Правовые основы международных и российских нормативных актов в области сотрудничества с религиозными объединениями в деле предупреждения преступности несовершеннолетних
(Гильманов М. М.)
("Международное публичное и частное право", 2007, N 4)
Текст документа
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ И РОССИЙСКИХ НОРМАТИВНЫХ
АКТОВ В ОБЛАСТИ СОТРУДНИЧЕСТВА С РЕЛИГИОЗНЫМИ
ОБЪЕДИНЕНИЯМИ В ДЕЛЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
М. М. ГИЛЬМАНОВ
Гильманов М. М., доцент ИНЭКА, г. Набережные Челны, кандидат педагогических наук.
Социально-политические перемены в российском обществе обострили криминогенную обстановку. Наблюдается значительный рост преступности несовершеннолетних и увеличение числа беспризорных детей. Резко изменились ценностные ориентации молодежи от этических, гуманных идеалов в сторону материальных благ. В обществе и в сфере образования необходимы установки, которые будут иметь реальное воздействие на человека, обязанного вести законопослушный образ жизнедеятельности. Одной из таких установок можно считать традиционную религию.
Христианские конфессии, издавна принимавшие участие в попечении пенитенциарных учреждений, исторически являлись важным звеном социально-педагогической деятельности в исправительных учреждениях; их деятельность была направлена на покаяние, воспитание и исправление осужденных. Именно в условиях лишения и ограничения свободы человек обращается к религии, а у православной и мусульманской конфессий появляется возможность благотворно влиять на осужденных. Эффективными являются усилия религиозных организаций по проведению профилактической работы с подростками до того, как отклоняющееся поведение для них станет нормой. В связи с этим выявление и обоснование возможности теоретического и практического взаимодействия религиозных объединений и структур МВД, министерства юстиции, министерства образования и науки необходимо.
И ученые, и практики в один голос высказывают мнение о необходимости создания сети центров социальной помощи детям, приютов, социально-реабилитационных центров, медико-педагогических школ, центров психолого-педагогической помощи и др. Ратовать за их создание можно долго и громко, но возникает злободневный вопрос: откуда взять средства? "На сегодняшний день не открыто ни одного лечебно-воспитательного учреждения, предусмотренного в законе. На будущий год планируется открыть два таких учреждения. Но денег в бюджете нет, судьба их проблематична" [13]. Данное положение охарактеризовано на 1999 г., вряд ли оно сейчас кардинальным образом изменилось. Однако средств для создания социально-реабилитационных центров для проведения социальных и культурных мероприятий в России не хватало и до революции 1917 г. [3, с. 16], и вообще во все времена [17, с. 142].
Следовательно, раз нет финансовых возможностей на строительство вышеприведенных центров, значит, необходимо изыскивать внутренние резервы.
До революции 1917 г. использовались приюты в монастырях для профилактической работы, если соответствующих государственных учреждений не хватало [8, с. 6 - 8; 2, с. 386]. В некоторых европейских странах, в частности во Франции, независимо от того, что государство и образование светское, до сих пор используют монастыри в предупреждении девиантного поведения [1]. А на современном этапе и бывший министр образования России В. М. Филиппов сообщает: "...вместе (с Церковью. - М. Г.) мы могли бы существенно сократить, а в конечном счете и искоренить беспризорность и безнадзорность" [19, с. 68].
В справке Госсовета РФ "Образовательная политика России на современном этапе", обсужденной как дополнительный документ в "Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года", в системе мер по поддержке и модернизации образования отмечены первоочередные меры. Одной из таких мер приводится "профилактика и борьба с беспризорностью, асоциальным поведением детей и социальным сиротством", подразумевается под этим "обеспечение эффективной социализации детей группы риска, снижение детской и подростковой преступности" [9, с. 33 - 42].
Для эффективного осуществления приведенных мер бывший министр образования В. М. Филиппов предлагал в дополнение к имеющимся средствам и методам использовать сотрудничество с Церковью, а именно: "Мы знаем и высоко ценим неустанную благотворительную деятельность Православной церкви среди обездоленных детей и юношества. Но позволю себе предположить, что вместе мы могли бы существенно сократить, а в конечном счете искоренить беспризорность и безнадзорность" [20, с. 7].
На наш взгляд, действительно, Церковь может оказать помощь в профилактике беспризорности, безнадзорности и предупреждении девиантного поведения несовершеннолетних. Этому свидетельствует функционирование при монастырях некоторых, если так можно выразиться, "реабилитационных центров" [15].
