Исторический опыт призрения детей-сирот в России

(Мишутинская О. В.)

("История государства и права", 2006, N 4)

Текст документа

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПРИЗРЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ В РОССИИ

О. В. МИШУТИНСКАЯ

Мишутинская О. В., адъюнкт 3-го курса з/о СПб. Университета МВД России, старший лейтенант милиции, старший референт С-3 УВДТ МВД России.

Благотворительность в России известна с Х в., со времени принятия христианской религии. Самая распространенная форма личной благотворительности в то время была милостыня: раздавались деньги, предметы домашнего обихода, утварь. Духовенство строило богадельни, госпитали, училища для мальчиков и девочек. Еще в XII в. монахи опускали за стены монастырей специальные корзины, сплетенные из ивняка, для того, чтобы бедные, несчастные, страдающие матери могли положить туда свое дитя, которое они не могут спасти от голода и нищеты. В храмах, приходах хранились "всемирные коробки", куда складывались все церковные деньги. Из "всемирной коробки" выдавались ссуды нуждающимся прихожанам, иногда безвозвратно. Около храма ютились дома - "кельи для нищих", где содержались на церковные деньги сироты, престарелые, убогие.

В 1862 г. был создан первый в русской истории письменный акт, устанавливающий начала общественной помощи нуждающимся. Все нищие были разделены на категории - неработоспособные и "могущие работать", особо были выделены дети. К каждой категории применялись свои меры. Призрение детей признавалось особо важным. Рекомендовалось создавать "особые дворы", в которых дети обучались бы грамоте и ремеслам.

Нововведением Петра I было признание обязанностей государства по отношению к призрению нуждающихся: солдат, детей, больных, дряхлых. Средства предполагалось брать из монастырей, а также "у всяких чинов вычитать на каждый год от каждого рубля по копейке и деньги отдавать определенным из военной коллегии комиссарам". Петр I признавал за государством право создавать обязательные нормы в области призрения и требовать их выполнения. По требованию властей призрение детей должны были взять на себя местные органы (городские монастыри и селения), монастыри также должны были принимать участие в призрении детей.

Вопрос о подкидышах - тайных и явных - Петр I разрешил в пользу самого гуманного - тайного приноса и требовал, чтобы матери незаконных детей "не забрасывали, не отметывали их в непристойные места", а приносили к "госпиталям и клали тайно в окно, дабы приносимых лица не было видно".

При Екатерине II создаются сиротские дома, детские приюты, народные школы.

На Первом съезде благотворительности в 1910 г. особое внимание уделялось проблемам детского нищенства. В конце XIII в. в России было 4959 благотворительных учреждений и обществ. Из них 1276 детских, в том числе 769 детских приютов (146 в Санкт-Петербурге). Около 300000 мальчиков и девочек в течение года пользовались благотворительностью.

Благотворительные общества и учреждения были распределены между 11 министерствами, которые несли ответственность за призрение. Одним из крупных благотворительных ведомств было Ведомство Учреждений Императрицы Марии, основанное в 1791 г. Император Павел I поручил начальствование воспитательными домами своей жене императрице Марии Федоровне. Система детских учреждений этого Ведомства была, разветвленной:

- императорский Санкт-Петербургский Воспитательный Дом, цель его деятельности - "призревать", вскармливать, воспитывать и заботиться о питомцах в течение всей их жизни;

- императорские женские патриотические курсы осуществляли призрение детей женского пола и содержали 7 школ с интернатами, 8 школ для приходящих и 1 рукодельню;

- ведомство детских приютов "призревало детей обоего пола без различия званий, вероисповедования, сословия, происхождения". Ведомство имело свой печатный орган "Вестник благотворительности", доход от издания которого обращался на пользу детских приютов;

- Санкт-Петербургский Совет детских приютов призревал детей в 23 приютах для приходящих, в 6 сиротских (мальчиков от 6 до 12 лет, девочек от 6 до 17 лет). Объем учебного курса соответствовал программам городских училищ, причем успешно прошедшие его мальчики получали право на льготу по отбыванию воинской обязанности. Девочки при успешном окончании определялись на службу помощницами смотрительниц приютов;

- лечебными заведениями Ведомства были Николаевская детская больница, детская больница принца Петра Ольденбургского, Елисаветинская клиническая больница для малолетних детей;

- попечительства императрицы Марии Александровны о слепых и глухонемых имели целью "призрение, воспитание, обучение, подготовленность к самостоятельной деятельности".

