Региональная программа развития ювенальной юстиции как одна из форм поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

(Соболева Л. А.) ("Российская юстиция", 2010, N 2) Текст документа

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

Л. А. СОБОЛЕВА

Соболева Л. А., доцент, помощник председателя Пермского краевого суда.

В данной статье автор, опираясь на аналитические, статистические исследования, материалы собственной практики и исследований российских ученых, анализирует процесс внедрения элементов ювенальной юстиции в социальную практику Пермского региона и представляет как одну из форм помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Новым является публикация концепции и ряда содержательных компонентов региональной целевой программы "Правосудие и дети" (Пермская модель ювенальной юстиции), ведущим разработчиком которой является автор данной статьи, получившей поддержку российского Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Ключевые слова: ювенальная юстиция, поддержка детей находящихся в трудной жизненной ситуации.

This article is based on analytical and statistical researches, materials from the authors practice and researches of the Russian scientists. The author analyses the process of the application elements of juvenile justice to the social practice in Perm Region. And the author suspects that it is one of the forms to help children, which live in hard living conditions. This is a new publication of the conception and also some new regional components of the program "Justice and children". The author also created this program, which was approved of The Russian fund supporting children which live in hard living conditions.

Сегодня, по мнению ряда авторов, множественность элементов механизма защиты прав ребенка повышает значимость координационных начал в управлении деятельностью по социальной и правовой защите прав и законных интересов несовершеннолетних. По наблюдению исследователей, их пока не удается замкнуть в одну цепочку. Конструктивным представляется подход, нацеленный на формирование общих принципов и межотраслевых механизмов регулирования правоотношений с участием детей, согласование норм различных отраслей права и практики их применения по защите прав ребенка <1>. -------------------------------- <1> Абрамов В. И. Защита прав ребенка в России как предмет научного исследования // Ленинградский юридический журнал. 2008. N 2 (12). С. 80 - 95.

По мнению А. Сулеймановой, современное подрастающее поколение изначально обречено на кризисную социализацию в современных условиях, причем девиантное поведение сегодня является большей нормой для подростков, чем законопослушное, общественно полезное поведение. Главная задача - предупредить деликвентные проявления, а не бороться с наступившими неблагоприятными последствиями. Региональный аспект предупреждения девиантного поведения подростков должен позволить предпринять те мероприятия, которые на местном уровне были бы адекватны специфике показателей <2>. -------------------------------- <2> Сулейманова С. Т. Деликвентное поведение подростков в современном российском обществе: факторы и социальный контроль // Отечественный журнал социальной работы. 2009. N 1. С. 52, 60.

В этой связи особенно актуальными видятся создание и реализация социальных программ, направленных на снижение противоправного поведения несовершеннолетних. В Пермском крае проживает 536474 ребенка. В последние 3 года наблюдается снижение детской преступности с 5615 преступлений в 2005 г. до 3486 в 2008 г., т. е. уровень преступности несовершеннолетних по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. стал ниже на 27,3% <3>. Снижается удельный вес подростковой преступности в составе всех преступлений с 10,4% в 2005 г. до 9,4% в 2007 г. и 7,7% в 2008 г. Данный показатель ниже, чем за аналогичный период прошлого года, но выше, чем в среднем по Приволжскому федеральному округу, который составляет 6,8%. -------------------------------- <3> По данным ВЦ ГУВД Пермского края за 12 месяцев 2008 г.

