Государственная защита прав и интересов несовершеннолетних. Судебная защита прав и интересов несовершеннолетних
(Ростовская Т. К., Ростовская И. В.) ("Вопросы ювенальной юстиции", 2011, NN 5, 6) Текст документаГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ. СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
/"Вопросы ювенальной юстиции", 2011, N 5/
Т. К. РОСТОВСКАЯ, И. В. РОСТОВСКАЯ
Ростовская Т. К., Департамент молодежной политики и общественных связей Минспорттуризма России, доктор социологических наук.
Ростовская И. В., МГЮА.
Органы правосудия - одна из самых универсальных форм защиты прав граждан. Обращаясь в суд, граждане подают исковое заявление, которое соответственно рассматривается в порядке конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 118 Конституции Российской Федерации). Конституционное судопроизводство осуществляется Конституционным Судом РФ - судебным органом конституционного контроля - и регулируется ФКЗ от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации". В соответствии с Конституцией РФ человеку впервые предоставлено право обратиться в Конституционный Суд с жалобой на нарушение его конституционных прав и свобод. Жалоба - единственная форма, в рамках которой граждане могут обращаться в Конституционный Суд РФ. Примечательно, что, как следует из содержания Закона, какой-либо специфики в отношении несовершеннолетних заявителей конституционное судопроизводство не предусматривает. Процедура подачи жалобы и порядок ее рассмотрения едины для всех граждан, вне зависимости от их возраста. Словом, действует общий порядок. Получается, что даже малолетний ребенок имеет право обращения с жалобой в Конституционный Суд РФ. Гражданское судопроизводство регулируется Гражданским процессуальным кодексом РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ, принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также ФЗ от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" (в ред. от 11 марта 2006 г.). Гражданское процессуальное законодательство, в отличие от уголовно-процессуального, не выделяет в отдельную главу судопроизводство, связанное с защитой прав детей, но помещает отдельные гражданские дела, затрагивающие права несовершеннолетних, в числе прочих в подразд. IV разд. II ГПК РФ "Особое производство", иски в котором, как и в уголовно-процессуальном разбирательстве, рассматриваются судами по общим правилам искового производства с особенностями, установленными процессуальным законодательством. Другие же дела, затрагивающие права несовершеннолетних, рассматриваются просто по общим правилам искового производства. По мнению одних исследователей, сегодня гражданская процессуальная дееспособность ребенка стала шире, поскольку согласно ч. 2 ст. 56 СК РФ ребенок, чьи права нарушены, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет - в суд. Но диссертант соглашается с другими авторами, которые считают, что это право не может быть реализовано до принятия соответствующего федерального закона, предусматривающего случаи и механизм обращения ребенка в суд. Административное судопроизводство - следующая процессуальная форма, в которой действует судебная система России. Несмотря на то что в соответствии с ч. 1 ст. 2.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет, и в соответствии со ст. 22.1 Кодекса дела об административных правонарушениях рассматриваются в числе прочих органов и судьями, и мировыми судьями в пределах компетенции, установленной ст. 23.1 Кодекса, говорить об административном судопроизводстве в отношении несовершеннолетних правонарушителей не приходится. Объясняется это тем, что в силу ст. 23.2 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, рассматривают районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Административное судопроизводство в отношении несовершеннолетних правонарушителей может возникнуть не по общему правилу, а, скорее, в порядке исключения при обжаловании в суд постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Следует также заметить, что хотя ФЗ от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и предусматривает судебное производство (гл. III - производство по материалам о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа и гл. III.1 - рассмотрение материалов о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел), но это не административное судопроизводство, так как оно регулируется не КоАП РФ, а названным Федеральным законом. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ определяет порядок уголовного судопроизводства судебной системы в России. Уголовно-процессуальное законодательство традиционно выделяет правила производства по делам несовершеннолетних в отдельную гл. 50 УПК РФ, нормы которой, однако, не создают особого порядка производства по рассматриваемой категории уголовных дел. Производство по таким делам осуществляется по общим правилам, установленным УПК РФ, однако с особенностями, которые неприменимы к уголовным делам в отношении других категорий лиц. В нормах, регулирующих общий порядок судопроизводства по делам несовершеннолетних обвиняемых и подозреваемых, отражаются особенности совершения уголовно-процессуальных действий и в отношении других участников процесса - свидетелей и потерпевших, также нуждающихся в повышенной защите в силу неспособности самостоятельно осуществлять свои права, исполнять обязанности и нести установленную законом ответственность в полной мере. Согласно ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах "каждый имеет право при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона" <1>. -------------------------------- <1> Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.), ст. 14 // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. N 17(1831). Ст. 291.
