Квартплата и оплата военнослужащими коммунальных услуг (в том числе в служебных жилых помещениях, общежитиях, коммунальных квартирах)

(Мачнев А. А.)

("Право в Вооруженных Силах", N 3, 2002)

Текст документа

КВАРТПЛАТА И ОПЛАТА ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

(В ТОМ ЧИСЛЕ В СЛУЖЕБНЫХ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ, ОБЩЕЖИТИЯХ,

КОММУНАЛЬНЫХ КВАРТИРАХ)

А. А. МАЧНЕВ

А. А. Мачнев, подполковник юстиции, старший юрисконсульт Управления делами Министерства обороны Российской Федерации.

Вопросы, касающиеся различных выплат в жилищной сфере, несомненно, важны для каждого человека независимо от его отношения к военной службе.

Однако прежде чем перейти к рассмотрению этих вопросов, необходимо рассмотреть понятия, используемые в жилищных правоотношениях.

Ранее (до принятия Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992 г. N 4218-1) порядок оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги регулировался ст. ст. 55 - 57 Жилищного кодекса РСФСР от 24 июня 1983 г. При этом действовали нормативные акты, принятые задолго до его введения в действие (1 января 1984 г.). Квартплата взималась на основании Постановления ВЦИК и СНК РСФСР "Об оплате жилых помещений в городах и рабочих поселках" от 14 мая 1928 г. и Постановления ЦИК и СНК СССР "О жилищной политике" от 4 января 1928 г. по ставке 13,2 коп. за 1 кв. м жилой площади, а в жилых домах с повышенным уровнем благоустройства - 16,5 коп. за 1 кв. м (на 25% выше). Этот размер квартплаты не изменялся более 60 лет и являлся, по существу, символическим (составлял примерно 2%, а с коммунальными услугами - 4% от дохода семьи).

В понятие "квартирная плата", введенное указанными нормативными актами, входили платежи населения за пользование жилым помещением, расходы по организации технического обслуживания домовладения (содержание мест общего пользования и придомовой территории, эксплуатация ограждающих конструкций и инженерных систем здания, затраты на содержание аппарата жилищно - эксплуатационных организаций, другие расходы), за исключением внутриквартирных расходов, которые осуществлялись проживающими.

В связи с введением института "найма" и "частной собственности" в отношении жилых помещений в многоквартирных домах Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992 г. N 4218-1 было введено новое понятие "оплата жилья" применительно ко всем видам жилищного фонда, которое по своему содержанию также предполагает возмещение затрат на организацию обслуживания домовладения.

Таким образом, говоря о "квартплате", необходимо учитывать, что вместо этого понятия в действующем законодательстве установлено понятие "оплата жилья".

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей, а также гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более, вне зависимости от основания увольнения, и совместно проживающим с ними членам их семей в п. 10 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ (далее именуется - Закон) установлена льгота по оплате жилья и коммунальных услуг.

В соответствии с данным пунктом указанные лица оплачивают в размере 50%:

общую площадь занимаемых ими жилых помещений (в коммунальных помещениях - жилую площадь). Кроме того, в размере 50% оплачиваются нанимателями жилых помещений содержание, ремонт и наем жилых помещений, а собственниками жилых помещений и членами жилищно - строительных (жилищных) кооперативов - содержание и ремонт объектов общего пользования в многоквартирных жилых домах;

коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия), независимо от вида жилищного фонда;

пользование радиотрансляционными точками, коллективными телевизионными антеннами. Пользование радиотрансляционными точками и коллективными телевизионными антеннами не относится к числу коммунальных услуг, а потому далее рассматриваться не будет.

В домах, не имеющих центрального отопления, указанным лицам предоставляется скидка в размере 50% по оплате топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и его доставки.

В настоящее время льготы по оплате жилья и коммунальных услуг предоставляются на основании Закона. Однако порядок действий "льготных" категорий граждан по реализации указанных льгот был установлен до принятия действующего Закона - в Постановлении Правительства Российской Федерации "О порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, предусмотренных Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в статьи 15 и 23 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" от 12 июля 1996 г. N 790.

