Защита семьи, материнства и детства как важная составляющая ювенальной политики Российского государства

(Никитина Е. М.) ("Вопросы ювенальной юстиции", 2010, N 3) Текст документа

ЗАЩИТА СЕМЬИ, МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЮВЕНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

Е. М. НИКИТИНА

Никитина Е. М., старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Крестьянского университета им. Кирилла и Мефодия, аспирантка кафедры педагогики и психологии КГУ им. Кирилла и Мефодия, г. Луга, Ленинградская обл.

Одним из направлений социальной политики современного Российского государства является приоритетная задача защиты семьи, материнства и детства. В ст. 38 Конституции Российской Федерации указано, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитании - равное право и обязанность родителей. Вместе с тем п. 2 ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации указывает на то, что каждый ребенок имеет преимущественное право жить и воспитываться в родной биологической семье (насколько это возможно и не противоречит интересам ребенка), право на заботу со стороны родителей, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. В случае если пребывание ребенка в родительской семье невозможно, в силу реальной угрозы, в ситуации, которая представляет опасность для жизни и здоровья ребенка со стороны его недобросовестных родителей или недобросовестных иных законных его представителей (например, оставление в опасности, отсутствие ухода за ребенком, непредоставление ему питания, одежды и обуви, необходимого лечения в связи с его заболеванием, проявлениями в отношении его жесткости и неоправданных мер физического насилия, а также выявление случаев вовлечения детей в распитие спиртных напитков, наркотиков и прочих одурманивающих веществ), после сообщения сотрудникам органов опеки и попечительства, при участии инспекторов отдела по профилактике правонарушений несовершеннолетних, проводятся мероприятия по временному изъятию ребенка из семьи и передаче его на попечение ближайших родственников либо в государственные лечебные учреждения для решения вопроса о временном определении такого ребенка (детей) в приют <1>. При этом суд из соображений гуманности и целесообразности сохранения семьи для ребенка, а ребенка для семьи не должен, по нашему мнению, лишать родителей ребенка родительских прав. Он лишь призван ограничить их в правах на воспитание ребенка (детей), что особенно важно для родителей <2>, которым по факту лечения от алкоголизма и (или) наркомании возможно предоставление социальных кредитов, выплачиваемых исключительно по факту кодирования их от алкоголизма и наркомании, за счет средств федерального бюджета. Мы также считаем целесообразным в целях дальнейшей ресоциализации родителей - алкоголиков и (или) наркоманов посещение ими групп анонимных алкоголиков и анонимных наркоманов, так как эффективность технологий данных программ доказана временем и практикой. -------------------------------- <1> Статья 77 (п. 1) Семейного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ) указывает, что при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится. Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. <2> В соответствии с требованиями ст. 73 СК РФ: 1. Суд может с учетом интересов ребенка принять решение об отобрании ребенка у родителей (одного из них) без лишения их родительских прав (ограничении родительских прав). 2. Ограничение родительских прав допускается, если оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие). Ограничение родительских прав допускается также в случаях, если оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родителей (одного из них) родительских прав. Если родители (один из них) не изменят своего поведения, орган опеки и попечительства по истечении шести месяцев после вынесения судом решения об ограничении родительских прав обязан предъявить иск о лишении родительских прав. В интересах ребенка орган опеки и попечительства вправе предъявить иск о лишении родителей (одного из них) родительских прав до истечения этого срока. 3. Иск об ограничении родительских прав может быть предъявлен близкими родственниками ребенка, органами и учреждениями, на которые законом возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (пункт 1 статьи 70 настоящего Кодекса), дошкольными образовательными учреждениями, общеобразовательными учреждениями и другими учреждениями, а также прокурором. 4. Дела об ограничении родительских прав рассматриваются с участием прокурора и органа опеки и попечительства. 5. При рассмотрении дела об ограничении родительских прав суд решает вопрос о взыскании алиментов на ребенка с родителей (одного из них). 6. Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда об ограничении родительских прав направить выписку из такого решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации рождения ребенка (п. 6 введен Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. N 140-ФЗ).

В случае если родители своим поведением, деятельным раскаянием, избавлением от пагубных привычек и трудоустройством докажут, что они исправились и могут осуществлять заботу и воспитание детей без вреда для их жизни и здоровья, то судебные органы на основании ст. 76 СК РФ восстанавливают их в родительских правах. Однако в том случае если родители ребенка, которые встали на путь исправления, по-прежнему не пользуются у него авторитетом, то на помощь ему и его семье, по нашему мнению, должен прийти социальный педагог общеобразовательного учреждения, где обучается ребенок. Он, в свою очередь, призван принимать деятельное участие в воспитании ребенка и оказывать, при участии психолога единого муниципального центра по профилактике неблагополучия в семье (мы считаем, что такие центры должны быть созданы на территории каждого районного центра), психолого-педагогическую помощь ребенку, а также по возможности помощь его родителям, в том числе помощь, направленную на организацию досуга ребенка и членов его семьи. Чаще всего при решении вопроса о том, где и как будут проводить свое свободное время ребенок и члены его семьи, социальному педагогу следует, по мнению специалистов, решать данную проблему только лишь при условии тесного сотрудничества с представителями других социальных институтов системы профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних. Например, сотрудничества с работниками подростковых и семейных клубов, расположенных неподалеку от места жительства семьи ребенка, или представителями иных общественных организаций, а также учреждений культуры, готовых оказать помощь в воспитании детей и организации семейных форм досуга. Кроме того, мы считаем целесообразным привлечение к работе по военно-патриотическому воспитанию молодежи кадровых офицеров запаса. Мы думаем, что эти люди в достаточной мере подготовлены для работы с детьми и молодежью и способны оказать на детей положительное влияние, причем такая работа с детьми и молодежью по возможности должна вестись ими круглогодично и, разумеется, хорошо оплачиваться. Конечно, не стоит также отказываться и от помощи, предлагаемой представителями православной церкви. Как известно, священнослужители готовы принять в лоно церкви любого из мирян, раскаивающегося в своих прегрешениях и ищущего в нем защиты и покровительства. В идеале у каждого из нас должен бы быть свой духовник, способный выслушать, дать совет, а может быть, и оказать психологическую помощь, наставив на путь истинный. К сожалению, в реальной практике иногда бывает, что родители или иные законные представители ребенка после изъятия его из семьи по истечении периода ограничения их в родительских правах не встают на путь исправления и продолжают пьянствовать или же употреблять наркотики. В этой ситуации судебные органы, как правило, вынуждены применять в их отношении институт лишения родительских прав <3>. -------------------------------- <3> См.: ст. 69 - 70 Семейного кодекса РФ.

