Новые подходы к решению проблем подростковой преступности
(Баев В. Г., Кольцов М. И.) ("Российский следователь", 2006, N 5) Текст документаНОВЫЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ ПОДРОСТКОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
В. Г. БАЕВ, М. И. КОЛЬЦОВ
Баев В. Г., заведующий кафедрой конституционного права Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина.
Кольцов М. И., старший преподаватель кафедры конституционного права Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина.
Доктор уголовного права А. О. Кистяковский в университете Св. Владимира г. Киева в 1878 г. начал свою лекцию следующим примером: "В 1875 году летом случилось мне посетить заседание Петербургского Окружного Суда. Начались судебные прения. В заключение своей речи защитник, к удивлению многих, умолял присяжных произнести не оправдательный, а обвинительный приговор над его клиентом. Защитник, умоляющий признать его клиента виновным, - не правда ли явление несколько странное и необычное! Спросите меня: что за оригинальный был защитник, который просил, вопреки всем обычаям, обвинить его клиента? Ужели он изменил обязанностям своего звания, которые если не повелевают делать из черного белое, то, однако ж, и не дозволяют защитнику способствовать отягчению участи своего клиента? Нет, он был самым добросовестным защитником. Эта странность объясняется тем, что на скамье подсудимых сидел мальчик 13 - 14 лет, рецидивист, который совершил 3 - 4 кражи и успел отсидеть свой срок в тюрьме. Предстояло одно из двух. Оправдай присяжные этого мальчика, он должен был быть выпущен на все четыре стороны - он принадлежал чуть не к бездомным - с тем, чтобы в скором времени опять явиться на скамью подсудимых, может быть, за более тяжкое преступление. Между тем как обвинительный приговор мог быть соединен с постановлением об отдаче испорченного дитяти в колонию для исправления малолетних преступников. Этого-то и добивался добросовестный защитник. В рассказанном случае выражается состояние вопроса о малолетних преступниках - того предмета, изложение которого я намерен представить вашему вниманию" <*>. -------------------------------- <*> Кистяковский А. О. Молодые преступники и учреждения для их исправления. Киев: Университетская типография (И. Завадского), 1878. С. 1 - 2.
Приведенное высказывание известного юриста XIX в. очень точно отражает суть проблемы, которой посвящается данная статья. А именно: как защитить отдельные категории подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, от самих себя и их окружения? Действительно ли мы их оберегаем, давая развиться "криминальным талантам"? Сколько из них признавались сами себе, что "лучше было сесть раньше за менее тяжкое преступление"? Процесс распространения детской безнадзорности, беспризорности и как следствие - преступности становится все более опасным как в России, так и в других странах. По данным газеты "Известия" от 11 февраля 2004 г., в Европе за последние 10 лет количество преступлений несовершеннолетних возросло на 30%, а с начала 1990-х гг. показатели детской преступности в 16 странах выросли более чем в два раза <*>. -------------------------------- <*> См.: Капинус О. С., Додонов В. Н. Возраст уголовной ответственности в праве современных стран // Закон. 2004. N 11. С. 107.
Постоянный рост преступности несовершеннолетних наблюдается и в России. Причин этому много, все они достаточно полно описаны в юридической литературе. Культ жестокости, насилие, пропагандируемые в СМИ, трудные материальные условия семьи наряду с другими причинами оказывают влияние на состояние преступности несовершеннолетних, "в частности на такие ее характеристики, как неблагоприятные темпы роста, опережающие общие показатели преступности в стране (в 2004 г. на 6% по сравнению с предыдущим годом); увеличение числа несовершеннолетних, совершивших преступления (в 2004 г. - 151890 человек), и высокая их доля (12,4%) в общем контингенте преступников. Сегодня подростками чаще, чем взрослыми лицами, совершаются тяжкие и средней тяжести преступления. Увеличивается их доля в совершении особо тяжких преступлений (с 3% в 1997 г. до 4,8% в 2004 г.); складывается устойчивая тенденция роста совершаемых ими насильственных преступлений, нередко отличающихся немотивированной жестокостью (убийств, причинения тяжкого вреда здоровью, похищения людей, изнасилований)" <*>. В 2005 г. подростками совершено 154734 преступления, что на 1,8% больше, чем в прошлом году. -------------------------------- <*> Пантелеев Б. Н. Защита информационных прав подрастающего поколения // Российская юстиция. 2005. N 5. С. 32.