В Положении, утвержденном вышеназванным Постановлением, определено, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают предоставление льгот по оплате общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - жилой площади), коммунальных услуг, по приобретению и доставке топлива военнослужащим и гражданам на основании удостоверяющих право этих граждан на льготы справок, ежегодно выдаваемых уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти и заверенных печатью и подписью начальников указанных уполномоченных органов.

В Инструкции о порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, предусмотренных Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в статьи 15 и 23 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" (приложение N 1 к Приказу Министра обороны РФ 1997 года N 215), определено, что выдача справок, удостоверяющих право на льготы, производится командирами воинских частей в установленном порядке по форме согласно приложениям N 1, 2 и 3 к указанному Положению. При этом справки для получения льготы по оплате общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - жилой площади), коммунальных услуг, приобретению и доставке топлива выдаются в одном экземпляре. Командиры воинских частей организуют отдельный учет выдаваемых справок. При увольнении с военной службы военнослужащих, утрачивающих право на указанные льготы, командиры воинских частей обязаны известить об этом организации, предоставляющие льготы.

КонсультантПлюс: примечание.

Федеральный закон от 24.11.1995 N 178-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статьи 15 и 23 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

Справки на льготную оплату в размере 50% общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - жилой площади), коммунальных услуг военнослужащими и гражданами ежегодно предоставляются в жилищно - эксплуатационные организации, жилищно - строительные (жилищные) кооперативы, товарищества собственников жилых помещений (кондоминиумы) и другие предприятия, учреждения и организации, предоставляющие указанные льготы, а также осуществляющие сборы платежей граждан за перечисленные услуги.

Льгота по оплате общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - жилой площади), занимаемой военнослужащими и гражданами по договору найма, за содержание и ремонт, а также за наем помещений в домах государственного жилищного фонда, находящегося в федеральной собственности, предоставляется им путем начисления жилищно - эксплуатационной организацией 50% платы за указанные услуги.

Льгота по оплате общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - жилой площади), занимаемой военнослужащими и гражданами по договору найма в домах государственного жилищного фонда, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и домах муниципального жилищного фонда, а также льгота по оплате услуг по техническому обслуживанию жилых домов военнослужащим и гражданам, являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирных жилых домах и владельцами жилых помещений в домах жилищно - строительных (жилищных) кооперативов, предоставляется путем начисления жилищно - эксплуатационной организацией (жилищным ремонтно - эксплуатационным предприятием, товариществом собственников жилых помещений (кондоминиумом), жилищно - строительным (жилищным) кооперативом и другими организациями, осуществляющими эксплуатацию жилищного фонда) 50% платы за указанные услуги.

Льготы по оплате услуг водоснабжения, водоотведения, вывоза бытовых и других отходов, газоснабжения, электроснабжения, теплоснабжения военнослужащим и гражданам, проживающим в домах государственного жилищного фонда, находящегося в федеральной собственности, а также военнослужащим и гражданам, проживающим в домах государственного жилищного фонда, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, домах муниципального жилищного фонда, домах жилищно - строительных (жилищных) кооперативов, а также в жилых домах, принадлежащих гражданам на праве собственности, предоставляются путем начисления 50% платы за указанные услуги организациями, оказывающими эти услуги.

Военнослужащие и граждане, проживающие в домах, не имеющих центрального отопления, оплачивают организациям, осуществляющим реализацию и доставку топлива, 50% стоимости топлива, приобретаемого для нужд отопления в пределах норм, установленных для населения, и его доставки.

Действующими нормативными актами граждане призваны оплачивать коммунальные услуги по месту пользования ими (независимо от места регистрации), а следовательно, могут пользоваться льготами по оплате коммунальных услуг по месту своего фактического проживания, с учетом всех проживающих. В таком случае в жилищную организацию по месту регистрации гражданам необходимо предъявить справку жилищной организации с места фактического проживания о том, что семья оплачивает коммунальные услуги по месту пользования ими. Жилищная организация обязана освободить граждан от оплаты коммунальных услуг (за исключением отопления) по месту регистрации.

В отношении оплаты жилья и коммунальных услуг военнослужащими, проживающими в служебных помещениях, следует отметить следующее. В соответствии со ст. 106 Жилищного кодекса РСФСР от 24 июня 1983 г. с гражданином, которому предоставляется служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение. Для военнослужащих разновидностью договора найма служебного жилого помещения является жилищный договор, условия и порядок заключения которого утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 1999 г. N 487.

