемое не формально-юридически как восстановление нарушенного правопорядка, установленного государством (при полном фактическом равнодушии к драме жертвы), но в широкой социально-антропологической рамке - как исцеление жертвы, реальное (а не виртуальное) возмещение ей причиненного преступлением вреда, искупление вины обидчиком, взятие им на себя ответственности, восстановление нарушенных отношений в социальной общности" <11>. "Суть... состоит в том, что всякое преступление приводит к обязательствам правонарушителя загладить вред, нанесенный жертве. Государство и социальное окружение жертвы и правонарушителя должны создавать для этого необходимые условия. Ядром программ восстановительного правосудия являются встречи жертвы и обидчика, предполагающие их добровольное участие" <12>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Статья Л. Карнозовой, Р. Максудова, М. Флямер "Восстановительное правосудие: идеи и перспективы для России" включена в информационный банк согласно публикации - "Российская юстиция", 2000, N 11. ------------------------------------------------------------------ <11> Цит. по: Карнозова Л., Максудов Р., Флямер М. Восстановительное правосудие: идеи и перспективы для России // Сайт "Актуальная правовая информация": http://www. lawmix. ru/comm. php? id=6542. <12> Цит. по: Максудов Р. Восстановительное правосудие // Альманах "Неволя". 2005. N 4.

Таким образом, участие социального работника в примирительных процедурах прямо соответствует цели защиты прав несовершеннолетнего, обеспечивая суд основаниями для смягчения приговора, применения санкций, не связанных с лишением свободы, а в ряде случаев и прекращения уголовного преследования в связи с примирением с потерпевшим <13>. -------------------------------- <13> СЗ РФ. 2001. N 52 (ч. I). Ст. 4921.

Есть достаточные основания полагать, что концепция восстановительного правосудия может дать наилучшие результаты именно в ювенальном процессе, поскольку, с одной стороны, необходимость загладить вред, причиненный жертве правонарушения, должна оказать благотворное педагогическое влияние на только формирующуюся личность несовершеннолетнего правонарушителя, с другой - примирение с потерпевшим позволит суду ограничиться в отношении несовершеннолетнего минимальным наказанием. Применительно к ювенальной юстиции Л. Карнозова отмечает, что "важнейшей фигурой в программах восстановительного правосудия для несовершеннолетних становится не только ведущий программ (нейтральный посредник, медиатор), но и социальный работник, непосредственно работающий с правонарушителем" <14>. -------------------------------- <14> Цит. по: Карнозова Л. К модели восстановительной ювенальной юстиции // Альманах "Неволя". 2005. N 4.

В данной статье уже затрагивался вопрос о взаимодействии социального работника с судом. Теперь посмотрим, с какими еще государственными органами может взаимодействовать социальный сотрудник ювенальной юстиции для реализации своей задачи по защите прав несовершеннолетних. К числу таковых можно отнести следственные органы, прокуратуру, органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, образовательные учреждения. В первую очередь имеет смысл рассмотреть взаимодействие социального работника с родственным (по основному кругу задач) ему государственным органом, как комиссия по делам несовершеннолетних. Благо для этого имеется не только теоретический, но и практический материал, полученный в ходе реализации программ ювенального правосудия в Пермском крае. Так, взаимодействие социального работника с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав строилось по следующей унифицированной схеме. Ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних вместе с социальным работником отбирает дела, которые подходят для проведения восстановительных программ. Дальнейшую совместную деятельность комиссии и социальных работников можно представить поэтапно: 1. Диагностика ситуации в семье (посещение семьи, беседы с учителями, соседями, одноклассниками, друзьями, посещение места работы родителей и т. п.). Оценка возможности проведения программы примирения жертвы и правонарушителя. 2. Обсуждение этой ситуации с должностным лицом комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и совместная выработка плана дальнейших действий, составление плана реабилитации. 3. Проведение реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление семьи (лечение от алкоголизма, устройство на работу, устройство детей в детский сад, в школу, организация психологической консультации, материальной помощи и т. д.). Главным на этом этапе работы является проведение восстановительных программ: "Примирение жертвы и правонарушителя", "Круги заботы", "Примирение в семье". Суть мероприятий - в мобилизации всех заинтересованных лиц (учителей, соседей, родственников, социальных работников, сотрудников правоохранительных органов, друзей и т. п.) на решение проблем несовершеннолетнего. 4. Анализ проведенной работы на заседании комиссии по делам несовершеннолетних с принятием окончательного решения относительно подростка и его семьи <15>. -------------------------------- <15> См.: Ростовская Т. К. Развитие системы ювенальной юстиции в Российской Федерации (аналитический материал). М., 2006. С. 33.