Это только данные по совершенным преступлениям, которые учтены правоохранительными органами. Добавим сюда высокую латентность подростковой преступности. По данным официальной статистики, в России ежегодно совершают преступления около ста тысяч подростков, которым еще не исполнилось 14 лет, из них примерно три тысячи убийств <*>. Другими словами, лица, не являющиеся по уголовному законодательству субъектами преступлений, убивают примерно девять человек в день, и при этом их действия не являются уголовно наказуемыми. -------------------------------- <*> Капинус О. С., Додонов В. Н. Возраст уголовной ответственности в праве современных стран // Закон. 2004. N 11. С. 106 - 110.
Число безнадзорных детей все возрастает. По данным Н. Д. Урбановича, за последние 10 лет число детей, оставшихся без попечения родителей, возросло в России на 40,3%, составив почти 2% всего детского населения <*>. Согласно официальной социальной статистике РФ их около 700 тыс. человек, а по неофициальным данным - до четырех миллионов <**>. Представляется, что ни у одного здравомыслящего человека не вызывает сомнения будущее большинства этих безнадзорных детей. Тот образ жизни, который они ведут и к которому привыкают, окружение, которое воспитывает и формирует их взгляды на жизнь, предопределяют для большинства из них криминальное будущее. Это не открытие - к такому выводу общество пришло уже давно. -------------------------------- <*> Урбанович Н. Д. Соблюдение норм международного права по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних // Российская юстиция. 2005. N 6. С. 66. <**> Королев Ю. А. Профилактика детской безнадзорности и беспризорности в странах СНГ // Журнал российского права. 2003. N 3. С. 71.
В XIX в. А. Богдановский писал: "По выводам уголовной статистики, более 2/3 всех взрослых преступников начало свое преступное поприще с ранней молодости, побуждаемое к тому отсутствием дома и крова и сколько-нибудь сносного руководства, не говоря уже о правильном воспитании" <*>. -------------------------------- <*> Богдановский А. Молодые преступники. Вопросы уголовного права и уголовной политики. СПб., 1871. С. 5.
Цифра в 700 тыс. безнадзорных детей растиражирована всеми средствами массовой информации. Эта информация давалась также в исторических сравнительных аспектах послереволюционного и послевоенного периодов становления нашей страны. Общеизвестно, как была решена проблема детской беспризорности в эти годы. Сегодня усилиями заинтересованных ведомств, СМИ, общественных организаций к проблеме безнадзорности и преступности несовершеннолетних, на наш взгляд, удалось только привлечь внимание власти и общества. Органы государственной власти пытаются решить проблему девиантного поведения детей, вовлечения молодежи в преступную среду и антиобщественную деятельность правовыми средствами и мерами социальной направленности. В ежегодном Послании Федеральному Собранию от 25 апреля 2005 г. Президент РФ В. В. Путин отмечал, что "главный конкурентный капитал, главный источник страны - это ее граждане. Для того чтобы страна стала сильной и богатой, необходимо сделать все для нормальной жизни каждого человека" <*>. -------------------------------- <*> Российская газета. 2005. 26 апр.
Государственной Думой 24 июля 1998 г. принят Федеральный закон N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", 24 июня 1999 г. - Федеральный закон N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Правительство РФ в 1995 г. издало Постановление N 420 "Об утверждении Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением". Принят ряд программ, направленных на улучшение положения детей и подростков. Государственные структуры, работающие с детьми, делают определенные попытки реконструировать существующие учреждения по профилактике детской безнадзорности и подростковой преступности с учетом новых складывающихся условий. Приведение национального законодательства в соответствие с международно-правовыми нормами направлено на обеспечение социальной справедливости для несовершеннолетних. Воспринимая принципы международного права и следуя новым требованиям законодательства, суды вместо назначения уголовного наказания стали чаще применять в отношении несовершеннолетних преступников меры воспитательного воздействия, предусмотренные ст. 90 УК РФ. В 1996 г. в УК РФ появилась норма, предусматривающая уголовную ответственность родителей и лиц, их заменяющих, за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156). В 1998 г. по России зарегистрировано 1969 таких преступлений, в 1999 г. их было зарегистрировано 2116, а в 2000 г. - 2557 <*>. В Тамбовской области по ст. 156 УК в 2000 г. возбуждено 7 уголовных дел, в 2004 г. - 26. То есть проявилась явная тенденция к росту этого вида преступлений. По данным всероссийской статистики, было подготовлено свыше 85 тыс. дел для принятия мер к лицам, не исполняющим родительские обязанности, однако менее 1% таких дел реально дошли до суда <**>. Редкие случаи применения данной нормы в судебной практике оказывают слабое превентивное влияние на родителей, не занимающихся должным образом воспитанием своих детей. -------------------------------- <*> Гуль Н. В. Уголовная ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних // Журнал российского права. 2005. N 3. С. 159 - 163. <**> См.: Там же.