Вместе с тем, несмотря на снижение общего количества совершенных подростками преступлений и количества участников преступлений, соотношение лиц, совершивших преступления, к численности несовершеннолетних в возрасте 14 - 17 лет в территориях края остается практически без изменений (2006 г. - 4975 чел. (2,9%); 2007 г. - 4408 чел. (2,8%); 2008 г. - 3385 чел. (2,4%)). По оценке ГУВД Пермского края, несмотря на то что есть тенденция снижения криминальной активности подростков, преступность несовершеннолетних продолжает оставаться одной из серьезнейших проблем и сохранение сложной криминогенной ситуации в настоящее время проявляется не столько в количественных, сколько в качественных показателях подростковой преступности. По данным управления Судебного департамента по Пермскому краю, несмотря на некоторое снижение показателя осуждения к лишению свободы (число осужденных к лишению свободы по отношению к общему числу осужденных) (2005 г. - 28,9%; 2006 г. - 28,7%; 2007 г. - 26,9%), показатель совершения преступлений ранее судимыми (с неснятой и непогашенной судимостью) имеет тенденцию к росту (2005 г. - 26,1%; 2006 г. - 27,3%; 2007 г. - 27,3%). Не уменьшается количество совершенных подростками разбоев, умышленных причинений тяжкого вреда здоровью, вымогательств. Больше 14 - 16-летних втягивается в совершение преступлений. Раннее вовлечение подростков в преступную деятельность повышает вероятность формирования устойчивой установки на противоправное поведение. В результате в 2007 г. каждый 5 участник преступлений уже совершал ранее противоправное деяние. В Пермском крае почти каждое второе преступление совершается подростками в группе. Высок и удельный вес преступного рецидива среди подростков: более 18% подростков повторно совершают преступления, находясь под следствием или будучи осужденными. Кроме того, показатели преступности несовершеннолетних остаются одними из самых высоких в Приволжском федеральном округе. В этой связи от способности субъектов системы профилактики правонарушений подобрать и организовать исполнение мер воспитательного и социализирующего воздействия зависит и судьба несовершеннолетних, попавших в орбиту уголовного правосудия, и возможный рост будущего поколения преступников, и перспективы криминализации населения. Поэтому проблемы снижения и профилактики подростковой преступности, отработки соответствующих ювенальных, восстановительных технологий актуальны для Пермского региона. В Пермском крае с 2002 г. по 2004 г. в рамках областной целевой программы "Семья и дети Прикамья" был реализован пилотный проект, основанный на концепции восстановительного правосудия и методиках ведения восстановительных процедур на основе договора между Администрацией Пермской области и Межрегиональным общественным Центром "Судебно-правовая реформа" (г. Москва). Важным результатом работы в проекте стала организация "служб" восстановительных программ и формы этой организации в гг. Перми и Лысьве, подготовка специалистов по ведению восстановительных программ. Работа привела к следующим результатам: - в регионе подготовлены специалисты, получившие квалификацию в ведении восстановительных программ; - отработана в экспериментальном режиме сама практика проведения восстановительных программ и перечень оказанных в их рамках услуг; - в Пермской области создано "ядро" для профессионального сообщества. В последующие годы эта работа была продолжена в рамках краевой целевой программы "Семья и дети Пермского края на 2006 - 2010 годы", в формат которой, кроме прочих, были включены и проекты: "Выявление и реабилитация семей и детей, находящихся в социально опасном положении", "Внедрение восстановительных (ювенальных) технологий в деятельность субъектов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних" <4>. -------------------------------- <4> Закон Пермского края "О краевой целевой программе "Семья и дети Пермского края на 2006 - 2010 гг.".

