Правовые проблемы многоженства в Чечне: история и современность

(Ибрагимов К. Х.) ("История государства и права", 2012, N 9) Текст документа

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ МНОГОЖЕНСТВА В ЧЕЧНЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ <*>

К. Х. ИБРАГИМОВ

-------------------------------- <*> Ibragimov K. Kh. Legal problems of polygamy in Chechnya: history and contemporaneity.

Ибрагимов Кюри Хамзатович, академик Академии наук Чеченской Республики, доктор сельскохозяйственных наук, кандидат юридических наук, профессор.

В Чеченской Республике как нигде более в России проблема многоженства приобрела особую социальную остроту. Трагические события в Чечне 1994 - 2000 гг. осложнили и без того бедственное положение чеченских женщин. Гибель значительной части представителей мужского пола привела к серьезной диспропорции в соотношении полов, и огромная масса молодых, детородного возраста чеченских женщин оказалась не в состоянии обзавестись семьями и удовлетворить, таким образом, свое естественное, данное от рождения право быть матерями и женами, т. е. полноценными членами современного демократического общества России. Как решить данную проблему - об этом делится своими мыслями автор статьи.

Ключевые слова: многоженство, ислам, война, право, законодательство, история, моногамия, демография, перепись населения.

In the Chechen Republic as nowhere in Russia the problem of polygamy has become especially urgent. Tragic events in Chechnya in 1994 - 2000 complicated the status of Chechen women. Death of a material part of representatives of masculine sex lead to a serious disproportion in correlation of sexes and a huge number of young fertile Chechen women could not create families and satisfy their natural given by birth right to be mother and wife i. e. a full-fledged member of a contemporary democratic society of Russia. How to solve this problem - the author expresses his ideas with regard to this issue.

Key words: polygamy, Islam, war, law, legislation, history, monogamy, demography, population census.

Из-за гибели в период трагических событий 1994 - 1999 гг. огромного множества мужского населения в Чечне официальные власти ЧР сталкиваются с большими проблемами по разрешению устроенности молодых женщин, которые систематически обращаются к ним с жалобами на свое бедственное положение, равно как с жалобами обращаются и потерпевшие от двоеженства женщины, считающие, что вторая жена разрушила их семью. Разрешить эту проблему препятствует российское законодательство и в первую очередь Семейный кодекс РФ, не допускающий в РФ многоженство. Вот почему именно Чеченская Республика в 2005 г. впервые инициировала и остро поставила данную проблему перед публичными властями страны. Интернет-сайты сегодня пестрят заголовками "Кадыров требует многоженства", "Кадыров вновь выступил за многоженство", "Кадыров поднял "нравственный" вопрос многоженства", "Предложение Кадырова о многоженстве получает поддержку" и т. д. Примечательным по этому поводу является мнение, члена Общественной палаты РФ адвоката Анатолия Кучерены, заявленное "Интерфаксу": "Глава Чечни как гражданин России имеет право высказывать свое мнение, и отрицать существование этой проблемы, особенно в северокавказских республиках, нет смысла. Но в то же время очевидно, что российское законодательство, в частности Семейный кодекс РФ, не разрешает многоженство". Поэтому, считает Кучерена, следует провести общественные слушания, в том числе с привлечением экспертного сообщества. "Эта тема регулярно всплывает на страницах СМИ, в свое время был нашумевший указ главы Ингушетии Руслана Аушева, который позже был отменен на федеральном уровне", - считает известный адвокат А. Кучерена <1>. -------------------------------- <1> URL: http://pravo. ru/review/view/10096/

В своем интервью корреспонденту "Российской газеты" 7 апреля 2009 г. глава Чечни подчеркнул: "У нас, в Чечне, женщин больше, чем мужчин. Но все они должны быть устроены в жизни. Многоженство разрешают наши обычаи, наша религия. С другой стороны, если молодая девушка или разведенная женщина гуляет, то ее брат убивает и ее, и того мужчину. У нас очень суровые обычаи. Лучше женщине быть второй или третьей женой, чем быть убитой. Так что уверен: сегодня нам необходимо многоженство. Закона нет такого, но я всем говорю: у кого есть желание и возможность, надо брать вторую жену". На вопрос корреспондента "реально ли добиться принятия закона?" глава ЧР отвечает: "Я просто предлагаю людям так поступать. А что касается закона... У нас закон не разрешает проституцию, а сколько женщин продается на улицах в Москве" <2>. -------------------------------- <2> URL: http://www. rg. ru/2009/04/07/kadirov. html

