Соотношение норм Семейного кодекса Российской Федерации и брачного права Русской Православной Церкви
(Гавриш И. В.) ("Семейное и жилищное право", 2010, N 2) Текст документаСООТНОШЕНИЕ НОРМ СЕМЕЙНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И БРАЧНОГО ПРАВА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ <*>
И. В. ГАВРИШ
-------------------------------- <*> Gavrish I. V. Parity of norms of the Family Code of the Russian Federation and the marriage right of Russian Orthodox Church.
Гавриш И. В., аспирант кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.
В данной работе анализируется часть основных действующих норм церковного права и их соотношение со светским семейно-брачным правом, автор демонстрирует внутреннюю противоречивость и показывает необходимость систематизации и кодификации церковного брачного права Русской Православной Церкви.
Ключевые слова: церковное право, каноническое брачное право Русской Православной Церкви, каноническое право.
In this paper the examines the major part of the existing legal regulations of religious law and their relationship with a secular family and matrimonial law, revealing their internal contradictions and showing the need to systematize and codify religious marriage regulations of the Russian Orthodox Church.
Key words: ecclesiastical law, canonical marriage law of Russian Orthodox Church, canon law.
Предметом исследования являются положения Семейного кодекса Российской Федерации (СК РФ) <1>, которые, как известно, имеют на территории РФ высшую юридическую силу, и нормы церковного брачного права Русской Православной Церкви (ЦБП РПЦ), обязательные к исполнению лишь ограниченным кругом лиц (в основном клириками). В данном исследовании в качестве эталона для сравнения выступает именно гражданское семейное законодательство, поскольку оно является не только общеупотребимым и обязательным, но и понятным и привычным. -------------------------------- <1> Та его часть, которая соответствует нормам именно брачного права Русской Православной Церкви, т. е. раздел II СК РФ ("Заключение и прекращение брака").
Актуальность данного исследования продиктована нерешенностью следующих проблем: насколько внутриконфессиональные нормы возможно согласовать со светскими и использовать их в светской правоприменительной практике, насколько они сообразуются с существующим секулярным укладом жизни и гражданскими законами. Цель нашей работы - выявить сближение позиций современного российского государственного брачно-семейного и церковного брачного права Русской Православной Церкви по ряду правовых вопросов. Существенным моментом, создающим сложность, а порой и невозможность дать однозначный ответ на вопрос, вынесенный в заглавие статьи, является отсутствие четко сформулированных действующих поныне норм церковного брачного права РПЦ. В отличие от государственного кодифицированного семейно-брачного законодательства церковное брачное право РПЦ до сих пор лишь отчасти инкорпорировано, но при этом имеет многовековую историю применения. Все содержание церковного брачного права РПЦ древние церковные каноны не регламентируют, его также не охватывают современные решения чиноначалия РПЦ, единственным исчерпывающе прописанным разделом остается раздел "Поводы к разводу". РПЦ осуществляет свою деятельность на основе Священного Писания и Священного Предания; канонов и правил святых апостолов, святых Вселенских и Поместных соборов и святых отцов; постановлений своих Поместных и Архиерейских соборов, Священного синода и указов Патриарха Московского и всея Руси, Устава Русской Православной Церкви. Задачи при проведении сравнительного анализа гражданского и церковного брачного права могут быть следующие: 1) выявление общих и отличных черт церковного брачного права СК РФ и РПЦ; 2) сопоставление существующих писаных норм церковного брачного права РПЦ и аналогичных им статей семейного законодательства (по возможности) с реально применяемыми в церковной среде нормами. Семейный кодекс Российской Федерации не имеет определения регулируемого предмета, в нем нет легального определения семьи и брака <2>. В церковном брачном праве этот вопрос проработан подробно с учетом истории церковного нормирования брака, начиная с Кормчей книги, которая дает определение брака как "мужеви и жены сочетание, сбытие во всей жизни, божественныя и человеческие правды общения" <3>. В настоящее время Архиерейский собор 2000 г., принявший "Основы социальной концепции", взял это определение брака Модестина (конец III в.). -------------------------------- <2> См.: Пчелинцева Л. М. Семейное право России. М., 2009. С. 2, 92. <3> Павлов А. С. 50 глава Кормчей книги как исторический и практический источник русского брачного права. М., 1887. С. 42.
