Права ребенка, находящегося под опекой (попечительством)

(Куропацкая Е. Г.) ("Законы России: опыт, анализ, практика", 2013, N 4) Текст документа

ПРАВА РЕБЕНКА, НАХОДЯЩЕГОСЯ ПОД ОПЕКОЙ (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВОМ)

Е. Г. КУРОПАЦКАЯ

Куропацкая Елена Григорьевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Одинцовского гуманитарного института (Московская область).

Семейный кодекс РФ закрепляет права детей как личного, так и имущественного характера в отдельной главе 11 "Права несовершеннолетних детей". Этими правами обладают также дети, находящиеся под опекой (попечительством). Вместе с тем подопечный ребенок является особым субъектом защиты, и ему свойственна специфическая правосубъектность. Он обладает правами, во многом совпадающими с правами всех несовершеннолетних, но реализуются им эти права в семье опекуна, который совместно с государством в лице органов опеки и попечительства обеспечивает их реализацию.

Ключевые слова: права ребенка; опека и попечительство над несовершеннолетними; семейное устройство; утрата родительского попечения; права подопечных детей; защита прав детей.

Rights of the child under guardianship E. G. Kuropatskaya

Kuropatskaya Elena Grigoryevna, candidate of laws, docent of the civil law of the Odintsovo Humanitarian Institute (Moscow region).

Family code establishes the rights of children, as personal matter and property character, in a chapter 11 "The rights of infants". These rights also have children under guardianship. At the same time, child under guardianship is the subject of special protection and he has some specific personality. He has in much the same rights of all infants, but execute these rights inside the family of guardian, which ensures their implementation together with the state.

Key words: the rights of the child; guardianship; form of family seem; parentless children; rights of minors; legal opportunities.

Лишение родителей родительских прав, ограничение их в родительских правах, смерть родителей, их болезнь, признание их недееспособными, их длительное отсутствие, уклонение родителей от воспитания детей или от защиты детских прав и интересов, отказ родителей взять своих детей из образовательных, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или иных аналогичных организаций, создание действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию согласно п. 1 ст. 121 СК РФ служит основанием для отнесения несовершеннолетнего к категории детей, лишившихся родительского попечения. Перечень указанных в п. 1 ст. 121 Семейного кодекса причин, по которым ребенок остался без родительского попечения, является открытым. А одним из наиболее распространенных способов защиты таких детей становится их передача в семью, заменяющую родительскую, т. е. под опеку (попечительство) <1>. -------------------------------- <1> Далее по тексту - просто опека.

Острота вопроса, связанного с семейным устройством осиротевших детей под опеку, усугубляется тем, что их численность не уменьшается. Так, по данным государственной статистики, их количество определяют следующие цифры: в 2007 г. - 727 100 человек, в 2008 - 714 000, в 2009 - 705 200 <2>, в 2010 - 731 000 <3>, в 2011 - 654 400 <4>. По мнению ЮНИСЕФ, "на фоне сокращения удельного веса детей в численности населения с начала 1990-х гг. в России наблюдался рост численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" <5>. К тому же "важной особенностью российской ситуации является высокая и постоянно растущая доля социальных сирот (сирот, родители которых живы) в общей их численности" <6>. -------------------------------- <2> См.: Анализ положения детей в Российской Федерации: на пути к обществу равных возможностей. Совместный доклад Независимого института социальной политики и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). М., 2011. С. 248. <3> См.: Сиротство в России: проблемы и пути их решения. М., 2011. С. 7. <4> См.: Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" // СЗ РФ. 2012. N 23. Ст. 2994. <5> На 1 января 2011 г. население России насчитывало 142,9 млн. человек, в том числе 25,9 млн. детей в возрасте до 18 лет // Анализ положения детей в Российской Федерации: на пути к обществу равных возможностей. Совместный доклад Независимого института социальной политики и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). М., 2011. С. 6. <6> См.: Там же.

Что же касается их устройства, то под опеку в 2007 г. было передано 52 800 детей, в 2008 г. - 53 100, в 2009 г. - 56 900 <7>, в 2010 г. - 51 597 детей <8>, что составляет более 65% от всех форм семейного устройства детей, утративших родительское попечение <9>. Поэтому вопрос о правах подопечных детей относится к числу актуальных. -------------------------------- <7> См.: Там же. С. 248. <8> См.: Сиротство в России: проблемы и пути их решения. С. 8. <9> См.: Сиротство в России: проблемы и пути их решения. С. 9.