В жилищном договоре предусмотрена обязанность военнослужащего и членов его семьи после предоставления им служебного жилого помещения своевременно вносить установленные законодательством Российской Федерации платежи.

Таким образом, действующее законодательство не предусматривает каких-либо особенностей в отношении оплаты жилья и коммунальных услуг военнослужащим, проживающим в служебном жилом помещении.

Иная ситуация складывается при проживании военнослужащего и членов его семьи в общежитии.

Гл. III Положения о домоуправлениях, общежитиях и гостиницах Министерства обороны (введено в действие Приказом заместителя Министра обороны СССР по строительству и расквартированию войск от 24 марта 1981 г. N 45) установлено, что различаются два типа общежитий Министерства обороны: а) коечного типа - для размещения одиноких военнослужащих, работников из числа гражданского персонала; б) комнатного типа - для размещения семейных военнослужащих - слушателей высших военно - учебных заведений, а также офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях солдат (матросов), сержантов (старшин), из числа личного состава соединений (воинских частей), строящихся и ремонтируемых военных кораблей из расчета 1 - 2 комнаты на семью.

С лиц, проживающих в общежитиях комнатного типа, а также занимающих отдельные комнаты в общежитиях коечного типа, взимается установленная законодательством квартирная плата. Плата за коммунальные услуги и центральное отопление с этих лиц взимается сверх квартирной платы на общих основаниях, а за амортизацию мебели, предоставленной во временное пользование, - из расчета 2% в год от первоначальной ее стоимости. Лица, проживающие с семьями в общежитиях комнатного типа, постельными принадлежностями и предметами хозяйственного обихода не обеспечиваются.

К бытовым услугам, которые оплачивают офицеры, проживающие в общежитиях коечного типа, относятся: пользование мебелью, постельными принадлежностями и инвентарем, стирка постельных принадлежностей, уборка жилых помещений и натирка паркетных полов, приготовление кипятка.

Временное отсутствие лица, проживающего в общежитии коечного типа, не освобождает его от взноса всех причитающихся платежей. Военнослужащие, рабочие и служащие, постоянно проживающие в общежитии, в случае убытия в отпуск, командировку или на излечение освобождаются от платы за воду, канализацию, газ, электроэнергию, стирку постельных принадлежностей, если их временное отсутствие продолжалось свыше 30 дней и об этом своевременно был уведомлен заведующий общежитием. От платы за отопление, радиотрансляцию, амортизацию мебели и постельных принадлежностей, содержание уборщиц для уборки жилых комнат, а также квартирной платы отсутствующие военнослужащие, работники из числа гражданского персонала не освобождаются, если их место в общежитии не было занято другими лицами (см. ст. 89 Положения о домоуправлениях, общежитиях и гостиницах Министерства обороны).

Лица, имеющие в личном пользовании электробытовые приборы (радиоприемники, радиолы, телевизоры, магнитофоны, холодильники, стиральные машины и т. п.), стоимость потребляемой этими приборами электроэнергии оплачивают сверх установленных ставок платы за проживание в общежитии.

Порядок оплаты электроэнергии гражданами, проживающими в общежитиях, при отсутствии у каждого из них индивидуальных электросчетчиков, никакими нормативными актами федерального уровня не определен. Сложившаяся практика показывает, что имеются разные подходы к решению этого вопроса. Например, размер оплаты за электроэнергию определяется разделением значения потребленной электроэнергии между всеми проживающими равномерно или в зависимости от количества проживающих в каждой комнате и оснащенности комнат электроприборами, исходя из нормативов ее потребления.

Рассмотрим следующую категорию жилья, которая в условиях жилищного кризиса нередко предоставляется военнослужащим и членам их семей.

Коммунальные квартиры - квартиры, занятые несколькими семьями по отдельным договорам найма жилого помещения. Жилым помещением в коммунальной квартире является комната (комнаты). В Жилищном кодексе РСФСР этого понятия нет (например, в ст. 29 относительно коммунальных квартир говорится о квартирах, занятых несколькими семьями). Впервые в нормативных актах понятие "коммунальные квартиры" появилось в Акте проверки жилищных условий заявителя (приложение N 2 к Примерным правилам учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР (утверждены Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335)), а в законах - в Законе Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992 г. N 4218-1 (ст. ст. 12, 16 и др.).

