Особенности противодействия преступности несовершеннолетних

(Омигов В. И.) ("Российская юстиция", 2012, N 1) Текст документа

ОСОБЕННОСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

В. И. ОМИГОВ

Омигов В. И., доктор юридических наук, профессор.

В статье рассматриваются проблемные вопросы противодействия преступности несовершеннолетних.

Ключевые слова: преступность несовершеннолетних, противодействие, профилактика.

Issues of juvenile delinquency counteraction are considered in this article.

Развитие социума влияет на содержание и особенности системы мер противодействия преступности несовершеннолетних в России. В целях предупреждения и профилактики преступности и правонарушений подростков, несовершеннолетних ряд криминологов, социологов и психологов указывают на необходимость активизации сотрудничества социальных структур с органами полиции. Другие специалисты настаивают на отказе от вмешательства правоохранительных органов в судьбы подростков-правонарушителей, полагая целесообразным возложить определение мер воздействия в отношении малолетних преступников только на социальные и иные учреждения. Третьи - предлагают радикально изменить действующее законодательство в отношении нерадивых родителей или воспитателей. Возникают разногласия о приоритетности направлений в борьбе с преступностью указанных категорий лиц между представителями служб и подразделений органов внутренних дел и т. д. Рассмотрим наиболее приемлемые формы нейтрализации этих видов преступности и прежде всего преступности несовершеннолетних. Следует учитывать, что система мер борьбы с преступностью несовершеннолетних базируется на мероприятиях общесоциального характера, призванных обеспечить надлежащий уровень жизни: благосостояния, культуры, воспитания и образования граждан. Являясь частью общей системы борьбы с преступностью, она обладает существенными особенностями. Эти особенности определяются тем, что система мер борьбы с преступностью несовершеннолетних: - создана и действует в соответствии с государственной, семейной, молодежной и уголовной политикой, реализуемой через комплексные мероприятия целевых национальных программ по оказанию социальной, экономической и иной помощи семье и детям; - является системой предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, борьбы с преступностью в их среде; - имеет самостоятельную законодательную основу; комплекс международных, конституционных, федеральных и иных структурно связанных и взаимооптимальных условий жизни детей и подростков, защиты их прав и интересов, предупреждения отрицательных влияний; обеспечивается деятельностью специализированной системы государственных учебных, воспитательных, лечебных, правоохранительных и иных органов и учреждений, общественных организаций и религиозных конфессий; деятельность эта постоянно координируется и совершенствуется. Меры по профилактике преступного и иного противоправного поведения несовершеннолетних направлены на: - реализацию и защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, охрану их жизни и здоровья, обеспечение оптимальных условий формирования личности подростка, устранение источников отрицательного воздействия на условия их жизни и воспитания; - поддержание порядка в обществе и защиту общества от правонарушающего поведения несовершеннолетних; - содействие в реализации и социальной адаптации подростков, характеризующихся асоциальным или правонарушающим поведением. В криминологической литературе выделяются общее и специальное предупреждение, включающее раннюю специальную, непосредственную специальную профилактику и профилактику рецидива. Общие (общесоциальные) меры предупреждения преступности несовершеннолетних направлены на обеспечение успешной социализации основной массы детей и подростков, реализации их прав и законных интересов, коррекции негативных социальных процессов в основных сферах жизнедеятельности несовершеннолетнего (семье, образовательной, трудовой, досуговой сфере). Субъектами общесоциальных мер профилактики преступности являются все государственные и негосударственные структуры общества, включая Президента, органы законодательной и исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, любые организации и учреждения независимо от форм собственности. В первую очередь к органам, призванным обеспечить комплексную направленность мер по обеспечению интересов детей и подростков, относятся: государственные и негосударственные образовательные учреждения, органы опеки и попечительства, органы социальной защиты населения, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов местного самоуправления, органы по делам молодежи, органы здравоохранения, органы службы занятости, органы и учреждения культуры, досуга, спорта, туризма. В настоящее время в соответствии с международными стандартами в Российской Федерации введен институт уполномоченного по правам детей. Концептуальные основы и конкретные меры реализации общесоциальных профилактических задач определяют многочисленные законы и подзаконные нормативные акты, включая Федеральные законы от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования", от 21 мая 1999 г. "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"; Постановление Правительства РФ от 23 августа 1993 г. N 848 "О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей", Указ Президента РФ от 16 августа 1992 г. "О первоочередных мерах в области молодежной политики" и др. Кроме того, действуют ратифицированные Российской Федерацией международные конвенции (См.: Сборник международных стандартов и норм ООН в области превенции в отношении несовершеннолетних. ЮНИСЕФ. 1998). Например, в Конвенции о правах ребенка нет прямого упоминания о профилактике преступности, однако осуществление положений этого международного договора во всей полноте явилось бы наиболее гуманным и эффективным решением проблемы подростковой преступности. Права несовершеннолетних, изложенные в Конвенции, отражены в Руководящих принципах ООН для предупреждения преступности несовершеннолетних в качестве основных компонентов общесоциальных профилактических мер. Так, обеспечение уровня жизни, гарантирующего "физическое, умственное, духовное, нравственное, социальное развитие", доступ к образовательной системе и культурным ценностям, содержательный досуг и отдых являются одновременно и правами несовершеннолетних (Конвенция), и элементами общесоциальных мер профилактики (Руководящие принципы). Оба документа содержат меры, направленные на восстановление социальной справедливости по отношению к детям из разных социальных слоев, что на профессиональном языке криминологов и называется общими мерами профилактики преступности (помощь малообеспеченным и многодетным семьям; гибкая система образования, отвечающая разнообразным потребностям; концентрация особой заботы в сложные или переходные периоды жизни подростка, например при окончании школы и начале трудовой деятельности, смене места жительства, особенно в условиях вынужденной миграции, и др.). К сожалению, в России, как и в ряде других государств с "переходной" экономикой, главная профилактическая задача - обеспечить всем представителям юного поколения равные возможности для старта во взрослую жизнь - выполнялась совершенно недостаточно. Вместе с тем в государственной социальной политике в последние годы вновь наметилась определенная последовательность в этом направлении. В настоящее время реализуется третий этап (второй этап Национального плана действий по улучшению положения детей в Российской Федерации был запланирован на 1998 - 2000 гг.). По сравнению с первым этапом реализации Национального плана на втором этапе была усилена адресность планируемых мер и концентрация действий на наиболее болезненных аспектах положения детей, эффективных мерах профилактики социального неблагополучия. Так были приняты Законы: Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями); Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями). Продлена была до 2000 г. президентская программа "Дети России", по входящим в нее федеральным целевым программам разработаны новые мероприятия на последующие годы. В современных условиях приняты существенный Закон в этой сфере государственной поддержки: Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", от 13 октября 2009 г. N 233 "О внесении изменений в ФЗ "Об основах системы профилактики и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"; а также Приказы МВД РФ от 9 октября 2004 г. N 639 "О совершенствовании деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации", от 11 июня 2005 г. N 470 "О совершенствовании деятельности ОВД по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и др. К сожалению, пока приоритетность задачи улучшения положения детей в государственной социальной политике в большей степени декларируется, чем осуществляется на практике <1>. В дальнейшем принимаются аналогичные программы с незначительными позитивными сдвигами. -------------------------------- <1> Ежегодный государственный доклад "О положении детей в Российской Федерации". 1997. С. 67.