Судебный порядок защиты прав и свобод гарантируется каждому гражданину Российской Федерации (ст. 46). Это конституционное положение, относящееся ко всем гражданам, независимо от их возраста, получило закрепление в текущем законодательстве. Судебный порядок защиты прав ребенка может быть охарактеризован такими положительными чертами, как открытость и состязательность процесса, обязанность привлекать к рассмотрению дела несовершеннолетнего по достижении им 14 лет, широкий спектр вопросов, которые может разрешать суд при разрешении дел о семейных правах ребенка. Как считает Н. В. Кравчук, основным недостатком судебного порядка защиты является "отсутствие механизма обращения ребенка в суд и его участия в процессе в качестве инициатора судебного разбирательства, что дает возможность судьям отказывать несовершеннолетним истцам в праве на защиту в связи с их неполной дееспособностью" <2>. -------------------------------- <2> Кравчук Н. В. Защита прав ребенка в судебном порядке // Государство и право. 2004. N 6. С. 68 - 69.
Судебная защита прав ребенка осуществляется прямо и косвенно. В первом случае речь идет о делах, непосредственно связанных с семейным воспитанием несовершеннолетнего. К ним относятся: - определение места жительства детей при раздельном проживании их родителей (п. 3 ст. 65 СК РФ); - осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п. 2 ст. 66 СК РФ); - обеспечение права ребенка на общение с близкими родственниками (п. 3 ст. 67); - возврат родителям ребенка (п. 1 ст. 68), приемному родителю (п. 3 ст. 153) и опекуну (попечителю) подопечного ребенка (п. 2 ст. 150), удерживаемого другими лицами не на основании закона или судебного решения; - лишение родительских прав (п. 1 ст. 70); - восстановление в родительских правах (п. 2 ст. 72); - ограничение родительских прав (п. 1 ст. 73) и его отмена (п. 1 ст. 76); - отмена усыновления (п. 1 ст. 140). Перечень дел, по которым суд осуществляет прямую защиту прав ребенка, является исчерпывающим. Ее характерная особенность в том, что здесь налицо спор о праве на семейное воспитание. Косвенная судебная защита осуществляется с помощью семейного законодательства, например, при взыскании алиментов, установлении отцовства. Данный перечень исчерпывающим не является. Косвенная защита права ребенка в семье может осуществляться с помощью иных отраслей законодательства (гражданского, административного, уголовного, трудового и др.). Для осуществления судебной защиты используются определенные средства. В юридической литературе нет единого подхода к определению понятия средств правовой (административной, судебной) защиты. По мнению одних ученых, средством правовой защиты является иск, заявление, жалоба <3>. Другие ученые считают средством правовой защиты решение суда, постановление административного органа <4>. Такое расхождение во мнениях дает основания полагать, что это понятие недостаточно исследовано в науке. -------------------------------- <3> См.: Грибанов В. П. Пределы осуществления и защиты гражданских прав. М., 1972. С. 235; Добровольский А. А. Исковая форма защиты права. М., 1965. С. 10; Сергеев А. П. Гражданское право: Учебник. Т. 1. СПб., 1996. С. 243. <4> См.: Рамовская З. В. Защита в советском семейном праве. Львов: Изд-во при Львовском государственном университете, 1985. С. 30; Воробьев М. К. О способах защиты гражданских прав // Теории по правоведению. Новосибирск, 1968. С. 93 и др.
Представляется, что под средством судебной защиты семейных прав и интересов следует понимать совокупность приемов, при помощи которых обеспечивается восстановление (признание) нарушенных (оспоренных) прав и интересов ребенка, т. е. применение конкретных способов защиты. К средствам судебной защиты прав ребенка следует отнести: - иск (исковое заявление подается при наличии спора о праве; жалоба - по делам, возникшим из административно-правовых отношений; заявление подается в суд по делам особого производства); - судебное постановление (судебные постановления различаются по порядку вынесения, обжалования, содержанию и субъектам на: решения, заочные решения, судебные приказы, определения кассационной инстанции и постановления надзорной инстанции, которыми вынесено новое решение, определение об утверждении мирового соглашения. Объединяет эти процессуальные документы то, что в них указывается способ защиты, применяемый судом для восстановления (признания) нарушенных (оспоренных) семейных прав ребенка); - кассационную и надзорную жалобы; - заявление о пересмотре заочного решения; - заявление о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Помимо материализованных средств судебной защиты нельзя не сказать о деятельности органов опеки и попечительства в разбирательстве споров, связанных с воспитанием детей; об учете мнения самого ребенка; а также об участии педагога и психолога в этом процессе. В развитие требований п. 1 ст. 13 Конвенции о правах ребенка ст. 57 Семейного кодекса РФ предоставляет ребенку право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Семейный кодекс содержит конкретные статьи, где указано, в каких случаях органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только при согласии ребенка, достигшего десятилетнего возраста. К ним относятся: изменение имени и фамилии ребенка; восстановление в родительских правах; согласие на усыновление; изменение фамилии, имени и отчества усыновленного ребенка и запись усыновителей в качестве родителей. Правило о получении согласия на усыновление несовершеннолетнего, достигшего 10 летнего возраста, имеет исключение. В соответствии с п. 2 ст. 132 СК РФ, если до подачи заявления об усыновлении ребенок проживал в семье усыновителя и считает его своим родителем, усыновление может быть произведено без согласия усыновляемого. Получается, что исключительно в интересах ребенка сохраняется тайна его происхождения. Что касается судебного разбирательства дел о лишении родительских прав, то здесь налицо такой случай, когда учет мнения ребенка противоречит его интересам, "так как оценка ситуации глазами ребенка, не знающего иных родителей, противоестественна, связана с увеличением его страданий. Однако суды нередко опрашивают несовершеннолетнего как свидетеля по делу о лишении родительских прав его родителей или стремятся к получению такой информации с помощью органов опеки и попечительства. Какой бы ни была позиция ребенка, даже если ему исполнилось 10 лет, значения по делу она не имеет" <5>. -------------------------------- <5> Нечаева А. М. Судебная защита прав ребенка. М., 2003. С. 83.