Другое крупное благотворительное общество - Императорское человеколюбивое общество - имело 57 учебно-воспитательных заведений, целью которых было "оказывать помощь бедным без различия пола, возраста, звания, вероисповедования, при всех проявлениях нужд". Кроме того, попечительство платило за некоторых малолетних детей в приюты и школы других ведомств и выдавало пособия бедным семействам на прокормление и воспитание детей, не достигших 12-летнего возраста.

Имело свои благотворительные учреждения и Российское общество Красного Креста. На 1896 г. общество призрело 243 ребенка.

Сословные благотворительные учреждения поддерживались частными лицами для призрения сирот того или иного сословия. Дом призрения содержал малолетних сирот купеческого звания. Имело детский приют и мещанское общество. Петербургское ремесленное общество имело свой приют-школу на 260 детей. Был открыт сиротский дом для призрения круглых сирот офицерского звания.

Общество попечения о слепых, глухонемых, калеках, идиотах и эпилептиках содержало приюты-школы для детей. Таких приютов было три: два для детей-идиотов и эпилептиков и один для калек.

Благотворительные общества при больницах содержали детей больных родителей в приютах и убежищах. При городских родильных приютах существовали общества, целью которых была "нравственная поддержка бедным роженицам и их детям". В ведении общества состоял небольшой детский приют.

Общество попечения об освобожденных из тюрьмы и о семьях заключенных имело приюты для арестантских детей на время содержания их родителей под стражей (отдельно для мальчиков и девочек) и убежища для малолетних, вышедших из тюрьмы или оправданных судом.

Существовало Общество попечения о бедных и больных детях - "Синий крест". Общество имело 29 учреждений. При обществе существовал отдел защиты детей от жестокого обращения. В 6 яслях призревалось 235 детей; в разных убежищах и приютах - 515; в убежищах для защиты детей - 27; в приютах для больных - 80; в крестьянские семьи было отдано 65 детей (данные на 1896 г.).

Общество для пособия бедным женщинам имело 4 убежища для детей работниц и один ночлежный приют.

Существовали и другие благотворительные общества, которые занимались детской благотворительностью.

В начале ХХ в., по данным статистики, количество "лишних" для родителей детей (подкидывание, оставление на произвол) резко возросло. Для борьбы "с таким ненормальным и противоестественным положением, обещающим повлечь за собой для всей нации большие беды, - говорилось на II съезде благотворительности в 1914 г.: необходимо прежде всего учредить и развивать при городах и земствах местные попечительства малого района". Открытие попечительств - это крупное нововведение в российском законодательстве, так как оно позволило организовать благотворительную деятельность на возможно малой территории и объединить громадные добровольные силы.

К этому времени система помощи, основанная на создании крупных воспитательных домов, изжила себя, так как не дала желательных результатов и была слишком обременительной. Попечительства же - это децентрализация помощи нуждающимся.

На обязанность местных попечительств возлагалось две задачи: выявление местной нужды и непосредственное оказание своевременной помощи. Средства попечительства составляли ассигнования от земства или города, пожертвования и другие поступления.

Попечительства, союзы попечительств ежегодно составляли предварительную смету на нужды благотворительности, на основании которой составлялась общая уездная смета.

Принятая на Руси система тайного приноса детей в XX в. признавалась уже не только не пригодной, но и вредной. И напротив, считалось вполне нормальным положением, когда семья, не могущая воспитывать ребенка на свои средства, обращалась к попечительству, которое и оказывало надлежащую помощь.