Права всех несовершеннолетних, в том числе и права детей, утративших родительское попечение, определяются, прежде всего, Конвенцией о правах ребенка 1989 г. Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельного субъекта права и предоставляет ему весь спектр прав человека и гражданина. Речь идет о следующих правах: на выживание и здоровое развитие (ст. 6); на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27); на сохранение своей индивидуальности (ст. 8), в том числе право на имя (ст. 7), гражданство (ст. 7) и семейные связи (ст. 8); знать своих родителей и заботу с их стороны (ст. 7); на общение с родителями в случае их раздельного проживания, если это не противоречит его интересам (ст. 9); свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, затрагивающим его интересы (ст. 12), а также свое мнение (ст. 13); быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего интересы несовершеннолетнего (ст. 12); на защиту от всех форм физического или психологического насилия, злоупотребления и эксплуатации (ст. 19); на образование (ст. 28). Вместе с тем Конвенция обращает внимание на необходимость особой заботы государства о детях, утративших родительское попечение: "Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством" (ст. 20). Прямым следствием влияния Конвенции о правах ребенка на национальное законодательство Российской Федерации стало принятие Семейного кодекса в 1995 г., который закрепляет права детей в гл. 11, именуемой "Права несовершеннолетних детей". Этими правами обладают также дети, находящиеся под опекой. В первую очередь речь идет о личных, неимущественных правах, которые возникают по поводу благ, лишенных экономического содержания, и тесно связаны с личностью ребенка: право жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ); право знать своих родителей и на их заботу (ст. 63 СК РФ); право на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ); право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК РФ); право на защиту (ст. 56 СК РФ); право выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ). Право ребенка жить и воспитываться в семье занимает лидирующее место среди других личных прав несовершеннолетнего, предусмотренных семейным законодательством. Точнее, это даже два права - жить в семье и воспитываться в семье. С одной стороны, действующее законодательство гарантирует права несовершеннолетних на жизнь и здоровое развитие, с другой - закрепляет приоритет семейного воспитания детей, утративших родительское попечение (ст. 123 СК РФ). Сопутствуют праву ребенка на жизнь и воспитание в семье и находят свое развитие в других статьях Семейного кодекса такие его права, как: знать своих родителей, право на их заботу и совместное с ними проживание. В случае раздельного проживания ребенка с родителями (одним из них) речь идет о существовании его права на общение со своими родителями и другими родственниками. Эти права наполняют содержание права ребенка на жизнь и воспитание в семье, которое имеет приоритетный характер и способствует всестороннему развитию личности ребенка. Закрепленные в Семейном кодексе права ребенка, позволяющие сохранить ему связь со своей семьей, отражают требования Конвенции о праве ребенка на сохранение своей индивидуальности (ст. 8). Кроме семейных связей индивидуализирующими признаками ребенка служит также его право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК РФ). Еще одним важным требованием Конвенции, нашедшим свое отражение в гл. 11 Семейного кодекса, является право каждого ребенка на защиту своих прав и законных интересов, которое обеспечивается обязанностью родителей или лиц, их заменяющих, осуществлять защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего, а в случаях, предусмотренных Семейным кодексом, - органов опеки и попечительства, прокурора и суда. Но вместе с тем ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей и лиц, их заменяющих (п. 2 ст. 56 СК РФ). С правом ребенка на защиту своей личности связано предусмотренное семейным законодательством его право выражать свое мнение при решении любого вопроса, затрагивающего его интересы. Право ребенка выражать свое мнение закреплено в ст. 57, 148, 155.3 СК РФ и распространяется на любую сферу обитания каждого ребенка, будь то семья или учреждение. Ребенок также имеет право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Его мнение учитывается при устройстве под опеку (при назначении опекуна ребенку, достигшему 10 лет, его мнение обязательно), при решении вопроса об общении с близкими родственниками, при выборе формы его обучения и учреждения, где ему предстоит получить образование, и т. п. Наряду с личными правами в Семейном кодексе закреплены имущественные права ребенка (ст. 60 СК РФ) - права, которые предоставляют любому ребенку возможность иметь материальные блага. Налицо еще одно реализованное в российском семейном законодательстве требование Конвенции о правах ребенка (ст. 27) - об обеспечении права ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. К имущественным правам каждого ребенка, которые регулируются нормами семейного права, относятся: право ребенка на получение содержания от своих родителей и других членов семьи (п. 1 ст. 60 СК РФ); право собственности на доходы, полученные им, на имущество, полученное в дар или в порядке наследования, а также любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка (п. 3 ст. 60 СК РФ); право на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом, которое он осуществляет в соответствии со ст. 26 и 28 ГК РФ (п. 3 ст. 60 СК РФ). Таким образом, Семейный кодекс, закрепляя права несовершеннолетних как личного, так и имущественного характера, распространяет свое действие на всех детей безотносительно к их семейно-правовому статусу. Вместе с тем действующее законодательство особо выделяет права детей, оставшихся без попечения родителей, как нуждающихся в дополнительной защите. Во-первых, Семейный кодекс выделяет детей, находящихся под опекой, в том числе и детей, находящихся в соответствующих учреждениях, посвящая их правам отдельные статьи. Во-вторых, в обеспечение положений Семейного кодекса и в целях дополнительной государственной гарантии соблюдения прав и законных интересов детей, утративших родительское попечение, были приняты соответствующие федеральные законы, посвященные их правам. Так, Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" <10>, где даются понятия "дети-сироты" и "дети, оставшиеся без попечения родителей". Этот Закон закрепляет также ряд социальных прав осиротевших детей (право на бесплатное образование (ст. 6), бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение (ст. 7), получение жилого помещения по договору социального найма (ст. 8), на труд (ст. 9), бесплатную юридическую помощь в случае судебной защиты (ст. 10)). -------------------------------- <10> СЗ РФ. 1996. N 52. Ст. 5880.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" <11> как особую категорию выделяет детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, к которой относятся и дети, оставшиеся без попечения родителей, и посвящает защите их прав отдельную статью (ст. 15). -------------------------------- <11> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3802.

