Создание комплексной системы профилактики и правосудия в отношении несовершеннолетних, отработка ювенальных технологий на территории Московской области
(Тропина Л. И.)
("Вопросы ювенальной юстиции", 2006, N 4)
Текст документа
СОЗДАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ И ПРАВОСУДИЯ В
ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ОТРАБОТКА ЮВЕНАЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ НА ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Л. И. ТРОПИНА
Тропина Л. И., председатель КДН и ЗП при Губернаторе Московской области.
С 2002 г. на территории Московской области отрабатывается модель, направленная на поэтапное создание комплексной системы профилактики и правосудия в отношении несовершеннолетних, отработку ювенальных технологий.
Гуманизация уголовной политики в отношении несовершеннолетних требует выработки современных, адекватных мер социальной профилактики. Практика работы и сама жизнь доказали, что эти меры должны быть не карательными и репрессивными, а воспитательными и реабилитационными. Очень важна их индивидуализация. Совершенствование законодательства требует новых подходов к его исполнению.
К сожалению, биографии детей и подростков, вступивших в конфликт с законом, безнадзорных, рано познавших вкус спиртного, вовлеченных в незаконный оборот наркотиков или как-то иначе искалечивших свою (а зачастую и ни в чем не повинных потерпевших) жизнь, очень похожи. Общеизвестно, что их негативный опыт "родом из детства". Нередко они повторяют аналогичный опыт родителей, бабушек или дедушек.
Причина практически всех проблем известна - это семейное неблагополучие. Причем с каждым годом все чаще это неблагополучие связано не только с бедностью или антиобщественным поведением родителей. Детское одиночество в богатых и бездуховных семьях приводит к более жестоким и зачастую непоправимым последствиям.
Предупреждать и предотвращать противоправные деяния, совершаемые несовершеннолетними или в отношении их, легче и менее затратно, чем заниматься ликвидацией их последствий.
Научиться выявлять кризисные ситуации на самой ранней стадии, организовать действенную систему защиты прав несовершеннолетних, проживающих в семьях, находящихся в социально-опасном положении, - задача поистине стратегическая.
В этой работе роль и значение межведомственной координации, а значит, и соответствующая роль комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - комиссий) возрастают многократно. Комиссии - локомотив ювенальных технологий и ключевое звено ювенальной юстиции.
Отрабатывать ювенальные технологии возможно и необходимо в рамках действующего международного и российского законодательства, одновременно совершенствуя его.
В условиях проведения административной реформы и изменения законодательства очень важно определить роль и место каждого субъекта системы профилактики, иных ведомств социального и правоохранительного блоков и структур, в своей деятельности имеющих касательство к вопросам, связанным с семьей и несовершеннолетними. Ведь дети с трудными судьбами не появляются внезапно. Они живут рядом с нами. Безусловно, необходимо ужесточение ответственности родителей. Вместе с тем усиливаются риски, когда на фоне родительской безответственности присутствует бездеятельность соответствующих должностных лиц. Это "сочетание" зачастую приводит к невосполнимым потерям и человеческим трагедиям. Поэтому необходимо повысить и персональную ответственность должностных лиц.
Комплексный подход к решению проблем профилактики безнадзорности, беспризорности, алкоголизма, наркомании, суицидов и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав может быть обеспечен только при условии непрерывности профилактического процесса. Звенья профилактической цепочки должны быть неразрывны. Самая дорогостоящая цепочка даже без одного звена не будет функциональна, упадет и превратится просто в "драгметалл".
При дисфункции отдельных звеньев профилактической цепочки их совместная деятельность напоминает "белку в колесе". А этих звеньев более чем достаточно, чтобы вовремя протянуть руку оступившемуся и запутавшемуся подростку, а также его родителям.