Показания (объяснения) несовершеннолетнего могут относиться и к доказательствам по делу об ограничении родительских прав. Допрос свидетеля в возрасте до 14 лет, а по усмотрению суда и в возрасте от 14 до 16 лет производится с участием педагога. Однако в этом случае наиболее целесообразным представляется решение проблемы участия несовершеннолетнего в деле по ограничению родительских прав, изложенное в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда от 27 мая 1998 г. N 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей" <6>. Здесь сказано: "Если при разрешении спора, связанного с воспитанием детей, суд придет к выводу о необходимости опроса в судебном заседании несовершеннолетнего в целях выяснения его мнения по рассматриваемому вопросу, то следует предварительно выяснить мнение органа опеки и попечительства о том, не окажет ли неблагоприятного воздействия на ребенка его присутствие в суде". Характерно, что при отмене ограничения родительских прав на основании судебного решения мнение ребенка учитывается безотносительно к его возрасту (п. 2 ст. 76 СК РФ). -------------------------------- <6> Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. N 7.
Существует также проблема выяснения мнения ребенка по делам, связанным с устранением препятствий к общению. Статьи 55, 66 Семейного кодекса РФ, предусматривающие право на общение, не входят в перечень статей, по которым согласие (несогласие) ребенка имеет правовое значение. Поскольку в делах, где рассматривается иск об устранении препятствий к общению, ребенок и свидетелем не является, то, как считает А. М. Нечаева, его гражданско-процессуальный статус не определен. В этом случае отвечающей интересам несовершеннолетнего можно считать позицию ученого о том, что мнение ребенка следует знать и при необходимости учитывать, но выявлять не при рассмотрении иска, а ранее - при подготовке заключения органами опеки и попечительства <7>. -------------------------------- <7> См.: Нечаева А. М. Указ. соч. С. 47.
В итоге можно констатировать: средства судебной защиты довольно разнообразны, но во всех случаях направлены на обеспечение защиты прав и охраняемых законом интересов ребенка. Их виды определяются характером возникшего правоотношения, заявленным требованием, правовым положением ребенка, порядком вынесения и обжалования, содержанием судебных постановлений и прочими условиями. Таким образом, если защита прав ребенка в судебном порядке касается случаев нарушения его прав в семье, когда возникает спор о воспитании ребенка, то защита прав ребенка, особенно того, кто утратил родительское попечение, входит прежде всего в сферу деятельности органа опеки и попечительства. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" закрепляет установление порядка судебной защиты прав и законных интересов ребенка (ст. 5). Отмечается, что в трудной жизненной ситуации дети имеют право на особую заботу и защиту со стороны федеральных органов государственной власти, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется федеральными органами государственной власти, органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. По данным Федеральной службы исполнения наказаний, на начало 2010 г. в России в воспитательных колониях содержались 8,5 тысячи осужденных (в возрасте до 19 лет), в местах лишения свободы находились 186 664 человека в возрасте от 14 до 30 лет. Приводя данную статистику, необходимо определить оптимальные пути решения проблемы максимального обеспечения личных прав осужденных несовершеннолетних. В связи с этим обратим внимание, что именно в этой плоскости ряд субъектов РФ развивает положения федерального законодательства в рассматриваемой сфере. В частности, ст. 20 Закона о правах ребенка Республики Саха (Якутия) предусматривает своеобразную льготу для несовершеннолетних осужденных: республика создает все возможности, чтобы ребенок, осужденный к лишению свободы, отбывал наказание в местах лишения свободы в пределах республики. Производство предварительного расследования и судебного разбирательства в отношении несовершеннолетних тоже имеет свои особенности, направленные на обеспечение большей защиты их прав и интересов <8>. -------------------------------- <8> См.: Кокурин И. П. Проблемы прокурорского надзора за деятельностью органов предварительного следствия по делам несовершеннолетних // Вестник Московского университета. Серия "Право". 1995. N 4. С. 73 - 80.
