Компаративистский подход к выявлению особенностей опеки и попечительства над несовершеннолетними в Республике Беларусь и Республике Молдова
(Андрияшко М. В.)
("Семейное и жилищное право", 2013, N 5)
Текст документа
КОМПАРАТИВИСТСКИЙ ПОДХОД К ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ОПЕКИ
И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ И РЕСПУБЛИКЕ МОЛДОВА
М. В. АНДРИЯШКО
Андрияшко Марина Васильевна, заведующая кафедрой уголовно-правовых дисциплин Барановичского государственного университета, кандидат юридических наук.
Статья отражает основные положения кодифицированных источников Республики Беларусь и Республики Молдова об опеке и попечительстве над детьми, оставшимися без попечения родителей. Изучение зарубежного опыта направлено на выявление особенностей этого института и возможное применение полученных результатов при совершенствовании его правового регулирования в Республике Беларусь.
Ключевые слова: устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; опека, попечительство; органы опеки и попечительства.
Comparative approach to reveal features of guardianship for minors in the Republic of Belarus and the Republic of Moldova
M. V. Andryiashko
Andryiashko M. V., The Head of the Criminal Law Disciplines Chair, State University of Baranovichi, candidate of law science.
The article reflects the basic norms of codified sources of the Republic of Belarus and the Republic of Moldova in the sphere of placement minors left without parental care to guardianship. Study of foreign experience is aimed at revealing the features of this institution and possible application of the results into improvement of its legal regulation in the Republic of Belarus.
Key words: placement of orphans and children left without parental care; guardianship; guardianship authorities.
В Республике Беларусь 35,5% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроены под опеку и попечительство. Указанный показатель является самым высоким среди иных возможностей семейного устройства. В государствах постсоветского пространства [1, с. 3; 5, с. 16] также наблюдается феноменальная востребованность опеки и попечительства над детьми сиротской категории, что служит основанием для проведения комплексно-правового исследования.
Применяя метод сравнительно-правового анализа основных положений института опеки и попечительства над несовершеннолетними, закрепленных кодифицированными источниками Республики Беларусь и Республики Молдова, мы предприняли попытку выявить особенности функционирования названного института в целях совершенствования законодательства Республики Беларусь в исследуемой сфере.
1. Цели установления опеки и попечительства
Республика Беларусь. Согласно ст. 142 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье (далее - КоБС) [3] опека и попечительство устанавливаются для воспитания и защиты личных неимущественных и имущественных прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Республика Молдова. В соответствии со ст. 142 Семейного кодекса Республики Молдова (далее - СК) [4] опека и попечительство устанавливаются в целях воспитания и образования, а также защиты прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Защита прав и интересов недееспособных или ограниченно дееспособных физических лиц предусмотрена в качестве цели установления опеки и попечительства ч. 1 ст. 32 Гражданского кодекса Республики Молдова (далее - ГКМ) [2].
2. Компетентные органы
Республика Беларусь. В соответствии с положениями КоБС выделены:
1) органы опеки и попечительства - местные исполнительные и распорядительные органы (ч. 1 ст. 143 КоБС);
2) органы, осуществляющие функции по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, - управление (отдел) образования районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе, комиссии по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту нахождения ребенка (ч. 2 ст. 143 КоБС);
3) органы, устанавливающие опеку и попечительство (ст. 146 КоБС).
Республика Молдова. В соответствии с положениями СК выделяют:
1) органы опеки и попечительства - центральный орган по защите ребенка (п. "a" ст. 113 СК); исполнительные органы местного публичного управления административно-территориальных единиц второго уровня (п. "b" ст. 113 СК; ч. 1 ст. 35 ГКМ) [4; 2]; выборные коллегиальные органы административно-территориальных единиц первого уровня (п. "c" ст. 113 СК);
2) органы, устанавливающие опеку и попечительство, - органы местного публичного управления (ч. 4 ст. 142 СК);
3) органы, выполняющие функции органа опеки и попечительства, - в административно-территориальных единицах второго уровня районные отделы социального обеспечения и защиты семьи, Управление по защите прав ребенка муниципия Кишинэу (a); в административно-территориальных единицах первого уровня примары сел (коммун), городов (муниципиев), отдел социального обеспечения и защиты семьи муниципия Бэлць (b) (ч. 2 ст. 113 СК).
