Правовой статус приемных родителей

(Фетисова О. В.) ("Право и политика", 2005, N 3) Текст документа

ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ

О. В. ФЕТИСОВА

Фетисова Оксана Владимировна - аспирантка кафедры семейного права Российского государственного социального университета.

В юридической науке под правовым статусом, как правило, принято понимать систему прав и обязанностей, которые предоставлены личности в силу закона <*>. Согласно данному определению под правовым статусом приемного родителя следует понимать определенную совокупность прав и обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, которые необходимы и достаточны для осуществления воспитания, образования, материального обеспечения приемного ребенка, а также защиты его прав и охраняемых законом интересов в качестве законного представителя во всех областях и перед всеми третьими лицами (физическими и юридическими), которые он приобретает в связи с заключением договора о передаче ребенка в приемную семью. Моментом приобретения прав и обязанностей родителем-воспитателем является момент заключения указанного договора. -------------------------------- <*> См.: Витрук Н. В. Правовой статус личности в СССР. М., 1985. С. 7 - 11; Теория государства и права / Под ред. Г. Н. Манова. М., 1995. С. 233; Теория государства и права / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М., 1999. С. 231 - 232; Теория государства и права. М., 1974. С. 587. Отметим, что многие авторы более широко понимают правовой статус, включая в его определение, помимо прав и обязанностей, еще и другие элементы: гарантии субъективных прав и обязанностей (Лепешкин А. И. Правовое положение советских граждан. М., 1966. С. 3 - 11), гражданство (Щетинин Б. В. Гражданин и социалистическое государство // Советское государство и право. 1975. N 2. С. 4), правоспособность и принципы (Воеводин Л. Д. Содержание правового положения личности в науке советского государственного права // Советское государство и право. 1965. N 2. С. 42 - 50), ответственность (Венгеров А. Б. Теория государства и права. М., 1998. С. 599).

Договор о передаче ребенка в приемную семью является типичным примером договора в пользу третьего лица. Соответственно, налицо три его участника: орган опеки и попечительства и приемный родитель являются его сторонами, а в качестве третьего лица, т. е. лица, в отношении которого совершаются все юридически и фактически значимые действия, выступает ребенок, переданный в приемную семью. Указанные субъекты с момента вступления договора в силу становятся носителями определенных прав и обязанностей в отношениях друг с другом. В связи с этим мы можем говорить о том, что родитель-воспитатель приобретает права и обязанности, с одной стороны, по отношению к органу опеки и попечительства, а с другой - к принятому на воспитание несовершеннолетнему ребенку. Права и обязанности приемного родителя по отношению к своему воспитаннику характеризуются следующими чертами: - носят срочный характер. Основанием возникновения прав и обязанностей родителя-воспитателя, как отмечалось, является заключение договора о передаче ребенка в приемную семью. Их прекращение также связано с договором, но только с его расторжением. Предельный срок, на который он может быть заключен, - достижение приемным ребенком совершеннолетнего возраста или приобретение им одним из предусмотренных законом способов дееспособности в полном объеме (вступление несовершеннолетнего в брак, эмансипация). Отметим, что данное обстоятельство роднит приемного родителя с другими законными представителями. В частности, как указано в п. 2 ст. 61 СК РФ, права родителя в отношении собственного ребенка прекращаются по тем же основаниям. Права и обязанности опекуна перестают существовать по достижении подопечным четырнадцати лет, а попечителя - когда его воспитаннику исполнится восемнадцать лет; - предоставленные приемным родителям права одновременно являются и их обязанностями (например, воспитание несовершеннолетнего есть право и одновременно обязанность). Данное обстоятельство можно отнести и к другим законным представителям; - права и обязанности приемного родителя корреспондируют соответствующим правам приемного ребенка (например, право ребенка на семейное воспитание (ст. 54 СК РФ) соответствует праву и обязанности приемного родителя на его воспитание (п. 1 ст. 150 СК РФ) или право ребенка на общение со своими родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ) порождает обязанность родителя-воспитателя не препятствовать такому общению (п. 3 ст. 150 СК РФ)); - реализация прав и обязанностей приемных родителей (родителей и других законных представителей) не должна осуществляться вразрез с интересами несовершеннолетнего ребенка; - ненадлежащее осуществление прав и обязанностей или уклонение от их выполнения является основанием для привлечения приемных родителей, а равно родителей, других законных представителей к различным видам юридической ответственности (уголовной, административной, семейной). Санкции носят личный неимущественный характер, однако они различаются между собой в зависимости от того, кто выступает в качестве законного представителя несовершеннолетнего ребенка. Так, к примеру, родители могут быть лишены родительских прав или ограничены в них, опекуны (попечители) отстранены от выполнения опекунских обязанностей, а с родителями-воспитателями договор о передаче ребенка в приемную семью расторгается. Права и обязанности родителя-воспитателя можно разделить на общие и специальные. К первым относятся те, которые характерны для всех без исключения законных представителей, а именно: родителей, усыновителей, опекунов, попечителей. Наличие специальных прав и обязанностей обусловлено особенностями института приемной семьи. При рассмотрении правового статуса приемного родителя основополагающим будет являться закрепленное в п. 3 ст. 153 СК РФ положение, согласно которому приемные родители обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). Данная норма отсылает нас к ст. 150 СК РФ, а также к ст. 36, 37 ГК РФ. В ст. 150 СК РФ зафиксированы личные права и обязанности опекуна (попечителя), а значит и приемного родителя в отношении своего воспитанника, которые можно разделить на две группы: права и обязанности по воспитанию подопечных детей и права и обязанности по защите их прав и законных интересов в качестве законных представителей. К первой группе можно отнести такие права и обязанности, как: право (обязанность) на воспитание, право (обязанность) на образование приемного ребенка и пр. Вторую же составляют те из них, которые предоставляют право приемным родителям выступать в защиту интересов - как личного, так и имущественного характера - несовершеннолетнего. Воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, является одним из базовых прав приемного родителя. В самом общем виде данное право ничем не отличается от права и обязанности родителей по воспитанию своих детей. Воспитание как родных, так и приемных детей предполагает целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных), необходимых для развития маленького человека, формирования у него системы качеств личности, взглядов и убеждений <*>. -------------------------------- <*> Организация работы с приемными семьями, взявшими на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей / Под общ. ред. Г. И. Гусаровой. Самара, 1998. С. 97.