В квартире, где проживают несколько нанимателей, распределение общих расходов за освещение, печное отопление, газ (в квартирах, где расчеты за газ производятся по соглашению по счетчику), а также за ремонт мест общего пользования производится по соглашению между нанимателями жилых помещений. При отсутствии соглашения указанные расходы распределяются:

а) плата за электроэнергию в жилых комнатах при общем счетчике - пропорционально мощности световых точек и бытовых электроприборов каждого нанимателя;

б) плата за печное отопление - пропорционально площади отапливаемых помещений;

в) плата за газ (в квартирах, где расчеты за газ производятся по счетчику), освещение и ремонт мест общего пользования квартиры - по числу жильцов (включая детей, независимо от возраста, поднанимателей временных жильцов и других лиц, проживающих в квартире свыше месяца) (п. 14 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1985 г. N 415).

С 1 июля 2002 г. предполагается отмена рассмотренных льгот путем внесения изменений в Закон. Эти действия в отношении военнослужащих, членов их семей, других указанных в Законе категорий граждан проводятся в рамках реформы жилищно - коммунального хозяйства, Концепция которой одобрена Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. N 425. В ней определены основные направления преобразований в этой отрасли, в том числе временные рамки проведения реформы: 1997 - 2003 гг.

В связи с тем что военнослужащие лишаются льгот в жилищно - коммунальной сфере, целесообразно подробнее рассмотреть общий порядок оплаты жилья и коммунальных услуг.

Как отмечено в Концепции, способом преодоления кризиса в коммунальной инфраструктуре является изменение системы финансирования, т. е. переход от бюджетного дотирования к оплате в полном объеме жилищно - коммунальных услуг потребителями при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных семей и экономического стимулирования качества обслуживания. Другими словами, предусматривается резкое сокращение бюджетных расходов (расходов государства) и соответствующее увеличение этих расходов у населения. Согласно Концепции предусмотрен рост доли платежей населения в покрытии затрат на все виды жилищно - коммунальных услуг с 35 до 100%.

В Концепции указывается, что необходимо регулярно пересматривать ставки оплаты жилья и тарифы на коммунальные услуги, не допуская уменьшения доли платежей населения в общем объеме финансирования затрат на предоставление жилищно - коммунальных услуг. С учетом роста реальных доходов населения продолжить увеличение доли платежей населения в покрытии издержек на эксплуатацию и развитие объектов жилищно - коммунального хозяйства. Ставка оплаты жилья, предоставляемого по договору найма в государственном и муниципальном жилищных фондах, должна включать не только плату за содержание и ремонт жилья, в том числе капитальный, но и плату за его наем.

Следует отметить, что определенная в Концепции в 1997 году структура платежа за жилье уже закреплена в действующем Законе. Казалось бы, поводом для огорчения является только отмена в отношении военнослужащих льгот по оплате жилья. Однако реальные расходы возрастут не только из-за этого; планируется изменить сами критерии исчисления платежа за жилье.

В конечном итоге величина оплаты жилья будет отражать рыночную стоимость предоставляемых по договору найма жилищных услуг, а не покрытие неких определяемых жилищно - эксплуатационными организациями "полных затрат" на их предоставление. При таком подходе к реформированию жилищно - коммунального хозяйства "не за горами" время, когда размер платы за жилье по договору социального найма приблизится к размеру платы за поднаем жилья.

Идея реформы в общих чертах сводится к следующему: плата за жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов должна компенсировать затраты на текущую эксплуатацию и обеспечивать наймодателю установленный уровень рентабельности. Иными словами, в настоящее время жилищно - коммунальное хозяйство убыточно, а по завершении реформы оно должно приносить прибыль, формируемую за счет платежей граждан.

Плата за наем жилья, которая является доходом собственника муниципального жилья, в рыночных условиях определяется соотношением спроса и предложения на конкретное жилье.

Вопросы, касающиеся реформирования жилищно - коммунального хозяйства, нашли отражение в Программе Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997 - 2000 гг." (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1997 г. N 360).

