Еще раз о юридическом понятии молодой семьи

(Рабец А. М.) ("Семейное и жилищное право", 2008, N 2) Текст документа

ЕЩЕ РАЗ О ЮРИДИЧЕСКОМ ПОНЯТИИ МОЛОДОЙ СЕМЬИ

А. М. РАБЕЦ

Закрепление в ст. 38 Конституции РФ положения о государственной охране, поддержке и защите семьи свидетельствует о том, что российское общество кровно заинтересовано в сохранении и укреплении семьи как уникальной социальной структуры, способной выполнять комплекс важнейших социальных функций. Закрепление на конституционном уровне принципа государственной охраны, поддержки и защиты семьи означает также правовую охрану, поддержку и защиту индивидуальных семей, из которых состоит общество, "как бы из его молекул". Различные семьи для выявления особенностей их социальной и правовой защиты принято объединять в определенные типы, хотя бесспорно, что все типы семьи, включая и молодую семью, существуют в рамках семьи в целом, а потому государственная семейная политика предполагает наличие общих экономических, организационных и правовых мер, необходимых для охраны, поддержки и защиты всех типов семьи. О молодой семье общество и государство должны проявлять особую заботу, так как именно с этим типом семьи связано улучшение демографической ситуации в современной России, что в настоящее время является одним из приоритетных национальных проектов и основным направлением государственной семейной политики. С другой стороны, именно молодая семья ввиду отсутствия у нее прочной экономической базы, достаточного опыта построения семейных отношений и целого ряда других обстоятельств более всего неустойчива, подвержена влиянию всей совокупности негативных факторов, воздействующих на семью как изнутри, так и извне. Вот почему все проблемы, связанные с жизнедеятельностью молодой семьи как одного из типов современной российской семьи, нуждающегося в особой социальной и правовой защите, вызывают в современном российском обществе самый живой интерес. В частности, об этом свидетельствует тот факт, что именно в 2008 г., объявленном в России Годом семьи, традиционный Международный конгресс "Российская семья", ежегодно проходящий в рамках Российского государственного социального университета по инициативе и под руководством Общественного национального комитета "Российская семья", был целиком посвящен демографическим, социальным (включая и правовые), психологическим и иным насущным проблемам, касающимся функционирования молодой семьи. Не были обойдены вниманием также проблемы, относящиеся к числу отправных, в частности связанные с определением понятия молодой семьи. Представляется, что именно этот вопрос заслуживает особого внимания, причем в специальном рассмотрении нуждаются юридические признаки молодой семьи, поскольку, как отмечалось, молодая семья требует особой правовой охраны и защиты. Чтобы реально оказать такую поддержку и защиту, государству как минимум желательно знать, сколько молодых семей имеется в обществе в текущем или планируемом году, а для этого необходимо определить демографические, социальные и, разумеется, юридические критерии, позволяющие отнести ту или иную семью к числу молодых семей. Хотя термин "молодая семья" давно и прочно укоренился в демографической, социологической, педагогической и правовой литературе, его происхождение связано с другим понятием: "молодожены". Именно так обозначалась молодая семья в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" <1>. В частности, в этом Постановлении указывалось, что с учетом сложившейся в различных регионах СССР демографической ситуации республики, края, области, автономные области и автономные округа должны были установить порядок обеспечения молодоженов при вступлении в брак как минимум комнатой, а при рождении первого ребенка - отдельной квартирой. При этом молодоженами признавались лица, вступившие в первый брак, если хотя бы один из супругов не достиг возраста 30 лет. Со временем эти критерии, применяемые уже к выражению "молодая семья", применялись в законодательстве и в литературных источниках, когда речь шла о других мерах государственной помощи молодой семье, в частности о предоставлении кредитов на обзаведение домашним хозяйством, о выделении комнат в семейных общежитиях и т. п. <2>. -------------------------------- <1> Правда. 1981. 22 января. <2> Белогорская Е. М. Государственная помощь семье в СССР. М.: Юридическая литература, 1983.