В процессе воспитания приемные родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. При выборе способов воспитания недопустимо пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатация детей. Важнейшим сопутствующим элементом воспитательного процесса является образование ребенка. Образование представляет собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней. В соответствии с п. 4 ст. 43 Конституции РФ родители или лица, их замещающие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Основное общее образование предполагает окончание девяти классов общеобразовательной школы или приравненного к ней другого образовательного учреждения. Согласно ст. 52 Закона РФ об образовании родители, а также иные законные представители несовершеннолетнего имеют следующие права в этой сфере: - выбрать форму обучения (очную, очно-заочную (вечернюю), заочную; семейное образование, самообразование, экстернат - п. 1 ст. 10 Закона об образовании); - выбрать образовательное учреждение; - защищать права и законные интересы ребенка в области образования; - принимать участие в управлении образовательным учреждением; - дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Родители-воспитатели, принявшие на воспитание ребенка-инвалида, в области образования наделяются дополнительными возможностями. Прежде всего приемные родители вправе рассчитывать на рекомендации, а при необходимости и на содействие в выборе учебного заведения. В том случае, если обучение детей, неспособных по состоянию здоровья временно или постоянно посещать общеобразовательное учреждение, с согласия приемного родителя оно может быть организовано на дому. Образовательное учреждение обеспечивает посещение ребенка-инвалида специалистами из числа педагогических работников, которые оказывают ему методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ; осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию; выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании. Приемные родители вправе приглашать преподавателей из других образовательных учреждений, а также осуществлять их воспитание и обучение на дому самостоятельно <*>. -------------------------------- <*> См.: Постановление Правительства РФ от 18.07.1996 N 861 "Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях".

Приемные родители, взявшие на воспитание детей дошкольного возраста, вправе помещать их в соответствующие образовательные учреждения (детские сады) на общих основаниях (п. 18 Положения о приемной семье). Еще одним составным элементом воспитания является обязанность приемного родителя заботиться о здоровье своего подопечного ребенка, его физическом и нравственном развитии (п. 1 ст. 150 СК РФ). Забота о здоровье ребенка предполагает содействие в получении им квалифицированной медицинской помощи, в том числе психологической, диспансеризацию ребенка и другие действия, направленные на сохранность и укрепление его здоровья. Под физическим развитием следует понимать процесс формирования здорового организма ребенка, для этого ему должно быть обеспечено надлежащее питание, одежда, условия для проживания и отдыха и т. д. <*>. Нравственное же развитие предполагает процесс формирования духовных и душевных качеств ребенка <**>. -------------------------------- <*> Беспалов Ю. Ф. Защита гражданских и семейных прав ребенка в Российской Федерации: Учебно-практическое пособие. М., 2004. С. 95. <**> Там же. С. 97.