По Федеральному закону от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" эти звенья - комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, органы и учреждения культуры, досуга, спорта, туризма. Приюты, центры: реабилитационные; кризисные; психолого-педагогические; экстренной помощи; помощи детям, оставшимся без попечения родителей; учреждения дополнительного образования; специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа; различные образовательные и медицинские учреждения. Зачастую забывают, что в системе органов внутренних дел несовершеннолетними занимаются не только сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних, но и оперуполномоченные по делам несовершеннолетних (в Федеральном законе N 120-ФЗ криминальная милиция выделена как самостоятельный субъект профилактики); оперуполномоченные, занимающиеся розыском несовершеннолетних, без вести пропавших.
Кроме субъектов профилактики в пределах установленной законом компетенции проблемами, связанными с семьей и несовершеннолетними, занимаются: следователи, расследующие уголовные дела в отношении несовершеннолетних (они есть в системе как территориальных органов внутренних дел, так и на железнодорожном, воздушном, водном транспорте; метрополитене; в прокуратурах); помощники прокуроров, занимающиеся надзором за исполнением законодательства в отношении несовершеннолетних; федеральные судьи, специализирующиеся на рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних, а также рассматривающие гражданские дела; мировые судьи; судебные приставы; воспитатели, психологи в следственных изоляторах и воспитательных колониях; сотрудники уголовно-исполнительных инспекций, подразделений Федеральной службы РФ по контролю над оборотом наркотиков и другие.
Главное - действовать в единой логике. Таков подход к отработке ювенальных технологий на территории Московской области. Безусловно, "города солнца" пока нет, но мы к этому очень стремимся.
Система ювенальной юстиции будет действенной при условии четкой отработки ювенальных технологий. Можно сколько угодно выносить судебных решений специализированных судов (даже если их назвать ювенальными), но они будут "мертворожденными детьми", если их некому выполнять. Поэтому трудно согласиться с теми экспертами, которые рассматривают ювенальную юстицию только через призму создания и организации деятельности специализированных судов.
В целях эффективной реализации Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в Московской области принимаются меры по созданию комплексной системы профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав.
С учетом актуальности проблемы беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав по инициативе Губернатора Московской области Бориса Всеволодовича Громова в апреле 2002 г. введена должность советника, обеспечивающего полномочия Губернатора Московской области по этим вопросам.
Советник Губернатора на постоянной основе является председателем Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Московской области. Опыт показывает, что в современных условиях председатель Комиссии может глубоко вникать в курируемые вопросы и качественно выполнять свои обязанности, только работая в непрерывном режиме. Председателем Комиссии приходится не быть, а ЖИТЬ.
Логично и то, что Губернатор Московской области лично курирует наиболее сложные вопросы, связанные с деятельностью Комиссии при Губернаторе.
Для выработки новых подходов к решению обозначенных проблем и укрепления межведомственного взаимодействия в мае 2002 г. была создана Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Московской области (далее - Комиссия при Губернаторе Московской области), утверждено Положение.
В Комиссии при Губернаторе Московской области работает круглосуточный пейджер: 961-33-33 абонент 15055 "Дети в беде", куда в любое время обращаются граждане и несовершеннолетние.
Комиссия при Губернаторе Московской области формируется с учетом включения в ее состав максимального числа ответственных должностных лиц, имеющих отношение к обсуждаемым проблемам и полномочия для их решения, а также с целью сокращения количества заседаний и дублирования друг друга по узковедомственным направлениям деятельности. Никогда не соглашусь с тем, что члены комиссий работают на общественных началах. Будучи членом комиссии, каждый отрабатывает то направление, за которое отвечает в качестве должностного лица и государственного служащего по месту работы. Общественники приходят по зову сердца. К счастью, в нашей стране их еще очень много.
Для оперативного реагирования на негативные процессы в подростковой среде, нормативно-правового, информационно-аналитического, методического и организационного обеспечения деятельности Комиссии при Губернаторе Московской области в апреле 2002 г. в аппарате Правительства Московской области создан отдел по делам несовершеннолетних. Заведующий отделом является ответственным секретарем Комиссии при Губернаторе Московской области.
