Развитие частного права в Армении в XV - XVIII веках
(Айкянц А. М.) ("Журнал российского права", 2007, N 3) Текст документаРАЗВИТИЕ ЧАСТНОГО ПРАВА В АРМЕНИИ В XV - XVIII ВЕКАХ
А. М. АЙКЯНЦ
Айкянц Армен Меружанович - докторант Российской академии государственной службы при Президенте РФ.
Вторая половина XV в. во всеобщей истории обычно рассматривается как некий рубеж, когда кончается средневековье и начинается Новое время. Мы видим совершенно иную картину - новые идеи и порядки, расслоение общественных сил, различие экономических форм, различие мировоззрений. Период, охватываемый XV - XVIII веками, характерен для Армении масштабной миграцией населения, оказавшей в дальнейшем огромное влияние на развитие "армянских реальностей", влияние, которое дает о себе знать и сегодня и будет проявлять себя еще долго. Как справедливо пишет историограф Лео, "для армян история Нового времени является преимущественно историей колоний" <1>. В результате миграции армян, в России, Индии, Польше, Голландии и др. образовались армянские колонии. Поселенцы усваивали элементы материальной и духовной культуры этих стран, что в конечном итоге отражалось в целом на развитии самой Армении, в том числе и на развитии армянского частного права. -------------------------------- <1> Лео. История Армении. Т. 3. Ереван, 1946. С. 8 (на арм. яз.).
Влияние армянских колоний на развитие армянского права значительно. Процессы создания в них источников (памятников) права поощрялись местными властями, поскольку армянские колонии в основном были вовлечены в торгово-экономическую и интеллектуальную сферы деятельности, обладали солидными экономико-финансовыми возможностями и связями, почему и пользовались покровительством и поддержкой властей соответствующих стран <2>. Основной особенностью источников армянского частного права данного периода являлось то, что они создавались в иностранных государствах, в активном взаимодействии с иностранными законодательствами. Эти источники составлялись в зонах оживленного торгового, к тому же международного торгового оборота. В XVIII в. просветительские движения получили распространение по всему миру, в том числе и в армянских колониях, где сформировалась армянская просветительская идеология с антифеодальным, буржуазным содержанием <3>. Исторически она зародилась и сформировалась в индийских армянских колониях, в которых выступил ряд прогрессивно настроенных общественно-политических деятелей и идеологов <4>. Таким путем просветительские идеи проникли и в армянские источники права, развивая в них частноправовые механизмы регулирования общественных отношений. -------------------------------- <2> Подробнее см.: Байбурдян В. Всемирная торговля и иранские армяне в 17 веке. Тегеран, 1996. С. 42 - 47 (на арм. яз.). См. также: Протоколы армянского суда города Каменец-Подольска (подг. В. Г. Григоряном). Ереван, 1963. С. 38 (на арм. яз.). <3> См.: История армянского народа с древнейших времен до наших дней / Под ред. М. Г. Нерсисяна. Ереван, 1980. С. 233. <4> См.: Алпоячян А. История армянских колоний. Каир. 1941. С. 97 - 100 (на арм. яз.).