Таким образом, можно заключить, что права и обязанности приемного родителя в области воспитания и образования несовершеннолетнего аналогичны тем, которые осуществляют другие законные представители, в частности, родители в отношении собственных детей. Разница состоит лишь в том, что если родители разрешают все вопросы, возникающие при воспитании своих детей, исключительно самостоятельно (никто не имеет права вторгаться в эту область взаимоотношений родителей и детей, кроме случаев, когда родители своими действиями или бездействием наносят вред ребенку), то приемные родители в силу того, что они уполномочены государством на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны прислушиваться к рекомендациям органа опеки и попечительства. Данное утверждение справедливо и для опеки (попечительства). В связи с этим возникает вопрос: а обязательны ли подобные рекомендации для исполнения родителями-воспитателями? Нам представляется, что такие рекомендации не могут иметь решающего значения, а, соответственно, их неисполнение не может служить основанием для расторжения договора о передаче ребенка в приемную семью. Орган опеки и попечительства, не зная индивидуальных особенностей личности, характера приемного ребенка, может дать лишь совет общего характера. Только родитель-воспитатель, ежедневно общаясь с ребенком, может найти особый подход к нему, выбрать оптимальный способ воспитания и общения, не соответствующий рекомендациям органа опеки и попечительства. Нельзя забывать, что все вопросы, касающиеся воспитания и образования, должны разрешаться с непосредственным участием самого воспитанника, но учет его мнения в данном случае желателен, но не обязателен для приемных родителей (ст. 57 СК РФ). В связи с этим можно предположить, что между родителем-воспитателем и приемным ребенком могут возникнуть разногласия, например, по поводу выбора образовательного учреждения, формы обучения и т. д. В этом случае представляется возможным применение п. 2 ст. 56 СК РФ, согласно которому ребенок, не достигший четырнадцати лет, вправе самостоятельно обратиться за защитой своих прав и законных интересов в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет - в суд. Далее отметим, что на практике с трудом можно представить, что восьми - или десятилетний ребенок может знать, какие органы способны помочь ему и где они находятся. По мнению профессора А. М. Рабец, дети по таким вопросам могут контактировать с учителями, воспитателями детских учреждений и т. п. <*>. А уже этим лицам вменяется в обязанность довести до сведения органа опеки и попечительства об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов со стороны приемных родителей и других законных представителей (п. 3 ст. 56 СК РФ). -------------------------------- <*> Рабец А. М. Семейное право: Курс лекций. Белгород, 1998. С. 130.

Поскольку, как нам представляется, договор о передаче ребенка в приемную семью должен заключаться с одним из супругов, то права и обязанности в отношении приемного ребенка, соответственно, возникают только у него одного. В то же время другой супруг в силу объективных причин (совместное проживание и пр.) не может не соприкасаться с нуждами несовершеннолетнего воспитанника. При необходимости он вправе оказывать практическую помощь и давать советы при решении всех вопросов, возникающих в процессе воспитания и образования ребенка, но его права и обязанности в отношении последнего ограничены лишь рекомендациями морально-этического свойства. Супруг - приемный родитель, как обязанное по договору лицо, несет ответственность за принятые решения и совершенные действия другим супругом в отношении приемного ребенка, как за свои собственные. Представляется правильным законодательно урегулировать данное положение. Надлежащее выполнение родителем-воспитателем функций по воспитанию приемного ребенка предполагает постоянное общение, которое может быть обеспечено только при их совместном проживании. Данная обязанность вытекает из ст. 36 ГК РФ. В то же время ни СК РФ, ни ГК РФ не дают указаний о том, где конкретно должны проживать родители-воспитатели с приемными детьми: в жилом помещении, принадлежащем приемному родителю, или на жилой площади несовершеннолетнего, если она у него есть. Согласно п. 7 Положения о приемной семье кандидаты в приемные родители должны предоставить в орган опеки и попечительства, помимо иных документов, также документ, свидетельствующий о наличии у заявителя жилья. Его отсутствие или его несоответствие санитарным и (или) техническим стандартам может стать основанием для отказа в заключении договора о передаче ребенка в приемную семью. Согласно п. 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей, опекунов. Несмотря на то, что гражданский закон не упоминает в перечне законных представителей приемных родителей (данный пробел, несомненно, должен быть восполнен), все же можно сказать, что приемный ребенок следует за приемным родителем, то есть местом жительства приемного ребенка является место жительства лица, принявшего его в свою семью на воспитание. В то же время п. 2 ст. 8 ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривает необходимость регистрационного учета ребенка как по месту жительства, так и по месту его временного пребывания. Для целей указанного Закона местом жительства несовершеннолетнего признается место закрепления его жилой площади, а местом временного пребывания - место жительства, в частности, приемного родителя. Соответственно, наличие или отсутствие у ребенка права на жилое помещение не влияет на определение его места жительства <*>. -------------------------------- <*> Беспалов Ю. Определение места жительства ребенка // Российская юстиция. 2002. N 2.