Среди основных в указанной Программе определены следующие направления реформы жилищно - коммунального хозяйства:

совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, повышение уровня оплаты жилья за счет населения, дифференциация ставок оплаты жилья в зависимости от его качества и местоположения;

совершенствование системы социальной защиты при оплате жилья и коммунальных услуг: упорядочение существующей системы льгот (сейчас полностью или частично освобождено от платы за жилое помещение и коммунальные услуги более сорока категорий граждан), усиление адресной направленности средств, выделяемых на социальную защиту населения.

Еще в 1996 году в "Основных направлениях нового этапа реализации Государственной целевой программы "Жилище", утвержденных Указом Президента Российской Федерации 29 марта 1996 г. N 431, и в Постановлении Правительства Российской Федерации "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг" от 18 июня 1996 г. N 707 в рамках нового этапа реформы системы оплаты жилья и коммунальных услуг была предусмотрена новая на тот момент структура платежей населения. В соответствии с ней наниматель жилья должен производить три платежа:

КонсультантПлюс: примечание.

Постановление Правительства РФ от 18.06.1996 N 707 РФ "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг" утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 02.08.1999 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения".

первый платеж - за содержание и ремонт (включая капитальный) мест общего пользования в жилых зданиях;

второй платеж - за коммунальные услуги;

третий платеж - плата за найм жилья.

Таким образом, в структуре оплаты жилья населением были отражены две новые составляющие:

1) плата за найм, производимая нанимателем в качестве отдельного платежа;

2) компенсация затрат на проведение капитального ремонта, включаемая в платеж нанимателя за содержание и ремонт жилья.

Введение платы за найм характеризует новый этап в реформировании политики оплаты жилья, когда размер оплаты определяется не величиной затрат на содержание жилищного фонда, а его потребительскими качествами и отражает рыночные тенденции в стоимости жилищных услуг.

Различия в потребительских качествах жилья в первую очередь должны учитываться путем дифференциации размера платы за найм в зависимости от качества и местоположения жилья.

В Методических указаниях по расчету ставок платы за найм и отчислений на капитальный ремонт жилых помещений, включаемых в ставку платы за содержание и ремонт жилья (техническое обслуживание), муниципального и государственного жилищного фонда (утверждены Приказом министра строительства Российской Федерации от 2 декабря 1996 г. N 17-152), рекомендовано учитывать:

1) потребительские свойства районов;

2) потребительские свойства домов.

Данные признаки, в свою очередь, характеризуются набором параметров, имеющих определенное значение. Например, потребительские свойства района можно дифференцировать по следующим параметрам и их значениям:

А. Потребительские свойства района:

1) экологическая ситуация (зеленая зона или зона с благоприятной экологической ситуацией, либо зона, приближенная к транспортным потокам, или промышленная зона);

2) близость к центру (центр и срединная зона либо отдаленные районы);

3) транспортная доступность (хорошая либо плохая);

Б. Потребительские свойства дома:

1) материал стен (кирпичный или блочный, крупнопанельный, или смешанный, или деревянный);

2) степень износа (относительно новый (до 30%), или средняя степень износа (30 - 60%), или аварийный, ветхий дом (более 60%));

3) планировка дома (улучшенная, или стандартная, или нестандартная (неудобная)).

Кроме платы за найм и коммунальные услуги граждане, проживающие в домах, относящихся к жилищному фонду, независимо от формы собственности, оплачивают:

содержание и текущий ремонт жилищного фонда;

капитальный ремонт жилищного фонда.

На основании Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной Приказом Минземстроя России от 4 августа 1998 г. N 37, общая площадь квартиры определяется как сумма площадей ее помещений, встроенных шкафов, а также площадей лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых, подсчитываемых со следующими понижающими коэффициентами:

для лоджий - 0,5;

для балконов, террас - 0,3;

для веранд и холодных кладовых - 1,0.

Приведенное определение может быть применено к определению общей площади жилья индивидуального дома.

Использование показателя "общей площади жилья" для расчета платы за содержание и ремонт жилья (включая капитальный ремонт) базируется на том, что указанный платеж устанавливается в размере, обеспечивающем возмещение издержек на содержание, капитальный и текущий ремонты мест общего пользования в жилых домах, к которым в том числе относятся: межэтажные лестничные клетки, лестницы, крыши, чердачные помещения, технические подполья, коридоры, несущие конструкции и наружные части фасадов зданий, балконов, козырьков, лоджий, эркеров и др.