Помощь попечительства в сохранении семьи заключалась в выделении пособий, организации юридической помощи для получения средств с отца, разыскивании матерей подкидышей. В отдельных случаях попечительский совет разрешал матери жить какое-то определенное время в приюте, ухаживая за своим ребенком и выполняя какую-нибудь работу для приюта.

В 1916 г. на III съезде благотворительности был поставлен вопрос о необходимости осмыслить все дело благотворительности, и в первую очередь детской. Какие формы призрения детей выработаны практикой? Этот вопрос требует к себе самого внимательного отношения, потому что от удачного или неудачного разрешения его зависит, получит ли общество в лице выросших сирот полезных членов или новую обузу, с которой оно не развяжется в течение жизни, может быть, нескольких поколений.

Какие же формы призрения детей выработаны практикой на начало ХХ в.?

Самая простая форма призрения - призрение в приютах. Дети в приютах живут вне естественных условий жизни. Взрослые, обучающие и воспитывающие их, не связаны с ними нитями естественной родственной любви. Дети живут замкнутой жизнью своего приюта, вне возможности наблюдать опыт жизни других людей. В России первым таким учреждением для детей считают приют, открытый в 1707 г. Новгородским митрополитом Новой. В период правления Петра I появляются "сиропитальные госпитали" - приюты для детей-подкидышей. В XVIII в. появляются два воспитательных дома, в Москве (1767 г.) и в Петербурге (1770 г.). Строй жизни в этих крупных приютах определялся "Генеральным планом императорского Воспитательного Дома", составленным видным деятелем просвещения того времени И. П. Бецким, при участии известного русского педагога А. А. Барсова.

В XIX в. появились и стали развиваться приюты различных типов. Известны три типа приютов "Самый старший" - казарменный приют, где одновременно призревалось от 100 до 1000 детей. Дети спали в общих спальнях, обедали в общих столовых, занимались в зависимости от возраста в приютском детском саду, в приютской школе или мастерских. Скопление такого количества детей под одной крышей пагубно влияло на нравственное, умственное и физическое развитие ребенка. Жизнь его принимала механические формы, нивелирующие индивидуальность. Внешний порядок поддерживался строгой дисциплиной, соблюдением обязательных правил в каждой мелочи. Воспитанники жили по команде без тепла и уюта.

Ежегодно Московский и Санкт-Петербургский воспитательные дома принимали до 2000 детей. Огромная смертность (50 процентов к концу XVIII в.) детей в этих учреждениях привела к появлению такой формы призрения, как патронирование - раздача детей на воспитание, преимущественно в крестьянские семьи. Сами воспитательные дома были децентрализованы и превратились в ряд органически связанных между собой благотворительных учреждений.

На смену приютам казарменного типа пришли поселковые приюты. Они располагались на окраине города или вдали от города. Дети жили в домиках группами 15, 20, 25 человек. Каждой группой руководила воспитательница, как бы "мать семьи". Дети посещали общую для всех школу, общие мастерские, общую церковь; но спальни, комнаты дневного пребывания, столовые у каждой группы были свои. Около каждого домика был огород, сад, птичий двор. Группы состояли из детей разного пола и возраста. Но и здесь дети были отрезаны от остального мира, и здесь они подчинялись строгому надзору и дисциплине. Тем не менее жизнь в поселковых приютах была ближе к естественной, домашней, нежели в казарменных.

Наилучшей из всех систем устройства приютов была система "разбросанных домов". Поселок разбивался на отдельные дома, разбросанные между домами остального населения. В каждом домике жили 8, 10, 12 детей обоего пола и разного возраста. Распоряжалась жизнью домика приемная мать. Дети не носили формы, принимали участие в уличных играх, ходили в гости, принимали у себя. В России такой вид приюта воплотился более всего в трудовых колониях. Идея таких колоний: труд - средство обеспечения самосуществования, средство полезного времяпрепровождения, средство достижения воспитательных задач.