Регистрационный учет производится в порядке, предусмотренном Правилами регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию. Несмотря на то, что и данный нормативный акт не упоминает о приемных родителях, несомненно, его правила распространяются и на них. В соответствии с названным документом приемный родитель обязан зарегистрировать приемного ребенка в течение трех дней с момента его прибытия (п. 9, 29 Правил). Регистрация воспитанника приемной семьи по месту его пребывания осуществляется без снятия с регистрационного учета по месту его основного жительства (п. 15 Правил). Таким образом, действующее законодательство устанавливает общее правило, согласно которому после заключения договора о передаче ребенка в приемную семью родитель-воспитатель должен проживать вместе со своим воспитанником в принадлежащем ему жилом помещении. Нелишне будет отметить, что вполне возможен вариант, когда приемный родитель и приемный ребенок могут проживать в квартире или жилом доме, принадлежащем последнему. В некоторых случаях это будет предпочтительным и более удобным вариантом, в частности, тогда, когда в квартире совместно с будущим родителем-воспитателем проживают также другие члены его семьи, например, мать и совершеннолетний ребенок. В подобной ситуации родитель-воспитатель и его воспитанник могли бы проживать на жилой площади ребенка при соблюдении некоторых условий. Во-первых, такой вариант должен быть согласован с органом опеки и попечительства и им одобрен, во-вторых, соответствовать требованиям п. 7 Положения о приемной семье, где говорится о наличии у кандидата в приемные родители собственного жилья. Другим важным правом приемного родителя является право требовать возврата ребенка от любых лиц, удерживающих его у себя, не имея на то законных оснований (п. 2 ст. 150 СК РФ). Под лицами, удерживающими у себя ребенка без законных оснований, понимаются те, кто не имеет решения органа опеки и попечительства об установлении опеки (попечительства), договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, решения суда об установлении усыновления. При этом ими могут быть не только чужие ребенку лица, но и близкие родственники - родители, бабушки, дедушки, братья, сестры. В данном случае приемный родитель имеет преимущественное право на воспитание несовершеннолетнего, которое предоставлено ему законом и договором. Это объясняется тем, что с момента заключения договора о передаче ребенка в приемную семью и до момента прекращения его действия, приемный родитель обязан реализовывать предоставленные ему права и обязанности, нести ответственность за жизнь, здоровье, благополучие принятого на воспитание ребенка. Передача ребенка в приемную семью не является основанием для прекращения правоотношений ребенка с его близкими родственниками. Сказанное означает, что родители-воспитатели должны предоставить возможность создать необходимые условия для встреч ребенка с его родственниками. Отказ возможен лишь в случае, когда такое общение не отвечает интересам ребенка или может причинить ему вред. Возникший в этом случае спор может быть передан на разрешение органа опеки и попечительства, который вправе обязать приемного родителя не препятствовать общению его воспитанника с заявителем. При неисполнении решения органа опеки и попечительства заинтересованное в общении с ребенком лицо вправе обратиться в суд с иском об устранении препятствий к общению с ребенком. Суд разрешает спор, исходя из интересов ребенка и с учетом его мнения (п. 3 ст. 67 СК РФ). Нам представляется, что еще до передачи ребенка в приемную семью, т. е. на стадии преддоговорных отношений, орган опеки и попечительства должен уведомить будущего приемного родителя о наличии у его воспитанника родственников, которые, несмотря на его устройство в другую семью, не хотят прерывать с ним родственных отношений. На этом же этапе должен быть разрешен вопрос о возможности их общения с ребенком. Если будет установлено, что их встречи, общение будут иметь исключительно позитивное значение, то орган опеки и попечительства должен разъяснить приемному родителю, что он обязан не препятствовать такому общению. Одновременно с заключением договора о передаче ребенка в приемную семью при посредничестве органа опеки и попечительства между приемным родителем и родственником ребенка, например бабушкой, имеет смысл заключить соглашение о порядке общения с ребенком, находящимся на воспитании в приемной семье. В соглашении стороны могут предусмотреть пункты, касающиеся способов общения, места и продолжительности встреч и т. д. Значение такого соглашения состоит в том, что его заключение еще на начальном этапе создания приемной семьи позволит избежать конфликтных ситуаций между всеми заинтересованными лицами, а нарушение его условий может стать предметом судебного разбирательства. Вторая выделенная нами группа прав и обязанностей приемного родителя непосредственно связана с осуществлением защиты прав и законных интересов воспитанника в качестве его законного представителя. Отказ от реализации данной обязанности можно рассматривать как грубое нарушение, способное повлечь негативные последствия для несовершеннолетнего воспитанника. Данное обстоятельство, на наш взгляд, является основанием для отстранения родителя-воспитателя от исполнения обязанностей по воспитанию приемного ребенка с последующим расторжением договора о передаче ребенка в приемную семью. В самом общем виде представительство можно определить как совершение одним лицом от имени другого лица в силу имеющегося полномочия ряда юридически значимых действий, непосредственно создающих, изменяющих или прекращающих права и обязанности у представляемого лица. Объем полномочий представителя ребенка зависит от возраста несовершеннолетнего. Приемный родитель в этом качестве наделяется либо правомочиями опекуна, либо попечителя. В отношении ребенка, не достигшего 14 лет, опекун (приемный родитель) совершает за него все необходимые действия, а попечитель (приемный родитель) лишь оказывает содействие ребенку в возрасте от 14 до 18 лет в осуществлении им своих прав и выполнении