Наиболее полными, систематизированными и ценными памятниками армянского права рассматриваемого периода являются Астраханский армянский судебник (1765 г.) и "Западня честолюбия" (1783 г.). Астраханский армянский судебник 1765 г. Армяне поселились в Астрахани и ее окрестностях еще в IX - XII вв. Однако основная армянская колония сформировалась в XVII - XVIII вв. Вместе с численным ростом колонии возрастали ее роль и значение в экономической, общественной и культурной жизни города. Астраханские армяне постоянно обращаются в губернское правление с просьбой ходатайствовать перед властями о предоставлении им правовых и религиозных привилегий, права вести судопроизводство, согласно их старинным обычаям и законам. Русское правительство удовлетворяет это прошение армянской колонии о предоставлении ей не только экономических, но и религиозных, и правовых привилегий. Указом Сената от 17 сентября 1746 г. армяне получают право вести судопроизводство по своим законам и старинным обычаям. Естественно, возникает необходимость в Армянском судебнике. Составители Судебника, хотя и упоминают во введении к нему в качестве используемого источника Свод законов Юстиниана, пользуются и рядом других правовых источников: веками применявшимися в Армении ассиро-римскими законами, византийскими законами, нормами армянского обычного права, Судебником Мхитара Гоша, российскими законами (в частности, Соборным уложением царя Алексея Михайловича 1649 г.). В источниковедческом смысле Судебник решал сразу два вопроса. Во-первых, он должен был быть чисто армянским, национальным, дабы армянская колония реально ощущала себя носителем армянской культуры; во-вторых, он должен был быть созвучен правовой системе Российской империи. Астраханский армянский судебник (далее - Судебник) представлял собой пространный правовой источник: более 870 статей, сгруппированных в 49 глав. Статьи относились к трем группам вопросов: состав суда и судопроизводство, уголовное право, гражданское право <5>. Отношений гражданско-правового характера касалось более 600 статей, которые регулировали брачно-семейные, наследственные и обязательственные отношения. В Судебнике очевидно внимание законодателей прежде всего к гражданско-правовым отношениям. Это свидетельствует об активном торгово-экономическом обороте, в который была вовлечена, в частности, астраханская армянская колония. -------------------------------- <5> См.: Астраханский армянский судебник / Подг. Ф. Г. Погосян. Ереван, 1967.
Предметом преимущественного внимания в Судебнике являются обязательственное право и торговля, которым посвящены гл. 1 - 15 части первой Судебника. В них говорится о купечестве, видах торговли, торговых товариществах, вкладах, посредниках, должниках, расписках, векселях и их разновидностях, о правах и обязанностях торгующих. Поскольку Судебник должен был удовлетворять потребности преимущественно сословия торговцев, из обязательственных отношений наиболее подробно регулировались торговые отношения, из них же особенно - денежно-кредитные отношения. Согласно Судебнику, торговля - древнейшее занятие, существовавшее и существующее у всех народов. Следовательно, сколько народов в мире, столько же особенных форм торговли. Авторы Судебника обращаются лишь к тем формам торговли, которые были распространены среди армян <6>. -------------------------------- <6> См.: Там же. С. 130.
Первый вид ведения торговой деятельности, когда одно лицо является владельцем капитала, другое - вкладывает этот капитал в обращение. Владелец капитала именуется "ага", а вкладывающий деньги в обращение - "сотоварищ". Судебник в равной мере защищает интересы обоих. Устанавливается, что хозяин денег получает 2/3 части от прибыли, а сотоварищ - 1/3 часть. Таким же образом распределяются между ними понесенные убытки. Хозяин денег имеет право давать сотоварищу указания на основе так называемого орднагира, подлежащие обязательному исполнению. Второй вид ведения торговой деятельности - торговые товарищества, в которых несколько лиц объединяют свои финансовые средства, заключают договор и действуют согласно этому договору. Судебник тщательно регулирует порядок и принципы заключения договора торгового товарищества, условия его действия и прекращения. Третий вид торговли - когда один посылает свой товар другому, с тем чтобы тот продал его и на вырученные деньги приобрел и прислал другой товар. По Судебнику, осуществляющий продажу называется "порученец". Порученец обязан был действовать соответственно указаниям владельца товара, которые делались по "орднагиру". Четвертым видом торговли считалась обычная торговля, при которой именно владелец товара и владелец капитала сами осуществляли обмен. Поскольку это простейший способ торговли, Судебник на нем специально не останавливался. С торговлей тесно были связаны кредитно-финансовые институты, которые