В Российской Федерации, как и в остальных государствах - участниках СНГ, все более опасным становится процесс распространения детской безнадзорности и беспризорности, зачастую приводящих несовершеннолетних в криминальную среду. Эти явления представляют собой один из факторов угрозы национальной безопасности России и всего Содружества <*>. -------------------------------- <*> Королев Ю. А. Профилактика детской безнадзорности и беспризорности в странах СНГ // Журнал российского права. 2003. N 3. С. 71.
Можно согласиться с выводами А. А. Королева, который считает, что причина такого положения "в определенном разрыве между принимаемыми на разных государственных уровнях решениями и практикой, реальностью... И хотя принимаются различные нормативные акты: законы, постановления, инструкции, - значительных сдвигов в этой сфере не видно. Спецшколы, интернаты закрытого типа, кадетские корпуса, молодежные объединения, кое-где детские дома и, наконец, изоляторы тюремного типа - вот сегодняшние пути перевоспитания. Но они - для реальных правонарушителей, состоящих на учете и под наблюдением. Просто бродяг-малолетних, не учтенных нигде, гораздо больше - порядка миллиона. Что с ними делать?" <*>. -------------------------------- <*> Королев Ю. А. Профилактика детской безнадзорности и беспризорности в странах СНГ // Журнал российского права. 2003. N 3. С. 74.
Кроме того, одной из основных причин сложившегося положения, на наш взгляд, является нехватка мест в специальных учебно-воспитательных учреждениях. закрытого типа и малое количество этих учреждений. Газета "Известия" пишет по этому поводу: "В России немало регионов, в том числе столица Российской Федерации Москва, где вообще нет спецшколы или спецучилища закрытого типа, куда можно поместить малолетнего убийцу. В результате их просто отпускают на все четыре стороны, что, с точки зрения РОО "Право ребенка", также является чудовищным нарушением прав ребенка, очевидным пренебрежением обязанностями по его воспитанию" <*>. -------------------------------- <*> Речкалов В. Убийства для начинающих // Известия. 2004. 11 февр.
В Тамбовской области таких учреждений также нет. В связи с этим сотрудники Центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП) УВД Тамбовской области подчас длительное время не могут исполнить постановление суда о направлении несовершеннолетнего в учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. Так, например, несовершеннолетний И. В. Коновальцев 2 августа 2005 г. Мучкапским районным судом Тамбовской области был направлен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа сроком на три года. До фактического направления в специализированное учреждение согласно приговору суда он был помещен в ЦВСНП сроком на 30 суток. Однако, как того требует закон, в срок до 20 дней путевки в спецучреждение закрытого типа не было получено, в связи с чем 1 сентября 2005 г. сотрудники милиции были вынуждены передать его родителям. Такие случаи не единичны, и поэтому суды не торопятся применять положения ст. 92 УК к несовершеннолетним. За 2004 г. из 351 несовершеннолетнего, поступившего в ЦВСНП Тамбовской области, только пять человек направлены в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. В сложившихся условиях нужны радикальные масштабные меры, которые должны быть подкреплены соответствующими материальными ресурсами. Существенно снизить масштабы детской беспризорности и уровень подростковой преступности позволило бы создание значительного количества специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого и открытого типов. Такими учреждениями могли бы стать училища для мальчиков, созданные по типу Суворовских <*>, которые были незаслуженно забыты и воссозданы в некоторых крупных городах в 1996 г. -------------------------------- <*> Суворовские военные училища - средние закрытые военные учебные заведения. Готовят воспитанников к поступлению в вузы Вооруженных Сил РФ. Комплектуются подростками 15 - 16 лет, окончившими 8 (сейчас 9 классов). Срок обучения два года. Советский энциклопедический словарь, 1984. С. 1279.
