Групповая преступность несовершеннолетних и ее предупреждение
(Хомиченко Ю. В.)
("Общество и право", 2010, N 5)
Текст документа
ГРУППОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЕЕ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Ю. В. ХОМИЧЕНКО
Хомиченко Юрий Викторович, адъюнкт кафедры криминологии Краснодарского университета МВД России.
Статья посвящена анализу состояния преступности среди несовершеннолетних в основном в период с 2005 по 2009 гг. Автором акцентировано внимание на регионах Российской Федерации, где эта группа преступлений наиболее распространена.
Ключевые слова: преступность, несовершеннолетние, безнадзорность, профилактика преступности, правонарушения.
The article is dedicated to analysis of the condition to criminality amongst minor basically at period with 2005 on 2009 gg. Author is accented attention on region of the Russian Federation, where this group of the crimes the most wide-spread.
Key words: criminality, minor, neglect, preventive maintenance to criminality, offenses.
Последние годы (с 2005 по 2009 г.) характеризуются устойчивой тенденцией снижения количественных показателей преступности несовершеннолетних (2005 г. - 149981 преступление, 2006 г. - 148595, 2007 г. - 131965, 2008 г. - 107890, 2009 г. - 85452) [1]. Указанное снижение произошло на фоне снижения общего количества преступлений в России за последние три года (2007 г. - 3582541, 2008 г. - 3209862, 2009 г. - 2994820) [2].
Статистические сведения МВД России за 2009 г. свидетельствуют, что среди выявленных лиц, совершивших преступления, каждое четырнадцатое является несовершеннолетним. Несовершеннолетними является каждое десятое (10,4%) лицо, совершившее тяжкое преступление, каждое четвертое - совершившее вымогательство (25,0%), каждое пятое - неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (21,4%), каждое шестое - привлеченное за грабеж (16,7%) каждое восьмое - совершившее преступления в сфере компьютерной информации (13,1%) [3].
В январе - октябре 2010 г. каждое девятнадцатое преступление (5,3%) совершены несовершеннолетними или при их участии. Регионами с наибольшим удельным весом несовершеннолетних, совершивших преступления (от общего числа выявленных лиц) являются: Ненецкий АО - 13,4%; Забайкальский край - 10,3%; Еврейская АО - 10,0%; Хабаровский край - 9,9%; Республика Тыва - 9,8%; Сахалинская область - 9,5%; Магаданская область - 9,5%; Ярославская область - 9,2%; Республика Коми - 9,2%; Приморский край - 9,0% [4].
В литературе совершенно обоснованно отмечается, что преступления несовершеннолетних обладают достаточно высокой латентностью, поэтому статистические данные о преступности несовершеннолетних не могут отразить в полной мере размеры данного негативного явления [5].
Результаты исследований российских ученых позволяют говорить, что именно несовершеннолетние правонарушители являются своеобразным "резервом армии" преступников. Стремление проявить свою самостоятельность, реализовать себя является зачастую одной из причин, толкающих этих лиц на совершение преступлений. Поскольку активность несовершеннолетних достаточно высокая, их легче в некоторых случаях склонить к совершению преступлений. Кроме того, их интеллектуальные и физические возможности представляют собой большой криминогенный резерв [6].
Одной из негативных тенденций преступности несовершеннолетних является групповой характер совершения преступлений. По некоторым данным, удельный вес групповых преступлений несовершеннолетних в структуре подростковой преступности составляет 70,1%, преобладание которой следует из возрастных особенностей, характерных для данной категории лиц [7]. С. М. Самоделкин и С. Л. Сибиряков еще в начале 90-х г. г. XX в. отметили, что преступность несовершеннолетних всегда была и остается групповой [8].
И. П. Башкатов писал о том, что одной из важнейших задач в области искоренения правонарушений и преступлений несовершеннолетних является реорганизация работы с подростками и молодежью по месту жительства и в специальных учреждениях для несовершеннолетних правонарушителей. Трудности, связанные с решением этих вопросов, в настоящее время носят социально-экономический, социально-психологический, педагогический и правовой характер [9].
Ситуация в сфере преступности несовершеннолетних в последние годы потребовала совершенствования деятельности по ее предупреждению.