3. Срок установления опеки и попечительства
Республика Беларусь. Опекун или попечитель должен быть назначен не позднее месячного срока с момента, когда органам опеки и попечительства стало известно о необходимости установления опеки или попечительства (ст. 151 КоБС).
Республика Молдова. В соответствии с ч. 4 ст. 142 СК и ч. 1 ст. 36 ГКМ опека и попечительство устанавливаются на основании письменного заключения органа опеки и попечительства не позднее месячного срока с момента принятия соответствующего заявления [4; 2]. Согласно ч. 2 ст. 36 ГКМ, до назначения опекуна или попечителя их функции исполняет орган опеки и попечительства.
4. Порядок установления опеки и попечительства
Республика Беларусь. В соответствии со ст. 147 КоБС опека и попечительство устанавливаются по месту жительства лица, подлежащего опеке или попечительству, или по месту жительства опекуна, попечителя, если это отвечает интересам подопечного. Согласно ч. 5 ст. 151 КоБС на основании решения органа опеки и попечительства о назначении гражданина опекуном или попечителем ему выдается удостоверение на право представления интересов подопечного. В соответствии со ст. 149 КоБС при временном отсутствии родителей по уважительным причинам (командировка, болезнь и т. п.), если ребенок оставлен ими на попечение родственников или других близких лиц, установление опеки или попечительства необязательно. При длительном (более шести месяцев) отсутствии родителей опека или попечительство над их детьми устанавливается, если это необходимо в интересах детей.
Республика Молдова. Прямое указание на выбор места установления опеки и попечительства в СК отсутствует. Однако ч. 3 ст. 38 ГКМ предусматривает, что опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, по собственной инициативе или по ходатайству лиц, на которых возложена обязанность информировать орган опеки и попечительства о необходимости установления опеки или попечительства в отношении определенного лица: a) близкие лица, управляющие и жители дома, в котором лицо проживает; b) орган записи актов гражданского состояния - в случае регистрации смерти, а также публичный нотариус - в случае открытия наследства; c) судебные инстанции, работники прокуратуры и полиции - в случае назначения, применения или исполнения наказания в виде лишения свободы; d) органы местного публичного управления, учреждения охраны детства, а также любые другие лица [2].
5. Лица, над которыми устанавливается опека
и попечительство
Республика Беларусь. Опека, в соответствии со ст. 144 КоБС и ст. 32 Гражданского кодекса Республики Беларусь, устанавливается над малолетними, а также над лицами, признанными судом недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия. Согласно ст. 145 КоБС, ст. 33 ГК попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами.
Республика Молдова. Опека устанавливается над детьми в возрасте до четырнадцати лет (ч. 2 ст. 142 СК). Часть 1 ст. 33 ГКМ устанавливает, что опека устанавливается над лицами, признанными недееспособными, а в случае необходимости - и над несовершеннолетними, не достигшими 14 лет. В соответствии с ч. 3 ст. 32 ГКМ определены случаи необходимости: отсутствие у несовершеннолетних родителей или усыновителей; лишение судебной инстанцией родителей родительских прав; иные причины. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет (ч. 3 ст. 142 СК), а также над физическими лицами, ограниченными судебной инстанцией в дееспособности вследствие злоупотребления алкоголем или употребления наркотиков и других психотропных веществ.