Отдел с момента создания и до настоящего времени на постоянной основе выполняет функции межведомственного оперативного штаба по профилактике беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав.
С 2002 г. в муниципальных образованиях стали создаваться аналогичные отделы. Их особенностью является то, что они - вневедомственные. Это способствует более объективному анализу и оценке складывающейся криминогенной ситуации. Позволяет более независимо выявлять недостатки в деятельности субъектов системы профилактики, оценивать эффективность проводимой ими профилактической работы и разрабатывать межведомственные мероприятия.
Большое внимание в работе уделяется отработке механизма взаимодействия и взаимоинформирования между всеми сотрудниками органов и учреждений системы профилактики Московской области и г. Москвы.
Комиссией при Губернаторе Московской области обобщаются информационно-аналитические и статистические сведения, характеризующие деятельность всех субъектов профилактики, а также - милицейская, судебная, уголовно-исполнительная и иная статистика, необходимая для аналитической работы. Выявляются проблемные вопросы, требующие межведомственного разрешения, разрабатываются пути их решения. На основании анализа определяются городские округа и муниципальные районы с наиболее высоким уровнем безнадзорности, совершения противоправных деяний, которым оказывается межведомственная организационная, методическая и практическая помощь.
Наиболее актуальные вопросы рассматриваются на заседаниях Комиссии при Губернаторе Московской области, комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов и городских округов Московской области.
Однако успешно функционирующей системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, сложившейся в Московской области, было недостаточно устаревшей нормативной правовой базы (в частности, Положения от 1967 г.). Отрицательно сказывалось и отсутствие федерального законодательства о комиссиях. Норма о том, что комиссии образуются органами местного самоуправления, была отменена, а ввести соответствующую современным реалиям законодатели "забыли". Несоответствие правовой базы способствует нарушению прав детей. А главного координатора - комиссии с начала 90-х годов не ругает только ленивый.
Наделение комиссий отдельными государственными полномочиями, расширение сферы исполнения ими административной юрисдикции, восстановительного правосудия, правозащитных функций потребовало совершенствования нормативной правовой базы для эффективной организации их деятельности.
Необходимость законодательного регулирования деятельности комиссий следовала и из положений ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", где указано, что порядок образования комиссий и осуществления ими государственных полномочий определяется законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
При отсутствии соответствующего федерального закона деятельность комиссий должна регулироваться законом субъекта Российской Федерации (п. 2 ст. 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Еще одним веским аргументом в пользу необходимости принятия Закона "О комиссиях..." явился тот факт, что Федеральный закон N 120-ФЗ от 1999 г. определяет только основные направления деятельности комиссий. При этом, наделяя комиссии государственными полномочиями по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики, Закон, к сожалению, не дает определения данного понятия, не указывает формы и методы координации деятельности, вследствие чего комиссии не имеют реальных рычагов для осуществления данных полномочий. Направляемые ими представления об устранении причин и условий безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в большинстве своем оставались без соответствующего реагирования со стороны органов и учреждений системы профилактики. Выносимые комиссиями решения не имели юридической силы и соответственно не являлись обязательными для исполнения.
К необходимости конкретизации положений Федерального закона N 120-ФЗ и разработки Закона "О комиссиях..." отсылает и новая редакция п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона N 120-ФЗ, в соответствии с которой к полномочиям комиссий относится "осуществление мер, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, по координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также с обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
В соответствии с действующим законодательством комиссии обладают определенными властными полномочиями, что выражается в наделении их правом рассматривать дела об административных правонарушениях, выносить определения и постановления, обязательные для исполнения участниками административного процесса.
Со вступлением в действие 1 июля 2002 г. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подведомственность дел об административных правонарушениях несовершеннолетних полностью отнесена к ведению комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. В связи с этим количество дел об административных правонарушениях, рассматриваемых комиссиями, значительно возросло за счет таких составов, которые ранее рассматривались органами внутренних дел или иными органами и должностными лицами.