В специальном предупреждении преступности несовершеннолетних используются меры каждого из следующих уровней: ранней профилактики; непосредственной, или "вторичной"; профилактики рецидива. В основе деления названных специально-предупредительных мер на три группы лежит момент начала их реализации, обусловленный степенью деформации личности и поведения несовершеннолетнего. Подключение мер каждого следующего уровня профилактики должно происходить лишь после того, как не справились более щадящие меры предыдущего. Субъекты специальной профилактики могут выполнять несколько функций на разных уровнях и поэтому находиться одновременно в нескольких группах специализированных органов. Основной законодательной базой комплекса мер специального предупреждения в настоящее время является Федеральный закон от 21 мая 1999 г. "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с последующими изменениями и дополнениями). Закон регламентирует деятельность основных субъектов предупреждения правонарушений несовершеннолетних; категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, и основания ее проведения; определяет понятия беспризорности, безнадзорности несовершеннолетнего и семьи в социально опасном положении. Задачами специальных мер ранней профилактики является оздоровление среды и оказание помощи несовершеннолетним еще до того, как действие негативных социальных факторов существенно скажется на условиях их жизни и воспитания, а также применение мер к родителям и иным лицам, пренебрегающим обязанностями по воспитанию детей (выявление неблагополучных семей, компенсация недостатков семейного воспитания), обеспечение содержательного досуга, помощь в трудоустройстве. Раннее предупреждение является наиболее гуманным, эффективным и требующим наименьших затрат специально-профилактическим направлением. К учреждениям первичной специальной помощи социально дезадаптированным детям и детям "группы риска" относятся: комиссии по делам несовершеннолетних; подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел; образовательные учреждения; органы опеки и попечительства; органы по делам молодежи (социально-реабилитационные центры для подростков и молодежи, центры социально-психологической помощи); специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защиты населения (социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей); специализированные учреждения социального обслуживании (территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи). Перечисленные многопрофильные социально-реабилитационные учреждения оказывают помощь семьям и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, дают им возможность временного проживания. Особо следует выделить социальные приюты для детей и подростков. Приюты работают в режиме круглосуточного приема и имеют в своем составе группу социальных работников, которые изучают условия воспитания ребенка и определяют возможные пути разрешения конфликтной ситуации. Задачей учреждений второго уровня специальной профилактики является обеспечение условий для исправления несовершеннолетних, характеризующихся асоциальным поведением, систематически допускающих правонарушения, совершивших преступления до достижения возраста уголовной ответственности. На этом уровне используются уже перечисленные выше меры, направленные на нормализацию условий жизни, оздоровление среды. Вместе с тем существенно интенсифицируется воздействие на самого несовершеннолетнего, в ряде случаев дополняемое правовыми мерами принудительного характера (учет в подразделениях по делам несовершеннолетних ОВД; помещение в Центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей, направление в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого и закрытого типа; другие принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые судами и комиссиями по делам несовершеннолетних). Третья группа специальных мер направлена на профилактику рецидива: этот уровень мер включает социальную помощь и контроль за несовершеннолетними, уже совершившими преступления, освобожденными из воспитательных колоний либо осужденными к мерам наказания, не связанным с лишением свободы. Сюда же относится деятельность сотрудников криминальной милиции, следователей, прокуроров, судей по выявлению и устранению причин конкретных преступлений. В русле общего реформирования уголовно-исполнительной системы в последние годы был принят ряд нормативных актов, направленных на приближение к международным стандартам <2>, условий отбывания наказания в воспитательных колониях с учетом специфики возраста, пола, психического и физического состояния подростка; привлечение квалифицированных кадров (педагогов и психологов) <3>. -------------------------------- <2> Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, приняты Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1990 г. <3> Примерное положение о попечительском совете при воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 декабря 1997 г. N 1295; Инструкция об организации воспитательной работы с осужденными в воспитательных колониях, приложение к Приказу МВД от 2 апреля 1997 г. N 201; Приказ МВД РФ от 9 октября 2004 г. N 639 "О совершенствовании деятельности подразделений по делам несовершеннолетних ОВД РФ"; Приказ МВД РФ от 11.06.2005 N 470 "О совершенствовании деятельности ОВД по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и др.