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" <12> ввел такие понятия, как "несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении" и "семья, находящаяся в социально опасном положении", а также закрепил права детей, находящихся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (п. 2 ст. 8). -------------------------------- <12> СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3177.

Таким образом, выделение в семейном законодательстве прав детей, утративших родительское попечение, в том числе находящихся под опекой, в особую группу обеспечивает их право на особую защиту и помощь со стороны государства в соответствии требованием ст. 20 Конвенции о правах ребенка и способствует более последовательной защите прав данной категории детей. Что касается Семейного кодекса, то он посвящает правам детей, находящихся под опекой, специальную ст. 148 СК РФ, где говорится о том, что подопечный ребенок имеет право на: воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу с его стороны и совместное с ним проживание; защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя); обеспечение условий для его содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважение человеческого достоинства; причитающиеся ему алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты; сохранение права собственности или права пользования на жилое помещение, а при его отсутствии - право на получение жилого помещения. С перечнем указанных прав, в общем и целом, совпадают и права детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 155.3 СК РФ). Такое совпадение закономерно, так как функции опекуна по воспитанию и содержанию ребенка, утратившего родительское попечение и помещенного в соответствующее учреждение, берет на себя это учреждение, которое и несет за него ответственность (п. 1 ст. 155.2 СК РФ). Кроме того, устройство ребенка, утратившего родительское попечение, в учреждение для детей-сирот не освобождает органы опеки и попечительства от обязанности подыскивать для него опекуна (попечителя), так как Семейный кодекс закрепляет приоритет семейного воспитания (п. 1 ст. 123 СК РФ). Для ребенка, утратившего родительское попечение, главное право каждого несовершеннолетнего жить и воспитываться в семье приобретает особое значение, так как для ребенка чрезвычайно важным является его социальное окружение. Находясь постоянно в семье, не представляющей для него опасности, он естественным образом подвергается ее воздействию и получает надлежащее воспитание, которое способствует наиболее полному раскрытию его физических и умственных способностей. Поэтому реализация и защита права подопечного ребенка на жизнь и воспитание в семье осуществляются посредством надлежащего исполнения опекуном своих обязанностей, возложенных на него государством. Подопечный ребенок имеет право на заботу со стороны опекуна, обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважение человеческого достоинства подопечного ребенка, а также право на защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (п. 1 ст. 148 СК РФ). Семейный кодекс не содержит детального описания способов и методов семейного воспитания подопечного ребенка, а дает лишь общее направление педагогической деятельности опекуна (п. 6 ст. 148.1 СК РФ) и четко обозначает перечень его действий, которые считаются неправомерными (п. 1 ст. 65 СК РФ), тем самым обеспечивая право подопечного ребенка на надлежащее воспитание. Право подопечного ребенка на воспитание в семье опекуна и заботу с его стороны тесно связано с правом совместного проживания подопечного с опекуном (п. 1 ст. 148 СК РФ). При передаче ребенка в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом его проживания является место нахождения самой организации. Право подопечного ребенка на надлежащее семейное воспитание неразрывно связано с его правом на общение с родителями и другими родственниками в соответствии со ст. 55 СК РФ. Тем более что с установлением опеки правовая связь между ребенком и его родителями не прекращается, вследствие чего ребенок не лишается и права на общение с ними. Регулярные личные контакты ребенка с родителями, не лишенными родительских прав, и другими родственниками являются для ребенка источником воспитательного воздействия и позволяют создать условия для всестороннего развития его личности. В целях сохранения семейных связей подопечного ребенка Семейный кодекс содержит также положение, согласно которому не допускается передача братьев и сестер под опеку разным лицам, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам детей (п. 5 ст. 145 СК РФ). Таким образом, личные неимущественные права подопечного ребенка совпадают с правами, касающимися каждого несовершеннолетнего, но в данном случае речь идет о праве не на родительскую семью, а на опекунскую и предполагает осуществление заботы о подопечном ребенке и помощь в реализации его прав со стороны лица, заменившего ребенку родителей, - опекуна. Что касается имущественных прав подопечного ребенка, то он имеет право на уровень жизни, необходимый для его нормального физического, умственного и нравственного развития. В случае утраты ребенком родительского попечения это право обеспечивается государством путем взыскания алиментов с его родителей, которые должны нести основную финансовую ответственность за его содержание (п. 1 ст. 84 СК РФ), или иных членов семьи, например братьев и сестер (ст. 93 СК РФ), бабушек и дедушек (ст. 94 СК РФ). Алименты, взыскиваемые на подопечного ребенка, выплачиваются опекуну. Алименты, взыскиваемые на детей, находящихся в детских учреждениях, зачисляются на счета этих учреждений, где учитываются по каждому ребенку (п. 2 ст. 84 СК РФ). Пятьдесят процентов дохода от обращения поступивших сумм алиментов используются на содержание детей в указанных учреждениях, при оставлении ребенком детского учреждения сумма полученных на него алиментов и 50% дохода от их обращения зачисляются на счет, открываемый на имя ребенка в отделении Сбербанка РФ. Помимо алиментов к законным источникам содержания подопечного ребенка в семье опекуна относятся пенсии, пособия и другие социальные выплаты (ч. 3 п. 1 ст. 148 СК РФ). Согласно Указу Президента РФ от 28 декабря 2012 г. N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" <13> предполагается в 2013 г. увеличение ежемесячных выплат на содержание подопечных детей в семьях опекунов. -------------------------------- <13> СЗ РФ. 2012. N 53 (ч. 2). Ст. 7860.