В свою очередь, агентство РОСБАЛТ сообщает следующее заявление главы ЧР: "У нас война, у нас по статистике женщин более чем на 10% больше, чем мужчин. Любой человек решает, как ему жить. Он хозяин, в его личную жизнь не будем вмешиваться" <3>. -------------------------------- <3> URL: http://www. rosbalt. ru/main/2011/08/23/882372.php

Абсолютно правильной назвал вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский позицию главы ЧР, который полагает, что в России следует "снять ограничения на регистрацию брака, разрешить регистрацию второго и третьего брака, не расторгая первый". "Это надо приветствовать и распространить на всю Россию, так как у нас 10 миллионов одиноких женщин", - заявил лидер ЛДПР. "Обязательно внесем соответствующую поправку в Семейный кодекс и Конституцию РФ", - пообещал Жириновский. В свою очередь, и Верховный муфтий Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин заявил о полной поддержке предложения тогда еще первого вице-премьера Чечни Рамзана Кадырова о введении многоженства. "Это помогло бы решить нам проблему стабилизации общества", - заявил муфтий <4>. -------------------------------- <4> URL: http://www. islamnews. ru/news-1887.php/

Вместе с тем нам хотелось бы оспорить статистические данные относительно разницы в численности способных к браку мужчин и женщин в ЧР. Если учесть, что далеко не все мужчины то ли в силу военных увечий, или болезни, то ли из-за хронической безработицы, то ли из-за пребывания в местах лишения свободы, то ли из-за боязни иметь неприятности со стороны первой жены, ее детей и родственников (ведь редко кто из мужчин в ЧР имеет охрану) в состоянии обзавестись второй женой, то станет очевидной куда более тяжелая ситуация, в которой не по своей воле, а по вине государства оказались десятки тысяч неустроенных молодых женщин. Поэтому государство обязано принять эффективные меры, облегчающие процесс многоженства. Но прежде чем назвать эти меры, совершим краткий экскурс в историю многоженства в ЧР. Источников, проливающих свет на эту проблему в древности, практически нет. Поэтому можно только догадываться, что до принятия чеченцами ислама в Чечне господствовало христианство, ревностно ограждающее верующих от многоженства. Трудно представить себе и то, что на первом этапе исламизации чеченцы-мусульмане обзаводились вторыми женами как в силу последействия христианского мировоззрения, так и отсутствия материальных условий для содержания второй жены в тяжелых горных условиях жизни. Условий для торговли при военном противостоянии с Россией и острой криминогенной обстановке на дорогах не было никаких. Земельные отношения в ту пору были крайне напряженными. Ощущалась острая нехватка земли в горах. Освободить землю из-под многовекового леса при отсутствии бензопил было весьма затруднительным занятием. Да и средняя продолжительность жизни населения в ту пору была всего лишь в пределах 30 - 40 лет. Многоженство, по нашему мнению, получило распространение в период имамата Шамиля, который и сам имел пять жен (Патимат, Джавгарат, Шуайнат, Анну Долуханову, Аминат) <5> и был страстным поборником развития этого явления. Вообще следует отметить психологию мужчин-многоженцев: все они изъявляют неодолимое желание расширить когорту своих приверженцев. -------------------------------- <5> URL: http://ru. wikipedia. org/wiki/

Таким образом, следует полагать, что рождение процесса многоженства в Чечне в Новейшее время следует отнести именно ко второй половине XIX столетия. Об этом убедительно свидетельствуют Камеральные списки по результатам переписи населения Ичкеринского и Аргунского округов, опубликованные по инициативе Архивного управления Правительства ЧР в 2009 - 2010 гг. <6>. В этих округах, охватывающих 240 аулов, проживало до 70% населения Республики. Рассматриваемое время является репрезентативным и в том отношении, что весьма схоже с настоящим послевоенным состоянием чеченского общества. Списки тех лет после имамата также изобилуют именами вдов и сосланных в Сибирь, женская половина населения также значительно преобладает над мужским. Завершение войны, как и сегодня, отличалось всплеском торговли и деловой жизни, что привело к росту материального состояния некоторой части активных чеченцев. А материальное благополучие - первый и главный элемент, способствующий многоженству. -------------------------------- <6> Посемейные списки жителей Ичкеринского округа (составлены 15 марта 1867 г.). Нальчик: ГП КБР "Республиканский полиграфкомбинат им. Революции 1905 г.", 2010. 788 с.; Камеральные списки Аргунского округа (составлены 27 мая 1867 г.). Нальчик: ГП КБР "Республиканский полиграфкомбинат им. Революции 1905 г.", 2009. 671 с.

