Ювенальная юстиция: формирование системы пробации в Ростовской области

(Воронова Е. Л.)

("Вопросы ювенальной юстиции", 2007, N 5)

Текст документа

ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ: ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОБАЦИИ

В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(Тезисы выступления, Круглый стол "Об опыте работы и

основных направлениях взаимодействия общественных советов

при территориальных органах ФСИН России

с администрациями исправительных учреждений"

1 июня 2007 г., г. Ростов-на-Дону)

Е. Л. ВОРОНОВА

Воронова Е. Л., судья Ростовского областного суда.

Сегодня 1 июня - Международный день защиты детей. Я поздравляю всех участников нашего круглого стола с этим праздником не только как судья Ростовского областного суда, но и как член рабочей группы по защите прав детей Общественной палаты РФ, соучредитель и член Совета общественной некоммерческой организации "Региональная ассоциация специалистов по поддержке судебно-правовой реформы и ювенальной юстиции в Ростовской области".

Конвенция ООН о правах ребенка, обязательства по исполнению которой взяла на себя Российская Федерация, устанавливает приоритет интересов детей во всех сферах жизни общества, в том числе и детей, оказавшихся в конфликте с уголовным законом. Конвенция предусматривает, что во всех процедурах с участием несовершеннолетнего правонарушителя должны обеспечиваться его права на выживание и развитие, а сами процедуры должны быть специализированными, должна быть особая специализация персонала всех учреждений и органов по работе с несовершеннолетними, на национальном уровне должна быть создана автономная судебная система по делам несовершеннолетних.

Положения Конвенции ООН о правах ребенка получили развитие еще в одном международно-правовом документе - Минимальных стандартных правилах ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила). Данные Правила также определяют необходимость специализации на всех этапах судопроизводства с участием несовершеннолетних (полиции, следствия, суда, а также служб, исполняющих решения суда о наказании (применении принудительных воспитательных мер) в отношении несовершеннолетних). Сам правовой термин "ювенальная юстиция" использован именно в Пекинских правилах.

Указанные международно-правовые акты в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью российского законодательства.

Комитет ООН по правам ребенка высказал замечания по последнему Докладу Российской Федерации об исполнении Конвенции ООН о правах ребенка. В частности, было указано, что до сих пор на национальном уровне в России не создано специализированное правосудие по делам несовершеннолетних, при осуществлении процедур, связанных с исполнением назначенного несовершеннолетнему наказания, не обеспечивается надлежащая система уголовной опеки (пробации), не выстроена работа по реабилитации, ресоциализации, по оказанию помощи несовершеннолетним правонарушителям в возвращении к нормальной жизни в обществе.

Что такое "ювенальная юстиция"?

Ювенальная юстиция - это правовая основа социальной политики в отношении несовершеннолетних, система защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, объединяющая вокруг специализированного суда по делам несовершеннолетних (ювенального суда) социальные службы (органы и учреждения государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних), институты гражданского общества.

Ювенальная юстиция - это и особая система правосудия, при которой ее центральное звено - ювенальный суд тесно взаимодействует с социальными службами как до рассмотрения дела судом, так и после принятия судебного решения независимо от того, рассматривает ли суд материалы в отношении несовершеннолетнего правонарушителя либо осуществляется защита прав несовершеннолетнего в порядке гражданского судопроизводства.

С 2001 г. в Ростовской области федеральные суды работают по международным стандартам ювенальной юстиции, для их внедрения в наше судопроизводство было заключено соглашение между Ростовским областным судом, Управлением Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Ростовской области и Программой развития ООН в Российской Федерации "Поддержка правосудия в отношении несовершеннолетних" (ПРООН). Данный проект реализован в 2001 - 2003 гг.