Главным нормативным правовым актом в сфере предупреждения правонарушений несовершеннолетних является Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" [10]. Основными задачами данного Закона являются: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
Часть 1 ст. 5 Закона установила перечень категорий несовершеннолетних, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа: 1) безнадзорные и беспризорные; 2) занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством; 3) содержащиеся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специально учебно-воспитательных и др. учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации; 4) употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющие одурманивающие вещества; 5) совершившие правонарушения, повлекшие применение мер административного взыскания; 6) совершившие правонарушения до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность; 7) освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного характера; 8) совершившие общественно опасное деяние и не подлежащее уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством; 9) обвиняемые или подозреваемые в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу; 10) условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания, освобожденные от наказания вследствие акта амнистии или в связи с помилованием; 11) получившие отсрочку отбывания наказания или отсрочку с исполнением приговора; 12) освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации; 13) осужденные за совершение преступлений небольшой или средней тяжести и освобожденные судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия; 14) осужденные условно, осужденные к обязательным, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
На заседании Правительственной комиссии по профилактике правонарушений 1 июля 2009 г. под председательством министра внутренних дел Российской Федерации Р. Г. Нургалиева было особо указано на немаловажную роль в создании многоуровневой системы профилактики правонарушений региональных органов власти.
Рассмотрим опыт ряда субъектов Российской Федерации в предупреждении правонарушений несовершеннолетних.
В Краснодарском крае в развитие Президентской программы "Дети России" принята и реализуется краевая целевая программа "Дети Кубани", предусматривающая ряд целевых подпрограмм, среди которых подпрограмма "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
21 июля 2008 г. в Краснодарском крае был принят Закон Краснодарского края N 1539 - КЗ "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", целью которого является создание правовой основы для защиты жизни и здоровья несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений на территории Краснодарского края в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и общепризнанными нормами международного права. Среди положений Закона заслуживают особого внимания нормы об обязанности родителей (законных представителей) по недопущению: пребывания несовершеннолетних в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей (законных представителей); нахождения (пребывания) несовершеннолетних, обучающихся в образовательных учреждениях, в учебное время в Интернет-залах, игровых клубах, иных местах, в которых предоставляются услуги Интернета и игровые компьютерные услуги, кафе, барах, ресторанах, кинотеатрах, развлекательных комплексах и иных развлекательных заведениях, за исключением посещения указанных учреждений в рамках образовательной деятельности или проводимого образовательным учреждением мероприятием (ст. 2). Родители (законные представители), должностные лица обязаны принимать меры по недопущению нахождения (пребывания) в общественных местах без сопровождения родителей (законных представителей), родственников или ответственных лиц: несовершеннолетних в возрасте до 7 лет - круглосуточно; несовершеннолетних в возрасте от 7 до 14 лет - с 21 часа до 6 часов; несовершеннолетних в возрасте от 14 лет до достижения совершеннолетия - с 22 часов до 6 часов (ст. 3). Родители (законные представители), должностные лица обязаны принимать меры по недопущению пребывания несовершеннолетних в игорных заведениях; организациях, осуществляющих реализацию товаров (услуг), эксплуатирующих интерес к сексу, распространением печатной продукции, аудио - и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение (ст. 5). Родители (законные представители), должностные лица принимают меры по недопущению пребывания несовершеннолетних без сопровождения родителей (законных представителей), родственников или ответственных лиц в организациях общественного питания, предназначенных для потребления (распития) алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе (ст. 6) [11].
В ноябре 2008 г. в Магаданской области был принят закон "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", в который были внесены изменения в части установления административной ответственности родителей и законных представителей за безнадзорное появление несовершеннолетних в ночное время суток (Закон N 1201-ОЗ от 20 ноября 2009 г.).
Статья 3.14 Закона Магаданской области N 583-ОЗ от 15 марта 2005 г. "Об административных правонарушениях в Магаданской области" предусматривает привлечение к административной ответственности (предупреждение либо штраф от одной до трех тысяч рублей) за нахождение детей, не достигших возраста 16 лет, без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участие детей, в период с 22.00 до 6.00 (август - май), с 23.00 до 6.00 (июнь - июль) в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, за исключением общественных мест (помещениях) которые в соответствии с законодательством предназначены для нахождения детей. Об эффективности принятия данного Закона говорят следующие данные: за 8 месяцев 2010 г. на территории Магаданской области удалось добиться снижения уровня подростковой преступности на 12% [12].
Среди субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних органы внутренних дел, по мнению С. А. Невского, по праву занимают особое место, поскольку данное направление работы имеет место на протяжении длительного периода существования МВД России на различных этапах его развития [13].
Органами внутренних дел постоянно осуществляется поиск новых методов и форм предупреждения правонарушений несовершеннолетних. Например, в Ростовской области с целью предупреждения групповых и повторных преступлений несовершеннолетних руководящий и офицерский состав горрайорганов внутренних дел закреплен за детскими домами и интернатами, несовершеннолетними, состоящими на учете в ПДН.