Впервые члены комиссии наделены правом возбуждать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35 (неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних), 5.36 (нарушение порядка или сроков представления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью или учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей), 5.37 (незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью), 6.10 (вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ) Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Административный процесс стал не менее серьезным, чем уголовный. На всех этапах и стадиях административного производства от возбуждения дела об административном правонарушении и до исполнения постановлений о назначении административного наказания или прекращения производства значительно возросли объем и сложность процессуальных действий, совершение которых требует от должностных лиц, занимающихся правоприменительной деятельностью, знания норм не только административного права, но и других его отраслей.
В период с 2002 по 2005 г. возросло общее количество персональных дел, рассмотренных комиссиями: с 17 676 до 22 276. С 13 318 в 2003 г. до 16 004 в 2005 г. возросло число поступивших в комиссии дел об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения персональных дел первостепенное значение имеет изучение личности несовершеннолетних, причин и условий совершения ими противоправных деяний, принятие мер к их устранению. Такой подход к отправлению правосудия в отношении несовершеннолетних продиктован необходимостью выполнения требований норм международного права. Прежде всего - Конвенции ООН о правах ребенка, а также Пекинских правил.
Комиссией при Губернаторе Московской области совместно с муниципальными комиссиями уделяется большое внимание непрерывности и преемственности профилактического процесса, укреплению межведомственного взаимодействия в профилактической работе с несовершеннолетними и их семьями, находящимися в социально опасном положении.
Своевременное выявление детей и семей "группы риска" позволяет на ранней стадии организовывать с ними межведомственную социально-реабилитационную и психолого-педагогическую работу.
Очевидно, что с учетом объема и значимости возложенных на комиссии государственных полномочий осуществлять их на общественных началах стало невозможно и бесперспективно.
30 декабря 2005 г. принят Закон Московской области N 273/2005-ОЗ "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Московской области", который 22 января 2006 г. вступил в силу. Закон регламентирует правовые и организационные основы деятельности комиссий на территории Московской области.
Будучи коллегиальными органами, комиссии своими постановлениями, обязательными для исполнения, уполномочены разрабатывать межведомственные программы реабилитации несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении. В постановлениях по конкретным персональным делам - давать конкретные поручения всем субъектам профилактики и должностным лицам по организации индивидуальной профилактической работы, устанавливать сроки и контролировать исполнение постановлений. Такой подход способствует повышению уровня и качества реабилитационной работы, расширению сети социозащитных учреждений, наполнению инфраструктуры социальной профилактики. Стимулирует ответственность должностных лиц и более четко выявляет "безответственных".
Комиссия - безусловный системообразующий орган. Это уникальный российский опыт (в 2008 г. комиссиям исполнится 90 лет), подтвержденный здравым смыслом и нормами международного права: п. "b" ч. 3 ст. 40 Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 11.1, 11.2, 14.1 Пекинских правил. Их главный смысл в том, что "в случае необходимости и желательности, принятию мер по обращению с такими детьми без использования судебного разбирательства...". Даже перед самым профессиональным специализированным судом несовершеннолетний должен предстать только после того, как будут исчерпаны меры воспитательного и реабилитационного воздействия. А прежде перед судом должны ответить родители и чиновники, не принявшие своевременных мер по защите прав ребенка.
С 1 января 2006 г. на территории Московской области находится около 400 муниципальных образований. При этом отработанная система комиссий сохранена и совершенствуется. В настоящее время во исполнение закона Московской области в 72 муниципальных районах и городских округах образованы комиссии. По согласованию с Комиссией при Губернаторе Московской области утверждены новые составы комиссий. Для обеспечения деятельности теперь в каждом муниципальном районе и городском округе при главах созданы самостоятельные структурные подразделения (отделы или секторы по делам несовершеннолетних и защите их прав). Все сотрудники являются муниципальными служащими.