регулировались не менее детально. По Судебнику, должником являлось лицо, которое на основании расписки, векселя, договора или иного документа подтверждало, что оно является должником другого лица и обязывается возвратить свой долг (с. 19 - 20). Тщательно регулировались вопросы, связанные с содержанием и формой заемных расписок и векселей. В обоих случаях обязательно должна была указываться сумма денег, срок возврата и условия - с процентами или без процентов. В Судебнике давались также конкретные образцы составления заемных расписок и векселей. Однако если для заемной расписки предусматривалась всего одна форма, то вексель можно было составлять в различных формах, основными из которых считались восемь форм (с. 155 - 160). Вопросы взаимоотношений должника и кредитора и тесно связанные с ними вопросы о видах поручительства и залога регулировались в трех главах Судебника (с. 19 - 48). В Судебнике говорилось также о видах вкладов и обязательств по ним. Это тот случай, когда одно лицо (вкладчик) вручает свой капитал другому (получатель вклада) на сохранение с последующим возвратом его вкладчику. Получатель вклада имеет право на оплату своих услуг, однако возможна договоренность и без оплаты. В вопросе обязательства по вкладу авторы следовали византийским законам. Также подробно рассматривались договорные обязательства по купле-продаже. Регулировались все виды купли-продажи (7 видов), права и обязанности продавцов и покупателей, способы защиты их прав (с. 119 - 120). Брачно-семейным отношениям посвящены гл. 17 - 21 Судебника. В них регулируются вопросы, связанные с обручением, заключением и расторжением брака, с взаимоотношениями, возникающими между родителями и детьми, между братьями при разделе имущества, а также вопросы, связанные с усыновлением. В Судебнике закрепляются довольно прогрессивные подходы к решению этих вопросов. Так, при обручении предусматривалось свободное волеизъявление сторон, устанавливался их возраст. Хотя возрастной ценз не устанавливался в императивной форме, однако приемлемым считался 17-летний возраст для мужчин и 14-летний - для девушек. Вопросы родственных отношений между вступающими в брак Судебник оставлял компетенции церкви. После обручения при наличии законных на то причин стороны имели право отказаться от заключения брака. Эти законные причины могли иметь церковный или политический характер. Судебник перечисляет политические причины, часть которых приводим ниже: - если кто совершит преступление против царской власти, если кто убийца, если кто колдун или ведьма, если кто мужеложец или скотоложец, если кто является вероотступником и др. (с. 199 - 200). Вопросы расторжения брака Судебник решал в основном под влиянием византийских законов. В нем перечисляются основания для расторжения брака, затем - их правовые последствия. Эти основания в большинстве аналогичны тем политическим, при которых обручение считалось недействительным. Если расторжение брака происходило по вине мужчины, то все дареное и приданое переходили к жене <7>. Если развод происходил по вине женщины, то ей доставалось только дареное. -------------------------------- <7> В Судебнике под "дареным" понималось то имущество, которое родители жены дарили ей при вступлении в брак, а под "приданым" - то имущество, которое невесте дарили муж и родители мужа.
Судебник касается взаимоотношений "родители - дети", однако больше внимания уделяется вопросам их отделения друг от друга. При изучении этих вопросов складывается впечатление, что в семейных отношениях Судебник исходит из патриархальной системы, при которой все в семье подчиняются власти главы семьи. Отец имел право отделять своих сыновей, предоставляя им при этом, конечно, соответствующую часть собственности. В Судебнике есть статьи, посвященные вопросам усыновления, опеки и попечительства, из них некоторые содержат нормы, отмеченные влиянием российского и византийского законодательства. Вопросы имущественного характера между родителями и детьми в Судебнике связаны в основном с наследственным правом, которому посвящена глава 8. Судебник устанавливает наследование по закону и по завещанию. Приоритет отдается наследованию по завещанию: "Каждый человек обязан составить завещание, дабы после его смерти в вопросе раздела его имущества не было разногласий". Права составлять завещание были, однако, лишены немые и глухие от рождения граждане, душевнобольные, юноши в возрасте до 15-и лет и девушки - до 13-и, слуги, лица, находящиеся в плену, отбывающие наказание преступники, после смерти отца не состоящие замужем девушки (с. 52). Женщина, хотя и имела право составления завещания, однако это право было ограничено и относилось только к приданому и дареному. Если завещание не было составлено, то наследование происходило по закону. Для наследования по закону устанавливались три