Некоторые аспекты защиты прав и интересов несовершеннолетних

(Симанович Л. Н.) ("Вопросы ювенальной юстиции", 2010, N 6) Текст документа

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Л. Н. СИМАНОВИЧ

Симанович Л. Н., член АЮР, член РАЮН, преподаватель МГИУ, МЮИ, МФЮА, МОГИ, доцент, кандидат юридических наук.

Существующая в России система защиты прав детей неэффективна...

П. Астахов, Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка

Защита прав и интересов несовершеннолетних имеет международное значение. Об этом свидетельствует целый ряд принятых международных правовых актов. Проблема защиты прав ребенка для России всегда была болезненной. Нарушения прав этой конкретной категории населения стали особенно распространенными за последние несколько лет. Одной из основных причин кризиса семьи и детства, поразившего нашу страну на современном этапе ее развития, является отсутствие целостной системы защиты прав детей. Основными международными документами в сфере защиты прав детей считаются Конвенция о правах ребенка, принятая единогласно Генассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., участником которой является и Российская Федерация, и Декларация тысячелетия ООН, принятая 8 сентября 2000 г. Генеральной Ассамблеей ООН (Резолюция N A/RES/52/2). В Конвенции о правах ребенка содержатся статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка, а ее положения сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. Определяя права детей, которые отражают весь комплекс гражданских, политических, экономических и культурных прав человека, Конвенция установила и правовые нормы ответственности государства, создала специальный механизм контроля - Комитет ООН по правам ребенка. Со дня подписания Конвенции о правах ребенка (26 января 1990 г., ратифицирована - 13 июня 1990 г.) Россия взяла на себя обязательство привести в соответствие с ней национальное законодательство. Определенные шаги в этом направлении уже сделаны. В России в соответствии с международными документами созданы основы национального законодательства, направленного на защиту интересов детей. Так, были приняты Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Семейный кодекс Российской Федерации (гл. 11 "Права несовершеннолетних детей"), Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (в ред. от 13 октября 2009 г.), Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" и др. В Федеральном законе "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" определены цели государственной политики в интересах несовершеннолетних. Установление данных целей определяет социальную природу государственной политики в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Их достижение пока является далекой перспективой, хотя, несомненно, продвижения в этом направлении имеются. Определяются следующие основные направления государственной политики в области защиты прав и законных интересов несовершеннолетних: - охрана здоровья и содействие здоровому образу жизни детей; - обеспечение качественного образования и воспитания детей; - улучшение экономических условий жизнедеятельности детей; - повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах. Осуществление прав детей обеспечивается все большей их информированностью о принадлежащих им правах, созданием государственных учреждений и институтов в целях оказания помощи при осуществлении несовершеннолетними их прав - это и Уполномоченный по правам ребенка, Комитет по делам женщин, семьи и молодежи Государственной Думы Федерального Собрания РФ; Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ; Департамент медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Управление по делам молодежи в Министерстве образования и науки РФ и многие другие учреждения и организации <1>. -------------------------------- <1> Николаева Ю. В. О государственной политике в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних // Адвокат. 2009. N 6.

Защиту прав несовершеннолетних осуществляют суды, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и институт социальных работников. Комиссии занимают особое место среди субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Именно они - головной орган, координирующий и контролирующий деятельность всех других органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. К сожалению, в последние годы снизились гарантии осуществления детьми их прав. Произошло существенное сокращение количества государственных дошкольных учреждений, а разделение детских садов и школ на "для бедных" и "для богатых" значительно снижает качество воспитания. Кроме того, слабая обеспеченность качественной учебной литературой нарушает право ребенка на образование. Некоторые из базовых прав детей остаются нереализованными в России. Одними из наиболее значимых факторов, которые мешают осуществлению этих прав и не позволяют детям реализовать в полном объеме свой потенциал, являются бедность, ухудшение состояния здоровья и благополучия населения в целом, отсутствие родительской заботы, жестокое обращение с детьми и ВИЧ/СПИД. Укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, укрепление здоровья детей и подростков, развитие системы оказания медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях, обязательность занятий физической культурой во всех типах образовательных учреждений являются одними из основных задач демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. <2>. -------------------------------- <2> Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.".