Вследствие того что происходит рост числа беспризорных, безнадзорных и количества несовершеннолетних правонарушителей, Министерство образования РФ, Минтруд России, МВД РФ, Минздрав России совместно постановили "разработать и внедрить программы взаимодействия государственных органов исполнительной власти с общественными объединениями и религиозными организациями при решении вопросов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" [11, с. 23]. Кроме того, заранее запланировали и включили в Федеральную целевую программу "Дети России" на 2003 - 2006 гг. подпрограмму "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
28 февраля 2002 г. в связи с этим был утвержден "План дополнительных неотложных мер Минобразования РФ по решению проблем детской беспризорности и безнадзорности", где в разделе втором в п. 20 отмечена необходимость "принять участие в разработке программ взаимодействия органов исполнительной власти с религиозными организациями и общественными объединениями по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений" [10, с. 34]. Осуществление взаимодействия органов исполнительной власти с религиозными организациями поручено Управлению воспитания и дополнительного образования детей и молодежи, Департаменту по молодежной политике и Управлению социально-педагогической поддержки и реабилитации детей. На наш взгляд, тесное сотрудничество данных институтов с религиозными организациями не приведет к ухудшению положения, а хоть как-то, пусть даже незначительно, но поможет решению данной проблемы.
Учитывая вышеприведенное, а также переживаемый Россией период, необходимо отметить, что в России после советского периода начинается возрождение религий. Церкви, мечети, синагоги и другие конфессиональные объединения превращаются во внутреннюю духовную силу общин.
Например, международный документ "Миланский план действий" в целях согласования задач в области предупреждения преступности предусматривает максимальное использование всех соответствующих институтов и ресурсов общества, обеспечивая тем самым надлежащее участие общины [6, с. 40]. К числу общин те же международные документы относят и религиозные общины как общественный институт. Деятельности общин большое значение придают и другие международные документы, в частности "Эр-Риядские принципы", утвержденные в 1990 г. под названием "Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних": в планы предупреждения преступного, в том числе девиантного, поведения включить следующее: "f) участие общины в рамках широкого круга услуг и программ" [14, с. 294 - 300].
Долгие годы в России, как и в ряде других стран, работал механизм "семья - подросток - юстиция" [18, с. 77], т. е. в случае совершения подростком преступления после предварительного расследования, если дело не прекращалось передачей материалов в Комиссию по делам несовершеннолетних и их защите, он прямиком направлялся в суд. Следовательно, общество должно обеспечить какой-то "буфер" до попадания подростка в суд.
В этой связи считаем необходимым видоизменить схему реакции общества на неправомерные действия несовершеннолетних "семья - школа - община - юстиция", добавив согласно требованиям международных документов еще один общественный институт - общину (под которой подразумеваются религиозные и национальные общины).
Общественные отношения в связи с переходом к рыночным правоотношениям видоизменят бывший как бы "бермудский треугольник" на равносторонний прямоугольник, который окажется существенной поддержкой для несовершеннолетних с девиантным поведением. Примерно по такой схеме действует система предупреждения преступности несовершеннолетних в большинстве цивилизованных стран [1]. В данном подходе должен преобладать охранительный режим, применяемый к несовершеннолетним.
Для поиска внутренних резервов обратимся к международным документам ООН. Так, "Пекинские правила" предлагают следующий выход: "...опора на общину как на инструмент эффективного осуществления альтернативных решений, перевоспитание с привлечением общины представляет собой традиционную меру... В связи с этим соответствующим властям следует поощрять предоставление общинами своих услуг" [7, с. 23]. В том же документе ставится задача мобилизации добровольных и других общинных служб. "Правило 25.1. Следует привлекать добровольцев, добровольные организации, местные учреждения и другие общинные службы, с тем чтобы они внесли свой действительный вклад в перевоспитание несовершеннолетних" [7, с. 24]. Одной из главных идей "Пекинских правил" является создание в целях раннего предупреждения преступности несовершеннолетних на национальных территориях достаточных условий жизни и воспитания молодежи с помощью организаций и объединений общин.
Это можно проследить на примере городов Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Набережных Челнов и некоторых других, где существуют десятки национальных общин, которые делают все возможное для того, чтобы сохранять и передавать подрастающему поколению национальную культуру, традиции, устои религии. Национальные общины проводят собрания, организуют деятельность воскресных школ, где обучают не только основам религии, но и родному языку, национальным традициям и обычаям.
Ученый в области педагогики И. П. Подласый предлагает нетрадиционное взаимосотрудничество трех общественных институтов: семьи, школы и Церкви [12, с. 256]. Некоторые представители православия представляют себе создание теологического треугольника: "религиозная община - Церковь - религиозное государство". Такой подход на современном уровне развития Российского государства является неприемлемым, противозаконным и даже опасным. На наш взгляд, необходимо тесное взаимодействие всех вышеперечисленных общественных институтов, т. е. семьи, школы, государственных общественных учреждений - общины, Церкви, правоохранительных органов.