Подопечному ребенку также принадлежат получаемая им стипендия, заработок, доход от результатов интеллектуальной, предпринимательской деятельности или от имущества, находящегося у него в собственности. В имущественную массу, собственником которой является подопечный, входят и вещи, приобретенные исключительно для удовлетворения его потребностей, а также денежные вклады, открытые на его имя. Этот перечень не является исчерпывающим, так как источники содержания подопечного ребенка могут быть разными. Тем не менее все средства, принадлежащие несовершеннолетнему, расходуются опекуном на проживание, питание и обеспечение других нужд подопечного ребенка в соответствии с положениями семейного законодательства (п. 2 ст. 60 СК РФ). Подопечный ребенок может быть собственником движимого или недвижимого имущества, полученного им по наследству, в результате дарения, приватизации квартиры и т. п. Он сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства (п. 1 ст. 148 СК РФ, п. 4 ст. 71 СК РФ). Доходы, причитающиеся подопечному ребенку от управления его имуществом, расходуются исключительно в интересах несовершеннолетнего. В контексте защиты имущественных прав подопечного ребенка важно обратить внимание на защиту его жилищных прав. За подопечным ребенком сохраняется право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением согласно ч. 4 п. 1 ст. 148 СК РФ. Дети, проживающие в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сохраняют право на закрепленное за ними жилое помещение на весь период своего пребывания в соответствующих учреждениях. При отсутствии жилого помещения подопечные дети имеют право на его получение в соответствии с жилищным законодательством (ч. 4 п. 1 ст. 148 СК РФ, ч. 3 п. 1 ст. 155.3 СК РФ). В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 24 декабря 2012 г. N 1390 "О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. N 1203" <14> с 1 января 2013 г. детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в случаях, если они не имеют жилого помещения в собственности, либо по договору социального найма, либо не являются членами семьи нанимателя, предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений сроком на пять лет. Действие договора можно продлить не более одного раза, если выявлены обстоятельства, свидетельствующие о необходимости содействовать нанимателям в преодолении трудной жизненной ситуации. По окончании срока такого договора и при отсутствии названных факторов это жилье передается на условиях социального найма. Так, государство стремится защитить имущественные права детей, утративших родительское попечение, и обеспечить их конституционное право на жилье. -------------------------------- <14> СЗ РФ. 2012. N 53 (ч. 2). Ст. 7945.

Таким образом, подопечный ребенок является особым субъектом защиты, и ему свойственна специфическая правосубъектность. Он обладает правами, во многом совпадающими с правами всех несовершеннолетних, но реализуются им эти права в семье опекуна, который совместно с государством в лице органов опеки и попечительства обеспечивает их реализацию.

Библиографический список

1. Анализ положения детей в Российской Федерации: на пути к обществу равных возможностей. Совместный доклад Независимого института социальной политики и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). М., 2011. 2. Сиротство в России: проблемы и пути их решения. М., 2011.

------------------------------------------------------------------

Название документа