разряда или очереди (с. 59). Сыновья и дочери, потомки сыновей до пятого колена считались первоочередными наследниками. Отец, мать, братья и сестры и потомки братьев до четвертого колена составляли вторую очередь наследников. Дед и бабка считались третьей очередью наследников. Как можно заметить, сыновья и дочери имеют равные права в наследовании, однако равенства лишены их потомки, поскольку первоочередность предоставляется потомкам сыновей. То же относится к братьям и сестрам. Тем не менее нужно сказать, что в вопросах наследования, в отличие от предшествующей эпохи, намного ощутимее становится равенство мужчины и женщины. В Судебнике супруги впервые признаются наследниками в отношении друг друга. В нем указывается, что после смерти мужа жена получает свое дареное и приданое, кроме того, наряду с наследниками участвует в наследовании и получает равную с ними часть наследства. Надо отметить, что в Судебнике не указывается подробно, как следует разделять имущество при наличии нескольких наследников. В Судебнике перечислены более 14 случаев, при которых родители имеют право лишать своих сыновей и дочерей наследства, а также наоборот, когда сыновья могут лишить наследства родителей (ст. 69 - 70 гл. 8 части первой) (с. 71 - 74). Эти нормы заимствованы из Дигест Юстиниана. В Судебнике четко регулируются также трудовые правоотношения, которым посвящена гл. 10 части первой (с. 80 - 88). В ней сообщаются пространные сведения о некоторых подробностях трудовых правоотношений в армянской колонии Астрахани и в армянском сообществе вообще. Трудовые правоотношения вращаются в основном вокруг взаимоотношений "хозяин - работник (работница)". Судебником регулируются сроки трудовых правоотношений, условия их прекращения, права и обязанности сторон. Анализ соответствующих статей показывает, что работники - слуги или служанки - обладали достаточной степенью свободы в вопросе выдвижения или защиты правовых условий своего труда. Астраханский армянский судебник можно считать первым армянским правовым источником, испытавшим влияние российской правовой культуры. Это обстоятельство символично, поскольку армянское право, включая и частное право, в своем последующем развитии и по сей день находится под влиянием именно российской культуры. "Западня честолюбия" 1783 г. Другой армянской колонией, оставившей свой глубокий след во всей армянской культуре, включая прежде всего правовую культуру, является армянская колония Индии. Армянское купечество Индии, являясь просвещенным сословием, воспитанным на передовых просветительских идеях, занималось не только вопросами собственными, торговыми, но и государственно-правовыми. Мечтой армянской колонии Индии было восстановление утраченной армянской государственности, создание сильного государства и развитой культуры. И это было не только мечтой, но и предметом постоянной заботы и внимания представителей армянской колонии Индии. Армянский купец Шаамир Шаамирян, обладатель крупного состояния, в качестве конституции будущего армянского государства составляет "Западню честолюбия", по своему содержанию представляющую не что иное как кодифицированный источник, в котором довольно подробно регулируются общественные отношения в ряде областей, в том числе гражданско-правовые отношения. В отличие от Астраханского судебника, "Западня честолюбия" являлась проектом закона, следовательно, не могла применяться в судах. Но тот факт, что он был составлен человеком с прогрессивными взглядами, который в то же время был представителем международных торговых кругов, заставляет нас с особым вниманием отнестись к этому памятнику права, призванному согласовать положения этого правового акта с передовым международным опытом. В основу "Западни честолюбия" были положены такие прогрессивно-просветительские принципы и идеи, как свобода и равенство людей, свобода и равенство всех наций и народов, право людей на свободное передвижение, приоритет закона, отделение церкви от государства, а также школы от церкви <8>. -------------------------------- <8> См.: Конституция Армении (проект) 1773 г. М., 1998. С. 4.
Памятник этот состоял из двух частей и содержал 521 статью. Первая часть носит теоретический характер. В ней обосновывалась необходимость освобождения Армении и создания республиканской формы правления. Вторая часть "Западни честолюбия" - это непосредственно проект свода законов, в котором предусматриваются, в частности, статьи, регулирующие отношения гражданско-правового характера. "Западня честолюбия" не отличается системностью. В ней мы не находим логической последовательности. Как отмечает историк Лео, "здесь нет определенной системы, все разбросано беспорядочно, видно, что автор записывал то, что нашел или вспомнил, не думая о порядке и последовательности" <9>. -------------------------------- <9> См.: Лео. Указ. соч. С. 1038.