В дальнейшем от общего понятия "молодая семья" отпочковалось понятие "студенческая семья", о которой, кстати сказать, шла речь на указанном Международном конгрессе на заседании специально созданной секции. В состав студенческой семьи входили лица, вступившие в первый брак, если хотя бы одно из них не достигло возраста 30 лет и обучается в высшем или среднем специальном учебном заведении по очной форме. Может показаться, что понятия "молодожены" и "молодая семья" означают, по существу, одно и то же. Однако представляется, что эти понятия не должны расцениваться как синонимы. Молодоженами в собственном смысле этого слова являются лица молодого возраста, вступившие в брак впервые, хотя в обыденной жизни и в художественной литературе это понятие приобрело более широкое значение: молодоженами называют (иногда - с оттенком юмора или иронии) любых новобрачных, независимо от возраста и от того, в какой по счету брак они вступают. С другой стороны, если исходить из того, что брак сам по себе - еще не семья, а лишь основа семьи и заключается с целью создания семьи, то до рождения ребенка лиц, вступивших в первый брак (молодоженов), еще нельзя называть молодой семьей. Если же выводить существенные признаки молодой семьи, раскрывающие ее понятие, из чисто демографических данных (пол, возраст и т. п.), то к числу молодых семей можно отнести любые их типы: материнскую семью, неполную семью, семью с детьми-инвалидами и даже многодетную семью, так как трое детей, наличие которых позволяет отнести семью к числу многодетной, может родиться не только у родителей среднего возраста, но и у молодых родителей (близнецы, погодки и т. п.). Однако наряду с общей системой мер по государственной защите и поддержке семьи для каждого типа семей с учетом специфики их жизнедеятельности и обусловленных ею трудностей и проблем необходим комплекс особых мер помощи и поддержки. К примеру, как молодая семья в самом начале своего существования, так и многодетная семья после рождения третьего и последующих детей могут испытывать материальные затруднения и нуждаться в денежных средствах. Однако существенная разница состоит в том, что многодетная семья нуждается в материальной поддержке в виде субсидий, субвенций, надбавок к заработной плате, пособий на детей и т. п., что не предполагает возврата полученной помощи (тем более что в условиях жизни многодетной семьи в современной России это вообще вряд ли возможно экономически и совершенно неоправданно нравственно). Что касается молодой семьи, то она нуждается, скорее, в долгосрочных кредитах на условиях возвратности, которые выступают одновременно в качестве стимулов к повышению рождаемости, так как могут погашаться при рождении каждого последующего ребенка. Иными словами, ее нуждаемость в материальной поддержке носит временный характер. Между молодой семьей и государством устанавливаются своеобразные "эквивалентные" отношения, которые в современных условиях носят название "социальный заем" или "социальный кредит". Условной социальной "обязанностью" молодой семьи является рождение детей. При невыполнении этого условия независимо от причин кредит возвращается в полном объеме. Однако, для того чтобы такая помощь молодой семье носила хотя и своеобразный "возмездный", но все же прежде всего социальный характер, необходимо учитывать и предусматривать в кредитных договорах ряд важных условий. Во-первых, кредит не должен быть своеобразной мерой принуждения молодой семьи к рождению детей, а отсутствие детей в семье не должно расцениваться как нарушение условий договора и не должно влечь для семьи ответственность "независимо от вины". Поэтому кредит должен быть изначально либо вовсе беспроцентным, либо процентная ставка не должна быть высокой, чтобы она не расценивалась как своеобразная "санкция за бездетность". Таким образом, рождение детей является лишь условной "обязанностью" семьи и не должно превращаться в юридическую обязанность, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которой наступает юридическая ответственность. Во-вторых, погашаемые в связи с рождением детей части кредита должны быть распределены таким образом, чтобы планирование семьи было делом самой семьи, а не кредитора; с другой стороны, в кредитных договорах должна отражаться заинтересованность государства в улучшении демографической ситуации. Следует при этом учитывать также возможности государства в дальнейшем обеспечить подрастающих детей местами в дошкольных детских учреждениях с тем, чтобы ни у кого из супругов не были "связаны руки" и семья могла бы создавать для себя достаточную материальную базу. Представляется, что этого можно достигнуть, установив в качестве общего правила полное погашение кредита при рождении третьего