Материнский капитал как мера стабилизации демографической ситуации в России

(Куликова Н. А., Березина В. Ю.) ("Социальное и пенсионное право", 2012, N 2) Текст документа

МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ КАК МЕРА СТАБИЛИЗАЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РОССИИ <*>

Н. А. КУЛИКОВА, В. Ю. БЕРЕЗИНА

-------------------------------- <*> Kulikova N. A., Berezina V. Yu. Maternity capital as a measure of stabilization of the demographic situation in Russia.

Куликова Наталья Алексеевна, старший преподаватель кафедры социально-правовых дисциплин юридического факультета Муромского института (филиала) ФГБОУ "Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых".

Березина Валерия Юрьевна, студентка факультета социальных технологий и педагогики Муромского института (филиала) ФГБОУ "Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых".

В работе рассматривается материнский капитал как право на дополнительную государственную поддержку семьи, имеющей детей, а также как мера стабилизации демографической ситуации. Анализируются направления, возможности и эффективность применения материнского капитала, его достоинства и имеющиеся недостатки.

Ключевые слова: демографическая ситуация, уровень и качество жизни российской семьи, материнский капитал, нормативно-правовая база.

The article considers maternity capital as right on supplementary measure of state support of family with children and as the measure of stabilizing of demographic situation. In this article we analyse kinds, possibilities, efficiency of application of maternity capital, its dignity and defects.

Key words: demographic situation, level and quality of life of Russian family, maternity capital, legal base.

Демографическая ситуация в России последних десятилетий характеризуется снижением рождаемости и ростом смертности населения, которые сравнимы с людскими потерями в ходе интенсивных боевых действий. По данным Росстата, за период с 2001 - 2006 гг. численность россиян сократилась с 146,3 млн. человек до 142,2 млн. человек <1>. В этих условиях актуализируется необходимость поиска адекватных государственных мер, направленных на стабилизацию рождаемости, на что был направлен Федеральный закон N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" от 29 декабря 2006 г. Поэтому своей целью мы ставим анализ динамики правового регулирования мер по социальной поддержке семей, имеющих детей. Данный анализ будет затрагивать следующие аспекты. -------------------------------- <1> Численность и состав населения в Российской Федерации // URL: http://www. gks. ru (дата обращения: 25.11.2011).

1. Анализ возможностей использования материнского капитала. 2. Изменение размера материнского капитала. 3. Механизм реализации прав на материнский капитал. 4. Перспективы развития материнского капитала. В настоящий момент российское общество не ориентировано на многодетность. Как правило, количество детей в семье определяется, с одной стороны, репродуктивными установками супругов, а с другой - внешними обстоятельствами, которые в основном не благоприятствуют рождению второго ребенка. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, в 2008 г. основными проблемами материнства и детства в России граждане считали: 1) низкий уровень жизни, высокие цены на товары и услуги (20%); 2) недостаточность детских пособий (19%); 3) недостаточное число детских воспитательных учреждений (17%); 4) неудовлетворительное медицинское обслуживание (13%); 5) отсутствие собственного жилья (8%); 6) высокая плата медицины, образования, детских садов, детского питания (7%). Материнский капитал рассматривается как право на дополнительную государственную поддержку, которую, начиная с 1 января 2007 г., имеют: 1) женщины, родившие (усыновившие) второго, третьего и последующих детей, начиная с 1 января 2007 г.; 2) мужчины, которые являются единственными усыновителями второго, третьего и последующих детей и ранее не воспользовавшиеся правом на дополнительные меры государственной поддержки; 3) несовершеннолетние дети в случае смерти одного или двух родителей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с которым возникло право на дополнительные меры <2>. -------------------------------- <2> Федеральный закон Российской федерации от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения 20.11.2011).

Первоначально сумма материнского капитала составляла 250 тыс. руб., однако она не является застывшей и увеличивается за счет проводимой индексации и, что немаловажно, не облагается налогом. На 2011 г. данная сумма увеличилась и составляет 365,648 тыс. руб. С января 2012 г. размер материнского капитала будет равен 387 тыс. руб. С момента выхода Федерального закона было разрешено использовать средства материнского капитала в трех направлениях: на улучшение жилищных условий, на получение образования ребенком (либо детьми), на формирование накопительной части пенсии матери. С течением времени был принят ряд изменений, которые дополнили сферу использования данных средств в целях совершенствования материальной поддержки и максимального выделения самых важных направлений средств материнского капитала. С мая 2009 г. предоставлена возможность получить единовременную выплату в размере 12 тыс. руб. за счет средств материнского капитала, что являлось первой попыткой обналичивания определенной суммы, которую можно потратить на любые нужды, повышающие жизненный уровень семьи и ее благосостояние <3>. Вместе с тем с 31 марта 2011 г. семьи лишены права на единовременную выплату, которая оценивалась ими как своевременная и полезная. -------------------------------- <3> Федеральный закон Российской Федерации от 28 апреля 2009 г. N 72-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан" // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения 21.11.2011).