Стремление поставить детей-сирот в наиболее естественные условия воспитания привело к "семейному патронату". Патронат, или патронатное призрение,- это пришедшая в Россию из Западной Европы форма вскармливания и выхаживания брошенных грудных детей. Брошенные дети поступали в приют, где находились 2 - 3 месяца для определения состояния здоровья, а затем здоровые дети отправлялись в патронат (на вскармливание в семью), а больные - в специальные лечебницы. Предпочтительнее было отдавать детей в семьи бездетные или малодетные, более или менее состоятельные,- но на практике детей больше брали бедные крестьянские семьи, так как плата земства за ребенка составляла подспорье семьи. В системе такого патроната велика была роль земских врачей - учителей по привитию гигиенических навыков, культуры быта населению.

Помимо сельского были и другие формы патроната. Например, дети раздавались городским жительницам на грудное вскармливание на дому. По достижении ребенком годовалого возраста (в некоторых губерниях 5 - 6 лет) его возвращали из патроната в приют или усыновляли. Учитывая низкий уровень культуры населения, а подчас и корыстные побуждения, общественность России принимала возможность семейного патроната лишь при условии строгого и постоянного контроля над жизнью питомцев.

Особого внимания заслуживала такая форма призрения, как искусственная семья. Это еще одна попытка приблизить обстановку призрения детей к естественным формам жизни. Искусственная семья по своей конструкции представляла нечто среднее между семейным патронатом и мелкими приютами. Для создания искусственной семьи выбиралась мать. Необходимые качества избранной матери: одинокая, простого звания, зарекомендовавшая себя сердечностью и добросовестностью на службе (в приютах, больницах, школах) и заслуживающая доверия органов общественного призрения.

Выбранной матери вверялось небольшое число питомцев (от 3 до 5 детей), отпускалась определенная сумма. Мать "обязана была дать питомцам помещение, одежду, продовольствие и свой труд". В такой семье могли быть дети разного пола и возраста. Семья становилась домом питомцев, и, выходя в самостоятельную жизнь, они сохраняли с ней связь. Питомцы вместе с "матерью" должны были заботиться о быте, о том, как на скудные средства свести концы с концами, о приготовлении пищи, о ремонте одежды, а подчас и о том, как подзаработать для увеличения бюджета семьи. Это все приближало воспитание детей в семье искусственной к воспитанию в естественных условиях, и, как правило, избавляло от изолированности, отчужденности от реальной жизни, что присуще приютскому воспитанию.

В Петербурге и других частях России получили распространение детские благотворительные учреждения - "домашние очаги". Это семьи из небольшого числа детей-сирот с названной матерью во главе. Мать-надзирательница, стоящая во главе и воспитывающая детей, жила с ними общей трудовой жизнью, делила и заботы, и радости, как с родными детьми. Ела она непременно с детьми приготовленную ими пищу. Специального штата (нянек, кухарок, сторожей и т. д.) не было. Дети обслуживали себя сами. Дежурные по кухне готовили обед, мыли посуду, дежурные по дому убирали помещение. Мать помогала им советами и указаниями, лишь иногда приглашая женщину для исполнения тех работ, которые физически не под силу самим детям. Дети сами шили одежду и даже обувь. Учились воспитанники в городской школе, а по окончании ее посещали дополнительные классы. Днем мать-надзирательница занималась с малышами, а вечером вся семья собиралась вместе: читали, беседовали, рисовали, занимались гимнастикой и ручным трудом.

Система обучения и воспитания в "очагах" пользовалась известностью: девочки считались завидными невестами - грамотными, хорошими хозяйками.

Основная задача в деле призрения - сохранить жизнь ребенка и дать ему семью - естественно, призвала к жизни патронатное призрение и усыновление безродных детей.

Усыновление - единственный социальный институт, предоставляющий ребенку семью в полном объеме. При усыновлении отношения между ребенком и усыновителем (и родственниками усыновителя) устанавливаются навсегда. Поэтому правильному решению вопроса об усыновлении придается исключительно большое значение.

------------------------------------------------------------------

Название документа