Данный механизм воспитательных воздействий указанных общественных институтов может работать в последовательном или системном, комплексном, варианте. Последовательный подход начинается с воспитательного воздействия семьи, если она не смогла выполнить эффективно свои функции, то перекладывает свои обязанности дальше по цепочке, т. е. школе. Школа или государственные социальные учреждения старались воспитывать, приложили все возможные усилия, но безрезультатно, тогда родители приводят в национальную общину, а потом и в Церковь. Возможно, какой-то из общественных институтов сможет справиться и воспитать законопослушного гражданина, но если это им не удалось, то только в последнюю очередь правоохранительным органам в лице милиции, юстиции, суда придется заниматься с таким несовершеннолетним.
Под общиной подразумевается группа людей, объединенная на основе национальных, религиозных традиций и обычаев. Под церковью понимаются религиозные организации монотеистических религий. Последний элемент данного механизма - правоохранительные органы, предполагается, что несовершеннолетний попадает в милицию, затем в худшем случае его отправляют в суд и после приговора суда - в воспитательную колонию. Это будет последняя инстанция, но не самая решающая, так как она не сможет приложить усилий больше, чем другие общественные институты.
На наш взгляд, наиболее эффективным может стать системный, синергетийный или комплексный механизм воспитательных воздействий общественных институтов на предупреждение девиантного поведения среди несовершеннолетних. Когда общественные институты не по очереди из-за безуспешности своего влияния воздействуют на подростка, а все в совместном взаимодействии и сотрудничестве осуществляют работу по предупреждению асоциального поведения подростков.
Необходимо отметить важную роль в духовно-нравственном воспитании и предупреждении девиантного поведения подростков средств массовой информации. На данный момент задача деятельности СМИ заключается в недопущении показа по телевидению фильмов, основными сюжетами которых являются убийства, грабежи, воровство, изнасилования, мошенничество и другие преступления. Второй задачей является показ передач, встреч, дискуссий, материалов, фильмов, которые были бы направлены на духовно-нравственное воспитание, духовное развитие и совершенствование личности несовершеннолетних и других категорий граждан. Например, в отдельных европейских государствах Церковь играет ведущую роль в контроле над тиражированием и выпуском в свет печатных изданий и показе фильмов по телевидению, что не позволяет выводить на экраны сцены жестокости, насилия и порнографии. Например, ученый из Ирана С. Лари, посещавший европейские страны, был приятно удивлен, что "фильмы не могут быть показаны без разрешения комиссии, состоящей из церковных деятелей, врачей, социологов, экономистов и психологов; принимается в расчет ситуация с точки зрения религии, психологии, социологии и экономики" [5, с. 28].
Из вышеизложенного понятно, что только совместными усилиями специалистов из разных областей знаний можно защитить подрастающее поколение от духовной деградации, а также предупредить девиантное поведение несовершеннолетних.
Большое государственное и общественное значение имеет работа православных священников, миссионеров и катехизаторов в местах заключения.
"Наши современные тюрьмы и ИТК - это огромные приходы, нуждающиеся в Слове Божьем и духовном окормлении, может быть, больше, чем обычные приходы" [4, с. 56]. В стране стремительно растет преступность, средний возраст заключенных снижается. Возможно, вопрос можно поставить так: либо религия придет к заключенным, и места заключения будут местами исправления и возвращения преступников к законопослушной жизни, либо за их воспитание возьмутся рецидивисты, что давным-давно происходит и проводится ими быстрыми темпами.
Тюрьмы, исправительно-трудовые колонии, следственные изоляторы посещают священники во многих епархиях. В местах заключения уже имеются или создаются молитвенные комнаты и церкви, для которых либо восстанавливаются дореволюционные здания тюремных церквей, либо создаются "домовые церкви", под которые используются камеры или служебные помещения.
Опыт работы в местах заключения РПЦ показывает, что перевоспитание преступников возможно. Вышедшие из тюрем и колоний становятся порой членами православных приходов. В Отделе религиозного образования составлен краткий молитвенник для заключенных. В настоящее время в местах лишения свободы силами осужденных построено 68 храмов и часовен, 455 молельных комнат, строится еще 37 храмов, но, к сожалению, только 30 священников закреплено за конкретными колониями и тюрьмами и работают там постоянно [17, с. 203].
Проповедь должна оцениваться по степени ее благотворного влияния на сознание, чувства и волю слушателей. Не красота речи с обилием искусных фразеологических оборотов и замысловатых фраз действует на аудиторию, а сила духа самого проповедника, проникнутого тем, о чем и для чего он проповедует. В проповедях следует уделять внимание не только вероучительным истинам, но и борьбе с пьянством, курением, наркоманией и другими пороками, которыми страдает наше общество.