В рамках проекта "Внедрение восстановительных (ювенальных) технологий в деятельность субъектов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних" ведется обучение специалистов органов и учреждений системы профилактики правонарушений восстановительным технологиям, осуществляется материально-техническая поддержка ресурсными центрами, выполняющими функции методического сопровождения внедрения восстановительных технологий в деятельность школьных служб примирения. На всей территории Пермского края в деятельность субъектов профилактики внедряются восстановительные технологии. В учреждениях образования края создано более 440 школьных служб примирения, 40 муниципальных служб примирения, работа которых направлена на разрешение конфликтных ситуаций в образовательных учреждениях на ранней стадии их возникновения. Специалисты социальных служб прошли обучение восстановительным технологиям, в течение года успешно использовали их в процессе реабилитации несовершеннолетних, совершивших правонарушения или преступления. По мнению представителей правительства Пермского края, следует считать результатом реализации проектов, направленных на работу с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении, снижение преступности среди несовершеннолетних в Пермском крае и снижение числа несовершеннолетних, совершивших преступления, на 27% в 2008 году. В судебной системе Пермского края с 2006 года начата деятельность двух экспериментальных судов в г. Лысьва и Индустриальном районе г. Перми, реализуются Программы взаимодействия судов с органами исполнительной власти, созданные совместно с центром "Судебно-правовая реформа" г. Москвы, на основании и с использованием опыта судов Ростовской области, г. Москвы и Санкт-Петербурга. В 2008 году деятельность по развитию системы ювенальной юстиции получила новый импульс: - в экспериментальную работу включено 7 судов Пермского края; - между Пермским краевым судом и Правительством Пермского края заключено Соглашение о взаимодействии по внедрению элементов ювенальной юстиции в деятельность судов Пермского края и социальных служб от 17 декабря 2008 г. N 590 П; - разработан и внедрен пошаговый механизм и алгоритм взаимодействия судов, комиссий по делам несовершеннолетних, социальных служб по работе с несовершеннолетними правонарушителями, позволяющий применять элементы ювенальной юстиции на стадиях досудебного, судебного разбирательства, исполнения мер воспитательного воздействия. Данный механизм утвержден на заседании краевой КДН от 25 ноября 2008 г. N 5/2 и распространен на всей территории Пермского края; - на сайте Пермского краевого суда и 7 судов Пермского края созданы разделы "Вопросы ювенальной юстиции", где регулярно размещается информация о ювенальной юстиции и ходе реализации экспериментальной работы. В январе 2009 г. президиумом Пермского краевого суда принято решение эксперимент распространить еще на 13 судов Пермского края, таким образом, сегодня 20 судов из 50 внедряют ювенальные технологии. Основным результатом экспериментальной работы в судебной системе является увеличение числа дел, прекращенных за примирением сторон, при одновременном снижении числа повторных преступлений несовершеннолетних, внедрение элементов ювенальной юстиции. Из всех несовершеннолетних, охваченных экспериментальной работой, повторные преступления совершили 3%, в то время как в среднем число повторных правонарушений составляет 39%; увеличиваются показатели избрания видов наказаний, не связанных с лишением свободы, при одновременном снижении повторных преступлений среди этих несовершеннолетних; - обеспечивается индивидуализация и социальная насыщенность судебного процесса, при рассмотрении дел судья получает более обширный материал, содержащий "социальное досье" несовершеннолетнего и его семьи, итоги реабилитационной работы с несовершеннолетним, что позволяет объективней оценить ситуацию и вынести решение, направленное на перевоспитание несовершеннолетнего и снижение повторного противоправного деяния <5>. -------------------------------- <5> Вельянинов В. Н. О деятельности Пермского краевого суда по развитию ювенальной юстиции в Пермском крае // Федеральный научно-практический журнал "Вопросы ювенальной юстиции". 2009. N 4(24). С. 30 - 32.

На 01.06.2009 в Пермском крае: - в системе КДНиЗП и социальных служб внедрены в повседневную практику индивидуальные программы реабилитационной работы несовершеннолетних правонарушителей, детей, находящихся в социально опасном положении, с использованием восстановительных технологий; - в Пермском государственном университете на юридическом факультете с 2004 года преподается курс "Ювенальная юстиция: теория и практика". На базе созданного центра социально-правового образования РИНО ПГУ осуществляется дополнительная переподготовка и повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, судов, образовательных и социальных учреждений; - агентством по управлению социальными службами Пермского края создан краевой методический центр, осуществляющий обучение специалистов социальной сферы, а также методическое сопровождение внедрения восстановительных технологий; - на базе Пермской воспитательной колонии для несовершеннолетних создан реабилитационный центр профилактики повторных преступлений среди воспитанников колонии. В целом на сегодняшний день можно говорить о складывающейся "Пермской модели" ювенальной юстиции, при которой судебная система как основное звено отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, встроена в общую систему профилактики правонарушений среди несовершеннолетних объединяющую усилия досудебных (школьных и муниципальных служб примирения), судебных, пенитенциарных и постпенитенциарных учреждений. От эффективного взаимодействия ювенальной судебной системы и органов исполнительной власти будет зависеть снижение повторной преступности несовершеннолетних <6>. -------------------------------- <6> Соболева Л. А. Новые перспективы развития ювенальной юстиции в Пермском крае // Судебная власть, журнал Совета судей Пермского края. N 2 (21). С. 7 - 10.

То есть полагаем, что для достижения результатов в снижении преступности среди несовершеннолетних недостаточно только усилий специализированной судебной системы - необходимы системные меры на всех уровнях профилактики детской и подростковой преступности, основным механизмом которых являются индивидуальные профилактические программы и восстановительные технологии. Здесь автор соглашается с мнением Р. Р. Максудова и Л. Н. Карнозовой, в соответствии с которым центральными становятся идеи восстановительного правосудия, целями которого являются: - интеграция детей и семей в общество; - участие в выработке и реализации решения, прежде всего людей, которых касается эта ситуация; - забота об интересах жертв преступлений. Такая цель соответствует цели, указанной в Рекомендации (2003) 20 Комитета министров государствам - членам Совета Европы касательно новых способов работы с преступностью несовершеннолетних и роли правосудия по делам несовершеннолетних <7>. -------------------------------- <7> Рекомендация (2003) 20 Комитета министров государствам - членам Совета Европы касательно новых способов работы с преступностью несовершеннолетних и роли правосудия по делам несовершеннолетних // Восстановительная ювенальная юстиция. МОО Центр "Судебно-правовая реформа", 2007.

