Правовые проблемы реализации конституционной обязанности родителей по воспитанию детей в случае расторжения брака

(Итяшева И. А., Стражевич Ю. Н., Слепко Т. Е.) ("Вопросы ювенальной юстиции", 2012, N 5) Текст документа

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОЙ ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В СЛУЧАЕ РАСТОРЖЕНИЯ БРАКА

И. А. ИТЯШЕВА, Ю. Н. СТРАЖЕВИЧ, Т. Е. СЛЕПКО

Итяшева И. А., старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин и трудового права Сургутского государственного университета.

Стражевич Ю. Н., доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин и трудового права Сургутского государственного университета, кандидат юридических наук.

Слепко Т. Е., доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин и трудового права Военного университета Минобороны РФ, кандидат филологических наук.

В конституциях многих государств (Азербайджана, Беларуси, Италии, ФРГ, Испании, Узбекистана, Украины и др.) нашла свое закрепление норма о праве и обязанности родителей на заботу и воспитание детей. Конституция РФ также содержит норму, посвященную охране семьи. Анализируя конституционное право, содержащееся в ст. 38 Конституции РФ, авторы отмечают, что оно сочетает в себе нормы, направленные на социальную защиту семьи, и нормы, направленные на регулирование брачно-семейных отношений <1>. Совокупность содержащихся в данной статье предписаний можно условно разделить на две группы: -------------------------------- <1> Колесова Н. С. Права человека и демографические процессы. М.: Норма; Инфра-М, 2009. С. 218.

- часть первая ст. 38 закрепляет общее правило о том, что материнство, детство, семья находятся под защитой государства; - вторая и третья части фиксируют права и обязанности только отдельных членов семьи, а именно родителей и детей, закрепляя право и обязанность родителей по воспитанию и заботе о несовершеннолетних детях, а также обязанность детей по содержанию своих нетрудоспособных родителей. Как отмечают исследователи, ст. 38 Конституции РФ в определенной мере корреспондирует с нравственными категориями <2>, то есть закрепляет свои пожелания в отношении того, какие функции семья должна выполнять в обществе. Указ Президента РФ от 14 мая 1996 г. N 712 "Об Основных направлениях государственной семейной политики" определяет следующие функции семьи в обществе. Это: -------------------------------- <2> Авакьян С. А. Конституционное право России. Т. 1. М.: Юристъ, 2007. С. 653 - 654; Шершень Т. В. Принцип равенства прав супругов: генезис и некоторые проблемы его реализации в современном семейном праве России // Российская юстиция. 2010. N 7. С. 28 - 31.

- создание и существование семьи и семейных связей, поскольку это представляет ценность для жизни и развития человека; - воспитание новых поколений. В специальной литературе эти функции семьи называются "репродуктивная" и "воспитательная" <3>. -------------------------------- <3> Ювенальное право: Учебник для вузов / Под ред. А. В. Заряева, В. Д. Малкова. М.: ЗАО "Юстицинформ", 2005. С. 189.

Значение второй функции определяется тем, что обществу и государству требуется не только воспроизводство новых членов, но и подготовка их к жизни в данном обществе и социализация. Семья оказывает влияние на всю жизнь человека, закладывая нравственные, психологические, эмоциональные основы личности. Как никакая другая социальная группа, семья обладает огромным диапазоном воспитательного воздействия. Воспитание в семье - большой труд, причем и физический, и умственный. Таким образом, воспитание новых членов общества можно считать одной из обязанностей граждан, закрепляемых в Конституции РФ. Побуждая родителей к выполнению воспитательной функции в отношении детей, законодатель конкретизирует право и обязанность родителей по воспитанию и заботе о ребенке в Семейном кодексе РФ. Так, в п. 3 ст. 1 СК РФ говорится о приоритете семенного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии; в п. 2 ст. 54 СК РФ провозглашается право ребенка на воспитание в семье и заботу со стороны родителей, ст. 63 СК РФ закрепляет право и обязанность родителей на воспитание детей. Однако сегодня остается актуальным вопрос о реализации права и обязанности по воспитанию ребенка в случае, когда семейные отношения между родителями прекращены путем расторжения брака. Нормы СК РФ обязывают лиц, имеющих несовершеннолетних детей, расторгать брак только в суде. Исследователи единодушно говорят о том, что такой порядок прекращения брачных отношений необходим в целях защиты интересов детей, проживающих в данной семье. И. А. Косарева отмечает, что именно приоритет прав и интересов несовершеннолетних детей должен быть главным принципом бракоразводного законодательства <4>. Ю. П. Свит исходит из того, что расторжение брака в суде требуется, прежде всего, чтобы обеспечить нормальные условия жизни ребенка, сохранить возможность общения с близкими ему людьми <5>. В то же время анализ статей СК РФ позволяет утверждать, что на родителей не возлагается обязанность определять порядок выполнения своей функции по воспитанию несовершеннолетних детей в случае расторжения брака. -------------------------------- <4> Косарева И. А. Некоторые проблемы института расторжения брака в РФ // Бюллетень нотариальной практики. 2009. N 2. С. 10. <5> Свит Ю. П. Соглашение о детях как способ определения судьбы детей при расторжении брака // Законы России: опыт, анализ, практика. 2008. N 5. С. 34.