Суть проекта заключалась в следующем. Были определены пилотные площадки - 14 районных (городских) судов области (а всего у нас в области 61 районный (городской) суд). В этих 14 судах обеспечивалась специализация судей по рассмотрению дел несовершеннолетних, вводился в суде "социальный работник при суде", который по поступившему в суд уголовному делу готовил доклад суду о личности несовершеннолетнего, уровне его психического развития, влиянии на него старших по возрасту лиц, причинах и условиях совершения преступления, в том числе семейно-бытовой ситуации подростка.

Уже на этой стадии выяснялась жизненная ситуация подростков, что многие из них находились в социально опасном положении (проживали в неблагополучных семьях, не учились и не работали и т. д.). То есть устанавливалось нарушение конституционных прав несовершеннолетних на выживание и развитие. Одновременно с подготовкой доклада суду социальный работник при суде связывался с органами и службами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для оказания подростку необходимой помощи, проведения с ним индивидуальной профилактической работы, решал вопрос участия представителей этих служб в судебном заседании. Доклад социального работника помогал судье принять не репрессивные, а реабилитационные меры, назначить частным постановлением суда (в соответствии с ч. 4 ст. 29 УПК РФ) проведение индивидуальной профилактической работы с подростком после суда силами служб профилактики. После суда социальный работник контролировал проведение с подростком реабилитационной работы.

Такая схема работы позволила сформировать механизм взаимодействия суда и социальных служб (органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних).

После завершения проекта ООН мы сохранили эту схему работы. С января 2004 г. в 14 судах, являвшихся пилотными площадками проекта ООН, были введены помощники судей с функциями социального работника, которые продолжили выполнять ту же работу, что и "социальные работники при суде". В Ростовском областном суде с августа 2003 г. создан специальный судебный состав по делам несовершеннолетних (ювенальный состав) в Судебной коллегии по уголовным делам, который рассматривает дела несовершеннолетних в порядке кассации, оказывает методическую помощь районным (городским) судам во внедрении новых ювенальных технологий.

Сегодня Ростовская область является базовым регионом России по внедрению ювенальной юстиции и специализированного правосудия по делам несовершеннолетних. У нас создано уже 15 прообразов будущих ювенальных судов, в том числе три модельных ювенальных суда - в 2004 г. в г. Таганроге, в 2005 г. в г. Шахты, в 2006 г. - в Егорлыкском районе. Мы отнюдь не нарушаем федеральное законодательство о судоустройстве, потому что, говоря о ювенальных судах, мы имеем в виду специальные судебные составы по делам несовершеннолетних соответствующих городских (районных) судов. Именно таким мы видим устройство будущих ювенальных судов. Проект ФКЗ о введении ювенальных судов еще в 2002 г. был в первом чтении принят Госдумой РФ, однако дискуссия о том, каково должно быть устройство этих ювенальных судов, еще не завершена, поэтому закон и не принят до настоящего времени.

Свою работу суды области строят в тесном взаимодействии с органами местного самоуправления, законодательной и исполнительной властью области. Есть зримые результаты такой специализации и такого взаимодействия, прежде всего, снижение криминальной пораженности несовершеннолетних, снижение рецидива. Там, где суды взаимодействуют с органами профилактики, уровень рецидива среди тех подростков, которые получили социальное сопровождение, не превышает 4 - 7%. Но самое главное - принимаются меры по защите прав несовершеннолетних.

Несколько слов о судебной статистике за 2006 г., чтобы проиллюстрировать работу судов.

Так, всего судами Ростовской области окончены дела в отношении 2938 несовершеннолетних лиц, а 15 "ювенальными судами" - в отношении 1169 лиц (что составляет 40% от общего количества несовершеннолетних лиц, дела в отношении которых окончены всеми судами области). При сопровождении помощника судьи с функциями социального работника в ювенальных судах рассмотрены дела в отношении 870 лиц (это составляет 30% всех лиц, дела в отношении которых рассмотрены всеми судами области). То есть мы можем говорить о том, что каждый третий несовершеннолетний, представший в Ростовской области перед судом, получал социальное сопровождение.