Далее рассмотрим коммунальные услуги. Среди них: водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, вывоз бытовых отходов, обслуживание лифтового хозяйства и др. Состав услуг, предоставляемых проживающим, определяется степенью благоустройства жилого дома или квартиры (наличием лифта, мусоропровода и т. д.).

Для определения платы за отопление в расчете на 1 кв. м жилья площадь квартиры, индивидуального дома определяется как суммарная площадь жилых комнат и подсобных помещений без учета лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых, тамбуров.

Коммунальные услуги оплачиваются гражданами, владеющими жилыми помещениями на праве найма и на праве собственности.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 г. N 1099 (в редакции от 13 октября 1997 г.), потребительские свойства и режим предоставления услуг должны соответствовать установленным нормативам.

Нормативы потребления жилищно - коммунальных услуг устанавливаются как для услуг индивидуального (семейного), так и для общественного потребления. К услугам индивидуального (семейного) потребления относятся услуги, оказываемые каждому потребителю непосредственно в жилом помещении (квартире, индивидуальном доме): водоснабжение, водоотведение, тепло-, электро-, газоснабжение. К услугам общественного потребления относятся услуги, оказываемые в многоквартирном доме (обслуживание и ремонт мест общего пользования, лифтового хозяйства, внеквартирного инженерного оборудования), а также на придомовой территории (уборка придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов) и на территории населенного пункта в целом (уборка улиц, строительство, ремонт и уборка дорог, мостов, тротуаров, озеленение, уличное освещение и др.).

Граждане обязаны пользоваться услугами, не нарушая установленного порядка, не допуская переоборудования внутренних инженерных сетей без соответствующего разрешения. Правилами предоставления коммунальных услуг запрещается устанавливать, подключать без письменного разрешения и использовать электробытовые приборы и машины мощностью, превышающей технические возможности внутридомовой электрической сети, дополнительные секции приборов отопления, регулирующую и запорную арматуру, а также подключать и использовать бытовые приборы и оборудование, не имеющие технических паспортов, не отвечающие требованиям безопасности эксплуатации и санитарно - гигиеническим нормативам. Запрещается также нарушать имеющиеся схемы учета услуг, использовать теплоноситель в системах отопления не по прямому назначению (производить слив воды из системы и приборов отопления).

Расчетный период для оплаты услуг устанавливается в один календарный месяц, срок внесения платежей - до 10-го числа следующего за истекшим месяца. Плата за услуги вносится равномерно в течение года.

Жилищная организация вправе прекращать предоставление услуг в случае просрочки оплаты более трех месяцев или нарушения правил пользования услугами до ликвидации задолженности или устранения выявленных нарушений.

Упомянутой Концепцией жилищно - коммунальной реформы предусмотрено создание "эффективной системы мер воздействия на должников", которые в срок не вносят плату за жилье и коммунальные услуги (разд. IV).

В этой связи следует отметить, что в ст. 15 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992 г. N 4218-1 установлено: если оплата жилья и коммунальных услуг не производится в течение шести месяцев, граждане подлежат выселению в судебном порядке с предоставлением жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, по нормам общежития (аналогичное положение содержит и ст. 687 Гражданского кодекса Российской Федерации). Такие меры могут быть применены к должнику - нанимателю жилого помещения. Взамен занимаемой благоустроенной квартиры ему будет предоставлено жилье, в том числе в коммунальной квартире и с меньшими коммунальными удобствами, по 6 кв. м жилой площади на человека. Если квартира приватизирована и у собственника квартиры нет другого имущества для погашения долга, то в счет погашения долга пойдет квартира.

Основанием для взыскания задолженности за жилищно - коммунальные услуги являются положения ст. ст. 55, 56, 57 Жилищного кодекса РСФСР; ст. ст. 210, 211 Гражданского кодекса Российской Федерации; ст. ст. 4, 15 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992 г. N 4218-1 (в редакции от 8 июля 1999 г.).