Во-первых, необходимо обеспечить несовершеннолетнему право на защиту, т. е. участие защитника по этим делам обязательно (ст. 51 УПК РФ). Защитник допускается к участию в деле с момента вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, с момента фактического задержания лица, применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу, с момента объявления лицу, подозреваемому в совершении преступления, постановления о назначении судебно-психиатрической экспертизы, а также осуществления иных мер процессуального принуждения или иных процессуальных действий, затрагивающих права и свободы лица, подозреваемого в совершении преступления (ч. 3 ст. 49 УПК РФ). Отказ от защитника допускается только по инициативе правонарушителя (ч. 1 ст. 52 УПК РФ). Однако, как правило, защитник продолжает участвовать в деле, несмотря на заявленное несовершеннолетним ходатайство о самостоятельной защите. Это происходит в силу того, что подросток не способен сам полноценно осуществлять свою защиту. Во-вторых, в допросе обвиняемого, не достигшего 16 лет, должен присутствовать педагог или психолог. Обычно каких-либо нарушений законодательства, касающихся участия в допросе несовершеннолетних законных представителей и педагогов, не наблюдается. Более того, участие педагога или психолога при допросе несовершеннолетнего обвиняемого старше 16 лет, если он признан умственно отсталым, обязательно (п. 3 ст. 425 УПК РФ). В-третьих, по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, к обязательному участию в уголовном деле привлекаются их законные представители. Эта норма является нововведением в уголовно-процессуальном законодательстве. Законный представитель вправе знать, в чем подозревается или обвиняется несовершеннолетний; присутствовать при предъявлении обвинения; участвовать в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого; заявлять ходатайства и отводы; приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора; представлять доказательства; по окончании предварительного расследования знакомиться со всеми материалами уголовного дела и т. п. (ст. 426 УПК РФ). Последние годы в стране наблюдается реформирование российской судебной системы в отношении несовершеннолетних. Концепцией судебно-правовой реформы в Российской Федерации, принятой в 1991 г., предусмотрено создание специализированных (ювенальных) судов. Создание специализированной системы правосудия в отношении несовершеннолетних с 1990 г. является обязательством Российской Федерации по исполнению Конвенции ООН о правах ребенка. Возможность расширения перечня специальных судов, действующих в России, заложена в ч. 3 ст. 4, а также в ст. 26 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации". В последние годы в России также активно обсуждается проблема создания ювенальной юстиции. При всем разнообразии взглядов на ювенальную юстицию можно, сгруппировав различные мнения, выделить два подхода к рассматриваемому явлению. В частности, один из крупнейших отечественных специалистов в данной области Э. Б. Мельникова относит к ювенальной юстиции преимущественно и даже почти исключительно специализированные судебные органы, хотя и отмечает в некоторых своих работах, что модернизация ювенальной юстиции включает и появление административных органов, альтернативных ювенальным судам <9>. -------------------------------- <9> См.: Мельникова Э. Б. Ювенальная юстиция. М., 1999.
Выраженный Э. Б. Мельниковой подход поддерживается еще целым рядом авторов <10>. С Э. Б. Мельниковой соглашается и Е. Л. Воронова, которая считает, что ювенальная юстиция - особая система правосудия, при которой ее центральное звено - ювенальный суд - тесно взаимодействует с социальными службами как до рассмотрения дела судом, так и после принятия судебного решения независимо от того, рассматривает ли суд материалы в отношении несовершеннолетнего правонарушителя либо осуществляется защита прав несовершеннолетнего в порядке гражданского судопроизводства <11>. -------------------------------- <10> См.: Мельникова Э., Ветрова Г. Российская модель ювенальной юстиции (теоретическая концепция) // Правозащитник. 1996. N 1. С. 22 - 41. <11> См.: Воронова Е. Л. Ювенальная юстиция: формирование системы пробации в Ростовской области // Вопросы ювенальной юстиции. 2007. N 5.
В соответствии с другим подходом предлагается включить в систему ювенальной юстиции значительно более широкий круг органов: к примеру, комиссии по делам несовершеннолетних; уполномоченного по правам ребенка; специализированные органы и учреждения, в чью компетенцию входит решать те или иные задачи, связанные с молодежной политикой, обеспечением прав несовершеннолетних, борьбой с подростковой преступностью и т. п.; органы опеки и попечительства над несовершеннолетними; ювенальные органы следствия и дознания, воспитательные колонии и другие учреждения длительной изоляции несовершеннолетних правонарушителей <12>. -------------------------------- <12> См.: Ермаков В. Д., Ильчиков М. З., Абросимова Е. А., Автономов А. С., Хананашвили Н. Л. Федеральный закон "Основы законодательства о ювенальной юстиции Российской Федерации". Авторский проект. М., 1999. С. 8 - 9.