Практика РПЦ настоящего времени предполагает вначале заключение гражданского брака, а уже затем церковного браковенчания (форма церковной регистрации брака). Вступить в брак на территории и по закону РФ могут граждане любого государства (ст. 156 СК РФ), а быть венчанными церковным браком могут только члены РПЦ, других поместных православных церквей или же перешедшие в православие инославные и иноверцы (через покаяние, через миропомазание и через крещение). Христианский брак в соответствии с учением Церкви есть богоустановленное Таинство. Религиозные браки на территории РФ приравнены к бракам гражданским, если они были совершены до образования или восстановления советских органов записи актов гражданского состояния <4>. -------------------------------- <4> См.: Семейное законодательство. Сборник нормативных актов и документов. М., 1995. С. 156.
Статья 10 СК РФ фиксирует место заключения брака, момент наступления правовых последствий. Так, местом заключения брака может быть только загс на территории РФ, а за ее пределами согласно ст. 157 СК РФ дипломатические представительства и консульства, браки граждан РФ, заключенные в других странах, по законам тех стран, признаются на территории РФ (ст. 158 СК РФ) при условии соблюдения норм ст. 14 СК РФ, которая оговаривает возможные препятствия к браку, в исключительных случаях регистрация возможна в больнице, местах лишения свободы <5>. В церковном праве оговаривается место заключения брака, оно должно выполняться приходским священником жениха или невесты (впервые упоминание об этом встречается в письменной Кормчей, затем оно повторяется в указах Священного синода (1765 г. и 1775 г.) и позднее в Своде законов гражданских Российской империи (т. X, ч. 1, ст. 25)), т. е. местом заключения брака должно считаться место постоянного проживания, и лишь в исключительных случаях разрешалось венчание в чужом приходе. В настоящее время в силу отсутствия у большинства брачующихся постоянного духовного общения с определенным духовником это правило не применяется и брак заключается в любом приходе, Церковь при этом исходит из принципа икономии (спасительного снисхождения). Любое место на территории России может быть выбрано для заключения брака, и в этом СК РФ и каноны РПЦ едины. Правовые последствия в церковном браке наступают только личного характера, в отличие от норм СК РФ (п. 2 ст. 10 СК РФ), по которому вследствие заключения брака возникают гражданско-правовые, что является на сегодня кардинальным различием. Имущественные отношения супругов брачное право РПЦ не регламентирует, в Своде законов Российской империи они относились к другому разделу в отличие от сегодняшнего Семейного кодекса. Судебная практика государства признает факты совместного проживания "нерасписанных супругов" брачными отношениями, в церковном брачном праве РПЦ подобное недопустимо. -------------------------------- <5> См.: Крашенинников П. В. Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. М., 2006. С. 42.
Статья 11 СК РФ оговаривает порядок заключения брака. Необходимым условием является личное присутствие. Заинтересованные лица могут сообщить в загс об известных им причинах, препятствующих заключению брака, и тогда загс может отказать в регистрации брака (п. 9 ст. 27 Закона об актах гражданского состояния). Данная норма была в церковном брачном праве синодального периода, носила название "обыск", когда священник накануне свадьбы производил опрос брачующихся на предмет возможных препятствий к браку, в настоящее время применение данной нормы в полной мере затруднительно. Требование светского закона о подаче заявления на вступление в брак за месяц до его регистрации возможно сравнить с древним обычаем обручения, только уже в форме личного заявления о намерениях, отказ от которых до заключения брака не влечет никаких правовых последствий. С целью избежать правовых коллизий вследствие действия церковной нормы о нерасторжимости обручения Синод в 1775 г. принял решение проводить обручение в одно время с венчанием <6>. Можно утверждать, что норма государства является в настоящее время фактически более прогрессивной и дает время для раздумий брачующимся. Но в связи с тем, что браку церковному предшествует брак гражданский, на практике такая возможность присутствует, если бы гражданский брак и венчание имели единые юридические последствия перед государством, то такая возможность отсутствовала бы. Выявление условий, препятствующих вступлению в брак, обязательно в обеих правовых нормах, равно как и возможность заинтересованных лиц подать заявление, подтвержденное документально, содержащее доказательства фактов, препятствующих заключению брака. -------------------------------- <6> См.: Цыпин В. Курс церковного права. Клин, 2004. С. 545.