Определенное место в системе государственных органов, призванных защищать и восстанавливать нарушенные права и интересы ребенка, занимает институт Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, учрежденный в 2009 г. По некоторым данным, с 1 сентября до 11 декабря 2009 г. в аппарат Уполномоченного поступило более 400 обращений о нарушении прав и интересов детей практически из всех субъектов Российской Федерации <3>. -------------------------------- <3> Материалы пресс-конференции 15 декабря 2009 г. с А. Голованем // Агентство социальной информации (информационная поддержка гражданских инициатив). URL: http://www. asi. org. ru/.

Павел Астахов, ныне Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка, отмечает, что "существующая в России система защиты прав детей неэффективна... необходимо срочно вносить изменения в федеральное законодательство в сфере защиты прав детей". Также он считает неэффективной систему, по которой расходуются средства, выделяемые государством в рамках различных программ, направленных на поддержку детей. "У нас детей-то всего, извините, 27 миллионов, даже меньше уже. Поэтому, если все деньги разделить, которые на детей выделяются по различным программам, ведомствам и министерствам, окажется, что у нас каждый ребенок может быть миллионером и жить до старости просто припеваючи. Вопрос эффективности расходования денег" <4>. -------------------------------- <4> Материалы пресс-конференции с П. Астаховым // Комсомольская правда. 2010. 14 фев.

Одним из актуальных остается вопрос охраны и укрепления здоровья детей. Вопросы здравоохранения связаны с различными основными правами человека, включая право на медицинское обслуживание; право на получение информации, касающейся воздействия на здоровье человека различных видов деятельности и продуктов; и право на своевременную медицинскую помощь и профилактику заболеваний. По данным научного исследования, проведенного институтами Санкт-Петербурга, в России абсолютно здоровыми являются не более 20% школьников. По заявлению Министра здравоохранения и социального развития РФ Татьяны Голиковой на заседании президиума Совета при Президенте РФ по реализации нацпроектов и демографической политике 26 февраля 2010 г., "абсолютно здоровыми (первая группа здоровья) являются 21,4% учащихся, вторая группа здоровья, то есть дети, которые нуждаются в амбулаторном лечении, - 58%, и третья - пятая группы, где уже нужно стационарное лечение, - 20,6%". Т. Голикова отметила, что для школьников со второй группой здоровья раньше разрабатывались специальные физические нагрузки, особые правила занятия физкультурой в школе <5>. -------------------------------- <5> Сообщение ИТАР-ТАСС. 27 февраля 2010 г. URL: http:// pedsovet. org/ content/ blogcategory/ 1/ 167/ 266/.

Не будем "далеко ходить" за примером нарушения права ребенка на охрану здоровья. Вопиющим случаем является смерть мальчика - ученика 1-го класса Тульской школы 19 марта 2010 г., который чувствовал себя плохо на уроке физкультуры. "Скорая помощь" приехала через 25 минут после вызова, ребенка доставили в больницу, где он скончался в реанимационном отделении. Налицо несоблюдение законодательства об охране здоровья несовершеннолетних, которое заключается в нарушении права ребенка на получение своевременной первой медицинской помощи, права на качественное медицинское обслуживание. Однако, как выясняется, за последние два года тульский случай гибели школьника далеко не единственный в нашей стране: - 18.12.2009 калининградский первоклассник потерял сознание на уроке физкультуры и умер в машине "скорой помощи" по пути в больницу; - 22.05.2009 ученица 5-го класса школы N 36 в Калининграде скончалась во время урока физкультуры. Возможной причиной смерти стал порок сердца; - 03.02.2009 семиклассник умер во время урока физкультуры в одной из школ Архангельска. Трагедия произошла в начале урока, когда ребята только начали разминку и двигались шагом по спортивному залу; - 19.12.2008 ученик школы N 66 города Магнитогорска скончался после посещения урока физической культуры; - 11.11.2008 восьмиклассник воронежской школы умер на уроке физкультуры. 14-летний подросток залез на канат, слез с него, прошел несколько шагов, упал и умер <6>. -------------------------------- <6> Тульский городской портал. URL: http://www. tula. rodgor. ru/news/tkrim/35894/.