Вместе с тем представляется, что при всей активизации и больших амбициях вряд ли оправданны претензии РПЦ на приоритетные роли в духовно-нравственной жизни современного общества. В деятельности РПЦ существует множество противоречий и проблем, да и сама РПЦ как социальный институт не имеет сегодня реальных возможностей для выполнения взятых на себя социальных обязательств. Не обоснованны и требования РПЦ на особое привилегированное положение. Следует учитывать многоконфессиональность российского общества, необходимость равного положения традиционных религий. По нашему мнению, РПЦ все же имеет полное право заниматься духовно-нравственным развитием личности.
Влияние религиозных организаций на духовно-нравственный мир современного человека происходит прежде всего по двум основным каналам - образовательному и социально-психологическому. Под первым подразумевается преподавание основ религиозной этики (православной и мусульманской) и других ценностей иудаизма, христианства и ислама в различных учебных заведениях. Второй - воздействие на сознание людей через религиозные традиции, обряды и ритуалы.
Бесспорно важна деятельность РПЦ и ДУМ в местах заключения. Православная церковь и ДУМ оказывают благотворное влияние на нравственно-психологическую атмосферу в среде заключенных, а также на обслуживающий персонал тюрьмы.
Государственная политика в данной области была выражена в Послании Президента РФ В. В. Путина к Федеральному Собранию 8 июля 2001 г., в котором Президент РФ заявил, что семья, школа, включая и Церковь, обязаны объединить свои усилия в духовно-нравственном воспитании детей, в организации предупреждения пороков, вредных привычек и девиантного поведения детей и молодежи.
Учитывая вышеизложенное, можно сделать следующий вывод: на современном этапе развития нашего общества религиозные объединения, общины, приходы, православные братства и сестричества вносят значительный вклад в формирование нравственной личности и профилактику девиантного и преступного поведения подростков.
Литература
1. Волков Д. В. Анализ концепций девиантного поведения несовершеннолетних. По материалам США и Великобритании. Дис. ... канд. пед. наук, 2001.
2. Гернет М. Н. Дети-преступники. М., 1912.
3. Дриль Д. А. О мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних. СПб., 1908.
4. Каледа Г. Остановитесь на путях ваших. М., 1997.
5. Лари С. Западная цивилизация глазами мусульманина. Баку, 1994.
6. Миланский план действий // Советская юстиция. 1992. N 13 - 14.
7. Минимальные стандартные правила отправления правосудия в отношении несовершеннолетних ("Пекинские правила") // Советская юстиция. 1991. N 12.
8. Закон от 2 июля 1897 г. "Об ответственности малолетних и несовершеннолетних".
9. Образовательная политика России на современном этапе. Справка Госсовета России // Официальные документы в образовании. 2002. N 2.
10. План дополнительных неотложных мер Министерства образования РФ по решению проблем детской беспризорности и безнадзорности // Официальные документы в образовании. 2002. N 12.
11. План первоочередных мероприятий по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 год // Официальные документы в образовании. 2002. N 12.
12. Подласый И. П. Педагогика. М: Гуманит. изд. центр "ВЛАДОС", 1999. Кн. 2: Общие основы. Процесс воспитания.
13. Республика ШКИД для "новых трудных" // Российская газета. 1999. 29 янв.
14. Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних" // Мельникова Э. Б. Как уберечь подростка от конфликта с законом: Советы юриста. М.: Изд-во "БЕК", 1998. С. 294 - 300.
15. Сергеев А. О. Социально-педагогическая деятельность современных христианских приходов. На материале России и Германии: Дис. ... канд. пед. наук, 1998. Приложения.
16. Смолич И. К. История русской церкви 1700 - 1917 // История образования и Русская Православная Церковь: Хрестоматия: в 2 частях / Авт.-сост. М. Н. Костикова. Белгород: Изд-во БелГУ, 2000.
17. Стурова М. П. Проблемы православного просвещения в местах лишения свободы. Сб. 4 рожд. чтений.
18. Уголовная юстиция: проблемы международного сотрудничества. Межд. научно-исслед. проект. М.: Изд-во "БЕК", 1994.
19. Филиппов В. М. Гуманистическая роль образования: православие и воспитание // Педагогика. 1999. N 3.
20. Филиппов В. М. Гуманистическая роль образования: православие и воспитание // Воспитание школьников. 1999. N 3.
21. Шупилов В. П. Воспитательные и исправительные учреждения для несовершеннолетних во Франции // Личность правонарушителя и проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних: Сб. науч. трудов / Ред. кол. Н. И. Гуковская, А. И. Долгова и др. М., 1977.
------------------------------------------------------------------
Название документа