обязанностей. Необходимость представительства интересов несовершеннолетнего может возникнуть в самых разнообразных сферах, а в защите могут нуждаться как имущественные, так и личные неимущественные права и интересы несовершеннолетнего ребенка. Можно выделить несколько видов правовых отношений, где представительство и защита прав и законных интересов приемного ребенка имеет принципиальное значение. Это гражданско-правовые, семейно-правовые, административные, гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные отношения, отношения в области медицинского обслуживания и образования и прочие правовые отношения. Представляется важным отметить, что многие федеральные законы, регулирующие те или иные правоотношения, не называют приемных родителей законными представителями своих несовершеннолетних воспитанников. Многие нормативные акты на этот счет были приняты или поправки в них были внесены уже после введения в действие института приемной семьи. Такое положение дел нельзя признать правильным, поскольку данный факт умаляет правовой статус приемного родителя. Сказанное выше в полной мере можно отнести к Гражданскому кодексу РФ, в ряде статей которого нет упоминания о приемных родителях, призванных наравне с родителями, усыновителями, опекунами и попечителями представлять и защищать интересы детей, ставших участниками гражданских правоотношений. Так, в соответствии со ст. 26, 28 ГК РФ приемные родители вправе совершать все сделки от имени своих воспитанников, не достигших возраста четырнадцати лет, кроме тех, которые они вправе совершать самостоятельно, либо давать согласие на совершение сделок несовершеннолетним подопечным в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. В то же время Гражданский кодекс ограничивает полномочия приемного родителя. Так, он не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать либо давать согласие на совершение сделок, направленных на отчуждение имущества, принадлежащего подопечному, в том числе обмен или дарение имущества, сдачу его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, а также сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей и иных сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного (п. 2 ст. 37 ГК РФ). Если малолетний воспитанник приемной семьи совершил сделку, совершение которой выходит за рамки его дееспособности, то приемному родителю, как и иным законным представителям, предоставлено право ходатайствовать перед судом о признании такой сделки действительной, если она совершена к выгоде малолетнего (ст. 172 ГК РФ). Далее отметим, что Закон "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" обязывает родителей-воспитателей в течение трех месяцев оформить договор передачи жилого помещения в собственность своего воспитанника, если в этом жилом помещении он остался проживать исключительно один (ст. 2 указанного Закона). Пункт 10 ст. 22 Земельного кодекса РФ устанавливает, что приемные родители могут сдать в аренду земельный участок, унаследованный их воспитанником, на срок до достижения им совершеннолетия. Немаловажное значение имеют полномочия родителя-воспитателя в области защиты наследственных прав воспитанника. Так, он вправе совершить действия, свидетельствующие о принятии наследства, наследником которого является ребенок, не достигший четырнадцати лет, либо дать письменное согласие несовершеннолетнему в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет с тем, чтобы тот самостоятельно совершил определенные действия, направленные на принятие наследства, в порядке, предусмотренном ст. 1153 ГК РФ. Для принятия наследства приемным родителем и для дачи согласия на принятие наследства несовершеннолетним наследником не требуется получение предварительного согласия органа опеки и попечительства, поскольку совершаемые в данном случае действия имеют своей целью не уменьшение имущества приемного ребенка, а наоборот, его существенное увеличение (ст. 37 ГК РФ). Родитель-воспитатель вправе отказаться от наследства, но лишь с одобрения органа опеки и попечительства (ст. 1157 ГК РФ). Необходимость защиты прав и законных интересов ребенка - воспитанника приемной семьи находит свое отражение и в семейном законодательстве. Так, родитель-воспитатель может возбудить в суде дело о лишении родительских прав ребенка, находящегося у него на воспитании (ст. 70 СК РФ). В области алиментных отношений приемные родители вправе предъявить в суд требование о взыскании алиментов. Они также вправе заключить соглашение об уплате алиментов от имени несовершеннолетнего в возрасте до четырнадцати лет или дать согласие на то, чтобы несовершеннолетний воспитанник в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет заключил такое соглашение самостоятельно. В полномочия родителя-воспитателя входит и право требовать признания соглашения об уплате алиментов недействительным по основаниям, предусмотренным в ст. 102 СК РФ. Приемный родитель как представитель ребенка вправе давать согласие на перемену им имени. Вместе с тем п. 3 ст. 58 ФЗ РФ "Об актах гражданского состояния", как и ГК РФ, не упоминает о родителях-воспитателях. В области медицины согласно ст. 31, 32, 33 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан родители-воспитатели имеют право знать о состоянии здоровья своего воспитанника, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ним риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения. Подобная информация сообщается лечащим врачом, заведующим отделением или другим специалистом, принимающим участие в обследовании и лечении. В отношении воспитанников, не достигших пятнадцатилетнего возраста, приемные родители уполномочены давать согласие на медицинское вмешательство или отказаться от него. Здесь же и дача согласия на проведение операции по прерыванию беременности <*>. Лица старше пятнадцати лет получают информацию о своем здоровье, а также дают согласие на медицинское вмешательство самостоятельно. -------------------------------- <*> См.: п. 9 Инструкции о порядке проведения операции искусственного прерывания беременности, утв. Приказом Минздрава РФ от 14.10.2003 N 484.