В настоящее время материнский капитал можно использовать в качестве погашения основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленные гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией, по 31 декабря 2010 г. включительно, независимо от срока, истекшего со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей <4>. Однако реально воспользоваться данным правом и приобрести или построить жилье смогут те семьи России, которые используют материнский капитал в качестве первоначального взноса, имея при этом возможность в дальнейшем заработать финансовые средства на погашение оставшейся части кредита или которые смогут погасить ранее взятый кредит, используя материнский капитал. В настоящее время подавляющее большинство российских семей нуждается в улучшении быта в имеющемся жилье, однако Закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" не дает права, например, на покупку мягкой мебели, телевизора и любых других предметов, необходимых в быту. -------------------------------- <4> Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 288-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения 21.11.2011).

С 16 декабря 2010 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ N 937 "О внесении изменений в Правила направления средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий", которым внесены изменения в порядок использования материнского капитала на улучшение жилищных условий. В соответствии с этим семьям предоставлено право использовать средства материнского капитала на строительство или реконструкцию жилого помещения не только с привлечением специализированных подрядных организаций, но и без привлечения организации-подрядчика. В этом случае владельцы сертификатов могут обратиться в управление Пенсионного фонда с соответствующим заявлением в любое время по истечении трехлетнего возраста ребенка, с рождением которого возникло право на материнский капитал. В двухмесячный срок со дня подачи заявления сумма, не превышающая 50% остатка средств материнского капитала заявителя, будет перечислена на его банковский счет, указанный в заявлении. Спустя 6 месяцев с момента первоначального перечисления средств для получения оставшейся суммы заявителю необходимо представить в Пенсионный фонд пакет документов, подтверждающих выполнение основных работ по строительству или реконструкции жилья. Материнский капитал направлен на решение проблемы образования детей в семье. Часть средств материнского капитала можно использовать на обучение первого ребенка. Остаток средств материнского капитала будет постоянно расти за счет индексации. В возможности направлять материнский капитал на формирование накопительной части пенсии матери существуют недостатки. Во-первых, семья, родившая второго ребенка, остро нуждается в государственной поддержке "здесь и сейчас". Во-вторых, не исключена вероятность потери материальных средств путем долгосрочного вложения в пенсию по причине нестабильности финансово-экономической ситуации в стране. Понимание бесперспективности долгосрочных вложений вынуждает молодые семьи оформлять крупные долгосрочные кредиты, что еще больше ухудшает их финансовое положение. В Федеральном законе не предусмотрено направление средств материнского капитала на лечение как самого ребенка, так и его родителей, в частности матери. Представители власти объясняют это тем, что не исключена вероятность вымогательства медицинскими учреждениями средств из материнского капитала на те медицинские услуги, которые предусмотрены быть бесплатными, что не выглядит недостаточно убедительно. Особенно востребованным и необходимым данное направление является в тех семьях, где право на дополнительные меры государственной поддержки возникло с рождением второго ребенка с ограниченными возможностями. Федеральный закон от 28 июля 2010 г. N 241-ФЗ позволяет получать государственный сертификат на материнский капитал семьям, у которых один из детей умер на первой неделе <5>. Ранее, когда ребенок умирал на первой неделе жизни, органы ЗАГС ограничивались справкой о рождении. В ситуации отсутствия свидетельства о рождении Управления ПФР вынуждены были отказывать в выдаче государственного сертификата на материнский капитал. По нашему мнению, это был один из самых сложных и не вполне корректно решаемых моментов для семьи, находящейся в сложной жизненной ситуации, связанной со смертью ребенка. Например, имеются прецеденты, когда территориальный суд Владимирской области обязывал Пенсионный фонд принять заявление на материнский капитал от матери на основании справки о рождении и свидетельстве о смерти ребенка, но Конституционным Судом эти решения были отменены. -------------------------------- <5> Федеральный закон от 28 июля 2010 г. N 241-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о порядке предоставления единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала" // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения 24.11.2011).