Как мы видим, список трагедий внушительный. В таких случаях правоохранительным органам необходимо проводить тщательную проверку и привлекать к ответственности всех, чьи незаконные действия или бездействие могли привести к таким трагическим последствиям. Для недопущения подобных случаев в дальнейшем все, чья работа каким-либо образом связана с детьми, в том числе и правоохранительные органы, должны помнить, что охрана и защита прав ребенка являются приоритетными перед всеми другими задачами. Следующей не менее важной проблемой в России является насилие и жестокое обращение с детьми. По данным Следственного комитета при Прокуратуре РФ, в 2009 г. от рук взрослых погибли 518 детей; 63 ребенка были похищены, 895 изнасилованы. Для предотвращения насилия над детьми аппарат Уполномоченного по правам ребенка совместно с Фондом поддержки детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, намерен открыть в 2010 г. во всех регионах бесплатные круглосуточные "горячие линии" для детей. Также планируется создание Национального центра поиска пропавших детей. Центр будет заниматься и борьбой с детской порнографией в Интернете. В данный момент прорабатывается вопрос финансирования центра, определяется круг его деятельности <7>. -------------------------------- <7> Материалы пресс-конференции 15 февраля 2009 г. с А. Голованем // Агентство социальной информации (информационная поддержка гражданских инициатив). URL: http://www. asi. org. ru/.

Но если говорить более конкретно о защите детей от насилия, то, как считает П. Астахов, "особенно важным является усиление ответственности, как уголовной, так и административной, за совершенные преступления. Но просто ужесточить наказание мало. Мировая практика показывает, что тех, кто совершает преступление против детей, часто не может образумить даже самое суровое наказание, поэтому необходимо разработать систему контроля и наблюдения за такими людьми" <8>. -------------------------------- <8> Час ребенка. Интервью с Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка П. Астаховым // Российская газета. Федеральный выпуск. N 5081(2). 2010. 12 янв.

Далеко не второстепенным остается вопрос нарушения прав ребенка в семье. Мы уже привыкли слышать о нарушении прав детей в асоциальных, неблагополучных семьях. Однако, как выясняется, и благополучные семьи требуют не меньшего внимания со стороны государственных органов. Например, нашумевшее дело Орбакайте и Байсарова. Люди, которые, казалось бы, могут создать ребенку все условия для счастливой жизни, начинают делить его как имущество, делают заложником своих амбиций. Также имеет место проблема защиты ребенка, рожденного в международном браке. Например, случай Натальи Захаровой, дочь которой находится во Франции, не является единичным. По мнению П. Астахова, "это, скорее, задача дипломатических организаций. Ведь в таких ситуациях семейный разлад превращается в международный конфликт - родители между собой договориться не могут, а государства встают на сторону своего гражданина. Чтобы такие споры решать по-человечески, странам просто необходимо заключить соглашения о взаимной помощи по гражданским и семейным делам" <9>. -------------------------------- <9> Там же.

Вариантом выхода из данной ситуации также может послужить присоединение России к Гаагской конвенции по вопросам гражданского процесса, которая может предотвратить нарушение прав детей при расторжении браков между представителями разных стран. Особо незащищенными в нашей стране остаются дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. В соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" к таким детям относятся "дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи". Серьезной проблемой в России остаются нарушения жилищных прав детей, нередко обусловленные ненадлежащим исполнением своих обязанностей опекунами и попечителями. Крайне болезненной остается проблема обеспечения жильем выпускников детских интернатных учреждений. После вступления в силу Жилищного кодекса РФ в 2006 г. российские суды десятками выносили решения о прекращении права пользования жилыми помещениями членами семьи прежнего собственника в соответствии с новой редакцией п. 2 ст. 292 Гражданского кодекса РФ и о выселении бывших членов семьи собственника жилого помещения, в том числе несовершеннолетних детей, без предоставления жилья, т. е. на улицу, на основании ст. 31 Жилищного кодекса РФ. В 2009 г. из 400 обращений, поступивших в аппарат Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка о нарушении прав и интересов детей, 29% жалоб касается жилищных прав детей. Каждое пятое обращение связано с нарушением жилищных прав детей-сирот. По статистическим данным, в начале 2008 г. в получении жилья нуждались 124 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За этот год к ним прибавилось еще порядка 20 тыс. детей. При этом за 2008 г. жилье смогли получить только 8 тыс. сирот. Администрации некоторых регионов оспаривают решения судов по предоставлению жилья сиротам. В 6,7% жалоб, поступивших в аппарат Уполномоченного, сообщается о нарушении прав детей на получение медицинской помощи, в том числе права на высокотехнологичную медпомощь и возможность доступа к дорогостоящим препаратам; 5% граждан жалуются на плохое социальное обеспечение. Еще 4% обращений связано с вопросами отмены или установления опеки/усыновления <10>. -------------------------------- <10> Материалы пресс-конференции 15 декабря 2009 г. с А. Голованем // Агентство социальной информации (информационная поддержка гражданских инициатив). URL: http://www. asi. org. ru/.