Безусловно, основу ювенальной юстиции составляют специализированные суды (судьи) по делам несовершеннолетних. Введение специализированного правосудия (суда) по делам несовершеннолетних не только отвечает национальным интересам России, но и является необходимостью исполнения нашим государством международно-правовых обязательств, в частности Конвенции ООН о правах ребенка.
/"Вопросы ювенальной юстиции", 2011, N 6/
В сентябре 2005 г. 40-я сессия Комитета ООН по правам ребенка в очередной раз указала России в числе проблем, вызывающих озабоченность международного сообщества, на то, что Россия, несмотря на ряд законодательных попыток, до сих пор не ввела на федеральном уровне и не учредила суды по делам несовершеннолетних правонарушителей, которые в системе правосудия должны рассматриваться отдельно. Таким образом, назрела настоятельная необходимость изменения Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" в части введения ювенальных судов. Это позволит, во-первых, укрепить взаимодействие судебной, законодательной и исполнительной власти в сфере ювенальной юстиции и распространить опыт Ростовской области по внедрению ювенальных технологий в судопроизводство по делам несовершеннолетних в других регионах, во-вторых, станет правовой основой для внесения изменений и дополнений в действующее законодательство. Действующая судебная система в России не вполне готова гарантировать право ребенка на своевременное, качественное и беспристрастное рассмотрение уголовного дела в отношении его компетентным судебным органом, которое закреплено в Конвенции о правах ребенка (ст. 40). В связи с увеличением общего количества судебных дел и нехватки судей, уголовные дела в отношении несовершеннолетних (они составляют 12% от общего количества дел) порой рассматриваются в течение нескольких лет, а подростки ожидают справедливого решения в следственных изоляторах. Активное обсуждение проблемы создания правосудия в отношении несовершеннолетних (ювенальной юстиции) привело к созданию различных концепций и проектов законов о ювенальной юстиции и ювенальных судах. Так, в начале 2000-х гг. было разработано несколько авторских законопроектов, связанных с вопросами становления правосудия в отношении несовершеннолетних, в частности: проект Федерального закона "Об основах системы ювенальной юстиции": проект Федерального конституционного закона "О ювенальных судах Российской Федерации": проект Указа Президента Российской Федерации "Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2010 г." <1>. -------------------------------- <1> URL: http://www. juvenilejustice. ru.
Однако дальше общественного обсуждения они не продвинулись, на рассмотрение в Государственную Думу РФ не вносились и предметом законотворческой работы не были. Процесс принятия данных законопроектов затянулся. В правовой науке, судебной практике высказывается все больше мнений за создание таких специализированных судов. Следует поддержать суждение, что сегодня для создания системы ювенальной юстиции в России необходима политическая воля сегодняшней власти, деятельное подтверждение готовности заниматься сохранением и защитой наших детей <2>. -------------------------------- <2> Хананашвили Н. Л. Указ. соч. С. 22.
Применение ювенальных технологий в судопроизводстве по делам о преступлениях несовершеннолетних в России началось в рамках пилотных проектов Программы развития ООН в РФ "Поддержка становления правосудия в отношении несовершеннолетних" (1999 - 2003 гг.) - впервые в 1999 г. в некоторых судах общей юрисдикции г. Санкт-Петербурга, затем в 2001 г. в Ростовской и Саратовской областях, в 2003 г. - в Республиках Северная Осетия - Алания, Кабардино-Балкария и Ингушетия. В сотрудничестве с названной Программой ООН проходило изучение модели совершенствования правосудия в отношении несовершеннолетних в конфликте с законом в этот же период времени и в Курской области. Основное содержание реализованных в 1999 - 2003 гг. пилотных проектов - экономия уголовной репрессии и оказание судом помощи несовершеннолетнему правонарушителю в реабилитации, предупреждении рецидива. Введена новая для России должность социального работника при суде, который, выступая в качестве участника судебного процесса, осуществляет социально-психологическое сопровождение несовершеннолетних подсудимых и обеспечивает психокоррекционное содержание судебных заседаний, готовит для суда доклад о личности несовершеннолетнего и условиях его жизни и воспитания, при установлении фактов нарушения прав несовершеннолетнего (на образование, трудоустройство, социальные пособия и т. п.) разрабатывает для судьи предложения о привлечении органов и служб системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних к разрешению проблем подростка, устранению причин и условий совершения преступления, формированию реабилитационных профилактических программ. Так, например, к рассмотрению судебным составом по делам несовершеннолетних Таганрогского городского суда, так называемого ювенального суда, отнесены не только уголовные дела о преступлениях несовершеннолетних, но и гражданские дела, связанные с защитой прав несовершеннолетних: лишение родительских прав, установление факта признания отцовства, определение места жительства ребенка и порядка общения с ним, защита имущественных и неимущественных прав несовершеннолетнего. Это соответствует конституционному положению: п. 1 ст. 46 Конституции РФ устанавливает, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. А в соответствии со ст. 8 СК защита семейных прав осуществляется судом по правилам гражданского судопроизводства, а в случаях, предусмотренных СК, государственными органами, в том числе органами опеки и попечительства. Защита семейных прав осуществляется