Брачующимся при регистрации в органах загса делается отметка в паспорта, а священнослужители РПЦ выдают свидетельство о венчании. За обряд венчания в храме и заключение брака в органах загса взимается плата. Действует конституционный принцип: возможность обжаловать отказ в регистрации брака в судебном порядке (п. 3 ст. 11 СК РФ). В случае несогласия с отказом в венчании и основываясь на нормах церковного права, допускается обращение к вышестоящему церковному руководству с просьбой разрешить венчание. Ведение записей в книге регистрации актов состояния или в метрических церковных книгах и выдача брачных свидетельств являются общим правилом для светской и церковной формы регистрации брака. (Постановление Правительства РФ от 6 июля 1998 г. N 709 <7> и Синодальное постановление 1836 г.). -------------------------------- <7> СЗ РФ. 1998. N 28. Ст. 3359.
Церковное право, как и светское, подразумевает личное присутствие брачующихся на церемонии. Статья 12 СК РФ определяет условия вступления в брак как взаимное добровольное желание мужчины и женщины. Их обоюдная воля должна быть высказана лично и публично, что свидетельствует об отсутствии принуждения, как физического, так и психологического <8>. Церковь добровольность вступления в брак определяет как обязательное условие, в церемонию браковенчания внесены вопрошающие об этом слова (1677 г.) <9>. -------------------------------- <8> См.: Пчелинцева Л. М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. М., 2009. С. 79. <9> См.: Павлов А. С. Курс церковного права. СПб., 2002. С. 233.
Статья 13 СК РФ оговаривает минимальный брачный возраст - 18 лет. Ранее по закону Российской империи нижняя возрастная граница гражданского брачного совершеннолетия для невесты составляла 16 лет, а в Закавказье - 13 лет, для мужчин соответственно 18 лет и 15 лет в Закавказье <10>, церковное совершеннолетие наступало с 15 лет для мужчин и 13 для женщин. Несоблюдение возрастных границ по церковному византийскому брачному праву считалось "расторгающим препятствием". Нарушение гражданских брачных возрастных границ относилось к "нерасторгающим препятствиям". В настоящее время РПЦ придерживается в вопросе брачного совершеннолетия норм гражданского законодательства Российской Федерации. -------------------------------- <10> Свод законов Российской империи. Т. X. Ч. I. СПб., 1914. Статья N 3.
Статья 14 СК РФ просто определяет препятствия к заключению брака. ЦБП РПЦ относится к этому вопросу более дифференцированно и препятствия к браку разделяет на абсолютные (при наличии которых невозможно вступление в брак ни при каких условиях) и условные (когда заключение брака невозможно между данными лицами), а также выделяет расторгающие и нерасторгающие препятствия. Светское законодательство основывается на определенных национальных и гражданских традициях и обычаях, признает только единобрачие <11>. И в РПЦ связанность предыдущими брачными узами не допускает вступления в новый брачный союз <12>. Моногамный разнополый брак и недопустимость полигамии являются общими для светского и церковного права. -------------------------------- <11> См.: Крашенинников П. В. Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. М., 2006. С. 55. <12> См.: Суворов Н. С. Учебник церковного права. М., 2004. С. 324 - 325; Цыпин В. Курс церковного права. Клин, 2004. С. 551.