Численность сотрудников данных подразделений определяется из расчета - один специалист на пять тысяч детского населения. Руководитель структурного подразделения администрации является освобожденным заместителем председателя комиссии.
17 января 2006 г. Губернатор Московской области Б. В. Громов провел оперативное совещание с участием членов Правительства Московской области и представителей органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - Министерств: социальной защиты населения, образования, здравоохранения, культуры, Комитетов по физической культуре и спорту, делам молодежи, а также руководителей Мособлсуда, Мособлпрокуратуры, Судебного департамента при Верховном Суде по Московской области ГУВД МО, ФСКН, Мособлвоенкомата, УФСИН, воспитательных колоний, следственных изоляторов, представителей общественных объединений по вопросу "О состоянии и мерах по повышению эффективности профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав". Большое внимание было уделено вопросу розыска детей и подростков, уходящих из семьи и детских учреждений; социального сопровождения несовершеннолетних правонарушителей; развитию форм семейного устройства и приоритетности российского усыновления. Особый акцент Губернатором был сделан на необходимости более четкой и системной отработки ювенальных технологий.
Губернатором Московской области Б. В. Громовым были поставлены задачи всем участникам совещания, сформулированы конкретные меры, которые должны быть предприняты в ближайшее время для улучшения ситуации, связанной с безнадзорностью. В частности:
1. Комплексно проводить раннюю профилактику семей "группы риска", своевременно изымать детей из криминогенной среды. Но родителей никто не заменит, поэтому необходима организация работы с родителями, возвращение ребенка в кровную семью.
2. Подготовить предложения в федеральное законодательство об усилении уголовной ответственности родителей за неисполнение обязанностей по воспитанию детей, жестокое с ними обращение.
3. Ежемесячно проводить межведомственные профилактические мероприятия, направленные на выявление детей и семей, находящихся в социально опасном положении; фактов жестокого обращения с детьми; неучащихся и неработающих; взрослых лиц, вовлекающих их в противоправные деяния, с целью принятия мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних.
4. Принимать меры по выявлению, учету, обследованию и лечению несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, а также по лечению и реабилитации несовершеннолетних, страдающих алкоголизмом, наркоманией, психическими расстройствами.
5. Продолжить работу по созданию единой межведомственной базы данных на несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа.
Работа по ведению единого учета несовершеннолетних безнадзорных и правонарушителей началась в 2002 г. Информация, поступающая в Комиссию при Губернаторе Московской области, обрабатывается отделом по делам несовершеннолетних и вносится в базу данных. Затем незамедлительно направляется в соответствующую территориальную комиссию для принятия экстренных мер и жизнеустройства детей и подростков.
Руководители территориальных комиссий оперативно реагируют на полученную информацию, принимают незамедлительные меры к оказанию детям и подросткам социально-реабилитационной и психолого-педагогической помощи.
О ходе устранения причин и условий, способствующих беспризорности, безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних, комиссии докладывают в Комиссию при Губернаторе Московской области. Предусмотрена определенная форма информационной карточки.
В настоящее время постоянно пополняется база данных (по муниципальным образованиям) на несовершеннолетних, задержанных за безнадзорность. Ведется работа по пополнению базы сведениями о совершенных несовершеннолетними административных правонарушений, преступлениях; об осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы; планируемом освобождении из воспитательных колоний, следственных изоляторов, специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, помиловании; помещении в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей и другими.
Разработанная система позволяет проследить неоднократность доставления несовершеннолетних, а также эффективность работы с несовершеннолетними и родителями, упущения в деятельности конкретных должностных лиц. Незамедлительно влиять на возникающие негативные процессы в подростковой среде.
В целях предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, пропаганды правовых знаний территориальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в образовательных и различных детских учреждениях проводятся "Дни профилактики" с участием представителей заинтересованных ведомств.