Сроки действия дополнительных мер государственной поддержки ограничены 2016 г. Перспективы развития материнского капитала недостаточно четко определены, что вызывает обоснованную тревогу благополучателей за материальные средства, которые находятся в безналичном состоянии. Представители власти обосновывают ситуацию тем, что данный Федеральный закон является экспериментальным, а значит, по истечении срока существования он либо трансформируется, либо приобретет новые направления. В частности, на данный момент в Государственную Думу внесено четыре законопроекта, касающихся материнского капитала. Первый законопроект призван помочь семьям с их текущими нуждами. Предлагается предоставить возможность получить всю сумму материнского капитала на специальный счет в банке, с которого деньги нельзя будет снять, но ежемесячно будут выплачиваться проценты. После предварительного рассмотрения законопроект был отправлен на доработку в связи с наличием ряда технических недоработок. Второй законопроект предлагает использовать материнский капитал на образование родителей. В настоящее время проект проходит процедуру обсуждения. Третий законопроект касается получения материнского капитала в случае рождения двух и более детей за один раз. Правительство планирует выдачу капитала на каждого ребенка. Четвертый законопроект предусматривает возможность получить материнский капитал женщинам и мужчинам, у которых один (или несколько) из детей являются пасынками или падчерицами. На наш взгляд, четвертый законопроект является наиболее перспективным и востребованным, в силу того что современные семейные реалии таковы, что типичным явлением становится воспитание пасынков и падчериц. Материнский капитал часто рассматривается как толчок к увеличению рождаемости. Официальные данные свидетельствуют о том, что впервые за 15 лет в России наблюдается прирост населения. По данным за 2010 г., число родившихся младенцев составляет 1 млн. 788 тыс. 948 человек. Данный показатель превышает численность родившихся за 2009 г. на 27261 человек <6>. По данным пресс-релиза, численность получателей материнского капитала неуклонно растет и по состоянию на 1 июля 2010 г. отделением Пенсионного фонда России по Владимирской области выдано 18 тыс. 633 сертификата на материнский капитал. Однако прослеживается отсутствие статистических данных об изменении тенденции рождаемости в сторону увеличения за счет введения в России именно данной меры государственной поддержки семьи. Вместе с тем существует небесспорная точка зрения о том, что Закон о материнском капитале актуален по большей части для представителей народов, норма детности которых традиционно высока, в силу чего они по максимуму используют все его преимущества. -------------------------------- <6> Естественное движение населения в Российской Федерации // URL: http://www. gks. ru (дата обращения: 27.11.2011).

Эффективность действия данного вида экономической поддержки семьи напрямую зависит от качественной работы консультативных служб управления Пенсионного фонда РФ в регионах. Консультированию семьи по вопросам получения материнского капитала следует отводить особое место, в связи с тем, что с него начинается процесс подачи необходимых документов на получение сертификата и подтверждение права семьи на получение материнского капитала <7>. -------------------------------- <7> Тяжева В. Роль консультирования семьи в процессе получения материнского капитала // Международная молодежная научная конференция XXXVII Гагаринские чтения. М., 2011. Т. 7. С. 859 - 860.

Материнский капитал, составляющий на 2011 г. сумму 365,648 тыс. руб., направлен на социально-экономическую поддержку семьи, родившей второго, третьего и последующего ребенка, начиная с 2007 г. Частично дополнительные меры государственной поддержки способны повысить уровень жизни семей, имеющих на них право, однако в ситуации неуклонного роста цен практически на все виды товаров и услуг значимость суммы материнского капитала значительно опускается, несмотря на осуществляемую индексацию. В связи с этим нельзя однозначно ответить на вопрос о существенном повышении уровня и качества жизни российских семей, которые воспользуются материнским капиталом. Практика показывает, что Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" нуждается в совершенствовании, особенно в расширении направлений и вариантов использования средств материнского капитала. В частности, с ноября 2011 г. семьи могут использовать часть материнского капитала в качестве оплаты за дошкольное образование и основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. В настоящее время правительством разрабатываются дополнительные варианты использования материнского капитала, что свидетельствует о перспективе и совершенствовании его развития как меры стабилизации демографической ситуации в России.

------------------------------------------------------------------

Название документа