Не допускаются браки между близкими родственниками (ст. 14 СК РФ) по прямой восходящей и нисходящей линиям. Мотивируется данное ограничение желанием снизить вероятность появления потомства с высокими процентом наследственных заболеваний, а также соображениями морали и нравственности <13>. Отношения свойства не являются препятствиями к заключению брака в светском законодательстве (в свойстве состоят каждый из супругов с родственниками другого супруга, а также родственники супругов между собой), возможен брак между сводными братьями и сестрами в отличие от церковного права, где свойство выступает запретом к браку. В РПЦ по этому поводу имеются более строгие ограничения, признаются нормы, принятые Священным синодом в 1810 г., по которым браки между родственниками вплоть до четвертой боковой степени родства подлежали расторжению, браки до седьмой степени родства могли совершаться по разрешению епархиального архиерея. Эта норма частично совпадает с СК РФ. -------------------------------- <13> См.: Крашенинников П. В. Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. М., 2006. С. 56.
Поскольку по причине индивидуализации общества и, как следствие, разобщенности родственных связей дальние степени родства трудноустановимы, на практике соблюсти вышеуказанные нормы не всегда оказывается возможно. Гражданское родство (усыновление) и недееспособность являются общими препятствиями к браку для двух законодательств. Этим перечнем исчерпываются препятствия к браку в светском законодательстве. По государственному праву, если лицу после вступления в брак стало известно о наличии фактов, препятствующих заключению брака, оно может в судебном порядке требовать признания брака недействительным (ст. 27, 28 СК РФ), что соответствует норме церковного права о расторгающих препятствиях, при выявлении которых брак должен быть расторгнут. Церковное брачное право содержит дополнительные указания на препятствия к браку, помимо тех, которые являются общими в двух законодательствах. Это абсолютные препятствия (например, верхняя возрастная граница женщинам установлена в 60 лет и мужчинам в 80 лет). Не имеет аналогов в церковном брачном праве ст. 15 СК РФ в части медицинского обследования лиц, вступающих в брак. Бесплатное медицинское обследование лиц, вступающих в брак, по экономической причине не приобрело массового характера <14>. -------------------------------- <14> См.: Ахметьянова З. А. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. М., 2010. С. 57.
По семейному законодательству (ст. 16 СК РФ, глава 4 СК РФ "Прекращение брака" состоит из ст. 16 - 26) брак прекращается вследствие смерти или признанием судом умершим одного из супругов, по заявлению одного или обоих супругов и по заявлению опекуна недееспособного лица. В церковном праве смерть также является основанием для прекращения брака. Церковное брачное право не признает развода по обоюдному согласию супругов. Брак в церкви считается нерасторжимым при жизни супругов (за исключением прелюбодеяния), но исходя из принципа икономии РПЦ допускает расторжение при наличии исчерпывающих поводов к разводу. Следует отметить, что раздел церковного права "Поводы к разводу" является в церковном брачном праве единственным, который имеет четко и ясно сформулированные писаные нормы. Если светское законодательство допускает любое количество браков, то церковное право только три брака. При наличии определенных условий в РПЦ разрешается вступление в новый брак, но количество их не может быть более трех (РПЦ допускает вступление во второй брак вдовам (при наличии беременности после ее разрешения) и вдовцам, а для виновной стороны в разводе через несколько лет в зависимости от тяжести греха (при этом настаивать на разводе может только невиновная сторона), в третий же брак разрешается вступать при отсутствии детей и до сорока лет (данные нормы установились в синодальный период и до настоящего момента не пересматривались)). Норма ст. 17 СК РФ ограничивает право супруга на развод при беременности жены и по истечении года после рождения ребенка, что сделано в интересах матери и ребенка. ЦБП РПЦ подобной нормы не имеет да и иметь не может, так как добровольный развод отсутствует. Статьи 18 - 26 СК РФ процедурные, строго регламентируют процесс развода, который имеет гражданско-правовые последствия. Согласно замечанию прот. В. Цыпина "церковная власть в наше время не проводит сложных судебных разбирательств, как проводили в синодальную эпоху в Консистории или Синоде... в своем решении суд опирается на показания самих супругов, свидетелей... свидетельство духовника, на решение гражданского суда, если