Статья 24 СК РФ закрепляет право супругов при расторжении брака представить на рассмотрение суда соглашение в отношении общих детей. Однако, во-первых, содержание данного документа ограничивается только двумя вопросами: во-первых, с кем из родителей будут проживать дети и каков будет порядок выплаты средств на их содержание; во-вторых, заключение соглашения является правом, а не обязанностью супругов (п. 1 ст. 24 СК РФ). При отсутствии такого соглашения к суду со стороны закона предъявляется требование разрешить указанные вопросы, даже в случае, когда родители при подаче иска о расторжении брака не заявили о наличии у них спора в отношении ребенка. В. В. Ярков, рассматривая данные полномочия суда, указывает на то, что, "вступая в брак, лица берут на себя определенные обязанности, главная из которых - воспитание детей. В этом и состоит тот общественный интерес, во имя которого государство сохраняет за собой право вмешиваться в эту сферу человеческой жизни" <6>. -------------------------------- <6> Гражданское судопроизводство: особенности рассмотрения отдельных категорий дел: Учебно-практическое пособие / Отв. ред. В. В. Ярков. М., 2001. С. 248 - 249.

Порядок реализации права и обязанности по воспитанию ребенка родителем, проживающим отдельно от ребенка, урегулированы ст. 66 СК РФ. Данная норма закрепляет, с одной стороны, право отдельно проживающего родителя на участие в воспитании ребенка, а с другой - обязанность родителя, с которым проживает ребенок, не препятствовать в реализации данного права. Как показывают материалы судебной практики, мировые суды, расторгая брак между супругами, имеющими общих несовершеннолетних детей, не выясняют, имеется ли у супругов соглашение в отношении детей, не решают указанные в ст. 24 СК РФ вопросы, а просто ограниваются указанием на то, что супругам разъяснено положение ст. 66 СК РФ. Таким образом, вопрос о воспитании ребенка при прекращении семейных отношений не получил законодательного разрешения, что негативно влияет в целом на выполнение семьей своей воспитательной функции. В научной литературе в последнее время активно обсуждаются положения ст. 24 СК РФ. Дискутируется, в частности: 1) необходимость оставления судебной процедуры расторжения брака при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей; 2) необходимость заключения соглашения между супругами в отношении детей; 3) содержание данного соглашения. При этом авторы, настаивающие на применении административной процедуры расторжения брака, говорят, что это возможно, если только законодатель обяжет супругов заключать соглашение по поводу детей. О. Г. Уенкова отмечает, что "интересам детей более соответствует развод в административном порядке. Он не содержит требования что-то доказывать, подвергать публичной оценке интимные детали распада семьи. Поэтому целесообразно разрешить развод в административном порядке также и родителям, имеющим несовершеннолетних детей, изложив п. 1 ст. 19 СК РФ в следующей редакции: "Супруги, имеющие несовершеннолетних детей, вправе расторгнуть брак в органах записи актов гражданского состояния, если они достигли соглашения по вопросам, касающимся детей. Супруги обязаны приложить к совместному заявлению о разводе соглашение, удостоверенное в нотариальном порядке" <7>. Следовательно, ключевое значение при рассмотрении вопроса о выполнении обязанности по воспитанию ребенка в случае прекращения семейных отношений независимо от порядка расторжения брака для исследователей приобретает соглашение о ребенке. -------------------------------- <7> Уенкова О. Г. К вопросу о разводе в административном порядке // Семейное и жилищное право. 2009. N 4. С. 24.