Данную схему работы можно признать в целом успешной и рекомендовать для дальнейшего использования. Не менее важно эффективное взаимодействие социальных работников и следственных органов. Как уже отмечалось, это направление деятельности на практике отрабатывалось значительно меньше, нежели взаимодействие социальных работников и судей. Наиболее интересен в данном вопросе опыт Санкт-Петербурга, где в ходе двухгодичного эксперимента, начатого в 1999 г., социальные работники работали с несовершеннолетним еще до направления уголовного дела в суд <16>. В целом результаты такого нововведения были оценены участниками проекта (в том числе судьями) положительно. Более того, в настоящее время указанный опыт пытаются распространить и среди других территориальных субъектов, участвующих в проектах реализации программы ювенальной юстиции. В частности, опытом социальных работников Санкт-Петербурга заинтересовались московские участники программы "Отработка модели ключевого элемента ювенальных технологий - службы социального сопровождения несовершеннолетних в судах на территории Юго-Западного административного округа г. Москвы" <17>. -------------------------------- <16> См.: История эксперимента: опыт создания элементов ювенальной юстиции в Санкт-Петербурге // Всероссийский информационный портал "Ювенальная юстиция в России": http://juvenilejustice. ru/documents/doc3/ss/s1. <17> См.: проект АУКК: служба социального сопровождения несовершеннолетних в судах на территории ЮЗАО г. Москвы // Всероссийский информационный портал "Ювенальная юстиция в России": http://juvenilejustice. ru/pilotprojects/1/110/111.

Не вызывает сомнений, что защита прав несовершеннолетнего, начатая социальным работником еще на этапе предварительного следствия, скажется на результатах деятельности самым благотворным образом. У социального работника появится гораздо больше времени для изучения личности несовершеннолетнего, создания и реализации его реабилитационной программы и восстановительных процедур. В конечном счете деятельность социального работника на стадии предварительного следствия может оказать влияние и на выбор следователем меры пресечения в отношении несовершеннолетнего. Немаловажно и наличие точек соприкосновения между социальным работником и прокуратурой, особенно с учетом того, что прокуратура является органом, функциональной обязанностью которого является надзор за соблюдением законодательства в деятельности широкого круга государственных органов (в том числе следственных органов и судов). Наличие законодательно предусмотренного права социального работника обращаться в прокуратуру в защиту интересов несовершеннолетнего позволит организовать эту защиту на качественно новом уровне. Как следует из милицейской статистики, да и непосредственного опыта социальных работников, значительное количество несовершеннолетних правонарушителей попадают в суд, уже имея за плечами опыт противоправного поведения. На момент совершения преступлений большинство несовершеннолетних преступников состоит на учете в детских комнатах милиции, наркологических и психиатрических учреждениях, в результате проблем в семьях они часто обращают на себя внимание органов опеки и попечительства, разнообразных социальных служб. Также необходимой в деятельности социального работника информацией о несовершеннолетнем располагают учебные организации. Естественно, что социальный работник должен на законодательном уровне получить возможность обращаться в указанные организации с запросами, за получением характеристик и другой относящейся к делу информации. В заключение проведенного исследования следует сформулировать несколько выводов. 1. Социальный работник в сфере ювенальной юстиции, сочетая в своей работе некоторый объем задач таких участников судопроизводства, как адвокат и педагог, обеспечивает разработку программы перевоспитания и социальной адаптации несовершеннолетнего правонарушителя с учетом его личностных особенностей. В дальнейшем реализация указанной программы осуществляется при поддержке работников правоохранительных органов, обладающих необходимыми для этого полномочиями. До появления института социальных работников данное направление деятельности в отечественной судебной системе отсутствовало. 2. Основной задачей социального работника ювенальной юстиции должна являться работа по реабилитации и социальной адаптации несовершеннолетнего правонарушителя, что, в свою очередь, обеспечит защиту его прав и интересов на стадии следствия и судопроизводства. Данная задача должна реализовываться социальным работником в тесном взаимодействии с органами следствия, прокуратурой, социальными службами и, прежде всего, судьями. 3. Следует уделить особое внимание возможности социального работника начать работу с несовершеннолетним еще на стадии следствия (а не только в ходе судебного процесса). Поскольку у социального работника появится гораздо больше времени для изучения личности несовершеннолетнего, создания и реализации его реабилитационной программы и восстановительных процедур, укрепления доверительного контакта с несовершеннолетним и, как результат, достижения большего уровня эффективности на пути перевоспитания несовершеннолетнего и привития ему уважения к нормам социального поведения. Данная процедура может быть реализована путем внесения дополнения в УПК РФ, определяющего статус и объем прав социального работника ювенальной юстиции на стадии предварительного следствия.

Название документа