6. Выбор опекуна и попечителя
Республика Беларусь. В соответствии с ч. 1 ст. 152 КоБС при выборе опекуна или попечителя принимаются во внимание его личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним, членами его семьи и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а также желание лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, достигшего десяти лет. Кроме того, согласно ч. 5 ст. 118 КоБС при устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны учитываться родственные связи, этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании. При наличии нескольких лиц, желающих стать опекунами, попечителями одного и того же подопечного, преимущественное право предоставляется родственникам подопечного при условии обязательного соблюдения всех предъявляемых законом требований, а также интересов подопечного. В соответствии с ч. 4 ст. 151 КоБС один опекун, попечитель может быть назначен нескольким подопечным, если их интересы не находятся в противоречии. Лица, не состоящие между собой в браке, не могут быть опекунами, попечителями одного подопечного. Опекун и попечитель могут быть назначены только с их согласия.
Республика Молдова. Согласно ст. 143 СК, ч. 1 ст. 38 ГКМ опекуном или попечителем могут быть назначены отдельное физическое лицо или супружеская пара, если они не находятся в одном из положений несовместимости и если они прямо выразили свое согласие. При назначении опекуна (попечителя) учитываются его моральные и иные личные качества, возможности и способности к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), а также отношения его и членов его семьи с ребенком. Опекун ребенка, достигшего возраста десяти лет, может быть назначен только с согласия ребенка. В соответствии с ч. 3 ст. 115 СК при выборе формы защиты несовершеннолетнего учитываются его интересы, а также его этническое происхождение, принадлежность к определенной культуре, вероисповедание, язык, состояние здоровья и развитие в целях создания условий жизни, которые обеспечивали бы преемственность в воспитании ребенка.
7. Требования, предъявляемые к личности опекуна
или попечителя
Республика Беларусь. В соответствии со ст. 153 КоБС опекунами и попечителями могут быть дееспособные лица обоего пола, за исключением лиц: больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией; состояние здоровья которых не позволяет им осуществлять права и выполнять обязанности опекуна, попечителя; лишенных судом родительских прав; бывших усыновителей, если усыновление отменено вследствие ненадлежащего выполнения усыновителем обязанностей; отстраненных от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей; имеющих судимость за умышленные преступления; осуждавшихся за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления против человека; дети которых были признаны нуждающимися в государственной защите в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением данными лицами своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей.
Республика Молдова. В соответствии с ч. 4 ст. 38 ГКМ не может быть назначено опекуном и попечителем лицо: a) являющееся несовершеннолетним; b) признанное недееспособным или ограниченно дееспособным; c) лишенное родительских прав; d) признанное неспособным быть опекуном или попечителем по состоянию здоровья; e) усыновившее ранее ребенка, если усыновление было отменено по причине ненадлежащего исполнения обязанностей усыновителя; f) ограниченное в осуществлении своих политических или гражданских прав на основании закона или судебного решения, а также ведущее себя неподобающим образом; g) интересы которого находятся в противоречии с интересами подопечного; h) устраненное нотариально удостоверенным актом или завещанием, составленным родителем, который до момента своей смерти самостоятельно осуществлял родительское попечение; i) отстраненное ранее от выполнения обязанностей опекуна или попечителя; j) страдающее хроническим алкоголизмом или наркоманией; k) состоящее в трудовых отношениях с учреждением, в котором находится ребенок, нуждающийся в опеке (попечительстве). Часть 4 ст. 143 СК дублирует названные категории лиц и добавляет еще одну: лиц, не имеющих места жительства на территории Республики Молдова.
8. Безвозмездность исполнения обязанностей по опеке
и попечительству
Республика Беларусь. Согласно ст. 156 КоБС обязанности по опеке и попечительству выполняются безвозмездно, при этом опекун или попечитель имеет право на возмещение расходов, которые он понес из собственных средств на ремонт, содержание имущества подопечного, другие необходимые нужды. В соответствии со ст. 163 КоБС опекуны, попечители не обязаны содержать лиц, находящихся под их опекой, попечительством, за счет собственных средств.