Согласно п. 5 ст. 7 ФЗ РФ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" медицинское освидетельствование несовершеннолетнего в возрасте до четырнадцати лет производится по просьбе или с согласия приемного родителя, который вправе присутствовать при его производстве. В силу Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего в возрасте до пятнадцати лет при оказании ему психиатрической помощи осуществляют законные представители (родители, усыновители, опекуны). Приемные родители не упоминаются в указанном документе, но данное положение можно с уверенностью отнести и к ним, а имеющий место пробел следует восполнить. Подобный пробел имеет место и в ФЗ РФ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". Соответствующие изменения необходимо внести в ст. 8, 10, 20, 21 и 22 данного Закона. Тем не менее указанный нормативный акт регулирует имеющие важное значение отношения с точки зрения предоставления возможности несовершеннолетнему выезжать за пределы Российской Федерации и возвращаться обратно. В частности, указывается, что заграничный паспорт несовершеннолетнему, не достигшему восемнадцати лет, выдается с письменного согласия его законного представителя, в том числе и приемного родителя. Родитель-воспитатель может совместно со своим воспитанником покидать территорию России, а также давать согласие на выезд подопечного без сопровождения, при этом согласие должно быть нотариально оформлено. В нем указывается дата выезда и государство (государства), которое несовершеннолетний планирует посетить. Кроме этого, приемный родитель может заявить о своем несогласии на выезд ребенка, которое может быть преодолено в судебном порядке. Рассматриваемый Закон возлагает на приемного родителя ответственность за жизнь и здоровье несовершеннолетнего воспитанника, а также защиту его прав и законных интересов за пределами Российской Федерации. С указанным выше Законом тесно связан и другой, регламентирующий порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, - Таможенный кодекс РФ. В данном случае, как и в предыдущих, приемные родители не упоминаются в перечне лиц, осуществляющих защиту и представительство прав и интересов несовершеннолетних в этой сфере. Во-первых, это касается порядка декларирования товаров, предусмотренного п. 5 ст. 286 Таможенного кодекса РФ. Приемные родители уполномочены декларировать товары (любое движимое имущество), перемещаемые в ручной клади и сопровождаемом багаже несовершеннолетнего лица в возрасте до шестнадцати лет при пересечении Государственной границы Российской Федерации. Во-вторых, родитель-воспитатель вправе присутствовать при производстве личного досмотра несовершеннолетнего, производимого в порядке, предусмотренном ст. 373 Таможенного кодекса РФ. Возможность участия приемного родителя в уголовном процессе имеет принципиальное значение с точки зрения обеспечения соблюдения прав ребенка, выступающего в качестве подозреваемого, обвиняемого, подсудимого или потерпевшего. К сожалению, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, как и многие иные упомянутые выше нормативные акты, не называют приемных родителей в качестве законных представителей. Лицо, ведущее расследование по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, обязано привлечь к участию в нем, в частности, приемного родителя. В ходе досудебного производства по уголовному делу законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого имеет следующие права: знать, в чем подозревается или обвиняется несовершеннолетний; присутствовать при предъявлении обвинения; участвовать в различных следственных действиях, производимых с участием несовершеннолетнего; знакомиться с протоколами следственных действий, в которых он принимал участие, и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в них записей; заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на действия (бездействие) лица, ведущего предварительное расследование; представлять доказательства; по окончании предварительного расследования знакомиться со всеми материалами уголовного дела, выписывать из него любые сведения и в любом объеме. В ходе судебного заседания законный представитель несовершеннолетнего подсудимого вправе: заявлять ходатайства и отводы; давать показания; представлять доказательства; участвовать в прениях сторон; приносить жалобы на действия (бездействие) и решения суда; участвовать в заседании суда апелляционной, кассационной и надзорной инстанций. Он привлекается к обязательному участию в деле для защиты прав и законных интересов и тогда, когда воспитанник признается потерпевшим по уголовному делу. Родитель-воспитатель также вправе предъявить гражданский иск в рамках расследуемого уголовного дела в защиту интересов несовершеннолетнего воспитанника. Приемный родитель вправе присутствовать при допросе приемного ребенка, выступающего в роли потерпевшего или свидетеля по уголовному делу, как на стадии предварительного, так и на стадии судебного следствия. Кроме этого, приемный родитель имеет право ходатайствовать о пересмотре вступившего в законную силу приговора, определения, постановления суда, а также присутствовать в зале судебного заседания при рассмотрении жалобы судом надзорной инстанции. В случае задержания, заключения под стражу или продления срока содержания под стражей несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого приемный родитель должен быть незамедлительно уведомлен об этом. Участие законного представителя в