Таким образом, в Пермском крае созданы весьма благоприятные условия для внедрения системной модели предупреждения преступности несовершеннолетних как в социальной сфере, так и в сфере работы судов. Вместе с тем в ходе реализации вышеуказанной работы возникли проблемы, которые, полагаем, необходимо решать программно-целевым методом: - отсутствие достаточного количества специалистов в судебной системе и социальных службах, задействованных в реализации ювенальных восстановительных программ работы с несовершеннолетними правонарушителями; - недостаточное финансирование (в некоторых случаях его отсутствие) и отсутствие мотивации деятельности специалистов школьных и муниципальных служб примирения, помощников судей по делам несовершеннолетних, кураторов несовершеннолетних правонарушителей; - отсутствие информационного поля: потенциальные участники примирительных процедур (обвиняемые, потерпевшие, их родители) в большинстве случаев отказываются от участия в восстановительных программах в связи с непониманием их значения; - ограниченное количество проводимых межрегиональных и международных встреч по изучению и обмену накопленного опыта; - отсутствие должного уровня реабилитационных учреждений, неэффективность индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями; - отсутствие условий для успешной реабилитации воспитанников учреждений закрытого и открытого типа; - отсутствие постпенитенциарного сопровождения освободившихся из воспитательных колоний несовершеннолетних. Вместе с тем отсутствие нормативно-правовой, информационно-аналитической, статистической, организационной, кадровой и материально-технической основ деятельности служб, занимающихся внедрением элементов ювенальной юстиции, не позволяет этим службам в полной мере выполнять функции по профилактике и снижению преступности несовершеннолетних. В Пермском крае сегодня сложилось сообщество специалистов, единомышленников, готовых продолжать дальнейшую отработку этой деятельности, есть готовность судейского сообщества, органов исполнительной власти Пермского края, преподавателей юридического факультета Пермского государственного университета. Особенность сегодняшней правовой ситуации с восстановлением ответственности за социальное сопровождение несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, состоит в том, что соединение уголовно-процессуальных и социально-реабилитационных аспектов в работе с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом, пока на практике не достигается, а реабилитационная инфраструктура на территории не является базой социализирующей работы с несовершеннолетними, попавшими в орбиту уголовного преследования. С целью формирования, развития и распространения в Пермском крае института социальных работников при судах, включающего системную работу помощника судьи по делам несовершеннолетних с функциями социального работника, а также специалистов школьных служб примирения, муниципальных служб примирения, работников пенитенциарной и постпенитенциарной системы и внедрения модели взаимодействия судов и субъектов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних Пермским краевым судом совместно с Правительством Пермского края, Пермским государственным университетом разработана комплексная программа "Правосудие и дети" на 2009 - 2010 гг., получившая поддержку федерального Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Основными задачами программы являются: создание условий для объективного рассмотрения в судах обстоятельств дел несовершеннолетних с учетом их личностного развития, семейных обстоятельств и возможности исправления; создание условий (опорно-экспериментальных площадок по отработке и внедрению ювенальной технологии) для внедрения института социальных работников при судах; организация профессиональной подготовки и повышения квалификации социальных работников при судах; внедрение Порядка взаимодействия судов и ведомств - субъектов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, совершившими правонарушения и преступления; разработка и реализация межведомственных программ индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом, с использованием восстановительных технологий; совершенствование нормативных, организационно-управленческих, технологических, кадровых, материально-технических условий по профилактике правонарушений, преступлений (в т. ч. повторных) несовершеннолетних в Пермском крае; создание системы экспертно-методического сопровождения внедрения ювенальных технологий в Пермском крае, а также деятельности специалистов по реабилитации несовершеннолетних, совершивших правонарушения и преступления, и их семей; внедрение эффективных технологий реабилитации семей несовершеннолетних, совершивших преступления и находящихся в СОП, направленных на предотвращение повторных правонарушений и успешную социализацию несовершеннолетних. Программа направлена на обеспечение приоритетности профилактической направленности мероприятий в процессе организации работы с несовершеннолетними, совершившими правонарушения и преступления; завершение работы по созданию школьных служб примирения, муниципальных служб примирения как составляющих системы профилактики преступности несовершеннолетних; создание системы информационного и информационно-аналитического, статистического сопровождения деятельности по внедрению ювенальных технологий в деятельность