Несовершеннолетние дети в России становятся все более беззащитными по отношению к различным формам сексуальной эксплуатации, в особенности таким видам бизнеса, как проституция, порнография, секс-туризм и торговля детьми в сексуальных целях (за границу либо внутри России). Растущую озабоченность вызывает также распространение детской порнографии и использование Интернета. Как считают некоторые исследователи, в работе правоохранительных органов имеются ограничения, затрудняющие пресечение деятельности преступных группировок, занимающихся распространением детской порнографии. В российском законодательстве отсутствует четкое определение детской порнографии, поэтому эти преступники остаются практически безнаказанными. Четкое правовое определение содержится в Факультативном протоколе к Конвенции о правах ребенка о торговле детьми, детской проституции и детской порнографии, который Россия до сих пор не ратифицировала <11>. -------------------------------- <11> Анализ положения детей в Российской Федерации. Доклад ЮНИСЕФ. М., 2007. С. 88.

Проблемным и до сих пор нерешенным вопросом в России является учреждение ювенальной юстиции, хотя в этом имеется острейшая социальная потребность, что следует также из международных норм, прежде всего - Конвенции о правах ребенка. Необходимость реформирования российской судебной системы в отношении несовершеннолетних следует также и из замечаний Комитета ООН по правам ребенка от 8 октября 1999 г., где четко сказано: "6. Комитет рекомендует Государству-участнику предпринять все необходимые меры, для того чтобы ускорить процесс реформирования законодательства, особенно в деле отправления правосудия по делам несовершеннолетних и ювенального уголовного правосудия..." <12>. -------------------------------- <12> Современная судебная реформа в Российской Федерации: Учеб. пос. // Авторский коллектив Allpravo. ru - 2007.

Ребенок должен иметь право на рассмотрение его дела особенным судьей - ювенальным, который специально подготовлен для рассмотрения дел несовершеннолетних и специализируется только на таких делах, привлекая к работе социальных работников, психологов, педагогов, детских врачей, для того чтобы выявить причину, которая толкнула ребенка на преступление. Надо отметить, что идея создания ювенальной юстиции в России не нова. Дореволюционная Россия была одним из первых государств, внедривших ювенальную юстицию (1910 г.). В свое время она считалась одной из наиболее передовых. Необходимость создания ювенальных судов подчеркивалась не только в Конвенции о правах ребенка и Концепции судебной реформы. Верховный Суд РФ в Постановлении от 14 февраля 2000 г. "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних" признал необходимость специализации судей по делам несовершеннолетних, повышения их профессиональной компетенции "путем обеспечения и повышения квалификации не только по вопросам права, но и вопросам педагогики, социологии и психологии". В настоящее время работа в судах по внедрению ювенальных технологий все же проводится. Например, в целях обеспечения наиболее полной защиты прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних, эффективности по взаимодействию с органами и учреждениями профилактики и безнадзорности несовершеннолетних во всех городских судах Московской области введена специализация судей по рассмотрению дел о преступлениях и правонарушениях несовершеннолетних, по разрешению гражданско-правовых споров, связанных с защитой прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних <13>. -------------------------------- <13> Волошин В. М., председатель Мособлсуда. Информация о внедрении ювенальных технологий в Московской области. Материалы II Всероссийской конференции "Ювенальная юстиция в Российской Федерации" (9 - 10 июня 2009 г.) // URL: http://www. juveniljustice. ru.