А теперь посмотрим, какова уголовная политика судов. Так, согласно статистике судами области назначены вместо наказания принудительные меры воспитательного воздействия (ст. 90 - 91 УК РФ) 55 несовершеннолетним, а 50 из них - ювенальными судами; лишение свободы реально назначалось судами области 23,3% лиц (всего 436 лицам), а в ювенальных судах - только 12% (226 лицам).

30% всех частных постановлений о назначении программы профилактики - это частные постановления, вынесенные именно ювенальными судами.

Теперь несколько слов о той системе пробации (уголовной опеки), которую мы предполагаем сформировать в Ростовской области.

Итак. Мы имеем в судебной системе области надлежащую специализацию по делам несовершеннолетних. Это - первое звено. Следующее звено - исполнение наказаний.

Говоря об исполнении наказаний, мы имеем две составляющие:

- воспитательная колония для тех несовершеннолетних, которым назначено лишение свободы реально;

- уголовно-исполнительные инспекции, которые осуществляют контроль за отбыванием наказаний в обществе (условно осужденными к лишению свободы и исправработам, реально осужденными к исправработам, к обязательным работам).

На территории Ростовской области имеется воспитательная колония для мальчиков - Азовская ВК-4, которая, на мой взгляд, является одной из лучших в России, в колонии внедряются все новые технологии воспитания и исправления осужденных, есть школа, а также база для профессиональной подготовки. Но есть проблема преемственности той работы по воспитанию и исправлению, которая проводится в ВК-4, и практически отсутствие такой работы по выходе осужденного из колонии по месту его жительства. По действующему законодательству после выхода из колонии необходимую помощь в бытовом устройстве должны оказывать осужденным органы местного самоуправления по месту жительства, а контроль осуществлять органы внутренних дел. Однако зачастую выпускников колонии эти органы и службы не ждут и надлежащей помощи им не оказывают. Отсюда и рецидив.

Значит, надо выстроить цепочку профилактической работы: воспитательная колония - работа по месту жительства. Видимо, надо, чтобы все, кто выходит из ВК в связи с условно-досрочным освобождением от отбывания наказания (а решение об этом принимает суд по месту расположения колонии, в нашем случае - это Азовский городской суд), кто освобождается по сроку, получили судебное решение, в котором суд обяжет проведение реабилитационных мероприятий с таким выпускником по месту жительства соответствующими органами.

Идею создать модельный пенитенциарный ювенальный суд Ростовскому областному суду предложило руководство нашего областного Управления ФСИН летом 2006 г., и эту идею мы поддержали: принято решение о создании такого суда на базе Азовского городского суда. Мы провели совместное расширенное совещание с участием представителей областного и Азовского городского суда, а также всех заинтересованных ведомств в Мэрии г. Азова 19 декабря 2006 г., сейчас решается вопрос о выделении помещения для этих целей для размещения специального судебного состава Азовского городского суда, а мы сейчас решаем все организационные вопросы нашего взаимодействия, готовим методические рекомендации и т. д.

Должна отметить, что у нас очень хорошее конструктивное взаимодействие суда и ФСИН, полное взаимопонимание по общим для нас целям работы с несовершеннолетними, мы проводим совместные семинары судей по делам несовершеннолетних, помощников судей с функциями социального работника, работников ФСИН.

По предложению Ростовского областного суда нашим областным Управлением ФСИН закреплена специализация инспекторов уголовно-исполнительных инспекций по делам несовершеннолетних; зная проблемы с размещением уголовно-исполнительных инспекций, Ростовский областной суд и Управление Судебного департамента выразили готовность предоставить помещения для инспекторов уголовно-исполнительных инспекций, которые курируют несовершеннолетних, в помещениях наших ювенальных судов.