способами, предусмотренными соответствующими статьями СК. Во многих регионах суды при рассмотрении уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних приступали к апробированию ювенальных технологий сначала на небольшой пилотной площадке (районный или городской суд), используя имеющийся в регионе потенциал системы органов служб профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Даже те регионы, которые, как указано в информациях, не применяют все ювенальные технологии, тем не менее уже используют некоторые из них. Например, в Кировской области Ленинским районным судом г. Кирова при рассмотрении уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних в качестве ювенальной технологии были использованы программы примирительных процедур с привлечением специалистов общественной организации "Вече", прошедших специальную подготовку. Кроме того, в 2009 г. в ходе подготовки к рассмотрению уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних этим судом неоднократно к проведению психологической диагностики несовершеннолетних подсудимых и подготовке рекомендаций по их реабилитации привлекались специалисты "Кировского центра социальной помощи семье и детям" (Кировский областной суд). Особо следует отметить Пермский край, в котором положительным итогом применения ювенальных технологий в сфере правосудия по делам о преступлениях несовершеннолетних стало снижение числа ранее судимых подростков, повторно совершивших преступления. Так, за 2009 г. из 354 несовершеннолетних, с которыми осуществлялась работа по ювенальным технологиям, только 12 человек повторно совершили преступления, что составило 3,2%, в то время как показатель повторной преступности несовершеннолетних в крае составляет 22% <3>. -------------------------------- <3> Воронова Е. Л. Дети в конфликте с законом: аналитический обзор. Региональная Ассоциация специалистов по поддержке судебно-правовой реформы и ювенальной юстиции в Ростовской области. Ростов-на-Дону, 2010.
Различия в использовании в регионах Российской Федерации ювенальных технологий имеются, в частности, в методах сбора юридически значимой информации о несовершеннолетнем подсудимом в соответствии со ст. 421 УПК РФ (составление "Карты социального сопровождения несовершеннолетнего подсудимого"), процессуальных формах участия в судебном разбирательстве по делам о преступлениях несовершеннолетних специалистов органов и служб системы профилактики, в содержании реабилитационной работы с несовершеннолетним после суда, что напрямую зависит от достаточности инфраструктуры органов и служб по работе с детьми, использования названными службами современных методов профилактики. Важное значение для предупреждения рецидива имеет профилактическая работа с несовершеннолетними осужденными после суда, а также с несовершеннолетними, к которым суд применил принудительные меры воспитательного воздействия. Все судьи судов субъектов РФ это отмечают. Судьи Пермского края отмечают необходимость создания службы пробации. В отсутствие такой службы в Пермском крае реабилитационную работу с несовершеннолетними после суда осуществляют социальные службы совместно с уголовно-исполнительными инспекциями в соответствии с региональным проектом "Реабилитация несовершеннолетних правонарушителей. Правосудие и дети. Система послесудебных мероприятий". Данный проект включает отработку механизма взаимодействия социальных служб и служб исполнения наказаний; внедрение восстановительных технологий в деятельность учреждений исполнения наказаний, ГУВД, образовательных учреждений закрытого типа; внедрение системы социальной адаптации освободившихся воспитанников учреждений закрытого типа и воспитательных колоний. Социальными службами осуществляется социальный патронаж выпускников образовательных учреждений закрытого типа и воспитательных колоний (таким несовершеннолетним назначается куратор) на основании программы индивидуальной профилактической работы, которая утверждается и контролируется муниципальной Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав (Пермский краевой суд) <4>. -------------------------------- <4> Там же.
Специализированным судебным составом по делам несовершеннолетних (условно называемым "детский", или "ювенальный", суд) Таганрогского городского суда Ростовской области с момента начала его работы в марте 2004 г. рассмотрено 665 уголовных дел в отношении 824 несовершеннолетних подсудимых. В результате участия психолога Управления соцзащиты населения г. Таганрога в судебном разбирательстве в рамках восстановительного правосудия из всего количества уголовных дел третья их часть заканчивается примирением подсудимого с потерпевшим или освобождением несовершеннолетнего от уголовной ответственности путем применения к нему принудительных мер воспитательного воздействия в форме передачи под надзор родителей (законных представителей). На основании обращений суда в социальные службы родителям несовершеннолетних осужденных оказывается помощь в трудоустройстве, осуществляется материальная поддержка семьи. В сотрудничестве с администрацией г. Таганрога помощник судьи с функциями социального работника организует для несовершеннолетних, прошедших через суд, экскурсии, посещение музеев города. Проводится курс лекций, в ходе которых используются видеоматериалы, подборки художественной литературы (классической и современной). В организации лекций принимают участие работники Центральной детской городской библиотеки. После вынесения судом решений по уголовном делам осужденные несовершеннолетние посещают групповые психологические тренинги при "ювенальном суде" г. Таганрога, которые проводит старший психолог уголовно-исполнительной инспекции (Ростовский областной суд) <5>. -------------------------------- <5> Там же.