ребенка; однако с учетом возможностей в отдельных регионах страны реального обеспечения семьи местами в детских учреждениях следует разрешить субъектам РФ на законодательном уровне предусматривать возможность погашения кредита в полном объеме после рождения второго ребенка. Предоставление регионам такого права полностью соответствует положениям о совместном ведении РФ и субъектов РФ, установленным ст. 72 Конституции РФ, и не противоречит ст. 71 Конституции, так как предоставление различным группам населения всякого рода льгот и преимуществ выходит за рамки гражданско-правового регулирования общественных отношений. В-третьих, максимальные сроки возврата кредита при бездетности или малодетности семьи должны совпадать со сроками окончания периода, в течение которого семья способна выполнять репродуктивную функцию. Эти сроки могут быть различными в зависимости от возраста лиц, обратившихся за предоставлением кредита. Для лиц в возрасте 18 - 20 лет эти сроки могут быть равны 25 годам, в то время как лица, впервые вступившие в брак в возрасте 30 лет, могут реально рассчитывать на рождение детей лишь в течение 15 лет. Сложнее решить вопрос о возможности и целесообразности предоставления кредитов несовершеннолетним супругам, вступившим в брак до достижения 18 лет. Если брак заключен лицами, достигшими возраста 14 лет, что предусмотрено практически всеми субъектами РФ, то максимальные сроки возврата кредита должны увеличиваться до 30 лет. Однако представляется, что такая черта кредитного договора, как обеспеченность возврата кредита, должна быть присуща также договорам о предоставлении социального кредита молодой семье. Такой кредит, как и любой другой, должен предоставляться лицам, имеющим реальные источники доходов, в частности самостоятельный заработок, что для несовершеннолетних скорее является исключением, чем правилом. Понятно, что не исключена возможность заключения договора поручительства с родителями, иными близкими родственниками или взрослыми друзьями несовершеннолетних супругов. Таким образом, нельзя категорически отрицать возможность предоставления социального кредита молодой семье, созданной несовершеннолетними путем заключения брака, так как это было бы дискриминационной мерой в отношении лиц, обладающих в связи со вступлением в брак полной гражданской дееспособностью, а также в силу возраста - частичной трудовой право - и дееспособностью. Поэтому данный вопрос следует решать с учетом конкретной ситуации. Итак, на примере некоторых отношений, складывающихся в процессе жизнедеятельности молодой семьи, доказано, что каждый тип семьи должен характеризоваться не только демографическими, но также юридическими признаками, которые могут меняться с учетом изменений государственной семейной политики, обусловленных усилением или ослаблением экономики государства, улучшением или ухудшением демографической ситуации и иными экономическими, социальными и даже политическими факторами. Примером может служить изменение понятия многодетной семьи. Так, примерно до 70 - 80-х годов XX в. многодетной считалась семья, имеющая пять и более несовершеннолетних детей. Однако уже в Основах жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик 1982 г. и в ЖК РСФСР 1984 г. были закреплены положения, согласно которым многодетной считалась семья, имеющая трех и более детей. Не исключена возможность, что в дальнейшем многодетной будет считаться семья с двумя детьми или вообще понятие многодетной семьи перестанет применяться в нормативных правовых актах о государственной помощи семьям, имеющим детей. Попробуем ответить на вопрос, какие же юридические признаки должны быть включены в число существенных признаков, раскрывающих понятие молодой семьи. Опять-таки если исходить из того, что основой семьи является брак, то его наличие представляется необходимым юридическим признаком молодой семьи. Характеризуя этот признак, нельзя сбрасывать со счета факт совместного проживания многих молодых людей без регистрации брака, в том числе после рождения детей. На этом основании все громче звучат голоса сторонников признания юридической силы за так называемыми фактическими браками. Немало сторонников такой позиции и среди представителей науки семейного права и практических работников. Так, например, Е. А. Чефранова предлагает признавать юридическую силу за "квазибрачными" отношениями и разрешить лицам, не оформившим брак в органах загса, заключать брачный договор <3>. Названный автор отнюдь не одинок в этой позиции и ссылается на мнение ряда известных ученых в области семейного права. -------------------------------- <3> Чефранова Е. А. Механизм правового регулирования имущественных отношений супругов в Российской Федерации: Автореф. докт. дис. М., 2007. С. 13.