Ниже рискнем привести свое мнение о необходимости и некоторых критериях создания таких учреждений, насколько это возможно в рамках статьи. Специализированные военно-воспитательные училища (интернаты) могут быть созданы в двух вариантах: для детей с девиантным поведением, уже совершавших общественно опасные деяния, - закрытого типа, а для детей, брошенных родителями, утративших семейные, родственные и социальные связи, сирот и других категорий, попавших в поле зрения правоохранительных органов, - открытого типа. Основными задачами таких училищ (интернатов), кроме тех, что указаны в ст. 2 Федерального закона от 9 июня 1999 г. N 120 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", должны быть: - содержание в училищах воспитанников до 18 лет для того, чтобы они сразу после училища могли быть призваны на службу в ряды Российской Армии; - военная и физическая подготовка воспитанников с целью их подготовки к службе в рядах Вооруженных Сил РФ; - получение общего среднего образования с тем, чтобы дать им возможность для поступления в военные и гражданские вузы. Для исполнения этих задач требуется внести изменения в УК РФ. Из ч. 2 ст. 92 УК слова "но не более чем на три года" исключить, тем более что ч. 3 данной статьи позволяет суду сократить срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении, если судом будет признано, что несовершеннолетний не нуждается более в применении принудительных мер воспитательного воздействия. Обратим внимание, что предельный срок пребывания (три года) в данном учреждении законодатель ничем не мотивирует. Таким образом, пребывание в спецучреждении подростка до достижения им совершеннолетия позволит ему иметь постоянное, надежное место жительства, а осуществляемый за ним контроль позволит уберечь его от криминальной среды. Оптимальный возраст для приема мальчиков в такие училища - 11 - 13 лет. Представляется, что такой возраст приема обусловлен следующими причинами: - в этом возрасте подростки только начинают попадать под влияние старших и приобщаться к криминальной среде и совершать правонарушения <*> - следовательно, их легче будет вывести из социально опасного положения; -------------------------------- <*> Данные о преступности несовершеннолетних в Тамбовской области подтверждают, что подростками в 14 - 15 лет совершается в два раза меньше преступлений, чем в 16 - 17 лет. В 2000 г. первые совершили 449 преступлений, вторые - 817; в 2004 г. соответственно 289 и 620. См.: Преступность и правопорядок в Тамбовской области: Статистический аспект. Статистический сборник. Тамбов, 2005. С. 36 - 39.
- исходя из действующего законодательства государство не может адекватно реагировать на общественно опасные деяния, совершенные в этом возрасте, так как спецшкол и других учреждений, куда можно поместить данную категорию детей, не хватает; - эти подростки будут легче адаптироваться в новых условиях в силу того, что, начав бродяжничать, воровать или попрошайничать, они не успевают еще привыкнуть к подобному образу жизни; - подростка этого возраста легче увлечь идеей воспитания из него настоящего воина и привить ему необходимые навыки поведения. Программа для обучения в таких училищах должна быть разработана специалистами заинтересованных ведомств. Она должна быть интересной и увлекательной для подростка с самого начала его поступления в такое учреждение. Уже с первых лет обучения воспитанникам необходимо преподавание основ военного дела. Изучение тактико-технических данных современного оружия, его сборка, разборка, чистка сможет пробудить интерес к овладению военным искусством. В средних и старших классах наряду с общеобразовательными дисциплинами могут проводиться занятия в тирах, а также изучаться основы армейских специальностей. Квалифицированно разработанная программа физвоспитания также будет способствовать быстрейшей адаптации несовершеннолетних в учреждении, воспитанию в них мужественных черт характера, позволит привить увлеченность к спорту, развить физические данные. Если к вышеперечисленному добавить умело поставленную организацию соревнований в спорте, труде и учебе, то вся энергия подростков будет направлена на созидание, а не на разрушение. Поэтому с уверенностью можно сказать, что внедрение такой программы обучения в училище позволит воспитать из потенциальных преступников полезных членов общества, поможет с первых дней заинтересовать воспитанников