Итак, анализ переписи населения Ичкерийского и Аргунского округов, проведенной царской Россией весной 1867 г., позволил прийти к следующим результатам. Поскольку каждый аул в основном был населен жителями одного тайпа (рода), что и явствует из названия аула, можно сделать заключение об их отношении к проблеме многоженства. Вернее будет сказать - двоеженства, так как 3 - 4 жены были лишь в четырех семьях. Абсолютно моногамными (т. е. чистыми от двоеженства) были аулы: в Ичкерийском округе - Хатуни (из 115 семей), Харачой (из 109 семей), Эльтыкаис (из 35 семей), Турти-Хутор (из 31), Аллерой (из 64), Шовхал-Берды (из 28), Сугунты (из 33 семей), Эльтыкале (из 35), Ялхой-Мохк (из 71). В Аргунском округе моногамными оказались села Чишки (из 28 семей), Басхой (из 30), Кеселой (из 34 семей), Садой (из 31). Следует отметить, что в маленьких аулах с числом семей меньше 25, каковых очень много в Аргунском округе, полностью отсутствуют двоеженцы, что свидетельствует о традиционном преобладании патриархальных форм управления тайпом (родом), в то время как в более крупных селах преобладает личное сознательное отношение мужчин к полигамии. Весьма близкими к моногамным являются относительно крупные села, населенные всего лишь 1 - 3 двоеженцами. Мотивом к двоебрачию здесь является серьезная причина - неспособность жены к деторождению и отсутствие наследника. В таких случаях чаще всего сама жена является инициатором женитьбы мужа на другой женщине, которую, как правило, подбирает сама. К таким аулам можно отнести следующие поселения: в Ичкерийском округе - Агишбатой (1 из 90 семей), Верхние, Средние и Нижние Курчали - (по 1 на, соответственно, 56, 30 и 36 семей), Ножи (1 из 59), Большие Шуани (1 из 29), Белгатой (2 на 135 семей), Центорой (3 на 165 семей). Эти села, в которых один двоеженец приходится на 30 и более семей, можно условно назвать моногамными. В целом объективным будет показатель, сколько двоеженцев приходится в среднем на каждые 10 семей, проживающих в конкретном ауле. Тогда 6 двоеженцев, приходящихся на село Махкеты, из 207 семей в расчете на 10 семей покажут результат 0,3, а 7 двоеженцев из 86 семей села Тевзан - 0,8 (т. е. на каждые 10 семей приходится почти по одному двоеженцу), 8 двоеженцев села Эрсеной - 0,7. При таком подходе не покажутся множеством и 12 двоеженцев из села Дышне-Ведено, поскольку выборка произведена из 174 семей (показатель равен 0,7). Сравнение Ичкеринского и Аргунского округов показывает, что во втором округе число двоеженцев в селах с числом семей более 30 больше, чем в первом. Например, по одному двоеженцу в среднем на каждые 10 семей приходится в аулах: Хал-Келой (80 семей - 8 двоеженцев), Редухой (соответственно, 95 и 9), Малые Варанды (57 и 6), Нижелой (108 и 10), Чобаккхинче (35 и 3), Химой (60 и 10), Шарой (126 и 8). Мало двоеженцев в селах Хуландой - 2 на 52 семьи, Шикарой - 2 на 36 семей, Хакмадой - 2 на 88 семей, Ачалой - 1 на 28 семей, Дачу-Борзой - 2 на 83 семьи, Шатой - 1 на 68 семей. Очень много, более 1 двоеженца на 10 семей, отмечено в аулах: Памятой - 4 на 36 семей, Хани-Кале - 4 на 27 семей, Сатты - 4 на 37 семей, Юкер-Келой - 5 на 34. Всего в двух рассматриваемых округах в 1867 г. зарегистрированы 219 двоеженцев, в том числе 98 - в Ичкеринском и 121 - в Аргунском округах. Значительный прирост деторождения отмечен лишь в половине полигамных семей. Отцы, как правило, в таких семьях являются долгожителями по причине того, что оздоравливается образ их жизни, они мобилизуют себя и рационально устраивают свою жизнь, чувствуя свою повышенную ответственность за судьбу двух семей. С другой стороны, и жены, соревнуясь между собой, стремятся создать максимальный комфорт для мужа и в питании, и ином уходе за ним. Моногамные села можно разделить на два вида: по сознанию и по социальному положению. Сознательно сохраняют вековую традицию одноженства тайпы (роды): Харачоевский, Агишбатоевский, Аллероевский, Курчалоевский, Центароевский, Белгатоевский, Шатоевский. Можно с определенной уверенностью утверждать, что эту традицию они сохраняют и поныне. У этих тайпов (родов), наследующих древние культуры, традиционно весьма высокий уровень уважительного отношения к женщине. Сравнительно более высокий уровень двоеженства в Аргунском округе можно также объяснить и тем, что его жители сравнительно недавно приняли ислам (в основном при имамате Шамиля), а достоверно известно, что свежие религиозные силы исповедуют новую религию с неистовым порывом. Наличие двух жен могло свидетельствовать об их максимальной исламизации. По социальному положению моногамный тип устройства семей в царское время отмечен, в частности, и в тех аулах, жители которых по разным причинам не являются аборигенами, т. е. коренными жителями (попавшие в рабство, в плен или гастарбайтеры и т. д.), т. е. иметь две жены им не позволяют ни социальный статус, ни материальное положение. Таким образом, совершенный нами краткий экскурс в историю многоженства Чечни показал, что полигамия у чеченцев не являлась редким явлением и имела широкое распространение в народе при достаточно равнодушном отношении женщин к этому социальному явлению. Сегодня отношение к многоженству изменилось. Десятилетия правления советской власти, не допускавшей даже мысли о полигамии, прошедший вслед за ним процесс демократизации российского общества, ориентированный на Запад, также не признающий саму возможность двоебрачия, сформировали в головах чеченских женщин стереотип неприкосновенности семейной жизни, в которой муж - это личная собственность, наподобие коровы, которая вечно должна давать молоко, и только им одним. Они эгоистично не хотят ставить себя, своих сестер и дочерей на место тех тысяч неустроенных молодых женщин, которые имеют ровно такое же право на устроенность своей жизни, право на святая святых - иметь хотя бы одного ребенка. Их позиция противоречит норме п. 1 ст. 7 Семейного кодекса РФ, устанавливающей: "Осуществление членами семьи своих прав и исполнение ими своих обязанностей не должны нарушать права, свободы и законные интересы других членов семьи и иных граждан <7>. -------------------------------- <7> СПС "Гарант".