В "Западне честолюбия" обращает на себя внимание то обстоятельство, которое для данного источника имеет, скорее, общее методологическое значение. Ш. Шаамирян составил ее, сочетая три взаимосвязанные теории: естественное право, божественное право и общественный договор. Нам важно это для констатации того факта, что в армянской истории права памятники права составлялись исходя не из позитивистских взглядов, а путем обязательного сочетания естественного права и истории права. "Западня честолюбия" составлена по принципу интегрированной юриспруденции. В "Западне честолюбия" регулировались вопросы права собственности, обязательственного, наследственного, семейного права, т. е. рассматривались почти все основные сферы частноправовых отношений. В центре практических интересов формирующейся в Новое время буржуазии находились вопросы собственности. Уже первая статья "Западни честолюбия" все природные богатства Армении (землю, недра, реки, леса и пр.) провозглашала национальной собственностью, право распоряжения которой предоставляется государству Армении <10>. Этим вовсе не отрицалась передача на правах собственности земель и природных ресурсов частному сектору. Однако такое право предоставлялось лишь гражданам Армении. Иностранцам разрешалось только право аренды (использования) земель и недр (ст. 9). -------------------------------- <10> См.: Западня честолюбия / Ред. Г. Сафарян. Ереван, 2002. С. 74 - 75 (на арм. яз.).
В "Западне честолюбия" различаются две формы земельной собственности: государственная и частная (собственная). Частную земельную собственность Ш. Шаамирян называет "собственным наследством", а собственника - "хозяином страны". Собственнику принадлежали правомочия владения, использования и распоряжения землей и ее недрами (ст. 8 и 9). Независимо от личности пользователя, собственнику принадлежат природные богатства земли и ее недр (ст. 408 и 409). С правом собственности тесно связаны вопросы наследственного права, которым посвящены ст. 130, 132, 188, 349 и 402. Анализ этих статей показывает, что женщина уже рассматривается как равноправный субъект наследственных отношений, хотя все же заметен приоритет, отдаваемый мужскому потомству по сравнению с женским. В вопросе наследования предпочтение отдавалось наследованию по завещанию. К завещанию приравнивался брачный договор, который также мог содержать положения относительно дальнейшего распоряжения имуществом супругов. При отсутствии завещания или брачного договора наследование осуществлялось по закону. В наследовании по закону устанавливалось шесть очередей. Согласно ст. 130: 1-я очередь - половина всего состояния переходит жене или мужу, если у них нет детей; 2-я очередь - третья часть состояния переходит жене или мужу, если у них есть дети; 3-я очередь - две трети состояния переходят сыну, одна - дочери, поскольку сын считается за двоих, а дочь - за одного; 4-я очередь - если нет детей, наследство получают родители; 5-я очередь - если нет родителей, наследство переходит братьям и сестрам; 6-я очередь - если нет живых братьев и сестер, наследство переходит потомству братьев. Если владелец состояния не имеет родственников до седьмого колена, то в этом случае его состояние передается в дома призрения (ст. 402). Особо подчеркнем, что незаконные дети не признавались наследниками (ст. 349). Внимательно вглядевшись в очередность наследования, можно заметить, что здесь отсутствует последовательная логика. Неясно, наследуют или нет муж или жена, если есть дети? Кроме того, если в 5-й очереди мужчина и женщина считаются равными наследниками, то во 2-й и 6-й очередях предпочтение отдается мужчине. Особо отметим, что, согласно ст. 188, все сыновья и дочери получали наследство своих предков только по достижении 21 года. Конечно, здесь имеется в виду не правоспособность, а дееспособность лиц, т. е. только с этого возраста они могли владеть и распоряжаться наследством. В вопросе наследования "Западня честолюбия" первоочередным считает удовлетворение требований кредиторов наследователя. В ст. 130 указывается, что прежде, чем разделить наследство, необходимо оплатить расходы по погребению, затем внести плату за квартиру, заплатить также слугам и церковнослужителю (с. 134). В "Западне честолюбия" довольно подробно регулировались обязательственные отношения, в частности - договорные обязательства. И это естественно. В представлении богатого купца Ш. Шаамиряна, будущее армянское государство должно было быть экономически мощным, поэтому он уделял особое внимание вопросам договорно-правового