Всеми судьями отмечено важное значение для совершенствования правосудия в отношении несовершеннолетних в конфликте с законом, рекомендации Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. N 2 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания". В частности, рекомендация о том, что при условном осуждении несовершеннолетнего, помимо обязанностей, которые могут быть возложены на несовершеннолетнего в соответствии с ч. 5 ст. 73 УК РФ, суд при наличии к тому оснований вправе в соответствии с Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" обязать несовершеннолетнего осужденного пройти курс социально-педагогической реабилитации (психолого-педагогической коррекции) в образовательных учреждениях, оказывающих педагогическую и психологическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии. Кроме того, в соответствии с этим же законом возложение на несовершеннолетнего обязанности возвратиться в образовательное учреждение для продолжения обучения возможно только при наличии заключения психолого-медико-педагогической комиссии органа управления образованием (п. 25). Серьезная аналитическая и организационная работа по освоению и внедрению ювенальных технологий проводится Красноярским краевым судом, которым инициировано создание на базе Сибирского федерального университета научно-образовательного центра "Ювенальная юстиция" (Красноярский краевой суд). В Саратовской области специальная подготовка судей, помощников судей, работников системы профилактики проводится на базе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Саратовская государственная академия права" (Саратовский областной суд). Пермским краевым судом в 2009 г. разработана и реализуется региональная программа "Правосудие и дети (Пермская модель ювенальной юстиции)" на 2009 - 2010 гг., получившая финансирование Российского государственного фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (создан в соответствии с Указом Президента РФ от 26 марта 2008 г. N 404). В соответствии с данной региональной программой в октябре - декабре 2009 г. в Пермском государственном университете было организовано обучение основам ювенальной юстиции 50 судей и 50 помощников судей федеральных судов Пермского края, в 2010 г. планируется обучение такого же числа судей и помощников (Пермский краевой суд). В 2008 г. Союзом юристов Новосибирской области был получен президентский грант на реализацию проекта "Использование моделей ювенальной юстиции в практике работы судебной системы, правоохранительных органов и учреждений государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальных педагогов системы общего и специального образования, имеющих дело с подростками "группы риска". В рамках данного проекта на базе Заельцовского районного суда г. Новосибирска в 2008 - 2009 гг. проходил судебно-правовой эксперимент по внедрению элементов ювенальной юстиции в судебную практику при поддержке специалистов Центра психолого-психиатрической и медико-социальной помощи муниципального учреждения "Вита" (Новосибирский областной суд). В Ростовской области Южным федеральным университетом разработана междисциплинарная магистерская программа "Ювенальное правосудие: проблемы уголовного и уголовно-исполнительного права, уголовного процесса и криминологии". Программа прошла внутренний аудит, утверждена Большим советом Южного федерального университета и в настоящее время находится на лицензировании в Министерстве образования РФ. В судах общей юрисдикции субъектов РФ закрепление специализации судей, создание специализированных судебных составов по делам несовершеннолетних (на рассмотрение в которые передаются уголовные дела о преступлениях несовершеннолетних, уголовные дела, по которым несовершеннолетние являются потерпевшими, различные категории гражданских дел с участием несовершеннолетних) в районных (городских) судах и в судах кассационной, надзорной инстанций осуществляется в зависимости от имеющейся конкретной судебной нагрузки. В некоторых районных (городских) судах общей юрисдикции субъектов РФ, в которых имелись технические возможности (осуществлялся ремонт или реконструкция зданий федеральных судов), специализированные судебные составы по делам несовершеннолетних размещены в обособленной части здания этих судов либо в отдельных зданиях. На базе таких специализированных судебных составов по делам несовершеннолетних районных (городских) судов общей юрисдикции апробируются общепризнанные принципы и нормы международного права, возрождается историческая российская модель работы "детского" (ювенального) суда (существовавшая в России до 1918 г.), в соответствии с которой судебное разбирательство дел с участием несовершеннолетних (подсудимого, потерпевшего, стороны в гражданском деле) должно происходить в доброжелательной обстановке. Такой специализированный судебный состав по делам несовершеннолетних районного (городского) суда общей юрисдикции, располагающийся в обособленной части здания суда или в отдельном помещении, условно получил название "ювенальный суд". На сегодняшний день имеется всего 10 специализированных судебных составов по делам несовершеннолетних судов общей юрисдикции, которые образованы в следующих регионах Российской Федерации: - Ростовская область: Таганрогский городской суд (2004 г.), Шахтинский городской суд (2005 г.), Егорлыкский районный суд (2006 г.), Азовский городской суд (2010 г.); - Иркутская область: Ангарский городской суд (2006 г.); - Республика Хакасия: Абаканский городской суд (2006 г.); - Камчатский край: Петропавловск-Камчатский городской суд (2006 г.); - Липецкая область: Елецкий районный суд (2008 г.); - Брянская область: Володарский и Бежецкий районные суды г. Брянска, Дубровский районный суд (2007 - 2008 гг.) <6>. -------------------------------- <6> Там же.