Во исполнение федеральных нормативных актов субъектами Российской Федерации принимаются локальные нормативные акты, регулирующие порядок взыскания задолженности за жилищно - коммунальные услуги. Так, например, в Москве распоряжением премьера Правительства Москвы "Об организационных мероприятиях по начислению и взысканию платежей за жилищно - коммунальные услуги" от 17 ноября 1995 г. N 1152-РП жилищным организациям установлена обязанность обеспечивать полноту сбора платы за жилищно - коммунальные услуги в принудительном порядке.

Однако и потребителю услуг предоставлены широкие права в отношениях с организациями, предоставляющими услуги.

В случае обнаружения недостатков в качестве предоставляемых услуг потребитель вправе потребовать от жилищной организации уменьшения оплаты услуг. Расчет размера снижения населению платы за жилищные и коммунальные услуги производится при нарушении нормативных сроков и качества их обеспечения.

Рассмотренное выше разграничение в структуре платежей за жилье необходимо по той причине, что могут возникать вопросы об оплате, а вернее о составе платы за жилище и ее размере в том случае, когда наниматель, допустим, фактически не проживает в занимаемом помещении. При документальном подтверждении факта и времени отсутствия граждан по месту постоянного проживания (регистрации) они освобождаются за соответствующий период (но не более трех лет) от обязанности оплатить услуги за вывоз мусора, канализацию, газо - и водоснабжение (см. п. 1.3 распоряжения премьера Правительства Москвы "О расчетах за жилищно - коммунальные услуги при временном отсутствии граждан по месту жительства" от 25 декабря 1995 г. N 1260-РП). От оплаты за телефон и отопление отсутствующие лица не освобождаются (см. ч. 2 пп. "д" п. 9 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1985 г. N 415).

В то же время интересы наймодателя не должны страдать от того, живет наниматель в данном помещении или нет. В этом случае невнесение платы за жилое помещение (платы за наем), которая предусмотрена договором найма жилого помещения, должно рассматриваться как нарушение договорного обязательства, что может повлечь расторжение данного договора.

Отсутствие же оплаты коммунальных услуг не влечет столь тяжелых последствий, как невнесение платы за жилье. Просрочка в оплате жилья и коммунальных услуг влекла до недавнего времени применение такой меры гражданско - правовой ответственности, как начисление пени (1%) за каждый день просрочки (см. Постановление Совета Министров - Правительства РФ "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсации (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг" от 22 сентября 1993 г. N 935).

В связи с тем что Постановление Правительства, установившее указанную пеню, отменено, начисление и соответственно взыскание неустойки за просрочку в оплате жилья представляется неправомерным (см. Постановление Правительства РФ "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг" от 18 июня 1996 г. N 707).

КонсультантПлюс: примечание.

Постановление Правительства РФ от 18.06.1996 N 707 РФ "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг" утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 02.08.1999 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения".

Граждане не вправе самостоятельно вносить изменения (уменьшать размеры платежа) в расчетную книжку, поскольку учет начислений ведется по лицевым счетам нанимателей и карточкам учета собственников жилья и внесение изменений только в расчетную книжку вызовет образование задолженности, которая может быть взыскана в принудительном порядке.

При отключении систем водо-, тепло - и газоснабжения, лифтов, вызванном экстремальной ситуацией, угрожающей жизни людей, перерасчет платы населению не производится.

Перерасчет не производится также за время перерывов для проведения ремонтных и профилактических работ, на межотопительный период для систем отопления.

Таким образом, при своевременном и качественном обеспечении услугами у жилищной организации возникает право требования, а у гражданина - обязанность оплаты жилищно - коммунальных услуг согласно расчету, произведенному бухгалтерией жилищной организации.

В заключение хочется обратить внимание на следующее. В Постановлении Правительства Российской Федерации "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" от 2 августа 1999 г. N 887 определено, что органами местного самоуправления утверждаются среди прочего нормативы потребления жилищно - коммунальных услуг, а также ставки и тарифы на жилищно - коммунальные услуги (кроме тарифов на электроэнергию и газ).

Как отмечалось выше, "нормативы потребления жилищно - коммунальных услуг" определяют потребительские свойства и режим предоставления этих услуг или, иными словами, их (услуг) качество и порядок использования конкретным нанимателем.

"Ставки и тарифы" определяют размер оплаты этих услуг конкретным нанимателем.

Таким образом, решение о том, кому, за что и сколько платить гражданину, уже принимается не на федеральном уровне, а в местной администрации города или района.

Название документа