регулирования торгово-экономических отношений. "Западня честолюбия" устанавливала дееспособный возраст, по достижении которого лицо приобретало право выступать субъектом договорных отношений. Согласно ст. 201, "чего бы ни касался подписанный договор, он не имеет силу, если подписавшее его лицо не достигло 18 лет". Договоры могли заключаться как устно, так и в письменной форме. Однако договор о купле-продаже является совершенным, когда он заключен в письменной форме, в присутствии двух свидетелей (ст. 122). Заключение договора в присутствии свидетелей было очень распространено в среде армянского купечества, и не случайно, что такая норма имеется и в Астраханском армянском судебнике. Как следует из ст. 260 рассматриваемого памятника, договоры могли заключаться в устной форме, если составлялись в присутствии посредника. Для заключения договоров, касающихся недвижимого имущества, помимо письменной формы требовалась также регистрация в городском суде (ст. 351). Весьма примечательны статьи относительно законности и подлинности сделок. "Западня честолюбия", предоставляя свободу гражданскому обращению, тем не менее устанавливала некоторые ограничительные механизмы. Так, в ст. 121 говорилось: "Любой человек может продать имущество, кроме человеческого естества". Статья 123, развивая это положение, добавляла: "Любой документ, относительно продажи, договора или других действий, кем бы он ни был подписан, не имеет силы, если противится Армянскому закону или же против природного естества человека". Этими положениями фактически запрещались получившие широкое распространение на Востоке договоры гражданско-правового характера, ограничивающие свободу, унижающие честь и достоинство личности, однако имеющие законную силу <11>. -------------------------------- <11> Сафарян Г., Хачатрян Х. Памятники армянского права (5 - 18 вв.). Ереван, 1994. С. 39 (на арм. яз.).
Ограничительные нормы содержали также ст. 91 и 125, в которых соответственно запрещались продажа опасных для здоровья веществ, приобретение товара по бессовестно низким ценам с целью продажи по очень высокой цене, запрещалось обложение займа процентом, превышающим 6% годовых. Как можно заметить, "Западня честолюбия" предусматривала достаточно цивилизованные торгово-рыночные отношения с определенной свободой для их участников и в то же время устанавливала действенные механизмы, направленные на защиту экономически слабых участников рыночных отношений. В "Западне честолюбия" регулировались многочисленные договорные формы, обслуживающие правовую сторону торгово-рыночных отношений, а именно: купли-продажи, аренды, займа, посредничества, гарантии, поручительства, поклажи на хранение. В части выполнения договорных обязательств регулировался и вопрос исковой давности. Согласно ст. 270, "если срок давности какого-либо документа превысил 10 лет, в течение которых кредитор и должник не напоминали друг другу о кредите и долге, то по прошествии данного срока долг должен быть забыт, а долговое обязательство считаться утратившим силу" (с. 158). В памятнике рассмотрены и вопросы, связанные с внешней торговлей. Статьи, относящиеся к договорным обязательствам, в равной степени относились и к внешним договорным обязательствам, с одним исключением, которое содержалось в ст. 152: "Каждый может вывозить из армянской страны в чужие страны изделия ручной работы, но запрещается вывозить оружие и орудия труда и все то, что из золота и серебра, а также военные машины" (с. 138). Интересную картину представляет правовое регулирование брачно-семейных отношений. Статья 397 устанавливает: "Для нас является законом не вмешиваться в церковные дела и не позволять, чтобы церковники вмешивались в дела мирян, но если церковники желают определить по-новому какое-либо постановление в руководстве народом, то это должно происходить с согласия армянского дома". Эта норма относилась ко всем возможным случаям, но для нас она наиболее примечательна с точки зрения правового регулирования брачно-семейных отношений. Если в предшествующие периоды эти вопросы либо полностью регулировались армянской церковью, либо в памятниках армянского права в существенной степени учитывались церковные каноны, то регулирование брачно-семейных отношений в "Западне честолюбия" хотя не исключает роли церковных канонов, однако без тенденции к безоговорочному их принятию. Прежде всего, если церковники желают установить новые каноны, в частности, брачно-семейные, это должно осуществляться только с согласия светских властей. "Западня