Республика Молдова. В соответствии с ч. 2 ст. 147 СК, а также с ч. 2 ст. 39 ГКМ обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, являются личными обязательствами (ч. 1 ст. 39 ГК). Опекуны и попечители вправе требовать возмещения всех расходов, произведенных в связи с исполнением опеки и попечительства. Согласно ч. 3 и 4 ст. 41 ГКМ опекун получает суммы, полагающиеся подопечному в виде пенсий, пособий, алиментов, иных текущих доходов, и расходует их на содержание подопечного. Если текущих доходов или денежных средств подопечного недостаточно для покрытия всех необходимых расходов, последние могут быть покрыты за счет имущества, принадлежащего подопечному, с разрешения органа опеки и попечительства.
9. Прекращение опеки и попечительства
Республика Беларусь. В соответствии со ст. 178 КоБС по достижении подопечным четырнадцати лет опека прекращается, а лицо, осуществляющее обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без особого на то решения. По достижении подопечным восемнадцати лет попечительство прекращается без особого на то решения. Попечительство прекращается таким же образом и при вступлении несовершеннолетнего в брак, если ему был снижен брачный возраст (при эмансипации, беременности либо рождении ребенка - ч. 2 ст. 18 КоБС), а также при приобретении им дееспособности в полном объеме (эмансипация).
Республика Молдова. Согласно ч. 1 ст. 47 ГКМ, а также ч. 2 ст. 142 СК при достижении подопечным четырнадцати лет опека над ним прекращается, а лицо, осуществлявшее обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом. В соответствии с ч. 2 ст. 47 ГКМ попечительство прекращается после приобретения (восстановления) полной дееспособности.
Безусловными достоинствами молдавской модели опеки и попечительства над несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей, по сравнению с белорусской моделью, на наш взгляд, обладают следующие особенности этого института, закрепленные Семейным и Гражданским кодексами Республики Молдова:
1) более объемная цель установления опеки и попечительства над несовершеннолетними: воспитание, обучение, защита имущественных и личных неимущественных прав и интересов подопечных;
2) наличие центрального органа по защите прав ребенка;
3) возможность назначения в качестве опекуна или попечителя как отдельного физического лица, так и супружеской пары;
4) предоставление права исполнять обязанности по опеке и попечительству лишь совершеннолетним гражданам;
5) закрепление представляющих интерес критериев, исключающих из кандидатов в опекуны и попечители лиц, которые: состоят в трудовых отношениях с учреждением, в котором находится ребенок, нуждающийся в опеке или попечительстве; не имеют места жительства на территории Республики Молдова; устраненных нотариально удостоверенным актом или завещанием, составленным родителем, который до момента своей смерти самостоятельно осуществлял родительское попечение; ограниченных в осуществлении своих политических или гражданских прав на основании закона или судебного решения, а также ведущих себя неподобающим образом.
Представляется, что исследование выявленных особенностей в сфере отношений по опеке и попечительству над несовершеннолетними в Республике Молдова позволит усовершенствовать отдельные аспекты отношений по опеке и попечительству в Республике Беларусь.
Список литературы
1. Арутюнян Г. В. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей // Семейное и жилищное право. 2009. N 4. С. 3 - 8.
2. Гражданский кодекс Республики Молдова: Закон Респ. Молдова от 6 июня 2002 г. N 1107-XV (в ред. Закона Респ. Молдова от 23 мая 2013 г.) // Официальный монитор Республики Молдова. 2013. N 146/151. Ст. 456.
3. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье: Закон Респ. Беларусь от 9 июля 1999 г. N 278-З (в ред. Закона Респ. Беларусь от 7 января 2012 г.) // СПС "КонсультантПлюс": Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр"; Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2013.
4. Семейный кодекс Республики Молдова: Закон Респ. Молдова от 26 октября 2000 г. N 1316 (в ред. Закона Респ. Молдова от 11 мая 2012 г.) // Официальный монитор Республики Молдова. 2012. N 120/125. Ст. 396.
5. Ходырева Е. А. Правовые вопросы определения и назначения опекунов или попечителей на случай смерти единственного родителя несовершеннолетнего гражданина // Семейное и жилищное право. 2009. N 5. С. 16 - 19.
------------------------------------------------------------------
Название документа