Согласно п. 4 ст. 1 Семейного кодекса РФ "права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан". Именно в этих целях на законодательном уровне необходимо закрепить право мужчин России на многоженство. Для упорядочения процесса разрешения многоженства считаю необходимым осуществление следующих мероприятий: 1. Поскольку в соответствии с Конституцией Российской Федерации семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, Парламент ЧР должен обратиться в Госдуму с законодательной инициативой о внесении дополнений и изменений в Семейный кодекс РФ, предусматривающих: - исключение из п. 3 ст. 1 нормы о равенстве прав супругов в семье; - изменение в ст. 14 СК: "Допускается заключение брака между лицами, из которых муж уже состоит в другом зарегистрированном браке (браках)". 2. Создать при муфтияте Центр оказания помощи многоженству и вменить ему в обязанность функции: по оказанию консультаций в соответствии с нормами Семейного кодекса и шариата, по оказанию иной кроме финансовой помощи в заключении брака; по оказанию помощи в противодействии мстительным действиям первой жены и ее родственников, детей; по выдаче разрешения на право многоженства с оценкой материального состояния мужа и при учете результата медицинского освидетельствования состояния его здоровья. 3. Предоставлять многоженцам по льготным тарифам ипотечное кредитование жилья, а также бесплатные земельные участки для индивидуального жилищного строительства. 4. Предоставлять дешевые кредиты для приобретения строительных материалов под строительство жилого дома. 5. Заключение браков должно происходить строго на основе брачного контракта и при предварительном медицинском освидетельствовании состояния здоровья вступающих в брак. 6. Организовать специальное бюро знакомств для многоженцев, деятельность которого должна быть конфиденциальной. Горячая линия его связи должна быть доступной каждому. 7. Специализировать один из санаториев-курортов на проведение медового месяца многоженцами. Он должен быть хорошо охраняем военизированными структурами.

------------------------------------------------------------------

Название документа