По вопросу о создании в судебной системе "ювенальных судов" мнения судей судов субъектов РФ разделились: 1) одни судьи высказываются за создание ювенальных судов; 2) другие выступают за введение в судах общей юрисдикции специализации судей по уголовным и гражданским делам с участием несовершеннолетних и за создание в крупных многосоставных судах специализированных судебных составов по делам несовершеннолетних (им следует передать на рассмотрение не только уголовные дела о преступлениях несовершеннолетних, но и уголовные дела, по которым несовершеннолетние являются жертвами, а также гражданские дела, по которым одной из сторон является несовершеннолетний); 3) третьи полагают, что необходимо сохранить специализацию судей только по делам о преступлениях несовершеннолетних и использовать возможность создания в крупных судах общей юрисдикции специализированных судебных составов по делам о преступлениях и правонарушениях несовершеннолетних. Подводя итог, можно обозначить, что реформа правосудия в отношении несовершеннолетних должна осуществляться в следующих направлениях: а) реформирование российской системы судопроизводства по делам несовершеннолетних путем создания специализированных судебных составов по делам несовершеннолетних внутри судов общей юрисдикции с четким определением пределов их юрисдикции; б) формирование эффективной системы социальной поддержки несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, поддержки семей, расширение услуг, оказание помощи семьям с детьми "группы риска"; в) формирование системы социальной реабилитации несовершеннолетних и молодых людей, освобожденных из мест лишения свободы и осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы (создание службы пробации, обеспечивающей не только контроль за их поведением, но и социальное сопровождение и содействие в интеграции в общество); г) создание на федеральном уровне системы непрерывного обучения и переподготовки кадров для работы в сфере правосудия в отношении несовершеннолетних в конфликте с законом; д) формирование и развитие механизмов восстановительного правосудия. Интересы охраны прав несовершеннолетних и молодежи, обеспечения наиболее эффективного содействия их благополучию, сокращения использования в отношении детей в конфликте с законом карательных санкций делает более актуальной решение задачи по созданию в России системы правосудия в отношении несовершеннолетних. Основополагающими принципами при разработке этой системы правосудия должны стать положения Конвенции ООН о правах ребенка. В заключение следует отметить, что создание судов по делам несовершеннолетних в системе судов общей юрисдикции экономически выгодно России, с их введением обеспечивается специализация уже существующих процедур, формируется взаимосвязь между судебным решением и реабилитационными программами, которые реализуются на подсудной территории органами и службами системы профилактики. Экономически выгодно, потому что таким путем мы в условиях демографического кризиса и сокращения населения России сохраняем будущее страны, его экономически активную и законопослушную часть населения, экономим на содержании пенитенциарной системы. Учитывая комплексный характер содержания и обеспечения прав и интересов ребенка, их защита должна включать, помимо судебной и административной форм, еще и гуманитарные институты. Необходимость совершенствования правовых и социальных механизмов защиты прав детей в Российской Федерации" объясняется тем, что в изменившихся условиях российской действительности возросла и потребность в новых идеологии, стратегии и политике социального развития детей и подростков, а следовательно, в разработке иных, отличающихся от прежних, инновационных технологий защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Учитывая высокую социальную значимость объекта исследования - правового положения несовершеннолетних, а также современное внимание к ним со стороны как государства в целом, так и отдельных организаций и общественных движений, необходимо: 1. Принятие Федерального закона "Об Уполномоченном по правам ребенка в Российской Федерации", а также самостоятельных законов, посвященных конкретным субъектам права - детям и молодежи, в частности, федеральных законов "О защите прав ребенка", "О правовом статусе несовершеннолетнего в Российской Федерации", "О государственной молодежной политике". 2. Развитие нового научного направления в области юриспруденции - ювенального права, предметом которого является исследование правового регулирования общественных отношений с участием несовершеннолетних. 3. Становление, развитие и узаконивание ювенальной юстиции как самостоятельной ветви правосудия по делам о несовершеннолетних.
------------------------------------------------------------------
Название документа