В Концепции реорганизации уголовно-исполнительной системы (на период до 2005 г.) предусматривалось разукрупнение воспитательных колоний, что позволило приблизить место отбывания наказания к месту жительства несовершеннолетнего <4>. -------------------------------- <4> Уголовно-исполнительное право: Сборник нормативных актов. М., 1997. С. 522 - 524.

Дальнейшее развитие мер профилактики рецидива связано с увеличением веса социальной коррекции; применением лишения свободы в качестве крайней меры и в течение оптимально необходимого периода времени <5>; расширением перечня видов уголовного наказания в отношении несовершеннолетнего за счет использования мер, предусматривающих наказание, не связанное с лишением свободы, а также обеспечивающих разную степень ограничения свободы <6>. -------------------------------- <5> Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), приняты Генеральной Ассамблеей ООН 25 ноября 1985 г. <6> Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), приняты Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1990 г.

Еще одним возможным видом классификации мер предупреждения преступности несовершеннолетних является выделение групп мер по масштабу. Меры общефедерального уровня направлены на создание оптимальных условий жизни и воспитания несовершеннолетнего с учетом всех особенностей его социального статуса <7>. -------------------------------- <7> Панкратов В. В. Социальный контроль в структуре государственной политики предупреждения преступности несовершеннолетних; Забрянский Г. И. Основы концепции государственной политики предупреждения преступности несовершеннолетних // Государственная политика предупреждения преступности несовершеннолетних и защита их прав и интересов. М., 1997.

Региональные меры предупреждения строятся с учетом специфики местных условий (социально-экономического положения региона и др.). Меры данного уровня все чаще реализуются в рамках региональных программ предупреждения преступности несовершеннолетних <8>. Групповые меры профилактики в отношении так называемых малых групп применяются в первую очередь к асоциальным подростковым группировкам. -------------------------------- <8> Забрянский Г. И. Модель региональной программы предупреждения преступности несовершеннолетних. М., 1996; Сибиряков С. Л. Предупреждение девиантного поведения молодежи. Волгоград, 1998. С 120 - 133.