процессе производства по гражданским делам регламентировано Гражданско-процессуальным кодексом РФ и Арбитражно-процессуальным кодексом РФ. ГПК РФ предусматривает, что права, свободы и законные интересы недееспособных или не обладающих полной дееспособностью граждан защищают в суде их родители, усыновители, опекуны, попечители и иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. Данное положение сформулировано таким образом, что из него можно понять, что приемные родители также вправе осуществлять представительство своего воспитанника в гражданском судопроизводстве, поскольку это право предоставлено им законом. Несмотря на то, что в АПК РФ нет упоминания о приемных родителях, тем не менее они вправе защищать права и законные интересы своих подопечных. В этой связи нельзя не отметить еще один закон - ФЗ РФ "Об исполнительном производстве", регулирующий условия и порядок принудительного исполнения актов судов общей юрисдикции и иных органов, связанных с передачей денежных средств и иного имущества от одних граждан и организаций другим, либо совершение в их пользу определенных действий или воздержание от их совершения. Пункт 1 ст. 37 указанного Закона устанавливает, что защита прав и охраняемых законом интересов недееспособных граждан и граждан, ограниченных в дееспособности, в области исполнительного производства возлагается на их родителей, усыновителей, опекунов и попечителей. Как мы видим, опять-таки приемные родители здесь не упоминаются. Статья 25.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ предусматривает, что защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляет его законный представитель. Он же может защищать права и интересы потерпевшего. Но и здесь приемные родители не упоминаются в числе законных представителей детей. Еще один вид правоотношений, участниками которых могут быть несовершеннолетние дети, - налоговые. В соответствии со ст. 60 СК РФ малолетние и несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет являются собственниками принадлежащего им имущества (в том числе денежных средств) и полученных ими доходов. В частности, им могут принадлежать движимые и недвижимые вещи любой стоимости, ценные бумаги, паи, доли в капитале, вклады, внесенные в кредитные учреждения, дивиденды по вкладам и пр. Указанное имущество может быть приобретено на средства, принадлежащие несовершеннолетнему, или получено им в дар или по наследству. В этой связи следует отметить, что Налоговый кодекс РФ признает ребенка налогоплательщиком, который привлекается к уплате налогов и сборов на общих основаниях через своих законных представителей. В данном случае речь идет об уплате таких видов налогов, как налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц и налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. В рассматриваемом контексте налог на имущество физических лиц подлежит уплате в тех случаях, когда ребенок является собственником имущества, признанного объектом налогообложения, а именно: жилого дома, квартиры, дачи, гаража, иного строения, помещения и сооружения и т. д. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, подлежит уплате в тех случаях, когда несовершеннолетний приобретает в собственность следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, дачи, автомобили, предметы антиквариата и искусства, суммы, находящиеся во вкладах, находящихся в учреждениях банков и других кредитных организациях и пр. Таким образом, можно заключить, что правовой статус приемного родителя тождествен правовому статусу опекуна (попечителя), т. е. они наделены одинаковым набором прав и обязанностей в отношении своих воспитанников. В сравнении же с правовым положением родителя (усыновителя) данное утверждение справедливо, но лишь отчасти, поскольку имеют место и такие права и обязанности, которые индивидуализируют правовой статус родителя-воспитателя. Так, приемные родители не вправе изменить фамилию, имя, отчество своего воспитанника. Они не связаны между собой алиментными и наследственными правоотношениями (п. 5 Положения о приемной семье). В последнее время некоторые юристы предлагают нивелировать указанные особенности правового статуса приемного родителя. Устранение первой из указанных особенностей объясняется тем, что на практике в одной приемной семье могут оказаться дети с одинаковыми именами или даже фамилиями, что, как отмечается, в некотором смысле затрудняет процесс индивидуализации личности ребенка. В этой связи было высказано мнение о необходимости закрепления положения, разрешающего изменение имени и (или) фамилии ребенка, находящегося на воспитании в приемной семье, в соответствующем нормативном акте, регулирующем деятельность органов записи актов гражданского состояния <*>. На наш взгляд, предоставление родителям-воспитателям такой законодательно закрепленной возможности не может быть оправдано лишь определенной степенью неудобства общения с ребенком (детьми), поскольку данное обстоятельство идет вразрез с особенностями приемной семьи. За основу в данном случае должно быть принято правило, предусмотренное в п. 4 ст. 59 СК РФ: "изменение имени и (или) фамилии ребенка, достигшего возраста десяти лет, может быть произведено только с его согласия". -------------------------------- <*> Воронина З. И. Приемная семья как правовая форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей // Актуальные проблемы юриспруденции: Материалы итоговой научной конференции. Выпуск 1. Тюмень, 1996. С. 134.