Правда, справедливости ради следует отметить, что подобные предложения касаются возникновения из фактического брака отдельных семейных отношений частноправового характера: брачного договора, соглашения об уплате алиментов и т. п. В нашем же случае речь идет о публичных правоотношениях, в которых признание юридической силы за так называемыми фактическими (или гражданскими, как теперь модно это называть) браками представляется неприемлемым. Видимо, не случайно государство, признавая юридическую силу за подобными союзами в течение более 17 лет (с 1 января 1927 г. до 8 июля 1944 г.), в дальнейшем от этого отказалось, и не только ввиду трудностей, возникших в связи с военными действиями, и до сих пор последовательно придерживается этой позиции, которая представляется вполне оправданной, особенно в публичных правоотношениях с участием семьи. В связи со сказанным нелишне отметить, что факт наличия брака существенно влияет на характер юридической обязанности по возврату предоставленного семье социального кредита: в силу ст. 45 СК РФ супруги отвечают по общим долгам солидарно, в то время как лица, проживающие одной семьей без регистрации брака, несут долевую ответственность. Хотя нормы, закрепляющие это положение, являются частноправовыми, поскольку социальный кредит предоставляется определенным банком как юридическим лицом - коммерческой организацией, в них в значительной степени присутствуют публично-правовые начала в силу социального характера указанной меры государства по помощи семье. Таким образом, одним из существенных признаков, включаемых в понятие молодой семьи, должен быть факт наличия брака, зарегистрированного в органах загс. Юридическое значение придается также другому факту: для лиц, вступивших в брак, этот брак должен быть первым. В связи с этим возникает достаточно важный практический вопрос: должен ли брак быть первым для обоих супругов или только для одного из них, в частности для того, кто не достиг возраста 35 (с 2008 г.) лет? Вряд ли для решения этого вопроса найдутся какие-либо неопровержимые научные обоснования, для любого ответа на него можно привести примерно равное число аргументов "за" и "против". Конечно, определенную ясность в его решение могла бы внести правоприменительная практика как критерий истинности. Речь идет о практике применения названного выше Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. Поскольку, как уже отмечалось, порядок обеспечения молодоженов комнатой, а при рождении первого ребенка - отдельной квартирой согласно данному Постановлению устанавливался на уровне союзных республик, областей, краев, автономных областей и автономных округов, то в различных правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений этот вопрос решался по-разному, а в некоторых регионах он вообще не решался, так как обязанность по обеспечению молодоженов жилыми помещениями на регионы прямо не возлагалась; вслед за указанным Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР в Примерных правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. <4>, административно-территориальные единицы на территории РСФСР наделялись правом предусматривать в своих правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений решать этот вопрос также с учетом демографической ситуации и уровня обеспеченности населения жильем. -------------------------------- <4> Собрание постановлений Правительства РСФСР. 1984. N 14. Ст. 1128.