В подразделениях органов внутренних дел Магаданской области для усиления индивидуально-воспитательной работы с несовершеннолетними, состоящими на учете в ПДН, используется институт шефов-наставников из числа наиболее подготовленных сотрудников органов внутренних дел [14]. В качестве примера профилактической работы можно привести встречу сотрудников ЦВСНП УВД по Магаданской области с родителями учеников школы N 19 г. Магадана, на которой сотрудники милиции рассказали родителям о действующем законодательстве, об ответственности несовершеннолетних, а также разъяснили родителям как их детям не стать объектом преступных посягательств. В мероприятии активное участие принял психолог ЦВСНП, рассказавший присутствующим о роли психолога в конфликтных ситуациях, возникающих в процессе воспитания ребенка и методах их преодоления [15].
В литературе высказывается обоснованное мнение, что функционирование и совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних как таковой возможно лишь при наличии эффективной и более высокой по уровню системы социально-правовой защиты детей и молодежи, увеличение затрат общества на решение проблем образования и воспитания подрастающего поколения [16].
Литература
1. Преступность и правонарушения (2005 - 2009). Статистический сборник. М., 2010. С. 50.
2. Там же. (2005 - 2009). С. 12.
3. Там же. (2005 - 2009). С. 9.
4. www. mvd. ru.
5. Невский С. А. Деятельность органов внутренних дел по профилактике правонарушений несовершеннолетних // Проблемы развития ювенальной юстиции: взаимодействие федерального и регионального уровней. Орехово-Зуево, 2009. С. 82.
6. Криминальная ситуация в Российской Федерации и ее тенденции. М., 2009. С. 124 - 125.
7. Медведева Н. Е. Предупреждение краж, совершаемых группами несовершеннолетних. М., 2009. С. 28.
8. Самоделкин С. М., Сибиряков С. Л. Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение. Волгоград, 1992. С. 9.
9. Башкатов И. П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. М., 2000. С. 17.
10. Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 26. Ст. 3177.
11. http//www. yuga. ru/articles/society/id=5101.
12. http://www. mvd. ru/news/47124/.
13. Невский С. А. Указ. соч. С. 84.
14. Попова Н. Ф., Петрова Т. А. К вопросу о предупреждении групповой преступности несовершеннолетних // Государственная система профилактики правонарушений: современное состояние и перспективы развития. М., 2008. С. 294.
15. http://www. mvd. ru/news/33522/.
16. Орлова Ю. Р. Особенности расследования и предупреждения преступлений несовершеннолетних. М., 2006. С. 176.
------------------------------------------------------------------
Название документа
Вопрос: При вступлении в брак брат заключил брачный договор, в котором жена-собственница всего недвижимого имущества при условии, что они проживут совместно не менее 10 лет. При несоблюдении условий в случае развода собственником считается муж. После шести лет брака он заключил контракт о прохождении службы за пределами РФ, жена отказалась ехать. Он предъявил иск в суд о расторжении брака. Жена подала встречный иск о признании недействительным брачного договора и о разделе совместно нажитого имущества. Каков будет исход дела?
("ЭЖ-Юрист", 2010, N 48)
Текст документа
Вопрос: При вступлении в брак мой брат заключил брачный договор, в силу которого жена считается собственницей всего недвижимого имущества (машина, квартира и земельный участок) при условии, что она проживет с ним совместно не менее 10 лет. При несоблюдении этих условий в случае развода собственником считается муж. После шести лет брака брат заключил контракт о прохождении службы за пределами РФ, жена отказалась ехать с ним. В итоге брат предъявил иск в суд о расторжении брака. Жена подала встречный иск о признании недействительным брачного договора и о разделе совместно нажитого имущества. Каков будет исход дела?
Е. Смирнова, г. Бердск
Ответ: Согласно Семейному кодексу РФ брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, которое определяет их имущественные права и обязанности в браке и (или) в случае его расторжения. Путем заключения брачного договора устанавливается договорный режим имущества супругов, который может отличаться от законного режима их имущества. Заключение брачного договора - это право, а не обязанность лиц, вступающих в брак, и супругов. Брачный договор - это разновидность двусторонней сделки, а значит, имущественные права и обязанности супругов, закрепленные этим договором, возникают при соблюдении определенных условий сделки.
Вместе с тем следует иметь в виду, что СК РФ содержит лишь примерный перечень условий брачного договора, при этом указаны их пределы - только имущественные отношения. Перечень условий, включение которых в брачный договор недопустимо, дан в п. 3 ст. 42 СК РФ и имеет обязательный характер. Так, одним из недr"+ escape(document.referrer)+((typeof(screen)=="undefined")?"": ";s"+screen.width+"*"+screen.height+"*"+(screen.colorDepth? screen.colorDepth:screen.pixelDepth))+";u"+escape(document.URL)+ ";"+Math.random()+ "' alt='' title='LiveInternet' "+ "border=0 width=31 height=31><\/a>")//-->
& |