новым для них делом. Без соответствующей материальной базы организация этого дела бессмысленна. Потребуются жилые помещения для воспитанников, учебные классы, спортивный зал, спортплощадка, оборудование, подсобные помещения. Такие комплексы не обязательно строить заново. Под эти учреждения можно перепрофилировать отдельные специальные профессиональные училища закрытого типа, приспособить здания бывших ПТУ, общеобразовательных школ и др. Только в Тамбовской области за истекший год в результате сложившейся демографической ситуации закрыто 30 школ. Решающая роль в воспитании и обучении несовершеннолетних в таких учреждениях должна отводиться педагогическому коллективу. И здесь традиционный подход невозможен. Кроме преподавателей общеобразовательных дисциплин нужны кадры бывших военнослужащих, сотрудников МВД. Использование таких специалистов позволит наряду с преподаванием специализированных предметов поддержать дисциплину на должном уровне. Посильный труд должен присутствовать на всех этапах обучения подростка, что станет определяющим критерием воспитания нормального, законопослушного гражданина. Это признавалось воспитателями молодых правонарушителей в разных странах во все времена. Так, например, А. Богдановский писал об образцовой французской колонии XIX в. для малолетних преступников: "Сверх того есть в колонии разные мастерские, в которых воспитанники упражняют и развивают свои различные способности, удовлетворяя в то же время и этим своим трудом нуждам заведения" <*>. В обязательном порядке необходимо обратиться к опыту А. С. Макаренко в массовом перевоспитании детей-правонарушителей в трудовой колонии. -------------------------------- <*> Богдановский А. Молодые преступники. Вопросы уголовного права и уголовной политики. СПб., 1871. С. 272.
И конечно, процесс воспитания должен проходить в тесной связи с ближайшими воинскими частями. Воинские подразделения могут и должны стать шефами-наставниками таких училищ. Взаимопосещение воспитанников и военнослужащих необходимо превратить в норму жизни для обеих сторон. Режим пребывания в таких училищах также необходимо тщательно продумать. Нельзя допускать излишней изоляции воспитанников, особенно в учреждениях для детей сирот и беспризорных. Доступным в любое время должно быть посещение воспитанников родственниками и другими лицами. Выезды или выходы воспитанников на различные мероприятия под контролем педагогов также будут способствовать более успешной их интеграции в общество. В старших классах воспитанникам могут предоставляться увольнения. При создании соответствующих условий такие учреждения должны стать домом для этой категории детей. Не берусь обсуждать материальную сторону создания таких училищ. Это должны сделать специалисты. Но думаю, что деньги на реализацию этой идеи государство найти сможет, тем более что материальные средства на этих подростков все равно тратятся даже в том положении, в котором они находятся сейчас. Это затраты на их содержание, обучение и воспитание в других специализированных учреждениях, колониях, общеобразовательных школах, пособия родителям-пьяницам и т. д. Если государство сейчас не найдет средств для воспитания из несовершеннолетних своих защитников, то оно в скором времени потратит эти деньги на их перевоспитание в местах лишения свободы. Несомненным кажется, что Министерство обороны должно быть более всех заинтересовано в реализации идеи создания вышеописанных учреждений для несовершеннолетних, так как формула "училище - срочная служба - контрактная служба" должна стать очень привлекательной для этого ведомства в современных условиях. И действительно, куда идти выпускнику училища после срочной службы в армии, если в родительском доме его никто не ждет, а часто и дома-то у него нет. Ясно каждому, что увлеченный каким-либо делом, приученный к дисциплине подросток не склонен к совершению правонарушений. Это хорошо понимают сотрудники МВД. Поэтому их интерес в создании таких училищ налицо. Министерство образования много сил и средств тратит на работу с трудными подростками. Оно также должно быть заинтересовано в том, чтобы высвободить данную категорию несовершеннолетних из-под влияния улицы. Дело за малым - собрать за одним столом представителей трех ведомств: Минобороны, МВД и Министерства образования. Кто возьмется?
------------------------------------------------------------------
Название документа