честолюбия" предусматривает также ряд регулирующих брачно-семейные отношения норм, которые никоим образом не могут изменяться или пересматриваться. В истории армянского семейного права сделана была попытка перевести отношения полностью в сферу регулирования светской властью. Было бы неверно утверждать, что урегулированы были все брачно-семейные отношения. Регулировались те вопросы, которые больше всего нуждались во внимании со стороны светских властей, остальные же - устоявшимися нормами обычного и канонического права. Согласно "Западне честолюбия", для вступления в брак обязателен соответствующий возраст (ст. 199) и согласие родителей или близких родственников (ст. 121). Установленный для девочек брачный возраст - 14 лет, для мальчиков - 17 лет. Брачные отношения основывались на принципе моногамности (ст. 206). В случае полигамности устанавливались определенные правовые последствия. Так, согласно ст. 274: "Если мужчина или женщина обманным путем, тайно женится на двух женщинах или выйдет замуж за двух мужчин, женой будет первая женщина, вышедшая замуж за мужчину. Если мужчина, женатый на двух женщинах, имеет детей от второй жены, то она по своей воле решает, оставить детей у себя или отдать мужчине, который обязан принять, кормить и растить своих детей" (с. 159). В определенной степени регулирование имущественных и личных неимущественных отношений супругов основывалось на принципах равенства и заботы об интересах женщины, что говорит о непосредственном влиянии европейских просветительских идей. Супруги имели право заключать брачный договор, определять в нем свои взаимные имущественные права и обязанности. Статья 181 в качестве общего требования устанавливала, что "каждый мужчина должен почитать женщину и способствовать справедливости" (с. 143). Это общее требование в связи с конкретными вопросами получает соответственно конкретное развитие в ряде статей. Вопросы расторжения брака в "Западне честолюбия" не регулировались. Слабое отражение в памятнике получили отношения между родителями и детьми. Имущественные отношения между ними в основном связаны с вопросами наследования, которые были представлены нами выше. Личные неимущественные отношения регулировались, в частности, в ст. 118, 274, 349 и др. Главным здесь являлось воспитание детей во имя Родины и благоустроенного армянского общества. Например, согласно ст. 118, по достижении мальчиком 12 лет родители должны были приобрести для него ружье и саблю и обязать его учиться военному искусству. В девочках следовало воспитывать скромность, стыдливость, нравственную чистоту и обучать их домоводству. В "Западне честолюбия" выделяется ряд норм, посвященных правовому регулированию трудовых отношений. В рассматриваемый период их защита могла касаться слуг. И то, что "Западня честолюбия" обращается к регулированию трудовых прав этого сословия, свидетельствует о наличии в ней особого внимания к правам человека. Основой трудовых правоотношений считался трудовой договор. Согласно ст. 174: "Если кто-либо нанимает слугу или служанку, обязанности, оплата и сроки работы должны быть утверждены в договоре". Для выполнения специальных работ, кроме трудового договора, выдвигались дополнительные требования. Так, в ст. 173 устанавливалось, что "ученик-ремесленник не имеет права самостоятельно заниматься ремеслом, пока не получит подписанного мастером свидетельства о своей зрелости". Хотя содержание договора оставлялось на усмотрение сторон, тем не менее некоторые правовые условия, непосредственно устанавливаемые в "Западне честолюбия", носили императивный характер и стороны не могли их не учитывать. Так, человек считался дееспособным по достижении 18 лет. Предусматривалась шестидневная рабочая неделя, а один день в обязательном порядке отводился для отдыха. Если слуга или служанка в течение более трех месяцев не обеспечивались достаточным питанием, одеждой или не получали платы, они имели право досрочно расторгнуть договор и уйти от хозяина. Частично устанавливалась также ответственность сторон. Так, в соответствии со ст. 175, провинившегося слугу или служанку следовало наказывать не более чем 12-ю ударами прута. В порядке итоговой оценки "Западни честолюбия" сошлемся на ее ст. 398, где сказано, что любая статья закона содержит множество деталей, которые могут быть разъяснены мудрыми людьми. И если эти разъяснения полезны, не противны человеческой природе и угодны Армянскому дому, они должны быть удостоены почета.
------------------------------------------------------------------
Название документа