оно уже состоялось" <15>. Расторжение венчанных браков в настоящий момент по устоявшейся практике осуществляется епископом после гражданского развода. Практическое применение этой нормы зачастую связано с затруднением, и лишь после фактически заключенного второго гражданского брака бывшим супругам удается получить епископское разрешение первого браковенчания <16>. В настоящий момент применение ЦБП РПЦ распространяется в основном на регистрацию брака, последующие же процедурные действия маловостребованны, отсюда их непроработанность. Устав РПЦ, гл. 10, ст. 19, п. "г", определяет общие черты процесса - "в соответствии с канонами решает вопросы, возникающие при заключении церковных браков и разводов". -------------------------------- <15> Цыпин В. Каноническое право. М., 2009. С. 708. <16> См.: Гавриш И. В. Основные нормы церковного брачного права Русской Православной Церкви и их применение в современной России // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 2009. N 4. С. 92.
Пункты 1 и 3 ст. 29 СК РФ оговаривают, что суд может признать фиктивный брак действительным, если лица, зарегистрировавшие такой брак, до рассмотрения дела судом фактически создали семью (при этом к моменту рассмотрения дела о признании брака недействительным должны были отпасть обстоятельства, которые в силу закона препятствовали его заключению). Как писал епископ Далматинский Никодим (Милаш), незаконный брак "может быть впоследствии признан законным, если при его заключении были такие препятствия, которые можно устранить без нарушения основы брака". Формулировка п. 1 ст. 29 СК РФ делает общими для двух законодательств следующие обстоятельства признания брака действительным: достижение брачного возраста, изменение фиктивного брака на фактический, признание дееспособности ранее недееспособного лица. Последствия признания брака недействительным (ст. 30 СК РФ) в части, касающейся детей, рожденных в этом браке, подобны таковым в церковном праве и не влияют на права ребенка. Подведем итоги. Русская Православная Церковь провозглашает в своих уставных документах уважение и соблюдение законов государств, на территории которых расположены ее приходы, что изначально очерчивает границы правового поля ее деятельности. Практическая работа Церкви в силу отсутствия отдельных прописанных норм может расходиться с этим утверждением (что не мешает Церкви, как и государству, восполнять правовые пробелы). При сравнительном анализе норм государственного семейного законодательства и церковного брачного права РПЦ были выявлены следующие сходства: добровольность вступления в брак, возрастной ценз вступления в брак, моногамность брака и отрицание однополых союзов, недееспособность одного из брачующихся является препятствием к заключению брака, недопустимость родственных браков (в церковном брачном праве этот перечень шире). Различия существуют в определении допустимой степени родства брачующихся, месте и времени заключения брака, длительности периода обручения, поводах к разводу, отсутствии единства христианской веры, наличии духовного родства, брака священнослужителей, количестве возможных браков. Большинство норм идентично по содержанию, при этом есть свои ограничения в запретах и дозволениях, процедуре их воплощения и по кругу лиц. Структура церковного брачного права (заключение брака, препятствия к заключению брака и расторжение брака) является выверенной временем и более стройной, нежели структура СК РФ (нормы о заключении брака, расторжении брака, недействительности брака). СК РФ в большей мере регулирует востребованные сегодня вопросы. ЦБП РПЦ регламентирует только личные нематериальные права в отличие от СК РФ, регулирующего часть материальных прав. Отсутствие кодификации ЦБП РПЦ (такой вопрос вставал начиная с XIX в.) затрудняет его применение. Затруднение кодификации вызвано рядом объективных причин <17>, однако систематизация действующих норм просто необходима уже сегодня, а это неизбежно потребует правоустанавливающих разъяснений со стороны РПЦ. Назрела необходимость приведения норм церковного брачного права Русской Православной Церкви в соответствие с условиями сегодняшнего времени. Сказывается недостаток специалистов в данной сфере <18> как в церковной среде, так и в светской (в отличие от синодального периода, когда церковное право повсеместно изучалось на юридических факультетах университетов). -------------------------------- <17> См.: Ведяев А. Проблемы кодификации брачного права Русской Православной Церкви // URL: http://www. spbda. ru/node/6335. <18> См.: Адельгейм П. Догмат о церкви в канонах и практике. Нижний Новгород, 2008. С. 206.