В необходимости такого соглашения специалисты не высказывают сомнений. В то же время только некоторые авторы обращают внимание на недостаточность установленного в ст. 24 СК РФ объема данного соглашения. Например, Ю. П. Свит отмечает, что во избежание последующих споров целесообразно устанавливать порядок общения ребенка с отдельно проживающим родителем одновременно с решением вопросов, указанных в ст. 24 СК РФ, так как это важно для обеспечения интересов ребенка <8>. -------------------------------- <8> Свит Ю. П. Указ. соч. С. 35.

Воспитание ребенка со стороны обоих родителей не должно прерываться в случае прекращения ими своих брачных отношений. Данное положение имеет значение с позиции как интересов ребенка, так и интересов общества в целом. Это положение прямо закреплено, например, в п. 2 ст. 141 Семейного кодекса Украины <9>, однако не нашло прямого закрепления в Семейном кодексе РФ (ст. 61, 63, 64, 65, 66 СК РФ). -------------------------------- <9> Семейный кодекс Украины // Ведомости Верховной Рады Украины. 2002. N 21 - 22. Ст. 135.

Статья 66 СК РФ регулирует права и обязанности родителя, проживающего отдельно от ребенка, без уточнения причин и оснований раздельного проживания и их влияния на осуществление родительских прав и обязанностей таким родителем. В качестве таких причин и оснований может, например, выступить отбывание уголовного наказания в местах лишения свободы, служба в рядах Российской армии, длительные командировки, ограничение родительских прав (одного или обоих родителей), развод родителей и пр. И каждое из них имеет свои объективные особенности, которые оказывают влияние на возможность реализации родительских прав и осуществление родительских обязанностей. Воспитание, являясь как обязанностью, так и правом родителя, не может быть прекращено иначе как по решению уполномоченного органа и только в случаях, предусмотренных законом. Следовательно, на родителей при расторжении брака, в отличие от других оснований раздельного проживания родителей и ребенка, законодатель должен возложить обязанность решить вопрос о том, в каком объеме каждый из них будет осуществлять воспитание ребенка. Если обратиться к практике зарубежного правового регулирования, то можно увидеть, что независимо от того, как законодатель определяет процедуру расторжения брака, юридическая возможность прекращения брачных отношений супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей, во многих странах поставлена в зависимость от наличия решения всего комплекса вопросов в отношении ребенка, в том числе и вопроса его воспитания. Выполнение конституционных обязанностей каждым гражданином является необходимым в поддержании стабильного существования общества. Воспитательная функция семьи не зависит от наличия или отсутствия брака между родителями ребенка. Несмотря на то что супружеская семья может прекратить свое существование, с позиции ребенка семья - это наличие матери и отца независимо от того, проживают ли они вместе или нет. Каждый родитель несет обязанность по воспитанию ребенка. Осознание родителями своей ответственности перед ребенком в случае расторжения брака проявляется в том, что они должны решать не только вопросы личного и имущественного характера в отношении друг друга, но и вопросы в отношении рожденного ими ребенка. Руководствуясь наличием конституционной обязанности родителей по воспитанию детей, законодатель в случае расторжения супругами брака не должен оставлять решение вопроса о воспитании ребенка исключительно на усмотрение супругов. Следовательно, законодателю необходимо обязать супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей, в случае расторжения брака заключать соглашение о порядке осуществления воспитания детей. Такое соглашение на предмет его соответствия интересам ребенка должно быть согласовано с органами опеки и попечительства. Если же супруги не могут прийти к согласию или же соглашение, по мнению органов опеки и попечительства, не отвечает интересам ребенка, то вопросы реализации прав и обязанностей по воспитанию ребенка должны определяться судом с обязательным привлечением органов опеки и попечительства.

------------------------------------------------------------------

Название документа