Под контроль уголовно-исполнительных инспекций Ростовской области, например, в 2006 г. определили 1060 несовершеннолетних, которым суды назначили лишение свободы условно, 91 несовершеннолетнего, которому назначен штраф, 25 несовершеннолетним назначены были исправработы реально, а 56 несовершеннолетним - исправработы условно. Таким образом, мы видим, что работы с несовершеннолетними осужденными нашим уголовно-исполнительным инспекциям хватает и им нужны помощь и поддержка.

Для службы исполнения наказаний важно получить информацию о несовершеннолетнем, с которым предстоит работать после суда. В соответствии с ч. 7 ст. 88 УК РФ суд может дать указание органу, исполняющему наказание, об учете при обращении с несовершеннолетним осужденным определенных особенностей его личности. Это положение мы реализуем следующим образом. Помощником судьи с функциями социального работника для суда готовится карта социального сопровождения несовершеннолетнего (доклад суду о личности подсудимого). Так вот эту карту мы рекомендуем судам направлять вместе с копией приговора в органы, исполняющие наказание (в колонию, в уголовно-исполнительную инспекцию).

Кроме этого, суд в соответствии с ч. 4 ст. 29 УПК РФ своим частным постановлением назначает программу индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним, отбывающим наказание, в обществе, которая проводится уже после суда (такая работа проводится органами и службами системы профилактики в соответствии с Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"). Индивидуальная профилактическая работа включает в себя решение вопросов трудоустройства осужденных, продолжения ими образования, жилья и т. п.

Не секрет, что сотрудники уголовно-исполнительных инспекций часто ломают голову над проблемой - как трудоустроить находящегося под контролем подростка? Как уговорить ту же комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав оказать такому подростку необходимую помощь?

Эти вопросы снимаются, если вместе с копией приговора в уголовно-исполнительную инспекцию направляется и копия частного постановления суда о проведении индивидуальной профилактической работы, поскольку инспектор уголовно-исполнительной инспекции в данном случае уже имеет соответствующее поручение суда органам профилактики заниматься проблемами подростка.

Мы надеемся схему "суд - уголовно-исполнительная инспекция - органы и службы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" повсеместно внедрить в практику работы. Важно, чтобы и комитеты по молодежной политике включились в оказание помощи уголовно-исполнительным инспекциям в процессе работы с несовершеннолетними осужденными.

Не менее значимая проблема - ресоциализация и оказание помощи тем осужденным за совершение преступления в несовершеннолетнем возрасте лицам, которые достигли 18 лет. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по закону уже не обязаны ими заниматься. Эта проблема требует решения не только службой исполнения наказаний, но и органами местного самоуправления.

Предложенная модель уголовной опеки (пробации) нашла поддержку со стороны Совета судей Ростовской области, который одобрил работу судов по указанным технологиям.

Ростовская область является пилотным регионом, в котором реализуется российско-канадский проект "Усовершенствование работы с молодежью группы риска в РФ", в рамках которого предлагаемую выше модель пробации мы планируем отработать с учетом канадского опыта. В эти дни в Канаду для изучения опыта ювенальной юстиции выезжает делегация судей Ростовской области, а в конце этого - начале следующего года руководством проекта планируется ознакомительная поездка российской делегации именно для изучения канадской системы пробации и исполнения наказания.

Я являюсь советником российско-канадского проекта от российской стороны и надеюсь, что в составе делегации будут представлены и специалисты ФСИН Ростовской области.

Завершая свое выступление, я хочу предложить Общественному совету при УФСИН России по Ростовской области в качестве одного из направлений своей деятельности выбрать формирование региональной модели пробации для несовершеннолетних.

Полученный практический опыт поможет нам более четко определить, какие именно изменения в действующее законодательство необходимо внести, чтобы успешно шла реформа уголовно-исполнительной системы и чтобы наша система исполнения наказаний несовершеннолетних соответствовала международному уровню. Спасибо за внимание.

------------------------------------------------------------------

Название документа