В настоящий период нормы церковного брачного права во многом противоречивы, часть из них утратила актуальность. Нормы СК РФ имеют свои изъяны, но они кодифицированы, что облегчает их применение (они могут быть взяты за основу при систематизации ЦБП РПЦ как минимум в рамках сведенного в единый процессуального раздела). Нормотворческая неторопливость вызвана недостаточно активной позицией самой РПЦ в обществе и, как следствие, слабой востребованностью этих норм гражданами, идентифицирующими себя как православные. Сегодня неоспорим приоритет закона государства над нормами религий, исповедуемых на ее территории. Главенство закона государства на сегодня является объединяющим фактором в обществе. При этом моральные религиозные принципы приобретают все больший вес в обществе.
Приложение
Брак Общность норм СК РФ и ЦБП Различие норм СК РФ и ЦБП РПЦ РПЦ
Кодификация норм Только СК РФ
Юрисдикция Только члены РПЦ (крещеные) в отличие от общей СК РФ
Определение Есть определение брака
Место Любое место заключение брака на территории РФ
Время В ЦБП РПЦ присутствуют календарные и суточные ограничения
Добровольность Обязательна
Дееспособность Обязательна
Опрос Производится на предмет выявления препятствий к браку
Моногамность Моногамный брак, заключенный между мужчиной и женщиной
Возраст Нижняя возрастная планка Верхняя возрастная планка единая в ЦБП РПЦ имеет ограничения
Обручение При наличии оговоренных В ЦБП РПЦ совмещено с условий СК РФ подача церемонией венчания заявления совмещается с заключением брака
Обжалование отказа в В рамках своей юрисдикции заключении брака
Плата Взимается за проведение церемонии
Сообщение о Производится знающими и препятствиях заинтересованными лицами
Церемония Проводится
Личное присутствие Обязательно
Документ Выдается
Ограничение по Прямое родство В ЦБП РПЦ ограничения степени родства до седьмой степени родства (до четвертой степени родства ограничение, расторгающее брак)
Свойство В ЦБП РПЦ является запретом
Препятствия к браку Дополнительные препятствия присутствуют в ЦБП РПЦ (абсолютные препятствия)
Гражданское родство Общее препятствие к браку
Духовное родство Только в ЦБП РПЦ
Признание Производится при брака выявлении недействительным обусловливающих это причин в рамках каждой юрисдикции
Религиозность Необходимо единство христианской веры
Большая разница в Не является препятствием возрасте
Социальное Не является препятствием неравенство
Права детей, Признаются рожденных в браке, признанном впоследствии недействительным
Последствия Моральные Брак, заключенный по заключения брака нормам СК РФ, имеет гражданско-правовые последствия
Количество браков Три ЦБП РПЦ допускает три брака, СК РФ - любое количество браков
Процедура развода В рамках своей юрисдикции В СК РФ регламентирована. ЦБП РПЦ - в пределах сложившейся практики (обычая)
Развод Смерть и безвестное ЦБП РПЦ имеет отсутствие одного из исчерпывающий перечень супругов поводов к разводу, который возможен только при их наличии
Последствия Моральные Развод по нормам СК РФ расторжения брака имеет гражданско-правовые последствия
------------------------------------------------------------------
Название документа