Меры предупреждения индивидуального преступного поведения применяются в соответствии с общими рекомендациями по индивидуальной профилактике преступлений, но учитывают особенности социальной среды и личности несовершеннолетних. Широкий и разноплановый характер деятельности по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, вовлечение в нее учреждений самых разных ведомств (образования, здравоохранения, социальной защиты, внутренних дел и др.) и органов управления этими учреждениями разного уровня (федерального, субъектов федерации и муниципального) определяют главное условие эффективности предупредительной деятельности - четкое и надежное взаимодействие, координация усилий всех субъектов профилактики. В настоящий момент правильнее было бы говорить не столько о существовании системы, сколько о совокупности органов и учреждений, занимающихся защитой прав и профилактикой правонарушений несовершеннолетних. В конце 90-х гг. ни в одном из регионов России не существовало полностью сформированной профилактической инфраструктуры, не обеспечивалась преемственность профилактической работы. Дальнейшее развитие системы предупреждения преступности несовершеннолетних нуждается во всесторонней (организационной, кадровой, финансовой) поддержке государства и общества в целом. Современная система мер предупреждения преступности несовершеннолетних опирается на необходимую информационно-аналитическую базу и обеспечивается в материально-техническом отношении бюджетным финансированием (хотя и скудно). Наличие особенностей в системе мер по борьбе с преступностью несовершеннолетних связано также со спецификой правового и фактического положения несовершеннолетних: как возрастной группы населения, наиболее остро испытывающей формирующее влияние негативных факторов социальной среды, спецификой рассмотренных выше причин преступности, а также личностных качеств несовершеннолетних правонарушителей. Борьба с преступностью несовершеннолетних планируется и проводится на разных уровнях и направлениях, в отношении различных контингентов детей и подростков. Она характеризуется значительным диапазоном общевоспитательных, профилактических, а также специальных карательных мер. По характеру целевой направленности эти меры призваны предупреждать противоправное поведение несовершеннолетних: пресекать их преступные действия, а также предупреждать возможность рецидива. Они осуществляются применительно к основным сферам воспитания детей и подростков с помощью специфических, характерных для органов, участвующих в этой деятельности, средств и методов. Речь идет, главным образом, о целенаправленной работе по устранению недостатков в области семейного, школьного, трудового воспитания несовершеннолетних, организации их досуга, а также о повышении эффективности деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью. Правовая база для этого имеется. Принятие существенных документов реально способствовало началу процесса интенсивного перехода функций предупреждения преступности несовершеннолетних от правоохранительных органов к иным государственным и общественным структурам, иным учреждениям, осуществляющим, главным образом, социальное обслуживание детей и подростков, защиту их прав и законных интересов. Социальное обслуживание семьи и детей выступает сегодня как составная часть принципиально нового и чрезвычайно важного для настоящего и будущего России направления социальной политики. За последние пять лет ситуация динамично меняется, нарождающиеся социальные службы активно приступили к решению проблем детской беспризорности, профилактики правонарушений несовершеннолетних, социального сиротства, безнадзорности, защите прав детей и подростков. В Российской Федерации действует с начала XXI века более 1 тыс. учреждений социального обслуживания семьи и детей, в том числе 92 центра социальной помощи семье и детям, 228 отделений по работе с семьей и детьми в центрах социального обслуживания населения, 88 центров психологической помощи, 78 центров экстренной психологической помощи по телефону, помощь семье оказывали и центры, деятельность которых непосредственно направлена на социальную поддержку ребенка, оказавшегося в особо трудной ситуации. Это 150 приютов, 58 социально-реабилитационных центров, 25 центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Для решения проблем устройства детей и подростков, лишившихся родительского попечения, была развернута сеть семейных детских домов (около 400), созданы специальные центры оказания им необходимой помощи. Создана сеть специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа для лиц, которые не сумели адаптироваться в обычной школе, склонны к агрессии, бродяжничеству, не имеют нормального контакта с родителями. Кроме того, открыты и специальные (коррекционные) учреждения для несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии и совершивших общественно опасные деяния. Все больше внимания уделяют развитию сети указанных учреждений федеральные и региональные структуры власти и управления в области семейной политики. К их числу можно отнести Комитет по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ, а также структурные подразделения федеральных министерств и ведомств социальной направленности, занимающиеся вопросами образования, воспитания, охраны здоровья, отдыха, культуры, бытового обслуживания и обеспечивающие выполнение семьей ее репродуктивной, воспитательной, жизненно охранительной и других важнейших функций. В органах управления комиссии по делам несовершеннолетних возобновили свою профилактическую деятельность (их 2560, в них работает около 30 тыс. штатных работников). Образована Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ. Проводимая ею работа направлена на переориентацию низовых комиссий от применения преимущественно административного воздействия на правонарушителей к осуществлению контроля за соблюдением прав и законных интересов несовершеннолетних. В связи с практической реализацией в стране концепции судебной реформы на законодательном уровне прорабатывается вопрос о создании ювенальной юстиции, которая бы включала в себя сеть правоохранительных социальных служб для несовершеннолетних и специализированных судов по делам семьи и несовершеннолетних. Одним из важнейших направлений борьбы с рецидивной преступностью несовершеннолетних является обеспечение социальной адаптации подростков, которые возвращаются из специальных учебно-воспитательных учреждений и воспитательных колоний. В профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи широко применяются все виды мер административного и уголовно-правового воздействия, которые являются реакцией со стороны общества на противоправные акты, выполняют функцию социального сдерживания и ограничения не одобряемого обществом поведения. Весьма эффективным средством является индивидуальная ранняя профилактика, которая представляет совокупность мер, осуществляемых государственными органами и общественными формированиями, с тем чтобы: - оздоровить условия жизни и воспитания несовершеннолетнего в случаях, когда ситуация угрожает его нормальному развитию; - пресечь и устранить действие источников антиобщественного влияния; - воздействовать на несовершеннолетнего, допускающего отклонения в поведении, таким образом, чтобы не дать закрепиться антиобщественным взглядам и привычкам. Основные направления ранней индивидуальной профилактики: - выявление и устранение неблагоприятных условий жизни и воспитания еще до того, как они отразились на поведении, формировании взглядов конкретного профилактируемого; - выявление и устранение источников отрицательных влияний на подростка, могущих сформировать антиобщественные позиции личности и способствовать совершению преступлений; - оказания сдерживающего и корректирующего воздействия на профилактируемого. Доминирующая роль ранней профилактики связана с тремя следующими обстоятельствами. Ранняя профилактика наиболее эффективна, поскольку она направлена на предотвращение появления или устранения еще относительно слабых изменений в личности, не успевших развиться в стойкую позицию. Она наиболее экономична, поскольку является многоцелевой, осуществляется в значительной степени в рамках общевоспитательной работы. Ранняя профилактика оставляет резерв времени для дальнейшего предупредительного воздействия, если в таком будет необходимость. Меры общефедерального уровня направлены на создание оптимальных условий жизни и воспитания подростка, несовершеннолетнего с учетом всех особенностей его социального статуса <9>. -------------------------------- <9> См.: Забрянский Г. И. Основы концепции государственной политики предупреждения преступности несовершеннолетних // Государственная политика предупреждения преступности несовершеннолетних и защита их прав и интересов. М., 1997; Савинкова Е. Н. Указ. соч. С. 776 - 783, и др.

Дальнейшее развитие системы предупреждения преступности несовершеннолетних нуждается во всесторонней (организационной, кадровой, воспитательной, психологической, финансовой, духовно-нравственной) поддержке государства и общества в целом.

Название документа