Совместные усилия областных и муниципальных субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов внутренних дел, социальной защиты населения, образования, опеки и попечительства, здравоохранения, занятости населения, молодежи и других) способствовали снижению количества несовершеннолетних жителей Московской области, выявленных за безнадзорность и беспризорность. Сократилось число повторно выявленных несовершеннолетних этой категории.
В соответствии с текущими и перспективными планами основных организационных мероприятий Правительства Московской области Комиссией при Губернаторе Московской области с 2002 г. совместно с областными субъектами профилактики, территориальными комиссиями, ГУВД Московской области, ГУВД г. Москвы, Московским УВД на железнодорожном транспорте, УВД на Московском метрополитене на территории г. Москвы и Московской области проводятся межведомственные профилактические рейды, операции: "Безнадзорные дети"; "Игла"; "Подросток" и другие.
В рамках проведения ежегодной межведомственной профилактической операции "Подросток" особое внимание уделяется вопросам организации летней занятости несовершеннолетних, их досуга и предупреждения детской безнадзорности и правонарушений во время летних каникул.
Комиссиями проводятся межведомственные рейды, в ходе которых проверяются места концентрации несовершеннолетних; посещаются по месту жительства несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении; принимаются меры по оздоровлению обстановки в семьях, возвращению детей в семьи, образовательные учреждения, вовлечению их в кружки и секции и т. д.
Серьезное внимание уделяется профилактике совершения повторных правонарушений несовершеннолетних.
С этой целью в муниципальных комиссиях концентрируется информация не только на безнадзорных и правонарушителей, обсуждаемых на заседаниях, но и на несовершеннолетних, привлеченных в качестве обвиняемых по уголовным делам; осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы; находящихся и вернувшихся из учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, следственных изоляторов и воспитательных колоний.
После принятия Закона в каждой комиссии в функциональные обязанности одного из штатных сотрудников входит взаимодействие с правоохранительными органами, судами, службой судебных приставов, учреждениями системы исполнения наказаний. Его обязанность - представлять им необходимую межведомственную информацию о подростке, его семье, социально-бытовых условиях, ранее проводимой профилактической работе и т. д. Штатных сотрудников комиссий приглашают следователи, судьи для характеристики личности несовершеннолетних. Их мнение выслушивают при решении вопроса об избрании меры пресечения или наказания. Ими же обеспечивается межведомственное социальное сопровождение несовершеннолетнего и его семьи задолго до того, как уголовное дело или материал в отношении его поступит в суд.
Снижение уровня повторной преступности, оказание положительного влияния на противоправное поведение несовершеннолетнего, совершившего правонарушение возможно, если несовершеннолетний будет включен в индивидуальную профилактическую работу со стороны всей системы профилактики безнадзорности и правонарушений с момента совершения им административного правонарушения или общественно опасного деяния; предъявления ему обвинения.
Организовано тесное взаимодействие с Можайской и Икшанской воспитательными колониями для несовершеннолетних. Комиссии совместно с субъектами профилактики выезжают в колонии для проведения совместных реабилитационных мероприятий, с подарками, вместе с несовершеннолетними, осужденными к мерам наказания, не связанным с лишением свободы. За два месяца до освобождения несовершеннолетних из указанных колоний соответствующая информация об этом поступает в Комиссию при Губернаторе Московской области. Сообщаются сведения о планах подростка и его пожеланиях после освобождения из мест лишения свободы по поводу трудоустройства, учебы, досуга. Далее вопрос социально-бытового устройства прорабатывается и решается на уровне территориальных комиссий совместно с соответствующими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В период, когда подросток отбывает наказание, его семья и несовершеннолетние братья и сестры находятся в поле зрения комиссий и субъектов системы профилактики.
В период нахождения несовершеннолетних в воспитательных колониях силами сотрудников комиссий, специалистов органов социальной защиты и органов по делам молодежи, внутренних дел с ними проводятся мероприятия по подготовке к освобождению. Активно взаимодействуют с колониями: Министерство культуры; Комитет по спорту.