Таким образом, поскольку ни наука, ни правоприменительная практика не могут предложить сколько-нибудь четко обоснованного и апробированного решения данного вопроса, его решение целиком зависит от воли законодателя. Ясно лишь одно: он должен быть решен. Если руководствоваться исключительно соображениями гуманности и необходимости скорейшего улучшения демографической ситуации, то представляется, что для включения соответствующей супружеской пары в число молодых семей достаточно, чтобы брак был первым хотя бы для одного из супругов. Наконец, самого пристального внимания заслуживает вопрос о временных рамках, в течение которых сохраняется правовой статус молодой семьи. Хотя в данной работе неоднократно отмечалось, что заключение брака (в смысле чистоты терминов, употребляемых в демографии, социологии и юриспруденции) - еще не семья, тем не менее при определении начального момента действия правового статуса молодой семьи следует исходить из того, что для такой семьи основной целью заключения брака предполагается рождение детей. Поэтому представляется вполне оправданным "пожертвовать" чистотой терминов и понятий и определить, что молодая семья возникает с момента заключения брака. Рождение первого ребенка - это уже этап ее развития, с которым связано частичное погашение социального кредита, а не его предоставление. Иное решение представляется абсурдным: ведь еще до рождения ребенка семья озабочена вопросами обзаведения жильем, домашним хозяйством, для чего как раз и нужна материальная поддержка. Что касается момента прекращения правового статуса молодой семьи, то таким моментом должно быть истечение пятилетнего срока с момента заключения брака. Это соображение основано на широко известных научных данных о том, что, как правило, в течение пятилетнего периода проходит процесс адаптации супругов друг к другу, как принято говорить, процесс "притирки" характеров, накапливается жизненный опыт, в том числе опыт организации быта; в этот период приобретается хотя бы необходимое для жизни имущество. При рациональном планировании семьи в течение 5 лет может родиться два ребенка, а значит, может быть погашена основная часть кредита. Как раз на этот период приходится первый "пик" разводов. Понятно, что приведенные доводы нельзя считать неопровержимыми и универсальными, пригодными в любых условиях и для любой семьи. Однако ясно и то, что бесконечно продолжаться действие правового статуса молодой семьи также не может, поэтому в данном вопросе позиция законодателя должна быть четкой и определенной. Таким образом, понятие "молодая семья" учитывает возраст супругов лишь в момент ее создания, но не в момент прекращения и перехода в так называемую "среднюю" семью, так как к этому моменту супруги могут по возрасту оставаться молодыми (в возрасте 23 лет, а то и моложе). Однако из этого общего правила должно быть предусмотрено исключение: действие правового статуса молодой семьи должно сохраняться до момента предоставления тех льгот и преимуществ, на которые она вправе была рассчитывать, но они не были ей предоставлены в течение установленного законом срока действия статуса молодой семьи. В противном случае у органов и должностных лиц, ответственных за поддержку молодой семьи, может возникнуть соблазн в целях экономии государственных средств всеми правдами и неправдами отсрочивать предоставление семье соответствующих льгот до истечения указанного срока. Поэтому если молодая семья в период действия данного правового статуса заявила о своем желании получить соответствующую поддержку, то в случае отказа в ее предоставлении по мотивам истечения срока она вправе требовать по суду предоставления соответствующих льгот. В заключение следует подчеркнуть, что цели данной работы определены ее названием и сводятся к тому, чтобы попытаться сформулировать понятие молодой семьи и указать на его существенные признаки. Разумеется, как в теоретическом, так и особенно в практическом отношении было бы куда полезнее провести исчерпывающий анализ законодательства о правовом положении молодой семьи. Однако такая цель была бы недостижима в принципе, так как состояние действующего законодательства не позволяет получить об этом даже самое общее представление. Если современное российское общество и государство действительно заинтересованы в скорейшем - насколько это возможно - улучшении демографической ситуации, то необходима концентрация усилий со стороны законодателя, правоприменителей и ученых по разработке и принятию федерального закона об охране семьи, материнства, отцовства и детства, в котором было бы учтено то "общее" и "особенное", что характерно и необходимо для государственной охраны, поддержки и защиты семьи в целом и каждого ее типа в частности, включая характеристику правового статуса молодой семьи.

Название документа