Также имеются данные о позитивных результатах работы ювенальных судей в Ростовской области, которые привели к улучшению работы всей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Причина проста: при рассмотрении конкретных дел суды не ограничиваются решением судьбы ребенка-правонарушителя, но также выносят частные определения в адрес тех или иных органов системы профилактики, неудовлетворительная работа которых стала объективной причиной совершения подростком преступления или правонарушения, создала для него в этом смысле безвыходную ситуацию. Следующим шагом, по-видимому, должно стать внедрение в судебную практику вынесения подобных частных определений при рассмотрении всех категорий дел, связанных с судьбой ребенка, в том числе при рассмотрении дел о лишении родительских прав: чтобы те сотрудники и руководители органов системы профилактики, включая органы опеки и попечительства, которые пренебрегли своими прямыми обязанностями и не помогли вовремя неблагополучной семье, почувствовали реальную ответственность за такое "нарушение прав ребенка бездействием" <14>. -------------------------------- <14> Комплекс первоочередных мер по реализации Национального плана действий в интересах детей до 2010 г. в Российской Федерации // Сайт Общероссийского союза общественных объединений, работающих в интересах детей России "Гражданское общество - детям России".

Наше социальное государство приняло на себя обязательство гарантировать ребенку право на достойную жизнь и свободное развитие, что вытекает из Конвенции о правах ребенка, иных международных актов в области социального обеспечения и ст. 7 Конституции РФ. Данный принцип пока не реализован. В последние годы было внесено множество ухудшающих положение детей поправок в нормативные акты, регулирующие эту сферу. Очень много государственных гарантий, которые сейчас есть и действуют на федеральном уровне, перекладывается на плечи субъектов Российской Федерации, и каждый субъект уже сам устанавливает, что он может предоставить той или иной категории детей, исходя из своих финансовых возможностей. Принят новый Жилищный кодекс РФ, где установлены категории очередников, льготников. Одновременно все эти нормы были изъяты из других действующих федеральных законов, например из Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". Ежемесячное пособие по уходу за ребенком, назначаемое в фиксированном размере, не достигает уровня прожиточного минимума в нашей стране для данной социально-демографической группы. Прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы (ст. 1 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"). В соответствии с указанным Законом потребительская корзина - это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Проанализировав нормативно-правовые акты, с помощью которых государство исполняет взятые на себя обязательства по социальной защите детей (материальные), получается следующее. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2010 г. N 69 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за III квартал 2009 г." величина прожиточного минимума для детей определена в размере 4978 руб. Абзацем 1 ст. 15 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлен размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком неработающим гражданам, осуществляющим уход за ребенком, а также минимальные размеры ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, по уходу за первым ребенком в размере 1500 рублей и 3000 рублей по уходу за вторым ребенком и последующими детьми. С учетом индексации с 1 января 2010 г. размер пособия сегодня составляет 2060,41 руб. по уходу за первым ребенком и 4120,82 руб. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми, что, конечно же, меньше размера прожиточного минимума для данной социально-демографической группы и соответственно не может гарантировать реализацию экономических, социальных и культурных прав детей, особенно групп, находящихся в неблагоприятных экономических условиях. Более того, ст. 16 вышеуказанного Закона гласит: "Размер, порядок назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации". Отсюда следует, что ответственность за выплаты государственных пособий на ребенка несет не федеральный центр страны, а субъект Российской Федерации, каждый из которых не несет ответственности перед Комитетом ООН по правам ребенка за выполнение требований Конвенции о правах ребенка. На федеральном уровне отменена такая важнейшая правовая гарантия охраны детства, как "установление и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей", что противоречит принципам единства законности и равенства всех детей перед законом, создает предпосылки дискриминации детей, проживающих в разных регионах России. Деятельность органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в настоящее время малоэффективна. Вся ныне действующая правовая система Российской Федерации, включая Семейный кодекс РФ, а также повседневная практическая деятельность соответствующих государственных органов и учреждений рассматривают изоляцию ребенка от родителей, отобрание ребенка, лишение родителей родительских прав как основные меры по защите ребенка от родителей, нарушающих его права и интересы. В целях соблюдения права ребенка на проживание и воспитание в семье (ст. 54 Семейного кодекса РФ) соответствующим государственным органам и учреждениям необходимо более тщательно подходить к анализу семейных проблем и по возможности более эффективно осуществлять "семейный патронат", то есть социальное сопровождение неблагополучной семьи без изъятия из нее ребенка. П. Астахов считает, что "должна проводиться более тщательно работа и с приемными семьями. За минувший год мы наблюдали множество печальных примеров нарушения прав приемных детей, а ведь это лишь единицы - сколько еще таких ситуаций, о которых мы не знаем. Семья была и остается закрытым институтом" <15>. -------------------------------- <15> Час ребенка. Интервью с Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка П. Астаховым...