Что же касается алиментных обязательств, то Т. И. Дружинина предлагает законодательно обязать бывших приемных детей содержать нетрудоспособных и нуждающихся приемных родителей, если бывший воспитанник в состоянии оказывать материальную помощь <*>. Данное предложение представляется нам необоснованным. Приемный родитель не обязан содержать несовершеннолетнего ребенка, проживающего в его семье, поскольку государство выплачивает денежные средства, предназначенные для приобретения одежды, обуви, продуктов питания и т. д. (п. 29 Положения о приемной семье). В связи с этим непонятно, почему необходимо обязывать бывших приемных детей содержать своих родителей-воспитателей за счет личных средств. Если между ними в процессе совместной жизни сложатся близкие отношения, то бывший воспитанник будет оказывать помощь приемному родителю и без соответствующего законодательного принуждения. Что же касается вопросов наследования, то здесь мы имеем похожую картину. Приемные родители и приемные дети могут быть наследниками друг друга только по завещанию. -------------------------------- <*> Дружинина Т. И. Некоторые проблемы приемной семьи как формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей // Защита прав ребенка в современной России / Отв. ред. А. М. Нечаева. М., 2004. С. 162.

За защитой прав и законных интересов своего подопечного приемный родитель может обращаться: - в суды общей юрисдикции с жалобами на любые решения, действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц, нарушающих права и интересы несовершеннолетнего воспитанника. Подобные жалобы подаются по месту жительства ребенка либо по месту нахождения государственного органа или должностного лица; - в органы прокуратуры, осуществляющие досудебную защиту прав граждан, включая и несовершеннолетних детей; - в любые другие государственные органы и органы местного самоуправления, на которые возлагается обязанность решать проблемы детей (в органы опеки и попечительства, к уполномоченному по правам человека в РФ, уполномоченному по правам ребенка субъекта РФ и т. д.). Вторая группа прав и обязанностей приемного родителя, составляющих его статус, - это права и обязанности в отношении органа опеки и попечительства. Родители-воспитатели обязаны представлять органам опеки и попечительства письменный ежегодный отчет по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на удовлетворение материальных потребностей приемного ребенка (п. 33 Положения о приемной семье). Они обязаны информировать орган опеки и попечительства о положении дел в приемной семье, о проблемах в воспитании, материальном обеспечении приемного ребенка, а также обо всех изменениях семейно-бытового характера, имевших место в приемной семье, в том числе о перемене места жительства. В случае необходимости приемный родитель не обязан разглашать информацию о своем воспитаннике. При досрочном расторжении договора о передаче ребенка в приемную семью родитель-воспитатель обязан вернуть ребенка. Среди прав приемного родителя, не предусмотренных законом, можно выделить право на получение психологической помощи, а также консультаций по вопросам медицинского, педагогического и иного характера. Важным особым правом родителя-воспитателя, отличающего его от опекунов, попечителей, является право на получение заработной платы (п. 1 ст. 152 СК РФ), которая является источником его существования. Еще одно специальное право, которое, на наш взгляд, должно найти отражение в соответствующих законодательных актах о приемной семье, - право иметь помощника. Помощник приемного родителя сможет его заменить в тех случаях, когда сам родитель-воспитатель временно отсутствует по уважительным причинам. Например, приемный родитель, как, впрочем, и обычный родитель, может поехать в санаторий или дом отдыха или находиться в лечебном учреждении на излечении. Эти и другие ситуации исключают нахождение приемного родителя в течение определенного промежутка времени рядом с приемным ребенком (детьми), что может быть расценено органом опеки и попечительства как оставление его (их) без присмотра и, соответственно, стать основанием для расторжения договора о передаче ребенка в приемную семью. Таким образом, институт помощника приемного родителя сможет сохранить приемную семью во всех подобных случаях. Помощником может быть любой из совершеннолетних членов семьи приемного родителя, с которым орган опеки и попечительства должен заключить договор о выполнении обязанностей временно отсутствующего приемного родителя. Введение института помощника нисколько не умаляет принцип фидуциарности, т. е. личного выполнения обязанностей по воспитанию приемного ребенка. В данном случае речь идет не о переложении воспитательных функций на другое лицо, а о сохранении приемной семьи.

Название документа