субъектов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в Пермском крае; внедрение восстановительных технологий в специальные учебно-воспитательные учреждения для детей с девиантным поведением (открытого и закрытого типа). Исходя из цели и задач программы, а также учитывая особенности развития социальных служб региона, система мероприятий по внедрению ювенальных технологий и формированию института социальных работников при судах разделена на три основных содержательных блока. Блок I. Система досудебных мер профилактики детской преступности и внедрения восстановительных технологий, включает в себя: - организацию и поддержку деятельности школьных служб примирения (ШСП). Поле решаемых проблем ШСП - снижение уровня детской конфликтности на уровне школы посредством внедрения восстановительных технологий в деятельность образовательных учреждений; - организацию и поддержку деятельности муниципальных служб примирения (МСП). Поле решаемых проблем МСП - методическая поддержка ШСП, разрешение наиболее сложных конфликтных ситуаций, возникающих в ШСП, взаимодействие с судами при реализации восстановительных и примирительных программ; - организацию работы социальных служб реабилитации семей и детей, находящихся в социально опасном положении (ССР). Поле решаемых проблем ССР - реализация восстановительных технологий и программ реабилитации с несовершеннолетними, совершившими административные правонарушения, общественно опасные деяния. В результате реализации данных мероприятий ожидается снижение числа общественно опасных деяний, административных правонарушений, преступлений, первичной преступности среди несовершеннолетних, поскольку в данном блоке сосредоточена работа с детьми, в большинстве своем не попавшими в поле зрения суда. Блок II. Система мероприятий по внедрению ювенальных технологий в деятельность судебной системы, включает в себя: - создание опорно-экспериментальных площадок по отработке и внедрению ювенальной технологии - института помощника судьи по делам несовершеннолетних с функциями социального работника в 2009 году - в 20 судах края. В 2010 году - во всех 50 судах Пермского края; - профессиональную подготовку и повышение квалификации помощника судьи по делам несовершеннолетних с функциями социального работника. Включает в себя обучение судей и помощников судей основам ювенальной юстиции, проведение конкурсов на лучшую организацию работы по внедрению ювенальных технологий; - разработку и реализацию межведомственных программ индивидуальной работы с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом (восстановительных, примирительных и др. программ); - отработку механизма работы помощника судьи с функциями социального работника непосредственно в суде (должностные регламенты, механизм взаимодействия с социальными службами, подготовка "социального досье"); - разработку механизмов оценки деятельности института социальных работников, взаимодействующих с судами; - создание системы информационного, информационно-аналитического и экспертно-методического сопровождения деятельности по внедрению ювенальных технологий в деятельность субъектов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в Пермском крае. В результате реализации мероприятий данного блока ожидается: Возрастание числа дел в отношении несовершеннолетних, рассмотренных в судах с использованием восстановительных технологий; создание в Пермском крае института социальных работников при судах; создание устойчивого организационно-правового механизма существования института социальных работников при судах, а также комплексной системы организации индивидуальной профилактической работы с семьями несовершеннолетних, совершивших преступления и правонарушения; повышение качества процесса реабилитации несовершеннолетних и их семей через внедрение эффективных технологий работы специалистов служб примирения и социальных служб реабилитации семей и детей, находящихся в СОП; создание единого образовательного, информационно-методического, информационно-коммуникационного пространства Пермского края в сфере организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, совершившими преступления и правонарушения, а также находящимися в социально опасном положении, и их семьями; а также создание системы информационного и информационно-аналитического, статистического сопровождения деятельности по внедрению ювенальных технологий и создание экспертного сообщества, сопровождающего деятельность по внедрению ювенальных технологий в Пермском крае. Блок III. Система послесудебных мероприятий, включает в себя: - отработку механизма взаимодействия суда и служб, в которых находится несовершеннолетний осужденный; - внедрение восстановительных технологий в деятельность учреждений исполнения наказания, ГУВД, специальных учреждения для несовершеннолетних закрытого типа; - внедрение системы постадаптации освободившихся воспитанников учреждений закрытого типа, воспитательных колоний; - отработку системы реабилитации условно осужденных несовершеннолетних. В целом в результате реализации всех мероприятий в комплексе предполагается снижение показателей повторной преступности несовершеннолетних, а следовательно, уменьшение числа детей, попадающих в связи с данными обстоятельствами в трудную жизненную ситуацию.

------------------------------------------------------------------

Название документа