Необходимо рассмотреть пути расширения профессионального потенциала специалистов, работающих в органах опеки и попечительства, что, в свою очередь, способствовало бы повышению эффективности патронажной работы с приемными семьями, семьями с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, посредством оказания им своевременной и квалифицированной помощи и защиты. Существующая в государстве система защиты прав ребенка в семье работает, как правило, по наступившим последствиям (сиротство, безнадзорность, преступность, наркомания). Необходимо проводить превентивную (предупредительную) работу с семьями и с детьми. Сегодня в нашей стране сложилась практика, когда для исполнения обязанностей соответствующими структурами и государственными органами по "детским" вопросам Президент РФ должен взять ситуацию под личный контроль, например, ситуация с обеспечением жильем детей-сирот. Президент поручил Правительству до 1 июня 2010 г. подготовить поправки в законодательство, которые должны изменить к лучшему ситуацию с обеспечением выпускников детских домов квартирами. В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации "человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". Именно забота о детях является залогом процветания государства и общества. Пришло время в корне изменить отношение к проблеме соблюдения прав и интересов несовершеннолетних, и с целью создания более эффективной системы защиты прав детей в нашей стране необходимо создать межведомственную федеральную службу, осуществляющую функции разработки и реализации государственной политики в области защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, в сфере поддержки семьи и детства, а также исполнение органами государственной власти и органами местного самоуправления, другими ответственными субъектами соответствующих обязательных стандартов и нормативов.

Литература

1. Конвенция о правах ребенка, принятая Генассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., ратифицирована 13 июня 1990 г. 2. Декларация тысячелетия ООН, принятая 8 сентября 2000 г. Генеральной Ассамблеей ООН (Резолюция N A/RES/52/2). 3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ) // СЗ РФ. 2009. N 4. Ст. 445. 4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (в ред. от 30 июня 2008 г.) (гл. 11 "Права несовершеннолетних детей"). 5. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изм. от 17 декабря 2009 г. N 326-ФЗ). 6. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (с изм. от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ). 7. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". 8. Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.". 9. Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2010 г. N 69 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за III квартал 2009 г.". 10. Современная судебная реформа в Российской Федерации: Учебное пособие // Авторский коллектив Allpavo. ru - 2007. 11. Заряева А. В., Малкова В. Д. Ювенальное право: Учебник для вузов. М., 2005. 12. Анализ положения детей в Российской Федерации. Доклад ЮНИСЕФ. М., 2007. 13. Волошин В. М., председатель Мособлсуда. Информация о внедрении ювенальных технологий в Московской области. Материалы II Всероссийской конференции "Ювенальная юстиция в Российской Федерации" (9 - 10 июня 2009 г.) // URL: http://www. juveniljustice. ru. 14. Комплекс первоочередных мер по реализации Национального плана действий в интересах детей до 2010 г. в Российской Федерации // Сайт Общероссийского союза общественных объединений, работающих в интересах детей России "Гражданское общество - детям России". 15. Материалы пресс-конференции 15 декабря 2009 г. с Алексеем Голованем (Уполномоченным по правам ребенка при Президенте РФ до 30 декабря 2009 г.) // Агентство социальной информации (информационная поддержка гражданских инициатив). URL: http://www. asi. org. ru/. 16. Материалы сайта Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка. URL: http://ombudsman. lgg. ru/. 17. Материал пресс-конференции с П. Астаховым // Комсомольская правда. 2010. 14 фев. 18. Николаева Ю. В. О государственной политике в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних // Адвокат. 2009. N 6. 19. Час ребенка. Интервью с Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка П. Астаховым // Российская газета. Федеральный выпуск. N 5081(2). 2010. 12 янв. 20. Правовая база "КонсультантПлюс".

------------------------------------------------------------------

Название документа