Но даже и в такой, казалось бы, совсем безвыходной ситуации считается нецелесообразным помещение ребенка в государственное интернатное учреждение, так как они в большинстве случаев не имеют возможности принимать на воспитание новых детей. Детские дома в России не только переполнены и не справляются с нагрузкой, но и их персонал, к сожалению, не способен заменить ребенку его родную биологическую и пусть даже приемную, но семью <4>. В связи с этим следует отметить, что ребенок и тут не утрачивает своего права воспитываться и проживать в семейных условиях. Следует отметить, что приоритет семейной формы воспитания детей является одним из основных принципов отечественного семейного права и закреплен законодателем в п. 3 ст. 1 Семейного кодекса Российской Федерации <5>. -------------------------------- <4> Согласно официальным данным в России 800 000 детей-сирот. URL: http://www. usynovite. ru/. <5> 1. Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи. Семейный кодекс Российской Федерации. URL: http://www. consultant. ru/popular/family/20_1.php.

Семья, пусть и приемная, является, по мнению большинства российских исследователей, лучшей средой для воспитания детей. Однако в настоящее время далеко не все дети-сироты имеют возможность воспитываться в семейных условиях. По информации официального сайта благотворительного фонда "Здесь и сейчас" <6>, "в России на сегодняшний день для порядка 200 000 детей домом является сиротское учреждение. Это 1500 детских домов, 240 домов ребенка, более 300 школ-интернатов для детей-сирот, более 700 социальных приютов и 750 социально-реабилитационных центров для детей и подростков". -------------------------------- <6> URL: http://www. hereandnow. ru/.

По данным отечественных исследователей, "для большинства выпускников интернатных учреждений характерны неразвитый социальный интеллект (неспособность применять на практике полученные знания, неумение ориентироваться в социуме и взаимодействовать с ним), иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, повышенная внушаемость, склонность к асоциальному поведению, завышенная или заниженная самооценка, неадекватность уровня притязаний, рентные установки (стремление получить все возможные льготы, соответствующие правовому статусу сироты); повышенный уровень виктимности (готовности стать жертвой), рецептивные ориентации в поведении (молодой человек считает, что источник всех благ лежит вовне и единственный способ их обрести - получить из этого внешнего источника) и т. д. Очень многое зависит и от внутренней установки молодых людей. В условиях институционализации у них формируется установка "Я - ничей", при столкновении с реальностью она перерастает в позицию "Один - против всех" <7>. -------------------------------- <7> Концепция предупреждения социального сиротства. М., 2000. С. 5. URL: http://www. social-marketing. ru/amazing/380.

Подтверждают все вышесказанное и так называемые сухие цифры статистики - 40% выпускников детских домов и школ-интернатов для сирот становятся алкоголиками и наркоманами, 40% попадают в преступный мир, 10% кончают жизнь самоубийством. Только 10% - более или менее успешно устраиваются в самостоятельной жизни <8>. -------------------------------- <8> URL: http://juvenjust. org/txt/index. php/t495.php.

По нашему мнению, для того чтобы как можно больше сирот воспитывалось в семье, обществу не надо жалеть денег, целесообразно предоставлять жилые помещения семьям, желающим взять детей на воспитание. Труд родителей-воспитателей должен по своим параметрам приравниваться к педагогическому, т. е. им должен начисляться педагогический стаж. Родители-воспитатели должны также получать достойную заработную плату. Мы считаем также целесообразным предоставлять семьям, взявшим на воспитание детей, не только жилые дома (квартиры), но и земельные участки, выделять все необходимое для ведения ими домашнего хозяйства, т. е. обеспечивать группы семейного воспитания семенами, сельскохозяйственным инвентарем, натуральными удобрениями и др. При этом нельзя не отметить, что именно воспитываясь в такой среде, приемные дети с ранних лет будут приучаться к труду, благодаря чему они могут стать полноценными членами нашего общества. Исходя из вышеизложенного, можно с уверенностью утверждать, что современная государственная ювенальная политика в отношении несовершеннолетних направлена прежде всего на сохранение семьи для ребенка, а ребенка для семьи. Это достаточно убедительно доказывает, что передовые технологии восстановительного правосудия как основного элемента ювенальной юстиции имеют все основания использоваться в работе органов по профилактике безнадзорности как в настоящее время, так и в ближайшем будущем на всей территории Российской Федерации. Однако следует подчеркнуть, что для достижения положительных результатов должны активно, длительно, слаженно и в тесной связи друг с другом работать все вышеперечисленные звенья этой системы, не ожидая при этом сиюминутных успехов. Намного облегчит эту работу и создание единой информационной базы данных на детей из семей социального риска.

Название документа