Во исполнение поручений Губернатора Московской области Б. В. Громова выделено четыре дополнительные штатные единицы (в качестве координаторов) в комиссии, на территории которых расположены воспитательные колонии: Можайская и Икшанская; специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа: Каширская (для мальчиков) и Чеховская (для девочек) спецшколы. Их основные задачи - обеспечивать межведомственную координацию по решению проблемных вопросов, связанных с воспитанниками и их родственниками с момента поступления в учреждение до их освобождения; решение вопросов их социально-бытового устройства; получение или восстановление документов; оказание и иной правовой помощи.
31 марта 2006 г. проведено заседание Комиссии при Губернаторе Московской области, на котором обсуждались итоги проведения рейда "Безнадзорные дети".
В апреле 2006 г. проведено девять выездных зональных совещаний с представителями комиссий муниципальных районов и городских округов Московской области по вопросу исполнения Закона Московской области "О комиссиях..." в части организации новых составов комиссий и создания самостоятельных структурных подразделений, обеспечивающих деятельность комиссий.
3 мая 2006 г. организовано и проведено заседание Круглого стола с участием представителей областных и территориальных субъектов системы профилактики, Мособлдумы, Главного управления региональной безопасности, Мособлпрокуратуры, Мособлсуда, федеральных и мировых судей, ГУВД Московской области, руководителей следственных изоляторов, воспитательных колоний, уголовно-исполнительных инспекций, Управления федеральной службы исполнения наказаний, Управления федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, Службы судебных приставов, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав городских округов и муниципальных районов Московской области по вопросу внедрения и отработки технологий ювенальной юстиции в Московской области. Подготовлены рекомендации участников Круглого стола.
30 мая 2006 г. проведено очередное заседание Комиссии при Губернаторе Московской области с повесткой дня:
1. "О состоянии и мерах по совершенствованию взаимодействия органов внутренних дел, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, субъектов системы профилактики по розыску детей и подростков, самовольно уходящих из семьи, детских домов, интернатов, приютов и реабилитационных центров. Анализ причин и условий самовольных уходов и их последствий. Эффективность и адекватность подростками социально-педагогической и реабилитационной работы, защиты их прав".
2. "О практике реализации Законов Московской области "О патронате", "Об опеке и попечительстве". Организация разъяснительной работы с населением по внедрению форм семейного устройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей".
3. "Организация работы по подготовке несовершеннолетних к освобождению из следственных изоляторов, Можайской и Икшанской воспитательных колоний, Чеховской и Каширской специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа. Совершенствование мер по решению их социально-бытового устройства после освобождения и профилактике повторной преступности несовершеннолетних".
4. "О подготовке к проведению на территории Московской области межведомственной профилактической операции "Подросток-2006". Анализ итогов предварительного изучения летней занятости несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, детей, оставшихся без попечения родителей".
Совместными усилиями всех заинтересованных ведомств удалось сократить количество преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их соучастии на территории Московской области в 2005 г. на 8,8% (с 3852 в 2004 г. до 3514 в 2005 г.). Сократилось количество особо тяжких, тяжких преступлений, в том числе убийств, умышленных причинений тяжкого вреда здоровью; краж, разбоев. Число лиц-участников уменьшилось на 7,4% (с 3442 до 3186).
За период с 2002 по 2005 г. значительно сократилось число несовершеннолетних, ранее совершавших преступления; вернувшихся из воспитательных колоний. Из них практически в два раза - ранее судимых.
В текущем году сохраняются положительные тенденции. За пять месяцев 2006 г. количество совершенных преступлений сократилось на 6,2%. Удельный вес составил 6,1%.
Несмотря на это, за каждой цифрой трагедия и детские слезы. Впереди много планов, не выполненных, но выполнимых задач...
------------------------------------------------------------------
Название документа